Все игры
Фотографии

Борис Зворыкин Картины графика

Борис Васильевич Зворыкин К земле родной, к проклявшей их Отчизне, Они вернутся — громом и листвой, Двойной звездой блиставшие при жизни. Погасшие в ночи — двойной звездой. Эти, принадлежат русскому художнику Константиновичу Калмакову (1873-1955). Написаны они в 1932 в Париже и посвящены двум другим художникам, чьи судьбы столь переплетены, что сравнение их с двойной звездою не кажется напыщенным. Речь об Иване Билибине и Борисе Зворыкине. Оба увлекались стариной, собирали в странствиях по Руси произведения народного творчества, иллюстрировали книги сказок, расписывали православные храмы, оба были любимы царской семьей. Оба — через Константинополь, Александрию, Каир нашли эмигрантское пристанище в Париже и, наконец, даже отдали Богу души в один год. Но если Билибин решился-таки в 1936 году вернуться в Россию и получил на Родине и возможность творить и всеобщее заслуженное признание, то закоренелый монархист Зворыкин предпочел остаться на чужбине. А ведь по своеобразию таланта он мало в чем уступал своему младшему сотоварищу-сопернику (Зворыкин старше Билибина на 4 года), а кое в чем его и превосходил. Борис Васильевич Зворыкин родился 19 сентября 1872 года в Москве в купеческой семье. Закончил Академию художеств. Учителем своим в живописи называл Виктора Васнецова. С конца XIX века иллюстрировал книги для лучших наших издательств — И. Н. Кнебеля, А. И. Мамонтова, И. Д. Сытина в Москве, А. А. Левинсона и А. Ф. Маркса — в Петербурге. Из множества книг, оформленных Зворыкиным до Первой мировой войны, отметим: «Летописный и лицевой изборник Дома Романовых», «Крепостничество и воля», «Марья Моревна», «Сказка о золотом петушке», «Лавры, монастыри и храмы на святой Руси», «В память столетнего юбилея Отечественной войны 1812 года», «Древняя Русь в пословицах и поговорках». Один из лучших русских орнаменталистов, он выполнял заказы Двора его величества — украшал в новорусском стиле меню придворных трапез, посольских приемов, афиши императорского Большого театра. Широко известны были выполненные им акварелью серии открыток на темы «Смутное время», «Нашествие Наполеона 1812 года», «Русские дети», «Русские былины», «Охота», а с 1914 года – на патриотические темы, воодушевлявшие граждан воюющей державы. В 1917 году Зворыкин выполнил уникальные работы: на двадцатиметровом (!) свитке начертал старинными письменами, изукрасил фигурами святых угодников «Послание Поместного собора о восстановлении Патриаршества», а также «Послание святейшего патриарха Тихона главам зарубежных христианских церквей». После Революции 1917 Зворыкин покидает Родину. По пути к Черному морю заезжает в Симферополь, где молится в храме Святого Александра Невского. Сей храм он расписывал несколько лет… Два последующих десятилетия, прожитые в Париже, для издательства Н. Пьяцца Зворыкин создает такие шедевры, как «Борис Годунов», «Сказки Пушкина», «Москва и деревня в гравюрах и литографиях Г. К. Лукомского», «Исповедь» Михаила Бакунина, «Поэмы» Альфреда де Мюссе. О сборнике русских народных сказок «Жар-птица» нужно сказать особо. Художник лично перевел на французский язык четыре сказки: «Снегурочка», «Василиса Прекрасная», «Марья Моревна», «Жар-птица», переписал их стилизованным под старину шрифтом на плотные листы бумаги, украсил дивными рисунками, переплел книгу в красную кожу, привезенную из Каира. Этот шедевр он великодушно подарил своему работодателю и покровителю Л. Фрикателли — в надежде, что тот издаст «Жар-птицу». Увы, мечте не суждено было сбыться - зимою 1942 года, в оккупированном фашистами Париже Борис Васильевич скончался. По какому-то странному, почти мистическому стечению обстоятельств, примерно в те же дни в блокадном Ленинграде скончался и Иван Яковлевич Билибин.