Все игры
Обсуждения
Сортировать: по обновлениям | по дате | по рейтингу Отображать записи: Полный текст | Заголовки

Без заголовка

Необычный журнал для блогеров-инвалидов набирает обороты в сети интернет.

24-го марта 2019-го года начал свою работу проект «Селфи: Журнал особенных блогеров». Он направлен на развитие блогеров с инвалидностью. Сейчас в журнале публикуются сотни человек, и, как сообщили авторы идеи, это ещё не предел.

«Блогеров с инвалидностью много. Но аудитория у них, как правило, очень маленькая. А все, "благодаря" стереотипам. Наш проект направлен на то, чтобы развеять сомнения многих людей по поводу таких блогеров. Ребята делают репортажи о путешествиях, рассказывают о хобби и просто делятся жизненным опытом.», – говорит один из организаторов проекта Александра Никитина.

«Селфи: Журнал особенных блогеров» – это уникальная бесплатная площадка для рекламы контента, и не только видео, но и аудио и письменных работ.

Связаться с авторами идеи можно по следующим адресам:
Никитина Александра Александровна https://vk.com/slonya8 - slona198787@gmail.com
Картавенко Илья Николаевич https://vk.com/kartavenko1983 - kartavenko83@gmail.com

Официальное сообщество в социальной сети «Вконтакте» https://vk.com/selfie_osobenniy_bloger

24 ответа - Как продлить активную здоровую жизнь?


Здравствуйте,
дорогие друзья !


 


В честь открытия
нашего нового сайта  предлагаем  Вам 
воспользоваться  эксклюзивным
БЕЗОПЛАТНЫМ тестированием  уровня
здоровья систем Вашего организма  (тесты
разработаны МЕЖДУНАРОДНОЙ  АКАДЕМИЕЙ
ЗДОРОВЬЯ И САМОРАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА), безоплатно   доступным только на нашем сайте


http://coral-club-de.com/zachem-nuzhna-zhivaya-voda


 


Просим написать
Ваши отзывы, предложения и вопросы.

Какие Вы МОЛОДЦЫ, как Вы ТАЛАНТЛИВЫ...

Создавать произведения искусства пользуясь интуицией...
Творить красоту и через тактильные ощущения....

Для этого надо владеть или иметь ...
ЧУВСТВЕННУЮ ДУШУ И ГОРЯЧЕЕ СЕРДЦЕ...

ПРОИЗРАСТАЙТЕ В ДУХЕ...

уже есть технология - как возвращать или пробуждать и зрительное восприятие ...
(только надо проверять и пробовать...)

настроение: Оптимистичное

2. ИЗ АРХИВА МАТЕРИАЛОВ О ТВОРЧЕСТВЕ НЕЗРЯЧИХ ХУДОЖНИКОВ

Выпуск  7.  (21  января  2010 г.)
 
Я  ПИШУ,  И,  ЗНАЧИТ, Я   ЖИВУ...


 

В.  ВЕЛЕНГУРИН.

"КОМСОМОЛЬСКАЯ  ПРАВДА" от 22  января  1992 г.

 
В  детстве  у  него  была  безумная  тяга  к  живописи.  Хотелось  самому много  рисовать,  но  это давалось  ему  с большим  трудом -  зрение было  ни  к  чёрту.  С  годами  он  почти  перестал  видеть. 
Прогрессировала  болезнь -  пигментная  дегенерация  сетчатки.  Врачи сказали,  что  ничем  помочь  не  смогут.  Дали  инвалидность.


   
Сейчас  у  Евгения  Амвросиевича  Михайлова  остался  один  процент 
зрения.  Его  глаза  воспринимают  немного  света,  размытые  цветовые 
пятна  и  больше  ничего.  Особенность  его  зрения  такова,  что  с помощью  оптических  приспособлений  он  всё  же  может  видеть,  но лишь  небольшой  фрагмент.  Из  этих  кусочков  бытия  в  его  голове и  синтезируется  то,  чего  он  никогда  не  видел.  Маслом  он переносит  запомнившиеся  фрагменты  на  холст.  В  этом  ему  помогает  обыкновенная  лупа.  Когда  художник  пишет,  он  видит 
через  неё  также  только  один  фрагмент.  Из  них  он  и  создаёт картину.
 
Его  полотна  с  большой  точностью  передают  натуру  -  каждый листочек,  травинку.  Они  очень  колоритны,  ну  просто  горят цветами.  У  искусствоведа  они,  может  быть,  если  не  делать 
акцент  на  исключительность  автора,  вызвали  бы  улыбку.


    Евгений  Амвросимович  отдаёт  предпочтение  пейзажам.  То,  что  ему  близко  и  дорого.

   
Трудится  он  на  краснодарском  предприятии  общества  слепых 
намотчиком  катушек  для  светотехники.  Не  бог  весть  какая работа,  но  она  единственный  источник,  чтобы  обеспечить  себе прожиточный  минимум.  А  живопмсь  для  него  та  нить,  что  ведёт через  мрак  е  свету.



Материал  из  личного  архива:Высоцкой  Л. А.  (Заведующей  тифлоотдела ГБС  СПб).

------------------------------------------------------------


Выпуск  8.   (21  января  2010 г.).
 
ПРЕОДОЛЕНИЕ


Г. ПЕТРОСЯН  (АПН)

"Вечерняя  Москва"  6  мая  1986 г.

 

    Это 
рассказ  о  художнике  и  его  великой  любви.  Это удивительная 
история. Её  можно  подать  как  нечто  из  ряда  вон  выходящее.  И 
её  можно  изложить  просто,  без  громких  слов.


    -  Читать,  писать,  рисовать  вы  больше  не  будете  никогда.  О  творчестве  навсегда  забудьте!..

   
Всемирно  известный  офтальмолог  произнёс  эти  слова  намеренно 
резко,  как  бы  подчёркивая,  что  он  всё  же  врач,  а  не  чародей.


   
Перед  ним  сидел  82 - летний,  перенёсший  несколько  инфарктов 
художник  Борис  Рыбченков,  всю  свою  сознательную  жизнь  не 
расстававшийся  с  кистью.  У  старого  живописца  отнимали  последнее
- надежду.  Жизнь  теряла  для  него  всякий  смысл.


   
Всё  было  против  него.  Прямого  зрения - ноль.  Бокового 
периферийного - две  сотых  процента,  годного  лишь  для 
приблизительной  ориентации  в  небольшом  замкнутом  помещении. 
"Ваше  заболевание - дистрофию  сетчатки  нигде  в  мире  не 
излечивают", - сказали  ему  врачи.


   
Но  было  ещё  Искусство.  Искусство,  знающее  о  человеке  и  его 
возможностях  гораздо  больше,  чем  наука.  Оно  пришло  на  помощь 
своему  верному  служителю.  Помогло  одержать  величайшую  из  побед 
-  над  самим  собой.


   
Он  родился  в  1899  году.  Живописи  учился  у  таких  знаменитых 
мастеров,  как  А. Древин,  Н. Альтман, А. Шевченко,  Л. Попова.  Один 
из  первых  опытов - дань  моде - абстрактная  картина.  Рыбченков 
показывает  её  самому  Казимиру  Малевичу.  Столп  русского 
модернизма  долго  рассматривает  работу  и  заключает:  "Слишком 
заметно  земное  притяжение".  "Земное  притяжение"  помогает 
Рыбченкову  обрести  себя.  Он  понял,  что  возможности  реализма 
безграничны,  как  безгранична  сама  развивающаяся  жизнь.  Любителям 
искусства  становятся  известны  его  прекрасные  городские  пейзажи, 
уголки  старой  Москвы.


   
У  Александра  Грина  в  его  феерии  "Алые  паруса"  есть  такие 
примечательные  слова,  вложенные  в  уста  героя:  "Я  понял  одну 
нехитрую  истину.  Она  в  том,  чтобы  делать  так  называемые 
чудеса  своими  руками".


   
Первое  чудо  Рыбченков  сделал  "своими руками",  когда  начал 
писать  книгу  "Рассказы  художника".  Писал  по  линейке.  Вначале 
медленно,  неуверенно.  Потом  уверенней  и  быстрей.  Когда  рассказы 
были  опубликованы,  он  почувствовал,  что  может  совершить  ещё 
одно  чудо.  Он  очень  его  хотел  и  мучительно  колебался.  Помогла 
жена - Ольга  Фёдоровна  Цветкова.


   
-  У  тебя  великолепная  зрительная  память, - убеждала  она  его. 
Руки  натренированы  до  автоматизма.  Ты  должен  остаться 
художником.  Попробуй  писать  красками.  Чем  ты  в  конце  уонцов 
рискуешь?


   
Рисковал  он,  конечно,  многим.  Неудача  могла  окончательно 
сломить.  Однако  был  маленький  шанс,  а  Рыбченков  из  тех 
настоящих  людей,  которые  не  пренебрегают  такой,  пусть  и  очень 
незначительной,  возможностью.


   
"В  ноябре  1983  года,  рассказывает  Рыбченков,  -  я  снова  взялся 
за  карандаши  и  кисть.  Метод  работы  вслепую  сложился  как - то 
сам  по  себе.  Собирая  в  единое  целое  возникающий  в  уме  образ, 
я  отрабатывал  его  мысленно  в  отношении  темы,  размера,  формата, 
материала,  техники  исполнения,  цветовой  нагрузки.  Невидимая  эта 
работа  длилась  порой  часами,  пока  мысленно  созданный  образ  не 
возникал  передо  мной  во  всей  своей  живописной  и  пластической 
сути.  Положив  лист  бумаги  на  стол,  я  как  бы  проецировал  на 
него  созданное  воображением.  Трудно  было  с  красками,  с 
переводом  их  в цвет.  спасала  привычка  иметь  их  на  палитре  не 
более  десяти,  располагаемых  всегда  в  одном  и  том  же  порядке. 
Что  из  чего,  получается  -  знал  наизусть.  В  смысле  техники 
выручала  память  рук".


