Все игры
Обсуждения
Сортировать: по обновлениям | по дате | по рейтингу Отображать записи: Полный текст | Заголовки

Борис Васильев "1-е МАРТА 1917 года".. Вопрос...



Я неожиданно получил рукопись из Северо-Двинска, города, в котором никогда не был. Рукопись предваряла записка: “Разбирая старые семейные бумаги, я нашла записи, которые вас могут заинтересовать”. Вот эти записки.

“Вся жизнь моя, ныне контр-адмирала, прошла на флоте. Я начал служить по выпуску из училища командиром спасателей на подводной лодке еще безусым мичманом. Ученье было тяжелым, нас учили плавать и хорошо ориентироваться под водой, специальными упражнениями развивали наши легкие, и я, например, в конце концов достиг того, что мог продержаться под водой, не дыша, более полутора минут.

Конечно, спасателей выпускают через торпедные люки с воздушным баллоном, маской и шлангом, но шланг может запутаться, его могут перерезать ножом противники, и поэтому подобная жесткая тренировка просто необходима. В данном случае она спасла мне жизнь без всякого преувеличения. Не будь у меня этих навыков, я бы оказался на дне Мойки, как десятки других моих сослуживцев.

Наша лодка стояла тогда в Кронштадте, лишь изредка рискуя проводить тщательно подготовленные рейды. На Балтике господствовали германские быстроходные противолодочные бронекатера, справиться с которыми было очень трудно. У них были мощные эхолокаторы, которые контролировали наши субмарины, едва мы выходили с базы в открытое море.

И тут — отречение Государя, Февральская революция и всеобщее торжество. Старшее офицерство не одобряло ни отречения, ни тем паче, революции, но мы, молодежь, мичманы да лейтенанты, пребывали в бурном восторге. А поскольку 1-е марта было объявлено Временным Правительством Днем всеобщего согласия, мы немедленно поехали в Петроград на катере и радостно примкнули к шествию, которое двигалось по Невскому от Дворцовой площади.


Читать далее...  ]

Метки: история, революция, ХХый век

Эдвард Карр . Глава Октябрь 1917 года. К Празднику Революции...

Эдвард Карр. Из книги...

Русская революция от Ленина до Сталина. 1917-1929

Русская революция 1917 года была поворотным пунктом в истории человечества, и, вполне вероятно, историки будущего назовут ее величайшим событием XX века. Историки еще очень долго будут спорить и резко расходиться в своих оценках ее, как это было в свое время с Великой французской революцией. Одни будут прославлять русскую революцию как историческую веху в освобождении человечества от гнета, другие - проклинать как преступление и катастрофу. Русская революция была первым открытым вызовом капиталистической системе, которая в Европе к концу 19го столетия достигла своего апогея. То, что революция разразилась в разгар первой мировой войны и частично была ее результатом, вряд ли случайное совпадение. Война нанесла сокрушительный удар по международной капиталистической системе, сложившейся к 1914 году, и обнажила ее внутреннюю нестабильность. Революцию можно рассматривать одновременно и как следствие, и как причину упадка капитализма.

Хотя революция 1917 года имела широкое международное значение, она коренилась в специфических русских условиях. За внушительным фасадом царского самодержавия скрывались застойная аграрная экономика, которой со времени освобождения крепостных удалось достичь лишь весьма незначительных успехов, и недовольство голодного крестьянства. С 60-х годов XIX столетия в России действовали террористические группы, происходили периодические всплески насилия и репрессий. Тогда же началось движение народников, преемницей которых стала социал-революционная[1] партия (эсеры), защищавшая интересы крестьян. После 1890 года в патриархальном хозяйстве России начали происходить серьезные сдвиги в сторону индустриализации; в стране появляется приобретающий все большее влияние и значение, богатеющий класс промышленников и финансистов, в значительной степени зависимый от иностранного капитала; это способствовало проникновению в страну либеральных идей Запада, что наиболее полно проявилось в платформе партии кадетов (конституционно-демократической партии). Этот процесс сопровождался ростом промышленного пролетариата, а также первыми проявлениями будущего пролетарского движения; в начале 90-х годов XIX столетия начались первые забастовки. Создание в 1898 году марксистской Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП) - партии Ленина, Мартова и Плеханова - отразило все эти явления. Накопившееся напряжение выплеснулось в результате неудач и унижений русско-японской войны.



Читать далее...  ]

Метки: история, революция

"Сергей Данилов: Гражданская война в Испании." Послесловие..


Гражданская война обошлась Испании в 450 000 загубленных человеческих жизней – убитых, замученных, умерших от голода, ран и болезней и пропавших без вести.
Испания потеряла 5% довоенного населения, свыше 10% мужского населения. Погибло почти 20% молодежи от 16 до 30 лет.
320 000 погибших испанцев составили республиканцы, 130 000 – националисты, каждый пятый из них стал жертвой политических репрессий по обе стороны фронта. В стране почти не осталось семей, не пострадавших от войны.


Основательно разрушенными оказались все крупные города, кроме Бильбао и Севильи, и целый ряд мелких – Бельчите, Гвадалахара, Герника, Дуранго, Касерес, Нулес, Сагунто, Сеговия, Теруэль, Толедо, Хихон. Сильнее всего пострадали дороги, мосты, коммунальное хозяйство и жилой фонд. После войны катастрофически не хватало жилья и электричества. До конца 40-х годов свет во многих селах и мелких городах то и дело отключали.
Четверть миллиона строений была разрушена до основания, еще столько же зданий пострадало. 173 населенных пункта пришлось восстанавливать полностью (правда, крупнейшие заводы и фабрики уцелели).




Читать далее...  ]

Метки: ХХый век, история

Валерий Августинович. БИТВА ЗА СКОРОСТЬ.4.

Как закончилась эра боевой винтовой авиации с поршневыми моторами.



История создания машин(Ту-4 и Ту-85), как и почти всего в авиации, была драматична. Эта авиационная драма обусловлена постоянной гонкой (в буквальном смысле) вооружений и возникающей из-за этого нехваткой времени. Особенностью создания вооружений, в том числе и авиации, является сильное влияние фактора времени: сложные технические системы надо создавать быстро, чтобы не дать преимущества противнику. Отсюда — риски стратегических ошибок при выборе направления, бесполезной траты ресурсов, но и… возможности прорыва в случае аналогичных, объективно обусловленных ошибок вероятного противника. Весь путь развития авиации позади усеян обломками тупиковых направлений: либо передовые технические идеи пытались реализовать слишком рано,

Kогда техническая база не позволяла этого сделать, либо повторяли «зады» уже реализованного с экстенсивным наращиванием мощности, что заранее обеспечивало отставание.

История создания стратегического бомбардировщика Ту-4, советской «летающей крепости», подробно описана в воспоминаниях ее главного конструктора Кербера, заместителя А. Н. Туполева. Эта история, к сожалению, обросла мифами, которые тиражируются в средствах массовой информации некоторыми «историками», далекими от техники и не понимающими закономерно-с гей ее развития. Как «объяснил» по телевизору историю разработки этого передового во всех отношениях самолета того времени один известный «историк» Юрий Жуков: «Туполев просто развинтил американский В-29, а затем свинтил свой Ту-4».

Первая часть этого высказывания соответствует действительности — несколько американских В-29 были интернированы в СССР во время войны США с Японией на Дальнем Востоке, куда они приземлились из-за незначительных поломок после выполнения боевого задания. Еще действовал договор СССР с Японией о ненападении от 13 апреля 1941 г. и в соответствии с международным правом нейтральная страна, каковой был СССР до вступления в войну с Японией 9 августа 1945 г., обязан был интернировать представителей вооруженных сил участников конфликта, оказавшихся на его территории. Воспользовавшись этим, специалисты действительно «развинтили» В-29 и раздали узлы самолета по принадлежности конструкторским бюро авиапрома для изучения. Обычная мировая практика: так поступают во всем мире, когда новейшие образцы техники противника попадают в руки. Американцы делали то же самое, например, с МиГ -25, который угнал в Японию известный офицер-перебежчик Биленко. Более того, еще до этого аэродинамическая схема самолета МиГ-25 была заимствована американцами для своего проекта самолета воздушного боя F-15 «Eagle» («Орел»).

