Все игры
Обсуждения
Сортировать: по обновлениям | по дате | по рейтингу Отображать записи: Полный текст | Заголовки

ЧТО ДЕЛАТЬ



Посвящается Галине Абрамовой-Хансен, Надежде Бедикян, Инне Буториной, Катрин Гранде, Татьяне Ежевской, Ирине Осмоловской, Марине Сидоренко, Людмиле Сидоровой, Людмиле Чудиновой, Любови Шапель, Фанузе Ширияздановой, Ольге Юнтунен и другим труженицам в саду жизни

Милые наши партнерши,
В авторах вас - половина
Мужчинам без вас - нет вдохновения.
Не покидайте же нас в инфокультуры рождении,
Чтобы исток не ушел в песок, питайте его течение

Сколько почек в весеннем саду
Набухли и ждут продолжения!
Когда же садовницы вновь придут
И поддержат к жизни стремление?

"Что делать?" - вы спросите: перечитать
То, что накоплено в блоге,
И в комментариях мысль развивать
В направлении общей дороги.

Где та дорога - никто не укажет:
Самим предстоит потрудиться -
Программу ПОСРЕДНИК к себе применить,
Из кирпичиков-модулей дом свой сложить
И в нем всей семьей поселиться


Метки: программа, посредник, стихи, текущее

ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ЛИЧНОСТИ

27.05.2022: Ссылки 2009 года НЕ ДЕЙСТВУЮТ (проблема ДОБРа в Сети)
Но заключительный абзац актуален ещё больше!

Программы по "Основам информационной культуры личности", разработанные библиотекарями и учителями (http://blogs.mail.ru/commun...; http://blogs.mail.ru/commun...; http://blogs.mail.ru/commun...),
акцентируют внимание на технологиях работы с информацией (поиск, анализ, оформление результатов и т.п.) и практически не касаются информационно-психологической безопасности личности (ИПБЛ).
Это понятие появилось недавно в связи с нарастанием угроз духовному миру человека в обществе, подчинённом культу денег. Поиск на ИПБЛ дал 1180 ссылок, в том числе:
Грачев Г.В. Информационно-психологическая безопасность личности: состояние и возможности психологической защиты. М.: Изд-во РАГС, 1998 - 125 с.
В.Е.Лепский. ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ СУБЪЕКТА В ИЗМЕНЯЮЩЕМСЯ ОБЩЕСТВЕ
А.А. Акмасова ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ЛИЧНОСТИ
Жизнь человека в любом обществе полна вызовов моральным устоям, политическим убеждениям, экологическому поведению и другим ценностным ориентирам его сознания. Следует ли включать эти аспекты в "информационную культуру личности"?

Метки: информационно-психологическая бе

Путь к источнику

   Есть такая детская игра «глухой телефон». Люди садятся в цепочку, крайний придумывает какую то фразу и после этого быстро шепчет ее на ухо соседу, тот в свою очередь должен шепнуть то что понял следующему соседу и т.д. пока не дойдет до другого крайнего. Этот крайний озвучивает для всех, что до него дошло, а первый игрок говорит исходную фразу. Обычно все смеялись, удивляясь, как сильно искажается смысл сказанного в начале.
   В нашем обучении сегодня большую роль играет Интернет и тут в новостях и блогах сильно распространено явление копирования и аннотирования случайно попавшейся на глаза информации. Информационные цепочки от источника к читателю могут быть весьма длинными и витиеватыми и тогда они напоминают игру «глухой телефон». Это проявляется в новостях. «Глухой телефон» бывает даже в пределах одного новостного сообщения, в системе заголовок - текст. Интригующие заголовки иногда весьма условно соответствуют тексту (видимо текст и заголовки пишут разные люди). В этой связи уместно вспомнить замечания Андрея Конышева  о необходимости обращения к первоисточникам в обучении.


Итак, например, меня заинтересовала информация – но я хочу узнать ее в исходном варианте. Что делать?

Читать далее...  ]

Метки: достоверность текста, источник информации

ДИАЛОГ С ФИНИНСПЕКТОРОМ ОБ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ ЛИЧНОСТИ

Сегодня состоялся любопытный диалог с очень активной (около 10000 записей и комментариев) блоггершей, ник которой -"оно тебе надо?". В диалоге есть намёки на профессию "оппонента", которую отразил в теме записи (по аналогии с известным стихотворением моего тёзки)
Знакомство началось с того, что она заглянула в блог "vann", я - в её (http://blogs.mail.ru/mail/p...). Там огромное количество Интернет-ссылок из разных сфер жизни. Написал ей с надеждой привлечь к сотрудничеству в совершенствовании программ "Основы информационной культуры личности".

