Log in
Post

«Тайна зеркального отражения природы в воде»



Н е и з в е с т н о е о и з в е с т н о м.
Прикоснусь пятью вопросами:

1. Роль зеркала в живописи

2. Два уровня функционирования зеркала как предмета культуры

3. Зеркало и православие

4. Психология, медицина . «Правдивое зеркало»

5. Физика зеркала. Зеркало как «физическая» тайна культуры.


================================



( подробно в книгах: «Феномен зеркала в истории культуры» СПб 2006 г. 66 с. находится лет 10 в различных интернет библиотеках;
( § I. Роль зеркала в живописи.
§ 2. Два уровня функционирования зеркала как предмета культуры.
§ 3. Функционирование зеркала в мифологическом сознании.
§ 4. Историзм зеркала. Обыденное сознание.
§ 5. Зеркало и православие.
§ 6. Зеркало и философия.
§ 7. Многоразличность восприятия зеркала в истории культуры.
Резюме)

«Правдивое зеркало» СПб 2007 г. 100 экз. )
Правдивое зеркало (см. на моем сайте)
(Пояснение: Под «правдивым зеркалом» имеется в виду, зеркало, составленное из двух зеркал, перпендекулярно друг к другу, - тогда изображение зеркало будет непереворачивающим, в отличии от обычного зеркального смотрения.)



Когда мы смотрим в обычное зеркало, кого мы видим, - себя? Нет.
Встреча с самим собой возможна только в «Правдивом зеркале».


1. РОЛЬ ЗЕРКАЛА В ЖИВОПИСИ.



Зеркало не только технический, но еще и мировоззренческий прием развертывания композиции в изобразительном искусстве.
Хорошо известное в быту зеркало играет довольно парадоксальную и неожиданную роль в изобразительном искусстве, отображая различные формы миропонимания в истории культуры. Парадоксальность зеркала проявляется хотя бы в том, что изображение в зеркале всегда на одно измерение меньше, чем мир, который оно отражает. Так, например, мы никогда не видим себя в зеркале такими как мы есть на самом деле, т. е. объемными, а всегда плоскими. Наоборот же, зеркало в предмете культуры, - это не только удвоение изображения, а расширение пространства картины за счет введения дополнительной плоскости восприятия.
История искусства дает нам целый спектр различных приемов “расширения”, “искривления” визуального пространства с помощью зеркала.
Например, в картинах Диего Веласкеса “Венера с зеркалом”, “Венера и амур”, “Менины”; Гойя “До самой смерти”; Яна Вермеера Дельфтского “Кавалер и дама у спинета”, “Урок музыки”; Ф.Л. Жакоба “Псише по рисунку Персье”; Кавабата “Зеркало вечернего пейзажа”; А.П. Левитина “Теплый день”; Менценя “Комната с балконом”; Утамиро “Семь женщин за туалетом”; Эккерсберга “Обнаженная перед зеркалом”; Энгра “Портрет графини д'Оссонвиль”; Веласкес “Христос в доме Марии и Марфы”; Тициан “Венера с зеркалом”; П. П. Рубенс “Туалет Венеры” и “Венера с купидоном, держащим зеркало”; аналогичные картины Веронезе, Тинторентто и многих других художников.

Наиболее полную, мне известную, интерпретацию нелинейного восприятия визуального пространства, на примере картины Веласкеса “Менины” дал Мишель Фуко в своей работе “Слова и вещи” (Мишель Фуко. Слова и вещи (Археология гуманитарных наук) М, Прогресс, 1977 г.,. с.45-61), к которой я и отсылаю, как примеру конкретного исследования роли зеркала, примеру возможностей авторского самовыражения с помощью зеркала
Меня же интересуют исторические корни употребления данных приемов в изобразительном искусстве, в современной культуре, в истории культуры.




Веласкес - Менины



Фрагмент картины с зеркалом:



Предтечей данного способа многочисленны





Фрагмент картины с зеркалом:






===================================
2. ДВА УРОВНЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЗЕРКАЛА КАК ПРЕДМЕТА КУЛЬТУРЫ



Функционирование зеркала в мире культуры можно расслоить на два уровня отражения зеркалом: через отражение зеркалом предмета и его самоотражение /приблизительно, можно сказать, хотя это и не полно, что отражение идет на уровне сознания и самосознания/.

ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ - уровень непосредственного отражения зеркалом мира, т. е. непосредственное, бытовое, обыденное понятие зеркала. Для отражения таким зеркалом объектов мира и характерно снижение размерности изображения, т. е. в зеркале объемный мир отображается в плоскостном, двумерном.
Интересно, что в китайском и японском языках, в иероглифе “зеркало”, ключ иероглифа “металл”, ибо первые зеркала были изготовлены из металла /преимущественно из бронзы/. Этот ключ-иероглиф имеет двоякое значение: не только металл как вещество, но и металл как стихия в древнекитайской мифологии, подчеркивая “скованность”, “пассивность” и другие стороны зеркала.
На этом уровне отражения зеркалом мира и говорят об истории производства зеркала в истории культуры, хотя у зеркала есть и другая история… Воспроизведем кратко историю производства зеркала ( Словарь Античности, с нем. М., Прогресс, 1989 с.214), ( Котляровский А.М., Афанасьев А.П. Почему мы смотримся в зеркало. М., Педагогика, 1991 г.. с. 14-16), ( В. Гильде. Зеркальный мир, М., Мир, 1982 г. с. 26-30), ( Буровик К.А. Родословная вещей. М., Знание, 1985 г.
. с. 178-180)….
Металлические зеркала были известны во всех культурах до нашей эры. Круглые ручные и стоячие зеркала из полированного металла /бронза, серебро/ с декоративной ручкой либо подставкой, выполненной в виде фигуры, были известны в эгейской Греции и Великой Греции с архаических времен. Ручные зеркала производились уже в микенскую эпоху. Ручные зеркала с гравировкой в виде фигур и орнаментов появляются у этрусков. В 5 веке до р. х. в Греции было изобретено складное зеркало. Его зеркальная поверхность нередко защищалась крышкой с украшениями. Античность не знала стеклянных зеркал. Со II века до р. х. были известны выпуклые и вогнутые зеркала и основная геометрия отражения зеркалом предметов.
С XI века появились первые известные нам упоминания о зеркалах из стекла. Сначала стеклом покрывали полированную пластинку из металла. В XII-ХIII веках в качестве металла стали использовать свинец /сплав свинца с сурьмою/. С XIV века сплав заменили на оловянную амальгаму, которую получали, наливая на лист оловянной фольги /станиоль/ ртуть.
Первый патент на хрустальное зеркало был взят в 1507 г. Данзало дель Галло. С начала XVII века зеркала стали изготовляться в цеховых мануфактурах. С XIX века в качестве металлической основы под стекло стали использовать серебро. В последнее время листовое стекло движется по конвейеру, где на его поверхность последовательно наносится из пульверизаторов раствор соли серебра и восстановитель, который осаждает из раствора чистое серебро в тонкодисперсной /коллоидальной/ форме; после этого на тонкий слой серебра наносится слой меди, защищавшей пленку серебра, и в заключение оба металла покрываются лаком…

