Электричество в Древнем Египте.
Метки: загадки истории, Древний Египет
Неабсолютная монархия хеттов.
Во II тысячелетии до н. э. на территории Малой Азии существовало величайшее из царств — Хеттское. Под стать ему были только Вавилония и Египет. Оно, ставшее одним из первых образцов структурированного классового общества, простояло практически шесть столетий и рассыпалось под мечами иноземцев. Осколки его наследия разбросаны теперь по всему миру — чинно и горделиво хетты, [ Читать далее... → ]
Метки: Хетты
Фоменко о приписанном 1000-летии
Без заголовка
природы от Global Heritage Fund:
http://www.facebook.com/med...
Некоторые черты характера правления древнеиранских царей.
В 522 г. до Р.Х. Вавилон был завоеван персами, и Кир стал правителем огромной могущественной империи. «Народы, отдаленные от Кировых областей на несколько дней или на несколько месяцев пути, никогда его не видавшие, или отчаявшиеся когда-либо его увидеть, охотно признавали власть его над собою. Поэтому-то он затмил собою всех государей, коих порода или право завоевания возводили на престол… он умел приобрести любовь своих подданных до того, что им приятно было жить под его властию». [Ксенофонт «Киропедия» гл.1]. Царь Кир неоднократно упоминается в Священном Писании и в первый раз- как предмет пророчества еще за полтора века до своего рождения: «Который (то есть Господь) говорит о Кире: пастырь Мой, и он исполнит всю волю Мою и скажет Иерусалиму: «ты будешь построен!»- и храму : «ты будешь основан!» Так говорит Господь помазаннику Своему Киру: Я держу тебя за правую руку, чтобы покорить тебе народы, и сниму поясы с чресл царей, чтоб отворялись для тебя двери, и ворота не затворялись; Я пойду пред тобою и горы уровняю, медные двери сокрушу и запоры железные сломаю; И отдам тебе хранимые во тьме сокровища и сокрытые богатства, дабы ты познал, что Я- Господь, называющий тебя по имени, Бог Израилев. Ради Иакова, раба Моего, и Израиля, избранного Моего, Я назвал тебя по имени, почтил тебя, хотя ты не знал Меня. Я- Господь, и нет иного; нет Бога кроме Меня; Я препоясал тебя, хотя ты не знал Меня, дабы узнали от восхода солнца и от запада, что нет кроме Меня; Я Господь, и нет иного». [Исаия 44.28-45.1-6].
В течении всего периода своего существования Ахеменидская империя обеспечивала за Азией сравнительно правильную и прочную правительственную систему на основе редкого для того времени уважительного и гуманного отношения к покоренным народам, каждый из которых сохранял свой язык, свою религию, свои нравы, законы, нередко, и своих национальных царей.
В характере иранских государей отражалось исконное благородство древних иранцев. «Начиная с пятилетнего возраста, и кончая двадцатилетним,-писал Геродот о персах,- обучают они детей только трем предметам: верховой езде, стрельбе из лука и правдивости. Лживость считают они постыднейшим пороком; вторым после него- иметь долги, между прочим и главным образом потому, говорят они, что должнику необходимо лгать».[Геродот136-138]. Рассказывая про царя Кира, Ксенофонт добавляет: «Он воспитывался по обычаю Персов, кои, отличались в этом от многих других народов, занимались прежде всего общественною пользою. В других землях воспитание детей предоставляется на волю отца; возмужав, они живут, как хотят: им запрещается только красть, грабить, нападать на домы, оскорблять кого-либо понапрасну, соблазнять жену другого, неповиноваться властям и, если кто нарушает закон по которой либо из сих статей, тот подвергается наказанию. Но законы персидские предупреждают зло и образуют граждан так, чтобы они никогда не были способны к подлости и разврату» [Ксенофонт «Киропедия» гл.1].
Обращает к себе особое внимание и отношение некоторых иранских, большей частью уже Сасанидских, царей к христианству. Это было замечено в свое время преподобным Ефремом Сирином. «Шапур обошелся с христианскими святынями Нисивина мягко, а Юлиан разрушил святыни в Антиохии и угрожал церквям Нисивина. Противопоставление между Юлианом и Шапуром служит именно доказательству глубокого нарушения порядка вещей:
Маг, вошедший в наш город,
Сохранил его святым к нашему стыду,
Он пренебрег своим храмом и почтил святыню,
Он низверг алтари, построенные из-за нашей немощи,
Он низверг портики к нашему стыду,
Ибо он знал, что только из единого Храма изошла
Благодать, что спасала нас от него три раза.
По мнению многих ученых в этих строках содержится свидетельство Ефрема о грехе отступничества, совершенном нисивинцами. Языческие алтари и портик, вероятно, были построены в ответ на угрозы Юлиана, и именно это сирийский поэт называет слабостью, духовной немощью. Именно по причине этого соблазна Нисивин был принесен в жертву. По мысли Ефрема, судьба Иерусалима, отданного на разрушение за грехи отступничества от Господа, до определенной степени может быть сопоставлена с судьбой Несевина» (Муравьев А. Учение о христианском царстве у преп. Ефрема Сирина/ Regnum aeternum, №1, Москва- Париж, 1996, стр.83.)
Метки: Кир
Трипольская культура.
Метки: загадки истории, археология
Апеллес.
Апеллес
Apelles
Ἀπελλῆς
Примерно 370 — 306 гг. до н. э.
Claude Callot Apelles and Raphael. 1686 г.
[ Читать далее... → ]
Метки: Эллинизм., Древняя Греция
Античные и византийские города в Крыму
Метки: Древняя Греция, Эллинизм., загадки истории, археалогия
Кир II Великий. Жизнеописание.
(греч. Кирус; перс. Куруш; евр. Кореш; англ. Cyrus the Great) родился около 593
г. до н.э. Сын Камбиса I из клана Ахеменидов, ведущего клана в персидском
племени, именовавшемся Пасаргадами. В своем воззвании к вавилонянам Кир называл
своих предков, Теиспа, Кира Первого и Камбиса I, "царями Аншана". Однако из
библейских источников известно, что Элам, одной из областей которого был Аншан,
под-вергся завоеванию в 596 г. до н. э., и возможно, что пасаргадская династия
Теиспа захватила Аншан в том самом году. Пасаргадские цари Аншана были вассалами
Мидийской империи вплоть до восстания Кира, который (согласно сведениям
Геродота, утверждавшего, что правление Кира продлилось 29 лет), вероятно, стал
царем в 558 г. Мятеж начался в 553 г. и завершился пленением царя Мидии Астиага
и захватом Эктабана, мидийской столицы. С того времени Кир стал именовать себя
"царем персов".
[ Читать далее... → ]
Метки: Древний Восток
Греческие пирамиды.
Мы привыкли считать родиной пирамид Древний Египет, Центральную Америку и Китай. Но, оказывается, пирамиды строили и в других странах, в том числе – в Древней Греции. На ее территории обнаружено как минимум восемь пирамид.
Наиболее известны три из них. Одна расположена примерно в четырех километрах от Аргоса, близ деревушки Хелленико; вторая – неподалеку от деревни Лигурия, поблизости от Эпидавра; третья – гробница Амфиона – находится в Фивах.
