Вход
Обсуждения
Сортировать: по обновлениям | по дате | по рейтингу Отображать записи: Полный текст | Заголовки

2014

У 1925 в Київі було створено "Товариство з вивчення світового простору". До Вченої Ради "Товариства" входили Д.Граве (голова), Е.Патон та ін.

Без заголовка

ПРИМЕНЕНИЕ БОЕВЫХ АВИАЦИОННЫХ РАКЕТ В ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ

Описание:
Вячеслав КОНДРАТЬЕВ
"Полотняные ракетоносцы". Авиамастер 2006/06

Первые опыты военного применения воздушных шаров для наблюдения за вражескими армиями отмечались еще во времена французских революционных войн конца XVIII века. В дальнейшем наблюдательные аэростаты использовались в американской гражданской войне между севером и югом, франко-прусской, русско-турецкой, русско-японской и других войнах.

Но наиболее широкое распространение это средство визуальной разведки получило в годы Первой мировой войны, чему способствовал ее позиционный характер. Десятки аэростатов изо дня в день висели на длинных тросах по обе стороны линии фронта. И от опытных глаз воздушных наблюдателей, вооруженных мощными биноклями, не могло укрыться ни одно движение в радиусе многих километров. Полученные сведения тут же передавались по телефону на землю, после чего по квадрату, где отмечалось усиление вражеской активности, наносила удар артиллерия. Баллоны поднимались с таким расчетом, чтобы их не могли достать зенитки противника.

Разумеется, одной из первых и наиболее важных задач, поставленных перед новорожденным родом войск — военной авиацией, стала борьба с этим «всевидящим оком».

Пока самолеты еще не несли огнестрельного оружия, первым средством такой борьбы являлись противоаэростатные стрелы — тяжелые заостренные металлические стержни со стабилизатором, которые летчик пролетавшего над вражеским баллоном аэроплана высыпал из специального ящика или просто из мешка. Стрелы дырявили оболочку, вызывая утечку газа и заставляя аэростат спуститься. Но это оружие оказалось неэффективным. Попасть, хотя бы, несколькими стрелами в баллон было весьма непросто, а даже в случае успеха дырки от них быстро заклеивались наземной командой, после чего аэростат подкачивали водородом из газгольдера, и всего через через пару часов подвергшийся атаке «пузырь» снова маячил в небе. Иногда стрелы пытались снабжать небольшим подрывным или зажигательным зарядом (так называемые «стрелы Рэнкина», названные по имени их изобретателя). Но проблемы с точностью попадания это не решало, к тому же подобные боеприпасы представляли угрозу для самого летчика.

Появление на аэропланах пулеметов тоже не решило проблему, поскольку пробоины от пуль устранялись так же легко и быстро, как и от стрел. Требовалось новое оружие, которое не просто заставляло бы аэростат спуститься на короткое время, а приводило к полному его уничтожению. И в начале 1916 года такое оружие появилось. Лейтенант французского флота Ив Пьер Гастон Ле-Приер (Le-Prieur) предложил сжигать баллоны ракетами, способными воспламенить водород, которым в те годы наполнялись аэростаты и дирижабли.

Ракета Ле-Приера представляла собой картонную трубку длиной чуть более полуметра с запрессованной пороховой шашкой — двигателем и заостренным металлическим наконечником, способным проткнуть оболочку аэростата. Некоторые историки пишут, что в носовой части этих ракет находился небольшой фугасный или зажигательный заряд, который воспламенялся после выгорания шашки. Другие же склоняются к тому, что никакой БЧ у них не было, а водород в баллоне они поджигали своей реактивной струей.

Сбоку к ракете крепилась длинная деревянная рейка — хвост, служившая для стабилизации в полете. Эти рейки при заряжании вставлялись в пусковые установки — простые металлические трубки диаметром 25 миллиметров, которые крепились с наклоном вверх к межкрыльевым стойкам истребителей-бипланов. Обычно истребитель нес по шесть-восемь ракет, но иногда их количество доходило до десяти. Ракеты запускались летчиком поштучно или попарно с помощью электрозапала. Пилот осуществлял наведение с помощью простейшего рамочного прицела или просто «на глаз».

Для предохранения от струй раскаленных газов при пусках полотняную обшивку нижнего крыла в районе стоек заменяли алюминиевыми или жестяными листами, а деревянные стойки защищали металлическими накладками.

Максимальная дальность полета ракеты составляла примерно 450 метров, но двигатель полностью выгорал на расстоянии 100-120 метров, а дальше снаряд летел по инерции. Именно эти 100-120 метров и считались эффективной дистанцией применения ракет, на которой они могли с гарантией поджечь вражеский аэростат. Столь малая дальнобойность грозила летчику риском столкновения с атакуемым объектом в случае опоздания с выходом из атаки. Кроме того, его самолет могло зацепить разлетающимися горящими обрывками ткани при взрыве водорода внутри баллона. Для тогдашних аэропланов, обтянутых полотном, пропитанным нитролаком, это было довольно опасно.

Тем не менее, весной 1916 года первые партии ракет были изготовлены во французских мастерских и установлены на самолеты «Ньюпор-16», ставшие, таким образом, первыми в мире летающими ракетоносцами. 22 мая, после короткой тренировки пилотов, ракетные истребители впервые пошли в бой. Эксперимент увенчался полным успехом. Французские летчики в одном боевом вылете за несколько минут сожгли ракетами пять из шести немецких привязных аэростатов, осуществлявших наблюдение на фронте в районе Вердена, а сами не потеряли ни одного самолета!



Немецкий привязной аэростат наблюдения «Дракон» (Drachen), широко применявшийся в годы Первой мировой войны на западном и восточном фронтах.

Этот триумф привел к быстрому и широкому распространению ракет Ле-Приера во французской истребительной авиации. Уже через месяц такие ракеты появились у англичан, а еще через два месяца — у русских. Вскоре и немцы, захватив трофейный «Ньюпор» с ракетными установками, скопировали это оружие.



Пусковые установки с ракетами Ле-Приера на межкрыльевой стойке истребителя «Ньюпор». Хорошо видны трубчатые направляющие и металлические накладки, с помощью которых они крепились к стойкам.

Наиболее часто французы и русские монтировали установки Ле-Приера на «ньюпорах» различных модификаций, но иногда их можно увидеть на истребителях «Спад-7» и даже на крупных двухместных аэропланах с толкающим винтом «Фарман-40». У англичан «ле-приеры» стояли на истребителях Сопвич «Пап», «Де-Хэвилленд» DH.2 и ночных перехватчиках RAF BE. 12. Немцы оснащали ракетами истребители «Альбатрос» и «Хальберштадт».

В 1916-17 годах с помощью ракет были уничтожены десятки аэростатов с обеих сторон. Появились и первые «ракетные асы», такие как бельгиец Вилли Коппенс и англичанин Альберт Болл. Известно несколько случаев, когда ракетами удавалось сбить даже аэропланы, но это можно считать лишь случайностью. Хотя вероятность попадания «ле-приеров» была гораздо выше, чем у авиастрел, она все же не шла ни в какое сравнение с точностью боя нарезного ствольного оружия, а это делало почти бесполезной стрельбу по маневрирующим целям. Среднее квадратичное отклонение этих ракет, из-за неэффективного реечного стабилизатора, также было очень велико. На дистанции 100 м разброс достигал нескольких метров, поэтому даже по неподвижно висящим аэростатом нередко бывали промахи.