А вот вторая часть высказывания «историка» ничего общего с действительностью не имеет: в СССР большая часть аналогов американского оборудования просто не производилась. «Свинтить» советский аналог В-29 было не из чего. «Летающая крепость» В-29 была шедевром авиационной техники того времени, вобравшей в себя все инженерные достижения США, мирового лидера авиастроения. Повторить этот шедевр означало не просто «свинтить» подобный самолет, а вывести авиационную промышленность на новый технологический уровень. Надо было понять, как это все можно сделать: ведь ни чертежей, ни материалов, ни оснастки, ни технологии, ни соответствующего оборудования просто не было. Например, следящие устройства для дистанционного управления вооружением самолета (сельсины — датчики углового перемещения) в СССР вообще не производились. Самолет был насыщен малогабаритной электротехникой. Наконец, не было технологии доводки таких сложных систем. Ведь даже если вам удастся воспроизвести оригинал, то это не значит, что он будет успешно работать — нужно решить еще системные вопросы взаимодействия отдельных узлов. И все это надо было делать серийно, а не в одном уникальном экземпляре.

В общем, это, как говорил товарищ Сталин (хотя и по другому поводу), задача «посильнее «Фауста». Кстати, Сталин как раз на примере ознакомления с В-29 осознал масштаб отставания советского авиапрома от США. А США уже определились в качестве нового геополитического соперника СССР, быстро становились смертельным врагом. Сталин был взбешен и в 1946 г. снял с работы с последующим арестом министра авиационной промышленности Шахурина и Главкома ВВС маршала авиации Новикова. Бывший сталинский фаворит Маленков, курировавший авиапром, в результате утратил политический вес в партийной иерархии и едва не поплатился жизнью.

Вот как сам Сталин комментировал это решение спустя пять лет, 30 апреля 1951 г., на совещании с руководителями оборонной промышленности:

Читать далее...  ]

Метки: авиация, история, ХХый век

Последняя весна Испанской республики..

Зимняя победа Франко на Восточном фронте и взятие Барселоны стали прелюдией к его конечной победе.



Исход Каталонской битвы подтвердил превосходство военной машины националистической Испании. Националисты теперь располагали 40 провинциями против 10 республиканских и крупнейшим городом страны. Под их властью находилось абсолютное большинство испанцев – 14 из 23 миллионов. Они контролировали обе государственные границы страны – французскую и португальскую. Потери Франко в Каталонской операции были невелики, и националисты по-прежнему располагали хотя и утомленной, но обученной и боеспособной миллионной армией. Их готовились признать Англия и Франция. В Бургос в конце января приехал уполномоченный Даладье сенатор Берар, вступивший с правительством Франко в переговоры о нормализации франко-испанских отношений.
Уверенные в победе националистическое правительство обнародовало 14 февраля ответ на три Фигерасских пункта Негрина – Закон о политической ответственности. Закон карал всех, кто начиная с 1934 года «действием или бездействием» препятствовал победе «крестового похода».
18 и 22 февраля каудильо прокомментировал Закон и прояснил свой образ действий после победы. « Националисты победили, и республике следует безоговорорчно капитулировать». Он объявил, что гарантиями будущего мира в Испании будут его патриотизм и его честь. Наказание ждет только преступников. « Репрессии чужды националистам, – заверил Франко. – Нечего опасаться тем, чьи руки не обагрены кровью».

Читать далее...  ]

Метки: история, ХХый век

Пучков о фильме "Сталинград": Они сражались за Катю

Метки: история, культура, Великая Отечественная

Валерий Августинович . БИТВА ЗА СКОРОСТЬ . Выборочные отрывки.3

Причину поражения Красной Армии в июне 1941 года нельзя рассматривать в отрыве от состояния авиации.

Оперативная внезапность в пространстве и времени, концентрация сил на решающих направлениях и высокий темп операции, обусловленный отлаженностью военной организации (в том числе предусматривающей вероятные действия противника), привели немцев к успеху в 1941. Хорошо организованное информационное и силовое взаимодействие (на оперативном и тактическом уровнях) родов войск явилось нелинейным фактором усиления (синергии) в боевых действиях Вермахта против РККА.Короче — это была инновационная военная технология, обеспечившая отрыв германской военно-технической школы от РККА на целое поколение (25 лет). Все остальное — соопределяющие факторы.

Хорошим примером нелинейного усиления (синергии) эффективности применения артиллерии является использование немцами воздушных разведчиков и корректировщиков огня, знаменитой «рамы» («Фокке-Вульф-189»). В этом случае эффективность артиллерийского огня увеличивалась в «разы». А сбить «раму» было не так просто, как кажется.

Фиаско наших ВВС как системы было одной из главных причин, способствующей поражению в июне 1941 г.


Высокоточное оружие Второй мировой войны — пикирующие бомбардировщики «штукас» Ju-87 (с мотором Jumo 210D) Видна отличная летная выучка: полет в строю — на минимальном расстоянии между машинами.

Начиная от неготовности к ночным полетам: первая штурмовка советских аэродромов была проведена немцами в темное (по крайней мере, по инструкции) время суток (пересечение границы в 3.30). Подлет немецких самолетов был обнаружен, но из-за «темноты» самолеты оставались на земле. Для немцев это тоже было проблемой. Как вспоминал Кессельринг, командовавший 2-м Воздушным флотом (группа «Центр»): «В указанное время истребители и «штукасы» были не в состоянии передвигаться в четком строю. Этот момент представлял для нас серьезную трудность, но мы сумели ее преодолеть».
Вообще «штукасы» (пикирующие бомбардировщики Ю-87) оказались высокоточным, мобильным и потому самым эффективным оружием Второй мировой войны, о чем и писал Дж. Дуэ.Всего около 200 Ю-87 решали многие кризисы как в немецком наступлении, так и в обороне.

Плюс неэффективная противовоздушная оборона аэродромов как зенитными (некоторые зенитные части не различали силуэтов и сбивали своих), так и авиационными средствами уже во время боевых действий. Плюс несбалансированная аэродромная инфраструктура (постоянный недостаток высокооктанового бензина — 20 % от потребного, запчастей и моторов [12]), приведшая к ограничению концентрации авиации в боевых действиях и большому количеству оставшихся без дела самолетов на аэродромах, вскоре захваченных немцами.
В авиации, как и во флоте, при отсутствии паритета бой однозначно приводит к невосполнимому уничтожению элитного вида войск более слабого противника. Поэтому в этом случае (потери за вылет свыше 20 %) авиацию под угрозой полного уничтожения, как правило, выводят из боя. Так и вышло, в результате чего авиация не смогла ни прикрыть поле боя, ни провести эффективную штурмовку скопившихся на пограничных переправах и шоссе немецких войсковых колонн, представлявших идеальную цель. Господство же немцев в воздухе в 1941–1942 гг., в частности, приводило к тому, что передислокацию и отступление войск (пешим маршем!) приходилось осуществлять по ночам, когда «немец» спал, а утром без отдыха вступать в бой — усталость была нечеловеческая, не говоря уже о резком уменьшении подвижности войск, а следовательно, и потери темпа. Плюс непрерывные бомбежки.