Забытые гробницы
Пирамида в Хелленико открыта для туристов
[ Читать далее... → ]
Метки: загадки истории, Древняя Греция
ПУТЕШЕСТВИЕ НА КРАЙ МИРА (ЕГИПТЯНЕ В АВСТРАЛИИ)
Чтобы незнакомый с этим произведением читатель понял о чем идет речь, напомню кратко сюжет этой книги, а именно интересующей нас первой ее части. В ней автор нам рассказывает историю о том, как фараон IV династии Джедефра, пришедший к власти в Египте после смерти своего отца Хуфу (Хеопса) желает укрепить могущество своей страны и своей власти. По совету жрецов бога Тота Джедефра посылает экспедицию на кораблях, с целью исследовать земли и дойти до края Великой Дуги - до края мира. Экспедиция, руководимая царским казначеем Баурджедом, после многолетнего тяжелого плавания, пережив кораблекрушения, различные приключения, огибает наконец всю Африку и на остатках полуразрушенных кораблей приплывает в Египет.
изображение Джедефра
Разумеется, большинство египтологов и историков признают сам факт такого дальнего морского путешествия в те далекие времена попросту невозможным. Но, как это ни парадоксально, подтверждение подобной, и даже более дальней экспедиции будет найдено спустя три года после смерти Ивана Ефремова и через 20 лет после публикации повести. К удивлению скептиков окажется, что писатель-фантаст был более осторожен в своем рассказе, нежели то, что показало в реальности это потрясающее открытие. Оно было сделано в 1975 году, не на Африканском материке, а аж в далекой Австралии, в Национальном парке Нового Южного Уэльса, в 100 км к северу от Сиднея. Парк был основан в 1967 году, до этого никто не замечал в горном ущелье древнее сооружение, скрываемое густыми зарослями кустарника в расщелине скалы шириной от двух до четырех метров. Сооружение представляет собой гробницу. естественные скальные "стены" которой были выровнены в древности, верх, видимо, когда-то был закрыт обрушившимися к настоящему времени каменными плитами. Все было бы ничего, если бы стены этой гробницы не были покрыты ЕГИПЕТСКИМИ (!) иероглифами. Иероглифы эти были не совсем обычными, не похожими на классическое иератическое письмо, поэтому некоторые египтологи сразу стали предполагать, что это подделка. Да и слишком неправдоподобным казалось увидеть египетские символы на столь дальнем континенте. Это было в разрез со всеми официальными научными концепциями. Но было хорошо видно выветривание, на некоторых частях скалы иероглифы были полустерты - на такой естественный процесс понадобилась бы не одна сотня лет. Нашлись египтологи, которые имели узкую специализацию на раннем иератическом письме. Они пришли к заключению, что надпись сделана на самом архаичном иероглифическом письме - на нем делались надписи в Раннем - начале Древнего Царства. Один из авторитетнейших египтологов Рей Джонсон, специалист по ранне-иератическим текстам, переводивший самые древние рукописи Каирского музея, смог перевести австралийскую надпись. В ней рассказывалась удивительная история, о том, как во времена IV династии была снаряжена экспедиция, которую возглавлял сын фараона Хуфу (Хеопса) Нефертиру. Вместе с ним был и его брат Неферджесеб, который и позаботился о том, чтобы была сделана эта надпись и гробница. Чем дальше мы вчитываемся в этот текст, которому почти 5000 лет, тем более необычайные, а, вместе с тем, трагические события перед нами разворачиваются. Поражает сразу то, что эта надпись на стенах гробницы, в отличие от подобных древнеегипетских надписей, написанных официальным, строгим и торжественны стилем, здесь имеет совершенно иной, личный, даже в какой-то степени интимный характер. В ней выражена полнота чувств, глубокое горе людей, оказавшихся на краю мира, вдали от дома, в чужой земле. Неподдельным, искренним трагизмом пронизан весь текст этой надписи. Это не церемониальная или строго догматизированная религиозная надпись, это живые слова, живой вопль живого человека, сломленного горем, но не опустившего руки. Во мраке неизвестности чувствуется надежда. Судя по словам надписи, ее, как и саму гробницу, сделал Неферджесеб, сын Хуфу для своего любимого брата Нефертиру - предводителя экспедиции, так неожиданно и безвременно умершего от укуса змеи здесь на дальнем рубеже мира. Видимо, сам Неферджесеб и сочинил эту надпись - настолько много личных обращений она содержит. Вот одно, пожалуй, самое трогательное из них, выражающее сильную любовь и привязанность к брату: "О, если бы я мог преодолеть воды священного Meр, чтобы обнять его, дух моего брата...". Сплотили трудности путешествия и всех участников экспедиции, они также болезненно переживают смерть своего начальника: "В трудном пути мы все плакали над телом." Надпись называет Нефертиру "добрым и милостивым" - видимо таким он и был на самом деле, иначе не плакали бы над его телом закаленные трудностями пути моряки и воины. Надпись не только является уникальным историческим источником, она может быть подлинной жемчужиной древнеегипетской литературы. Ее составитель не только был человеком образованным, но обладал и большим литературным талантом, который благодаря опыту странствий и страдания приобрел особую остроту и искренность. Рассказав о безрезультатном лечении и о молитвах, которые вся команда возносила за его брата, Неферджесеб выводит философское размышление: "Растения увядают, земля умирает, умирают многие мои от Бога Всевышнего, священного Meр. Мой обелиск опрокинулся, но не сломался".
статуэтка, изображающая Хуфу
Исторические сведения, полученные из этой надписи, бесценны, они способны переписать сложившееся представления о Древнем мире. Оказывается, что уже тогда египтяне посылали свои дальние экспедиции, видимо они, одни из многих, задолго до Колумба посещали Америку. Об этом недвусмысленно говорит надпись, рассказывая о том, как Нефертиру со своими спутниками "два года пробивался на запад". Таким образом, его путь лежал, видимо, по Средиземному морю через Гибралтарский пролив, затем через Атлантику он обогнул Южную Америку, и преодолев огромное расстояние по Тихому океану, приплыл к восточному берегу Австралии. Там их застигла морская буря и многие корабли были повреждены. Надпись говорит о том, что восточный берег, к которому пристали путешественники, был обитаемым, местные жители их дружелюбно встретили и помогли построить гробницу для Нефертиру. Экспедиция могла быть послана Хуфу, либо его преемником Джедефра, так как в тексте встречаются имена обоих фараонов. Значение надписей в Австралии неоценимо, они открывают новый взгляд на возможности и героизм людей того времени. Предлагаю читателю самому погрузиться о этот удивительный текст и прочитать наиболее полную доступную версию.
"Так говорит его Высочество Принц из этого жалкого места в этой стране, приплывший сюда на корабле. Сделана эта надпись для Короны Нижнего Египта, по слову Бога. Мы призвали для Сути земледельцев из этого места, в этой чужой земле. Я, Неферджесеб, сын фараона Хуфу, Царя Верхнего и Нижнего Египта, возлюбленный Птаха, приплыл сюда вместе с Сути. Он (Нефертиру) добрый и милостивый, последователь златовласого Бога Ра-Херу.
