Николай Мокшин,
21-01-2009 18:01
(link)
Никас &Группа "Black raven"
Наша страничка ВКонтакте
Никас &Группа "Black raven"
ВКонтакте http://vkontakte.ru/club160...
Я поэт-песенник, аранжировщик, вокалист, профессионал со стажем, пишу песни, тексты, саундтреки, музыку, как для профессионалов, так и для начинающих исполнителей, на различные темы, различных направлений и стилей.
Родился и вырос в городе Самарканд, в 1995 году переехал в Москву,играл в коллективе "КОНТРАСТ" до 2006года, занялся вокалом и в 2007 году собрал группу " Чёрный ворон" переименованная в дальнейшем группу "Black raven"
Являюсь создателем, вокалистом и лидером группы "Black raven"
Группа "Black raven" создана зимой 2007 года,играем и иполняем музыку различных классических стилей в том числе и собственного сочинения,в данный момент группа работает над альбомом "Чёрное и белое".
Приглашаем продюссеров и спонсоров,проект просто муз. БОМБА!!!!!
Nikas & Группа "Black raven" -это живые концерты,хорошее настроение,отличные песни.
Название альбома "ЧЁРНОЕ и БЕЛОЕ"
Напишу песню с учетом ваших предложений и пожеланий, на готовую рыбу (музыку) или на мою музыку. Быстро, качественно, не дорого. Много готового хитового материала. Мои заказчики и исполнители. Муз. коллектив «Сталкер», «Фармком», «ORGANON», ТЦ «ГИМЕНЕЙ» и т д. Аркадий Саруханов, Вадим Борисович, Андрей Костров, Артём Баринов и т д.
(Есть готовый материал для нескольких альбомов)
Название альбома "ЧЁРНОЕ и БЕЛОЕ"
Песни вошедшие в альбом:
1. Любовь, как Бабье лето.
2. Серое настроение.
3. Чёрные крылья.
4. Только.
5. Наказание.
6. Жизнени распутие.
7. Мегаполисы.
8. Город лабиринт.
9. Если бы...
10. Тёмный воин
11. Она одна.
12. Где весна?
13. Здравствуй
14. Я вернусь
15. Выше к солнцу
16. Ариведерчи
Участники гр."Black raven"
Вокалист и лидер группы: (Никас)
Вокал (ВлаС)
Тексты,музыка и песни (Никас)
Аранжировка (РоК)
Гитара соло (РоК)
Клавишные (КеТ)
Гитара ритм (Никас)
Бас гитара (ВлаС)
Ударные В поиске
КОНТАКТЫ
ТЕЛ: 8-905-5341858 Никас Крутберг
Персональный сайт (Гр."Black raven")
http://blckraven.ucoz.ru/
Mail: k_krutberg@mail.ru
Mail: mokshinnv@mail.ru
ICQ 365500490
Skype: nikas0075
Самарканд.
История, памятники и фотографии Самарканда. Виды Самарканда
Среди городов мира Самарканд - один из древнейших. Ему насчитывается 2750 лет. Город Самарканд завоевывали воины Александра Македонского, войска Арабского халифата, монгольские полчища Чингизхана. После многочисленных разрушений и пожарищ он вновь возрождался, рос, становился столицей крупных среднеазиатских государств.
По этой ссылке можно посмотреть все фотографии красот Самарканда
http://my.mail.ru/community...
Первоначально Самарканд занимал часть холма Афросиаб, возвышающегося к северу от современного города. К X в. многочисленные предместья, расположенные южнее холма, были уже застроены базарами, караван-сараями, банями и мечетями. Эта часть города имела хорошую систему орошения и утопала в зелени. Напротив, снабжение водой Афросиаба потребовало сложного устройства укладки свинцовой трубы по акведуку. При взятии Самарканда монголами этот древний водопровод был разрушен, и жизнь на Афросиабе прекратилась. Теперь это безжизненный холм, скрывающий сокровища художественной культуры прошлого. Монгольское нашествие смело постройки предшествующего времени. Потребовалось столетие, чтобы преодолеть его последствия. Лишь в 1334-1335 гг. на Афросиабе началось сооружение некрополя "Шахи-Зинда", был перестроен мавзолей Кусам ибн-Аббаса. Интерьер мавзолея был украшен поливной терракотой бирюзового цвета, в проеме между зиарат-ханой (комната поклонения) и гур-ханой (комната с надгробием) установлена деревянная решетка наборной работы, по распоряжению Тимура поставлено превосходное майоликовое надгробие.
Наибольшего расцвета строительство некрополя достигло в последней четверти XIV в., когда начали возводить мавзолеи для членов семьи Тимура, военачальников и вельмож. Некоторые постройки ансамбля "Шахи-Зинда" принадлежат первой половине XV в., времени Улугбека. В их число входит сдержанно декорированный портал (1434-1435 гг.) у подножия холма Афросиаб и стоящий выше по склону холма мавзолей с двумя высоко поднятыми бирюзовыми куполами, как предполагается, над могилой астронома Казы-заде-Руми, учителя Улугбека.
