Вход
Обсуждения
Сортировать: по обновлениям | по дате | по рейтингу Отображать записи: Полный текст | Заголовки

Без заголовка

Приглашаем на встречу всех, кто интересуется соционикой и другими типологиями!
На встрече мы собираемся обсудить, как происходит формирование социотипа и развитие функций, а также поговорить о новой, недавно появившейся типологии -- темпористике и ее взаимосвязи с соционикой и психософией. Ну и, конечно же, просто пообщаться и весело провести время! =)
Встреча пройдет в антикафе Lodge (ст. метро Парк Культуры или Кропоткинская), Остоженка ул., 14/2.Тел. для связи: 89099610137 (Майя)Кто собирается прийти -- отмечайтесь в этой теме или на странице встречи ВКонтакте: http://vk.com/typologies_offline2


Метки: встречи

Алгоритмы работы мерностей

Здесь уже не раз упоминалось, что соционический тип -- это набор стратегий восприятия и обработки информации. Но что же такое эти стратегии? На мой взгляд, стратегия -- это своего рода алгоритм построения алгоритмов действия, иными словами, алгоритм, с помощью которого человек решает, что ему делать в той или иной ситуации. И я решил попробовать формализовать эти алгоритмы для каждой из мерностей.

Итак, 1 мерность.
1. Вспоминаем, решали ли мы такую задачу ранее. Если да, воспроизводим прошлое решение.
2. Если нет, вспоминаем, видели ли действия других людей в этой ситуации и пытаемся их воспроизвести настолько точно, насколько удалось запомнить. (Тут нужно отметить, что воспроизведение идет чисто "механически", то есть без понимания, зачем они делали это и почему, и какие при этом отслеживались параметры ситуации, т.к. это уже к более высоким мерностям. Возможно, этот пункт работает только на осознанной функции, т.е. болевой.)
3. Если не помогло, смотрим, можно ли задействовать другие аспекты (как правило, с бОльшими мерностями) для решения ситуации (стратегия сведения).
4. Предпринимаем попытку сведения задачи на другой аспект аналогично п. 3 первой мерности, при условии, что это сведение подходит под критерий приемлемости решения.
5. Если ничего из перечисленного не помогло, занимаемся случайным поиском решения по принципу "делай хоть что-нибудь, может что-то и получится" до тех пор, пока необходимость решать задачу так или иначе не отпадет (то есть либо задача будет решена, либо станет неактуальной).
2 мерность:
1. Перебираем свой опыт и на его основе формулируем для себя критерий приемлемости решения (те самые "нормы" в исходном варианте, причем витальная функция проверяет только "устроит ли это решение меня", а ментальная -- еще и "устроит ли это окружающих")
2. Вспоминаем, решали ли мы такой класс задач ранее (вот тут принципиальное отличие от первой мерности: вторая умеет видеть именно классы задач и аналогии в пределах одной области деятельности). Если да, и он проходит проверку критерием из пункта 1, воспроизводим решение.
3. Если нет, задумываемся над вопросом, как найти источник информации, в котором может быть решение (спросить, прочитать в книжке, и т.п.) и проверяем полученное решение по критерию. (Этот пункт -- второе принципиальное отличие двухмерной функции.)
4. Если источник информации найти не удается, начинаем случайный поиск решения, но каждое решение перед тем как попытаться реализовать проверяем с помощью критерия приемлемости (эта проверка и позволяет избежать двухмерной множества косяков одномерной).