"Два года, которые я пробивался на запад, я, Нефертиру терпел сильную нужду, молился, радовался, боролся с насекомыми. Я, Его Высочество, слуга Божий, а Он Бог, приносящий насекомых, но и защищающий земледельцев, всех стоящих за божественного господина Хуфу, господина обеих Земель, самого могущественного из Нижнего Египта. Не все вернутся, мы идем вперед, мы не оглядываемся назад. У нас у всех повреждены корабли во время прилива. Мы связали наше судно. Змея явилась причиной смерти. "
Мы дали ему (Нефертиру) половину яйца из врачебного ящика, и молились Сокрытому, ибо он (Нефертиру) был поражен дважды. В трудном пути мы все плакали над телом, сохраняя то... что не допускается. Мы сидим на краю мира, местные жители на нас взирают с обеспокоенностью и глубокой любовью. Растения увядают, земля умирает, умирают многие мои от Бога Всевышнего, священного Meр. Солнце палит в спину, O! Хепера, самый высокий, это не так, как предсказывал оракул. Мой обелиск опрокинулся, но не сломался. Услышь, ибо мы одни перевязанные, ограничены в красной области земли. Во время цветения (то есть весной), мы окружили стеной из местных камней вход в камеру. Я все рассчитал и взял инструменты у местных жителей. Три двери в Вечность связаны с задней частью гробницы позади опор. Ожерелья помещены на своей стороне. Царский знак, означающий подарок Небес, как ты, О, Святой, Сияющий! Проникающий внутрь скрытого святилища этой гробницы. Вместе с серебряным кинжалом Царский Символ Великого Создателя. Вдали от города Пену и от всех остальных городов находится царственное тело. Этот человек царственный, который пришел из дома Бога, Нефертиру, сын Хуфу, царя Верхнего и Нижнего Египта, который умер ранее, покоится здесь. Он не из этих мест. Его дом Пену. Возвратите его в его город. Треть плодов я сам разделил на поминание. Прими его дух с любовью, о Всевышний. Да не будут черви в корзине с фруктами, преподнесенными ему. Пусть у него будет жизнь вечная. О если бы я мог преодолеть воды священного Meр, чтобы обнять его, дух моего брата..."
Автор статьи: Максим Бобков
Картуш Хуфу (Хеопса)
Картуши Джедефра (вверху), Хуфу и Нефертиру
Картуши Джедефра (вверху), Хуфу и Нефертиру
Картуши Джедефра (вверху), Хуфу и Нефертиру
Картуши Джедефра (вверху), Хуфу и Нефертиру
Картуш Хуфу (Хеопса)
Метки: Древний Египет, иероглифы, Хуфу, Джедефра
Черные камни Ики.
Канд. исторических наук Андрей Жуков
Древнейшая история человечества, охватывающая многотысячелетний период дописьменной истории, по сей день остается, по сути дела, terraincognita. Только в учебниках и обзорных работах, где на нескольких страницах запросто умещается весь этот период мировой истории, он предстает в виде достаточно ясной и последовательной картины. Но "нарисовать картинку" не так уж и сложно. И чем эта "картинка" проще, тем легче она укладывается в рамки существующей научной парадигмы.
[ Читать далее... → ]
Метки: загадки истории
Храм каменного века.
[ Читать далее... → ]
Метки: загадки истории
Пирр.
Жены: 1) Антигона; 2) Авдолеона; 3) Биркенна; 4) Ланасса, дочь сицилийского царя Агафокла.
Пирр принадлежал к младшей ветви Пирридов. Матерью его была Фтия, дочь фессалийца Менона, который стяжал себе славу во время Ламийской войны. Во все время своего правления Эакид поддерживал Олимпиаду и враждовал с Кассандром.
[ Читать далее... → ]
Метки: Древняя Греция, Эллинизм.
Тевтоны и кимвры.
Александр Габриэль Декамп (1803–1860). «Поражение кимвров» (1833). Лувр, Париж
[ Читать далее... → ]
Метки: Древний РИМ
Скарабей в Древнем Египте.
[ Читать далее... → ]
Метки: Древний Египет
Уважаемые участники сообщества!
http://my.mail.ru/community...
Форум Траяна
Basilica Ulpia, Forum of Trajan, Rome, dedicated 112 AD:
Reconstruction of interior frieze
Column of Trajan, Forum of Trajan, 112-113 AD:
Coin (aureus) showing column with original statue of heroically nude Trajan on top
Piranesi etching of base
Armor on base
Trajan addresses his soldiers (adlocutio)
Construction of a fort
Interrogation of a Dacian prisoner
Battle Scene with Jupiter Tonans in upper field
Battle scene with Jupiter Tonans in upper field
Drawing of Jupiter Tonans
Dying Dacians from right edge of scene with Jupiter Tonans
Decebalus from upper right edge of scene with Jupiter Tonans
Dacians attack Roman stronghold
Roman soldiers unload baggage
Dacian woman tortures Roman soldier
Suovetaurilia
Moorish cavalry
Roman testudo
Dacian dead from base of scene with Roman testudo
Submission of Dacians
Relocated Dacians
Acclamation of Trajan by his soldiers at end of First Dacian War
Trajan greeting friendly Dacians at beginning of Second Dacian War
Trajan dedicating bridge over Danube by Apollodorus of Damascus (behind Trajan)
Detail of Trajan dedicating bridge over Danube by Apollodorus of Damascus (behind Trajan)
Battle outside Sarmizegethusa (Dacian capital)
Dacians commit suicide by taking poison
Flight of Dacians
Piranesi Etching of Capital
Great Trajanic Frieze, originally from Forum of Trajan, Rome, now four sections on Arch of Constantine, Rome, late Trajanic or early Hadrianic:
Casts of four sections at Museo della Civilta Romana, EUR, Rome (read from right to left):
Right battle
Trajan charging
Detail of previous battle
Left battle
Trajan's arrival in Rome (adventus)
Detail of adventus
Trajan's head from adventus, reworked as Constantine
Arch of Trajan, Benevento, 114-118 AD:
Barrel vault, interior of arch
Trajan and Victory from apex of barrel vault, interior of arch
Piranesi etching of country side
Reconstruction of country side
River goddess, left spandrel, country side
River god, right spandrel, country side
Reconstruction of left attic panel, country side, with Trajan and gods
Right attic panel, country side, Trajan and Dacia or Italia personified
Detail of head of Trajan from previous relief
City side, with Victories in spandrels
Small frieze from city side (over central archway) showing Trajan and Victory riding in triumphal procession
Hadrian and Trajan from right attic panel, city side (see Kleiner fig. 193 for whole panel)
Trophy of Trajan, Adamklissi, Dacia, 109 AD:
Reconstruction
Reconstruction (detail)
Crenellations with Dacian captives
Roman horn players, metope 13
Roman standard and flag bearers, metope 29
Trajan and two soldiers, metope 36
Roman soldier & three Dacians, metope 37
Roman soldier kills father in front of Dacian family, metope 43
Tomb of Philopappos, Athens, 114-116 AD:
Consular procession
Hadrianic hunt roundels, reused on arch of Constantine, Rome, originally from Hadrianic monument, possibly a triumphal arch leading to tumulus-tomb of Antinous-Osiris on Palatine hill, Rome:
Order on arch of Constantine:
South roundels 1 and 2: departure for the hunt and sacrifice to Silvanus
South roundels 3 & 4: bear hunt and sacrifice to Diana
North roundels 1 & 2: boar hunt and sacrifice to Apollo
North roundels 3 & 4: lion hunt and sacrifice to Hercules
Suggested original pairings:
Departure for hunt and sacrifice to Apollo:
Recut head of Hadrian (Licinius or Constantine's father, Constantius Chlorus?)
Bear hunt and sacrifice to Silvanus:
Boar hunt and sacrifice to Diana:
Recut head of Hadrian as Constantine
Lion hunt and sacrifice to Hercules (same pairing as on arch of Constantine):
Detail of dead lion
Detail of Hercules with Victory
Recut head of Hadrian (Licinius or Constantine's father, Constantius Chlorus?)