Открытое пространство перед мавзолеем "Казы-заде-Руми" сменяется узким проходом, застроенным с двух сторон мавзолеями времени Тимура: "Эмир-заде", "Туглу-Текин", "Шади-Мульк-ака" ("Туркан-ака") и "Ширин-бика-ака". Главные фасады этих небольших однозальных построек скомпонованы в форме портала, сосредоточившего на себе богатый красочный декор. От них отличается лишь восьмигранный мавзолей с открытыми по сторонам проемами, украшенный мозаикой из глазурованных кирпичей, вероятно, первоначально (первая половина XV в.) перекрытый куполом на высоком цилиндрическом барабане.
Лучше других сохранился мавзолей Шади-Мульк-ака (1372 г.) и её матери, сестры Тимура - Туркан-ака. Поистине неисчерпаемо многообразие художественных средств в искусстве керамических облицовок Шахи-3инда! Терракота с резным растительным, геометрическим и эпиграфическим орнаментом, покрытая цветной глазурью, и майолика составляют облицовку большинства мавзолеев этого комплекса.
Длинный проход между мавзолеями прерывается чартаком, отделяющим очаровательный затененный дворик, замкнутый мавзолеем "Туман-ака" (нач. XV в.) и мавзолеями дотимуровского времени - "Ходжа-Ахмада" и безымянного 1360-1361 гг., как бы состязающимися красотой облицовок. Дверь с датой 1404-1405 гг., украшенная резьбой и первоначально инкрустированная слоновой костью, ведет из дворика к мечети XV в. и к самому раннему и главному мавзолею Кусам ибн-Аббаса.
Цветные глазурованные облицовки "Шахи-Зинда" уникальны. Но не только они свидетельствуют о талантливости создателей ансамбля. Сменявшие друг друга в течение столетия, работавшие над разными зданиями, строители сумели с большим художественным тактом объединить здания в единый архитектурный ансамбль.
В конце XIV в. Самарканд стал столицей огромной империи Тимура, предметом его особых забот. Город Самарканд перепланировался и застраивался многочисленными зданиями. Честолюбивый правитель стремился строительством крупных монументальных построек утвердить идею своего могущества. В 1399 г., вернувшись из похода в Индию с огромными награбленными богатствами, Тимур начал постройку пятничной мечети.
С необыкновенной поспешностью, в течение пяти лет (1399-1404 гг.), была возведена мечеть "Биби-ханым", как стали ее называть впоследствии. Комплекс построек мечети объединялся большим двором, огражденным стенами. Главный вход, отмеченный высоким порталом с двумя башнями, располагался в восточной стороне двора, а в западной - здание главной мечети. Ее величественный портал, фланкированный восьмигранными башнями, открыт сводчатой нишей, в которой расположен вход в здание. Посередине двух других сторон двора стояли малые мечети. Все эти сооружения (общая площадь 167 х 109 м) были связаны проходящими по периметру двора галереями. Их купольные перекрытия поддерживались многочисленными мраморными колоннами и столбами. В углах дворовых стен стояли минареты. Стены зданий комплекса облицованы шлифованным кирпичом, на фоне которого глазурованным синим кирпичом выложены большие геометрические узоры. Такая монументальная орнаментация характерна для крупных построек Тимура. В убранстве портала мечети, в противоположность декору стен, использованы резной камень, мрамор и майолика. Облицованный бирюзовым кирпичом купол главной мечети господствовал над городом. Это о нем льстивый историк Тимура говорил, что он был бы единственным, если бы небо не было его повторением.
Плохое качество строительных работ привело к быстрому разрушению сооружений мечети. Не сохранилась галерея, значительно пострадали от времени оба портала, купол, малые мечети.
Одной из последних построек Тимура в Самарканде был "Мавзолей Гур-Эмир" (1403-1404 гг.), предназначенный для его любимого внука Мухаммеда-Султана, но послуживший усыпальницей и для него самого, его сыновей и внука Улугбека. Мавзолей был пристроен к существовавшему комплексу из двух построек - медресе и ханака, образовав между ними третью сторону двора. Четвертая из них была оформлена входным порталом, украшенным изразцовой мозаикой. До настоящего времени уцелел только этот портал и мавзолей. Четкий объем здания, крупная сетка орнамента из голубого и синего кирпича на стенах, огромные надписи на барабане, отсутствие дробных членений и мелкого декора создают величавый образ усыпальницы царственных особ. В интерьере это впечатление усиливают высота и отделка - зеленоватая панель из оникса, стены и купол с росписями и рельефными украшениями, поблескивающими позолотой, ажурная беломраморная решетка вокруг надгробий. Среди них выделяется строгой красотой темно-зеленое нефритовое надгробие Тимура. Под полом усыпальницы размещается склеп с саркофагами погребенных.