   
На  словах  всё  очень  просто.  В  жизни  -  гораздо  сложней.  Были 
тяжёлые,  невыносимые  головные  боли.  Были  неудачи,  срывы. 
Периоды  сомнений,  страха,  раздражения.  Старый  художник  выдержал 
испытания.


   
Его  акварели,  гуаши,  рисунки  вновь  появились  на  выставках. 
Потерявший  зрение  художник  снова  стал  художником.  Без  скидок 
на  возраст  и  слепоту.  Искусствоведы  высоко  оценили  его  новые 
работы.  Критика  пишет  о  "новом  более  эмоциональном  и  более 
современном  Рыбченкове,  говорит  о  "его  новом  шаге  вперёд". 
Зрители  любуются  его  произведениями,  не  подозревая  о  слепоте 
автора.


   
В  апрельские  дни  1986  года  я  побывал  у  Бориса  Рыбченкова.  Он 
показал  мне  свои  новые  работы:  "Москва.  Сретенский  бульвар", 
"Берёзовая  роща",  "На  солнечной  окраине",  "Русская  зима"... 
Ознакомил  с  написанным  эссе  "Озарение".  Я  хотел  понять,  как 
можно  видеть -  не  видя.  "Как  это  происходит  -  не  знаю,  - 
сказал  Рыбченков.  -  Тут  без  помощи  головного  мозга  не 
обходится.  После  двух - трёх  часов  работы  возникает  сильная 
боль  в  левой  половине  мозга.  Но  это  уже  разговор  об  оплате 
риска,  на  который  иду  сознательно.  За  всё  хорошее  в  жизни 
приходится  дорого  платить".


   
Я  слушал  его,  вновь  рассматривал  картины  и  думал,  что  слова 
"подвиг",  "героизм",  "мужество",  вполне  уместные  и  применимые  к 
сделанному  Рыбченковым,  всё  же  не  объясняют  чуда.  А  чудо - в 
безмерной  любви  художника  к  искусству.  Поистине  только  любовь 
может  победить  мрак.


   
К  Рыбченкову  идут  письма.  К  Рыбченкову  приходят  и  долго  не 
уходят  посетители.  Студенты  технических  вузов  говорят  с  ним  об 
искусстве.  Люди  искусства - о  жизни...


   
Борис  Рыбченков,  Художник,  совершил  невозможное.  В  своей 
схватке  с  судьбой  он  победил,  хотя  и  был  обречён  на  поражение.


 

Материал  из  личного  архива:Высоцкой  Л. А.  (Заведующей  тифлоотдела  ГБС  СПб).


------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Выпуск   9.  (21  января  2010 г.)

 

ПРАЗДНИК   ДУШИ


 

   Людмила  Третьякова, 

 2002  год. 


 

"Тихо,  строчки  мои,     

Не  шумите  в  стихах...

Человек  постигает      

Лицо  вещей..."           

 

Ксения   Некрасова.    

 

   
Прошли  праздники.  Чередой.  Новогодние,  Рождество  Христово  и 
Собор  Пресвятой  Богородицы,  Святки.  А  в  Чернорецком  переулке,
2,  в  Музее  городской  скульптуры  опять  праздник.

На  годовщину  снятия  блокады  Ленинграда  незрячий  художник,  ребёнком перенёсший  голод,  Олег  Ефимович  Зиновьев  представил  персональную 
выставку  своих  работ.  Это  скульптура,  графика,  линогравюра.  В Лавре.  В  лучшем  из  музеев  мира.  Вблизи  от  Некрополя,  где историей  выписаны  самые  высокие  имена  знаменитых  людей Петербурга.    праздник  детской  души,  искры  Божией  и  таланта, нашедших  силы  выжить,  расти  и  развиваться,  окрепнуть  и побеждать.  Это  праздник  всех  тех,  кто  пережил  блокаду,  прошёл 
через  страшное  жерло  войны  и  осознал  значение  победы,  нашей первой  победы,  победы  людей  Ленинграда.  Это  победа  солдат, погибших  на  Ленинградском  фронте,  наших  отцов  и  наших  матерей, 
работавших  в  войну,  наших  сестёр  и  братьев.  Это  победа  детей, 
оставшихся  жить,  и  тех,  кто  не  дожил.  Сегодня  мы  присутствуем на  празднике  духа.  На  празднике  Ленинградской  души.  В  обществе жителей  блокадного  Ленинграда  многие  знают  эту  красивую  пару - Олега  Ефимовича  и  Валентину  Фёдоровну.  Они  всегда  и  во  всём 
вместе.  Олег  Ефимович -профессиональный  художник,  с 1956  года - живописец  по  фарфору  на  ЛФЗ,  затем  работал  мультипликатором  на 
Леннаучфильме,  на  Ленинградской  телестудии.  Как  и  у  многих, 
переживших  блокаду,  особенно  пострадало  зрение.  Оно  меркло  и  в 
1991  году  ушло  совсем.  Став  инвалидом  1  группы,  Олег  Ефимов  продолжил  свою   творческую  деятельность  в  студии  керамики  и скульптуры  под  руководством  Ю. А. Нашивочникова.  Здесь  я 
познакомилась  с  Олегом  Ефимовичем  и  его  женой,  которая  тоже занялась  керамикой.
 
Работы  Олега  Ефимовича  поражают  широтой  и  ясностью  мышления. 
Энергетический  потенциал  этого  талантливого  человека  не исчерпан. 
Он  постоянно  находит  новые  способы  выражения,  рисуя  будучи  абсолютно  незрячим,  к  тому  же  занимается  линогравюрой.  Стало  трудно  резать  по  дереву - художник  перешёл  на  глину.  Каждый  день  он  ставит  себе  новую  задачу  и  решает  её.  К  примеру, вчера,  25  января  2002 г.  на  пробеге - пытался  бежать  без проводника.  И  пробежал  с  лидером  Карповым  Олегом  Борисовичем.
  
Не  удивительно  что  работы  О. Е. Зиновьева  вызывают  интерес,  и 
уже  с  1994  года  появляются  его  выставки  в  музее  Ф. М. Достоевского,  этнографическом  музее,  организуется  постоянная  экспозиция  в  галерее  музея  г. Кириши.  Выставка  в  музее городской  скульптуры  будет  работать  до  15  февраля.  А  13  марта 
2002  г. откроется  персональная  выставка  в  г.  Кириши,  где  будет  представлено  более  90  работ  Олега  Ефимовича. 
  
Этот  художник  долго  ждал  признания.  Многим,  особенно  в  среде инвалидов,  он  известен  как  отличный  спортсмен -  неутомимый  бегун  на  длинные  дистанции.  Это  высокий,  сильный,  красивый  человек  в  свои  "за  60".
  
Нам  дана  возможность  прикоснуться  к  душе  этого  несгибаемого 
человека.  На  выставке,  на  которую  я  вас  всех  приглашаю, представлены  работы  за  последние  6  лет.  Опять  Олегом  Ефимовичем  достигнуты  значительные  успехи.  Как  истинный  талант, он  изменяет  вокруг  себя,  для  себя  окружающую  среду  в соответствии  со  своим  желанием,  используя  принцип  активной защиты,  расширяя  максимально  жизненное  пространство  благодаря 
широте  своей  души.  Поражает  разнообразие  интересов, человеколюбие,  обращение  напрямую  к  образам  святых  Ксении Блаженной,  Серафима Саровского.В  связи  с  этим,
задумываешься  о природе  таланта,  откуда  он  берётся  и  куда  уходит.  Талант включается  самопроизвольно,  когда  энергетический  потенциал, 
одухотворённая  сила,  психомоторика,  способность  видеть  истину  и 
критичность  оптимальны.  Каково  же  должно  быть  гармоническое 
сочетание  между  собой  этих  основных  свойств  у  незрячего человека.,  чтобы  делать  работы  так,  как  будто  он  их  видит. Преобразуя  дисгармонию  в  гармонию,  он  уверен,  что  эта  работа 
должна  быть  именно  такой,  какой  рисует  его  внутреннее  зрение. 
Это  редко  открываемый  мир  ещё  не  во  всём  изученной  природы таланта  и  творчества.  Большинство  читателей  "Русского  инвалида" - молодые  это  люди  или  уже  в  возрасте,  получившие  III,  II,  а то  и I  группу  инвалидности,  ищут  себя,  своё  место  в  мире, ищут ценности,  ради  которых  стоит  жить,  а  всё  это  становится реальным,  когда  у  человека  зреет  душа.  Мы  живём  в  сложное 
время  разрушения  идеалов,  время, когда  обстоятельства  нужды  и несправедливости  пытаются  нам  внушить  отсутствие  души.  А  ведь только  она  делает  человека  непохожим  на  других.  Только  она превозносит  в  его  жизнь  смысл,  она  дарит  человеку  свободу, 
вопреки  всем  обстоятельствам  (Путь  к  Свободе.  О  мальчике, который  умел  летать.  Илья  Акимов,  Виктор  Клименко.).  Это субстанция  рождённая  мыслью,  совестью  и  памятью.  Так  будем 
учиться  ходить,  если  не  можем  учиться  летать,  если  хотим, учиться  рисовать,  даже  если  не  видим,  лепить,  если  есть  душа  и  руки.  есть  у  нас  в  Союзе  художников  Леонид  Птицин -  он 
пишет  картины  ногами.  Но  об  этом  в  следующий  раз.


...........................................................................................

 

На  грани,  когда  меркнет  зрение

И  гаснет  дочиста -

Нести  художество,  как  факел,

Взять  эстафету  из  бездны  к  свету.

Круглогодичный  марафон, 

Невероятный  воли бег

В  огне  не  отступающих  желаний...

По  углям,  и  по  пеплу,  и  по  льду

Долгий  бег  в  порывах  ветра.

И  по  весне  шершавым  настом, 

Под  ласковым  дождём,

И  летом  солнечным  и  жарким

Бежать  во  тьме,  ошеломлённым

Запахами  лета,

С  поводырём  и  без  него...

Среди  небрежных  воскликов  трамваев,

К  молчанью  дерева  в  руках  -

Бег  к  жизни.

В  горячей  глине  штрих  застыл  комочком,

Он  душу  трогает  и  теребит.

