Все игры
Фотографии

Минск. Красный костёл

В 1897 году в Минскую городскую думу обратились горожане с просьбой выделить территорию на углу Петербургской и Коломенской улиц для возведения там нового храма. 25 августа того же года дума приняла постановление: " Отдать комитету по строительству участок земли, на котором находится деревянный склад, В конце XIX века Минск насчитывал более 90 тысяч жителей. При этом пятую часть населения составляли в аренду сроком на 99 лет, по 4 копейки за квадратный сажень". Однако этим планам не суждено было свершиться - Министерство внутренних дел запретило проведение работ. Строительство костела пришлось отложить. Вновь вернулись к проблеме в 1903 году. На этот раз прошение о возведении костела подписали более двух тысяч жителей, среди которых были известные и уважаемые горожане. Минская городская дума на очередном заседании определила предпочтительные территории для возведения нового костела. "В случае разрешения соответствующей властью строительства в городе Минске второго римско-католического костела, - говорилось в постановлении думы, - отвести под строительство костела необходимый участок городской земли на месте бывшего деревянного склада (угол Коломенской и Петербургской улиц) или на углу Захарьевской и Трубной улиц, принимая во внимание то, какой из этих участков более приспособлен для строительства". Наиболее подходящим оказался угол Захарьевской и Трубной улиц. Там и стали возводить Красный костел. Главным вкладчиком и самым заинтересованным лицом в этом проекте был авторитетный дворянин, бывший член Государственного Совета по выбору, почетный мировой судья, председатель Минского общества сельского хозяйства, помещик со Слутчины - Эдуард (Эдвард) Войнилович. Он пожертвовал 100 тысяч рублей и стал непосредственно руководить стройкой. Костел назван "Во имя св. Симеона (Шимона) и св. Елены" не случайно - в память об умерших от болезней в юношеском возрасте двух детях Э. северо-восточной стороны главного фасада расположена четырехгранная многоярусная башня с пологой двускатной крышей. Она и является доминантой всей композиции. Благодаря этой башне храм просматривается со многих точек города. Стену главного фасада и стены трансепта (трансепт - поперечный неф, пересекающий под прямым углом основные (продольные) нефы в крестообразных по плану зданиях) украшают большие круглые окна-розы.А. Войниловича. В новом минском костеле были витражи по мотивам белорусских народных художественных традиций, выполненные на основе рисунков художника Франтишка Бруздовича. Алтарь сделан из тесаного камня. В костеле играл большой меднотрубный орган. На главной башне повешены три колокола: "Михаил" весом 2373 фунта, "Эдвард" - 1287 фунтов и "Симон" - 760 фунтов. Плоскую нишу над главным порталом со стороны бывшей Захарьевской улицы украшал фамильный герб Войниловичей. В комплексе с костелом построена каменная двухэтажная плебания, а вся территория огорожена железной оградой на каменном фундаменте с коваными воротами. После Октябрьской революции Красный костел был приспособлен под нужды Государственного польского театра БССР, перед Великой Отечественной войной там размещалась киностудия. Во время Великой Отечественной войны фасад здания был поврежден. А после войны здание реконструировали и отдали под киностудию "Савецкая Беларусь". В 1975 г. здание перестроили под Дом кино. В нем размещалось два зала по 250 мест и музей кинематографии в самой высокой башне. Интересны витражи, выполненные группой художников под руководством Т. Ващенко. В 1990 г. строение вернули церкви.

Другие альбомы