В XV в. в правление внука Тимура - Улугбека и последующих Тимуридов, в Самарканде сооружались постройки менее грандиозные, но отличающиеся благородством форм и гармоничностью цветной глазурованной облицовки. Таковы постройки времени Улугбека в "Шахи-Зинда" (входной портал, мавзолеи "Казы-заде-Руми" и восьмигранный) и медресе на Регистане (1420 г.) - большой площади в наиболее оживленной части города. Медресе сильно пострадало за время своего существования. Оно подвергалось реставрации, но купола над угловыми помещениями не были восстановлены. Медресе славится своим декором. Изразцовая мозаика портала по тональности и композиции одна из лучших образцов этого вида оформления зданий.
Уникальной постройкой Улугбека была обсерватория близ Самарканда. Это было круглое в плане трехэтажное здание. В этой обсерватории работал Улугбек со своими сподвижниками. Здесь проводились астрономические наблюдения, послужившие основой для его работ, которые выдвинули Улугбека в число выдающихся ученых мира. После убийства Улугбека, обсерватория была заброшена и уже в XVI в. превратилась в руины. Советские археологи обнаружили ее основание и находящуюся в земле часть астрономического инструмента - секстанта высотой 11 м. Наряду с монументальными постройками Самарканда XV в. слагались небольшие архитектурные ансамбли, в которых свободная и живописная планировка осуществлялась с большим художественным тактом.
Таков ансамбль "Ходжа-Абди-Дарун". Мавзолей "Абди-Дарун", построенный в XII в., был расширен в XV в. пристройкой второго купольного помещения с порталом, декорированным глазурованным кирпичом. Внутренний дворик ансамбля окружен этим мавзолеем, худжрами позднего медресе и летней мечетью XIX в. с айваном на деревянных колоннах. Водоем и зеленые насаждения, тишина и затененность двора создают впечатление интимности.
В XVI в., когда столицей снова становится Бухара, строительство в Самарканде затихает. Многие постройки приходят в запустение.
В XVII в. на Регистане, на месте несохранившейся "ханаки Улугбека" возводится "Медресе Шер-Дор"(1619-1636 гг.). Здание поставлено на одной оси с медресе Улугбека и повторяет его фасад не только размерами, но и всей композицией. Однако минареты поставлены здесь только по углам главного фасада. С каждой стороны портальной арки помещено мозаичное изображение солнца с человеческим лицом в лучах нимба и льва, догоняющего лань (изображению льва медресе обязано своим названием: Шер-дор - имеющий львов). В отделке здания господствует резная изразцовая мозаика, по своей тональности несколько уступающая превосходным мозаикам медресе Улугбека.
Третья сторона площади Регистан была застроена "Медресе Тилля-Кари" (1646-1660 гг.) на месте несохранившегося к тому времени караван-сарая. Так как мечеть Тимура "Биби-ханым" находилась тогда уже в разрушенном состоянии, в состав помещений медресе "Тилля-кари" была включена пятничная мечеть. Большому количеству позолоты в интерьере мечети медресе обязано своим названием "Тилля-кари", т. е. позолоченная. Облик этого медресе не обладает величавостью, свойственной двум другим на Регистане. Однако Тилля-кари не нарушает монументальности построек Регистана, общности композиций зданий и их колорита. Ансамбль площади Регистан имеет непреходящую ценность в градостроительном отношении и вызывает восхищение цельностью замысла.
Вряд ли есть какой-то другой город в Средней Азии кроме Самарканда, который бы подвергался таким многочисленным беспокойным событиям, переворотам, и репрессивным испытаниям. Великая столица Тамерлана, ее богатства и величие очаровывали алчные глаза феодальных завоевателей, и каждый из них считал для себя большой честью занять трон Самарканда.
Ранее 16-го столетия Центрально-азиатские области Тимуридов были завоеваны кочевыми узбеками, предводителем которых был Мохаммед Шейбани-хан (1451-1510 гг.).
В самом начале 16-го столетия Самарканд на короткий срок был захвачен Ферганским правителем Захритдином Бабуром. В своих известных мемуарах Бабур оставил описание Самарканда того времени. "Самарканд - удивительно красивый город", - пишет Бабур, - "имеющий одну особенность, которую можно было бы найти в ограниченном количестве городов: каждый вид торговли и промышленности выполняется в специальных отделенных ларьках или мастерских, то есть категории ремесла, торговли и розничной продажи никогда не смешиваются. Прекрасная традиция. Здесь - хорошие пекарни и столовые. Лучшая бумага в мире производится в Самарканде... В Самарканде существует производство - темно-красный бархат, который они экспортируют во все страны... Самарканд производит прекрасные (и в большом количестве) плоды: винограды, дыни, яблоки, гранаты. Хороши и все остальные фрукты. Но особенно великолепны - Самаркандские яблоки и "саниби" (разновидность винограда)".