Да  замкнут  круг,

Но  мир  вокруг  огромен,  его,

С  дорогой  к  храму  мир.

Рюкзак  тяжёлый  на  плечах.

Шершавый ком  шамота.

Своя  не  тяжела  ведь  ноша.

Не  видеть  зги.  И  всё - таки  ваять.

И  резать  руки  и  не  раз,

Под  пальцем  чуя  тонкий  строй,

Упорно  резать  пальцы  эти.

В  забеге  этом  каждый  миллиметр

Оплачен  кровно:

Вот  "Ангел  златовласый",

Упорно  резать  пальцы  эти.

Вот  ег.  Здесь  каждый  километр

Оплачен  кровью:

Вот  "Ангел  златовласый",  "Богоматеь"

И  "Умиленье"  и  "Покров",  "Борис  и  Глеб"

И  "Ксения  Блаженная",  "Слепого  исцеленье"

И  "Крик",  в  Пространстве  замкнутом

Он  с  белой  палочкой.  Он  к  нам  идёт.

И  с  каждою  работой  веха  пройдена -

Так  сердце  молодо  вскипает  кровью,

Оно  с  молитвой  ко  Всевышнему  пришло

В  упорстве  и  отчаяньи  немом,

Постигло  истину,  как  музыку  оно.

И  одарил  Господь  теплом

Любой  изгиб  и  штрих  его  любой.

Вот  искра  Божья.  Вот  его  огонь.

Бог  одарил  того,  кто  видит  работу  эту,

Светом,  Светом  изнутри.  От  Бога  Светом!

Смотри  же  зрячий,  как  незрячий  видит!

 

С  любовью Третьякова  Людмила  Викторовна. 

Санкт - Петербург.

(Дом.  телефон:  8 - 812 - 514 - 10 - 56).

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Выпуск  10.  (23  января  2010 г.)
 
БЛАГОТВОРИТЕЛЬНАЯ   АКЦИЯ


(Письмо  от  незрячих  художников)


 
2 октября  2004 г. в  городе  Кириши,  Ленинградской  области  произошло 
знаменательное  Событие.  Открылась  экспозиция  единственного  в мире  "Музея  творчества  незрячих  художников" Его  создал 
дистрибьютор  компании  "VISION"  Бабуркин  Виктор  Иванович. 
В  2000 г.  он  дарит  своему  городу  более  1000  произведений  живописи  и 
графики,  чем  заложил  основу  городской,  муниципальной  картинной галереи,  которая  открылась  19  июля  2001  г.


   
Мы,  незрячие  художники,  благодарны  ему  тем,  что  он  помог  и нам  осуществить  нашу  мечту,  иметь  свой  профессиональный  музей. 
Но  Бабуркин  В. И.  пошёл  дальше.  На  открытии  экспозиции  "Музея творчества  незрячих  художников"  он  и  его  друзья - коллеги из  компании  "VISION",  провели  благотворительную  акцию,  подарив  нам 
по  набору  продукта  компании.


   
Мы,  незрячие  художники,  к  нашему  несчастью,  не  можем  увидеть 
их  красивые  и  добрые  лица,  но  мы  будем  помнить  их  имена  и просим  через  СМИ  выразить  нашу  глубокую благодарность 
дистрибьюторам  из  структуры  Людмилы  Смирновой  (VIP - 6К),  а именно: 
Виктору  Бабуркину  из  г. Кириши, 
Екатерине  Мишиной  (VIP -4К)  из  СПб,  Людмиле  Галкиной  (VIP - 1К)  из  СПб,  Римме Павловой  (VIP - 1К)  из  г.  Кронштадта, 
Надежде  Пироговой (VIP)  из  г.  Каменск - Уральский, 
Нине  Изотовой  из  г. Кириши, 
Тамаре  Афанасьевой из  п.  Будогощь,  а  также  киришанам: 
Татьяне 
Чигаревой, 
Галине  Богдановой, 
Виктории  Игнатенко, 
Людмиле 
Чернецовой,
Елене  Тимофеевой, 
Елене  Куксенко, 
Надежде  Веселовой, 
Алексею  Антипову, 
дистрибьюторам  из  города  Волхова:  Михаилу Алёхину, 
Елене  Клепацкой  и 
Елене  Ивановой.


    С  глубочайшей  благодарностью  ко  всем  незрячие  художники:

 

Подписались:  

 

Олег  Зиновьев

Тамара  Куренкова

Игорь  Князев

Наталья  Селиванова

Елена  Пашутина

Андрей  Савочкин.

 

5  октября  2004  года,  Санкт - Петербург.

---------------------------------------------------------------------------------
 Выпуск  11.  (23  января  2010 г.) 
 

СЛЕПЫЕ   ХУДОЖНИКИ


 

Татьяна   Волконская.

Фото:  Александра  Дроздова. 

1997 г.  Санкт - Петербург.

   

Мы просто  не  можем  верить,  что  вы  слепые.  Кажется  нам,  что  ваше 
зрение  в  сто  раз  лучше  нашего.  Поздравляем.  Группа  студентов 
Иллинойского  университета"  -  это  выписка  из  книги  отзывов  о 
выставке  скульптур  и  керамики,  сотворённых  руками  слепых,  в 
музее  Достоевского.


 

   
В  далёком  1962  году  Юрий Нашивочников,  просматривая  каталог 
одной  выставки,  увидел  небольшую  фотографию,  где  была изображена  скульптурка,  сделанная  руками  слепого.  Тогда  и пришла  ему  в  голову  идея  создать  у  нас  клуб  слепых,  которые 
бы  занимались  лепкой.  Первыми  членами  этого  кружка  стали  дети. 
Шли  годы,  и  постепенно  ряды  художников  редели.  Осталась  одна 
Тамара  Куренкова.










ТАМАРА


    Тамара - самая  первая  ученица  Юрия  Алексеевича  Нашивочникова -  и  по сей  день  два  раза  в  неделю  отправляется  в  свою  "лабораторию" творить  маленькие  чудеса.  Работала  она  всю  жизнь  с  любым материалом, который  только  попадался  ей  в  руки.  Сначала 
пыталась  рисовать  пластилином  картины.  Детские  воспоминания  о цвете,  о  сочетаниях  различных  красок  оставались  ещё  в  её памяти.  Но  вскоре  она  остыла  к  этому  делу,  потому  как проконтролировать  своё  творчество  она  не  могла.  Тогда  Тамара перешла  на  парафин,  создавая  из  него  различные  фигурки. Подсыпала  в  него  то  пудру,  то  ещё  что - то,  окрашивая  в различные  цвета.  Добавляла  золотистые  и  цветные  нити,  украшая ими  свои  забавные  произведения. Но  это  было  для  детей  и,  по словам  Тамары,  несерьёзно, мимолётно.

А  глина...  Глина  продолжала  оставаться  любимым  материалом. Кажется,  что  время  застыло  в  тот  момент,  когда  Тамара потеряла  зрение.  Сказочные  животные,  прекрасные  принцессы, 
волшебные  цветы - вот  главные  темы  маленьких  шедевров.  До недавнего  времени  все  они  уходили  в  небытие - глина  осыпалась, скульптурки  рушились.  Всё,  что  было  сделано  за  год, 
разбивалось,  стиралось  с  лица  земли.  И  потому  мечтала  Тамара о  керамике.  И  её  мечты  реализовались,  правда,  совсем  недавно - в  начале  90 - х.  Случилось  это  с  приходом  в  студию  ослепшего 
художника - мультипликатора  с  "Ленфильма"  Олега  Зиновьева.


ОЛЕГ




 

    В  течение  десяти  лет  Олег,  будучи  практически  слепым,  работал  на  "Ленфильме",  скрывая  свой  недуг. 
-  Однажды  мне  дали  заказ  -  сделать  объявление  в  синих  тонах. И  когда  я  перепутал  синий  цвет  с  зелёным  и  мне  стали выговаривать  за  это,  я  понял,  что  слепота  подступила  совсем близко.  Жена  мне  сделала  специальные  таблички  на  красках,  и так  я  ещё  некоторое  время  работал.
Но  когда  однажды  Олег  на  глазах  у  руководства  не  смог  найти выход  из  комнаты,  ему  пришлось - таки  уйти.  А  потом  наступила полная слепота.  Произошло  это  в  1990  году.  Переход  от  жизни зрячего  человека  к  незрячему  был  очень  тяжёлым,  но ...
Мне  хотелось  сохранить  тот  образ  жизни,  который  я  вёл  до этого.  Теперь  же  всё  было  не  так  -  ограниченное  пространство и  информация.  Приходилось  заново  учиться  ходить,  читать, писать,  готовить,  убирать  за  собой.
Первый  год  слепоты  был  для  Олега  очень  тяжёлым.  Самой  частой мыслью  была  идея  самоубийства.  Но  попав  в  этот  клуб,  он  за поиском  новых  возможностей  и  форм  вернулся  к  жизни.   Вскоре  появилась  печь,  помогли  друзья  с  "Ленфильма".  И  в творчестве  клуба  началась  новая  эра.  Нашлась  и  художница, расписывающая  затейливые  скульптурки.  Сейчас  в  клубе  шесть 
человек  слепых  да  двое  зрячих.  Но  когда  смотришь  на  их работы, начинаешь  сомневаться,  кто  же  из  нас  зрячий,  а  кто слепой.  И  понимаешь,  что  просто  смотрим  на  мир  по - разному: 
мы - глазами,  они  сердцем. 
  
Все  они  слепые  не  от  рождения,  когда - то  они  видели.  Но если  Олег  ослеп  в  зрелом  возрасте,  то  Тамара - ещё  совсем 
ребёнком.  И  потому  работы  её  легки,  нежны  и  непосредственны. Олег  же  монументален  и  серьёзен,  обращён  к  Богу.
   И  для  здоровых  людей  работать  с  керамикой  неимоверно  сложно, 
а  для  слепых  и  подавно.  Этот  клуб - единственный  не  только  в России,  в  странах  СНГ,  но  и  во  всём  мире.  Для  этих  шести человек  приход  сюда  хоть  раз  в  неделю  - это возможность чувствовать  себя  полноценными  людьми,  увидеть  то,  что  мы  видим ежедневно  и  ежечасно.  И  этот  клуб,  существующий  более  25  лет, 
переживший  перестройку  и  период  реформ,  собираются  закрыть.  Для 
того,  чтобы  он  смог  существовать,  необходимо  всего  четыре тысячи  рублей  в  год.  Для  многих  это  ничто,  а  для  них - жизнь.


