Все игры
Обсуждения
Сортировать: по обновлениям | по дате | по рейтингу Отображать записи: Полный текст | Заголовки

Без заголовка


настроение: Внимательное

Erla K, 31-05-2008 18:46 (ссылка)

Что люди думают о нас. Про ШАЛКАР, Рабочи.

Провинция: Территория Шалкар







Проблемы малых городов решаются, но не так быстро, как хотелось бы…







Через три года исполняется 80 лет со дня обретения поселком Шалкар Актюбинской области статуса города. Тогда в нем проживало около 30 тыс.жителей, примерно столько, сколько и в наши дни. Добраться до него и выехать можно только по железной дороге, поскольку авто пути здесь символичны. Однако с билетами на вокзале – проблема, поэтому не случайно на днях был запущен дополнительный поезд Актобе – Шалкар. Как восприняли эту новость жители городка и чем они здесь живут, пытался выяснить, отправляясь в командировку, корреспондент нашей редакции.




Эх, дороги…

Добраться до находящейся почти в 400 километрах от Актобе крупной узловой станции Шалкар на автобусе или такси оказалось пустой затеей. Автобусы туда не ходят, а таксисты, по всей видимости, в цену поездки заранее включают ремонт ходовой части. Билет на поезд можно купить лишь за неделю, поэтому на вокзале так в ходу термин «достать». Тем не менее, люди довольны тем, что аким области Елеусин Сагиндиков держит свое слово. В своей недавней ноябрьской поездке в Шалкар он пообещал жителям решить транспортную проблему. После этого к поезду Актобе-Алматы начали прицеплять дополнительный вагон до Шалкара, а на днях и вовсе запустили отдельный поезд.

Впрочем, плачевное состояние дорог области общеизвестно. В этом году стараниями дорожников проведен средний ремонт автодороги Кандыагаш-Эмба-Шалкар-Иргиз протяженностью в 140 км.

Между тем в правительстве РК который год идет обсуждение проекта строительства железной дороги Бейнеу-Шалкар. Оппоненты утверждают, что строительство железнодорожной ветки Бейнеу-Сексеул целесообразней, хотя она длиннее на 60 км. и проходит по сложному рельефу и безлюдной местности. Об этом в прямом телеэфире с президентом Нурсултаном Назарбаевым сказал председатель совета ветеранов Шалкарского района Адылбай Оразбай. Глава государства ответил, что данная проблема ему известна. Начиная с весны этого года, рассматривается вариант ускоренной перевозки грузов на Каспий в Актауский регион. Поэтому, скорее всего, выберут дорогу Бейнеу-Шалкар, но и Сексеул тоже получит свое развитие…


Политическая палитра

Надо отметить, что внимание всех приезжающих в Шалкар сразу же привлекает оригинальное здание вокзала. Как оказалось, его составной частью является старинная церковь начала ХХ века, которую большевики решили использовать по-другому… За вокзалом - не менее старинное здание клуба, а дальше идет стадион «Факел». В минувшее воскресенье он был заполнен сторонниками партии «Отан», которые проводили митинг в поддержку своего кандидата. Собралось более тысячи людей, одетых в желтые цвета.

«Наш районный штаб в поддержку Нурсултана Назарбаева работает в круглосуточном режиме, – говорит его руководитель Серикбай Тулемисов. - Вот и на этот митинг люди пришли по собственному желанию, потому что не видят никакой реальной альтернативы ныне действующему президенту». Об этом и другом говорили многие выступающие, в том числе и из партии «Аул». Объективности ради, корреспондент пытался найти районные штабы в поддержку других кандидатов, но выяснилось следующее. Сторонников Елеусизова и Абылкасымова в Шалкаре не оказалось вовсе, а доверенных лиц Туякбая и Байменова жители городка хотя и знают, но найти их проблематично…


Мужские игры на свежем воздухе

Ильяса Резванова можно смело отнести к категории «достопримечательности Шалкара». Более 50 лет проживающий здесь учитель физкультуры досконально знает многие законы, поэтому его недаром называют народным адвокатом. Резванова не меньше, чем тема политики, интересует спорт, вернее, то, что от него осталось в Шалкаре.