После XVII века обстановка в стране изменилась. Зодчество Самарканда больше не поднималось до высот, достигнутых в его замечательных ансамблях. Шли века. Некоторые из построек не выдержали натиска времени, землетрясений и погибли. Только руины остались от грандиозной мечети "Биби-ханым". Исчезли с лица земли медресе и ханака в комплексе "Гур-Эмир". Но древний Самарканд не прекратил своего существования. Теперь это снова растущий, развивающийся город, один из промышленных и культурных центров Узбекистана.
Тщательно изучаемые и реставрируемые археологические и исторические памятники Самарканда органично вошли в его современный облик, который формируется новыми зданиями и площадями, гостиницами и кварталами жилых домов. Неся в себе большую познавательную и эстетическую ценность, архитектурные памятники прошлого обогащают современный Самарканд.
Тамерлан Тимур
10 апреля 1336 года – 18 февраля 1405 года
Биография
Полководец, эмир с 1370 года. Создатель государства со столицей в Самарканде. Разгромил Золотую Орду. Совершал завоевательные походы в Иран, Закавказье, Индию, Малую Азию и другие, сопровождавшиеся разорением многих городов, уничтожением и уводом в плен населения.
Тимур, сын барласского бека, эмира Тарагая, родился в селении Ходжа Ильгар (недалеко от города Шахрисабза). С юных лет Тимур был хорошо знаком с военным делом и принимал участие в междоусобных распрях.
По-видимому, личная храбрость и ярко выраженные качества вожака создали Тимуру широкую популярность среди молодежи. Вокруг него собрался хорошо вооруженный отряд, который совершал набеги на земли соседей и грабил купеческие караваны.
Тимур хорошо знал среду кочевников-скотоводов, оседлых земледельцев и горожан. Он выдвинулся в период нападения на Мавераннахр моголистанского хана Тоглук-Тимура, который дважды - в 1360 и 1361 годах - пытался подчинить себе эту богатую страну и, не встретив сопротивления, дошел до Кашкадарьи, правитель которой Хаджи-барлас бежал в Хорасан. Тимур поступил на службу к Тоглук-Тимуру, который, отправляясь домой в Моголистан, передал ему управление чешским вилайетом. Так, в 25 лет Тимур стал владетелем небольшого, но богатого тумена.
Тимур недолго был на службе у моголистанского хана. Когда последний назначил правителем в Мавераннахр своего сына Ильяс-ходжу, Тимур не пожелал ему служить, порвал с ним и стал самостоятельным владетелем. Возможно, этот разрыв произошел благодаря поддержке Хусейна - внука влиятельного тюркского эмира Казагана, с которым Тимур вступил в союз в 1361 году.
Последующие четыре года (1361-1365) являются периодом наибольшей близости между двумя эмирами, которые вступили в родственные отношения сестра Хусейна Улджай Туркан-ага стала женой Тимура. Союз эмиров представлял собой значительную силу в Мавераннахре, однако он использовался, главным образом, в их личных интересах для грабительских набегов. Во время военных походов (на Сеистан) Тимур получил тяжелые ранения в правую руку и правую ногу. Рука впоследствии почти высохла, а на правую ногу Тимур хромал всю жизнь, почему и получил прозвище «Тимурленг» - Тимур-хромец, в европейском произношении - Тамерлан.
После смерти Тоглук-Тимура изгнанный из Мавераннахра Ильяс-ходжа не захотел примириться со своим положением и в 1365 году с большим войском выступил в поход на Мавераннахр. Хусейн и Тимур подготовились к сражению. Битва, вошедшая в историю под названием «Джанг-и-лой» («Битва в болотистой местности»), состоялась между нынешним Чиназом и Ташкентом. Во время сражения начался ливень; образовалась липкая скользкая грязь, всадники теряли устойчивость и падали. Из-за несогласованности действий Тимур и Хусейн потерпели неудачу. В самый разгар сражения, когда войско Тимура добилось серьезного успеха, Хусейн не поддержал его, и это решило исход битвы. Оба эмира покинули поле боя и с остатками войска отступили сначала в сторону Самарканда, а потом на юг, к Амударье, переправившись через которую, укрылись в Балхской области.
Теперь дорога на Самарканд, оставленный без гарнизона и военачальников, была для Ильяс-ходжи открыта. Таким образом, население было брошено на произвол судьбы. К счастью для жителей, в городе в это время находилась значительная группа сарбадаров, выступавшая против эксплуататорской власти Моголистана.
Когда весть о приближении Ильяс-ходжи дошла до жителей Самарканда, Маулан-задэ, учащийся самаркандского медресе, обратился к народу с пламенной речью, призвав защищать город до конца.
Войско Ильяс-ходжи попало в умело расставленную ловушку. Захватчикам пришлось поспешно уйти, потеряв, по одним данным, 1000, а по другим, 2000 человек и огромное количество лошадей.