Владимир Анненков 13-04-2008 07:29 ...Не могли бы Вы с высоты Вашего энциклопедизма посмотреть блог-проект "Школа информационной культуры личности" и высказать Ваши суждения с позиции простого пользователя "Девятого вала" ИКТ.
оно тебе надо? 13-04-2008 07:36 Смотрела и скажу, только не обижайтесь за мое мнение. Много умных слов, налицо ваше почти энциклопедическое образование - и по этой причине вряд ли применимо для широкой аудитории...
Владимир Анненков<13-04-2008 08:07 Значит, в энциклопедизме мы с Вами родственники :) Почему бы "по-родственному" не включиться в проект сопоставления и совершенствования программ "Основы информационной культуры личности"? С позиции не специалиста ИКТ, а массового пользователя новых технологий, который гонится за ними в постоянном цейтноте (без отрыва от основной работы). Каким должно быть необходимое и достаточное "информационное мировоззрение", чтобы быстро и эффективно ориентироваться на пути в "информационное общество"?
оно тебе надо? 13-04-2008 08:48 Я не могу сказать, что в восторге от повсеместного внедрения новых технологий и всеобщей компьютеризации - я консерватор )))
Имея возможность, я бы ограничила доступ к интернету лиц моложе 21 года - и то повсеместно и жестко, во всем без исключений. Потому что имею пример достаточно раннего овладения компьютером у своих детей. В итоге, чем это заканчивается ? Они не считают нужным посещать библиотеки и что-либо читать вообще - потому с с инета можно всегда вытащить краткое содержание любой книги. Они не учат иностранные языки - любой предлагаемый для перевода текст через 10 минут переводят с помощью компьютера. Они не считают нужным даже подробное изучение ведения документации - а зачем, если все можно посмотреть через поисковик. Компьютерные игры - это особое зло, где-то 5% семей распадается по той причине, что взрослые играют или отвисают в инете. Не говоря о порнографии, сайтах знакомств и чатах, где имеющие доступ к бесплатному интернету проводят примерно треть рабочего времени, уклоняясь от выполнения своих непосредственных обязанностей. То есть, повсеместное владение компьютерами приводит к деградации человека как личности, постепенному отупению и к зависимости от виртуального мира. Поэтому человек должен получать необходимый уровень знаний по компьютерным технологиям и уметь пользоваться этим только по достижении совершеннолетия , при уже полностью сформировавшейся личности, которая умеет благоразумно распоряжаться собственным временем с учетом необходимых жизненных потребностей. Я полагаю, что для полноценного овладения навыками пользователя достаточно одного- двух месяцев.
Владимир Анненков 13-04-2008 09:18 Спасибо за трезвые суждения на основе жизненного опыта. Если у Вас нет времени вступить в сообщество "Школа ИКЛ" и поместить то, что Вы написали мне, непосредственно в блог, позвольте мне сделать это в форме диалога с пользователем "оно тебе надо?".
Согласен с Вами, что Интернет для саморазвития лучше использовать в зрелых годах. Но когда "интернетизация" школьного образования уже стала доходной индустрией, что-то изменить можно, вероятно лишь в семьях. Запреты "повсеместно и жёстко" не пройдут.
оно тебе надо? 13-04-2008 09:56 ...я вообще не вступаю ни в какие сообщества. Печальный опыт , когда вступив в сообщество "Отношения между мужчинами и женщинами" после очередной склоки между его участниками, я лишилась значительной части постов и фотографий в своей блоге - модераторы удалили. Вот поэтому, кому интересен мой блог - может зайти и прочитать.
Я расскажу коротко о собственном ознакомлении с компьютером. Сперва мне была нужна программа АВК-3, на работе, где я прежде работала. Обучение, как работать с этой программой, обошлось мне в две шоколадки, за два дня , с девушками в отделе у генподрядчика. Затем Word и Exsel - за составление двух локальных смет начальнику другого цеха из нашей фирмы, он потратил на мое обучение примерно 6 часов во внерабочее время, а так же ознакомил с имеющей место тогда у нас бухгалтерской программой "Галактика". Следующий этап - неделя обучения работе с "Бухгалтерия 1 С " на трехмесячных бухгалтерских курсах. Затем - появление инета дома и создание блога. При возникновении каких-либо вопросов здесь есть сообщество Йа чайнеГ , где можно задать любой вопрос и получить простой, но вразумительный ответ, при необходимости с подробностями и пошаговыми картинками в виде скринов.
Поэтому я задаю себе вопрос в целесообразности создания Вашей школы. Человек всегда сам учится тому, что желает знать, целенаправленно научить чему -либо можно только зомби, а вообще практически невозможно. Каждый развивается в собственном направлении, исходя из поставленных перед СОБОЙ задач. Я могу прочитать ваш блог и вашу школу, могу почитать Щелконогова и других - но это не означает, что я буду следовать чьим-либо путем вслед за чужими идеями и мировоззрениями. Они могут носить для меня ознакомительный характер, но воспринимаемы не более, чем на 10 %.
Владимир Анненков 13-04-2008 10:19 Я не призывал Вас следовать "моим путём". Создавал блог-проект "Школа ИКЛ" в качестве эксперимента: способны ли удалённые друг от друга пользователи без административных и финансовых рычагов сделать сообща полезные образовательные программы "Основы ИКЛ". Но Вас как практика... убеждать в необходимости подобных экспериментов не собираюсь. Спасибо за обширные комментарии "по делу". Засим надо, наверно, прерваться, так как в "Европе" наступает трудовой день. Всего доброго.
PS: Ах да, забыл, что сегодня для нормальных людей выходной!
оно тебе надо? 13-04-2008 10:40 Да, у нас выходной ! )) До свидания.

Извините, попытка помещения длинного текста под cut не сработала

Итак, диалог высветил разные позиции. А какую позицию относительно программ формирования информационной культуры личности занимаете Вы, читатель? Нужны ли такие программы учащимся на протяжении жизни и в объёме жизни?

Метки: самообразование, Информатизация, интернет, информационная культура личности

СИЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ


Если постулировать мышление и общение как главные факторы развития информационной культуры личности, то в программы формирования ИКЛ следует включить ТРИЗ А.С. Альтшуллера и, более широко, "теорию развития сильного мышления" (ТРСМ). Вот один из сайтов поддержки ТРСМ.
В комментариях добавляйте аннотированные ссылки на другие ресурсы по ТРСМ, а также аргументированные оценки значения ТРИЗ и ТРСМ для программ "Основы информационной культуры личности", ориентированных на те или иные аудитории.

Метки: информационная культура личности, мышление, ТРИЗ

Феномен Википедии

Добрый день.
Недавно прочел статью о Википедии. "Как устроена "Википедия - самая большая энциклопедия в мире"
«Википедия» - электронная энциклопедия, статьи в
которую может писать любой. Никаких формальных критериев компетентности
для участников не устанавливается. Но, как это ни парадоксально,
качество готовых статей «Википедии» не уступает лучшим мировым
энциклопедиям, таким, например, как «Британика». В статье также описаны эксперименты с этой динамической (практически живой!) базой данных, из которых следует, что качество информации в этой энциклопедии с течением времени улучшается!
Неужели здесь возникла реальная система в которой информация самоорганизуется, самосовершенствуется?!