 

Материал  из  личного  архива Высоцкой  Л. А.  (Заведующей  тифлоотдела  ГБС  СПб).

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Выпуск  12  (27  января  2010 г.)
 
О,   БОЖЕ,   ДАЙ ..


 

Валентина   Кириллова

"Наша   жизнь"  № 12,   2003  г.


 
Я  вошла  на  выставку  и  сразу  воскликнула:  "Ой!"  Прямо  передо мной  стояла  маленькая  фигурка  одинокого  странника  в  чёрном монашеском одеянии,  почти  бестелесного  аскета  с одухотворённым лицом. "Слепой  монах" - так  называлась  эта  работа.  Её  автор -
Сергей  Юрьевич  Царапкин,  открывавший  в  тот  день  свою  пятую персональную  выставку,  тоже  имел  проблемы  со  зрением.  В  самом начале  нашего  разговора  он  сказал:  "Я  слышу  только  ваш  голос и  вижу  размытое  пятно.  Таково  моё  мировосприятие".  Но  можно 
ли  с  таким  мировосприятием  стать  художником?  На  этот  вопрос каждый  в  состоянии  ответить  сам,  посетив выставку  Сергея  Царапкина.
  
В  рекламном  проспекте  о  нём  сказано  немало  интересного.  У Сергея  около  тысячи  работ,  выполненных  в  различной  технике: Тушь,  пастель,  уголь,  масло,  объёмная  резьба  по  дереву.  Он участник  нескольких  акций  и  выставок.  Кроме  живописи, увлекается  театром  и танцами.  Много  любопытного  о  себе рассказал  и  сам  Сергей.
Ещё  несколько  лет  назад  этот  талантливый  человек  пребывал  в унынии:  "Господи!  Ты  всемогущ  и  добр.  Почему  же  так несправедлив  ко  мне?  О,  Боже,  дай  мне  зрение,  чтобы  я  мог 
жить!"  Сейчас  он  говорит:  "Закрыв  от  меня  внешний  мир,  Бог дал  мне  возможность  видеть  его  изнутри,  внутренним  зрением".  Между  этими  двумя  откровениями - целая  вечность,  связанная  с  духовным  кризисом  и  духовным  укреплением  художника  Сергея Царапкина.
Духовный  кризис  пришёлся  на  печально  известные  90 - е  годы. Слава  Богу,  что  Сергей  успел  к  этому  времени  получить  две специальности,  окончив  школу и массажистов  и  исторический факультет  Московского  педагогического университета.  Он  даже  поработал  заместителем  директора  клуба  на  УПП  № 13.  Обвал  духовных  ценностей,  случившийся  во  времена  реформ,  больно ударил  по  самосознанию  думающей  интеллигенции.  На  этом  фоне личные  неурядицы  воспринимались  как катастрофа.  Увольнение  с работы,  неудачный  брак  подтолкнули  молодого  историка  к  решению  отправиться  в  монастырь  "Оптина  пустынь",  чтобы  провести  Великий  пост  в  труде  и  молитвах.  Но  ему  не  хватило  сорока 
девяти  постных  дней  для  самоочищения.  Он  попросил  у  отца  Илия благословения  на  жительство  возле  монастыря.
  Его  поселили  в  доме  рядом  с  московскими  девочками - художницами,  которые  тоже  в  период  переоценки  ценностей оставили  свою  работу  в  Москве,  потянулись  к  корням,  решили заняться  иконописью.  В  их  небольшой  общине  Сергей  должен  был 
выполнять  мужскую  работу - колоть  дрова,  топить  печь,  носить воду.  В  свободные  минуты  любил  наблюдать,  как  рисуют художницы.  Великой  тайной  казалось  ему  рождение  картины. Однажды,  выгребая  из  печки  уголь,  он  чёрным  кусочком  провёл по  белой  стене.  И  сразу  почувствовал  напряжение  линии.  К  утру вся  печь  была изрисована  углём.  Правда,  его  первые  фантазии 
не  сохранились:  печь  заставили побелить.  Но  девочки - художницы 
поделились  бумагой.
  Это  было  началом  его  новой  жизни.  Сам  Сергей  увидел  в  этом Божий  промысел.  Ведь  рука  потянулась  к  углю  в  тот  момент, когда  у  него  резко  упало  зрение.  Но,  как  оказалось,  рисовать 
нельзя  не  только  без  зрения,  но  и  без  воображения.  Зрячие  художники  развивают  его  тем,  что,  работая  с  натурой,  потом перерабатывают  свои  впечатления  в  художественные  образы.  Сергей пытался  заглянуть  в  себя,  как  бы  подсмотреть  жизнь  в  снах. Но  оказалось,  что  и  их  он  не  помнит.  После пробуждения память  хранит  лишь  маленький,  ничего  не  значащий  фрагмент. Тогда  усилием  воли  он  заставил  себя  развивать  воображение, 
"тренируясь"  на  снах.  Лёжа  с закрытыми  глазами, "восстанавливал"  забытые  ночные  картинки,  как  бы  вытягивая  их 
из  подсознания.  С  удивлением  замечал,  как  простые  линии  разрастаются,  перемещаются,  создавая  маленькое  чудо.  Впоследствии  смоделированные  таким  образом  предметы  стал  переносить  на 
бумагу  с  помощью  угля,  туши,  а  потом  и  красок.  Удачными оказались  и  занятия  лепкой.  Так  рождался  художник,  который познавал  мир  при  помощи  внутреннего  зрения.
Сергей  признался,  что  никогда  не  работает  с  натурой  и  не привязывает  свои  сюжеты  к  конкретной  ситуации.  Кроме  того,  он никогда  не  пользуется  кистью.  Рука  как  бы  чувствует  движение краски  и  следует  за  ней.  Про  понравившегося  мне  "Слепого 
монаха"  сказал,  что  просто  однажды,  ощупывая  кусок  дерева, 
обратил  внимание  на  необычный  изгиб  и  начал,  как  он  сам  говорит,  его  развивать.  Одна  из  любимых  его  работ - "Сторожка лесника" - возникла  из  случайно  пролитой  на  брайлевский  лист 
туши.  Пятно  показалось  ему выразительным,  и  он  стал  его 
штриховать,  пока  не  получилась крыша.
   
Внутреннее  зрение - это  вещь  пока  неизученная.  У  него  совсем 
иной  ракурс,  чем  у  зрения  обычного.  Для  него  нет  расстояния и  границ.  Иногда  оно  позволяет  художнику  "видеть"  то,  с  чем тот  никогда  прежде  не  встречался.  Люди  удивляются,  как  это  Сергею  Царапкину  удаётся  "подсмотреть"  уголки  природы,удалённые 
от  Москвы  на  сотни  километров.  А  однажды  во  время  съёмок  на ТВЦ  его  попросили  продемонстрировать  так  называемый  мастер - класс.  И  Сергей  быстро  нарисовал  портрет  человека,  в  котором оператор  узнал  своего  друга.  А  сам  Сергей  заметил,  чо  между 
ним  и  людьми  существует  невидимая  миру  зависимость.  Наверное, 
поэтому  он  любит  читать  отзывы  о  своих  работах.  "Восприятие,ощущения  зрячих  людей  для  меня  очень  важны.  Исходя  из  их видения,  я  начинаю  формировать  свою  дальнейшую  работу", -
говорит  он.
  В  Москву  Сергей  вернулся  только  тогда,  когда  почувствовал  себя 
духовно  окрепшим  и  определившимся  в  своём  предназначении.  На  это  ему  понадобилось  шесть  лет.  "Живопись - это  моя  жизнь, - говорит  он  сейчас.  - Если  её  не  будет,  всё  остальное  потеряет 
для  меня  смысл".  Но  тогда,  по  возвращении  из  монастыря,  ему очень  хотелось  учиться,  общаться  в  профессиональной  среде. Однако  в  институте  искусств,  куда  он  обратился,  преподаватели развели  руками - у  нас  нет  методик  для  незрячих.  Зато  такие 
методики  были  в  Волоколамском  центре  реабилитации  слепых. Художники - энтузиасты  супруги  Татьяна  Николаевна  и  Валерий  Михайлоич  Гороховы  стали  его  учителями  и  покровителями,  научив 
объёмной  резьбе  по  дереву.  Они  же  постоянно  поддерживали  его морально,  поощряя  на  творчество.
  
Персональная  выставка  Царапкина  "Мир  в  моём  воображении", которая  развёрнута  в  залах  Центрального  музея  ВОС,  за  что  его сотрудникам  огромное  спасибо,  это  как  бы  отчёт  о  прожитых 
годах.  Но  не  только.  Сергей  Юрьевич  сказал,  что  он  этой выставкой  хочет  привлечь  внимание  к  проблемам  незрячих  художников.  Их  в  стране  не  так  уж  и  мало.  "Но  беда  в  том, что  на  них  смотрят,  как  на  медведей  в  зоопарке, - возмущается Сергей.  -  Для  общества  они  -  своеобразная  экзотика.  Хотя  сами художники  нуждаются  не  в  проявлениях  удивления,  а  в  постоянной 
подпитке".  Сергей  Царапкин  мечтает  объединить  их  в  союз, ежегодно  проводить  всероссийские  выставки  их  творчества,  открыть магазины - салоны  для  продажи  художественных  изделий.  Вместе  со своим  другом  Сергеем  Поползиным,  незрячим  художником,  живущим сейчас  в  Австрии  и  приехавшим  специально  на  его выставку, 
хочет  составить  международный  проект  для  решения  этих  проблем. 
"Художники  по  натуре  хоть  и  волки - одиночки, - говорит  Сергей, -
но  им  важно  ощущать,  что  их  творчество  необходимо  другим". 
Думается,  что  особенностями  образного  мышления  художников  с ограниченным  зрением  могут  заинтересоваться  и  учёные,  занимающиеся  проблемами  подсознания.
  