ВТОРОЙ УРОВЕНЬ - уровень опосредованного отражения зеркалом мира, т. е. когда зеркало сознательно помещено в объект отражения. В живописи зеркало помещено в предмет картины как средство добиться полноты восприятия за счет искривления, а тем самым и расширения визуального пространства картины. На данном уровне визуальное пространство свертывается, уплотняется, невидимое становится видимым, актуально зримым. Визуальное пространство становится более полным, замкнутым и завершенным.
Это нелинейное зеркальное пространство можно сравнить с замкнутым математическим пространством, с лентой Мебиуса, бутылкой Клейна /замкнутыми одномерными и двумерными поверхностями/. Так, если на прозрачной ленте написать букву на равном расстоянии от другой буквы, свернуть ленту в ленту Мебиуса, то противоположные фигуры будут соотноситься как изображение и его зеркальное отражение. Причем “прямая” и “противоположная” буквы находятся на одной стороне ленты, ибо у ленты только одна поверхность ( В. Гильде. Зеркальный мир, М., Мир, 1982 г.
. с.35).
Рассматривая различные образцы изобразительного искусства, когда зеркало помещено в предмет визуального восприятия, яркий пример такого художественного приема обнаружим в картине “Менины” Веласкеса.
Зеркало в картине не снижает размерности, как в обычном восприятии, а увеличивает размерность визуального пространства на дополнительную двумерную плоскость, т. е. рассматривая зеркало в картине, мы имеем в виду не трехмерную модель пространства, проявленную через двумерную плоскость, а четырехмерную модель с независимыми параметрами, связанную сюжетом, композицией и т.п. Топологически такая модель визуального пространства обладает рядом специфических особенностей, в частности, отображает поверхность Клейна. Отсюда от такой картины ощущение открытой завершенности. Лишняя мерность, обычность пространства восприятия компенсирует функцию времени, функцию истории, ибо время в такой картине дано в особом модусе - 4-х мерной пространственности. Зеркало, помещенное в предмет отражения, например, в картину, раскрывает ее динамику. Художественное пространство такой картины открыто временному фактору, открыто именно благодаря зеркалу. Поэтому зеркало в картине - это процесс развития картины, элемент ее истории, изменчивость и открытость в ее устойчивости.

Второй уровень опосредования отражения зеркалом мира и является предметом моего исследования - зеркала как феномена истории культуры.
Без выделения второго уровня отражения зеркалом мира многое непонятно как в истории живописи, так и в культуре. Основанием такого “нелинейного” зеркального смотрения в мир, лежат, по-видимому, в механизмах психофизиологического аппарата зрения, которое по современным работам, в частности, в работе А.Д. Логвиненко “Зрительное восприятие пространства” - нелинейно. Мы не непосредственно наблюдаем мир, так как трактуют школьные учебники физики, а чрезвычайно сложно, противоречиво, ограниченно, нелинейно (. Логвиненко А.Д. Зрительное восприятие пространства, М., 1981г с.200-203, …).
Клод Моне: “Я опять взялся за невозможное: воду с травой, которая колеблется в ее глубине. Когда смотришь - чудесное зрелище, но можно сойти с ума, когда пытаешься написать… чем дальше, тем яснее вижу как много надо работать, чтобы передать то, что я хочу уловить: “мгновенность” и, главное, атмосферу и свет, разлитый в ней” (пит. Глазычев В.Л. Гемма Коперника, М., Советский художник, 1989 г.
. с.366). Вот эта передача “мгновенного”, изменчивости через устойчивость можно воспринять и осознать через второй уровень зеркальности .
Так, например, А. Степанов, анализируя гравюру А. Дюрера “Четыре всадника” /1498 г./, подчеркивает, что эту утерянную мгновенность можно обнаружить только в зеркале ( Степанов А. Мастер Альбрехт, Л., Искусство, 1991 г. с.62).
Исследуя сновидения П.А. Флоренский в своем “Иконостасе” подчеркивает: “Разве в этом обратном мире, в этом онтологически зеркальном отражении мира мы не узнаем области мнимого, хотя это мнимое для тех, кто сам вывернулся из себя, кто перевернулся, дойдя до духовного средоточия мира, и есть подлинно реальное, такое же как они сами” ( Флоренский П.А. Иконостас. Избранные труды по искусству, СПб, 1993г.
. с.16)
По поводу картины Пикассо “Наука и милосердие” (1897) “… дон Сальвадор внимательнее вгляделся в картину и обнаружил, что, возможно, она и отлично выстроена композиционно, и проникнута истинно христианскими чувствами, но содержит детали, которые можно счесть крамольными: в этой убогой и нищей комнате совершенно не место зеркалу, висящему в изголовье кровати тяжко больной женщины. Духовное начало вытесняется плотским при взгляде на эту пышную резную раму, вызывающую слишком назойливые и прямые ассоциации с барочным изображением женского лона. В наши дни подобная визуальная метафора не осталось бы незамеченной и неоткомментированной, но в те времена Пикассо мог твердо рассчитывать на непреложность того обстоятельства, что родственники его не станут вычленять предмет из окружающего контекста - зеркало есть зеркало, и мало ли на что оно может быть похоже. Зеркало живет в картине вопиющим противоречием ее сюжету и символическим предвестием будущих тем Пикассо” ( Норман Мейлер. Портрет Пикассо в юности - Иностранная литература. 1997г. № 3.. с.216-217). Франц Марк писал: “Разве мы не усвоили из тысячелетнего опыта, что вещи прекращают говорить, когда мы все ближе подносим к ним визуальное зеркало их внешности? Внешность всегда плоска…” Для Марка цель искусства заключалась в “раскрытии неземной жизни, тайно пребывающей во всем, разрушением зеркала жизни с тем, чтобы взглянуть в лицо бытию” (11. с.259).