Весть о победе сарбадаров над Ильяс-ходжой дошла до эмиров - Хусейна и Тимура. Зиму Тимур проводил в Карши, а Хусейн - на берегу Амударьи. Весной они встретились и вместе двинулись к Самарканду. Остановились они у самого города, в местности Кан-и-Гиль. Оба эмира дали знать сарбадарам, что одобряют их действия и хотели бы с ними встретиться. Сарбадары поверили «добрым» намерениям эмиров, на приеме у которых им действительно было оказано много знаков внимания. Однако, когда на следующий день они вновь появились в ставке Хусейна и Тимура, их вероломно схватили, связали и казнили всех, за исключением Маулана-задэ, которого своим заступничеством перед Хусейном спас Тимур.
Покончив с сарбадарами и их вождями, Хусейн и Тимур весной 1366 года вновь подчинили себе Самарканд.
Между тем отношения между Тимуром и Хусейном изо дня в день ухудшались. Оба эмира втягивали в свои распри других мавераннахрских владетелей. Однако феодальная анархия в стране не могла продолжаться бесконечно. Объединения хотели купцы, ремесленники, мусульманское духовенство и земледельцы.
Тимур лучше, чем Хусейн, понимал требования времени и группировал вокруг себя духовенство и городское население, сочувственно относившееся к его политической линии.
В конце 60-х годов Хусейн стал укреплять принадлежавший ему Балх, перестроил в нем цитадель Хиндуван и восстановил городские стены. Туда он перевез все свое имущество и много оружия. Прекрасно понимая, на что направлены приготовления Хусейна, Тимур решил опередить его.
В 1370 году, собрав хорошо вооруженное войско, он осадил Балх и ценой больших потерь овладел городом. По его приказу была разрушена цитадель и город отдан на разграбление воинам. В цитадели Тимур захватил казну. Хусейн принял смерть от руки союзника Тимура, правителя Хутталяна Кейхосрау. По словам летописцев, еще в самом начале похода на Балх Сейид Береке, родом из Мекки, предсказал Тимуру великое будущее и вручил ему символы власти - барабан и знамя.
Взятие Балха и смерть Хусейна явились решающими событиями в жизни Тимура. На курултае начальников войска (командиров туменов и тысячников) Тимур был провозглашен единым государем. Он называл себя эмиром курагани, так как женился на вдове Чингизида эмира Хусейна. Чувствуя пиетет к величию империи Чингиза, он назначил подставным ханом Чингизида Суюргатмыша. Влияние и авторитет Тимура были безграничны. Термезские шейхи, братья Абулмаали и Али-Акбар, носившие титул худованд-задэ (владыка) первыми поняли это. Их свидание с Тимуром в Балхе положило начало прочной связи с духовенством, которая не нарушалась в течение всего правления Тимура.
Из Балха Тимур направился в свой родной город Кеш (Шахрисабз), где занялся устройством внутренних дел государства. Давуда, одного из своих сподвижников, он назначил эмиром дивана, то есть везиром. Сохранив прежнее административное деление Мавераннахра на трумены, сделанное Кебек-ханом, Тимур назначил на должности начальников туменов и тысячников новых лиц.
В 1370 году Тимур переехал в Самарканд, где приступил к вооружению городских стен, цитадели и дворца. Ему необходима была хорошо укрепленная столица - надежный оплот против оппозиционных владетелей, со стороны которых он мог ожидать вооруженного выступления против себя.
Тимур знал, что стране нужна твердая власть. Он привлек и подчинил себе мелких владетелей Мавераннахра, организовав несколько грабительских набегов на соседние страны. Тимур хорошо разбирался в настроениях большинства владетелей Мавераннахра. Свою среду он знал очень хорошо с ранней юности, знал, как стремятся мавераннахрские владетели совершить поход с целью получения добычи - он и сам стремился к таким же походам. Большой государственный ум сочетался у Тимура с привычками феодала-владетеля, который не упустил бы случая захватить у соседа добро, если бы для этого в данный момент у него имелись достаточные военные силы.
Уже первые годы правления Тимура показали, что он стал сочетать государственную деятельность по объединению Мавераннахра с организацией походов, не связанных с объединением государства, а носивших чисто грабительский характер.
Объединить и подчинить земли между Амударьей и Сырдарьей, а также Фергану и Хашскую область Тимуру не представляло особого труда. Здесь не было такого владетеля, который мог бы противопоставить Тимуру свою волю. Иначе обстояло дело с Хорезмом - древней культурной областью. Хорезм был разделен на две части Северный Хорезм с городом Ургенчем вошел в состав Золотой Орды, а Южный - с городом Кятом - в улус Чагатая. В начале 60-х годов, в смутное время, наступившее в Золотой Орде после смерти хана Бердибека (1359), из племени кунграт выдвинулась самостоятельная династия Суфи.