О слове

Есть слова, которые мы всю нашу жизнь употребляем, не понимая… и вдруг поймем… и в одном слове, как в провале, как в пропасти, все обрушится.
Ф.Тютчев.

ОБРАЗЫ И МОДЕЛИ ИКЛ - часть 4 ИНФОРМАЦИОННОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ

Информационное мировоззрение формируется у учащегося на протяжении жизни по мере накопления опыта работы с информацией и включает в себя:

   * представление об информации и понятийно-терминологический аппарат работы с ней;
   * освоенные знания о роли информации в жизни общества в разные исторические эпохи;
   * освоенные знания и выводы из собственного опыта о роли информации в развитии личности;
   * модели цикла информационной деятельности (сбор - обработка - представление информации) в учёбе, исследовании, менеджменте и других видах умственного труда;
   * этику информационных взаимодействий в разных общественно-экономических формациях и социальных группах...


Приглашаю в комментариях обсудить этот далеко не полный перечень, а в личных блогах рефлексировать своё информационное мировоззрение. С учётом того и другого предстоит скорректировать учебную программу "Основы информационной культуры личности" для учителей общеобразовательных школ.


 

Программа "Информационная культура учащихся" (Петрозаводск)

Разделы Программы (подробнее в http://www.ifap.ru/library/...)

1 класс: Мы пришли в библиотеку (1 В некотором царстве, в книжном государстве; 2 «В гостях у королевы книг; 2а Из почтовой сумки почтальона Печкина - первые журналы; 3 Я рисую любимую книгу - творческий конкурс).
2 класс: До чего же интересно всё на свете узнавать! (1 Выбор книг в библиотеке; 2 Раз страничка, два страничка – будет книжечка; 3 Книжки и картинки; 4. Снова в стране «Журналии»).
3 класс: Первые шаги в библиотеке (1 Выбери сам - каталог; 2 Про компьютер для детей - мультимедиа; 3 Книги эти обо всем на свете - энциклопедии; 4 Мы уже читатели - Тест-игра).
4 класс: На пороге новой школьной ступени (1 «Кладезь премудрости» - справочная литература; 2. В мире серьезной науки - познавательная литература; 3 Первый библиотечный «Выпускной» - игра).

5 класс: В мире информации первые шаги (1 Из истории библиотек; 2 Мир большой информации; 3 Штурманам книжных морей - каталоги и картотеки; 4 Как построена книга; 5 Алфавитный каталог; 6 Детские книжные серии и крупнейшие издательства для детей).
6 класс: Новые шаги в библиотечном пространстве (1 Мы путешествуем друзья по словарям – от «А до Я»; 2 Шерлок Холмс и библиография; 3 Периодические издания для младших подростков; 4 Твоя "золотая библиотека" - лучшая классика для детей, составление оригинальной картотеки; 5 Через книгу - в мир искусства; 6 Особенности чтения).
7 класс (1 Что и как найдем в библиотеке? 2 Загадки старых переплетов; 3 Я пишу сочинение; 4 Виртуальная библиотека; 5 Чтение как удовольствие).

8 класс (1 Естественнонаучная книга, Электронные справочные издания, Электронные учебники и обучающие программы; 2 Методы самостоятельной работы с литературой; 3 Периодические издания для старших подростков; 4 Как следить за новой информацией).
9 класс: Библиотечно-информационные ресурсы (1 Информационные технологии в помощь учебному процессу; 2 Литература о литературе; 3 Методы свертывания информации, Электронные рефераты).

10 класс (1 Локальные и глобальные компьютерные сети; 2 Поиск информации в глобальной сети; 3 Электронная почта)
11 класс (1 Образовательные ресурсы Интернет; 2 Знакомство с правовыми базами; 3 Программа «Электронный Петрозаводск»)

Методические материалы к проведению конкурса «Лучший путешественник в мире информации»

Библиографический список литературы

Метки: библиотека, информационная культура, школьник, учебная программа, библиография, информационные технологии

ГДЕ РАЗВИВАТЬ СЕТЕВОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО?

Президент Российской коммуникативной ассоциации (http://www.russcomm.ru) обратилась с просьбой рекомендовать веб площадки для сетевых дискуссий. Ответ на этот социальный заказ полезно обсудить как case study современных возможностей для сетевого сотрудничества.

Как веб площадки для групп можно использовать блоги сообществ - таких сервисов на выбор много (у разных провайдеров): например, blogs.mail.ru (раздел "сообщества"), группы Google (http://groups.google.com/).

Я работаю и в сообществах мэйлРу (http://blogs.mail.ru/commun... в сочетании с личным блогом http://blogs.mail.ru/mail/v... и персональной страницей в социальной сети Мой Мир - http://my.mail.ru/mail/vann/), и на Гугле (в т.ч. http://groups.google.com/gr...). В группах Гугл нравится сочетание функций "файлы" (для размещения источников для обсуждений), "обсуждения" (комментарии источников и другая переписка), "страницы" (для постановки проблем и подведения итогов тематический дискусссий), "участники" (регулирование состава группы). В группу можно писать онлайн или через свой почтовый ящик (например, sga-profi1@googlegroups.com), для мониторинга содержания есть опции RSS или Atom. Через гиперссылки можно включать контент из других сервисов пакета Гугл (http://www.google.ru/intl/r...), сочетать работу в группе и личном блоге (например, http://annenkovvv.blogspot....). Сервисы Гугл совместимы со многими другими веб сервисами западных провайдеров. Всё бесплатно и надёжно, многое русифицировано. Некоторые мои коллеги против использования сервисов на американских серверах, но в Рунете появилась практика закрытия блогов провайдерами без предупреждения (знаю такие случаи на мэйлРу)

Итак, бурное развитие разными провайдерами сервисов web 2.0 предоставляет сегодня разнообразный выбор площадок для совместной работы. Выбор зависит от: 1. кто к чему привык, 2. расположен ли осваивать новые сервисы, 3. есть ли широкополосное подключение к Интернет (веб 2, особенно мультимедия, лучше использовать при этом условии), 4. расположен ли регистрироваться на многих сервисах (хотя теперь есть возможность регистрации один раз на http://openid.net/ (англоязычные) или http://www.rocid.ru/ (русскоязычные).