По-видимому, с нелинейной зеркальностью связано и возникновение прямой и обратной перспектив в живописи, а также принципы перспективы в различных культурах. Различия в принципах перспективы в различных культурах нового времени: западной, китайской, индийской, арабской (12.. с.151), можно интерпретировать через смотрение сквозь вогнутое и выпуклое зеркало, помещенное в предмет отражения.


======================================




3. ЗЕРКАЛО И ПРАВОСЛАВИЕ

В Библии зеркало употреблено только в Ветхом Завете, всего несколько раза в Новом Завете сравнительно, с учетом внутренней искаженной неполноты самоподобия человека Богу
,
- “Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода. Мы же все, открытые лицом, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как Бог Господня Духа” (2 посл. К Коринфянам 3.17-18);
- “Ты ли с Ним распростер небеса, как литое зеркало” (Иов. 37.18);
- “Ибо кто слушает слово и не исполняет, тот подобен человеку, рассматривающему природные черты лица своего в зеркале. Он посмотрел на себя, отошел - и тотчас забыл, каков он” (Посл. Иаков. I.23-24);
- “Теперь мы видим, как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицом к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан” (К Коринфянам. 1.13.12). Здесь слова “сквозь тусклое стекло” имеют и другой перевод: “сквозь тусклое зеркало”… Более точно сказано в тексте Библии на церковно-славянском языке: “Видимъ о убо нынъ яко же зерцаломъ в гадании, тогда же лицомъ к лицу: ныне разумъю отчасти, тогда же познаю, якоже и познанъ быхъ” (1 Кор. ХШ,12).
“Не верь врагу твоему… будь внимателен душой своей и остерегайся его, и будешь перед ним, как чистое зеркало, и узнаешь, что он не до конца очистился от ржавчины…” (Сирах,12,10-12)
Премудрость “… есть отблеск вечного света и чисто зеркало действия Божия и образ благости Его” (Премудрость Соломона,7,26-27)
Почему я дал (К кор. ХШ, 12) и в церковно-славянском понимании, потому что оно очень важно для православия - Григорий Петров пишет: “Я теперь знаю, что есть царство небесное… Царство небесное есть созерцание. Сейчас ты лишь тени вещей видишь… как в зеркале… А там их первообразы увидишь… Потому как освободишься от тела земного…” (65. с.68).
В “Вере православной восточной греко-российской церкви по ее символическим книгам” сказано: 2 Исповедуем также, что Святые суть посредники и ходатаи о нас перед Богом не только здесь, во время их пребывания с нами, но еще более по смерти, когда они, по разрушении зеркала (о коем упоминает Апостол) во всей ясности созерцают Святую троицу и беспредельный свет Ее” (66. с.80).

В Библии зеркальное отражение употребляется в двух смыслах в двух слоях понятий; цитирую их по (“Симфонии на Ветхий и Новый завет”, стереотипное издание, Ленинград, 1928 года.) = образ, образа, образец, образом, образу, образца, -цем, -цу, образы, -зе - употребляется 57 раз. = подобен, подобие, подобие, -бии, -бию, -бия; подобно, подобного, подобное, подобие, -не, подобный, подобными, - употребляется 70 раз.