Английский ночной истребитель ПВО RAF BE.12 с десятью пусковыми трубами ракет «Ле-Приер». Дувр, 1916 г.



Английский истребитель «Де-Хэвилленд» DH.2 с шестью ракетными установками, 1916 г.

Еще одним серьезным недостатком ле-приеровских ракет было то, что они резко ухудшали летные данные самолетов-носителей. Истребитель с ракетами сильно терял в скорости и не мог вести маневренный воздушный бой, поэтому при появлении в воздухе вражеских самолетов «охотникам за аэростатами» нередко приходилось отказываться от выполнения задачи и давать залп впустую, чтобы освободиться от лишнего груза и снизить аэродинамическое сопротивление. К тому же, воздухоплаватели в конце концов нашли действенное «противоядие» от ракет. Когда наблюдатели замечали приближение к аэростату истребителей противника, стартовые команды с помощью механических лебедок спешно подтягивали «баллоны» к земле. Быстрое вертикальное перемещение со скоростью 5-6 метров в секунду сбивало с прицела вражеских летчиков, а по аэростатом, висящим у самой земли, применение ракет было невозможно, поскольку их пусковые установки предусматривали только стрельбу вверх (на пикировании ракеты просто вываливались из пусковых трубок под действием собственного веса).


Французский «ракетоносец» типа «Ньюпор-16», совершивший вынужденную посадку на вражеской территории и захваченный германскими войсками летом 1916 года. Благодаря этой машине к немцам попали образцы ракет, которые они вскоре скопировали.

К тому же, аэростатные позиции стали прикрывать зенитными орудиями и пулеметами, а экипажи аэростатов также стали брать с собой в кабину ручные пулеметы, что еще больше усложнило задачу атакующих.

В результате к концу 1917 года эффективность ракетных атак против аэростатов заметно снизилась, а потери атакующих истребителей, наоборот, возросли. Но, как говорится, «на подходе» уже было новое оружие — трассирующие и зажигательные пули, которые окончательно решили исход противоборства между аэростатами и аэропланами в пользу последних.

Также надо отметить, что, несмотря на выдающиеся первоначальные успехи «ракетоносцев» в борьбе с привязными аэростатами, все их попытки перехватить не менее распространенные в те годы дирижабли не принесли никаких результатов. Ракетным перехватчикам, входившим в состав британской ПВО, так и не удалось сбить ни одного «цеппелина». Причина заключалась, прежде всего, в том, что в 1916-17 годах немецкие дирижабли летали на таких высотах, на которые истребитель, отягощенный ракетами, просто не мог подняться.

В 1918-м выпуск неуправляемых авиационных ракет повсеместно прекратился, и это оружие почти два десятилетия пребывало в забвении, пока не возродилось вновь на более высоком техническом уровне в виде советских «эрэсов», давших первые залпы в жарком небе Халхин-Гола.

http://www.retroplan.ru/enc...

Каталог-справочник (скачать)

Название: Советская космическая филателия. Каталог-справочник
Автор: Харитонов В.М.
Издательство: Советская космическая филателия
Год: 2007
Формат: PDF
Количество страниц: 118
Размер: 10 Mb

Скачать можно здесь (Яндекс диск):



Ищу конверты, прошедшие почту.

Конверты ищу в хорошом состоянии. Без спецгашений и прочих прибамбасов. Обычные, прошедшие реальную почту. Поменяю, куплю-как скажете.

Yuri Zubakin, 09-08-2011 15:19 (ссылка)

Первый "космический" фильм

Фильм 1902 года "Полёт на Луну" Жоржа Милье - первый фантастический фильм о "космическом" путешествии. Фильм - остроумная пародия на книги Жюля Верна и Герберта Уэллса, а вагон-снаряд в глазу круглолицей Луны множество раз повторяли и пародировали другие режиссёры, этот образ стал мемом научной фантастики.
"Полёту на Луну" и Милье посвящены несколько марок, например, Монако 2002 и Франции 1961 года. Забавно, что французский художник воспроизвёл сцену из фильма по памяти или со слов людей, смотревших фильм - на экране она выглядит иначе.


Метки: фантастика на марках, научная фантастика

Е. П. Сашенков ПОЧТОВЫЕ СУВЕНИРЫ КОСМИЧЕСКОЙ ЭРЫ



Е. П. САШЕНКОВ

ПОЧТОВЫЕ СУВЕНИРЫ КОСМИЧЕСКОЙ ЭРЫ
ИЗДАТЕЛЬСТВО «СВЯЗЬ»

МОСКВА 1969
Посвящается памяти Юрия Алексеевича Гагарина



Книга выложена здесь

СЕРГЕЙ ., 15-05-2011 13:14 (ссылка)

ищу марки украины

ищу марки украины интересен обмен

kateRINA ., 18-04-2011 11:35 (ссылка)

СПЕЦГАШЕНИЕ 50-лет первого полёта человека в космос. САМАРА




Добрый час дня!
По просьбе Андрея Дьяченко переношу сюда пост из своего блога, написанный немного ранее.


12 апреля 2011 года я впервые участвовала на процедуре специального гашения праздничных конвертов, посвященной 50-летию первого полёта человека в космос.
Торжественное открытие мероприятия состоялось 12 апреля в 12.00 в зале Самарского Главпочтамта. С помощью интернет Почта пригласила всех желающих стать обладателем редкого конверта.
А теперь обо всем по порядку.
О предстоящем гашении мне сообщил Максим. Теперь -то я поняла как найти информацию о запланированном гашении, но в этот раз новость стала для меня сюрпризом. У меня было предостаточно времени, что бы подготовится к данному событию). Переворошив свои открытки я нашла 6 экземпляров на которых был изображен Гагарин, но только 2 из них я решила использовать под картмаксимум. Следующий шаг – надо было найти подходящие марки. В нашем фил отделе я смогла купить только марки «Астрономия» выпущенные по программе «Европа», ничего особенного, но тема космоса представлена и номинал удобный! Гагарина 2009 года выпуска в продаже уже не было(. А марки подготовленные к этой дате еще не завезли! Кстати. Не продавались они и на церемонии спецгашения, так как еще небыли готовы к продаже – это был самый большой косяк!!!! Конверты тоже не пестрили разнообразием, в продаже был только «День космонавтики». В результате для КМ я нарыла старый лист из 4х марок с портретом Гагарина и на этом успокоилась...С почтовыми открытками выручило издательство АГНИ! Очень неплохие экземпляры были ыпущенные издательством именно к этой дате.
Один знакомый коллекционер прислал мне целый конвертище с полностью подготовленными к гашению материалами. Он приложил иллюстрированную инструкцию как мне следует оформить штампами его отправления, что бы получились достойные экземпляры. Он просил меня отправить все заказной почтой. Следуя его инструкции я подготовила несколько экземпляров и для себя, что бы тоже отправить их заказными.
Подписав и подготовив дома все открытки и конверты 12 апреля я прибыла на Главпочтампт. В зале у стола гашения собралась группа людей (человек 20) . Я просто встала со всеми вместе и слушала о чем народ беседует. Было достаточно торжественно – звучали песни о почте и почтальонах, девушка объявляла в микрофон, что все желающие смогут приобрести конверт с памятным штемпелем.
Открыла церемонию Директор УФПС Самарской области Фитисова Нина Ивановна, произнеся речь о том что наш Самарский филиал не мог остатся в стороне от этой даты и не отметить ее памятным гашением. И это правда – с космосом наш город «связан тесно». Мы ж претендуем на звание "Космической столицы"!!! В нашем городе собирают ракеты (или узлы ракетные – тут я не сильна). И после возвращения с орбиты Гагарин сразу был доставлен в Самару. Тут он проходил "реабилетацию" и писал докладные, отчеты. Так же у нас есть большой космо музей))).