Читать далее...  ]

Метки: история, авиация

Валерий Августинович . БИТВА ЗА СКОРОСТЬ . Выборочные отрывки. 2

«ВОЙНА МОТОРОВ»

История русской авиации, как известно, начинается с Можайского, спроектировавшего первый русский самолет в 1883 г. Однако реальные самолеты появились в России в начале XX века после успеха братьев Райт (1903 г.) и особенно после перелета Блерио через Ла-Манш (1909). По тем временам этот перелет был сродни полету в космос. И. И. Сикорский и Д. П. Григорович были первыми русскими авиаконструкторами, самолеты которых приняли участие в Первой мировой войне. Успешно или нет— это другой вопрос. В основном же в армии использовались французские самолеты, поступавшие через Архангельск. Известно, что недостаточная воздушная поддержка брусиловского наступления 1916 г. помешала занять его оперативную цель Ковель.Интенсивность воздушных боев на Русском фронте была ниже, чем на Западном. Лучшие асы Первой мировой (Рихтгофен — Германия, Мэннок — Великобритания, Рене Фонк — Франция) одержали по 70–80 воздушных побед, в то время как лучший русский ас штабс-капитан А. А. Казаков сбил в воздушных боях 17 самолетов противника, а австро-венгерский летчик капитан Брумовски — 35.
Тем не менее «Илья Муромец» (ИМ-Б) Сикорского был первым в мире многомоторным бомбардировщиком, принятым на вооружение в 1914 г. Сикорский же разработал и истребитель С-16 (1915 г.) для его сопровождения. Григорович разработал удачный гидросамолет — морской ближний разведчик МБР-2.

Следующий слой авиаконструкторов в России, создавших инженерную школу— это Н. Н. Поликарпов, И. Гуревич, А. Н. Туполев и П. О. Сухой. Эта школа базировалась еще на дореволюционном инженерном образовании. Советская власть лишь предоставила этой генерации конструкторов необходимые ресурсы для развития такой инновационной волны XX века, как авиация.


Поликарпов Николай Николаевич

Как и всякая инновационная волна, авиация пережила период бурного количественного роста (фаза А — «изобретатели») действующих акторов (как конструкторов, так и фирм) (1910–1940 гг.), период качественного расцвета (1970-е гг.) («плато» — «инженеры») и период эпигонов (фаза Б после 1980 г. — «менеджеры»). Обычно волна имеет период около 50 лет, но в случае с авиацией инновационная волна была «двугорбой»: первый пик обусловливался зрелостью развития поршневых двигателей (1930-е гг.), а второй пик (1960-е гг.) — газотурбинных. Соответственно явились миру «поршневая» и «реактивная» авиация. Поэтому общий период этой двугорбой волны растянулся почти на 100 лет. Сегодня мы находимся в зрелой фазе примата технологии перед творчеством, которое определяло начальный период подъема инновационной волны. В начале XXI века мы видим, что формируется новая инновационная волна в развитии авиации — беспилотные самолеты и вертолеты на основе синтеза авиационной и информационной технологий.

Сегодня личные качества главного конструктора уже не играют такой большой роли, успех определяет «сумма технологий», т. е. создание самолета стало технологическим процессом. В истории это обычно продолжение эпохи эпигонов. Творчество трансформируется в менеджмент, количество фирм минимизируется, так как выиграть в технологической конкуренции можно только за счет концентрации ресурсов, окно возможностей (появление новых типов) уменьшается. В этой фазе вероятность появления новых факторов мала: слишком высокий финансовый порог входа на рынок. «Кто не успел — тот опоздал». Россия успела, не опоздать бы с продолжением. В России примерами долгой жизни (большая редкость из-за жестокой конкуренции) в авиации могут служить А. Н. Туполев и П. О. Сухой, прошедшие через все фазы ее развития.

Читать далее...  ]

Метки: авиация, история

Валерий Августинович . БИТВА ЗА СКОРОСТЬ . Выборочные отрывки..

ВЕЛИКАЯ ВОЙНА АВИАМОТОРОВ



Авиация притягивает людей, а высший пилотаж на боевых самолетах вообще действует завораживающе — каждый, кто был на авиашоу, знает это. Автор был неоднократным свидетелем авиационных парадов и шоу на протяжении 50 лет и на собственном опыте может судить об их большом эмоциональном воздействии. Неслучайно авиация столь любима в России — есть что-то метафизическое в этой любви, корни которой уходят в глубь русской души. Чудо техники? Конечно. Восхищение искусством пилотирования? Несомненно. Но, судя по всеобщей любви и интересу к авиации, в этом есть еще какой-то непознаваемый, необъясненный остаток, связывающий человека и летающую машину.

ДОКТРИНА ДУЭ..

Развитие авиации, как и всякой инновации, в начале XX века, началось неосознанно, на ощупь выбираясь на магистральный путь. Все было внове: применение, оптимальные размеры и т. п. Авиация появилась в 1903–1909 гг., первые военно-воздушные части с применением самолетов были сформированы только в 1912 г. Боевые действия в Первой мировой войне планировались без применения экзотической на то время авиации, ставка делалась немцами на тяжелую артиллерию и крупномасштабный маневр, а Антантой — на крепостные укрепления.

Подлинное осмысление значимости этого события — появления авиации — произошло только в 1921 г. Джулио Дуэ, автор знаменитого труда «Господство в воздухе», является первым и самым продуктивным теоретиком военного применения авиации. Своей интеллектуальной, подлинно европейской мощью он оказал огромное влияние на развитие авиации, а многие его прогнозы (и мы на это обратим внимание далее) начали сбываться только через пятьдесят лет. Не ознакомившись с книгой Дж. Дуэ, сегодня нам трудно понять, например, почему такую большую роль в развитии авиации и соответственно интересующего нас моторостроения сыграли полузабытые сегодня, а тогда престижные гонки морской авиации на кубок Жака Шнейдера в период 1913–1931 гг.
Итак, что же Джулио Дуэ писал в 1921 — м, а потом и дополнял написанное спустя пять лет — в 1926 г.

«Война вспыхнула, когда авиация была еще в пеленках. Высшие военные руководители втянутых в борьбу государств не верили в авиацию; хуже того, большинство из них даже не знало, что такое она собой представляет. Только в Германии имелось некоторое представление о воздушной войне, но, к счастью, Германия была увлечена Цеппелином на ложный путь и верила больше, чем в самолеты, в свои дирижабли, которые не могли представлять собой военные средства. Авиация приняла участие в войне больше благодаря терпимости, чем вследствие убежденности; больше из почтения к общественному мнению, которое было прозорливее военно-технических авторитетов, чем вследствие убеждения, что она может на что-то сгодиться. Она была полностью предоставлена самой себе; с ней обращались как со службой второстепенного значения, а в Италии одно время она была передана в подчинение главному интендантству! И штабы не замечали ее до тех пор, пока на расположение главных квартир не начали падать бомбы» (Дж. Дуэ, с. 164).

Благодаря неожиданности появления авиации буквально накануне мировой войны (Первой) ее возможное применение не нашло отражения в военных планах Тройственного союза и Антанты. Планы в генеральных штабах, как известно, разрабатываются заранее, задолго до войны. Когда же авиация появилась и стала демонстрировать совершенно новые качества в сравнении с имеющимися родами войск, то и тогда ей не придали особого значения...Новые боевые средства появились, но стратегия и тактика их применения в будущей войне с учетом бурного развития авиационной техники так и остались неразработанными во время и после мировой войны 1914–1918 гг. Этому способствовали многие причины: после победы Антанты и США и разоружения Германии считалось, что минувшая война была последней мировой войной, в мире были сильны пацифистские настроения, наконец, наступил мир и надо было зарабатывать деньги не на правительственных военных заказах, а на потребительском рынке. Авиация стала развиваться в первую очередь как транспортное средство.

Читать далее...  ]

Метки: история, авиация

ВОЕННАЯ АВИАЦИЯ В ЦИФРАХ. Первая и Вторая мировая.