- Раньше Шалкар, выращивал сотни талантливых спортсменов, а что сейчас? – с болью говорит Резванов. - Вместо раздевалки на стадионе сейчас пивное кафе, а здание крытого спортзала так и осталось незавершенным строительством, хотя все прекрасно знают, куда девались стройматериалы. В октябре у нас был проведен турнир по футболу, в котором участвовали 17 команд со всего района. Так вот, с каждого энтузиаста собирали по 500 тенге, как будто акимат не закладывает в местный бюджет суммы на развитие спорта. В школах отсутствует спортинвентарь, а как научить ребенка играть в футбол или бадминтон без мяча и ракетки?

Конечно, есть школа борьбы и бокса, но разве весь спорт состоит из этого? Главная проблема - у нас нет массовости, как прежде. Пока родители ищут любой приработок, дети слоняются на вокзале и пополняют криминальные ряды…


Криминальная столица

Подростков Шалкара, действительно, мало кто контролирует. Об этом не раз с горечью говорили сами жители.Толпы юнцов можно встретить ночью и в кафе, и на дискотеке, и на вокзале. Незавидную славу криминальной столицы этот городок заработал в 90-х годах, когда здесь царила безработица. В сводках не редкость кражи, поножовщина и убийства, скотокрадство и браконьерство. Полиция пока лишь констатирует факты и расследует преступления. Характерна и другая особенность шалкарского криминала. Совершив преступление здесь, правонарушитель уезжает в Эмбу или Кандыагаш, где тоже «отличается», пока арест не прервет подобный вояж.

Самый большой процент правонарушений приходится на так называемый «рабочий городок», где каждый второй уже судим. По мнению жителей, они не раз сталкивались с фактами, когда среди школьников-подростков собираются деньги на так называемый «общаг». Молодежные банды часто выясняют отношения между собою, а лидеры шалкарской ОПГ уже не раз задерживались в Алматы и Астане. Ликвидировать криминал пока не удается, так как основная причина его возникновения – безработица.


Темнота – враг молодежи!

С наступлением темноты весь Шалкар, за исключением двух - трех центральных улиц, погружается в кромешную тьму. А ведь ежегодно на развитие коммунального хозяйства и благоустройство здесь выделяются средства.

Впрочем, людей не меньше волнует , чтобы не было перебоев со светом, питьевой водой и теплом. Эти задачи исполнительная власть здесь решает, хотя весьма оригинально. Например, счетный комитет страны выявил, что в проект реконструкции и ремонта водохозяйственных сооружений Шалкара районный акимат внес изменения в сторону увеличения его стоимости на 78,4 млн.тенге. Причем, при подготовке проекта использовались данные 1974 – 1992 годов…

Впрочем, вода в Шалкаре отменного качества, а добываемая здесь минеральная вода под одноименным названием популярна даже за пределами республики. Всего же за 2003 – 2005 годы было выделено и освоено 648,5 млн.тенге. На эти деньги завершено строительство туберкулезной больницы, закуплены автономные котельные для бюджетных зданий, проведена газификация и многое другое.

В Шалкаре гораздо ниже зарплата, чем в целом по стране. Жителей спасает только 50% экологическая надбавка к окладу. По программе развития малых городов Шалкар ежегодно получает дотации из республиканского бюджета в размере 60 млн.тенге. Тем не менее, общая ситуация такова, что жители Шалкара в поисках лучшей доли перебираются в большие города. В свою очередь, жители сельской глубинки покупают дома уезжающих шалкарцев.


Трайбализм местного масштаба

В прошлом году в правительстве обсуждался вопрос строительства здесь крупного стекольного завода, но потом его решили строить в… Актобе. В итоге из 25 - тысячного населения Шалкара лишь 20% имеет стабильную работу, а остальные относятся к категории самозанятых. Все это приводит к тому, что взятка за устройство на работу (так называемый «орамал») - обычное явление. Что интересно, трудоустройство на любую привлекательную работу не есть показатель стабильности.

Дефицит приводит к тому, что здесь начинается борьба за место, и в итоге оно занимается тем, кто является родственником начальнику по межродовому признаку. Впрочем, эту национальную особенность можно встретить где угодно, но в Шалкаре этот негласный трайбализм, то есть деление на роды и племена, весьма развит. Во многих беседах с жителями Шалкара эта проблема не раз упоминалась.


Малый - не значит отсталый

Несмотря на трудности, жители Шалкара отличаются оптимизмом и патриотизмом. Многие из них знают до седьмого колена своих предков и гордятся тем, что Есет и Арыстан-батыры родом из этих мест. Солончаковая земля весьма привлекательна для верблюдоводства, а стада сайги выбрали этот регион для обитания.