12.04.2011 Спецгашение ОПС №443054

12.04.2011 Спецгашение ОПС №443054



Во время открытия церемонии я достала свой БОЛЬШОЙ фотоаппарат и попыталась сделать несколько кадров. Как только я закончила, ко мне подошла девушка и спросила не журналист ли я? Я сказала что я просто коллекционер с большим фотоаппаратом. ))) Через минуту ко мне подошла еще одна девушка и задала тот-же вопрос – я соответственно ответила так же))) Это были сотрудники службы по связи с общественностью и прессой. Мы познакомились, пообщались, обменялись координатами и теперь меня лично будут приглашать на всевозможные акции и события). Приятно!
Я не торопилась гасить свой материал, потому что решила пропустить вперед народ у которого было по малу конвертов, встала у стола и ждала своей очереди.
Как я уже сказала, коллекционеров было мало, но очень многие люди, пришедшие на почту по своим делам, заинтересовались событием и решили приобрести себе конвертик и поставить штамп. Продажа и гашение проводилось за одним столом и "неколлекционеры" не подготовившиеся к этому действу чуть ли не отнимали друг у друга марки с Гагариным, которые вдруг появились в количестве 20и штук. Мне было слегка обидно, что я не смогла купить их когда готовилась к гашению, но претендовать не стала. Стоять бы мне еще долго и наблюдать потасовки, но ко мне подошла одна из моих новых знакомых – вручила штамп, и сказала, что бы я все гасила сама и не ждала занятый покупкой марок народ. Я достала свои красивые открытки и разнообразные конверты, и тут началось!!!!! Я пожалела, что не купила в Агни побольше открыток))) я бы могла набарыжничать)))! Просьб о продаже было не мало)!

12.04.2011 Спецгашение ОПС №443054

12.04.2011 Спецгашение ОПС №443054

12.04.2011 Спецгашение ОПС №443054



Все погашено! Большое количество открыточных-гагариных полетели своим адресатам.
Но вот заказной почтой я ничего отправить не смогла((((. Штамп гашения имел индекс 443054 , оказалось, что это номер отделения «отдел филателии» который находится в том же здании Главпочтамта, а само гашение происходило в главном зале ГП, индекс которого 443099. Но незадача... с индекса 443054 НЕВОЗМОЖНО отправить заказное, так как фил.отдел не имеет штрих кодов для заказных .... с другого отделения тоже невозможно отправить - так как нельзя что бы было 2 разных исходящих.
За помощью в разъяснении ситуации я обратилась к присутствующей на гашении Рыженковой Людмиле Валериевне, зам начальника Самарского почтамта. Она мне много поведала о работе нашего филиала, рассказала много интересностей) . Общение с работниками почты оставило у меня только положительные впечатления! А они были удивлены моими желаниями, но неровнодушно объясняли мне тонкости доставки)))
Надо сказать из присутствующих кроме меня только 1 коллекционер обратился за календарным штемпелем. Основная масса просто получили СГ на подготовленный материал и разошлись. Я была удивлена.
Вся процедура заняла не больше полутора часов.


я не буду делать в этот раз сурприза,на фото видно открытки, которые полетели к моим друзьям (всего около 20и штук).

А вот какие я слелала для себя КМ (только вот незнаю как штамп сохранить..... открытке глянцевые, печать смазывается... лежат вот рядком - сохнут...)



50 лет первому полету человека в космос

50 лет первому полету человека в космос

50 лет первому полету человека в космос


и КПД



Метки: гашение, первый полет человека в космос, Самара

ЧЕМ НЕ ФОН ДЛЯ ПОЧТОВЫХ БЛОКОВ?

Сегодня я в связи с приближающимся 12-ым апреля загружаю две работы художников эпохи модерна на темы космоса и звездного неба (посетители моего блога уже видели их). Я хотел бы видеть эти работы в качестве ФОНА ДЛЯ ПОЧТОВЫХ БЛОКОВ. Филателисты и так не избалованы символистскими картинами о космосе, а уж работами классиков, защищенными копирайтом, и подавно...
я пробовал читать лекции о космическом дизайне в одном НИИ. НО мои дерзновенные попытки соединить разговоры о космосе с юнгианскими стереотипами всегда[ читать дальше  ]

настроение: Бодрое

Метки: живопись

СЕРГЕЙ ., 30-03-2011 15:33 (ссылка)

обменяю марки и кпд

обменяю марки и кпд с маркой и спец гашением фото на моей странице в альбоме марки

Смешинка


Испытание на прочность.

НАСА разработало пушку, которую заряжали тушками куриц и палили по ветровым стёклам самолётов - на предмет проверки их прочности при столкновении с птицами на взлёте и посадке. Заряд рассчитывали так, чтобы скорость курицы соответствовала скорости самолёта при взлёте и посадке. Об испытаниях узнали англичане и попросили эту пушку на время - проверить свой скоростной поезд. Пушка была выслана. На испытаниях при первом же выстреле курица разбила особо прочное ветровое стекло скоростного экспресса, пробила приборную доску, сшибла кресло машиниста и влипла в заднюю стенку кабины. Англичане послали отчёт об испытаниях вместе с химическим составом стекла и конструкцией окна в НАСА с просьбой дать объяснения и рекомендации. Ответ от НАСА состоял всего из одной строчки: "Разморозьте курицу".

КОСМОС ХУДОЖНИКА ВАН ГОГА

Известно, что Винсент Ван Гог создал несколько проникновенных картин, посвященных звездному небу. На основе этих полотен ученые делают выводы о том, что у художника было специфическое видение мира,СВОЙ КОСМОС и даже особое космическое воспрятие мира. Почтово-филателистические документы позволяют нам рассмотреть эту интересную тему.