Хусейн Суфи начал объединение Северного и Южного Хорезма и захватил два города Кят (тогда крепость) и Хиву. Тимур, претендовавший на все наследие улуса Чагатая, считал этот акт незаконным и в 1372 году отправил к Хусейну Суфи посла с требованием вернуть захваченные города. Хусейн отказался выполнить это требование. Тимур немедленно двинул против него свое войско. Путь к Ургенчу лежал через Кят, который был взят после недолгого сопротивления. Затем та же участь постигла и Хусейна. Он укрылся в цитадели Ургенча, где вскоре умер. Место Хусейна занял его брат Юсуф Суфи. Тимур предложил ему мир, одним из условий которого было требование выдать за своего сына Джехангира Хан-задэ дочь Хусейна - внучку Узбек-хана. Юсуф Суфи согласился.
После ухода Тимура Юсуф Суфи не выполнил условий мира и вновь захватил Кят. Своими действиями он вызвал второй поход Тимура в Хорезм (1373-1374), но до военного столкновения дело не дошло, так как Юсуф принес повинную, обещая немедленно выполнить все условия мира.
В результате Южный Хорезм вошел в состав государства Тимура, однако успех оказался временным. Юсуф Суфи, воспользовавшись отсутствием Тимура (воевавшего с Урусханом), в 1375 году вновь овладел Южным Хорезмом. Взаимные стычки и обиды продолжались до 1379 года, когда Тимур после трехмесячной осады овладел Ургенчем, и Южный Хорезм окончательно вошел в состав империи Тимура.
Существовала еще сильная Золотая Орда, которая, так же как и Белая орда, угрожала могуществу Тимура. С первых лет своего правления Тимур внимательно следил за тем, что происходило в улусе Джучи, в состав которого входили Золотая и Белая орды. Постепенно Белая орда обособилась и ввела своих собственных ханов. Урус-хан, правивший в ней до 1375 года, задумал объединить обе части улуса Джучи под своей властью.
Тимур, опасаясь этого объединения и его возможных последствий для своего государства, искал повода для вмешательства. Удобный случай представился. Один из узбекских эмиров Белой орды, правитель Мангышлака Туйходжа-оглан, был убит Урусханом за то, что не выступил с ним в поход против Золотой орды. Сын Туйходжи-оглана Тохтамыш бежал из Белой орды и явился в 1376 году к Тимуру, предлагая свои услуги.
Учитывая общую обстановку в орде и считая чрезвычайно выгодным для себя иметь в Белой орде своего ставленника, Тимур предложил Тохтамышу военную поддержку, тут же снарядил войско и отправил его в Белую орду отвоевывать у Урусхана белоордынский престол. В двух походах (1376) Тохтамыш был разбит. Тогда Тимур, несмотря на зимнее время, направился с войсками против Белой орды, но из-за сильных морозов поход был прерван. Только в 1379 году Тимуру удалось посадить Тохтамыша на престол Белой орды.
Тохтамыш не оправдал надежд Тимура. Став ханом в Белой орде, он пошел по стопам Урус-хана и начал борьбу за объединение и усиление Золотой Орды. Победа над Мамаем в 1380 году дала возможность Тохтамышу захватить верховную власть в Золотой Орде и вновь объединить обе части улуса Джучи.
Стремясь возродить Золотую Орду и расширить ее пределы, Тохтамыш предпринял несколько походов в Закавказье и Азербайджан. В 1385 году он направил многочисленное войско для захвата Тебриза.
В конце 80-х годов Тохтамыш явно искал случая для столкновения с Тимуром, стремясь отвлечь его от персидских походов. В 1387-1388 годах, воспользовавшись отсутствием Тимура, он напал на Мавераннахр. В это же время поднял восстание Сулейман Суфи, и Тимур совершил последний поход на Хорезм (1388). Заняв Ургенч, Тимур уничтожил династию Суфи, а жителей города переселил в Самарканд. В течение десяти дней войска Тимура грабили прекрасный богатый Ургенч, в результате один из центров торговли между восточной Европой и Средней Азией был уничтожен. Только в 1391 году Тимур приказал восстановить город. Так прекратило самостоятельное существование небольшое, но богатое и культурное Хорезмское государство. Хорезм вошел в состав державы Тимура, а позже государства Тимуридов. Таким образом, все земли Средней Азии, за исключением Семиречья и низовьев Сырдарьи, оказались в руках завоевателя.
Тимур, ведя войны с Тохтамышем, стремился полностью ослабить улус Джучи, так как видел в самом существовании могущественной Золотой Орды постоянную угрозу своему государству. Он провел три больших похода против Тохтамыша (в 1389, 1391 и 1394-1395 годах).