Из  семидесяти  семи  работ, представленных  на  выставке,  шесть 
Сергей  Царапкин  решил  подарить  Центральному  музею  ВОС.  Остальные 
увезёт  домой,  в  свою  однокомнатную  квартиру.  Ведь  творческой мастерской,  как,  впрочем,  и  у  других  художников - восовцев,  у него  нет.


 

Материалы  из  личного  архива Высоцкой  Л. А. (Заведующей  тифлоотдела  ГБС  СПб)

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Выпуск   13  (27  января  2010 г.).
 
ЖИЗНЬ   ЖЕСТОКА   НЕ   ВСЕГДА

 

Владимир  Фёдоров

"НЕВСКОЕ   ВРЕМЯ"  от  22  июня  1990 г.

 

   
Помню  одного  отставного  полковника  милиции,  которого  на старости  лет  посадили  командовать  инвалидами  своего  района. Бодрый  дядька  принялся  ходить  по  базарам  да  церковным папертям и  одного  за  другим  "выдёргивать"  своих  подопечных,   протягивающих  руку  к  гражданам.


    -  Ты  что  ж,  с-сволочь  слепая,  здесь  клянчишь,  тебе  Советская  власть  пенсию  платит!

    Или:

    -  Будешь  здесь  отираться,  протез  отниму!

   
То  было  тогда,  а  сейчас  общество  к  инвалидам  лицом повернулось:  проси  хоть  в  метро,  хоть  на  базаре,  хоть  у 
кладбища,  проси,  если  не  хочешь  коробочки  в  артели  клеить  за нищенскую  плату,  проси  если  не желаешь  на  свою  пенсию  от белкового  голодания  загнуться.  И  не  теория  это:  мой  собственный  брат,  имевший  несчастье  в  детстве  стать  инвалидом, 
имеет  реально  лишь  одну  неописуемую  льготу - раз  в  год  в "закреплённом"  овощном  магазине  ему  торжественно  выдают  какую - то  томатную  пасту  с  30 - ти  процентной  скидкой  к  стоимости.
 
Ну,  а  если  ты  просить  или  клеить  не  хочешь,  но  выжить желаешь - и  не  просто  выжить,  но  и  заниматься  искусством  при этом?  Смешны  такие  претензии  в  устах  бедного  инвалида,  который никого  локтями  оттолкнуть  не  сможет  в  суете  наших  салонов  и 
артбазаров.
  К  радости  своей  за  людской  род,  на  днях  я  натолкнулся  на 
крохотное  пока  объединение,  которое  этих  вот  инвалидов - художников,  резчиков,  скульпторов  сплотило.

Существует  оно  в  городе  неполный  год,  сбилось  по  принципу  самоспасения  и  именуется  фондом  "Кедр".  Для  начала  сделали  выставку - продажу  своих  работ,  потом  ещё  одну,  в  зале  ЛОСХа, потом  "методом  втыка"  директор  фонда  Александра  Сердитова  вышла на  святых  отцов  Коневского  монастыря,  расположенного  в живописном  месте  посреди  Ладоги.  Здесь  тихо,  чисто  и  очень   хорошо;  монахи  решили  отдать  мастерам  из  "Кедра"  трёхэтажный 
док  для  отдыха,  лечения,  занятия  любимым делом.
   Вот  так  нашлась  дорожка  к  добрым  людям,  и  с  благословения  митрополита  Санкт - Петербургского  и  Ладожского  Иоанна  был  заключён  нужный  договор.  
Одновременно,  чтобы  у  инвалидов - творцов  появилась  солидная материальная  база,  фонд  решил  разработать  свою  программу организации  бронзолитейной,  иконописной, камнерезной  мастерских. Дело  неясное,  незнакомое,  пришлось  обратиться  в  комитет  по труду  и  занятости  Санкт - Петербурга,  работники  которого,  надо 
отдать  должное,  не  "отфутболили"  инвалидов  с  их  фантазиями  и не  потребовали  различных  материальных  подношений,  как  оно водится  сплошь  и  рядом.
  И  председатель  комитета  Д. С. Чернейко,  и  его  коллега,  опытный 
экономист  П. Б. Панкратов,  и  начальник  отдела  экспертизы проектов  М. Ф. Никитина  долго  расспрашивали  о  характере  и особенностях  труда  этой  необычной  категории  "творческих 
инвалидов".  Знакомились  с  первым  опытом  объединения  "Кедр"  и постепенно  убедились  в  главном:  начинание  нужное,  чистое, идущее  от  жизни.
Эти  специалисты  и  помогли  "довести  до  ума"  программу,  которая 
после  конкурса  получила  одобрение правительства  Петербурга  и 
Ленинградской  области.  Сейчас  фонд  сможет  объявить  приём  в  новые  художественные  мастерские  и  гарантировать  своим  подопечным 
нормальную  оплату.  Будут  у  этих людей,  в  основном  молодых, средства  украсить  свою  нелёгкую  жизнь  (а  не  висеть  камнем  на шее  родителей  и  близких),  будет  и  чудесный  отдых  на  Каневце.

 

Материал  из  личного  архива
Высоцкой  Л. А.  (Заведующей  тифлоотдела  ГБС  СПб).

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

1. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ МУЗЕЯ ТВОРЧЕСТВА НЕЗРЯЧИХ ХУДОЖНИКОВ

Выпуск  1   (16  января  2010 г.).

 









Виртуальный

"МУЗЕЙ   ТВОРЧЕСТВА   НЕЗРЯЧИХ   ХУДОЖНИКОВ"

 
2  октября  2004  года  в  помещении  Киришской  картинной  галереи 
состоялось  открытие  зкспозиции  "МУЗЕЯ   ТВОРЧЕСТВА   НЕЗРЯЧИХ  
ХУДОЖНИКОВ".

 
Основателем  музея  такого  рода  является  ваш  покорный  слуга.
 
Первоначально, 
сама  идея  создания  такого  музея  прозвучала  в  виде  пожелания 
из  уст  Третьяковой  Людмилы  Викторовны,  петербургского  художника -
керамиста,  бывшего  преподавателя  студии  "ХУДОЖНИК",  основанной  Ю.
А. Нашивочниковым  для  незрячих  людей.  Оно  прозвучало  на 
торжественном  открытии  моей  Юбилейной  художественной  выставки  -
13  марта  2004  года.
 

    
Спустя  три  недели,  я  проснулся  ночью,  опалённый  мыслью,  а  кто 
ж  его  будет  реализовывать?  Мой  опыт,  полученный  при  создании  в 
2001  году  картинной  галереи  в  городе  Кириши,  подсказывал  мне, 
что  воплощать  идею  придётся  самому,  надеяться  не  на  кого.  Это
был  сигнал,  посланный  свыше!


         
В  ту  ночь  я  больше  не  уснул.  В  голове  созревал  план 
реализации  идеи.  Она  уже  жила  в  моей  голове,  будоражила, 
распаляла.  Я  познакомился  с  заведующей  санкт - петербургской 
тифлологической  библиотеки  -  Высоцкой  Любовью  Алексеевной, 
которая  к  тому  времени  уже  более  30  лет  собирала  вырезки  из 
газет  и  журналов  о  жизни  и  творчестве  незрячих  людей.  Изложив 
ей  своё  предложение  о  создании  "Музея  творчества  незрячих 
художников"  я  получил  самый  горячий  отклик  в  её  душе  и 
желание  помогать  мне.  Она  щедро  делилась  накопленной 
информацией.  От  неё  я  узнал  о  вкладе  Валентина  Гаюи,  Луи 
Брайля,  Николая Семевского,  Юрия  Нашивочникова  и  других  людей  в 
реабилитацию  инвалидов  по  зрению.  


      
У  меня  формировалась  "канва" будущего  музея.  Теперь  я  чётко 
представлял,  что  это  будет  не  просто  грандиозная  выставка 
работ  незрячих  художников,  а  именно  музей,  где  я  смогу 
показать  эволюцию  становления  творческой  личности,  лишённых  зрения
.



В  начале  18  века,  до  Валентина  Гаюи,  слепых  людей  считали 
убогими,  непригодных  к  обучению.  Для  них,  в  то  время,  даже 
не  было  никакой  письменности.   Валентин  Гаюи  изобретает 
рельефный  шрифт  и  впервые  начинает  обучать  незрячих  людей. 
 Далее  Луи  Брайль  изобретает  шеститочечный  шрифт,  который 
заменил  рельефный  шрифт  Валентина  Гаюи  и  позволил  незрячим 
людям  при  помощи  осязания  читать  книги.  Это  был  прогресс  в 
тифлологии.  Открывалась  дорога  к  знаниям!  Анатолий  Семевский 
изобретает  прибор  для  изготовления  и  чтения  чертежей  незрячими 
людьми.  Это  была  очередная  ступенька  к  познанию  мира.  И 
только  после  этого,  незрячий  человек   мог открыть  для  себя 
дорогу  к  творчеству.  У  него  обострялись  осязательные  чувства, 
но  он  ещё  не  был  знаком  с   художественными  материалами  и 
методиками.  Следующую  лепту  в  развитие  творческих  способностей 
незрячих  людей  вносит  ленинградский  педагог  Юрий  Алексеевич 
Нашивочников.  Он  разрабатывает  и  внедряет  методики  обучения 
изобразительному  творчеству  незрячих  людей  .  Именно  его 
воспитанники,  созданной  им  студии  "ХУДОЖНИК"  и  составили  костяк 
представляемого  вам  собрания  "МУЗЕЯ ТВОРЧЕСТВА   НЕЗРЯЧИХ   ХУДОЖНИКОВ". 
Художники  одиночки  были  и  ранее,  но  не  было  системного 
подхода  к  обучению  незрячих  людей  изобразительному  творчеству. 
В  этом  БЛОГЕ   вы  познакомитесь  с  наиболее  яркими 
представителями  студии  "ХУДОЖНИК"  -  Олегом  Зиновьевым,  Тамарой 
Куренковой,  Анатолием  Кончаковым  и  другими  художниками.