Картина ЗВЕЗДНОЕ НЕБО написана Ван Гогом в 1889 году в городе Сен-Реми-де-Прованс.Для нее характерно особенное восприятие автором неба и звезд. Картина словно[ читать дальше  ]

настроение: Бодрое

Метки: живопись

ОН ВСЕХ ДЕТЕЙ ПОЗВАЛ В КОСМОС


Испанец Сегундо де Шомон (р.1871)является основоположником космической темы в трюковом кино. Этот талантливый человек в равной мере принадлежит Испании и Франции. Ему посвящена всего одна марка и очень жаль, что космическая тема напрямую в ней не заявлена.
Кто любит немое кино, тот знает, что это был крупнейший испанский кинорежиссер. Он внес огромный вклад в становление и развитие трюковой и мультипликационной съемки сюжетов на космическую тему. Очень жаль, что он мало известен у нас. Это он придумал разные трактовки общения человека и Луны -- очеловечивание Луны (типа того Здравствуй, Месяц-Месяцович!), раскачивание на[ читать дальше  ]

настроение: Бодрое

Метки: фильмы о космосе

1992 С-Петербург Конверты

1992 год был объявлен ООН Международным годом космоса. В апреле 1992 г. Союз филателистов Санкт-Петербурга совместно с Центральным музеем связи им. А. С. Попова и Малым предприятием «Филателия» провел филателистическую выставку, посвященную Международному году космоса. Главная тема выставки - «Петербург у истоков отечественной космонавтики». Специально к выставке Малое предприятие «Филателия» под девизом «У истоков космонавтики» выпустило набор из 7 немаркированных конвертов, рассказывающих о становлении ракетной техники в Петербурге - Петрограде - Ленинграде от императора Петра I до академика К. А. Глушко.                                                                                                                                                                                                                                                                                    Филателисты славного града Питера ! Кому-то известно что-то об этих немаркированных конвертах (в смысле приобресть) ???!!! Очень хочется........

Циолковский ч.3

                      


1931, сентябрь. Циолковский получил письмо от Группы изучения реактивного
движения (ГИРД). Сообщение о создании группы, о плане работы, просьба помочь
советами, указаниями и брошюрами. 


ПК ГДР 1982 посвящена созданию из Лен-, МосГИРД на базе ДОСААФ
с помощью Тухачевского единого центра по изучению реактивного
движения - ГИРД

1931, сентябрь. Написал письмо Фортикову И.П, начальнику сектора оргмассовой
работы ЦГИРД, о высылке литературы по реактивным приборам, об оказании
помощи в работе по созданию ракеты и ракетоплана для полета в стратосферу.
1931, сентябрь. Составил план-задание для сотрудников ГИРДа.
 В 1932 он разработал теорию полёта реактивных самолётов в стратосфере исхемы устройства самолётов для полёта с гиперзвуковыми скоростями. 


1932, март. Циолковский написал письмо в шефбюро над изобретательством по дирижаблестроению при газете «Вечерняя Москва». О необходимости выполнения заданий по строительству металлического дирижабля, о пользе строительства мягких дирижаблей для подготовки с их помощью кадров практических воздухоплавателей. 
             Брак конверта - рубашка напечатана на лицевой стороне. 

1932, октябрь(17) В Москве, в Колонном зале Дома союзов состоялось торжественное заседание, посвященное 75 летию со дня рождения К. Э. Циолковского. Выступали с докладами Н. А. Рынин и А. Г. Воробьев. Циолковский выступил с докладом «Мой дирижабль и быстроходный аэроплан высот (суперавиация)». 
1933, январь. Циолковский получил письмо от И.В. Фортикова (ГИРД) с сообщением
о готовящемся запуске первого советского ракетоплана. 



1934, февраль Получил письмо от начальника Реактивного научно-исследова-тельско-
го института (РНИИ) И. Т. Клейменова. 


Сообщение о создании РНИИ, на который возложены разработка и настройка
летательных аппаратов, использующих реактивный принцип для их движения,
и о необходимости тесной связи с Циолковским. 
1934, февраль Циолковский составил программу работ РНИИ (черновые заметки, рисунки).
1934, февраль (17). К Циолковскому в Калугу приехали начальник Реактивного НИИ И.Т. Клейменов и конструктор первой советской опытной ракеты с жидкостным реактивным двигателем М. К. Тихонравов. Ракета конструкции М. К. Тихонравовa оторвалась от земли 17 августа 1933 года, и ее создатели приехали к
Циолковскому доложить о первых испытаниях и посоветоваться о направлении
дальнейшей работы. Сотрудники института привезли Циолковскому дорогой подарок — несколько фотографий запуска ракет. Увидев их, Константин Эдуардович растрогался до слез. Но он прекрасно понимал, что такие опытные работы - лишь первый шаг на пути перехода от теории к практике. «Я понимаю бездну, разделяющую идею от ее осуществления, так как в течение моей жизни я работал также и руками», — писал он. 





И ученый продолжает искать, вычислять,
рассчитывать, чтобы приблизить будущее. Постепенно происходит оформление идеи,
которую он опишет в незавершенной работе «Основы построения газовых машин,
моторов и летательных приборов». 0б этом он писал Я.И. Перельману: «…15 декабря
1934 года, после шести часов вечера, я натолкнулся на новую мысль относительно
достижения космических скоростей. Последствием этого открытия явилась
уверенность, что такие скорости гораздо легче получить, чем я предполагал.
Возможно, что их достигнут через несколько десятков лет, и, может быть,
современное поколение будет свидетелем межпланетных путешествий. Таким образом,
идея 15 декабря приблизила реализацию космической ракеты, заменив в моем
воображении сотни лет (как я писал в 1903 году) только десятками их». Речь шла
об использовании ракетных эскадр ( групп ракетных летательных аппаратов ) для космического полета.


 


1934, март. Письмо И. Т. Клейменову (РНИИ) о
высылке статьи о взрывчатых веществах. 1934, май. Циолковский через газету
обратился ко всем людям, которые стали свидетелями падения болида в Подмосковье
14 мая.


1934, июнь. Получил письмо от Леонида
Алексеевича Кулика, в котором тот просил сообщить об имеющихся материалах по
болиду.


1934, июнь. Написал письмо Л. А. Кулику с
сообщением о получении более 100 писем о болиде и о предполагаемой их высылке в
Ленинград Кулику.


1934, июнь. Циолковский написал письмо в ЦС
Осоавиахима (в Реактивную секцию) на имя И. А. Меркулова с сообщением о своих
расчетах «легких уместительных (компактных), дешевых и могучих» двигателей.


1934-35 гг. Первый советский научно-фантастический фильм о космосе.


Описание: В Московском Институте межпланетных
сообщений проводятся первы

К.Э. Циолковский ч.2

                             
                            

  Весной 1903 года Циолковский узнал о публикации в журнале «Научное обозрение»
его статьи «Исследование мировых пространств реактивными приборами». Рукопись
оказалась большой, и для печати в журнале пришлось разделить ее на две части.
Первая была напечатана в майском номере. Но в связи с неожиданной смертью
редактора тираж был изъят полицией и автор получил всего один экземпляр. Не
случайно на первой странице опубликованной статьи К. Э. Циолковскийнаписал
карандашом: «Прошу хранить, как зеницу ока, ибо это единственный экземпляр,
вырванный мною из журнала», а на внутренней стороне переплета еще одна запись:
«Рукопись не возвращена». «Издано ужасно - корректуры не было, формулы и номера
перевраны и потеряли смысл», но все-таки Циолковский был рад и этому. 
                    
                           
                               


 В этом пионерском труде Циолковский:  полностью доказал  невозможностьвыхода в космос на аэростате или с помощью артиллерийского орудия, вывел зависимость между весом топлива и весом конструкций ракеты для преодоления силы земного тяготения, высказал идею бортовой системы ориентации по Солнцу или другим небесным светилам, проанализировал поведение ракеты вне атмосферы, в среде, свободной от тяготения.  В нем впервые в мире основывалась возможность применения реактивных летательных аппаратов для межпланетных сообщений, давалась теория полета ракеты.