Зеркало в Священном Предании православной церкви

Этого слоя понятий вполне достаточно, что следует из самой сущности православия. Как писал странник в “Откровенных рассказах странника духовному отцу своему”: “Всякий час и всякое мгновение будем всяким хранением блюсти сердце свое от помыслов, потемняющих душевное зеркало, в коем надлежит печатлеться и светописаться одному Иисусу Христу, который есть премудрость и сила Бога Отца” (67. с.153).
Поэтому надобности в “зеркальных” понятиях, как и в самих зеркалах в православии не было.
М. Забылин в собрании “Русский народ…” отмечал, что: “Стенных зеркал у русских вообще не было. Церковь не одобряла их употребление. Особенно духовным лицам. Собор 1666 г. положительно запретил иметь зеркала в своих домах; благочестивые люди избегали их как одного из заморских грехов; только зеркала в малом формате привозились из-за границы в большом количестве и составляли принадлежность женского туалета” (40. с.480-48I). “Зеркало держать в комнате грех, по уверению староверов, потому что оно дано дьяволом и доказывается следующей легендой” (40. с.265-266). Далее М. Забылин приводит легенду… И лишь в начале XX века после известной внутренней борьбы в православии зеркала получили ограниченное употребление. Но до сих пор ни в одном православном храме Вы зеркал не увидите, ибо иконы и есть зеркала божьи, в которые мы смотримся как в самого себя с целью осуществления царства божия внутри нас.
Кроме икон, зеркалом человека является и молитва его. Это было известно с древнейших времен, ср. Петрарка: “Ибо и слово - первое зеркало духа, и дух - главный водитель слова” (68. с.234).
Такими же зеркалами божьими для человека являются не только молитвы и иконы, в частности, святых отцов, но и их писания. Епископ Игнатий Брянчанинов наставлял: “Книги святых Отцов, по выражению одного из них, подобны зеркалу: смотрясь в них внимательно и часто, душа может увидеть все свои недостатки” (69. с.35). Вообще: “Чтение Евангелия - зеркало, где мы видим свои ошибки” (70. с.256), или зеркало души – закон Божий (71. с.159).
Поучителен переизданный в 1996 г. труд “Диоптра или духовное зерцало”: “В старое время на Руси в благочестивых древнерусских семьях довольно излюбленным чтением были сборники аскетических поучений, главным образом составленные под руководством свято-отеческих творений, - известные под именем “Диоптра или Зерцала о презрении сует мирских”… “так в 1651г. был напечатан труд, в котором были собраны поучения и наставления афонских старцев “Диоптра, сиречь зерцало” (72. с. 10, 8).
Наставления эти очень поучительны: “Если обратишь зеркало к небу, то увидишь в нем небо; если же повернешь его к земле, увидишь в нем отражение земли. Так и душа твоя, подобно зеркалу, будет иметь отражение того, к чему ты прилепился столь сильно, что в зависимости от него будешь полагать всякое твое благо или зло” (72. с.105); “Зеркало самое лучшее и светлое от дыхания человеческого затмевается: так и, кто сообщается с людьми развращенными, хотя бы был наидобродетельнейшим, развратится” (72. с.248).
О молитве: “Умное делание. О молитве Иисусовой” - Святой Григорий Палама: “… терпеливо творя молитву, срастворившуюся неизъяснимо Сущему выше ума и чувства Свету, мы видим в себе, как в зеркале, Бога, очистившим сердце священным безмолвием” (73. с.228); Иоанн Листвичник: “Молитва… есть… зеркало духовного возрастания” (74. с 237).
Архиепископ Иоанн Шаховской пишет, что “… лицо доброго человека светится, как зеркало, отражающая внутренний мир правды Божий” (75. с.260). Св. Максим Исповедник: “Бога знаем не по существу Его, но по великолепию творений Его, и Его о них промыслу. В них, как в зеркале, видим мы беспредельную Его благость, премудрость и силу ” (76. с.37).
Поэтично зеркало представлено в благодарственном акафисте “Слава Богу за все”: “Господи, как хорошо гостить у Тебя: благоухающий ветер, горы, простертые в небо, воды, как беспредельные зеркала, отражающие золото лучей и легкость облаков” (Кондак 2). Или в Акафисте Пресвятой Богородице перед ее иконой именуемой “Всецарица”: “... радуйся, Зерцало превечного Света” (Икос 6).
В сборнике “О часе смертном. Христианское отношение к смерти”: “Братья спросили старца: “Каковы будут тела наши после всеобщего воскресенья?” - Старец отвечал: “Тела наши будут тогда подобны зеркалу, изображающему в себе предметы. В них ясно изобразятся все дела наши и обнаружатся перед всеми: в телах целомудренных все увидят их прежние подвиги и труды, а тела нечистые явят всем свою нечистоту и безобразие” (77. с.30).
Любопытна иконография Архангела Гавриила (муж Божий) “Вестник тайн Божих, Он изображается держащим в правой руке райскую ветвь или же фонарь с зажженной внутри свечой, а в левой зеркало из зеленой яшмы с красноватыми пятнами или жилками” (78. с.10), В “Энциклопедии православной святости” говорится: “В православной иконографии архангел Гавриил изображается с оливковой ветвью в руках - символом примирения Бога и творения (в сцене Благовещения на царских вратах); иногда с фонарем, внутри которого горит свеча, в правой руке и с зеркалом из ясписа, в левой (символы сокрытых до времен исполнения судеб Божих, которые постигаются теми, кто смотрится в зерцало слова Божия и своей совести)” (79. с.122).
Жизнь парадоксальна и противоречива, ибо в ней есть тайна выходящая за пределы человека. Эту парадоксальность отражает христианство в лице Павла Флоренского: “Тайны религии - это не секреты, которые не следует разглашать, не условные пароли заговорщиков, а невыразимые несказанные, неописуемые переживания, которые не могут облечься в слово иначе, как в виде переживания, которые зараз и “да” и “нет” (80. с.158). Аналогично вторят и современные теоретики богословия, например, Татьяна Горичева: “Реальность неповторима, как неповторимо Воскресение. Это полнота, к которой нечего добавить. Ничего своего не может создать или прибавить дьявол. Он может лишь подражать, быть обезьяной Бога, Его двойником. Дьявол - создатель ложных мистификаций, на это он был мастер всегда, особенно же развернулся в наше время, когда искусственное так хорошо подражает естественному, что кажется порой естественнее его. Это время ниспровержения платоновского /и вместе с тем христианского/ мира идей. Нет сегодня прообразов. Копия стала сильнее реальности, пейзаж подражает картине, лицо - зеркалу…"… “В райском мире нет дубликатов и зеркал. Есть лишь непрестанно творящий Святой Дух. Именно творчество и творчество непрестанное (“непрестанно молитесь”) говорит Апостол, а молитва - наивысшее творчество, может быть противопоставлено мертвящему, искусственному миру современной цивилизации” (81. с. 189-190).
О Гордыне: “Нарцисс смотрится в зеркало. Зеркало смотрится в Нарцисса. Нарцисс не способен не только к любви, но и вообще к личному существованию, он продолжает себя, подобно раковой клетке, т. е. бесконечно повторяя себя самого. В этом абсолютно нетворческом бытии скрыта хула на Святого Духа. Ибо именно он, Святой Дух, творит все новое. Это унылое несвоеобразие готовит форму для принятия другого духа, того, кто был подражателем и обезьяной Бога” (82. с181). “Если нет иконы Бога - нет и иконы человека. А без образа - одно безобразие. Нарцисс, лишенный иконы, вынужден смотреться в зеркало” (82. с.189). “Мадам Бовари часто смотрится в зеркало… любуется она своим лицом, замечая, что “никогда у нее не было таких больших, черных, глубоких глаз”. Желание, которое она вызывает у мужчин, - только предлог для самонаслаждения. Эмма любуется собственными переживаниями”… “У Эммы наших дней осталось только самолюбование. Она постоянно смотрится в зеркало, так что кажется, что это два зеркала смотрятся друг в друга, порождая дурную бесконечность. Ее нарциссизм доходит до дебильного невидения ничего вокруг, кроме себя. Она считает, что из-за нее бьются машины, сходят с ума, что в нее влюблены все мужчины” (82. с.122, 125).
Т. Горичева в цитируемой работе “Христианство и современный мир” считает, что без православия - “Зеркальная стадия человечества, стадия Нарциссизма (Лакан) подходит к концу” (82. с.54)

Все сноски даны в книге Синкевич В.А. « Феномен зеркала в истории культуры» СПб 2006 г.


=====================================


4) . Психология, медицина . «Правдивое зеркало»

2. Почему неполезны обычные зеркала?
Обычное двухмерное зеркало, всем известное, изменяет пространственное расположение видимого образа на противоположное по горизонтали относительно вертикальной оси.
К чему это приводит:
2. 1. ). Возникает асимметричное восприятие самого себя, неестественное для смотрения зрительными анализаторами. Правая рука в зеркале, становится левой и т. д. Что приводит к необходимости дополнять свои действия на основе воображения, памяти, т. п., что не полезно.
2. 2.). т. е. смотрение в зеркало, развивает без необходимости абстрактное мышление, усиливает активность, причем без естественной потребности, левого полушария
2. 3.). Эта повышенная активность левого полушария, нарушает синхронизацию баланса активности полушарий головного мозга, укорачивает управляющие сверхмедленные ритмические процессы головного мозга, создает поисковую психофизиологическую реакцию на окружающий мир, когда человек не может задержаться на определенном объекте, а вынужден перейти к иному, неведомому…
2.. 4). При смотрении в зеркало смотрящий человек не видит себя со стороны, формируются предпосылки деперсонализации личности,
2. 5.). Деперсонизация личности связана с проявлением гипертрофии своего облика, формированием гордыни. Ибо человек не видит себя со стороны, как видят его иные люди., что приводит сначала к небольшим, а, в дальнейшем, к серьезным психическим нарушениям.
2.. 7.). Анализ организации асимметрия зрительного восприятия приводит в конечном счете к многообразным деменциям
2. 8.). Гипернарушение асимметрии зрительного восприятия ( как мы видим, искусственное, от использования традиционного зеркала ) сказывается на всех уровнях функциональной асимметрии прежде всего активности полушарий и чрезвычайно опасно во многих профессиях.