 
РАБОТЫ   ЗИНОВЬЕВА  О. Е.(1937г.р.)

(Экспонаты  музея).


 









       1. Монах  Нил.    (Шамот)       

 









2.  Монах

 









3.  Голова  мужчины  в  зимней  шапке.  (Дерево)

 









4.  Женский  портрет.   (Дерево)

 









5.  Женский  портрет.   (Дерево)

 









6.  Работы  Зиновьева  О. Е.

 









7.  Работы  Зиновьева  О. Е.

 









8.  Пантократор.   (Шамот).

 









9.  Борис.  (Барельеф,  дерево)

 









10.  Свеча.  (Дерево).

 









11.  Глеб.  (Барельеф,  дерево).

 









12.  Святой.  (Дерево).  1999 г.

 









13.  Материнство.  (Дерево). 

 









14.  Женский  портрет.






Газета  "Киришский  факел".  2004 г.
























2  октября  2004 г.  Почётная  грамота  была  вручена  Бабуркину  В. И.
на  торжественном  открытии  экспозиции  "Музея  творчества  незрячих 
художников"  за  инициативу  и  активную  деятельность  в  её  создании.








Фото  из  архива  автора:  Бабуркин  Виктор   Иванович.  (род. 1939 г.).

(Cвязаться  с  автором  проекта  виртуального  "Музея  творчества  незрячих  художников"  можно  по  электронному  адресу:  "baburkin39@mail.ru").






Нашивочников  Юрий  Алексеевич.

Художник
- педагог.  Основатель  студии  "Художник"   для  развития  
творческих  способностей  людей  с  ограниченными  возможностями  по 
зрению.








Фото из личного  архива  художника - педагога  Нашивочникова  Юрия  Алексеевича  1927 г. рождения.




Людмила Третьякова.


Фото  из  архива  автора:  Преподаватель  керамики  студии  "Художник"  -  Третьякова  Людмила  Викторовна. 
СТУДИЙЦЫ





Олег Зиновьев. Незрячий худож


Фото  из  архива  автора:  Зиновьев  Олег  Ефимович.






 Кончаков   Анатолий  Павлович  за  работой  в  студии  "Художник".








Фото  из  архива  автора:   Павлова  Лариса  Владиславовна.

(Cвязаться  с  художником  можно  по  электронному  адресу:  "dorrit@list.ru").







Фото  из  архива  автора:  Селиванова  Наталья  Николаевна  (1963 г. р.).  (Инвалид  первой  группы. Остаточное  зрение  -  0,02%)

 

ЭКСПОНАТЫ   ЭКСПОЗИЦИИ 
(ПРОДОЛЖЕНИЕ)









Худ.  Селиванова  Н. Н.   "Георгий  Победоносец" 







  Худ.  Кончаков  Анатолий  Павлович.  "ТАНЯ". 

   
ИЗ  ЖИЗНИ  НЕЗРЯЧИХ   ХУДОЖНИКОВ


 
ГИМН   КРУЖКУ  КЕРАМИКИ  ПРИ  ДК   ШЕЛГУНОВА   ВОС

(На  музыку  из  кинофильма  "Белорусский  вокзал")

За  глиной  день  и  ночь

Усталость  гоним  прочь,

     И  даже  возгласы  родных

    Не  могут  нам  помочь.      

 

           Рождая  в  муках  постепенно

Шедевры  новые  свои,

Порывам  творческим 

   Мы  служим  неизменно,

Попьём  лишь  чай  -    

           И  снова  в  глиняной  пыли. 

 

        Под  властью  вдохновений

С  утра  и  до  утра

Мы  месим  глину -

 И  к  своим  твореньям,

Мы  -  керамисты!

Грянем  громкое  ура!


             (Незрячий  художник  - Елена  Пашутина,  2003 г.)

---------------------------------------------------------------------------

СЛЕПОЙ   ВИДИТ   СЕРДЦЕМ








В  Киришах  открылся  единственный  в  мире

"МУЗЕЙ  ТВОРЧЕСТВА   НЕЗРЯЧИХ   ХУДОЖНИКОВ"

   
Четыре  года  назад  киришский  художник  и  собиратель  Виктор 
Бабуркин  подарил  родному  городу  всю  свою  частную  коллекцию 
живописи - на  тысячу  единиц  хранения!  За  это  благодарная 
администрация  Киришей  выделила  ему  помещение  под  картинную 
галерею.  А  чуть  позже  в  Петербурге  у  Бабуркина  состоялась 
удивительная  встреча.
ВНАЧАЛЕ   БЫЛО   СЛОВО


   
К  художнику  подошла  женщина  и  сказала:  "Я  хочу  сделать  вашей 
галерее  подарок".  Пенсионерка  Людмила  Третьякова,  когда -то 
преподававшая  в  школе  для  слепых, преподнесла  колллекционеру 
картину  своего  покойного  мужа.  А  потом  познакомила  его  со 
своими  друзьями  Олегом  Зиновьевым,  Тамарой  Куренковой,   Андреем 
Савочкиным  -  незрячими  мастерами  из  студии  "Художник", 
действующей  при  ДК  им.  Шелгунова.  Они  тоже  стали  дарить 
Бабуркину  свои  произведения.  К весне этого года 
число даров достигло 97.


   
А  в  марте  Людмила  Третьякова  вдруг  высказала  идею  создать  при 
Киришской  картинной  галерее  Музей  творчества  незрячих  художников.


  
-  Меня  от  этого  предложения  как  будто  пламенем  обожгл! - 
рассказывает  Виктор  Бабуркин.  -  И  полгода  без  продыху,  без 
выходных,  с  утра  и  до  позднего  вечера  я  создавал  музей!


   Сегодня  в  четырёх  залах  представлены  работы  девяти  незрячих  художников.  Все  они  петербуржцы.
ПРЕОДОЛЕТЬ  СУДЬБУ


Виктор  Гюго  писал:  "Когда  гаснет  телесное  око,  загорается  око  ума".

        
 Возможность  заниматься  изобразительным  творчеством  незрячие 
петербуржцы  получили  благодаря  неординарному  и  замечательному 
русскому  художнику  Юрию  Нашивочникову.  Казалось  бы,  сама  идея 
обучать слепых  рисованию  граничит  с  абсурдом.  Однако 
Нашивочников  разработал  технику,  которая  позволяет  незрячему 
человеку  лепить,  создавать  мозаику  и  картины.  Более  30  лет  он 
обучал  этому  детей  в  школе - интернате  для  слепых.  Его 
воспитанники  научились  не  просто  изображать  невидимые  предметы, 
но  и  создавать  высокохудожественные  произведения.  У  каждого  из 
учеников  Нашивочникова  своя  судьба,  зачастую  трагическая.


   
    У  Натальи  Селивановой  от  рождения  зрение  было  минимальным, 
но  тяга  к  рисованию  -  просто  сумасшедшая.  Наталья  рисовала 
вопреки  всему.  Сегодня  у  неё  "две  сотых  зрения",  и  писать 
картины  приходится  при  помощи  лупы.


       Тамара  Куренкова  и  Лариса  Павлова  потеряли  зрение  в  8  лет.  Куренкова  в  результате  несчастного  случая.

       
Олег  Зиновьев  профессиональный  художник.  В  молодости  расписывал 
фарфор  на  заводе  имени  Ломоносова.  Потом  работал  художником -
мультипликатором  на  студии  "Леннаучфильм".  Диагноз,  вынесенный 
врачами  15  лет  назад,  когда  Зиновьеву  было  54  года,  прозвучал 
как  приговор.  Казалось,  жизнь  кончилась.


     
-  Психологически  было  настолько  тяжело,  что  страшно  вспоминать!
- рассказывает  Олег  Ефимович.  -  В  школе  реабилитации  учат  всему
-  пришивать  пуговицы,  ориентироваться  в  пространстве,  читать  по 
Брайлю.  Про  чтение  мне  говорили:  в  зрелом  возрасте  это 
сложно,  многие  отказываются.  А  я  решил:  если  я  хочу  вернуть 
себя  к  нормальной  жизни,  должен  преодолеть  всё!  Я  постоянно 
тренировал  руки,  пальцы.  Мял  глину,  пытался  определить  материалы.


       
Через  четыре  года  Олег  Зиновьев  выставил  скульптуру  на  первой 
своей  персональной  выставке  в  Музее - квартире  Достоевского.  Её 
он  считает  своим  боевым  крещением.


       
- Теперь  я  стал  работать  с  деревом.  Попробовал  работать  с 
мыльным  камнем.  И  наконец  приблизился  к  своей  мечте  - 
заняться  графикой!


       
Как  Зиновьевым  создаются  объёмные  скульптурные  работы  из  глины, 
представить  ещё  можно.  Но  как  слепой  человек  работает  с 
деревом - стамеской  и  штихелями?!


       
В  принципе  это  просто,  - говорит  Олег  Ефимович.  -  Режущий 
инструмент  к  материалу  я  прижимаю  так,чтобы  пальцем 
одновременно  чувствовать  и  жало,  и  поверхность  дерева.  А  вот 
для  того,  чтобы  сделать  графический  рисунок,  приходится  ведро 
мусора  выбросить!  Недели  две  делаю  заготовки,  а  рисую  день -
два.
НОВЫЕ   ПЕРЕДВИЖНИКИ


     
Музей  творчества  незрячих  художников,  по  мнению  создателей, 
должен  быть  передвижным.  В  январе  будущего  года  он  на  месяц 
переедет  в  Тосно.  Потом  будут  другие  малые  города 
Ленинградской  и  Новгородской  областей.  А  дальше?


    
-  Зная  мой  неугомонный  характер,  мне  часто  подсказывают:  в 
Париж  езжай! - говорит  Виктор  Бабуркин.  - Но  я  задумал  наш 
марафон  завершить  фундаментальной  выставкой  в  Петербургском 
Манеже!  Через  два  года!  С  собранием  раза  в  два  больше  этого! 
А  потом  уже  можно  подумать  и  о  загранице.