ПК ГДР 1982 - о книге Циолковского "Исследование мировых пространств ...."
                              со специальным гашением
    Идея применения ракеты для решения научных проблем, идея использования
реактивных двигателей для создания движения космических аппаратов целиком
принадлежит Циолковскому.
    Так на берегах Оки взошла заря космической эры. Правда, результат первой
публикации оказался совсем не тот, какого ожидал Циолковский. Ни соотечественники, ни зарубежные ученые не оценили исследования, которым сегодня гордится наука.  Оно просто на эпоху обогнало свое время. 
 
Чад, 1983
  
 
Сан-Винсент - Гренадины,  1999

       По инициативе  П.П. Каннинга в 1904 году быда создана группа сторонников дирижабля, проект дирижабля был обсужден калужскими инженерами, признан теоретически правильным и практически осуществимым. От имени этой группы в газете «Московский курьер» за 1904 год была напечатана статья о дирижабле Циолковского и выпущена листовка под названием «3аметка специалистов о проекте К.Э. Циолковского». Эта заметка явилась приложением к книге ученого «Простое учение о воздушном корабле и его построении». 
    1905, май. Письмо в редакцию газеты «Биржевые ведомости». Осудил попытки американских капиталистов использовать научные достижения в области ракетостроения в военных целях. 1909, октябрь. Циолковскому выдан патент в Германии на оболочку цельнометаллического дирижабля.
1905 покупка дома на Коровинской улице в Калуге. Теперь этот дом знают многие. 
А тогда...

                                      
                           
ХМК СССР, Дом-музей Циолковского с ПШ Калуга, 1962г. Два СГ: Марс-1.


ХМК со СГ 50 лет со дня создания дома-музея в г.Калуга 



Служебный конверт, почтовое отправление со СГ "День космонавтики" 1963г. и 
специального штемпеля Доа-музея, посвящённое полёту АМС "Луна-4" в 1963г.
Письмо из Калуги (дом-музей К.Э.Циолковского) Солодкову Георгию Ильичу, который
был секретарём  Циолковского в период с 1930 по 1935 гг. Солодков координировал
вопросы постройки дирижабля,  который пытались построить на «Дирижаблестрой
СССР (1932—1940) по  чертежам  Константина Эдуардовича Циолковского 


1909, октябрь. Циолковскому выдан патент в Германии на оболочку цельнометаллического дирижабля. 
1910, январь. Циолковский подал прошение об оказании денежной помощи для приобретения патентов на изобретение «Гладкий мешок, изменяющий свой объем и форму в применении к устройству управляемого аэростата» в совет Леденцовского общества содействия успехам опытных наук в их практическом применении.
1910, май. Письмо Циолковского Н. Е. Жуковскому с просьбой сообщить о результатах рассмотрения прошения, поданного в Леденцовское общество. 

                  

1910. Циолковскому выдан патент на оболочку цельнометаллического дирижабля в Бельгии, Швеции, Франции, Италии.
1911. Выдан патент на оболочку цельнометаллического дирижабля в Австрии и США 1911, октябрь. Написал письмо редактору журнала «Вестник воздухоплавания» Б. Н. Воробьеву, в котором сообщил краткие биографические сведения.

Циолковским была закончена работа над второй частью «Исследования мировых
пространств реактивными приборами». Она увидела свет в 1911—1912 годах в
журнале «Вестник воздухоплавания», редактором которого был Б. Н. Воробьев. Он
сам разыскал адрес калужского изобретателя и послал ему письмо с просьбой
сообщить, на какую тему тот мог бы написать статью для журнала. Константин
Эдуардович отозвался быстро и прислал вторую часть работы «Исследование мировых
пространств реактивными приборами». «Общий дух работы, - писал Циолковский, -
следующий: человечество не останется вечно на Земле, но, в погоне за светом и
пространством, сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет
себе все околосолнечное пространство».

                                                Почтовый блок, Россия   с цитатой Циолковского

Редактор журнала вспоминал: «Печатание второй части статьи «Исследование мировых пространств реактивными приборами» началось в нашем журнале в 1911 году и продолжалось из номера в номер почти до середины следующего года. В отличие от первой, оставшейся незамеченной, вторая часть работы вызвала необычайный интерес к поставленным автором двум темам: ракетные летательные аппараты и межпланетные сообщения. Циолковский вычисляет работу по преодолению силы земного тяготения, определяет  скорость, необходимую для выхода аппарата в Солнечную систему ("вторая космическая скорость") и время полета. На этот раз статья Циолковского наделала много шума в научном мире. Восемь лет для развития науки - срок немалый!  Она поистине всколыхнула научную, техническую и изобретательскую мысль не только в России, но и за границей. Резонанс получился неожиданно широкий». Не случайно ученый отметил в автобиографии: «Учение о реактивном звездолете только тогда было замечено, когда начало печататься вторично... в известном, распространенном и богато издающемся журнале «Вестник воздуxоплавания». Тогда многие ученые и инженеры (за границей) заявили о своем приоритете. Но они не знали о моей первой работе 1903 года, и потому их претензии были потом изобличены, неизвестность работы 1903 года о звездолете спасла мой приоритет».
 К этому времени относится и начало дискуссий с зарубежными авторами о научном
приоритете (сначала с французом Робером Эсно Пельтри, и впоследствии, уже после
смерти Циолковского - с американцем Робертом Годдардом) 


В 1912 году в журнале «Природа и люди» появилась большая статья редактора журнала «Электричество и жизнь» инженера В.В. Рюмина «На ракете в мировое
пространство».
         
             ПК ГДР 1982 Н.А.Рюмин, один из основателей Лен-ГИРД

В статье говорилось о большом значении работ Циолковского для будущего.На следующий год Рюмин напечатал уже в своем журнале статью «Реактивные
двигатели (фантазия и действительность)». Тогда же с поддержкой
Циолковского впервые выступил Я.И. Перельман.  Его доклад о межпланетных путешествиях был напечатан в ряде газет и журналов. Лед вокруг Циолковского был сломан, его работы стали читаться, к нему пришло признание не только ученых,
но и широкой общественности.
1913, ноябрь. Редактор журнала «Природа и люди» Я. И. Перельман в Обществе
любителей мироведения сделал доклад о возможности «междупланетных путешествий»,  в котором упомянул и о работах Циолковского. 
                                            
       ПК ГДР 1982,  Я.И.Перельман, один из основателей Лен-ГИРД 

1914 публикация брошюры "Второе начало термодинамики" и участие в работе 
«Третьего Всероссийского воздухоплавательного съезда в Петербурге».