Arco di Portogallo, 5th-century arch in Campus Martius, Rome, on which two Hadrianic reliefs were reused (see Kleiner figs. 221-222):
Etching from Peter Schenck's Roman Aeterna, 1705
Reconstruction of possible arch that two reliefs came from (see Kleiner figs. 221-222):
http://fvankeur.myweb.uga.edu/ARHI6900Reliefs.html
Метки: Форум Траяна
Изображения Адриана и Траяна
Kleiner, portrait type 2 (Paris 1250-Mariemont type), introduced 103-104 AD:
(Paris, Louvre)
Kleiner, Decennial type, introduced 108 AD:
(Rome, Vatican)
(Venice, Archaeological Museum)
(London, British Museum)
(London, British Museum)
Late Trajanic Coin (aureus) showing Trajan (obverse) and his father (reverse):
Trajanic Coin (sestertius) showing Plotina Augusta (after 105 AD):
Portraits of Hadrian:
Kleiner, portrait type 1 (Stazione Termini/accession type), introduced 117 AD:
(Houghton Hall, England)
From Temple of Apollo, Cyrene (now London, British Museum)
Kleiner, portrait type 2 (Vatican Chiaramonti 392 type), introduced 118 AD:
(Vatican, Rome)
Hadrianic coin (denarius) showing Hadrian, 118 AD
(Copenhagen, Ny Carlsberg Glyptotek)
Kleiner, type 6 (Cuirass - Paludamentum - Vatican Busti 283 type), introduced ca. 125 AD:
(Copenhagen, Ny Carlsberg Glyptotek)
(Rome, Captitoline Museum)
Kleiner, type 4 (Cuirass - Paludamentum - Bust Baia type), introduced 127 AD:
Bust from Baiae (now Naples, National Archaeological Museum)
(Naples, National Archaeological Museum)
(Rome, Vatican)
Kleiner, type 5 (Cuirass - Bust Imperatori 32 type), introduced 128 AD:
(Copenhagen, Ny Carlsberg Gylptotek)
Portraits of Antinous, 130-138 AD:
Mondragone type:
Posthumous portraits of Sabina, 136-138 AD:
Coin (bronze sestertius)
Statue of Sabina as Ceres from Baths of Neptune, Ostia (now Museo Ostiense)
Detail of previous statue
Statue of Sabina as Venus from Ostia (now Museo Ostiense)
Detail of previous statue
http://fvankeur.myweb.uga.edu/ARHI6900Images.html
Метки: Адриан, Траян, Римская империя
Искусство Римской империи 1 в. н. э.
Искусство Римской империи 1 в. н. э.
К концу 1 в. до н.э. Римское государство стало крупнейшей рабовладельческой державой. Его обширные размеры вызвали необходимость в сложном государственном аппарате для управления огромным хозяйством захваченных территорий. Необходимость централизации управления шла вразрез со старыми республиканскими формами общинного управления города-государства. В результате длительной борьбы между сословиями, сопровождавшейся глубокими социальными потрясениями эпохи гражданских войн, сложилась новая политическая форма власти - военная диктатура императора. Время от конца 1 в. до н.э. до падения Рима (5 в. н.э.) носит название периода империи. Причем время от конца 1 в. до н.э. до конца 3 в. н.э. называется периодом принципата (от слова принцепс - то есть первый среди сенаторов и граждан). Несмотря на фактически сложившуюся монархическую форму власти, официально считалось, что власть в римском государстве разделена между принцепсом (то есть императором) и сенатом. Такая форма правления была данью республиканским традициям.
Последние десятилетия 1 в. до. н.э. и начало 1 в. н.э. - время расцвета римской культуры и искусства. Литература этого времени представлена творениями величайших римских поэтов Вергилия, Горация и Овидия, историческая наука - работами Тита Ливия; в этот же исторический период работал знаменитый теоретик архитектуры Витрувий. Следует, однако, отметить, что если для римской литературы время Августа было периодом высших творческих достижений, то наиболее выдающиеся памятники изобразительного искусства были созданы в более позднее время - главным образом во второй половине 1 - первой половине 2 в. н.э.
Социальная направленность римского искусства периода империи выражалась в первую очередь в прославлении императора как носителя идеи величия Римского государства. Для искусства времени Августа (27 г. до н.э. - 14 г. н.э.) характерны поиски нового стиля, новых средств художественной выразительности, необходимых для воплощения общественных идей, выдвинутых эпохой империи. В это время римские художники особенно настоятельно обращаются к греческому искусству, причем своими образцами они выбирают произведения классической Эпохи - 5 - 4 вв. до н.э. Это накладывает особый отпечаток на памятники архитектуры и скульптуры августовского времени, соединяющие черты торжественной репрезентативности со строгой сдержанностью форм.
Ведущим искусством попрежнему остается архитектура. Строительство приобретает грандиозные масштабы. Усиленно сооружаются дороги, водопроводы, мосты. В Риме строится форум Августа, отстраиваются целые кварталы.
Одним из замечательных сооружений начала эпохи империи был форум Августа. В отличие от республиканского форума и форума Цезаря, которые были местом собраний и торговли и застраивались табернами (лавками), входившими в архитектурные комплексы этих форумов, форум Августа носил исключительно торжественный, государственный характер. Весь комплекс форума представлял собой симметрично построенную, замкнутую, изолированную композицию. Это продолговатая площадь, окруженная очень высокой рустованной стеной из туфа и травертина (высота ее 36 м), образующей в дальнем конце форума два симметрично расположенных закругления. Вдоль всей площади, примыкая к внутренней стороне стены, шли портики. Форум замыкался великолепным храмом Марса Ультора (Мстителя). Огромные размеры храма (высота колонн портика - почти 18 м), пышный и торжественный коринфский ордер, необычайная тщательность и красота отделки и скульптурного оформления дают основание считать его одним из лучших памятников храмовой архитектуры первой половины 1 в. н.э. В постройке его принимали участие греческие мастера.
266 а. Римский храм — так называемый Квадратный дом — в Ниме (южная Франция). Начало 1 в. н. э.
Ко времени Августа относится самый известный образец римского храма в форме псевдопериптера - так называемый «Квадратный дом» в Ниме (южная Франция). Законченный строительством в первые годы нашей эры, храм превосходно сохранился до нашего времени. Он поставлен на высоком подиуме, фасад подчеркнут глубоким портиком и ведущей к нему лестницей. Ордер храма - коринфский. В отличие от рассматривавшегося выше храма Фортуны Вирилис целла храма в Ниме более вытянута и по пропорциям близка к золотому сечению. Пропорции храма и орнаментация фриза отличаются изяществом, но формы несколько суховаты и холодны, что вообще свойственно стилю августовской архитектуры.
Весьма распространенными памятниками архитектуры Древнего Рима были триумфальные сооружения - арки, колонны, ростры (ораторские трибуны). Они воздвигались также в завоеванных областях в память исторических событий и военных побед и утверждали идею мощи римского оружия и римского государства. Из многочисленных триумфальных ворот и арок августовского времени до нас дошли лишь немногие. Наиболее интересны арки в Римини (27 г. до н.э.) и в Сузе (северо-западная Италия, 8 г. до н.э.). Это однопролетные арки строгих простых очертаний, увенчанные аттиком(Аттик - стенка, надстроенная над карнизом, венчающим сооружение, предназначенная для рельефа или надписи. Будучи архитектурной формой чисто римского происхождения, аттик применялся главным образом в триумфальных арках.), с посвятительной надписью.
Среди гражданских построек августовского времени выделяется законченный в 13 г. до н.э. театр Марцелла, вмещавший несколько тысяч человек. Сохранились остатки радиально расположенных стен, поддерживавших полукруглый зрительный зал, а также часть фасада театра, представляющая собой двухъярусную аркаду. Возможно, что был и третий ярус, не сохранившийся до нашего времени. Столбы и арки сочетаются с приставными полуколоннами и антаблементами тосканского ордера в первом и ионического ордера - во втором ярусе. Таким образом, в театре Марцелла мы впервые встречаемся с чрезвычайно характерной для римского зодчества многоярусной аркадой, образующей с ордером органическое целое. Эта архитектурная система найдет свое самое совершенное выражение в Колизее.
Римская империя.
266 6. Рельеф с Алтаря мира Августа. Мрамор. 13—9 гг. до н. э. Флоренция. Уффици.