В комментариях к этой записи приглашаю делиться опытом использования сервисов web 2.0 для сотрудничества в сетевых проектах, а также дать аннотированные ссылки на сетевые сообщества, вносящие вклад в развитие информационной культуры.

Метки: сетевое сотрудничество, сервисы, web 2.0, пакетирование сервисов

КУРС ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ДЛЯ СТАРШЕКЛАСНИКА В ТОМСКЕ

В Томском государственном университете Завёрткина Лариса Борисовна разработала для учащихся 9-го и 10-го классов курс дополнительного обучения "Информационная культура": по 36 часов в каждом классе (лекции - 10 часов, семинар - 1, консультации - 2, самостоятельная работа - 21, контрольные - 2). Лекции, семинар и консультации осуществляются с помощью спутникового вещания, средств и технологий Интернет (Chat, видео- и телеконференции).
В результате изучения курса учащиеся должны иметь представление:
• об информации как источнике знания,
• об информатизации общества;
• о принципах организации информационных массивов,
• об основных источниках информации.
В результате изучения курса учащиеся должны уметь:
• формулировать корректно свои информационные запросы,
• вести результативный поиск информации;
• обрабатывать и использовать информацию в соответствии с учебными и познавательными задачами
• использовать современные информационные технологии

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
читать далее  ]

Рекомендованная литература: Гендина Н.И. Информационная культура личности: Учеб. пособие. В 2-х т. - Кемерово, 2000

Метки: информационная культура старшекл, библиотеки, интернет, юный менеджер, Томск

БРИТАНСКИЕ ПАРЛАМЕНТАРИИ О ЗАЩИТЕ ДЕТЕЙ В ИНТЕРНЕТЕ

Доклад британской Палаты общин о проблеме вредного для детей контента в Интернете и компьютерных играх прокомментировал Валерий Артюхин.
В Докладе среди других мер предлагается:
- Сайты, публикующие информацию (видео, фотографии и так далее), полученную от пользователей (user-generated content), должны выработать четкие и ясные условия ее публикации и требования к содержимому, и публиковать эти правила таким образом, чтобы пользователю было как можно сложнее не заметить их, или не ознакомиться с ними досконально.
- Персонал упомянутых сайтов должен просматривать всю поступающую от пользователей информацию перед тем, как она станет общедоступной. Рекомендуется разработка стандартов для интернет-индустрии, регламентирующих зазор во времени между поступлением информации и ее публикацией.
- Саморегулирующимся интернет-компаниям рекомендуется выработать (или уточнить имеющиеся) стандарты (в отношении информации) в соответствии с рекомендациями Совета по интернет-безопасности детей для обеспечения большей прозрачности и контроля со стороны общества.

В комментариях ждём ответы на вопросы:
Как относитесь к этим и другим предложениям регламентировать представление информации в Интернет?
Какие меры предлагаете для защиты детей от информационных угроз в Интернете?

Метки: интернет, информационная безопасность дете, регламенты

Как в повседневном круговороте не забыть важное?

От одного из участников сообщества "Школа информационной культуры личности" пришёл вопрос: "Как в пучине дел не забыть какие-то важные вещи?" Поскольку сам грешу забывчивостью, решил посмотреть советы в Интернет. Ввёл в поисковую строку запрос и получил "примерно 4 160 000 для как не забыть".
В начале списка нашёл http://bthemad.blogspot.com... - блоггер советует бесплатный ежедневник на русском языке (http://www.rememberthemilk....), которым пользуются свыше 500 тыс. чел., и описывает настройку почти непрерывных напоминаний из этого еженедельника на мобильный телефон.
Выводы для коллег по Школе ИКЛ:
1. Самостоятельный поиск в Интернет может принести ответ быстрее, чем ожидаете, поставив вопрос в своём блоге (неизвестно, кто и когда этот вопрос увидит, тем более - ответит).
2. И самостоятельный поиск, и повседневная работа со своим ежедневником (в т.ч. и размещённым в Интернет) входят в общую информационную грамотность человека ХХ1 века.

Метки: Ежедневник, мобильник, поиск, грамотность, rememberthemilk

Об экранном чтении


выдержки из статьи О.Б. Богомоловой (ГОУСОШ №2030 г. Москвы), размещённой в http://www.mgopu.ru/JOURNAL....

...Для образовательного процесса принципиально важны стратегии чтения, объединяющие чтение печатного и экранного текста: техника чтения, выбор и подбор ключевых слов, выбор и селекция информации для ведения записей, запись информации своими словами, т.е. суммирование информации в виде информационного текста [Н.Н. Сметанникова Стратегический подход к обучению чтению. – М: Школьная библиотека 2002 .-532с.]. Это означает, что хороший чтец информационных, деловых текстов может формироваться как в условиях печатной, так и электронной культуры, что информационные технологии повышают, а не уменьшают значимость чтения и письма. Обучение экранному чтению требует как теоретического переосмысления понятия чтения, так и создания новых методик обучения (новых технологий).
При экранном чтение увеличивается значимость просмотрового, поискового видов чтения, а также роль отбора информации при повторном чтении. Именно теория схемы помогла исследователям взглянуть на текст с точки зрения имеющихся у чтеца знаний и культурного опыта, чтобы оценить его возможности в установлении связей между идеями, мыслями текста и актуализацией понятий, которые могут быть использованы при чтении.
При проведении обсуждений в режиме on-line... особую роль приобретает а) четкость инструкции, в которой должна быть сформулирована мысль, б) что именно является предметом обсуждения, в) как выразить основные мысли при проведении конференции.
Сама структура электронного текста может быть представлена в виде гипертекста. В гипертексте направление чтения не обязательно линейно, как в тексте печатном. С экрана можно читать текст линейно, страницу за страницей, а можно выделить ключевое слово и просматривать отрывки из текста, где это слово употреблено, или можно высветить параллельно в два окна отрывки из текста (рис. 2). Экранное чтение производит переворот в широкой сфере коммуникации, ставя образ в один ряд с письмом, а экран со страницей письменного текста.