- в 1939г РККА имела 8139 боевых самолетов, из которых 2225 были истребителями (Прим.41*)
- за годы выпуска (1936-40) было построено 6831 советский бомбардировщик СБ (Прим.41*)
- 13 тыс. Б-17 было выпущено во 2МВ (Прим.41*)
- с 1937г до окончания 2МВ было выпущено более 20 тыс. английских истребителей “Спитфайр” (Прим.41*)
- выпущенный в количестве более 1000 единиц немецкий тяжелый бомбардировщик Ме-177 из-за многочисленных аварий часто просто сгорал в воздухе (Прим.41*)
- только в период с 1 января 1939 года по 22 июня 1941 года Красная Армия получила 17745 боевых самолетов, из которых 3719 были новых типов, не уступающих по основным параметрам лучшим машинам люфтваффе (Прим.43*)





- за годы 2МВ авиапромышленность США выпустила свыше 13 тыс. "Уорхоков", 20 тыс. "Уайлдкетов" и "Хеллкетов", 15 тыс. "Сандерболтов" и 12 тыс. "Мустангов" (Прим.42*)
- в 1945г доля истребителей из всей выпускаемой в Германии военной авиации составляла 65,5%, в 1944г - 62,3% (Прим.41*)
- с 1941 по 1945гг было выпущено 36 тыс. советских штурмовиков Ил-2 (Прим.41*)
- в годы 2МВ немцами выпущено 198 тяжелых шестимоторных военно-транспортных самолетов Ме-323 из переделанных планеров "Гигант", в свое время предназначенных для осуществения десанта на территорию Англии (Прим.41*)
- после 1МВ, в ноябре 1918г в США находилось на вооружении 1172 "летающих лодок" (Прим.41*)
- выпустив с 1939г 3225 транспортных Ju-52 ("тетушка Ю") немецкая авиапромышленность была вынуждена прекратить его производство в 1944г (Прим.40*)
- в 1941г потери транспортных Ju-52 впервые превысили их производство - было потеряно более 500 самолетов, а выпущено всего 471(Прим.40*)
- всего было выпущено 5709 Ju-87 и 14676 Ju-88 (Прим.40*)
- на 22.06.1941г было выпущено 412 Як-1 (Прим.39)
- к весне 1942г СССР достиг довоенного уровня выпуска самолетов - не менее 1000 боевых самолётов в месяц. С июня 1941 по декабрь 1944 СССР было выпущено 97 тысяч самолетов
- за 1939-45гг было выпущено 20087 истребителей FW-190, тогда как своего пика производство достигло в начале 1944г, когда ежедневно выпускалось 22 самолета данного типа (Прим.37*)
- 273 Ju-87 действовали против СССР, в то время как на Польшу напали 348 Ju-87(Прим.38*)
- немецкий бомбардировщик Ju-88 был выпущен общим числом 15100 самолетов (Прим.38*)
- всего за годы 2МВ был выпущен 2871 немецкий самолет Fi-156 "Шторх" ("Аист"), а летом 1941г немцами был захвачен завод по производству его советской контрафактной копии ОКА-38 "Аист" (Прим.37*)
- на сентябрь 1944г приходится пик количества бомбардировщиков в Европе - более 6 тыс.(Прим.36*)
- согласно Версальскому договору Германии пришлось после окончания 1МВ пустить под слом 14 тыс. своих самолетов (Прим.32*)
- на 01.01.1941г ВВС РККА насчитывала 26392 самолета, из них - 14628 боевых и 11438 учебных самолетов. Причем, 10565 (8392 боевых) были построены в 1940г (Прим.32*)
- накануне войны только в европейской части СССР находилось 20 тысяч самолетов, из них 17 тыс. боевых самолетов (Прим.12*)
- на 01.01.1940г в западных военных округах было 12540 боевых самолетов без учета дальнебомбардировочной авиации. К концу 1940г эти цифры удалось почти удвоить до 24 тысяч боевых самолетов. Количество только учебных самолетов было доведено до 6800 (Прим.12*)
- за 8 месяцев (01.08.40 - 31.03.41г) из-за аварий и катастроф люфтваффе утратило 575
самолетов и погибло 1368 человек (Прим.32*)
- наиболее активные летчики союзников совершили во 2МВ 250-400 боевых вылетов, в то время как аналогичные показатели у немецких пилотов колебались между 1000 - 2000 вылетами
- к началу 2МВ 25% немецких летчиков овладели мастерством слепого пилотирования (Прим.32*)
- в 1941г немецкий летчик-истребитель, покидая летную школу, имел более 400 часов общего
налета, из них не менее 80 часов - на боевой машине. После в запасной авиагруппе выпускник
добавлял еще 200 часов (Прим.32*)
- в 1937г в РККА было 18 авиационных училищ, в 1939г - 32, на 01.05.1941г - уже 100
(Прим.32*)
- накануне ВОВ Германия имела 6852 самолетов, из которых для нападения на СССР было выделено 3909 самолетов всех типов. В это количество входило 313 транспортников и 326 самолетов связи. Из оставшихся 3270 боевых самолетов: 965 истребителей (почти поровну - BF-109е и BF-109f), 102 истребителя-бомбардировщика (BF-110), 952 бомбардировщика, 456 штурмовика и 786 разведчиков (Прим.32*)
- серийное производство первых боевых самолетов в фашистской Германии началось только в 1935-1936 годах (Прим.13*)
- в 1939г Германия ежедневно производила 23 боевых самолета, в 1940г - 27, а в 1941г - 30 самолетов (Прим.32*) К весне 1942г Германия выпускала до 160 самолетов в месяц

Читать далее...  ]

Метки: история, авиация

Эпоха ”Титаника”. Исторический экскурс

ТИТАНИК. Крушение века. Предистория.


..................................................................................................................................................................

Рубеж XIX – XX веков стал своего рода моментом истины для обосновавшихся на Атлантике многочисленных судоходных компаний. В такой ситуации, согласно суровым законам дарвиновского естественного отбора, а также рыночных отношений, должны были выжить лишь самые сильные и изворотливые. Был, впрочем, и ещё один выход, который рискнул осуществить крупный американский бизнесмен, банкир и мультимиллионер Джон Пирпонт Морган. Положившись во всём на свой огромный капитал, он попросту начал скупать в свою собственность все компании без разбора – и европейские, и американские, чтобы, таким образом, создать единый сверхмощный и надёжный трест.
Условия, на которых Морган предлагал вхождение в этот трест (назывался он, кстати, ”Интернэшнл Меркантайл Марин компани”, или ИММ), были столь заманчивы для стоявших фактически на грани кризиса пароходных компаний, что совсем скоро на Атлантике почти не осталось той из них, которая не входила бы в ИММ. Не избежала этой участи в 1902-м году и ”Уайт Стар” (причём эта сделка обошлась Моргану в 10 миллионов фунтов), управляемая в те годы сыном её основателя Джозефом Брюсом Исмеем, который также занимал посты директора железнодорожной компании ”Лондон Мидленд энд Скотланд рейлроад”, директора компании ”Бирмингемский судоходный канал”, а по совместительству являлся ещё и президентом ИММ (Морган был уже стар, и подобрал себе хорошую замену).



А вот компания ”Кунард Лайн” решительно не собиралась входить в орбиту американского влияния (всё-таки ИММ негласно управлялся из-за океана и существовал на деньги Моргана), по той причине, что на саму ”Кунард Лайн” оказывало сильное влияние британское Адмиралтейство. Мы видим, что с появлением на сцене ИММ традиционное соперничество между Европой и Америкой переместилось в плоскость борьбы за лидерство на рынке трансатлантических перевозок между двумя компаниями – ”Уайт Стар Лайн” и ”Кунард Лайн”.

Желание реабилитироваться на Атлантике и чувство патриотизма были со стороны британского королевства так велики, что в 1902 году оно выдаёт едва не обанкротившемуся ”Кунарду” субсидию на строительство новых конкурентоспособных судов в размере 2,6 млн. фунтов стерлингов. ”Кунард” не заставил себя долго ждать, и в 1907 году пустил в эксплуатацию два новых суперлайнера, названных ”Лузитания” и ”Мавритания”. Эти 6-палубные пароходы длиной по 240 м, шириной 27 м и валовой вместимостью 31000 регистровых тонн были признаны самыми большими судами в мире, что уже само по себе сделало ”Кунарду” отличную рекламу, а то, что новые лайнеры выделялись ещё и своими поистине великолепными скоростными качествами (25 узлов), полностью возродило былую славу ”Кунарда”.

Этот шаг был вполне резонно расценен в ИММ как вызов, и ”Уайт Стар” не должна была оставлять его без достойного ответа.
Читать далее...  ]

Метки: история

Варлам Шаламов. "Прокаженные."расссказ

Сразу после войны на моих глазах в больнице была сыграна еще одна драма — вернее, развязка драмы.