В 1395 году произошло решающее сражение между Тимуром и Тохтамышем на Северном Кавказе, в долине реки Терек. Тохтамыш потерпел поражение, и Тимуру открылась свободная дорога в Поволжье, к самому сердцу Золотой Орды - ее столице городу Сараю Берке. Большой и богатый город был захвачен, разграблен и сожжен, причем из него была вывезена огромная добыча, в состав которой кроме разнообразных материальных ценностей входило большое число пленных - мужчин, женщин и детей, обращенных победителями в рабство. Пострадало не только Нижнее Поволжье с его главными городами - Сараем Берке и Хаджи Тарханом (Астрахань), но и Крым с его приморскими городами (например, Кафа), а также Азак (Азов) и Северный Кавказ. Известно, что опустошения и разрушения здесь были настолько велики, что все эти места долго не могли экономически возродиться.
Если борьба Тимура с Хорезмом и Золотой Ордой была вызвана интересами объединения Средней Азии в сильное государство, то походы в Персию, Закавказье и Индию носили завоевательный и грабительский характер.
Таков был и поход Тимура в 1381 году на Герат, которым владел в то время Гиясуддин Пир-Али из династии Куртов. Жители не оказали упорного сопротивления Тимуру, так как поверили его обещаниям гарантировать им жизнь и неприкосновенность имущества, если они останутся в домах и не примут участия в защите города.
Понятно, что в такой обстановке Тимуру легко было взять один из наиболее укрепленных городов Хорасана. Наложив на жителей огромную дань, Тимур приказал наиболее именитым жителям Герата покинуть город и отправиться в Шахрисабз, который Тимур в то время всячески старался возвеличить и украсить.
Опасаясь возможного восстания жителей Герата, Тимур приказал срыть укрепления города (городские стены с башнями), снять ворота и т. д. Не тронута была только цитадель Ихтияруддин. Предположения Тимура оправдались в 1383 году, то есть через два года после взятия города, гератцы восстали, однако победить не сумели; восстание было жестоко подавлено. На этот раз они заплатили значительно большую дань. В том же 1383 году династия Куртов (с 1381 года вассалов Тимура) была окончательно низложена, а еще через шесть лет, в 1388 году, сын Тимура Мираншах коварно убил на пиру ее последнего представителя.
К середине 80-х годов весь Хорасан уже принадлежал завоевателю. На этом его движение в глубь Персии не остановилось. Тимур совершил еще три длительных похода в Персию сначала «трехлетний» (с 1386 года), затем «пятилетний» (с 1392 года) и, наконец, «семилетний» (с 1399 года). Походы эти были успешны и завершились покорением всей Персии. Военачальники и простые воины Тимура были жестоки и безжалостны к населению, у которого они отнимали имущество, свободу, а часто и саму жизнь.
Особенной жестокостью Тимур отличился в 1387 году в походе на области Фарса и Исфахана, которыми владели Музаффариды. После захвата Исфахана он приказал жителям выкупить свою жизнь и право на имущество. Для сбора выкупа кварталы города были поделены между эмирами войска Тимура. Однако исфаханцы не желали платить дань и подняли восстание против оставленного в городе гарнизона. Почти все чиновники Тимура, которым поручили собирать дань, погибли. Узнав об этом, Тимур приказал войскам вновь захватить город. Началось массовое убийство населения. Каждый воин должен был доставить Тимуру определенное количество голов. Шарафуддин Али Иезди при всем своем пристрастии к Тимуру вынужден был признать, что не все воины решились убить такое большое число мирных мусульман и предпочли уплатить за голову по двадцать кебекских динаров. В исфаханском побоище было собрано 70 000 голов, из которых по приказу Тимура в «назидание» другим были сложены высокие башни...
Не раз ходил Тимур с большим войском и в Азербайджан, но покорил его лишь в 1397 году. Армению и Грузию он подчинил себе в 1392 году, оставив в памяти народа воспоминание о себе, как об одном из жесточайших завоевателей.
В индийском походе (1398-1399) Тимур ограбил огромную страну, безжалостно перебив 100 000 безоружных индийских пленных, заподозренных им в организации восстания в его тылу во время битвы с султаном Насируддин Махмудом Дехлийским. Тимур, разбив войска дехлийского султана и захватив прославленный город Дехли (Дели) и близлежащие области, вывез огромную добычу.
В 1400 году Тимур вступил в борьбу с турецким султаном Баязедом I и египетским султаном Фараджем, захватил Сивас в Малой Азии и Халеб (Алеппо) в Сирии. В 1402 году при Анкаре Тимур столкнулся с Баязедом в решающем сражении. В каждой армии насчитывалось более 200 000 воинов. В этой битве могущественный османский султан Баязед был наголову разбит и взят в плен. Победа при Анкаре в 1402 году почти на 50 лет отсрочила завоевание Константинополя турками-османами.
В течение нескольких лет Тимур тщательно готовился к походу на Китай и начал его в конце 1404 года, выступив с 200-тысячным войском. И только смерть Тимура, последовавшая 18 февраля 1405 года в Отраре, прервала поход.