    Разрабатывая проблемы теории космонавтики, Константин Эдуардович вновь и вновь возвращался к своему детищу — цельнометаллическому дирижаблю. Решив привлечь внимание общественности к проблеме аппарата легче воздуха, он задался целью построить несколько больших моделей и выехать с ними на воздухоплава-тельный съезд. Поездка в Петербург на IIIсъезд воздухоплавателей состоялась весной 1914 года. Выступление на съезде не удовлетворило Циолковского. Немногочислен-ные оппоненты высказались лишь о несовершенстве соединения тонких металличес-ких листов  оболочки дирижабля посредством спайки оловом, что он и сам понимал (других способов тогдашняя техника не знала). О самой же конструкции не говорил почти никто. Константин Эдуардович писал: «В 1914 году, весной, до войны, меня пригласили в  Петроград на воздухоплавательный съезд. Взял с собой ящик моделей в два метра  длиной и делал доклад с помощью этих моделей и диапозитивов. Профессор Жуковский был оппонентом и не одобрял проекта... Студенты, осматривая мою выставку, говорили, что только по моделям они ясно представили себе новый тип дирижабля. Мои книги же этого им не давали. Вот как трудно усваивается все новое».
     Большую помощь ученому оказало и Калужское общество изучения природы и
местного края. Еще до революции оно содействовало изданию его работ. В 1919 году
в трудах Общества была помещена работа «Кинетическая теория света».
   В 1918 году была напечатана в журнале «Природа и люди» научно-фантастическая
повесть Циолковского «Вне Земли». В этой повести Циолковский на основе
тщательно изученных им научных источников в занимательной форме знакомил
читателей с ближайшим к нам небесным телом - со спутником нашей планеты -
Луной. Он придал своему произведению занимательную форму рассказа юноши,
увлекшегося вопросами астрономии, о приснившемся ему во время длительного
летаргического сна. В сновидении юноша видел себя вместе со своим другом
физиком, перенесшимся на Луну, по которой они путешествовали, вели наблюдения,
делали научные опыты и переживали множество приключений. В конце концов они во время долгой и холодной лунной ночи стали замерзать, но... юноша пробуждается и решает описать все виденное во сне. 
     Обстановка, которую встретят первые вступившие на Луну люди, описана прекрасно и насыщена ценным познавательным материалом. Несмотря на то, что повесть впервые издана в прошлом веке, она выдержала проверку временем и до сих пор читается с захватывающим интересом. 
   В 1920 году в издании Общества эта повесть вышла тиражом в 300 экземпляров.
Книге «Вне Земли» Циолковский придавал огромное значение. Фантастическая по
форме, повесть содержала множество серьезных размышлений. Описания скафандров, позволяющих выходить в полете за пределы ракеты, соседствовали с проектами об использовании энергии Солнца, о концентрации солнечного тепла для проведения ремонтных и строительных работ в космосе.

                                       Гайяна, 1999 "К 30 летию полёта Аполлон-11"

   Рассказывалось о том, как регулировать температуру в космическом корабле, о 
возможной добыче полезных ископаемых на других планетах, и многом другом.
Здесь ученый впервые заговорил о международном космическом экипаже,
о возможности совместного космического полета ученых разных стран.

        

Первый совместный полёт, осуществлённый СССР и США - "Аполлон-Союз" в 1975г.
КПД СССР с марками России (СГ - Международный год кососа). Два конверта (КПД)
                США, посвящённых полёту (1975г) с фольгой.

   Прошли годы, и повесть «Вне Земли» стала настольной книгой наших космонавтов,
настолько ярко, образно, реалистично передал в ней автор многие факторы космического полета. На своей первой послеполетной пресс-конференции Юрий Алексеевич Гагарин сказал: «В книге К.Э. Циолковского «Вне Земли»  очень хорошо описаны  факторы космического полета, и те факторы, с которыми я встретился, почти не отличались от его описания».
      Почтовая двойная карточка узла связи ст.Диксон, которая вела
наблюдение за полётом Ю.Гагарина с календарным штемпелем "Диксон
                      Красноярская обл 12.04.61 "
                               ХМК СССР Почтовое отправление из Еревана в Ленинград, заказное. СГ-
               к годовщине полёта Ю.Гагарина 12.04.1962г

1918 участие в работе Пролетарского университета Калуги. 
1918 август - Циолковский избран в число членов-соревнователей Социалистической академии
1919, февраль. Послал письмо в Народный комиссариат по военным делам РСФСР о проекте строительства дирижабля. Получил письмо от Н. А. Морозова с сообщением об избрании его почетным членом Русского общества любителей мироведения (РОЛМ).

5 июня 1919 года ученый был избран почетным членом Русского 0бщества Любителей мироведения. В знак благодарности Константин Эдуардович каждый свой новый труд стал посылать Русскому обществу любителей мироведения.
    В декабре 1919 г. Циолковский  был арестован ГубЧК. После разбирательства ( его
обвиняли в пособничестве и контактах с «белыми», а именно с разведкой
Добровольческой армии  и, в частности, с начальником разведки – князем Голицыным-Рарюковым.)  Но Циолковскому повезло, в его дело вмешался начальник особого отдела В.Г. Ефимов, который не разделял мнения следователя.
На протоколах допроса Циолковского он наложил резолюцию – «Освободить и дело
прекратить. В.Г. Евдокимов 1.12.19»
В период войн, революций, глубоких реформ всегда создается благоприятная почва
для реализации самых смелых технических проэктов. К.Э.Циолковский, видимо, на
чисто интуитивной основе почувствовал,что для его дирижабля настало подходящее
время, и начал проявлять большую активность. Ему удалось установить связь с
Полевым Управлением авиации и воздухоплавания при штабе Южного фронта. 
06 февраля 1919 года он послал несколько десятков брошюр начальнику этого
Управления и сопроводительное письмо, в котором, в частности писал : "Напишите
в Москву, в Главный Штаб или куда угодно и поговорите о полезности этого дела....
Но избави боже начать  постройку без моего руководства и безрассудно не восполь-
зоваться моей многолетней эрудицией и трудами над моделями...... Избегайте фор-
мальностей и спешите приводить в исполнение это дело. Повторяю - я готов, но не
требуйте от меня больше никаких данных о стройке. Будет стройка - будут и данные" 
1921, март В Киеве на Большой Васильевской  улице, открылась «выставка изобретений русского ученого К.Э.Циолковского». 

1921, ноябрь   Несмотря на крайне тяжелое материальное положение в семье, в ноябре  из-за ухудшения состояния здоровья, Циолковский был вынужден оставить педагогическую работу, которой отдал почти 42 года жизни. Последние два года он преподавал физику, математику, астрономию и химию в единой трудовой шкоде 2-й ступени.
1921, ноябрь. Протоколом № 776 от 9 ноября 1921 года распорядительного
заседания Малого совнаркома К. Э. Циолковскому назначена пожизненная усиленная
пенсия  в размере 500 тыс.руб. в месяц.
1923,август. Циолковский вместе со студентом Военно-воздушной академии М. М. Соколовым выехал в Москву для выступления с лекцией.
1923  Начало переписки с  15-летним одесским школьником, Валентином Глушко, которая продолжается до 1930г.  В.П.Глушко, который впоследствии станет Главным конструктором космических систем, генеральным конструктор многоразового ракетно-космического комплекса «Энергия — Буран», академиком Академии наук СССР.