Война подняла со дна жизни и вынесла на свет такие пласты, такие куски жизни, которые всегда и везде скрывались от яркого солнечного света. Это — не уголовщина и не подпольные кружки. Это — совсем другое.

Во время военных действий были сломаны лепрозории, и прокаженные смешались с населением. Тайная ли это или явная война? Химическая или бактериологическая?

Пораженные проказой легко выдавали себя за раненых, за увечных во время войны. Прокаженные смешались с бегущими на восток, вернулись в настоящую, хоть и страшную жизнь, где их принимали за жертв войны, за героев, быть может.

Прокаженные жили, работали. Надо было кончиться войне, чтобы о прокаженных вспомнили врачи, и страшные картотеки лепрозориев стали пополняться снова.

Прокаженные жили среди людей, разделяя отступление, наступление, радость или горечь победы. Прокаженные работали на фабриках, на земле. Становились начальниками и подчиненными. Солдатами они только не становились никогда — мешали культи пальцев, похожие, неотличимые от военных травм. Прокаженные и выдавали себя за увечных войны — единицы среди миллионов.



Читать далее...  ]

Метки: НКВД, Шаламов, история, Литература

Статистика репрессивной деятельности. 1952 год

Движение обвиняемых, привлеченных по следственным делам
Антисоветск ая
деятельност ь Другие
преступлен
ия Итого
Оставалось подследственных, арестованных и привлеченных без ареста, на 1 января 19S2 г. 5979 265 6244
ПРИБЫЛО арестованных за год
ВСЕГО, из них: арестованы привлечены без ареста прибыли по возвращенным на доследование делам прибыли по делам, переданным из других органов 20142
16581 57
2117 1387 1544
1166 42
139 197 21686
17747 99
2256 1584
ВЫБЫЛО за отчетный год
ВСЕГО, из них: направлены по подсудности из них: за прокурором и судами за Особым совещанием 24276 22819
21 872 947 1672 1385
1010
375 25948
24204
22882
1322
Освобождены по делам, 619 63 61 682
прекращенным в процессе 548 3 г 609 3
следствия из них: за 68 801 35 2 221 70 1022
отсутствием состава 3 38
преступления и 2
недостатком улик
вследствие акта об
амнистии по оперативным
соображениям Переданы в
другие органы Умерли Бежали
ОСТАЛОСЬ В СЛЕДСТВИИ НА ПОСЛЕДНЕЕ ЧИСЛО ОТЧЕТНОГО ПЕРИОДА
Привлеченных, в том числе арестованных 1845 1842 137 125 1982 1967
ЗАКОНЧЕНО ДЕЛ В ОТЧЕТНОМ ПЕРИОДЕ С НАПРАВЛЕНИЕМ ПО ПОДСУДНОСТИ
ВСЕГО, из них: групповых по ним обвиняемых 16286 2678 9211 1044
133 474 911 17330 2811
одиночек 13608 9685 14519
22819
По ним обвиняемых 443
Статистика репрессивной деятельности.
1385
ОСУЖДЕНО 28647
вмн
ИГЛ (лет): 25 от 16 до 24 включительно от 1 1 до 15 включительно от 6 до 10 включительно от 3 до 5 включительно до 2 включительно Ссылка, высылка Прочие меры Из числа осужденных осуждены заочно 1611
17959 313 455 6338 483 129 773
586 62
ОСВОБОЖДЕНЫ 772
По делам, прекращенным в процессе следствия Прекращено прокурором и оправдано судами 619 153
ИТОГО 29419

Читать далее...  ]

Метки: история, НКВД

Кровавая "Мельница" НКВД

ПРОВОКАЦИЯ

Октябрь 1941 года. Советский народ ведёт жесточайшую войну с Германией. Немцы захватили огромную территорию и подошли к Москве. От столицы до Хабаровска - 8500 километров, но и здесь объявлено военное положение; люди трудятся по 14 - 15 часов в сутки, строгая карточная система на продукты, светомаскировка. Рядом - Маньчжурия, оккупированная союзницей Германии - Японией.
У инженера Броникова(По другому источнику Брониковского) - броня, отсрочка от призыва в армию, он работает на секретном военном объекте, домой отпускают раз в две недели, повидаться с семьёй и сменить бельё. Ночует он на объекте, положив доски на бетонный пол.

Хабаровские чекисты подозревали инженера-строителя Брониковского в связях с немецкой и японской разведками.В 1937 году Брониковского арестовывали,Но тогда его отпустили за отсутствием каких-либо улик.

Кадровик конфиденциально сообщил, что завтра ему необходимо явиться в Управление внутренних дел края. По какому вопросу, не сказал, предупредив, что о вызове никто не должен знать. Всю ночь снились Броникову кошмары, один страшнее другого, он лихорадочно перебирал в голове, о чём последние дни он разговаривал с рабочими, не обронил ли запретного слова, достаточно ли надёжно заложен на стройке бетон... И вот сегодня, держа в кулаке паспорт и пропуск, с замиранием сердца он шёл по ковровой дорожке безлюдного коридора, разыскивая нужный номер двери. Он понимал, что сюда по пустякам не вызывают. Никакой вины он за собой не знает, но ведь НКВД на то и есть НКВД, чтобы карась не дремал.


Дом работников НКВД
Читать далее...  ]

Метки: история, НКВД

Тур Хейердал. Аку-Аку. Фрагменты из книги. Часть2.



Несколько дней спустя я стоял вместе с бургомистром и смотрел на поверженных идолов на культовой площадке у нашего лагеря. Билл только что сообщил на Винапу, что его рабочие-пасхальцы, водружая на место выпавшую из каменной стены глыбу, применили какой-то необычный способ. Нет ли тут какой-нибудь связи с вековой загадкой, как в древности переносили или воздвигали огромные статуи? Применяя свой нехитрый способ, эти рабочие действовали уверенно, словно иного способа и быть но могло. Может быть, речь идет о приемах, унаследованных от предков? Вспомнилось, что я уже спрашивал бургомистра, как переносили статуи из мастерской. А он тогда ответил то же, что мне говорили все пасхальцы: истуканы сами расходились по местам. Я решил снова попытать счастья:

— Послушай, бургомистр, ты ведь длинноухий, неужели не знаешь, как поднимали этих великанов?

— Конечно, знаю, сеньор, это пустяковое дело.

— Пустяковое дело? Да ведь это одна из великих загадок острова Пасхи!

— Ну, а я знаю способ, как поднять моаи.

— Кто же тебя научил?

Бургомистр с важным видом подошел ко мне вплотную. — Сеньор, когда я был маленьким-маленьким мальчиком, меня сажали на пол и велели слушать, а мой дедушка и его зять старик Пороту сидели передо мной. Знаете, как в школах обучают, вот так они меня учили. Поэтому я знаю очень много. Я должен был повторять за ними снова и снова, пока не запоминал все в точности. И песни я выучил.

Он говорил так искренне, что я опешил. С одной стороны, бургомистр ведь доказал в каменоломне, что в самом деле кое-что знает, с другой стороны, я уже убедился, что он порядочный выдумщик.

— Если ты знаешь, как устанавливали изваяния, почему же ты давным-давно не рассказал об этом всем тем, кто приплывал сюда раньше и расспрашивал жителей? — решил я проверить его.

— Никто не спрашивал меня, — гордо ответил бургомистр, явно считая это достаточно веской причиной.

Я не поверил ему и с апломбом вызвался заплатить сто долларов в тот день, когда самая большая статуя в Анакене встанет на свой постамент. Я знал, что на всем острове нет ни одной статуи, которая стояла бы, как в старину, на своей аху. И не видать мне их стоящими! Безглазые идолы, временно установленные в глубоких ямах у подножия Рано Рараку, в счет не шли.

— Условились, сеньор! — живо отозвался бургомистр и протянул мне руку. — Я как раз собираюсь в Чили, когда придет военный корабль, доллары мне пригодятся!