Использование Интернет в качестве формы организации свободного времени и досугового занятия можно рассматривать одновременно как удовлетворение познавательного интереса учащихся.
эффективность современного образования базируется на самостоятельной деятельности учащихся и находится в прямой зависимости от двух основных факторов: уровня информационной культуры и доступности информационных ресурсов, которые в свою очередь зависят от уровня экранного чтения, понимания и осмысливания его. Там же, где присутствует выбор, творчество, поиск, исследование, — там появляются интерес, воля, умения и готовность к саморазвитию, к самоизменению, к творческому преобразованию себя и мира.

Метки: интернет, чтение, ключевые слова

Каталоги электронной библиотеки "Школы ИКЛ"

В разделе "ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА ШКОЛЫ ИКЛ" собираем ценные для проекта источники:
* первичные тексты и презентации (если Вы - автор, или получили письменное разрешение автора),
* аннотированные ссылки на ресурсы Интернет и печатные издания,
* собственные обзоры и рефераты (как их готовить - http://geofak-mpsu.narod.ru...),
* карты, космические снимки, планы, геоинформационные системы... для работы с пространственной информацией,
* фото (ландшафтов как источников информации; событий, значимых для формирования информационной культуры...),
* видео и анимации (визуализация процессов поиска, обработки, передачи информации и знаний),
* графические модели процессов и систем работы с информацией,
* другие виды источников.

Как во всякой библиотеке будем вместе формировать авторский и систематический каталоги. В комментариях к этой записи предлагайте своё видение каталогизации ресурсов Школы информационной культуры личности

СОДЕРЖАНИЕ БЛОГА


Введение в блог-проект "Школа информационной культуры личности"



1. К СОВМЕСТНОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Познакомимся? (участники блога о себе)


Регламент дистанционных взаимодействий в блоге "Школа ИКЛ" (вариант для обсуждения)




2. ФОРМИРУЕМ ЗАКАЗ ШКОЛЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ


Общественно-государственный заказ на развитие ИКЛ (кому и что заказывать)


Миссия Школы ИКЛ (в свете решений Совета Безопасности России 25.07.2007)


Техническое Задание на обновление блога «Школа ИКЛ»


Заказы "Школе ИКЛ"


Диалог с фининспектором об информационной культуре личности



3. ВАРИАНТЫ ПРОГРАММЫ "ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ"


Программа "Основы и технологии информационной культуры личности" (2012 г.)

01 Личная культура в социокультурном поле
02 Информационная культура личности
03 Личный компьютер и информационно-коммуникационные технологии
04 Интернет и сервисы web 2.0
05 Цикл работы с информацией - ПОСРЕДНИК
06 Персональная среда познания
07 Личный тезаурус
08 Личная медиатека
09 Личные круги общения
10 Автодидактика учащегося
11 Индивидуальная программа развития информационной культуры
12 Информационная культура личности - основа её гео- и клио-культуры.


Программа курса ИКЛ, созданная в Кемерово


Программа курса информационной культуры старшекласника в Томске


Программа "Основы ИКЛ", созданная в Майинской гимназии


Программа "Информационная культура учащихся" (Петрозаводск)



"ЛЕСТНИЦЫ" (ступени формирования ИКЛ)



ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ ГРАМОТНОСТЬ
Ключевые слова в информационной культуре личности
Информация и знания
Опыт освоения сервисов web 2.0
Ежедневник в ИКЛ
Технология "шаблоны"
О форумах в интернете



ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ
Стандарты ЮНЕСКО по ИКТ-компетентности для учителей
Знания и навыки документооборота в ИКЛ
Феномен Википедии



ИНФОРМАЦИОННОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ


Советы из британской Бесплатной Пинты
FUMSI и ПОСРЕДНИК - сценарии работы с информацией
Наблюдаем переход в "информационное общество"
Этический кодекс для информационного общества
Мышление учителя
Внимание и память в информационной культуре личности
Слово в жизни и в ИКЛ
Диалог, дискуссия, мозговой штурм
Информационно-психологическая безопасность личности
Британские парламентарии о защите детей в Интернете
информационная безопасность и компетентность специалиста
Ваше отношение к спаму (15.08.08)
Где развивать сетевое сотрудничество? (6.08.08)




4. НОВОЕ В ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА



Сельская школа: сегодня и завтра (широкополосный Интернет и другие новинки в Якутии)
Где развивать сетевое сотрудничество?

Опыт информатизации личного труда



5. ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА ШКОЛЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ

Каталоги электронной библиотеки "Школы ИКЛ"


Алфавитный каталог э-библиотеки Школы ИКЛ 16-11-2007 (816)


Э-библиотека - Алфавитный каталог - Анненков В.В 16-11-2007 (2518)


Аннотированные ссылки по проблематике ИКЛ 1-12-2007


Библиография книг по информационной культуре личности - в комментариях накапливаем ссылки на книги, особо ценные для формирования ИКЛ.

Как создавать и использовать личную библиотеку на ПК?




Метки: информационная культура личности, грамотность, компетентности, мировоззрение, блог, сетевое сообщество

ПОЗНАКОМИМСЯ?