Каждый шалкарец имеет свой огород, на котором выращивает помидоры, огурцы, арбузы, картофель и т.д. То есть, в отсутствие работы прожить можно, если заниматься натуральным хозяйством. Тем не менее, многие надеются, что вскоре начнется реализация различных инновационных проектов, связанных с освоением углеводородов и с железной дорогой.

Основания, надо полагать, есть. Отсюда можно начать газификацию всего юга республики, а если в будущем соединить Шалкар с Жезказганом, а далее с Ашгабатом, то тогда вся страна получит трансматериковую железную дорогу. А пока суд да дело, многие коренные жители Шалкара продолжают мигрировать. Однако, куда бы их ни забрасывала судьба, они не теряют связи со своей малой родиной, подчеркивая в разговоре, что они родом из Шалкара….

Альжан МОЛДАБАЕВ




В так о нас идумают..........




 

<text size="5"><text background="00cc00">МОНИТОРИНГ СМИ</text></

31 января 2007

Кайрат Джиенбаев

Будущее Шалкара – это будущее территориальной целостности Казахстана

Это один из субрегиональных центров на западе страны

Шалкар вместе с Эмбой, которая находится на полпути между ним и Актобе, являются центрами городской жизни, вокруг которых концентрируется субрегиональная жизнь на юге и востоке Западного Казахстана. Сохранение их значения в качестве крупных населенных пунктов могло бы служить самым эффективным противодействием набирающей там большую силу депопуляции.

Шалкар пока спасает то, что он сохраняет статус районного центра. Кстати, он издавна считался вторым крупнейшим городом Актюбинской области. Еще в 20-ые г.г. XX века здесь располагался уездный центр, а население составляло несколько тысяч человек. По меркам того времени это был достаточно крупный город не только для западного региона республики, но и для всего Казахстана. Был же он основан почти в те же времена, когда появились современные Алматы и Актобе, – в 1870 году. А статус города был ему присвоен в 1925 году.

Прежде Актюбинская область граничила не с Аралом, а с Заравшаном

Это сейчас южный предел Актюбинской области – и, соответственно, ее Шалкарского района – очерчен северным берегом погибающего Арала. А 85 лет тому назад, когда Казахская республика только начинала свое существование, она простиралась вплоть до долины реки Заравшан в самом центре современного Узбекистана. Тогда в состав Актюбинской области входила огромная зона Кызылкума, расположенная к югу от Арала. Чтобы дать представление о ее размерах, позволительно будет, наверное, отметить такое обстоятельство: три тамошних казахских района – Учкудукский, Тамдынский и Кенимехский – составляют сейчас половину Узбекистана. То есть вначале Актюбинская область охватывала Арал и с севера, и с юга, и при этом ее южная часть, которая отошла впоследствии сначала Каракалпакстану, а потом Бухарской (Навоийской) области соседней республики, была ничуть не меньше северной части, которой она нынче, собственно, и исчерпывается. И Шалкар являлся важнейшим субрегиональным центром, через который областное и республиканское руководство осуществляли контроль за обширными пустынными пространствами на юге и юго-западе.

Потом обстоятельства изменились. Так что Шалкар был уже центром самого южного района Актюбинской области. В конце 70-х и начале 80-х г.г. XX века много было разговоров о том, что она может быть разделена на две области с центрами в Актобе и Шалкаре. Но разделения так и не произошло. А может, этот вопрос и вовсе не рассматривался всерьез. Как бы то ни было, Шалкар все также остается районным центром.

Численность населения увеличилась, а количество рабочих мест – нет

За 82 года, которые прошли со времени обретения им статуса города, численность его населения увеличилось более чем в 6 раз – с четырех до двадцати пяти тысяч. А во всем районе, по официальным данным, до сих проживает более 45 тысяч людей. Уровень безработицы здесь самый высокий в области. Потому что, несмотря на то, что это один из крупнейших по численности населения районов, промышленных предприятий практически нет.

В райцентре традиционные работодатели – это такие железнодорожные предприятия, как депо и станция, а также государственные бюджетные организации. Новых структур, которые могли бы способствовать увеличению количества рабочих мест, не появилось. Есть также цех по разливу минеральной воды "Шалкарская", которая продается по всей области. Еще хуже ситуация с занятостью в сельской местности.