Я рассмеялся и пожелал ему успеха. Ну, и чудак же этот бургомистр!



В тот же день из деревни прискакал верхом рыжеволосый сын бургомистра. Он привез записку от отца, который просил меня переговорить с губернатором, чтобы тот разрешил ему и еще одиннадцати островитянам на время подъема большой статуи поселиться в пещере Хоту Матуа в Анакене. Я оседлал коня и отправился к губернатору. Он и патер Себастиан только смеялись, слушая бургомистра, дескать, все это пустое бахвальство. Я и сам так думал, но, глядя на дона Педро, который стоял перед нами, держа шляпу в руках, с дрожащими от волнения губами, решил, что надо держать слово. Губернатор дал письменное разрешение. Патер Себастиан посмеивался — мол, посмотрим, что выйдет из этой затеи!

Читать далее...  ]

Метки: история, путешествия

Тур Хейердал. Аку-Аку. Фрагменты из книги. Часть1.

Старик Папакико — знаток легенд острова Пасхи — рассказал, что местные жители, называемые рапануи, ещё каких-то 800 лет назад видели, как моаи (так называют здесь истуканов) ходили по острову, передвигаясь «вперевалку». И даже сохранились сведения, что последнего ходившего истукана видели в 1840 году. Сейчас все истуканы лежат, уткнувшись лицом в землю. Старик Папакико утверждает, что не рапануи повалили истуканов, а те сами падали, когда Дух острова Пасхи Аку-аку отключал от них «каменную энергию», называемую «Мана».
Эрнст Мулдашев, "Аргументы и факты", 9 мая 2007


Официальная наука считает, что гигантских истуканов острова Пасхи сделали дикари с помощью каменных топоров. Тур Хейердал провёл эксперимент, наняв целую бригаду жителей острова Пасхи и вооружив их каменными топорами. За целый день работы они смогли оставить лишь едва заметный след на вулканическом туфе, после чего вообще отказались работать, несмотря на хорошее питание. Знаток легенд старик Папакико объяснил отказ местных жителей продолжать работу тем, что они боялись духа острова Аку-аку, который, по их словам, и изготавливал истуканов. При этом он показал пальцем вниз и сказал: «Аку-аку там»... На мой взгляд, заслуживают внимания отрывочные сведения, исходящие из древнейших тибетских текстов о том, что камень есть своеобразная форма жизни. Ведь обладает же камень памятью, на чём, кстати, основана вся электроника! Почему же не представить, что гора, например, вулкан Рано-Рараку, где находится этот карьер, является необычным живым существом, способным по определённой программе «почковать» каменных истуканов, постепенно выталкивая их на поверхность? И не зря все легенды острова говорят о «каменной силе», называемой Мана, которая выталкивала готовых истуканов из горы.
Эрнст Мулдашев, "Аргументы и факты", 16 мая 2007




Во всем мире нет второго обитаемого уголка, такого же уединенного, как остров Пасхи. Ближайшая суша, которую видят его жители, на небе: луна и планеты. Им надо ехать дальше, чем кому-либо, чтобы убедиться, что на самом деле суша есть гораздо ближе. Вот откуда их интерес к звездам, вот почему они знают названия звезд лучше, чем названия городов и стран в нашем собственном мире.

На этом далеком острове, лежащем за тридевять земель, люди когда-то были поглощены одной из своих самых странных затей. Какой народ — никому неведомо. И никто не знает — зачем. Ведь это было еще до того, как Колумб доплыл до Америки и открыл европейским исследователям ворота в огромный неизведанный Тихий океан. Когда наши предки еще думали, что мир кончается у Гибралтара, жили на свете отважные мореплаватели, которые знали истину. Опередив свой век, они бороздили неведомые волны, необозримый океанский простор вдоль иссушенного солнцем западного побережья Южной Америки. Далеко в океане они нашли сушу, самый уединенный островок в мире. Сойдя на берег, они заточили свои каменные рубила и принялись осуществлять один из самых удивительных инженерных замыслов прошлого. Они не строили ни замков, ни дворцов, ни плотин, ни причалов. Они вытесывали из камня исполинские человекоподобные фигуры, высокие, как дом, тяжелые, как вагон, перетаскивали множество их через горы и долины и устанавливали на мощных каменных террасах во всех концах острова.

Как они с этим справлялись задолго до эры техники? Никто не знает. Во всяком случае, статуи заняли свои места, как было задумано, чуть не подпирая головой небосвод, а народ — пал. Жители острова хоронили своих мертвых у ног созданных ими же истуканов. Воздвигали изваяния и погребали себя. Но однажды стук рубил о камень смолк. Смолк внезапно, ведь орудия остались лежать на местах, и многие статуи были готовы только наполовину. Загадочные ваятели канули во мрак забытого прошлого. Что же произошло? Да, что произошло на острове Пасхи?



Читать далее...  ]

Метки: история, путешествия

Разгром силами НКВД в 1939-м жителей хибар на железных дорогах

К концу 1930-х жилищная проблема в СССР обострилась настолько, что люди в буквальном смысле начали рыть норы в железнодорожных насыпях. В 1939 году НКВД совместно с Наркоматом путей сообщения провело спецоперацию по ликвидации такого самостроя. От железных дорог выселили тогда более 300 тыс. человек.

Индустриализация до крайности обострило жилищную проблему в СССР. Так, по переписи 1923 г. жилищная норма городского населения СССР составляла 13 кв. аршин (ок. 6,5 кв.м). В результате «ускоренной индустриализации» городское население к 1935 году увеличилось на 13,9 млн. человек, за это время было построено 23 млн. кв.м. жилья, что означало уменьшение средней нормы жилья до 4,7 кв.м по стране. Но в новых индустриальных центрах ситуация была ещё плачевнее.

К примеру, в промышленных городах Урала норма жилья составляла в 1932 г. 3,5 кв.м (от 4,2 кв.м в Свердловске до 1,8 кв.м в Магнитогорске – вдумайтесь в последнюю цифру: она означает проживание 3 человек на 5,5 кв. м).

Американский исследователь Стивен Коткин в своей книге «Жилище и субъективный характер его распределения в сталинскую эпоху» так описывает жилищную ситуации в СССР в то время:

«Жилплощадь имела особую привлекательность для властей, поскольку оказалась предметом весьма удобным для всякого рода манипуляций.



Читать далее...  ]

Метки: железная дорога, история, НКВД

РЖД. Поезд № 411/412 Москва – Адлер.

Поезд 411/412 Москва – Адлер (летний, пассажирский), с периодом курсирования июль-август, предназначен для удовлетворения спроса на пассажирские перевозки в места массового отдыха. На курорты ЧПК (Черноморское Побережье Кавказа), из столицы России Москвы.

Фактически поезд представляет из себя составы других дорог (Сибирь-Урал), выделенные для перевозок из резерва ОАО РЖД ( в данном случае ФПД).

ФПД - Федеральная пассажирская дирекция.

категория поезда: Пассажирский
Фирменность: Не фирменный
Периодичность курсирования: Летний. Ежедневно (июль-август).
Дорога формирования: Зап-СибЖД.(2008г.) МЖД.(2009г/2010г.)
Составность: Купе, СВ, плацкарт


Электровоз ЭП1м-482 с поездом 412 Москва – Адлер. Июнь 2009г.(ИЛИ Адлер-Москва,раз 412.. _)

Ночной поезд номер 411М сообщением Москва-Павелецкая - Адлер отправляется со станции Москва-Павелецкая в 01.10 и прибывает на станцию Адлер в 15.20 по местному времени, время в пути - 1 д 14 ч 10 м. По пути следования поезд останавливается на 45 остановках. Приблизительное время движения составляет 29 ч 45 м, а суммарное время стоянок по пути - 8 ч 25 м. Маршрут поезда пролегает по таким станциям как Павелец-Тульский, Гротовский, Раненбург, Отрожка, Подгорное, Каменская, Лесостепь, Ростов-Главный, Краснодар 1, Чилипси, Сочи.
Поезд курсирует не каждый день, а по особому графику.