                                                                                                       ВЛАДИМИР  ЖЕЛТОВ

Газета  "СМЕНА"  от  12  октября  2004  года.

-------------------------------------------------------------------------------------------------
РАБОТА   В   СТУДИИ   "ХУДОЖНИК"


(Художник  Олег  Зиновьев  за  работой)

Фотографии  из  архива  Бабуркина  В. И.




Олег Зиновьев - незр. худ.
Фото  1.



Выпуск  2.   (17  января  2010 г.)

 

ОНИ  БЫЛИ  ПЕРВЫМИ


 
     Однажды  судьба  свела  меня  с  замечательным  человеком  -  Олегом  Ефимовичем  Зиновьевым,  незрячим  художником  и  скульптором,  спортсменом - марафонцем.    
Киришане  давно  знакомы  с  его  творчеством.  Но  вот  с 
творчеством  его  коллег  по  студии  "Художник",  которую 
организовал  в  Санкт - Петербурге  -  Юрий  Алексеевич  Нашивочников, 
удалось  познакомиться  недавно,  на  выставке  экспозиции  "МУЗЕЯ 
ТВОРЧЕСТВА  НЕЗРЯЧИХ  ХУДОЖНИКОВ"  в  стенах  Киришской  картинной 
галереи.
    
Идея  создания  музея  такого  рода  родилась  полгода  назад.  И  как 
всякая  идея  в  начале  созревает  в  голове,  а  потом  реализуется.
    
Присматриваясь  к  незрячим  людям,  я  обратил  внимание  на  их 
удивительную  приспособляемость.  По  жизни  меня  всегда  окружали 
незрячие  люди.  В  детстве  c  нами  жила  слепая  свекровь  моей 
тётушки,  и  она  прекрасно  вязала  шерстяные  носки.  Уйдя  на 
пенсию,  ослеп  мой  отец,  и  я  видел  как  он  по - осени  собирал  на  огороде  урожай  картофеля.    Сегодня  с  нами  живёт  пожилая 
тёща,  инвалид  первой  группы  по
зрению.
Видимо, чувство  сострадания  и  одновременно  восхищения,  дали  мне  толчок 
заняться  этой  темой.  Я  понимал,  что  мы,  зрячие  люди,  у  таких людей  в  чём - то  в  долгу.  Где -то  недосмотрели,  где - то  не 
помогли.  Где - то  проигнорировали  их  проблемы.  Но,  не  дай  Бог 
оказаться  нам  на  их  месте!  Статистика  говорит,  что  в  мире 
насчитывается  около  10  миллионов  незрячих  людей.  Эта  цифра мало  чем  отличалась  во  все  времена:  и  в  семнадцатом  и восемнадцатом  веке.  В  те  далёкие  времена  толпы  слепых  людей 
существовали,  в  основном,  на  нищенские  подаяния.  Они  не  умели 
делать  ничего,  так  как  царям  и  королям  было  не  до  них. 
Считалось,  что  слепота  -  это  от  Бога,  что  это  Рок,  это 
судьба,  и  ничего  с  этим  не  поделаешь.
    
И  вот  во  Франции  в  1745  году  рождается  будущий  прогрессивный 
деятель  -  просветитель  Валентин  Гаюи,  который  первый  обратил 
внимание  на  слепых  и  создал  линейно - рельефный  шрифт,  а  также 
методики  обучения  незрячих  людей.  Шрифт  всё  время 
совершенствовался,  но  уже  в  1829  году  другой  француз - Луи 
Брайль  предлагает  универсальный  шеститочечный  шрифт  для  незрячих 
людей.  Этот  шрифт  носит  его  имя.  С  этого  момента  слепые 
приобретают  возможность  получать  информацию.  Для  них  стали 
организовываться  школы.   
    
В  России  первую  такую  школу  открыл  в  Санкт - Петербурге  - 
Константин  Карлович  Грот  в  1881  году.  Но  преподавание 
отдельных  предметов  требовало  определённых  методик,  например, 
как  незрячему  человеку  читать  чертежи  и  самому  их  выполнять. 
Советский  инженер  Семевский  Николай  Анатольевич  в  30 - е  годы, 
изобретает  для  этих  целей  тифлографический  прибор  и  делает  тем 
самым  революцию  в  этой  области.  Он  первый  заложил  основы 
тифлографики. 
    
Получив  письменность,  а  также  другие  технические  средства, 
незрячие  люди  развили  свои  осязательные  чувства  до  таких 
возможностей,  какие  нам,  зрячим  людям,  и  не  представлялись. 
    
Но  человеческое  добротоделание  шло  дальше.  Санкт - Петербургский 
педагог - новатор  - Юрий  Алексеевич  Нашивочников  в  1961  году 
пришёл  в  школу  имени  Грота  и  бесплатно  стал  обучать  слепых 
людей  премудростям  резьбы  и  лепки.  Он  разработал  ряд  методик 
изобразительного  творчества  для  незрячих  художников.  А  в  1975 
году  он  открывает  студию  для  незрячих  художников  при  ДК  им. 
В. А. Шелгунова.
    
Никакое  творчество  на  пустом  месте  сразу  не  возникает.  Нужен 
эволюционный  процесс  и  он,  как  мне  кажется,  довольно 
убедительно  представлен  в  экспозиции  "МУЗЕЯ   ТВОРЧЕСТВА  
НЕЗРЯЧИХ   ХУДОЖНИКОВ".
    
Именно  первые  ученики  Ю. Нашивочникова  представили  на  обозрение 
зрителей  свои  труды,  исполненные  по  его  методикам
    
Но,  чтобы  состояться  музею  нужна  добрая  воля  многих  людей  и 
конечно  же  в  первую  очередь  руководства  города.  Киришам 
повезло.  Мы  стали  свидетелями  рождения  единственного  в  мире 
музея  такого  рода.  Пройдут  десятилетия,  придут  к  руководству 
новые  люди,  и  всем  им  надо  будет  знать,  что  стержнем  музея 
является  показ  эволюции  реабилитации  незрячих  людей,  начиная  от 
обучения  грамоте,  до  освоения  методик  изобразительного  творчества.
    
Этот  путь  проторили  первые  9  человек:  Олег  Зиновьев,  Тамара 
Куренкова,  Андрей  Савочкин,  Игорь  Князев,  Анатолий  Кончаков, 
Елена  Пашутина,  Ольга  Ершова,  Лариса  Павлова  и  Наталья 
Селиванова.  Они  создали  удивительно  интересные  произведения, 
дающие  зачастую  нам  фору,  зрячим  людям.
    Экспозиция  музея  оказалась  в  этом  году  одна  из  самых  посещаемых  и  самое  отрадное  то,  что  среди  посетителей  были  в 
том  числе  и  незрячие  люди  из  города  Кириши:  Колобов  Иван  -
10  лет  и  Махалова  Нэлля  -  35  лет.  Для  них  посещение  "МУЗЕЯ 
ТВОРЧЕСТВА   НЕЗРЯЧИХ   ХУДОЖНИКОВ"  было  праздником,  лучиком  света 
в  их  "тёмном  царстве".  А  сколько  их  ещё  существует  в  той  же  России  и  даже  в  нашей  Ленинградской  области,  оторванных  от  мира,  без  смысла  жизни,  не  приобщённых  к  искусству.  Им  практически  недоступны  музеи  в  том  виде,  каком  они  существуют, 
где  грозные  тёти - смотрители  сурово  предупреждают,  что 
экспонаты  руками  трогать  запрещено.
    
И  вот  появляется  прецедент  -  смотрите,  щупайте.  Музей  создан 
для  таких  как  вы,  людьми,  разделившимися  такую  же  судьбу  как 
ваша.
     В 
создании  музея  и  его  оснащении  приняли  активное  участие: 
Заведующая  тифлоотдела  ГБС  -  Высоцкая  Л. А.,
художник - керамист -  Третьякова  Л. В.,  Генеральный  директор  ООО  Галереи  "Палитра  искусств"  -  Калинин  Н. В.,  Депутат  законодательного  собрания 
Ленинградской  области  -  Давыдов  Ю. Ф.,  Заместитель  главы  администрации  МО  "Киришский  район"  -  Лёвин  А. В.,  а  также:
Юдов  А. А.,
Соколовская  М. Н., 
Сладкевич  Е. А., 
жители  с  города  Анадыря  (Чукотки)  -  Аренкау  М. И.  и  А. М., 
семья  Старшиновых  с  города  Невельска  (о.  Сахалин),
Игнатенко  В. Г., 
Гордеева  А.В., 
Чигарева  Т. Н., 
Изотова  Н. Д.
    
Всем  им  огромное  спасибо!  Они  были  первыми  в  этом  благородном  деле.

 
ВИКТОР  БАБУРКИН.    Октябрь  2004  г.


________________________________________________________________________
Выпуск  3.   (17  января  2010 г.) 

КАКОГО   ЦВЕТА   СУМЕРКИ ?

ПОЧТИ  СЛЕПАЯ  ПЕТЕРБУРЖЕНКА  ПИШЕТ  ПРЕКРАСНЫЕ  КАРТИНЫ

    Когда Наташе  Селивановой  было  15  лет,  врачи  сказали  её  маме.  "Ваша 
дочка  скоро  ослепнет..."  Несчастная  мать  призналась,  что  после этих  слов  ей  не  хотелось  жить.  А  Наташа,  как  она  тогда представляла  своё  будущее?  "Я  только  молила  Господа,  чтобы  он 
позволил  мне  рисовать".


   
Рисует  Наташа  столько,  сколько  себя  помнит.  Первое  впечатление -
подносики  с  гуашью  в  детском  саду.  Только  если  другим  детям изображать  домики  и  машинки  никто  не  мешал,  то  у  неё  вечно отбирали  краски  с  карандашами.  "Не  надо,  девочка, -  говорили ей.  -  не  напрягай  глазки,  окончательно  зрение  потеряешь".