К 13 - 9 гг. до н.э. относится Алтарь Мира, сооруженный в Риме на Марсовом поле. Это прямоугольное сооружение (11,6 X 10,55 м, высотой в 6 м) представляет собой обнесенную стенами площадку, в центре которой на ступенях поставлен алтарь. Стены снаружи и внутри покрыты рельефным орнаментом. В верхней части наружных продольных стен помещен фриз с изображением торжественной процессии, направляющейся к алтарю. В числе участников шествия - Август, члены его семьи, его приближенные, сенаторы и жрецы, изображенные с портретным сходством. На торцовой стене - аллегория благоденствия государства в правление Августа: богиня земли Теллус, ветры - Ауры, тучные стада. Композиция рельефов Алтаря Мира строится не на простой последовательности отдельных сцен, как в рельефе жертвоприношения на алтаре Гнея Домиция Агенобарба, а расчленена на отдельные сцены, сюжетно и ритмически связанные между собой. В пластическом отношении рельефы отличаются строгостью и ясностью. Растительный орнамент, покрывающий всю стену ниже фриза, замечателен мастерским сочетанием декоративных качеств с реалистической трактовкой листьев и побегов аканфа. Динамичный, легкий и нзящный растительный орнамент широко использовался в римском декоративном искусстве 1 в. н.э.
В портрете времени Августа наряду с официальным придворным портретом, имевшим преобладающее значение, сохраняется и реалистическая линия портрета.
269. Статуя Августа с виллы Ливии в Прима Порта. Мрамор. Начало 1 в. н. э. Рим. Ватикан.
Примером официального портрета является статуя императора Августа из Прима Порта (близ Рима), относящаяся к 1 в. н.э. Август изображен в виде полководца, в панцыре, с жезлом в левой руке; подняв правую руку, он обращается с речью к войску. Поза Августа проста и величава. Черты лица - широкий спокойный лоб, маленький рот, острый подбородок, слегка торчащие уши и небольшие зоркие глаза, передавая сходство, трактуются все же несколько идеализированно, так что облик приобретает облагороженный характер. В постановке фигуры, в обобщенной трактовке форм сказывается изучение произведений греческих скульпторов 5 - 4 вв. до н.э. Однако черты репрезентативности, присущие статуе Августа, и граничащая с холодностью строгость пластической формы - специфически римские качества. К статуе из Прима Порта по идее и стилевым особенностям близка найденная в Кумах и ныне находящаяся в Эрмитаже статуя Августа, представленного в виде Юпитера, восседающего на троне. Подобная идеализация и торжественная парадность образа, не свойственная прежде римскому портрету, представляет характерную черту официального портрета эпохи империи. Трактованные в более интимном плане портрет юного Августа, портрет жены Августа Ливии и другие памятники также отличаются чертами обобщенности и идеализации.
267. Статуя Августа в тоге. Мрамор.
Несколько особняком стоит портретная статуя Августа в тоге (Лувр), выполненная в духе республиканских статуй тогатусов. Это произведение в значительной мере лишено холодности стиля придворного портрета - здесь больше чувства, мягче и живописнее трактовка формы.
268. Статуя Германика. Мрамор. Конец 1 в. до н. э. Париж. Лувр.
270. Портрет Агриппы. Мрамор. Начало 1 в. н. э. Париж. Лувр.
Однако реалистические тенденции римского портрета гораздо отчетливее проявились в портрете сподвижника Августа - полководца и государственного деятеля Агриппы, в образе которого художник сумел передать большую силу воли, твердость и решительность. Портретная статуя Германика, полководца и политического деятеля (умершего в 19 г. н. р.), окруженного ореолом славы, дает величавый образ этого человека, изображенного обнаженным, как греческий герой. К этому же ряду примыкает портрет молодого человека из Национального музея в Риме и другие памятники.
Если в период правления Августа в Римском государстве поддерживалась видимость спокойствия и благоденствия, то при последующих императорах общественные противоречия начали обостряться, усилился произвол императора, участились конфликты императоров с сенатом, нарастало недовольство в низших слоях населения метрополии и в римских провинциях.
В строительной деятельности преемников Августа нередко сказывались личные вкусы или капризы императоров. В особенности этим отличался император Нерон, построивший так называемый «Золотой дом» - огромный дворцовый комплекс в центре Рима. В основе плана «Золотого дома» лежал увеличенный план загородной виллы. Широкое применение бетонных сводов обеспечивало перекрытие огромных залов без опорных столбов. Убранство «Золотого дома» было необычайно пышно: он был отделан золотом, перламутром и драгоценными камнями. «Столовые имели потолки с обшивкой из слоновой кости, которая вращалась, дабы можно было сыпать сверху цветы, а сквозь трубки брызгать благовониями». ( Светоний, Жизнеописание двенадцати цезарей (Нерон, 31), 1933.).После падения Нерона дворец был разрушен, а развалины его впоследствии были засыпаны мусором и использованы в качестве субструкций для терм Траяна.
271. Колизей (амфитеатр Флавиев) в Риме. 75—82 гг. н. э.
272. Колизей (амфитеатр Флавиев) в Риме. 75—82 гг. н. э. Общий вид.
Новый подъем архитектура переживает в период правления династии Флавиев (69 - 96). Одной из вершин римской архитектуры является амфитеатр Флавиев, или Колизей (75 - 82 гг. н.э.). Это огромное сооружение, вмещавшее около 50000 зрителей, предназначалось для гладиаторских боев и травли зверей. Размеры арены позволяли выпускать до 3000 пар гладиаторов одновременно. Характер зрелищ был крайне грубый и развивал в зрителях низкие и кровожадные инстинкты. Устройство игр было средством завоевания популярности и отвлечения римского населения от его реальных интересов; к этому средству прибегали императоры, полководцы, политические деятели.
В плане Колизей представляет собой эллипс (длина 188 м). В центре его находилась эллиптическая арена, отделенная высокой стеной от мест для зрителей. Вокруг арены, постепенно повышаясь, располагались разделенные широкими проходами места для зрителей, образующие четыре яруса. Места нижнего яруса были предназначены для императора и его окружения, сенаторов и т. п., затем последовательно шли ярусы для всадников и римских граждан, места последнего яруса занимали вольноотпущенники. В греческих театрах подобного размещения зрителей по социальным признакам не было; оно характерно именно для Рима. Места для зрителей были расположены на проходивших под ними мощных сводчатых галлереях, одновременно служивших укрытием для зрителей во время дождя. Система галлерей и множество входов способствовали быстрому заполнению и освобождению здания. Для защиты зрителей от солнца над всем амфитеатром на высоких мачтах, укрепленных на стене четвертого яруса, натягивался тент(веларий). Внутреннее убранство Колизея изобиловало мраморными облицовками и стуковыми украшениями; в пролетах арок второго и третьего этажа, вероятно, помещались статуи. Колоссальное сооружение амфитеатра покоится на глубоких подвальных помещениях, использовавшихся в служебных целях: здесь были помещения для пребывания гладиаторов, для раненых и убитых участников игр, клетки для зверей.