Тимур, отличавшийся большим военным и государственным талантом, был сыном своей эпохи. За свою жизнь он истребил девять династий. Он жестоко разорял завоеванные земли, зачастую истреблял население. Тимур стремился к завоеванию всего мира, утверждая, что «если на небесах есть только один Бог, то и на Земле должен быть только один правитель». Власть его была абсолютной.
Огромным государством Тимур управлял через своих сыновей, внуков и приближенных, назначив их правителями. При этом он широко использовал систему суюргала (вознаграждение со стороны правителя). Лица, получившие суюргальные владения, управляли ими как вассальные правители.
Только сила и страх держали в узде вассалов Тимура. В 1375 году Тимур казнил непокорного главу племени джалаир, а джалаиров распределил по разным округам, уничтожив, таким образом, целое кочевое владение в районе Ходженда. Согласно рассказу Ибн Арабшаха, в 1338 году Тимур коварно перебил в Самарканде некоторых эмиров, выразивших недовольство. Он отнял Фарс с городом Ширазом у сына Омар-шейха Пирмухаммеда, который не выступил в поход по его приказу. Впрочем, в 1403 году он снова вернул Пирмухаммеду его суюргал.
Военная история называет Тимура в числе крупнейших полководцев средневековой Азии. Его военное дарование раскрылось в двух направлениях как реорганизатора войска и как полководца. В его армии соблюдалась железная дисциплина.
Свои войны Тимур вел с исключительной жестокостью, бесчеловечностью, которая ничем не могла быть оправдана. Чем можно оправдать постройку башни из 2 000 живых людей, переслоенных битым кирпичом и глиной при взятии Исфизара (город в Афганистане) или сооружение в восставшем Исфагане башен из 70 000 голов, или, наконец, погребение заживо 4 000 людей после взятия города Сиваса в Малой Азии
Тимур не принадлежал к Чингизидам, поэтому никогда не именовал себя ханом. Как и все люди того времени, он относился к титулу «хан» с большим пиететом и, несмотря на свое честолюбие и властолюбие, вынужден был носить титул эмира, присоединив к нему титул «курагана» (зятя; в данном случае ханский зять). Право на титул курагана он приобрел после женитьбы на Сарай Мульк-ханым, которую он взял из гарема эмира Хусейна в 1370 году и которая была дочерью Чингизида Казан-хана, последнего хана Мавераннахра из дома Чагатаев.
Тимур, по словам Хафизи Абру, имел познания в истории тюрков, арабов, персов, особенно он ценил практические знания. Он был прежде всего политиком и, стараясь из всего извлечь пользу для государственного дела, сохранял самые дружеские связи с представителями мусульманского духовенства, создавшими ему популярность среди феодальной верхушки и воинов. Как тогда было принято, он держал при себе духовника - шейха Береке, - который «молитвой старался подкрепить то, что делал Тимур мечом». Однако политический расчет Тимур ставил выше споров между отдельными правоверными толками.
В Мавераннахр, центр своего обширного царства, Тимур ввозил не только различные материальные ценности, но главным образом пленных специалистов-ремесленников, художников, архитекторов, ученых. В Самарканде можно было увидеть мастеров Хорезма, Исфагана, Шираза, Халеба и других городов Востока. Их технические знания и творческое вдохновение использовались при строительстве дворцов, мечетей, медресе, мавзолеев, загородных садов. Испанский посол Клавихо, посетивший Самарканд в 1403-1404 годах, был поражен размахом строительных работ Тимура.
Самарканд был украшен новыми величественными зданиями, благоустроенными базарами, пополнен кварталами ремесленников самых разнообразных специальностей.
Тимур до конца своих дней находился в здравом рассудке. Он позвал к себе принцев и принцесс из гарема, придворных и значительных эмиров, которые сопровождали его в Отрар, и объявил им, что знает о своей скорой смерти и ожидает ее спокойно; он возражает против обычного в таких случаях громкого плача. Эмирам и принцам он приказал позаботиться о том, чтобы Иир Мухаммед, сын Джахангира, стал его преемником; они все должны дать обязательство привести к соответствующей присяге остальных его потомков. Предложение одного из присутствующих, что нужно срочно вызвать принцев из лагеря под Ташкентом, он отверг. Его жизнь так долго не продлится, всех тех, кто здесь в Отраре присутствует, достаточно для того, чтобы засвидетельствовать его последнюю волю. В конце он предостерег их «Что бы я ни говорил и ни советовал, вы не можете ни в чем проявлять слабость, вы должны крепко держать в руках рукоятку меча, так как если тело позорят, а в сердце допускают слабость, то это ведет к уничтожению разума и к смерти души. Низость не позволить достичь того, к чему стремился; кто проявляет слабость, тот не достигнет того, чего он желает».
Приближенные старались скрыть от членов династии смерть Тимура, тем не менее весть о ней быстро распространилась. Наступил период смут.
This group may contain posts available to members only.
Join the group to read them
Join the group to read them