За пределами райцентра только в двух местах она обстоит более или менее нормально. Это – поселок КС-12, расположенный северней Шалкара, и Бозойский сельский округ, находящийся далеко на юго-западе, в северо-западном Приаралье. И тот, и другой сравнительно неплохо себя чувствуют постольку, поскольку соседствуют с ключевыми пунктами межгосударственной газотранспортной системы. Основным работодателем поселка КС-12 всегда была компрессорная станция за соответствующим номером на газопроводе "Бухара-Урал".

А в Бозойском сельском округе, население которого составляет 3,5 тысячи человек, занятость обеспечивается главным образом компрессорной станцией "Бозой" Актюбинского филиала ЗАО "Интергаз Центральная Азия". Там же расположено небезызвестное Бозойское подземное хранилище с объемом в 350 млн. куб. метров, где летом накапливается газ с тем, чтобы его можно было бы использовать зимой. Кроме того, здесь же имеется газовое месторождение с запасами порядка 20-25 млрд. кубометров. Но от районного центра до Бозоя далеко – 220 километров по песку.

Примерно такая же картина в юго-восточном направлении от райцентра. Если не считать железнодорожных полустанков, от Шалкара до самой станции Саксаульская, где начинается территория Кызылординской области, относящейся к южно-казахстанскому региону, простирается почти сплошь пустынное пространство.

Рвется там, где тонко

Старая истина гласит: рвется там, где тонко. Наиболее уязвимым местом в системе казахстанских железных дорог становится, похоже, ее участок между станциями Шалкар и Саксаульская, который связывает Западный Казахстан с южными областями республики. Пространство между ними даже в благополучные для железнодорожной отрасли советские времена казались почти безлюдными.

Сейчас, когда неуклонно нарастающее экологическое бедствие, накладываясь на повальную безработицу и прочие социальные последствия рыночных реформ, до предела усугубляет уже жизнь простых людей приаральских районов и заставляет их искать спасения в более благополучных краях, там места представляются уже и вовсе безжизненными.

Там в 1998 году в марте в районе станции Саксаульская остановилось движение из-за снежных заносов. В апреле 2002 года произошло другое ЧП в том же районе, неподалеку от станции Карачокат. Загорелся один из вагонов поезда №8, следующего по маршруту "Москва-Алматы", пострадали пассажиры. Некоторые – очень серьезно. Было нарушено движение. Проведенное расследование выявило в качестве причины этого случая, приведшего к печальным последствиям, нарушение правил провоза одним из проводников поездной бригады...

А вот вопросом, почему же именно на этом участке не раз произошло серьезное железнодорожное ЧП, до сих пор никто, кажется, не задается. Рвется там, где тонко. Этот участок, где в результате осуществленных за последнее время мер по оптимизации системы обеспечения движения – число рабочих мест и, соответственно, количество населения вдоль железной дороги значительно сократилось, как раз одно из таких тонких мест. Ибо к тому же здесь – зона экологического бедствия, связанного с гибелью Арала. К ней наряду с Аральским и Казалинским районами Кызылординской области относится и Шалкарский район Актюбинской области.

Несколько лет тому назад поднимался вопрос постепенного отселения населения Приаралья в более благополучные районы страны. Следовательно, была реальной перспектива превращения территории названных трех районов в безжизненную пустыню. Впрочем, люди и без объявления отселения уезжают отсюда. Чаще всего такие переселенцы оказываются в областном центре или в его окрестностях. Так, некоторое время тому назад под самым городом Актобе, почти в 400 километрах к северу от названного райцентра, довелось видеть то, что в народе зовется "Новым Шалкаром". Раньше это был небольшой населенный пункт при 41-м разъезде. Сейчас он превратился в огромный пригородный поселок.

Есть также другой "Новый Шалкар". Он находится на окраине Актобе, слева трассы, ведущей в аэропорт. Люди разбирают свои дома в прежнем месте проживания и снова собирают их вот в таких "новых шалкарах".