Единственно, что точно можно предугадать - приличные вагоны туда не поставят точно.Если уж РЖД соб этом объявили и предупредили заранее.


На фото один из составов поезда, состоящий из вагонов б/у «России» и обычных зелёных вагонов.

... В перевозках задействовано 4 состава МЖД.

3 состава состоят из б/у вагонов ( в т.ч. и частично)"Россия" Мосва-Владивосток.
(старый вариант вагонов).

Ну то есть стандартам там может ничего не удоволитворять и притензий никто не примет, заранее предупреждали.

Зато купе в нем по хорошей цене.

РЖД выдало предупреждение - в 400-х и 500-х поездах кондиционеров не ждите. В общем то все честно - стоит дешево. Для принципиальных противников плацкарта и одновременно стесненных в средствах 400-е и 500-е хороший вариант транспортного средства для проезда в купе.

"если исходить из прошлых наблюдений, то это будет "зелёный" состав, разбавленный несколькими вагонами от "России". А вообще один ьог знает, в каком исполнени он может отправиться "

Но кондеры, по славам пассажиров, всё же встречаются...

А вот 4ый вариант состава...


Этот состав состоит из обычных зелёных вагонов. Внутри так же вагон от фирмача «Поморье»


h ttp://www.mza.ru/forum/viewtopic....

h ttp://nashpoezd.narod.ru/2008/poezda/411.htm

и т д..

http://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=ovHKHK7gN6w#at=190
[РЖД] Поезд 411 Мосвка - Сочи | Станция Лоо (St. Loo)

http://www.youtube.com/watch?v=kiQKWrz0OKU
[РЖД] Поезд №411 Москва - Сочи | Краснодар - 1





Метки: РЖД, железная дорога

Откровения войсковых разведчиков Иванов Мстислав Борисович




Я родился в 1924 году в городе Костроме. В семье я был единственным ребенком. Мой отец, бывший подпоручик царской армии, преподавал физику в школе ФЗО. В 1930 году отцу дали пять лет. Три с половиной года просидел — отпустили. В лагере он был заместителем начальника электростанции Кузнецкого бассейна. Как он потом говорил: «Мне там доверяли так, как на гражданке уже не доверят». В Кострому он уже не вернулся — мы переехали в Ката-курган. Оттуда мы с ним ушли на войну. Он погиб под Полтавой при штурме села Жоржевка. По официальным данным, пропал без вести. Но комсомольцы, когда хоронили убитых, нашли у него письмо и переслали матери.

Война началась, когда я окончил 9 классов. Все рванулись в военкоматы, лишь бы взяли, ну, я тоже. День рождения у меня 3 января — я почти 1923 года. Но меня все равно не взяли. Только по окончании школы, 20 сентября 1942 года, меня мобилизовали. Отправили в Ташкентское пулеметно-минометное училище. Там за три месяца из нас должны были сделать лейтенантов. В училище мне присвоили звание сержанта, и я стал командиром отделения. Мы уже сдавали экзамены, когда наш курс бросили под Сталинград. Причем отделение отправили, а меня как отличника оставили, чтобы я доедал экзамены. Но я рвался ехать со всеми — оставляли не только отличников, но и блатных, и мне не хотелось, чтобы обо мне думали как о дезертире. Я больше десяти раз ходил к начальнику училища, просил, чтобы меня отправили с ребятами. Он меня выгонял, говорил, что я больше принесу пользы на фронте, будучи лейтенантом. В какой-то момент он не выдержал, выругался и занес меня в список отбывающих на фронт.

Когда мы прибыли под Сталинград, потребность в таком количестве квалифицированных пулеметчиков и минометчиков отпала. Нас и еще эшелон узбеков просто влили в 252-ю стрелковую дивизию, потрепанную в боях. Разбросали курсантов кого куда. Я пошел в полковую разведку — там больше сам думаешь, чем кто-то за тебя. Со мной пошли и все ребята моего отделения.

Попали мы на Курскую дугу. В самую мешанину. За три дня боев в ротах из 100–120 человек осталось по 5–10 человек.[ Читать далее...  ]

Метки: Великая Отечественная, разведчики

Капризы и наказания

Когда наш ребенок ведет себя не так, как нам хотелось бы, то в первую очередь в голову приходит мысль о наказании. Это логично, ведь пока мы воспринимаем малыша (пусть подсознательно, но это так!) как некую забавную зверушку и пытаемся привить ему полезные привычки, пользуясь методами дрессировки зверей.

То есть протянул руку к утюгу – получил ожог. Опрокинул на себя суп – получил по попе. Громко выражает свое недовольство – получил по попе два раза. Безусловно, с собакой такой метод сработал бы. Но срабатывает ли он с вашим крохой?

Давайте посмотрим, к каким последствиям приводит физическое наказание. Во-первых, наказание порождает страх. Вы можете так напугать ребенка, что в результате он сразу же перестанет вести себя плохо. Но это лишь видимость того, что наказание принесло желаемый эффект.



Читать далее...  ]

Метки: дети, педагогика, полезное

Рейд 21-й танковой бригады на Калинин

21-я отдельная танковая бригада была сформирована 10 октября 1941 года в городе Владимир

В строю бригады насчитывался 61 танк: 19 Т-34 с 76-мм пушками, 10 Т-34 с 57-мм пушками ЗИС-4, 2 ХТ-26, 5 БТ-2, 15 БТ-5 и БТ-7, 10 Т-60 и 4 САУ ЗИС-30.

В условиях тяжелейших боев за Калинин особое значение приобретал удар по подходящим резервам 9-й немецкой армии, по тылам противника и по городу с юга. 12 октября Г.К.Жуков принял решение о рейде 21-й танковой бригады.

12 октября 1941 года начальником АБТУ Я. Н. Федоренко перед 21-й отдельной танковой бригадой была поставлена задача после получения танков следовать через Москву в Калинин, разгрузиться там и не допустить захвата города. 13 октября 1941 года на станцию Владимир прибыли эшелоны с танками из Горького и Харькова. Харьковский эшелон уже был полностью укомплектован экипажами. Их не разгружали, пополнили боеприпасами и имуществом. К рассвету 14 октября пять эшелонов бригады прибыли на Курский вокзал Москвы, где представитель Генштаба РККА полковник Демидов подтвердил приказ генерала Федоренко следовать в Калинин. Обстановку в городе он уточнить не мог. По прибытии на станцию Клин офицер связи передал начальнику штаба бригады Д. Я. Клинфельду топографические карты окрестностей Калинина, но прояснить обстановку также не смог.

По прибытии на станцию Завидово, от начальника станции стало известно, что Калинин уже занят противником, станция Редкино эвакуируется, а высоких платформ, пригодных для выгрузки техники, на этом участке больше нет. В связи с этим, бригада была вынуждена разгружаться в Завидово, а оставшиеся 5 эшелонов — на станции Решетниково.

Во второй половине дня 14 октября пошёл густой мокрый снег, прикрывший бригаду от авиаразведки.

В это время 5 сд в итоге 2-х дневных боев к 15.10 оставила южную часть города, понеся потери убитыми и ранеными до 400 человек, отошла за Малые ПЕРЕМЕРКИ, будучи теснима превосходящими силами противника. Части 256 сд перед своим фронтов имели более малочисленного противника и города не оставили, ведя в нем уличные бои, особенно ожесточенные 15.10 у моста через р. ТВЕРЦА, и где отбили несколько атак противника. 15.10 с северной и северо-западной части города 256 сд поддержали прибывшие передовые подразделения 8 тбр (подошедшие с направления ЛИХОСЛАВЛЬ), и во взаимодействии с которыми противник выбился из всей северной части города.

5 сд, поддержанная ротой мотоциклистов, батальоном курсантов курсов младших лейтенантов, батальоном особого полка, с утра 15.10 перешла в наступление. Части дрались хорошо и выбили противника вновь из Малой и Большой Перемерки.