Для совместной работы в распределённом проекте участники должны доверять друг другу, а для этого познакомиться хотя бы заочно.


Приглашаю в комментариях к этой записи представить партнёрам сведения о себе ( в том числе ссылки на записи в личном блоге, соответствующие профилю нашего сообщества). Желательно поместить и свою фотографию (если фотография введена при регистрации в blogs.mail.ru, то во всех Ваших записях она появится автоматически, как в записях Л.М. Чудиновой).


В личных представлениях используем "памятку участника сообщества" - http://blogs.mail.ru/commun...

Алфавитный каталог э-библиотеки Школы ИКЛ

Каталог находится в процессе создания.

A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Щёлкнув по букве алфавита на кириллице или латинице, попадаем на список авторов, фамилии которых начинаются с этой буквы. Выбрав автора и раскрыв страницу в новом окне, видим список его творений (тексты, фото, видео и пр.), включённых в электронную библиотеку Школы ИКЛ, а также ссылок на его произведения в других местах Интернет.

Для тренировки в составлении авторского каталога члены сообщества могут сами сформировать страницы своих записей в блог "Школа ИКЛ". Если авторская страница создана, сделайте гиперссылкой на неё свою фамилию на странице алфавитного списка авторов (пример: Анненков Владимир Владимирович)

АВТОРЫ БЛОГА

"Школа информационной культуры личности" (ШИКЛ) - это сообщество, в котором ценен каждый автор содержательных записей и/или комментариев, приближающих общий проект к его цели - новым программам формирования информационной культуры личности. Ниже - список авторов (в алфавитном порядке фамилий, в скобках - ник).

Абрамова-Хансен Галина - Дания
Анненков Владимир (vann) - Москва
Ахмадеев Анвар (кафедра социальной работы) - Уфа
Бедикян Надежда (Niki) - Одесса, Украина
Буторина Инна (Инна) - Новосибирск
Гранде Катрин - Санкт-Петербург
Ежевская Татьяна (Татьяна) -Чита
Комогорцев Сергей (magnitolog) - Красноярск
Левандовский Виктор - Луцк, Украина
Овсейцев Анатолий -Москва
Осмоловская Ирина - Москва
Посысаев Олег - Санкт-Петербург
Сазанов Владимир (СВМ) - Москва
Сидоренко Марина (sunflower) - Сальск, Ростовская обл.
Сидорова Людмила - Ангарск, Иркутская обл.
Симон (я - вечный) - Улан-Удэ
Сычев Олег - Москва
Суходоев Владимир -Звенигород, Московская область
Чудинова Людмила - с. Майя, респ. Саха
Шалин Иван - (свой город не указал)
Шапель Любовь - Красноярск
Шириязданова Фануза (Россиянка) - Ноябрьск, Ямало-Ненецкий АО
Юнтунен Ольга (Коктейль) - Хельсинки, Финляндия

Итого меньше 50% от добровольно вступивших в сообщество "Школа ИКЛ". Выходит - не каждый взрослый человек способен стать автором записи/комментария по тематике "информационная культура личности". Поклон авторам.

Олег Сычев, 29-11-2007 19:20 (ссылка)

О географических форумах в интернете

Мои путешествия по разным географ форумам  привели меня к некоторым печальным выводам:


·        Я заметил, что на каждом из форумов постоянно тусуются не более 10 человек (так сказать-ядро форума), остальные заходят, делают одно-два сообщения и исчезают.


·        Дискуссии по проблемным географ темам почти нет, да и сами такие темы в большом дефиците. Неужели нельзя считать проблемными такие темы как "Падение престижа географ образования в России", "ЕГЭ по географии", "Трудоустройcтво выпускников географ ф-тов", "Сокращение количества часов на школьную географию", "Соотношение теории и практики в преподавании географии", "Глобальные климатические изменения", "Геополитика", "Обсуждение результатов географ олимпиад и конкурсов", "Возможность учителю географии совершить дальнюю поездку" (ведь географ по определению должен лично познавать нашу планету, а в России со смехотворной зарплатой преподавателям  школ  разве это возможно, по крайней мере на регулярной основе!). Зато на форумах много всякой чепухи, никчемной болтовни и сплетен (в общем того что на компьютерном сленге называется флудом). Тем самым выхолащивается центральная идея любого форума-привлечение широкого круга аудитории к актуальнам вопросам и совместная выработка возможных решений на основе коллективного обсуждения  поставленной проблемы! Да, на форуме должна быть демократия, должна быть взаимная помощь: найти ресурс, решить задачу и т д (на то он и форум),  но не переходящая в стадию анархии и хаоса, где каждый участник как бы сам по себе; дудит в свою дуду, не слушает собеседников и говорит не по тематике форума. В общем-словесный базар, а не научный или учебный действительно форум.


Казалось бы флуд можно сразу пресечь администрации форума (функция модератора), но на большинстве географ форумов 70% всех сообщений явно не имеют никакого отношения к географии, что говорит о несерьезном отношении создателей форума к своему делу.


·        Есть такие географ форумы, которые замыкаются в своих узких границах из-за нежелания администрации расширять аудиторию. Т е если это форум какого-нибудь географ ф-та, то участниками этого форума могут быть только студенты/преподаватели этого ф-та и в лучшем случае чужие географы-профессионалы. А если человек, у которого не географ образование, но который любит и уважает эту науку пожелает стать участником географ форума ему администр форума может и не позволить, потому как влиться в ряды участников не по корочке, а по любви не такая простая задача. Читать сообщения на форуме-пожалуйста, а сделать свое сообщение-возникает шлагбаум. Такая кастовость ведет к тому что эти форумы варятся в своем соку и постепенно деградируют из-за отсутствия свежей мысли (все возможные темы по сто раз обсужены-пересужены!).