Аналогичным образом поступили и поступают многие жители Эмбы и других депрессивных городов Актюбинской области. А их места там восполняются переселенцами из бывших совхозов и колхозов, а также экологические беженцы из приаральской зоны Кызылординской области и Каракалпакской республики Узбекистана. Но именно о Эмбе здесь следует еще раз сказать особо. В советское время ее интересы были принесены в жертву оборонным интересам державы, а в наши дни – соображениям административно-территориальной оптимизации. Ее лишили статуса районного центра

Удивительно: чем руководствовались в Актюбинской области, когда принимали такое решение?! Статус районного центра был сохранен за Алгой и Кандагачем, которые находятся соответственно в 45 и 90 км к югу от областного центра. Эмба, до которой от Актюбинска 180 км, лишен этого статуса. Так что между Кандагачем и следующим к югу райцентром, Шалкаром, теперь 250 км. Примерно столько же от него до Бозоя или Саксаульской, где проходят южные границы Шалкарского района. На всем пространстве между ними происходит депопуляция за счет миграции на север. Еще более удручающая картина складывается к востоку и к западу от Шалкара.

Конечно, не все так безнадежно, как представляется на первый взгляд. В последние годы кое-что изменилось к лучшему. Эмба, лишившаяся статуса райцентра, приобрела статус железнодорожного узла, связывающего месторождение Жанажол с остальным миром. Это стало возможным после пуска в эксплуатацию вновь построенной железнодорожной ветки Эмба-Жанажол. Сейчас уже планируется строительство нового железнодорожного участка, который бы связал вышеназванную станцию Саксаульская в Кызылординской области со станцией Бейнеу в Мангыстауской области. А еще существует план прокладки газопровода от Бозоя до Южно-Казахстанской области.

Все это очень хорошо. Но не достаточно для полного устранения опасности депопуляции в южной части Актюбинской области. О том, что такая угроза миновала окончательно, мы можем говорить лишь в случае индустриального подъема самого города Шалкара и близлежащей к нему территории.

31.01.2007

Источник: Казахстан

настроение: Занятое

Без заголовка

Қымбатты шалкарлық жерлестер!м !суреттеріңізге қарап отырсам,бәріңіз де інілерім мен сіңілілерім екенсіздер.Сіздер елдің-болашағы,ертенісіздер.Қасиетті Шалқар елінің мәртебесін өсіретін де өздеріңсіздер!Қасиетті  Шалқар топырағында туған соң, біз әрқашанда биіктен көрінуіміз керек. Біздің Шалқардың  атына кір келтірмей, Шалқарлық деген атқа лайық болайық!Себебі ,біздің елден батыр да өткен,әулие мен би де өткен текті елдің ұрпағымыз! 

Aiko **, 30-06-2009 23:25 (ссылка)

Туган жерим Шалкарым!!!

Туган жериме еш нарсе тен келмеиди

<text size="5">Переименованые станции по сообщению РГП Казахстан

11. железные дороги переименованы станции: Тюльпанный (рзд) в Кызгалдакты; Просторная в Жазык; Эмба в Жем; Комсомолец в Карабалык; Новоурицкое в Сарыколь, а также изменена транскрипция в названии следующих станций: Яйсан в Жайсан, Жаман-су (рзд) в Жамансу; Курайли в Курайлы; Дженешке в Жинишке; Актюбинск в Актобе; Аккемир в Аккемер; Кандагач в Кандыагаш; Джурун в Журын; Изембет в Изимбет; Кудук в Ку дык; Киргизская в Кыргыз; Мугоджарская в Мугалжар; Алабаз (рзд) в Алабас; Берчогур в Бирш огыр; Котртас в Котыртас; Каульджур в Кауылжыр; Каир (рзд) в Кайыр; Челкар в Шалкар; Копму ла в Копмола; Джилан в Жылан; Тугуз в Тогыз; Чиликты (рзд) в Шиликты; Карачокат в Карашока т; Чокусу в Шокысу; Курлук (рзд) в Курлык; Никель-Тау в Никельтау; Калмыкарган в Калмаккыр ган; Джаксымай в Жаксымай; Шубар-Кудук в Шубаркудык; Кинжалы в Кенжалы; Караулкельды в Кар аулкелды; Джарлы в Жарлы; Нугайты в Ногайты.

Сайтка колдау корсетініздер!!!

Әліби Жангелдин мектебінің сайты конкурска қатысуда. Сондықтан да
Сіздерден осы сайтты қолдап дауыс берулеріңізді сұраймын. Сіздерге
алдын-ала улкен-улкен рахмет!!! Дауыс беру үшін келесі сілтеме бойынша
өтіңіздер. http://www.award.kz/catalog/show/id/530.html

Шалкар вальси

Шаһарда Шалкар деген болдыныз ба,
Осында ер жигиттер онди кыздар
Коли бар куралай коз молдиреген
Жагага шатыр тигип кондыныз ба?