                                      


                                                      В.П.Глушко


 В 1924 Глушко закончил работу над первой редакцией своей книги "Проблема эксплуатации планет", в газетах и журналах публикуются его научно-популярные статьи о космических полетах "Завоевание Землей Луны" в 1924 г., "Станция вне Земли" в 1926 г. В своих мемуарах Глушко писал: «Еще школьником, увлекшись фантастическими произведениями, связанными с мечтами о проникновении человека во Вселенную, я твердо решил посвятить себя делу осуществления реальных космических полетов. В 1922 году стал астрономом-любителем Одесской народной обсерватории, а затем организатором и руководителем кружка молодых «мироведов» при этой обсерва-тории. Там я впервые услышал имя Циолковского. Этому помогла и книга известного популяризатора пауки Я. И. Перельмана. Именно из нее я узнал названия основных работ Константина Эдуардовича по проблемам, как говорят сейчас, космонавтики и ракетодинамики.
Одну из этих работ нашел в Одессе, других в библиотеках не было, и я рискнул написать свое первое письмо в Калугу, благо в книге Я. И. Перельмапа сообщался адрес Константина Эдуардовича Циолковского.
Вот это письмо, отправленное 26 сентября 1923 года:
«Глубокоуважаемый К. Э. Циолковский.
К Вам я обращаюсь с просьбой и буду очень благодарен, если Вы ее исполните. Эта просьба касается проекта межпланетного и межзвездного путешествия. Последнее меня интересует уже более 2-х лет. Поэтому я перечитал много на эту тему литературы. Более правильное направление получил я, прочтя прекрасную книгу Перельмана «Межпланетные путешествия». Но я почувствовал требования уже в вычислениях. Без вся­ких пособий, совершенно самостоятельно, я начал вычислять. Но вдруг мне удалось достать Вашу статью в журнале «Научное обозрение» (май, 1903 г.) «Исследование мировых пространств реактивными приборами». Но эта статья
оказалась очень краткой. Я знаю, что есть статья под таким же названием,
выпущенная отдельно и более подробная - вот, что я искал и в чем заключается
моя просьба к Вам.
Отдельная статья «Исследование мировых пространств реактивными приборами» и еще также Ваше сочинение - «Вне Земли», не одни заставили меня написать Вам письмо, а еще очень много и очень важных вопросов, ответ на которые я бы хотел от Вас слышать.
Я пишу и не знаю, получите ли Вы это письмо или нет, так как мне не известно, насколько верен в нынешнее время Ваш адрес - Россия, Калуга, Коровинская, 61.
Благодаря этому не шлю денег на покупку этих 2 книг, не пишу Вам вопросы, которые меня интересуют, а хочу, послав это письмо, узнать, найдет ли оно Вас или нет. Если получите это письмо, то прошу не особенно оттягивать ответ (по уважительным причинам) и написать о том, что Вы получили письмо, и цену 2 вышеперечисленных книг («Вне Земли» и «Исследование мировых пространств реактивными приборами»), которых в Одессе нельзя нигде найти.
Жду ответа. В. Глушко.
P.S. Марки для письма я посылаю вместе с
письмом.
Адрес: Одесса, Ольгиевская, 10, кв.20,
Валентин Петрович Глушко».

ХМК Украина к 100-летию со дня рождения Глушко. Конверт погашен СГ
выставки "Укрфилэкспо-08" в Черновцах (Украина) в 2008

Через короткий срок (8 октября), к моей великой радости, получил ответное письмо от Циолковского вместе с некоторыми изданиями его трудов. В тот же день я с благодарностью отозвался на письмо и задал интересующие меня вопросы.
В ноябре того же, 1923 года я отвечаю на присылку книг и высказываю Константину Эдуардовичу свое мнение о металлическом дирижабле, считая, что будущность будут иметь вертолеты - аэронефы, как их тогда называли. «Но все же Ваш проект интересен, как полное разрешение вопросов управления аэростата, и он должен занять видное место в истории воздухоплавания».
А далее вопрос, естественно, возвращается к близкой мне теме: «Я встретил некоторые недоразумения, и у меня возникло несколько вопросов
при чтении «Вне Земли» и буду Вам очень обязан, если Вы ответите мне на них.
Между прочим, «Вне Земли» очень и очень хорошая книга, она очень реально
представляет всю картину межпланетного путешествия. Каждая строка, каждая фраза
дышит, можно сказать, почти совершенно правильно. Все встречающиеся на пути
затруднения Вы разрешаете посредством физики и механики, а не обходите их, как
это обыкновенно делается почти во всех книгах. Вы предусмотрели все случаи
межпланетного сообщения, как будто бы сами не раз его совершали. В общем, «Вне
Земли» даже трудно назвать повестью...»

Переписка с К.Э. Циолковским продолжалась несколько лет. Интересно, что письма всегда приходили в самодельных квадратных конвертах небольшого формата, склеенных из белой бумаги. По просьбе Циолковского стоимость изданий, кстати сказать, очень скромная, оплачивалась почтовыми марками, которые я прикладывал к очередному письму. (Любопытно, что в оплату 2 книг в заказном письме К. Э. Циолковскому 8 октября 1923 года мною было внесено 460 миллионов рублей, что соответствовало по курсу дня 1 рублю золотом.)
Хочу привести здесь отрывки еще из одного письма, посланного Константину Эдуардовичу из Ленинграда 22 января 1927 года, где я работал в Физическом институте Ленинградского государственного университета:
«Мой живейший интерес к великому делу
межпланетных сообщений не угас. Я по-прежнему интересуюсь им. Более того,
теперь я специально занялся им и питаю надежды, подкрепляемые моими
лабораторно-практическими исследованиями, довести начатое Вами дело до конца».

НМХК  сувенирный Дома-музея и погашенСГ в 2008 к 100-летию В.П. Глушко
В заключение письма я прошу Константина
Эдуардовича прорецензировать подготовленную к печати книгу и, кроме того,
сообщаю, что немецкий ученый Г. Оберт «в своем письме ко мне выразил особое
уважение к Вашим работам и просил, при случае, передать Вам от него искренний
привет и пожелание успеха в Ваших работах».


Почтовое отпраление из США во Францию  (1964). Конверт (КПД) посвящён "Отцу 
                  ракетостроения"  Др-у. Роберту Годдарду

1923 начало переписки с Ф.A. Цандером, одним из основателей знаменитого ГИРДа.

ХМК СССР Посвящён Ф.А.Цандеру с 2 м.(зуб и б/з). СГ -Международный
почтамт День космонавтики 12.04.1969г.
Клубный конверт (Рига) с календарным штемпелем и "каше" - к 75 летию
со днярождения Цандера. Изображено схематический вид ракеты ГИРД-Х, 
            в создании которой принимал Ф.А. Цандер

Почтовое отправление (2009г) с  машинной франкировкой Латвийского
университета (Рига).   Мемориальный  музей им. Ф. Цандера

Почтовое отправление (2009) Рига. Астрономический институт
- Черновцы (Украина). На марке с номиналом 55 изображен
                           Ф.А. Цандер 

  
 В 1924 году группа слушателей Академии воздушного флота имени Н. Е. Жуковского
основала секцию межпланетных сообщений. Тем самым была сделана первая попытка
объединить сторонников идеи Циолковского об использовании ракеты в качестве
аппарата, способного проникнуть в космос. Позднее секцию преобразовали в
Общество изучения межпланетных сообщений. С первого дня патриотическое
начинание встретило горячую поддержку самого К. Э. Циолковского, крупных ученых
- В. П. Ветчинкина и особенно Ф. А. Цандера, впоследствии сыгравшего важную
роль в разработках теоретических и практических вопросов космоплавания.