·        Практически на каждом географ форуме участники-это студенты и аспиранты (90%), младшие преподаватели и методисты-географы (5%),  да еще 5%-это чужаки, которым администрация соблаговолила стать участниками. А где же уважаемые старшие преподаватели и профессора?! В общем одним словом-географ начальство. Ведь слово этих умудренных своими годами и опытом людей может иметь большое значение в обсуждении животрепещущих географ проблем! Да, конечно они занятые люди, но все же периодическое участие географ элиты в работе географ форумов  желательно не только по причине поднятия статуса форума на более высокий уровень (сделать форум более цивилизованным и авторитетным), но и в качестве знака уважения к молодой поросли, которая решила выбрать для себя эту, а не какую-то другую науку.


·        На географ форумах учителя географии-явление такое же редкое как снег в Африке! В чем причина? Здесь есть как объективные так и личностные факторы. Хотя большинство школ оборудованы компьютерами и даже с выходом в интернет, основная масса этих компьютеров расположены в компьютерном классе а не в кабинетах географии, а это создает определенные проблемы для учителя географии, потому как учитель информатики явно не приветствует вторжение на «его территорию» даже если это его коллега! Да и факт наличия самих компьютеров еще ничего не значит; многие учителя в т ч-учителя географии просто не умеют обращаться с этой техникой. Да у многих и желания такого нет: научиться работать на компьютере и знать хотя бы самые элементарные компьютерные программы! А дело в том, что большинство этих самых учителей-люди если не пенсионного, то предпенсионного возраста и им нет никакого дела до новых веяний в школьной географии и технич прогресса; уроки они проводят по традиц схеме. Да и интернет в школах строго регламентируется и администрация не приветствует сидение учителя в каком-то там форуме, пусть даже и по его специальности!


А что касается выхода в сеть дома и таким образом участие в работе форума, то это еще большая проблема: у многих учителей нет своего компьютера, а если есть то нет интернета, потому как это дорогое удовольствие для получающего бюджетную зарплату! Да и семья!


Подытоживая, можно сказать что у географ форумов довольно маленькая аудитория и они не играют большой роли в процессе как самого географ образования, так и в процессе популяризации этой науки.


Но смириться с таким положением вещей энтузиасты-географы не желают и потому не смотря на все видимые и невидимые препятствия решают проблему поднятия престижа географ образования своими силами, а именно внедрением в процесс преподавания географии информац-компьютерных технологий, на основе которых по мере сил и возможностей и осуществляется пропаганда географии. Частным случаем такого методологического подхода явилось создание учениками средней школы № 324 г Москвы сайта http://geoinf.jino-net.ru и, в котором может принять участие каждый человек, которому не безразлична такая наука как география.


 


 


 


 


 

ВВЕДЕНИЕ В БЛОГ-ПРОЕКТ "ШКОЛА ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ"

Переход в общество, основанное на знаниях, вряд ли возможен без освоения каждым гражданином современной культуры работы с информацией. Эта часть культуры личности обсуждалась на ноябрьской (2006 г.) конференции, где подводились итоги российских разработок по программе ЮНЕСКО "Информация для всех". Подробнее с материалами разработок можно познакомиться на сайте Кемеровского НИИ информационных технологий социальной сферы, а с конференцией - по обзору.


После конференции завязалась переписка c сотрудниками гимназии в селе Майя, республика Саха , которые инициировали проект "Школа информационной культуры личности". Подробности - в Дайджесте переписки. Результатом стало создание блога сообщества, в котором подготовлена инфраструктура интеллектуальных взаимодействий (см. Содержание блога). Темы, заданные записями верхнего уровня, акцентируют внимание, во-первых, на миссии, регламенте и других вопросах становления сетевого сообщества (подготовительный этап дистанционного сотрудничества), во-вторых, - на эволюционной модели учебной программы "Основы ИКЛ". Ожидаем, что при интенсивных взаимодействиях в блоге (не менее одного послания в неделю каждым участником сообщества) в декабре 2007 года получим новые варианты учебной программы, а также продвижение участников по личным траекториям формирования информационной культуры.


Согласно Техническому Заданию на обновление блога "Школа ИКЛ", ядро сообщества составят учителя Майинской гимназии. Для расширения дискуссий и независимой экспертизы в сообщество приглашаются учителя,  библиотекари, специалисты по проблемам информационной культуры из других мест России.


В дополнение к блогу "Школа ИКЛ" на бесплатном сервисе Форум24, предоставленном borda.ru, создана дискуссионная площадка http://infoclt.forum24.ru/.

Для обсуждения открыты темы:

* Школа информационной культуры личности: вопросы и ответы.

* Этика в информационной культуре личности.

* Право в информационной культуре личности.

* Сигналы ландшафта.

Писать в означенные темы могут не только участники блога, но и корреспонденты нашего сообщества (см. регламент), а также "гости", не зарегистрированные ни в блоге, ни на форуме. Тем самым расширяются возможности междисциплинарного и межрегионального сотрудничества.


Прошу участников сообщества и корреспондентов внимательно познакомиться с уже включёнными в блог и в форум записями. В комментариях к этому "Введению" уместны вопросы о том, что неясно в социальных технологиях созидания блога-проекта. Вопросы по вариантам программы "Основы ИКЛ" отнесём на этап содержательного обсуждения программы


 

Программа "Основы ИКЛ", созданная в Майинской гимназии

По просьбе Л.М.Чудиновой разместил в Сети программу "Основы информационной культуры личности", предназначенную для повышения квалификации учителей. Авторы: Габышева А.Е., зам. директора по научно-методической работе, Дмитриева С.Г., зав. медиатекой, Чудинова Л.М., педагог - психолог, Харитонова М.И., учитель информатики, Фомина П.С., медиаспециалист.