Шалкар коли козимизге 
Шагалалы  кок тениз
шалкар коли озимизге
Кундей ыстык теп-тегис

Шалкардын кум деп жерин комсынбаныз
Кумы кут, суы байлык осында аныз
Енбекпен багы жанган шамы жанган
Батырлар, бакыттылар осындамыз.
 
Шалкар коли козимизге
Шагалалы кок тениз
Шалкар коли озимимзге
Кундей ыстык теп-тегис
 
Шубат бар шубатылган елимизде,
Батырлар, анши менен сери бизде
Кашатын жегжаттыктан биздер емес
Куда боп, куйеу болып келиниздер!

Без заголовка

АССАЛАУМАГАЛЕЙКУМ БАУЫРЛАР! Кассиетти курбан айт кабыл болсын! АЛЛАДАН Тилеген тилектериниз кабыл болгай!

Без заголовка

Ан жырына жетпесемде арканын,
Казак деген улылыкта бар каным.
Шабытымды шарыктатын рахмет,
 Шайырлы елим шырайлы олке шалкарым

Без заголовка

Шалкар (Челкар) — город, центр Шалкарского района Актюбинской области Казахстана. Железнодорожная станция на линии Оренбург—Ташкент (перегон Кандагач — Арысь), в 363 км к югу-востоку от Актюбинска. Имеется аэропорт местных воздушных линий. Шоссе: Челкар — Иргиз (асфальтированное, частично в разбитом состоянии), Челкар — Соленая, Челкар — Аккайтым (гравийные).

Станция в Шалкарском районе.

Пески Большие Барсуки. Закрепление песков тростниковыми кулисами.

Аул в песках Большие Барсуки. На заднем плане сосновая роща.

Планировка города в основном прямоугольная, застройка квартальная. Центральные улицы шириной 50-60 м (с асфальтовым покрытием), второстепенные шириной 20-30 м (с гравийным покрытием), окраинные улицы без покрытия. Строения преимущественно одноэтажные, из сырцового кирпича. В центре города и вблизи вокзала имеются двухэтажные и четырехэтажные кирпичные дома.

Местность — холмистая глинистая равнина с чередованием плосковершинных холмов относительной высотой 20-30 м с пологими склонами. Преобладающие абсолютные высоты местности 170—190 м. С востока к городу вплотную подступают пески Большие Барсуки (бугристые, слабо закрепленные растительностью, местами сыпучие; средняя высота бугров 4-10 м). В понижениях между буграми небольшие участки ровного песка и солончаки. Грунтовые воды в понижениях залегают на глубине 1-3 м (в песках до 0.5 м), на остальных участках более 5 м.

К юго-западу от города находятся озёра Шалкар и Старый Шалкар (урез воды 167 м абс), соединённые между собой протоками. Вода в озере Шалкар пресная, в озере Старый Шалкар солоноватая. Озера замерзают в начале ноября (толщина льда в середине зимы 50-70 см), вскрываются ото льда в конце марта — начале апреля. Глубина озер до 5 м, дно песчаное, у берегов илистое. Берега пологие, высотой 3-5 м, местами поросшие камышём. Озёра питаются за счет снеговой воды реки Каульжур.

Растительность пустынная — травы (ковыль, биюргун, полынь) и полукустарники (джингиль, джузгун). В песках Большие Барсуки имеются уникальные искусственные насаждения древесной растительности (сосна, осина, джида). Деревья растут небольшими рощами, площадью до 0,5 га, достигая высоты 10-12 м.

Климат резко континентальный, засушливый, с большими колебаниями сезонных и суточных температур. Зима (середина ноября-март) умеренно холодная. Устойчивые морозы начинаются в декабре и бывают всю зиму, но в дневные часы нередки оттепели. Снежный покров неустойчив, в многоснежные зимы может достигать высоты 30-40 см. Среднее число дней с метелями за зиму 10-15 (в отдельные годы до 30 дней). Лето (май-сентябрь) жаркое, сухое. Ветры зимой преимущественно восточные, летом — западные, весной и осенью — северо-восточные и юго-западные. Часто отмечается сильный ветер (особенно зимой и осенью).

В этой группе, возможно, есть записи, доступные только её участникам.
Чтобы их читать, Вам нужно вступить в группу