Как лечится «правдивым» зеркалом

3. Почему необходимы «правдивые зеркала»?
Отражение зеркалом без горизонтальной инверсии своего тела в пространстве лучше всего отображается в «правдивом зеркале» составленных из двух взаимоперпендекулярных зеркал. За счет двойного отражения, происходит истинное отображение своего тела в пространстве. Правша в «правдивом зеркале» и будет выглядеть как правша. . «Правдивые зеркала» уменьшают те нарушения, которые были характерны для обычных зеркал:
1. Формируют адекватное представление о своем теле, облике, о себе. Через смотрение себя, как бы со стороны. смотрящий осознает, что ОН такой же, как и другие…
2.уменьшается деперсонализация, дереализация и деменции,.. Формируется адекватное отношение к себе и окружающему пространству.
.3. Синхронизируют управляющие ритмические прсихофизиологические процессы. Синхронизируется нормальная асимметрия активности полушарий, ( в границах нормы).
«Правдивые зеркала» могут быть рекомендованы везде: в салонах красоты, парикмахерских, офисах и дома, в клиниках, в общественных, бытовых и производственных условиях.
Особую важность «правдивые зеркала» могут быть рекомендованы для больных и детей. Эффективность «Правдивого зеркала» полезна также при Аутизме, ЗПР (Задержка психического развития), Дети Индиго, и иных…






Правдивое зеркало поможет формировании адекватности пространственной ориентации в мире, и телесному узнаванию себя:
В ы в о д.
Оказывается, можно получить большую пользу, улучшить свое здоровье, укрепить психофизиологическую защиту, … поменяв обычное зеркало на «Правдивое зеркало»



============================================



5). Физика зеркала. Зеркало как «физическая» тайна культуры.

http://mathinfinity.net.ru/...
Опубликовано 08.09.2010 в 21:25
Теги: http://mathinfinity.net.ru/...
Более 10 лет назад я подал необъятные просторы интернета свою книгу «Феномен Зеркала в истории культуры», которая за последующие годы расползлась во многие библиотеки интернета., так что найти ее просто. Или в библиотеке «Гумер»
., или : http://zhurnal.lib.ru/s/sin...

Издал позже «Феномен зеркала в истории культуры» СПб 2006 г. 66 с. 100 экз. издано дополнение : «Правдивое зеркало» СПб 2007 г. 100 экз.

Ибо на нее и опираюсь в последующих шести Вопросах - Рассуждениях:

1). Почему зеркало перевертывает изображение только по горизонтали, а не вертикали.
2). В заключении книги о зеркале, я подвожу выводы истории феномена зеркала в культуре, который можно рассматривать « как нелинейное удвоение меняющихся /с увеличением или уменьшением размерности/ пространственных характеристик отображаемого объекта»
3).Факторы мнимости в зеркальном отображении, - тех, которые я затрагивал в истории ноля о разновидностей нолей в истории математки…,
4). Во ведении к книге «Фрактальность природной мягкости звука, света, тепла….» я исходил из современной трагедии, что за последний век все большее значение приобретает переход к сжатым форматам восприятия…2 типа зеркал – жесткое и мягкое отображение.
5). Время в зеркале.
6). Зеркала различаются отображаемым спектром.





1. Почему зеркало перевертывает изображение только по горизонтали, а не вертикали.


То, что современная математика является не математикой объема, а математикой поверхности полагаю известно всем, кто изучал математику, тем более соприкоснулся с ее историей ( чуть чуть я затронул эту особенность в истории точки…).
В обсуждении феномена Зеркала всегда указывается на перевертывание изображения, справа –налево и слева на право, т.к. называемую обратную симметричность отображения. Но перевертывание изображение происходит только на одной самоподобной плоскости – горизонтальной. Вертикального перевертывания не наблюдается. Почему? Потому, что реальный мир нам только видится трехмерным, Евклидовым, но на самом деле мир нелинейный неэвклидовый, описанный геометриями Лобачевского, Римана, Минковского, и последовавших математиков. Реальный мир, описываемый современной математикой, это мир - «поверхностей»
Изменение размерности мира в Евклидовом и отраженном в зеркале, нелинейном, поверхностном, виртуально реальным, с действительно мнимым изображением, - до сих пор не имеет строгого математического описания .
Кто дерзнет?

Примечание: зеркальное неперевертывание изображение происходит только в «Правдивом зеркале» см. приложение к книге.( и отдельная книга на моем сайте, и краткое изложение в книге «Фрактального природной мягкости звука, света и тепла…».единственный магазин в мире, который продает «Правдивые зеркала» находится в Нью-Йорке. Кому туда лень ехать, могут сделать «правдивое зеркало» сами. Описание в книжке.
Но с т. зр. Физической оптики это правдивое изображение иллюзорно, ибо оно основано на полуволнах (четверть волнах), которые формируются из обычного зеркального отражения (другая половинка уходит на нагрев и пр.).
Различие отображенного изображения от реального в степени поляризации….
С другой стороны этв иллюзорность объективна, ибо отображение в зеркале проходит не только через сознание и осознание. Кроме человека «узнают» себя в зеркале большинство животных, птицы, пресмыкающие и рыбы…(в книге упоминаю о рыбной ловле на зеркало в некоторых культурах,…) . Свидетельств тому в истории культуры неисчислимо.