3 мерность:
1. Целенаправленно перебрать свой опыт и отобрать все ситуации, когда решались какие-то задачи, похожие на текущую, а также ситуации из других областей, которые могут иметь что-то общее с текущей задачей. (Вот тут обнаруживается принципиальное отличия трехмерной функции от маломерных: они работают с одним вариантом, найденном в опыте, а трехмерная с множеством. Кроме того, трехмерная умеет видеть аналогии из других областей, а двухмерная, по всей видимости, нет, хотя это пока еще под вопросом.)
2. Сравнить найденные решения между собой в плане удачности, попытаться понять, как сочетание тех или иных составляющих влияло на результат.
3. Оценить, какие из составляющих будут влиять в текущей ситуации (вот она, ситуативность), а влияния каких лучше избежать (и что для этого нужно сделать), для ментальной творческой функции -- оценить, как составляющие можно еще добавить (например, творческая БЭ оценивает, каких еще людей можно привлечь, творческая БЛ -- на какие еще правила/законы можно сослаться или ввести их в случае необходимости и т.п.), выработка на основе всего этого некоего решения задачи.
4. Начало реализации решения с отслеживанием того, насколько результат соответствует ожидаемому (для иррационалов отслеживание будет идти не по соответствию ожидаемому, а скорее непосредственно по ситуации), а также реакции окружающих. Если что-то не устраивает, вернуться к пункту 3, но теперь уже учитывая опробованный вариант в качестве одной из составляющих ситуации.
4 мерность. Вряд ли можно написать общий алгоритм работы четвертой мерности для всех аспектов, поэтому ограничусь одной только БЛ.
1. Задаться вопросом "если бы я делал систему, предназначенную для той же цели, что и система, изучаемая в рамках данной задачи, каковой бы она была" и мысленно смоделировать такую систему.
2. Сопоставить свою систему и реально существующую, попытаться выявить отличия, и скорректировать на их основе свое видение (как правило, ошибки четвертой мерности связаны с тем, что данному этапу уделилось недостаточно времени).
3. Сформулировать критерий оценки приемлемости результата, аналогичный п. 1 второй мерности (но, возможно, лучше детализированный).
4. Покрутить в голове полученную систему, посмотреть разные варианты ее работы, понять/почувствовать то, как разные компоненты влияют на результаты ее работы. (Причем рассмотрение вариантов происходит не последовательно, что было бы слишком долго, а параллельно.)
4. На основе этого перебора вариантов найти такой, который приведет к тому решению, которое представляется наилучшим из возможных по критерию из пункта 2. Отследить, при каких параметрах мысленной системы этот результат получается.
5. Повлиять на реальную систему так, чтобы выставить ее параметры как можно ближе к параметрам мысленной системы из пункта 4. В случае, если вдруг обнаружится, что реальная система ведет себя не так, вернуться к пункту 1 и повторить все полностью.
То есть если совсем кратко, то получаем следующее: первая и вторая мерности -- это последовательный перебор вариантов (в случае второй немного оптимизированный за счет критерия "нормативности") для решения задачи, третья мерность -- параллельное рассмотрение множества вариантов с конструированием из них наиболее подходящего, четвертая мерность -- это полноценное моделирование ситуации.