С О Д Е Р Ж А Н И Е

Блок 1. Условия формирования информационной культуры личности
1.1 Информационные ресурсы общества и информационные потребности.
1.2 Информационная культура личности как условие успешной адаптации личности в информационном обществе
1.3 Медиатека как условие формирования информационной культуры личности

Блок 2. Формирование информационной культуры ученика
2.1 Из истории библиографии, практики библиотечно-библиографических занятий в России, зарубежье, программа формирования ИКЛ Майинской гимназии (5-11 кл)
2.2 Курс информационной культуры личности для учащихся: теоретическое обоснование (концепция Гендиной Н.И. и соавторов)
2.3 Поисковые системы в информационном пространстве библиотеки, музеи, архивы и т.д., электронные носители, Интернет
2.4 Аналитико-синтетическая переработка источников информации
2.5 Технология подготовки и оформления самостоятельных работ учащихся
2.6 Итоговая работа

Блок 3. Формирование информационной культуры учителя
3.1 Информационно-коммуникационная компетентность, как часть ИК учителя – основа эффективности информатизации образования.
3.2 Самообразование учителя как фактор формирования его ИК.
3.3 Основные типы информационно-поисковых задач и алгоритмы их решения. Проектная деятельность.
3.4 Аналитико-синтетическая переработка информации в профессиональной деятельности учителя.
3.5 Информационная образовательная среда. Расширение контента привлечением внешних информационных ресурсов образовательной направленности
3.6 Приемы и методы формирования ИКЛ ученика в процессе обучения и воспитания. Структурирование содержания учебных и воспитательных модулей.
3.7 Формирование общественно-государственного заказа на формирование ИКЛ
3.8 Итоговая работа

Блок 4. Образовательные возможности информационных технологий
4.1 Технические и аудиовизуальные средства обучения
4.2 Организация учебного взаимодействия на базе информационного ресурса Интернет
4.3 Основы сайтостроения
4.4 Разработка и использование электронных средств образовательного назначения.
4.5 Структура и правила подготовки и оформления результатов учебно-методической и научно-исследовательской деятельности учителя

Подробнее - http://docs.google.com/Doc?... (Введение. Раскрытие тем по четырём блокам. Методические рекомендации. Литература. Учебный план).
Приглашаю комментировать Программу в целом (в сравнении с другими вариантами в разделе 3 нашего блога) и её темы. Прошу в названии комментария формулировать его смысл.

Э-библиотека - Алфавитный каталог - Анненков В.В.



Страница Анненкова Владимира Владимировича

(после ссылки на запись - дата её создания, а в скобках - статистика знаков с пробелами)


<А. Записи в блог-проект "Школа информационной культуры личности"


Профиль сообщества "Школа ИКЛ" (1134)


Введение в блог-проект "Школа информационной культуры личности" 09-09-2007 (2640)


Техническое Задание на обновление блога «Школа ИКЛ» 26-08-2007 (11360)


ТЗ и мотивация> 08-11-2007 (1555)


Регламент дистанционных взаимодействий в блоге "Школа ИКЛ" 01-07-2007 (8050)


Форумы в дополнение к блогу "Школа ИКЛ" 05-10-2007 (1715)


Против анонимности - за доверие в совместном проекте 17-09-2007 (1928)


К коллективному сотворчеству в блоге "Школа ИКЛ" 26-08-2007 (360)


О темах записей и комментариев 17-09-2007 (684)



ПОЗНАКОМИМСЯ? 01-07-2007 (488)


О представлении незнакомым участникам сетевых взаимодействий> 18-08-2007 (402)


Ваш Ванн 18-08-2007 (2948)


Re: Ваш Ванн: Ссылки на сайты АВВ или с его участием 05-10-2007 (1791)



МИССИЯ "ШКОЛЫ ИКЛ" 05-08-2007 (1998)


Обсудим "заказ"? 12-07-2007 (1877)



Программа курса ИКЛ, созданная в Кемерово 29-10-2007 (946)


От заучивания чужих знаний к умению УЧИТЬСЯ 29-10-2007 (842)


Программа "Основы ИКЛ", созданная в Майинской гимназии 08-11-2007 (2889)


Образы и модели ИКЛ - 1 "ЛЕСТНИЦЫ" 12-07-2007 (2181)



Образы и модели ИКЛ - 2 общая информационная грамотность 07-08-2007 (1729)


Географическая составляющая общей информационной грамотности 08-08-2007 (1658)


Образы и модели ИКЛ - 3 профессиональные информационные компетентности 8-08-2007 (364)


Информационные компетентности географа 08-08-2007 (666)


Информационные (ПК) и коммуникационные (очные + Интернет) компетентности 16-09-2007 (598)


Образы и модели ИКЛ - 4 информационное мировоззрение 09-08-2007 (1012)


Информационная культура личности = мышление + коммуникация 30-09-2007 (218)


"Ключевые слова" в Информационной Культуре Личности 06-11-2007 (854)


Информация и знания 06-11-2007 (908)


Переход в "широкополосное информационное общество" 13.07.2007 (2300)


Закрытый и открытый контент 21.09.2007 (1098)



Каталоги электронной библиотеки "Школы ИКЛ" 16-11-2007 (1013)


Алфавитный каталог э-библиотеки Школы ИКЛ 16-11-2007 (816)


Э-библиотека - Алфавитный каталог - Анненков В.В. 16-11-2007 (2410)



Советы из британской "Бесплатной пинты" 25-10-2007 (1410)


Внимание и память в информационной культуре личности 16-11-2007


От "что делать" к "Как делать" 24-09-2007 (215)


Опыт информатизации личного труда 23-10-2007 (257)


"Не допускать промедления в делах" - советы от А.Сафонова 23-10-2007 (229)





Внимание и память в информационной культуре личности

На какие стороны сознания стоит обратить внимание, узнаем на сайте "Авторская школа Васильевых"

В комментариях делимся личным опытом запоминания, а также своим отношением к увиденному на сайте Васильевых.

В этой группе, возможно, есть записи, доступные только её участникам.
Чтобы их читать, Вам нужно вступить в группу