2. В заключении книги о зеркале, я подвожу выводы истории феномена зеркала в культуре, который можно рассматривать « как нелинейное удвоение меняющихся /с увеличением или уменьшением размерности/ пространственных характеристик отображаемого объекта»

То, что происходит снижение размерности с 3 мерного до 2 х мерного изображения, а двух мерного до одномерного, Вы наблюдаете постоянно у себя дома. Увеличение размерности ( с 3 до 4 ), при отображении зеркалом ситуации, когда в предмет отображения входит зеркало я рассматривал на примере интерпретции Мишелем Фуко (глава «Придворные дамы», в кн «Слова и вещи»), картины Веласкеса «Менины». ( картина находится в музее Прадо в Испании). ( Книга Мишеля Фуко в интернете есть,… )
Анализ 4-х мерности восприятия картины Веласкеса «Менины» см. Мишель Фуко. Слова и вещи (Археология гуманитарных наук) М, Прогресс, 1977 г., см. также В. Кеменов “Картины Веласкеса”. М., 1969 г.


Но строгой математической интерпретации снижения и увеличения размерности в зеркале еще нет. Может кто дерзнет взяться за это малореальное дело.?



3.Факторы мнимости в зеркальном отображении, - тех, которые я затрагивал в истории ноля о разновидностей нолей в истории математки…, :
Близко к нолю понятие «пустота»
Из книги о Зеркале:
«Чрезвычайно интересная в древневосточной культуре связь понятий “зеркало” и “пустота”. Хенко Хоси в своих “Записках от скуки” писал, что “зеркалу не дано ни своего цвета, ни своей формы, и потому оно отражает любую фигуру, что появляется перед ним. Если бы имелись в зеркале цвет и форма, оно, вероятно, ничего не отражало бы. Пустота свободно вмещает разные предметы” (26. с.716).
Пустотность зеркала

Процитирую становление «пустоты» в античности в аспекте ее мнимости…

«Понятие пустоты в античности понятие довольно сложное, ко¬торое имеет ряд аспектов;
«… в греческом языке, в отличии от латинского и русского, благодаря артиклю… допускается известная самостоятельность небытия… относительно бытия … , которая в речи отмечалась эмфазисом, отделявшим смысл от значения этих терминов, неуловимый при письменной передаче» ( В. А. Андрушко. ( 8. с.117 ).
Например, в работах Демокрита, Эпикура, Лукреция Кара можно выделить понимание пустоты как границы:
"Дальше, природа блюдет, чтоб вещей совокупность предела, Ставить себе не могла, пустоту она делает гранью Телу, а тело она ограждать пустоту принуждает, Чередованьем таким заставляя быть всё бесконечным..." ( 9. с. 65 ).
Для Лукреция Кара - "пустота" синоним "ничто: "Из ничего не творится ничто по божественной воле" ( 9. с. I59 ).Здесь пустота как отсутствие .
Другое свойство пустоты - непротяжённость, проанализировал С. Я. Лурье, с которым согласен М. Д. Ахундов и ряд других иссле¬дователей: "Пустое пространство ( to keyoy ), с его точки зрения, - (to mhoy ) несуществующее, вернее, ему соприсуще бытиё в ином смысле, чем материя; протяженность есть категория материи; пустота непротяженная; в пустоте не существует расстояний, и поэтому "прямой", проведённой в пространстве"... с точки зрения Демокрита, вообще не существуете» ( 5. с. 60 - 6I ).
Непротяженность пустоты парадоксальным образом связывается в античном мировоззрении с понятием места и пространства. Поэто¬му М. Д. Ахундов подчёркивает "условность различения пустоты и места" ( 5. с. I22 ), приводя мнение Секст Эмпирика, который анализи¬рует представления Эпикура: "... из так называемой неосязаемой природы одна часть именуется пустотой / xeyoy /, другая - мес¬том / topow /, третья - пространством / xvra /, причём названия меняются здесь сообразно различным точкам зрения, пос¬кольку та же самая природа, будучи лишенной всякого тела, называется пустотой, занимаемая телом, носит название места, а при про¬хождении через неё тел зовётся пространством" ( 5, с. 3I6 ).
Гилозоизм натурфилософского мировоззрения придавал понятию пустоты значение того, что лежит за пределами чувственного вос¬приятия.
Обратимся к древнегреческому словарю ( 10 ). Пустота, пустое пространство. - xeyoy / Plad / , и целый спектр производных понятий, который имеет общую основу xe ( xey), со значением, приблизительно соответствующему русскому "если", "ли", "пожалуй" ( с оттенком недостоверности, условности, возможности, предположительности, колебания или пожелания).
Примеры:
= " xeyo - pauev " -. иметь обманчивые, чисто субъективные содержания / tiyew xeyopauetn taw aisugseiw fadin / Sext /
« xenow» - пустой, порожний
Аналогичное значению пустоты было значение и других со¬путствующих понятий: "отрицание", "молчание".
Так, основное значение понятия "отрицание", по - видимому, можно сформулировать как невозможность познания (естественно, "познать" в рамках мифологического исторического сознания, т. е. что – бы кто – либо или сам, мог увидеть, услышать, пощупать,...)
= arnhsiw – отрицание ( Aesch, Plat, Dem, Plat ; oyk enesti tinow Soph ) невозможно отрицать что-либо";
Эта "невозможность" в содержании термина "отрицать» - xat – arneomai fhw h xata rnh mh sesraxenai tase , Soph (ты признаёшь или отрицаещь, что сделал это? ) не есть простая невозможность, - она раскрывается в приставке – xata и обозначающей: I. движение вниз, противодействие или враждебность, З. усиление, 4. переходность, 5. завершённость....
Отсюда понятно и содержание термина "молчать" с той же приставкой: xata xata - sigav
Xata - sivpav - I. хранить молчание, молчать.
Мы видим, что формирующая терминология: пустота, отрицание, молчание, - употребляется для "объективных" закономерностей которые носят прежде всего субъективный характер, отражая осо¬бенности мифологического исторического сознания.
Отсюда довольно естественен выход в значение понятия пусто¬ты со значением "воображаемого", "возможного». Так, например, Л. А. Ляховецкий переводит термин " to mh oy "ничто", "ничего", «не сущее", "едва ли сущее", "как бы сущее", "квазисущее" : "Платон считал мир идей истинно су¬щим, а мир вещей - небытиём (ср. небытиё идеи), не истинно су¬щим. Слово "сущее" является причастием глагола "быть" ( eimi ). Эта форма в греческом языке выражалась словами « oy », « ontow ». Платон и Аристотель о мире вещей говорили " mh ". Слово " mh " -это частица со смыслом колебания, запрещения, отклонения, пре¬дотвращения. Её в греческом языке отличают от прямого отрицания oy "не". По-видимому, оборот " to mh oy “ можно перевести точнее всего на русский язык несколько странным образом "едва ли сущее" ( "как бы сущее ", "квазисущее" ). Так и Платон и Аристотель, например, употребляли оборот " to mh oy " ( «Не сущее» "ничто", "ничего") по - древнегречески « to oyx oy» ( 11. с. 99 ).» ( Синкевич В.А. Молчание и пустота в истории культуры…» СПб, 2008 г. электронная версия на моем сайте )


Математического описание мнимостей самоподобного отображения в двухмерной плоскости зеркала пока не существует.
Кто дерзнет их сформулировать ?