Первоисточник: форум TIPIRUEM.RU.

Адаптивное типирование

Небольшая заметка об адаптивном типировании: http://typologies.ru/socionics/adaptive.htmАдаптивное типирование -- это подход, при котором типирование происходит следующим образом: отслеживается то, что у типируемого наиболее ярко проявлено (скажем, у одного типируемого четко видно положение нескольких функций модели А, но слабо проявлены признаки Рейнина, у другого -- наоборот), на основе этого строится несколько возможных версий, содержащих минимум противоречий, затем делаются попытки найти объяснение, которое сведет эти противоречия к минимуму.

Метки: соционика, типирование

Интуиты и опоздания

В соционике существует много стереотипов про отношения интутов (особенно белых) со временем. Будто бы интуиты всегда знают, сколько времени, никогда не опаздывают и так далее. На самом деле это не всегда верно. Сильная интуиция -- это умение видеть, как развивается ситуация, к чему она может привести, когда надо действовать. Интуит чувствует, когда надо следить за временем (и в такие моменты он и правда может назвать время с высокой точностью), а когда можно отпустить ситуацию, предоставить возможность событиям развиваться самостоятельно, не вмешиваясь в них. Сенсорик же предпочитает контролировать ситуацию все время.
С опозданиями также не все однозначно. Опоздания бывают по двум причинам: первая -- непредвиденные обстоятельства или задержки в пути (пробки, плохая работа транспорта и т.п.), вторая -- сложность с тем, чтобы собраться и выйти из дома в нужное время. И вот тут-то и проявляется разница. Сенсорику (особенно логик-сенсорику) проще организовать себя, то есть четко рассчитать время с некоторым запасом, собраться и выйти точно в намеченное время. Поэтому в ситуациях, когда не случается ничего непредвиденного, сенсорик добирается вовремя без особых проблем. У интуита все наоборот: он отслеживает больше вариантов как добраться и отслеживает больше параметров, которые позволяют ему избегать задержек (причем базовые интуиты именно чувствуют, но не всегда могут объяснить логически, почему они решили, что лучше добираться именно таким путем). Но при этом ему гораздо сложнее заставить себя собраться и выйти вовремя. Причем сложнее всего это сделать черным интуитам, которые больше сосредоточены на отслеживании возможностей, а не времени, и поэтому могут легко увлечься интересной идеей или разговором и пропустить время выхода.
В целом, поскольку непредвиденные обстоятельства бывают все же не так часто, получается, что интуиты опаздывают чаще, чем сенсорики.
Первоисточник: http://typologies.ru/socionics/intuition-late.htm

Метки: соционика, интуиция

Метатипирование и ситуационные описания

На нашем типировочном форуме началась разработка новой методики определения социотипа, получившей название метатипирование. Суть ее сводится к следующему: типируемый отвечает на вопросы анкеты, которая потом передается на рассмотрение другому человеку, задачей которого является ответить на ряд вопросов типа "да/нет" на основе анкеты типируемого. Далее по этим ответам подсчитываются баллы в пользу тех или иных признаков Рейнина или мерностей аспектов (которые также представляются как комбинации признаков), и на основе этого производится расчет вероятностей версий на калькуляторе признаков Рейнина.При этом вопросы сформулированы так, что от второго человека не требуется каких-либо специализированных знаний, таким образом в роли "типировщика" может выступить абсолютно любой человек, например, любой ваш родственник или знакомый (причем можно попросить разобрать анкету нескольких человек и сравнить их ответы между собой), что позволяет избавиться от субъективного влияния эксперта.
На данный момент создан список вопросов (возможно, он будет в дальнейшем пополняться), посмотреть его и описание методики можно на форуме. В ближайшее время начнется работа над автоматизацией выдачи мета-вопросов и расчета результата.

Метки: соционика, типирование

Словарь терминов

Наконец-то завершена работа по составлению словаря соционических и психософских терминов, используемых на нашем проекте. Словарь доступен по адресу http://sociomodel.ru/glossary.htm

Метки: соционика, психософия

Квадральные комплексы

Предлагаю обсудить квадральные комплексы, описанные Стратиевской. Почитать про них подробно можно тут: http://socionika-forever.blogspot.ru/2009/12/1-2-3.html. Правда, как всегда у Стратиевской, много внесоционичного, в частности, Альфе приписывают черты психософского типа ЭЛВФ. (Оффтоп: еще возникла мысль, что сама Стратиевская по психософии 2Л явно выраженная).
Если кратко, то комплексы следующие: 
Альфа -- "комплекс зажатого рта". Страх вызывают ситуации, когда нет возможности высказать свое мнение, убедить всех в своей правоте.
Бета -- "комплекс шестерки". Страх -- ситуации, когда есть непонимание своего статуса в иерархии или угроза его понижения, вытеснение в низы иерархии.
Гамма -- "комплекс связанных рук". Страх -- ограничение возможности действовать, 
Дельта -- "комплекс подрезанных крыльев". Страх -- ограничения творческого и возможностного потенциала.

Метки: соционика, квадры

Обновление теста

Обновлены коэффициенты в гибридном соционическом тесте на сайте TYPTEST.RU. Теперь в данных для сравнения имеется 150 образцов вместо 115, что позволяет повысить точность типирования. 