«Фасад» Колизея представляет собой грандиозную трехъярусную аркаду; в качестве четвертого яруса над ней высится мощная каменная стена, расчлененная пилястрами коринфского ордера. В Колизее нашла свое наиболее совершенное выражение характерная для римского зодчества система объединения в одно органическое целое многоярусной аркады, составляющей своего рода каркасную конструкцию здания, и элементов ордера - полуколонн, примыкающих к арочным столбам и несущих антаблемент, назначение которого - отделять один ярус аркады от другого. Римский архитектор в данном случае применяет ордер не только как средство пропорционального членения фасада огромного по протяженности сооружения (длина Колизея по окружности свыше 520 л, высота - 48,5 м), но и как средство для выявления тектонических закономерностей, лежащих в основе архитектурного образа. Полуколонны и антаблементы образно выявляют конструктивное значение многоярусной аркады: примыкающая к арочному столбу полуколонна более красноречиво, нежели сам столб, выражает его опорное значение; в свою очередь антаблемент как бы усиливает несущую способность арки. Ширина арочных проемов и столбов в Колизее одинакова во всех трех ярусах, однако благодаря тому, что полуколонны нижнего яруса выполнены в формах строгого тосканского ордера, полуколонны среднего яруса - в формах более легкого по пропорциям ионического ордера, а полуколонны верхнего яруса - в формах нарядного коринфского ордера, создается необходимое для тектонической логики архитектурного сооружения впечатление постепенного убывания тяжести и облегчения верхней части здания. Помимо этого, элементы ордера повышают пластическую выразительность наружной «стены» Колизея.
Колизей. Продольный разрез.
Следует иметь в виду, что арки нижнего яруса (число их равно 80) служили входами в здание; от наружных арок по радиальным направлениям шли сводчатые галлереи, служившие опорами для рядов скамей амфитеатра; таким образом, композиционное построение величественного фасада наглядно передавало конструктивные особенности сооружения. Колизей в этом отношении дает замечательный пример органического единства конструкции здания и его архитектурного решения. Грандиозная многоярусная аркада нигде на своем огромном протяжении не нарушалась какими-либо иными формами, ни разу не прерывался ее строгий ритм; ни одна сторона постройки не выделена в качестве главного фасада - характер сооружения исчерпывающе раскрывался с любой из сторон; в этом смысле здание Колизея, подобно греческому периптеру, отличается замечательным композиционным единством и цельностью.
Колизей построен из туфа; наружные стены сложены из более твердого травертина. Кроме того, для конструкции сводов и стен широко использовались кирпич и бетон. Кладка выполнена с большим мастерством.
273. Арка Тита в Риме. 81 г. н. э.
274. Вид на Колизей через арку Тита.
Другим выдающимся произведением времени Флавиев была триумфальная арка Тита, воздвигнутая в 81 г. в ознаменование взятия Иерусалима. Эта арка справедливо рассматривается как один из лучших образцов римской классической архитектуры императорского времени. Мощная по формам однопро-летная арка (ширина пролета 5,33м) украшена колоннами с композитными капителями (по четыре колонны с каждой стороны). Колонны несут раскрепованный (то есть образующий выступы над капителями) антаблемент, над ним - высокий,строгий аттик с посвятительной надписью. Все сооружение (15,4 м в высоту) было задумано как своеобразный постамент для статуи императора Тита на квадриге (статуя не сохранилась). Арка Тита отличается от арок эпохи Августа большей монументальностью и пластическим богатством. Контрасты освещенных и затененных, выступающих и углубленных частей входят в художественный замысел памятника. Торжественному величию арки соответствуют и композитные капители колонн, примененные здесь, повидимому, впервые. Композитная капитель, самая богатая и нарядная, представляет собой дальнейшее развитие ионической и коринфской капителей.
План Колизея.
275 6. Триумф Тита. Рельеф с арки Тита в Риме. Мрамор. 81 г. н. э.
Свод внутри арки кассетирован и декорирован розетками. На стенах внутри арки - рельефы с изображением Тита и его войск, вступающих в Рим после победоносного окончания Иудейской войны. В рельефах развертываются сцены, исполненные движения, с фигурами, идущими не вдоль фона, как раньше, а из глубины, по диагонали, в разные стороны, так что фон рельефа воспринимается как реальное пространство. Сильная выпуклость фигур, сложность раккурсов, боковое освещение способствуют живости изображения. В рельефах арки Тита раскрывается новое понимание этого вида скульптуры: в отличие от рельефов Алтаря Мира августовского времени рельефы арки Тита не только не утверждают плоскость стены, но даже разрывают ее, однако, поскольку архитектура арки отличается повышенной живописностью, рельефы объединяются с ней в единое образное целое.
Вторая половина 1 в. н.э., в частности период династии Флавиев, - время высоких достижений в римском портретном искусстве. Лучшие произведения этого периода соединяют в себе беспощадную правдивость в передаче натуры с более многосторонней, нежели в республиканском портрете, образной характеристикой и развитым художественным обобщением. Если мастера идеализирующего портрета времени Августа обращались к греческому искусству 4 в. до н.э. (главным образом к кругу Леохара), то портретисты второй половины 1 в. опирались на достижения реалистических направлений эллинистического искусства.
275 а. Портрет Вителлия. Мрамор. 68—69 гг. н. э. Париж. Лувр.
В одном из лучших памятников римской портретной скульптуры - портрете императора Вителлия (Лувр) - с огромной яркостью воплощен исполненный важности и самодовольства облик этого императора, славившегося своим обжорством. Глубок по характеристике портрет основателя династии Флавиев Веспасиана (Лувр), наглядно передающий известные нам по литературным источникам черты личности императора: практический ум, упорство, граничащий с цинизмом юмор. Еще более остро и резко дана портретная характеристика в найденном в Помпеях бронзовом бюсте банкира Цецилия Юкунда - душевная черствость и циничная расчетливость банкира показаны здесь с предельной наглядностью.
276. Женский портрет времени Флавиев. Мрамор. Конец 1 в. н. э. Рим. Капитолийский музей.
Портрет римлянки в модной высокой прическе из завитых локонов (Капитолийский музей) более тонок по характеристике; в нем нет резких акцентов, однако и здесь художник сохраняет всю меру реалистической правдивости: за благородной внешностью знатной римской дамы угадываются главные черты ее характера - эгоизм, душевная холодность. Этот портрет отличается большой технической изощренностью в обработке мрамора, что особенно отчетливо видно в тонкой фактуре лица и в сложной обработке прически. Тонкостью характеристики и мягкостью скульптурной моделировки выделяется портрет юноши из Британского музея (Лондон).
277. Портрет юноши времени Флавиев. Мрамор. Конец 1 в. н. э. Лондон. Британский музей.
Статуя императора Нервы может служить примером парадного монументального портрета второй половины 1 в. н.э. Император восседает на троне в позе Юпитера Громовержца. Поднятая рука, выдвинутая вперед и отставленная в сторону нога по системе перекрестного равновесия создают впечатление свободного, широкого движения в пространстве. Тяжелые и глубокие складки одежды усиливают впечатление объемности благодаря контрасту света и тени. Лицо Нервы портретно, это лицо старого, пресыщенного и усталого человека. Контраст между старческой головой и могучим телом объясняется чисто римским стремлением сочетать героизацию образа с индивидуальной трактовкой портрета.
Портреты времени Августа очень схожи по образной характеристике; в них передано главным образом чувство спокойного самообладания; они как бы замкнуты в себе - эмоциональная характеристика в них дана настолько сдержанно, что нередко образ кажется внутренне бесстрастным. Нередко также в этих портретах Элементы односторонне понятой типизации идут в ущерб раскрытию индивидуальных черт характера модели. Напротив, мастера второй половины 1 в. н.э. и, в частности, флавиевского времени, стремящиеся к индивидуализации портретного образа, к более конкретной эмоциональной характеристике, оживляют лица портретируемых мимикой, подчеркивая, например, самодовольно-скептическую складку губ Вителлия, усмешку Веспасиана, гримасу Цецилия Юкунда. В августовских портретах моделировка лиц дается крупными обобщенными плоскостями, в портретах флавиевского времени преобладает сильная, энергичная лепка, образующая светотеневые контрасты. В построении лица во флавиевских портретах подчеркиваются элементы асимметрии; моделировка отличается особой телесностью, ощутимостью. Для августовских скульптурных портретов характерно спокойное композиционное построение с преобладанием основной фронтальной точки зрения; движение в них выражено лишь настолько, насколько оно необходимо для устранения впечатления скованности и неподвижности (в этом отношении мастера августовского времени следовали композиционным принципам греческого скульптурного портрета 5 - 4 вв. до н.э.). Отсюда характерное для августовских портретов впечатление сдержанной строгости. Построение флавиевских портретов носит более динамический характер: в них применяются повороты и наклоны, усложняющие и обогащающие пластическое решение и требующие обхода портретного бюста для восприятия его с различных точек. Благодаря указанным приемам портреты времени Флавиев в большей мере, нежели августовские портреты, производят впечатление реальной жизненности.