4. Во ведении к книге «Фрактальность природной мягкости звука, света, тепла….» я исходил из современной трагедии, что за последний век все большее значение приобретает переход к сжатым форматам восприятия
А идеал технического электромагнитного и акустического излучения - это их природная мягкость, пока не достижимая.
М я г к о с т ь сущ. женск. -
добрый, нежный, в природном звучании, природном тепле и природном свете, мягкость - благодатна и здорова, открыта и неуловимо насыщена, она выражение комфорnа, мягкое излучение звука, света и тепла, оно естественно и природно, природное мягкое излучение погружается в человека, восполняя его, дает жизнь и здоровье, это то, природное излучение, без которого не может существовать человек, мягкость излучения - это тварное выражение райского представления о звуке, свете и тепле.
" М я г к о е " восприятие природных объектов: лес, трава, цветы, дождик, речка,..
" Ж е с т к о е " восприятие тварных, руковотворных человеком объектов, любое изделие сотворенное человеком

. «За последний век в электрической нагрузке звука, тепла и света преобладает все более жесткое излучение, идет уменьшение глубины спектральной плотности звука, света и тепла:
звука (от грамзаписи, к магнитной ленте, к цифровому СД, и массовом преобладанием МП3 и иного сжатого формата) вспомните звучание граммпластинок в ламповых усилителях как "мягкое", и современное "жесткое" звучание цифрового ширпотреба.
( Инновация в музыкальной терапии Цифровой звук как природный http://blogs.mail.ru/mail/v... ),
тепла - замена печей и каминов с расширенным инфракрасным гиперболическим спектром к узкому спектру раскаленного метала электрических нагревателей, проникающих только на несколько мм. « Усовершенствованнное» многообразие электронагревательных приборов с терморегуляцией не увеличивает проникающую способность нагретого металла.
Электрический свет как был «жесткий» с первых электроламп, таким он и остался.
( Мягкий свет и тепло. Инновации
http://blogs.mail.ru/mail/v...)
Живые звуки природы стали заменять музыкальными инструментами.»

Комфорт все люди переживают как телесный комфорт: который включает в себя инновационное абсолютно мягкое тепло, свет, звук, ( в электролампочках, электробатареях, в акустической системе, в видеоизображении), а также в цифре - звук и видео.- все это мною изобретено много лет назад, и продаются единичными экземплярами ( приборы пока ручной работы реализующие перечисленные изобретения)



Та же тенденция сжатия форматов зрительного восприятия происходит и с использования зеркал.
В истории производства зеркал необходимо выделить два типа производства:

4. 1. тип:. Это обычное, стандартное зеркало с жестким восприятием отражения, которое производится последние два века., в основном стекло, металл, однослойная амальгама, быстрое затвердевание, Образ отражения обычный жесткий, отчужденный, от которого можно отстраниться, чужой, не сопереживается,….
4. 2. тип: мягкое, живое восприятие образа отражения в зеркале. Старинные зеркала.

Такие зеркала производились из хрусталя, толстого стекла, с преимущественно серебряной амальгамой, при обязательном постепенном затвердевании в циркадном режиме. Учитывая разницу в суточной температуре приблизительно в 10 градусов (типа того, что у нас в СПб,) происходит постепенная кристализация микрослоями со стохастическим амплитудно-фазовыми изменениями на каждом слое при естественном нелинейном застывании. Т.е. образуется фрактальная организация многоуровнего слоев амальгамы. Раньше каждый заказ был индивидуален, и постепенность и неспешность обработки и застывания была непременным условием. В отличии последующей гонки мануфактурного и серийного производства зеркал.
Такое зеркало обладает фрактальной внутренней структурой с фазовыми изменениями на каждом слое остывающего расплава.
Физический механизм может быть рассмотрен на квантовомеханическом уровне в свойствах фотонных кристаллов:
Фотонный кристалл — это материал, структура которого характеризуется периодическим изменением показателя преломления в пространственных направлениях [1]. В другой работе[2] встречается расширенное определение фотонных кристаллов — «фотонными кристаллами принято называть среды, у которых диэлектрическая проницаемость периодически меняется в пространстве с периодом, допускающим брэгговскую дифракцию света». В третьей работе[3] встречается определение фотонных кристаллов в иной форме — «уже более 10 лет на слуху „структуры с фотонной запрещённой зоной“, которые получили краткое название фотонные кристаллы (photonic crystals)». (Википедия)
Этот тип зеркал любим мистиками и оккультистами всех направлений, ибо тайна живого она явно обнаруживается в живом мягком зеркальном отображении. Но в данном случае здесь почти чистая экспериментальная наука. ( ибо все эти направления для меня чужды как православного человека, старающегося придерживаться строгой классической экспериментальной науки ).
Такое зеркало можно получить и иным способом. Формируя особую фрактальную макромолекулярную структуру на особой пленке (я тогда использовал особой чистый целлофан в начале 90 х гг.) под воздействием звука стоячих акустических волн в необходимых режимах (процесс облучения занимал две недели).
Пленку я делал для иных целей, для телевизоров и мониторов компьютеров с целью убрать вред наносимый ими, и преобразовать его в пользу. Экспертиза пленок проводилась в институте физиологии им А.А.Ухтомского с 1992 по 1997 г. и показала, что облученная звуком пленка фрактальной структурой улучшает зрение, ( себе я исправил с + 3,5 диоптрий до 1), обеспечивает синхронизацию активности полушарий мозга, улучшает кардиологию и пр.т.е. компьютер вместе с телевизоров вместо вреда приносили пользу.
Использование пленки на зеркале получилось побочным продуктом ( из любопытства…). И парадокс живого восприятия в отображенном зеркале очень нас заинтересовал. Оно было таким же, каким описывалось в старинной литературе по восприятию старинных зеркал с мягким отображением. Но после 1997 г. из-за материальных причин производство пленок прекратили и исследования в этом направлении свернули. ( чтоб в телевизорах не использовали погружаясь в непрерывный мрак, гибельный для души)
А жаль, так при наложении пленки на картины и фотографии они также приобретали аналогичное мягкое восприятия отображения, типа того которое возникает при технике сфумато в живописи начиная с Леонардо да Винчи.
И я пошел иным путем (менее затратным), и в статье «Тайна восприятия картин Леонардо да Винчи, как живых объектов, раскрыта.» представлен механизм осуществления оной инновации в фотографиях . http://www.sobornoedelo.ru/...
См. также: «Леонардо да Винчи - неприемлимые ошибки» в моем блоге и сообществах.