Критерии доверия соционическим теориям

Сейчас существует достаточно большое количество соционических моделей, теорий и направлений, часто противоречащих друг другу. Недавно, столкнувшись с очередной порцией околосоционического бреда, я сформулировал для себя следующие критерии, по котором я определяю для себя, стоит ли доверять данной теории, и решили поделиться этими критериями. Итак, надежная соционическая теория должна:
  1. Четко обозначать границы области рассмотрения соционики, то есть, что к ней относится к соционике, а что нет. Как следствие, возможность либо отделить соционические проявления от сферы рассмотрения других типологий, либо доказать, что типологии взаимосвязаны, но не слепое отрицание этих других типологий.
  2. Внятное объяснять, почему одних людей типировать легко, а других -- сложно (иными словами, объяснение явления "нетипируемости" или "вечных чебурашек").
  3. Объяснять причины формирования социотипа, является ли он наследственным или нет, как социотип изменяется с возрастом.
  4. Обосновывать наличие/отсутствие возможности проработки слабых функций, возможности/невозможности выхода за рамки типа или ситуаций, когда происходит его изменение.
  5. Давать возможность спрогнозировать, что будет в различных "экстремальных" ситуациях (например, как будет работать базовая БС у человека, который рос в условиях минимальных возможностей накопления опыта по ней, например, в монастыре в окружении фанатично настроенных 3В+4Ф, отрицающих всякую "телесность").
  6. Обосновывать причины, почему используются или не используются те или иные составляющие соционики: модель А, мерности, признаки Рейнина и т.д.

Метки: соционика, теория, методология

Немного размышлений о психософской Воле

Как известно, Воля -- это связь между сознанием и душой, которая отвечает за ощущение своего места в мире, видение глобальных жизненных задач, миссии человека. Но кроме этих самых глобальных задач существует еще и локальная составляющая жизни -- рутинные задачи, текущие дела, в конце концов, бытовые вопросы. В связи с этим возникла мысль, что положения Воли можно охарактеризовать через соотношение локального и глобального в жизни человека следующим образом. 
Первая Воля -- четкое ощущение связи со своим предназначением. Глобальное преобладает, локальное легко приносится в жертву, что дает возможность полной концентрации на цели. Более того, при попытке зацепиться за что-то локальное жизнь такого человека потащит в сторону предназначения принудительно.
Вторая Воля -- управляемый баланс между глобальными задачами в жизни и проявлениями локального, уверенность по Воле позволяет трезво оценивать ситуацию и выбирать то, что более уместно в данный момент.
Третья Воля -- связь с глобальным чувствуется, но связь с ним достаточно слаба, глобальное не может тащить за собой (как это происходит у 1В), но и забыть о нем полностью тоже не получается. В результате постоянные метания между локальным и глобальным: то хочется идти к глобальным целям, но мешает окружение, то хочется соответствовать требованиям окружения, но это идет вразрез с глобальными целями.
Четвертая Воля -- большую часть времени связи с глобальным просто нет. Человек живет как живется, здесь и сейчас. Но иногда такая связь пробуждается, и тогда по целеустремленности обладатель 4В не уступает и многим 1В.

Метки: психософия, Воля

Мероприятия Социоцентра в октябре

Социоцентр приглашает Вас на занятия по соционике по углубленной программе! На занятиях мы обсудим сложности типирования, нестандартные проявления ТИМа, влияние воспитания и окружения на истинный ТИМ человека и многие другие тонкости. Приходите! И вы также сможете лучше понять себя и что-то изменить и подкорректировать в себе. http://vk.com/event43452990

Также приглашаем Вас на занятия по Теории Уровней! Вы освоите эту интереснейшую типологию Я. Фельдмана, определите свои любимые уровни, поймете, с каких уровней решать Ваши текущие задачи! http://vk.com/event43710661

Метки: мероприятия, обучение, соционика

Что лучше, дуальность или агапэ?

Часто у тех, кто познакомился с психософией, возникает вопрос: а что лучше для отношений -- соционическая дуальность или психософское агапэ (причем агапэ имеется в виду как полное, так и процессионное). В связи с этим решил провести небольшой опрос на эту тему. Также было бы интересно получить и развернутые комментарии на эту тему, особенно от тех, кто сталкивался с крайними вариантами (дуальность+эрос и конфликт+агапэ).
В дальнейшем планируется собрать результаты со всех сообществ на наш форум: http://typforum.ru/viewtopi...
Что важнее: дуальность или агапэ?
Дуальность важнее, чем интертипные по психософии
Агапэ важнее, чем интертипные по соционике
Нужно искать только дуала-агапэ
Неважно, главное, чтобы человек был хороший
Свой вариант ответа в комментариях
Голосовать
window.answers_1FACEA225023521D = [600492601,600492602,600492603,600492604,600492605];
Опрос не ограничен по времени.