   
Врождённая глаукома  прогрессировала  с  каждым  годом,  и  учиться Наталье  уже  пришлось  в  специализированной  школе  для  слепых  и слабовидящих.  В  иные  дни  ей  казалось,  что  она  живёт  в 
сумерках.  Окружающий  мир,  как  сквозь  стекло  аквариума, расплывался  перед  глазами.


   
Потом  были  операции.  Одна,  две,  три - много.  Микрохирурги сделали  всё,  что  было  можно.  И  теперь  в  лучшие  часы  Наташа видит  верхнюю  строчку  в  таблице,  которой  мучают  её  окулисты. 
Но  лучшие  часы  бывают  нечасто.


    -  Как  же  вы  пишите  с  таким  зрением? - спрашивают  её.

    -  А  художнику  совсем  не  обязательно  быть  зорким,  как  орлу,  -  убеждена  Наталья.

   
-  Я  в  одной  книге  вычитала: физическое  зрение  живописцу  нужно 
для  воплощения  того,  что  он  видит  в  своей  душе.  Просто  нужно уметь  обращать  недостатки  в  достоинства.  Да,  я  не  вижу многого,  но  зато  восприятие  не  загромождено  деталями,  и  я сразу  могу  выделить  главное  в  композиции.  А  детали  ведь  можно прорисовать  и  потом,  с  помощью  сильного увеличительного  стекла...


   
Технику  темперы  для  своих  работ  художница  тоже  выбрала  не случайно.  Акварель,  например,  требует  очень  хорошего  зрения, темперой  писать  полегче.


    Наташе  говорят,  что  в  её  картинах  слишком  много  красного.

    -  Ну  и  что?  -  удивляется  она.

   
-  Красный - это  ведь  цвет  радости.  Я  другого  боюсь:  как  бы  в моих  работах  не  отразились  отрицательные  эмоции.  Живопись  имеет свойство  умножать  и  материализовывать  чёрную  энергию,  и 
художнику  нужно  за  это  отвечать.


   
Сюжеты  картин  приходят  к  Наталье  по - разному.  "Открыла  глаза после  последней  операции  -  увидела  летящего  по  коридору  врача в  голубом  халате.  Это  было  так  красиво,  что нельзя  было  не запомнить.


   
Другая  история.  Когда  Наташа  была  беременной  и  ждала  ребёнка, она  написала  "Богоматерь  Колпинскую".  И  в  этом  не  было  бы ничего  необычного,  если  бы  родившийся  вскоре  сын  Данька 
удивительным  образом  не  походил  на  божьего  младенца  с  картины. 
Я  не  хотела  этого,  случайно  получилось" - оправдывается  Наташа.


   
Ешё  один  странный  случай.  Написав  несколько  работ,  посвящённых Валерию  Леонтьеву,  Наташа  узнала,  что  учится  вместе  с  ним  в одном  вузе,  в  Петербургской Академии  культуры.  На  одном  из институтских  вечеров,  прорвавшись   сквозь  кардон  охраны  звезды, художница  подарила  певцу  картину.  Звезда  в  ответ  улыбнулась...


    Чудеса  случаются  с  ней  постоянно.

   
Я  ведь  пишу  вопреки  всем  законам  природы  -  и  это  самое большое  чудо.  Из  слепых  выходят  талантливые  скульпторы  и мастера  чеканки,  но  никогда  -  художники.  Знаете,  как  рисуют мои  друзья,  которые  совсем  ничего  не  видят?  На  пластилин натягивается  ткань,  и  по  ней  водят  специальными  карандашами...


 

ИРИНА   ФРОЛОВА.

Газета:   "КОМСОМОЛЬСКАЯ   ПРАВДА"  от  5  июня  1998  года.

 

Материал  из  личного  архива

Высоцкой  Л. А. (Заведующей  тифлоотдела  ГБС  СПб).

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Выпуск   4.   (17  января 2010 г.).

 
ЖИВОПИСЬ   КАК   ЗЕРКАЛО   ДУШИ

Марина  Барабанова

"НЕВСКОЕ   ВРЕМЯ"   18  марта  1997 года

   
В  театральной  библиотеке  открылась  выставка  под  названием  "Душа 
видит".  Это  первая  за  много  лет  в  нашем  городе  экспозиция, 
объединившая  произведения  искусства,  созданные  незрячими 
художниками.  Она  организована  комитетом  по  культуре  и 
Государственной  библиотекой  для  слепых.


   
"Каждая работа  отражает  победу  над  собой  и  над  недугом, 
желание  полнокровно  участвовать  в  жизни  общества", - говорит 
директор  издательства  "Чтение"  Всероссийского  общества  слепых 
Олег  Пилюгин.Более  100  живописных  и  графических  работ, 
акварельных  пейзажей,  изделия  декоративно - прикладного  искуссва 
являются  как  бы  зеркальным  отражением  души  незрячих  творцов.


   
На  выставке  представлены  картины  и  скульптуры  выпускников 
студии  "Художник",  организованной  30  лет  назад  в  ДК  имени 
Шелгунова,  карандашные  портреты  и  резьба  по  дереву  художников 
из  Петрозаводска  М. Усанова,  А. Баранцева  и Л.  Пантелеевой, 
работы  финской  художницы  Пирье  Каллио.  Особое  место  в 
экспозиции  занимают  более  50  рисунков  юных  художников  школы -
интерната  № 1,  которые  под  руководством  педагога  Ирмы 
Кондратьевой  осваивают  специальную  технику  рисования  и  живописи.


 

Материал  поступил  из  личного  архива:

Высоцкой  Л. А.  (Заведующей  тифлоотдела  ГБС  СПб).

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Выпуск   5.   (17  января  2010 г.)

 

 

ИСПОВЕДЬ   ЗРЯЧЕЙ   ДУШИ

 

Лилия  СЕРДОБОЛЬСКАЯ

"МЕДИЦИНСКАЯ   ГАЗЕТА":  Мир  увлечений

29  июля  1990  год.

   

    Впечатление было  такое,  что  все  эти  фигурки  археологи  подняли  из  земных 
недр.  Что - то  особенное  прочитывалось  в  их  облике:  все  они  как  бы  всматривались  в  самих  себя,  по - гамлетовски  заглядывая 
зрачками  в  душу.  И  это  не  могло  не  тронуть  сердце  каждого, кто  побывал  на  выставке  "Душа - видит"  в  Музее истории Ленинграда.


   
А  рисунки  казались  детскими, большинство  сюжетов  было почерпнуто  из  сказок.  Пейзажи  поражали  воображение  причудливыми, 
полуфантастическими  растениями.  Все  сказки  были  узнаваемы,  а 
самое  поразительное  -  узнаваемо  было  настроение  героев  рисунков.


   
Девочка  полулежит  среди  цветов,  подперев  щёку  ладошкой.  Взгляд 
мечтательный,  уносящий  её  куда - то  далеко.  Что  вспоминает  она? 
Что  видит  там,  вдали?  -  Может,  что - то  в  памяти?  Но  какие 
в  памяти  картины,  если  автор  произведения  слеп?


   
Как  видят  мир  люди,  никогда  не  видевшие  его,  но  живущие  в 
нём?  Может,  потому  взгляд  художников  из  глубин  души  и  помог 
многим  признаться  в  своём  прозрении.  Лучшей  рецензией  для 
Ларисы  Павловой,  Таи  Мариной,  и  Анатолия  Кончакова  звучит 
запись  в  книге  отзывов:  "Незрячие  художники  прозревают  в  своём 
творчестве  и  помогают  в  этом  тем,  кто  имеет  глаза,  но  не 
видит".


   
Бюст  Бетховена,  вылепленный  Кончаковым,  утверждает:  ничего 
невозможного  нет,  если  есть  талант.  Хоть  великий  композитор  и 
потеряд  слух,  это  не  остановило  его  творчества.  Таков  в  нём 
и  слепой  скульптор,  изобразивший  себя  в  автопортретах  нашим 
современником  и  человеком  из  античного  мира.


   
Работает  Анатолий  Кончаков,  как  и  его  младшие  коллеги  в  художественной  студии  при  Доме  Культуры  им. Шелгунова, 
принадлежащей  Всероссийскому  Обществу  Слепых  (ВОС).  Их 
сотрудничество  называется  группа  "ПО" - в  память  о  незрячей 
московской  художнице  Лине  По  (1899 -  1948 г.г.).  Хотя  в 
Ленинграде  подобная  выставка  проводилась  впервые,  работы  этих 
мастеров  уже  экспонировались  в  странах  Западной  Европы  и 
Америки.  А  часть  работ,  с  последнего  вернисажа,  была  куплена 
посетителями.


 

Материал  поступил  из  личного  архива:

Высоцкой  Л. А. (заведующей  тифлоотдела  ГБС  СПб).

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Выпуск   6.   (21  января  2010 г.).
 
В   музее   Достоевского  экспонируются  произведения   незрячих   художников

Наталия  Покалицина

1997  год.

    
В мемориальном  музее - квартире  Ф. Достоевского  по  27  октября 
проходила  первая  персональная  выставка  Объединения  незрячих 
художников  при  Доме  культуры  имени  В. А. Шелгунова.


   
Представлены  работы: 
Олега  Зиновьева, 
Тамары  Куренковой,
Андрея Савочкина, 
Владимира  Бажанова  и 
Анатолия  Кончакова - акварели, 
керамика,  скульптура,  изделия  из  дерева.  Выставочную  площадь 
художникам  предоставляют  фирмы  "Стройсервис"  и  "Рестек". 
Планируется  также  экспонировать  произведения  на  рождественской 
выставке - продаже  в  Санкт - Петербурге.


    Увидеть  и  приобрести  их  можно  по  адресу:  Невский  пр., 95.

    Контакт:  тел.  232 53 82,    510 46 77.

 

Материал  из  личного  архива:

Высоцкой  Л. А. (Заведующей  тифлоотдела  ГБС  СПб).

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

В этой группе, возможно, есть записи, доступные только её участникам.
Чтобы их читать, Вам нужно вступить в группу