В 79 г. при извержении Везувия погибли города Помпеи, Геркуланум и Стабии. Внезапность этой катастрофы способствовала сохранению под слоем пепла и лавы всего, что не было сразу уничтожено огнем. Раскопки Геркуланума и Помпеи, ведущиеся с 18 в., дали богатейший материал для изучения римской культуры и искусства.
Помпеи - небольшой провинциальный город, существовавший несколько столетий. В основном город сложился в период республики. Его планировка свободна В Помпеях имеется форум, переделанный в императорскую эпоху, большая прямоугольная площадь с храмом Юпитера типа этрусского храма с глубоким портиком и лестницей перед входом, храмом Аполлона, храмом городских ларов и базиликой; тут же располагался овощной рынок с бассейном для рыб и множество лавок; кроме того, в городе было два театра, амфитеатр, термы, школа гладиаторов. В отдельных частях города улицы образуют довольно правильную сетку кварталов. Мостовые, выложенные из плит застывшей лавы, покрывают улицы; по краям проложены тротуары для пешеходов. Интересно, что на перекрестках на мостовой имелся ряд выступающих плит, по которым пешеходы могли бы проходить в дождь, не замочив ног. Эти камни расположены так, чтобы повозки могли проезжать, не касаясь их. Вдоль улиц шли водосточные каналы, закрытые сверху плитами. Существовала развитая система водопровода, фонтаны, из которых брали воду, а также большие цистерны для высоко ценившейся дождевой воды. Как во всех античных городах, улицы в Помпеях были очень оживленными. Бойко шла торговля на рыночной площади и в многочисленных лавках. Стенные росписи в одном из домов рисуют сцены городской жизни: мастерскую медника, башмачника, торговлю материями, уголок рыночной площади, где торговали горячей пищей и сластями. На стенах улиц встречаются карикатуры и надписи, сделанные мальчишками - поклонниками актеров и гладиаторов.
План Помпеи.
Сохранившийся в доме Терентия Неона живописный портрет, вероятно, его родителей, рисует облик жителей Помпеи - простое крестьянское лицо мужчины с недоверчивым взглядом больших глаз и такое же простое, живое и умное лицо жены.
Превосходно характеризуют владельцев выложенные на полу домов богатых вольноотпущенников надписи: «Привет тебе, прибыль» или «Прибыль - радость».
Город, покинутый жителями, не успевшими ничего захватить, хранит в своих недрах бесчисленное количество бытовых предметов: посуды, мебели, украшений. Характерно, что даже такие вещи, как печки, ведра, столы, скамьи, были художественно украшены. Две руки, которыми заканчивается ручка переносной печки, как бы греются. Другая ручка представляет борющихся гладиаторов.
Следует отметить, что римское прикладное искусство достигло очень высокого развития. Резные, чеканные золотые и серебряные чаши, роскошные сосуды из стекла, оправленного в золото, прекрасные ткани украшали удобные и красивые дома богатых римлян. О замечательных художественных качествах изделий прикладного искусства свидетельствуют относящиеся к 1 в. н.э. серебряные сосуды, найденные в Гильдесгейме и Боскореале, - блюда, кубки, кратеры с рельефными фигурными изображениями и растительным орнаментом, поразительные по красоте и совершенству работы.
278. Серебряный сосуд из Гильдесгеймского клада. 1 в. н. э. Берлин.
279 а. Серебряный сосуд из Боскореале. 1. в. н. э. Париж. Лувр.
279 6. Римская золотая монета с портретом Октавии. Третья четверть 1 в. до н. э. Берлин.
Жилые дома Помпеи республиканского периода, с атриумом и перистилем, в период империи перестраивались, расширялись, наполнялись новыми предметами. Чтобы было теплее, перистили начали застеклять.
280. Атриум дома Веттиев в Помпеях. Третья четверть 1 в. н. э.
Неотъемлемой частью декорации богатого римского дома были мозаичные полы - от простых полов, в которых узор выкладывался белой галькой на цементно-щебеночной основе, до тончайших мозаик со сложными многофигурными композициями (например, известная мозаика, изображающая битву Александра Македонского с персидским царем Дарием). Имеются мозаики с рисунками кубов в перспективе, мозаики, иллюзорно воспроизводящие очистки фруктов на гладком полу, мозаичные изображения уток, кошек, рыб и др.
Жизнь римской городской бедноты, ремесленников в самом Риме протекала на узких улицах ремесленных кварталов; бедняки ютились в высоких домах (инсулах), густо населенных, построенных наспех. Жизнь в этих кварталах мастерски описана в сатирах Ювенала. Некоторые жилые здания достигали пяти этажей. Подобные дома были обнаружены при раскопках в Риме и в Остии, гавани Рима (2 в.).
301. Улица в Остии близ Рима. Постройки 2—3 вв.
Попрежнему большую роль в римском искусстве 1 в. н.э. играла живопись. В этот период развиваются третий и четвертый стили живописи.
281 а. Помпейская роспись третьего стиля. Конец 1 в. до н. э. — начало 1 в. н. э.
Третий помпейский стиль (конец 1 в. до н.э. - начало 1 в. н.э.) полностью соответствует несколько холодному и парадному стилю Августа. Росписи подчеркивают плоскость стены, украшенной лишь тончайшими орнаментальными мотивами, среди которых преобладают очень тонкие, нарядные колонны, более всего похожие на металлические канделябры, отчего третий стиль называют канделябрным. Помимо этой легкой архитектурной декорации в центре стены помещались небольшие картины мифологического содержания. Лучшие образцы росписей третьего стиля сохранились в «Доме столетней годовщины» и в Доме Лукреция Фронтина. Египетские мотивы, встречающиеся в орнаментике третьего стиля, объясняются оживлением интереса к Египту в связи с его включением в состав Римского государства. В орнаментальную декорацию с большим мастерством вводятся натюрморты, небольшие пейзажи и бытовые сцены. Очень характерны гирлянды из листьев и цветов, написанные на белом фоне.
Наряду с этим в стенных росписях широко применяется фреска, по существу не связанная со стеной и нарушающая ее плоскость (особенно в росписях четвертого стиля).
Третий стиль помпейской живописи, давший совершенные решения декорации стен, был предметом подражания в европейском искусстве 18 и начала 19 в.
281 6. Помпейская роспись четвертого стиля из Геркуланума. Третья четверть 1 в. н. э. Неаполь. Музей.
Относящиеся ко второй половине 1 в. росписи четвертого стиля свидетельствуют о новых вкусах. Орнаментальная часть росписей приобретает характер фантастических архитектурных композиций, а картины, расположенные на центральных частях стен, имеют пространственный и динамический характер. Гамма красок пестра. Сюжеты по преимуществу мифологические. Множество неравномерно освещенных фигур, изображенных в бурном движении, усиливает впечатление пространственности. Живопись разрывает плоскость стены, расширяет пределы комнаты.