5. Время в зеркале.
Механизм многослойных равнообъемных концентрических слоев некоего единичного сферического объема позволяет описывать не только различные виды излучения, электромагнитные, механические колебания, звуковые …но и временные особенности протекания многих естественных процессов
Напомню общий принцип сформулированный в книге «Фрактальность природной мягкости…» : естественнонаучное описание природной «мягкости» звука, света и тепла, как фрактальное понимание протекающих электромагнитных и звуковых процессов, где самоподобие протекающих процессов, описывается при неизменности исходного частотного объема, нелинейными многослойными амплитудно-фазовыми слоями, с условием перенормировки и нелинейного удвоения единичного объема по равнообъемным амплитудно-фазовым слоям до критической величины.
Использование оных математических закономерностей позволило определить временные закономерности распределения смысла в речи, пении, музыке и текстах. В конце 80 гг, сформулированы математические уровни смысловой и временной организации музыкального и речевого восприятия. ( можно на калькуляторе просчитать является ли речевое сообщение, литературное и музыкальное произведение – «каноничным», почитаемым в истории культуры)
. « Как переделать посредственное литературное и музыкальное произведение в талантливое» (пособие для студентов и школьников) «СПб 2007 г. 100 экз
«Психология переживания. Психофизиологические методики» СПб 2006 г.96

При восприятии фрактального мягкого отображения зеркала облегчаются подвижные процессы памяти, все временные процессы и нарушения психики человека. ( которое естественно для людей неверующих, увлекающихся мистикой и оккультизмом, подверженным многообразным бесовским влиянием ), происходит порождение образов, навязывание им, как бы своих, с которыми происходит самодиалог…. При обычном зеркало нарушения («новизна видений») происходят только при очень большой патологии сознания.
Возможно поэтому ( в целях сохранности человечества ) для современного человека за последние века, рукотворная реальность ( звук, свет, тепло, изображение) стала приобретать все более сжатые форматы, ибо если дать полный формат, полное, неотчужденное восприятие той гадости, которая нас окружает, особенно в средствах массовой информации, то и здоровый человек бы не выдержал. Лет 26 назад мы проверяли этот эффект на полноценном звуке стоячих акустических волн исполненных идеально воспроизводящих полноценный звук тождественный по психофизиологии и неотличимый от реального. Так по энцефалограммам и кардиограммам, те произведения классической музыки которые воспроизводились в сжатых форматах прошли «мимо сердца» как бы услаждали ум, а в иной акустике вызывали соответствующие психофизиологические нарушения. (это к вопросу о неполезности классической музыки, научно, клинически доказанной, ибо полезны только звуки природы и пение человеческое, т.к. они от Бога, а музыка, она рукотворна от греховного страстного человека…)
Из иных сфер. В конце июля 2010 г. я делал доклад на международном физическом конгрессе по своей фрактальности природной мягкости и показывал некоторую технику с мягким звуком, светом и изображением. При показе картины «Мона Лиза» Леонардо да Винчи, сформированной с мягким восприятием на большом двухметровом мониторе ( она будучи в PDF формировалась на экране чуть более 2 сек, испытывая внутренние волнообразные колебания) и чуть далее, я почувствовал немой ужас аудитории (господ ученых физиков, техников, математиков). И сразу же переключил на следующую картину. Тут проблема, что хорошее мягкое живое изображение умерших людей делать нельзя, недопустимо. Ибо она умерла, человека грешний (без православного погребения и отпевания и т. д.) и впечатнение ужасное. Недаром в литературе отмечается, что при просмотре картины в Лувре за последний век более ста человек впадали в обморок,( ссылки в интернете). Существующее фото изображение Джоконды я смягчил на более низких слоях изображения, но нехороший остаток неустраним.
Поэтому ограничимся в жизни природой и видами храмов.
А с зеркалом вопрос интересный тем, что он реальный, жизненный. Но наука его мало коснулась.
Дерзайте.

Пример:
Обычное отражение в зеркале


(оригинал),

Фрактальное, мягкое изображение в «живом» зеркале




6). Зеркала различаются отображаемым спектром.

Спектр отражения определяется составом вещества отражения, которое различно у любых поверхностей вещества зеркала
Пример спектров металлического зеркала

Рис. 1 к ст. Зеркало.

Рис. 2. Спектральные коэффициенты отражения металлических плёнок.
http://dic.academic.ru/dic....


=============================
Литература:


Мои книги:
1). «Феномен зеркала в истории культуры» СПб 2006 г.
В интернет библиотеках с 2000 г.
2). «Правдивое зеркало» СПб 2007 г.
3). Экология человека.Инновационные технологии ББК 20.1. С-31
Синкевич Владимир Антонович «Фрактальность природной « мягкости » звука, света, тепла. Инновационная технология осуществления мягкости звука, света, тепла, видеоизображения, … в технических устройствах. Основания новой технологии в истории культуры.» СПб, Изд-во «Ступени», 2010 г. . 445 С.
Приложение 5. Феномен Зеркала в истории культуры. Правдивое зеркало.

Мои статьи
В блоге мой мир. На mail.ru
http://blogs.mail.ru/mail/v...
1). Как лечиться правдивым зеркалом
2). Зеркало как «физическая» тайна культуры.
3). Зеркало. Почему в Новом Завете нет слова «зеркало»,
4). Синее зеркало на экране компьютера. Оздоровительная заставка
5). Благовещение и зеркало
И др.


Книги и статьи находятся:
http://www.sobornoedelo.ru/.... на моей страничке.
http://www.pan-i.ru/librpani на сайте Петровской академии наук и искусств.
http://www.hramm.ru/ на моем сайте утраченного храма св. ап. Матфия (Покровская церковь).
+ Математический портал, 3 статьи
В контакте, обзорные статьи
И еще где-то


Синкевич Владимир Антонович
vsa48@mail.ru http://blogs.mail.ru/mail/v... СПб 2011


Like

You cannot comment as you are not authorized.