Метки: соционика, психософия, Интертипные отношения

Опрос о развитии Единого Типологического Проекта

Какому направлению развития Проекта следует уделить внимание в первую очередь?
Добавление новых типологий на сайт
Создание базы знаний о проявлении соционических функций, тип
Создание типологии, затрагивающей все логические уровни
Развитие соционической модели X
Изучение взаимосвязей между типологиями одного логического у
Свой вариант в комментариях
Голосовать
window.answers_1D80A43BFEF94ADD = [600491866,600491867,600491868,600491869,600491870,600491871];
Опрос не ограничен по времени.

Мероприятия в сентябре

В сентябре и октябре Социоцентр проведет немало самых разных встреч, касающихся соционики и психософии. Итак, начнем:

Метки: мероприятия, соционика, психософия

О берновской модели в психософии

Чуть меньше десятка лет назад Александра Василенко aka Spyke предложила модель, в которой делалась попытка связать различные состояния в отношениях с миром, описанные Э. Берном, с положением функций в психософии. В частности, связь предполагалась такая:
1-ая функция: Я+Ты-
2-ая функция: Я+Ты+
3-ья функция: Я-Ты-
4-ая функция: Я+Ты+
Хотя нельзя утверждать, что такая модель неверна, но следует отметить, что из-за неправильной подачи информации на некоторых сайтах происходит неправильное и сильно упрощенное восприятие психософии. В частности психософия начинает воспринимается как набор этих самых четырех состояний, а свойства функций (избыточность первой, нормативность второй, уязвленность третьей и малозначимость четвертой) и дихотомии (верхняя/нижняя, подстраивающаяся/доминирующая, результатативная/процессионая) воспринимаются как второстепенные. 
На самом же деле основополагающими являются именно свойства функций и дихотомии, а эти состояния являются только их следствиями и нужны для того, чтобы лучше понять, увидеть "изнутри" то, что и как чувствует человек по отношению к каждому аспекту. Эти четыре состояния можно охарактеризовать так:
1: Я+Ты- -- "я знаю как должно быть, а вы не знаете (иначе бы давно сделали), и я заставлю вас делать как надо".
2: Я+Ты+ -- "мир многовариантен, и ты можешь выбрать более или менее удачный вариант, но даже если ты выбрал менее удачный, можешь попробовать еще раз"
3: Я-Ты- -- "то, как есть сейчас, меня не устраивает, но я не знаю, как сделать, чтобы было как я хочу" (а в особо запущенных случаях еще и "не знаю толком, чего я хочу")
4: Я-Ты+ -- "лучше я сделаю так как ты хочешь, чем буду сам искать какие-то варианты, тратя на это время и силы".
Еще важно понимать, что эти состояния -- общая характеристика мировосприятия соответствующей функции, ее основной установке. Но зачастую в процессе социального взаимодействия с кем-либо еще человек может переходить в другие состояния. Особенно это характерно для нижних функций. В частности третья во время "суперпроцесса" мечется между ролями Жертвы (Я-Ты+), Преследователя (Я+Ты-) и Спасителя (тоже Я+Ты-), а четвертая (особенно если хорошо проработаны соответствующие ей соционические аспекты) может находиться не столько в роли Жертвы (Я-Ты+), но и в роли Спасителя примерно со следующей установкой: "я знаю, что ты выбрал не лучший вариант, но у меня нет никакого желания переубеждать тебя, даже если не получится, все равно это пустяк" и даже (при общей хорошей проработанности личности) в состоянии Я+Ты+.
В общем, подводя итог, хочется сказать: берновская модель психософии должна дополнять психософию, а не пытаться подменить ее собой.Первоисточник: http://typforum.ru/viewtopic.php?f=7&t=2359

Метки: психософия

В этой группе, возможно, есть записи, доступные только её участникам.
Чтобы их читать, Вам нужно вступить в группу