Особенно высокого мастерста достигают росписи дома Веттиев в пПомпеях, в частности фризы с изображением амуров, занятых различными ремеслами. Фигурки амуров написаны на тёмнокрасном фоне быстрыми широкими мазками. Чрезвычайно декоративны летящие фигуры, изображенные на яркокрасном фоне.
Наряду с монументальной стенной живописью в эллинистическо-римский период существовала также и станковая, главным образом портретная, живопись. К сожалению, памятников римской портретной живописи в Италии почти не сохранилось, но мы можем в некоторой мере иметь представление о них по большой группе портретов, найденных в Египте (см. ниже).
Трехвековая эволюция римской живописи (от 2 в. до н.э. по 1 в. н.э.) свидетельствует о том, что римские художники продолжали и развивали отдельные принципы греческой живописи периода классики и эллинизма. Такие живописные проблемы, как изображение предметов, передача движения, вопросы композиции, света, цвета, перспективы, решались в римской живописи на уровне более развитом; имелись попытки передачи пространства, раскрытия человеческого характера в портрете, появились новые жанры: пейзаж, натюрморт, бытовые и культовые сцены.
Каракалла.
Марк Аврелий Антонин стал первым римским императором — «гражданином мира».
[ Читать далее... → ]
Метки: Древний РИМ
Луций Септимий Север
Император Марк Аврелий, оценивший способности молодого Луция Септимия, сделал его сенатором. На этом посту он познакомился с организацией государственной власти и военной системой империи, завел много полезных знакомств в аристократических кругах, среди знатных патрициев.
[ Читать далее... → ]
Метки: Древний РИМ
Фаюмские портреты.
Эти свидетельства убеждают, что живопись в Египте уже в те времена была доведена до того совершенства, которое было связано с предписаниями. Так, например, религия древних египтян запрещала всякое изучение анатомии, а для изображения человека предписывала несколько известных нормальных поз, отклониться от которых художник уже не мог.
К числу произведений древней египетской живописи относятся знаменитые фаюмские портреты
Свое название портреты получили по области Фаюм (от египетского слова, означавшего озеро), расположенной на восточных окраинах Ливийской пустыни, которая в древности была заселена египтянами. Фаюмские портреты были открыты в 1615 Пьетро делла Балле в одном из захоронений и как экзотические диковинки отправлены в Европу. Их выставляли в Кунсткамерах, и они поражали зрителей. Впоследствии такие портреты стали находить и в других местах (Мемфисе, Аквинуме и т.д.), но по месту первых больших находок они все получили название «фаюмских».
Единичные фаюмские портреты в некоторых западных музеях, но внимание ученых они к себе почему-то не привлекали.
[ Читать далее... → ]
Метки: Египет
Ашшурбанипал.
[ Читать далее... → ]
Метки: Древний Восток
Иудея - Адиабена...
Приблизительно в 36-м году христианской эры произошло событие, равного которому нет в еврейской истории: правитель расположенного в Ассирии процветающего царства Адиабена Изат и его мать Елена приняли иудаизм и сделали его государственной религией, после чего около двух веков он оставался основной религией этого государства. Почти двести лет параллельно с Иудейским царством существовало сильное и богатое государство, жители которого, в основном ассирийцы, надолго стали единоверцами и союзниками еврейского народа.
Помощь, оказанная правителями Адиабены постоянно воюющей с Римом Иудее, с которой они сразу же установили самые тесные дружественные отношения, просто поражает воображение.
Изат II
[ Читать далее... → ]
Метки: израиль
"Вестник древней истории" №3 за 2009
Фестский диск: дешифровка
Фестский диск
В исторической науке до XIX века при расшифровке письмен¬ных памятников Античности и Средневековья использовались все языки мира, в том числе «мёртвые», но не применялся русский язык. В этом преступно повинны сами российские историки.
[ Читать далее... → ]
Метки: Фестский диск
Гиппократ.
Гиппократ
С именем Гиппократа связано представление о высоком моральном облике и этике поведения врача. Гиппократ является исторической личностью. Упоминания о «великом враче» встречаются в произведениях его современников - Платона и Аристотеля. Собранные в т. н. «Гиппократовский корпус» 60 медицинских трактатов (из которых современные исследователи приписывают Гиппократу от 8 до 18) оказали значительное влияние на развитие медицины - как науки, так и специальности. Клятва Гиппократа содержит основополагающие принципы, которыми должен руководствоваться врач в своей практической деятельности. Произнесение клятвы (которая на протяжении веков значительно видоизменялась) при получении врачебного диплома стало традицией.
Миллионы современных врачей во всем мире торжественно произносят клятву Гиппократа. Правда, есть два маленьких вопроса: а был ли на самом деле тот самый Гиппократ? И если был, то не принес ли он человечеству больше вреда, чем пользы?
[ Читать далее... → ]
Метки: Древний мир, эллины
Жители Мохенджо-Даро слишком много играли
Даже 4000 лет назад игра была важнейшей частью жизни людей. К такому выводу пришли археологи, которые изучали социальную значимость игр в бронзовом веке в долине реки Инд.
Археологи, которые занимаются раскопками древних поселений, нечасто находят объекты, связанные с играми. Более того, прежде на такие предметы не обращали особого внимания, и только с развитием в последние годы исторической науки ученые стали внимательнее изучать подобные находки. «Они в основном трактовались как признаки обычного времяпровождения, и их считали не слишком важными для результатов исследования. Или же их пытались интерпретировать исключительно с точки зрения древних ритуалов и знаков социального статуса местных жителей», -- объяснила исследовательница Эльке Рогерсдоттер (Elke Rogersdotter) из Гетеборгского университета (Швеция), которая недавно защитила диссертацию по этой теме.
Доктор Рогерсдоттер занималась изучением предметов материальной культуры, найденных при раскопках древнего города Мохенджо-Даро (на территории современного Пакистана). Это крупнейший город бронзового века в долине Инда, существовавший в тот же период, что и цивилизации Древнего Египта, Месопотамии и Крита. Мохенджо-Даро был основан около 2600 года до н.э. и покинут около 1500 года до н.э. В момент расцвета там жило около 35 000 жителей.
Играющий город
Сейчас город входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО и постоянно изучается археологами. Правда, в ходе работы в Мохенджо-Даро историки сталкиваются с определенными трудностями. Например, они пока не нашли руины каких-либо храмов или дворцов, поэтому исследователи до сих пор не могут понять, как именно этот город управлялся, или какие социальные классы в нем существовали.
Исследование Рогерсдоттер дало неожиданные результаты. Согласно ее наблюдением, каждая десятая вещь, найденная в древних руинах, так или иначе связана с игрой. Среди таких находок есть, к примеру, игральные кости или специальные фигурки. Кроме того, подобные предметы постоянно находят во всех уголках города. А многие одинаковые объекты часто сосредоточены в одном районе города, что позволяет сделать некоторые выводы о местах, где проводились определенные виды игр.
«Такое большое количество находок и их распределение по территории древнего города позволяет сделать выводы, что игра была важнейшей частью ежедневной жизни местных жителей более 4000 лет назад. То, что эти предметы раньше игнорировались наукой или же интерпретировались иначе, привело к тому, что современная наука до сих пор ничего не знает об этом феномене. А ведь с его помощью можно ответить на многие вопросы, которые давно волнуют историков. Поэтому задача определения социального значения существовавших в то время игр в некотором смысле бросает вызов традиционным методам исследования в этой области. А ведь это инструмент, который мы можем использовать для понимания жизни отдельных жителей города, и через исследование их частной жизни уже выйти на общие вопросы социального устройства и управления в Мохенджо-Даро», -- подвела итог исследовательница.
Источник: http://www.infox.ru/science...
Метки: Хараппская цивилизация, Хараппа, Мохенджо-Даро
Чтобы их читать, Вам нужно вступить в группу