                  ПК ГДР 1982  В.П.Ветчинкин, популяризатор идей К.Э. Циолковского

         1923, август (23). Циолковский «с 2 до 4 часо вдня» читал лекцию в Академии Воздушного Флота СССР (в Петровском дворце).


"Известия" ВЦИК 24.10.1923 г.
"Известия" ответ на публикацию об Оберте

Изобретение К.Э.ЦИОЛКОВСКОГО
(письмо в редакцию)

В «Изв. ВЦИК» от 2-го октября помещена статья «Неужели не утопия?», где говорится, что в Мюнхене вышла книга Германа Оберта - «Ракета к планетам», в которой строго математическим и физическим путем доказывается, что с помощью нашей современной техники возможно достичь космических скоростей и преодолеть силу земного притяжения». Далее говорится о хвалебных отзывах профессора Макса Вольфа, о подобных же работах американского профессора Годарда и проч. 
По этому поводу мы считаем необходимым установить первенство нашего известного русского изобретателя члена ассоциации натуралистов (союза самоучек) - тов. К. Э. Циолковского, который еще около тридцати лет тому назад, в 1896 году, в результате серьезных математических изысканий, первый изобрел особый «реактивный прибор» - ракету для заатмосферных и междупланетных путешествий. Первое сообщение об этой работе тов. Циолковского появилось в 1896 году, в журнале «Природа и Люди», а затем в 1903-году в «Научном  Обозрении» (книга № 5). В России на труд этот, как водится, не обратили внимания, но, например, в Швеции некто полковник Унге применил идею тов. Циолковского к военному делу и даже продал свой патент знаменитому Круппу. Не дремала и Америка (см. «Биржев. Ведом.», 1905 г. № 113). Через 8 лет (1911-12 г.) в «Вестнике Воздухоплавания» Циолковский обнародовал свое изобретение, а в 1914 году инженер В.Рюмин в книге «На ракете в мировое пространство» писал: «...Циолковский с солидной, подкрепленной математическими формулами научной работе дал обоснование действительной возможности междупланетных сношений. В журнале «Вестник Воздухоплавания» вот уже второй год печатается выдающаяся по интересу работа Циолковского «Исследование мировых пространств» реактивными приборами. Сухое заглавие, столбцы формул, масса числовых данных, но какая сказочная мысль иллюстрирована этими формулами и цифрами».  «Всякий другой двигатель - колесный, гребной винтовой - требует присутствия твердой опорной поверхности или окружающей движущееся тело жидкой или газообразной среды; лишь реактивный прибор может перемещаться, а также изменять свою скорость и направление в пространстве эфира». 
Из других публикаций укажем еще на статью инженера Б. Воробьева (редактора «Техники Воздухоплавания», органа VII отд. русск. технич. о-ва), который, говоря в «Совр. Мире» (1912 г.) о ракете т. Циолковского, приходит к выводу, что реактивный двигатель обоснован строго научно, не является фантазией, и «позволит когда - ннбудъ человеку проникнуть за пределы земной атмосферы, в далекую область многочисленных, окружающих нашу планету небесных миров». 
В 1913 году на сторону т. Циолковского стал изобретатель аэроплана «Рей», председатель французского общества воздухоплавательной промышленности - гр. Эсно Пельтри, сделавший соответствующий доклад.


     КПД (Франция) посвящён французскому теоретику космонавтики 
     Роберу Эсно-Пельтри. Марка - Франция, 1967 

Затем упомянем сообщение Я. И. Перельмана (20 ноября 1913 года) в «О-ве любителей мироведения» и публикации самого К. Э. Циолковского: - «Вне земли», 1914 и 1920 г., Калуга, «Реактивный прибор» («Воздухоплаватель» 1910 г.),
«Исследование мировых пространств реактивными приборами» («Научн. Обозр.» 1903 г., «Вестник Воздухоплав.» 1912 г.).
Печатая эти справки, президиум всероссийской ассоциации натуралистов (союза самоучек) имеет целью восстановление приоритета тов. Циолковского в разработке вопроса о реактивном приборе (ракете) для внеатмосферных и междупланетных пространств.  По поручению президиума всероссийской ассоциации натуралистов (союза самоучек) председатель ассоциации 
А. П. Модестов. 

Постепенно идея космического полета становилась международной. Над ней
работали ученые Германии, Америки, Франции.
В 1923 году в Мюнхене вышла работа профессора Германа Оберта «Ракета к
планетам», в которой доказывалось, что с помощью современной техники
представляется возможным достичь космических скоростей и преодолеть силу
земного тяготения. О Циолковском в работе даже не упоминалось. Это событие
взволновало общественность, а Константин Эдуардович принял срочные меры к
защите своего приоритета. В 1924 году в Калуге увидела свет брошюра ученого
«Ракета в космическое пространство», предисловие к ней было написано на
немецком языке А. Л. Чижевским. Она вышла тиражом в тысячу экземпляров,
десяток книг был отправлен лично Оберту, только тогда ученые за рубежом узнали,
что в России уже много лет назад были выполнены серьезные теоретические
исследования в области ракет. В 1929 году сам Оберт прислал Циолковскому письмо,
в котором признал приоритет русского ученого и значимость его трудов:

                       

«Многоуважаемый коллега!
Большое спасибо за присланный мне материал. Я, разумеется, самый последний, кто
стал бы оспаривать Ваше первенство и Ваши заслуги по делу ракет, и я только
сожалею, что не раньше 1925 года услышал о Вас. Я был бы, наверное, в моих
собственных работах сегодня гораздо дальше и обошелся бы без тех многих
напрасных трудов, зная Ваши превосходные работы».
Много лет спустя 82-летний профессор Оберт приехал в Калугу, чтобы поклониться
Циолковскому.


ПК ФРГ (1969), посвящённая Г.Оберту со СГ

1924, апрель. Газета «Коммуна» опубликовала рецензию Циолковского на книгу
А. Л. Чижевского «Физические факторы исторического процесса». 
1924, 23 августа Циолковский избран почетным
профессором Военно-воздушной академии имени Н. Е. Жуковского
1925, 3 мая диспут в Политехническом музее Москвы состоялся диспут «Металлический воздушный корабль Циолковского и как его построить», подготовленный АССНАТом. В диспуте принимал участие Циолковский. 


1926 публикация большой работы
"Исследование мировых пространств реактивными приборами". Циолковский  под старым названием выпустил совершенно новую работу. Название сохранилось
потому, что ученый поначалу собирался подготовить ее переиздание, однако в
процессе работы он дал полную картину полета в космос, предусмотрел способы
спасения человека от усиленной тяжести и при полном отсутствии ее, дал
подробный план освоения космического пространства,


1927, май. Писал предисловие к III главе книги
проф. Н. А. Рынина «К.Э. Циолковский, его жизнь, работы и ракеты».


1929, сентябрь. Получил письмо от немецкого
ученого Германа Оберта с поздравлением днем рождения и с признанием заслуг
Циолковского в деле ракетостроения.


 1930, декабрь. Отправил
письмо на завод «Электросталь» с благодарностью за взятие обязательства по
изготовлению высокосортной стали для дирижабля.


 

В этой группе, возможно, есть записи, доступные только её участникам.
Чтобы их читать, Вам нужно вступить в группу