В ночь с 14 на 15.10 прибыла 21 тбр, которой командармом генералом К. Рокоссовским была поставлена задача: немедленно по окончании выгрузки перейти в наступление на Калинин, развернувшись из-за фланга 5 сд, и атаковать противника с юга и юго-запада, т. е. нанести удар во фланг и тыл противника.

21я отдельная танковая бригада ночью же с 14 на 15.10.41 г. приступила к выполнению задачи, когда ею вдруг был получен приказ от имени командующего фронтом за подписью заместителя начальника Генштаба Красной Армии генерал-майора Голубева совершенно с другой задачей. В результате, намечавшаяся операция, которая, безусловно, увенчалась бы успехом, не состоялась, а бригада в течение суток просидела в обороне.

Противник же за эти сутки успел сконцентрировать против 5 сд до мотодивизии, поддержанной танками.В течение 16.10 Большие и Малые Перемерки переходили несколько раз из рук в руки и к 17.10 были заняты частями 5 сд.

16 октября 21-я танковая бригада в условиях дождливой осени преодолела вдоль восточного побережья Московского моря более 10 км и форсировала две реки: Ламу и Шошу, потеряв на переправе один танк (командир Исаак Окрайн, где для обороны была оставлена рота мотострелков. В этот же день, разгромив немецкий гарнизон, бригада заняла село Тургиново. Штаб расположился в деревне Селище.

21-я тбр, имевшая в своем составе танковый полк двух батальонного состава ( батальон танков Т-34 - 29 штук и батальон легких танков - 22 штуки), мотострелковый батальон и разведроту, насчитывающие всего 1200 человек, поступил в распоряжение 30-я армии с 17.10.41 и в боях стала принимать участие после занятия г. Калинин немцами



Читать далее...  ]

Метки: Великая Отечественная, история

Мертвый город Амдерма

Амдерма - поселок городского типа; расположен на Югорском полуострове (побережье Карского моря) на северной оконечности отрогов Полярного Урала - хребта Пай-Хой. До ближайшей железнодорожной станции Воркута - 350 км, до Нарьян-Мара - 490 км, до Архангельска - 1260 км морским путем, 1070 - по воздушной трассе. Поселок основан в связи с началом строительства рудника по добыче плавикового шпата (флюорита) в июле 1933 года



Северным филиалом Географического общества СССР установлена точная граница между Европой и Азией, проходящая через точку наибольшего сближения острова Вайгач с материком. Здесь, на берегу Югорского Шара, недалеко от метеостанции 25 июля 1975 года водружен географический знак «Европа- Азия». Таким образом, поселок Амдерма находится в азиатской части света, то есть на восточных склонах хребта Пай-Хой.

До наших дней дошло предание о происхождении названия поселка. Однажды плывший на лодке охотник-ненец увидел на побережье Карского моря огромную залежку ластоногих. Восхищенно воскликнув «Амдерма!», что в переводе означает «лежбище моржей», он привел сюда своих сородичей, которые поставили на берегу чумы, образовали стойбище. С той незапамятной поры это местечко так и называется - Амдерма, а этимология топонима вошла в Большую советскую энциклопедию.

Читать далее...  ]

Метки: история, современность

Штрафбат. Воспоминания штрафников о боях. Видео.

Штрафбат. Воспоминания

Не "лажа", как обычно.

П.С."Несколько моментов...

1. Рокоссовский все же был "в связи с Серовой", как ни отрицал это...(())

2.За годы войны штрафные подразделения прошли...427910 человек

Погибло не менее 150 000.

3. За время войны создано 65 батальонов, из провинившихся офицеров, численностью по 800 штыков, и

1048 рот, численностью 200 бойцов, из провинившихся солдат, сержантов и уголовников
"

Метки: Великая Отечественная, история

Ворованный воздух. РВАНОЕ ВРЕМЯ Осип Мандельштам

Когда-то Осип Мандельштам, уже изгнанный на обочину литературной жизни, написал отчаянное письмо Юрию Тынянову: «Пожалуйста, не считайте меня тенью. Я ещё отбрасываю тень. Но последнее время я становлюсь понятен решительно всем. Это грозно. Вот уже четверть века, как я, мешая важное с пустяками, наплываю на русскую поэзию; но вскоре мои стихи сольются с ней, кое-что изменив в её строении и составе. Не отвечать мне легко. Обосновать воздержание от письма или записки – невозможно. Вы поступите, как захотите».

Умный, но осторожный Тынянов не ответил поэту. А вдруг молчание и здесь – знак согласия?

Звонок Сталина Пастернаку вошёл в историю отечественной литературы ХХ века. Это было в 1934-м. Почему вождь так настойчиво допытывался у Пастернака о Мандельштаме: «Но он мастер? Мастер?»

Почему Пастернак не ответил и перевёл разговор на другие темы? «Я хотел бы поговорить с вами, товарищ Сталин…» – О чём? «О жизни и смерти…» Сталин повесил трубку. Пастернак ушёл от ответа – он был смертельно испуган звонком с небес. Когда Анна Ахматова и Надежда Мандельштам, обсудив это событие, решили поставить Пастернаку твёрдую четвёрку за проявленное «мужество», они слукавили. Он выступил как минимум на «неуд». Тут вспоминается и то, что он принял участие в «проработке» Мандельштама в связи с «делом о плагиате». Правда, не нам судить современников тех времён. И всё-таки – почему «Мастер»? Наверное, Сталин ждал утвердительного ответа: ему надо было услышать, что Мандельштам именно Мастер. Вождь уважал мастеров, этому его научил Кавказ.



Ответим за Пастернака:
– Да, Мастер!

Он знал, что такое пушкинское оперённое слово.

В своё время в горьком стихотворении он написал о том, «чтобы Пушкина чудный товар не пошёл по рукам дармоедов, Грамотеет в шинелях с наганами племя пушкиноведов…». Сегодня плодится «племя мандельштамоведов», они сбиваются в закрытые для других общества, они делают из имени Мандельштама кормушку, они делят имя поэта «только для своих».

Новизна Мандельштама – в его обращённости в будущее. Он многое предсказал, многое высказал навсегда. Когда взрываются турбины советских электростанций, выработавших свой ресурс, когда автомобили чиновников за просто так плющат о стены и тротуары пешеходов, когда по России горят сотни тысяч гектаров лесов, деревень и торфяников, когда высокопоставленный чиновник то ли в шутку, то ли всерьёз оговаривается в своём выступлении о том, что «борьба с коррупцией – это зло…», почему-то вспоминается трагический вздох:

Мы живём, под собою не чуя страны,
Наши речи за десять шагов не слышны...

Он ступал по облачным высям вдохновения, жил только поэзией. Писать очередной возвышенный некролог не хочется. Опустимся на землю вместе с поэтом.

Ему было невесело на этой земле.

Но он понимал, чем он занимается. «Все произведения мировой литературы, – писал Мастер в душераздирающей «Четвёртой прозе», – я делю на разрешённые и написанные без разрешения. Первые – это мразь, вторые – ворованный воздух…»

Стихи Мандельштама блистательны, как отточенные лезвия столь любимых им опасных бритв «Жиллетт», его прозу надо учить наизусть в средней школе. Сегодня мы присутствуем на скорбном празднике опрощения русского языка, его усреднения и обезличивания. Словарь Мандельштама – это один из рецептов спасения русской речи.

Стихи и проза Мандельштама давно слились с русской поэзией, немало изменив в её строении и составе.

Когда-то он прошептал «обескровленным ртом» дату своего рождения в хриплом четверостишии:

– Я рождён в ночь с второго на третье
Января в девяносто одном
Ненадёжном году – и столетья
Окружают меня огнём…

«Ненадёжный год» вспоминается уже третье столетье. Сколько ещё предстоит?

Когда идёшь от станции метро «Китай-город» по улице Забелина к редакции «ЛГ», она поднимается вверх, и здесь, слева, за оградой, стоит памятник Мандельштаму. Вскинутое вверх птичье лицо на несоразмерно высоком и тонком пьедестале. Рядом скамейка, которую практически с момента открытия памятника облюбовали влюблённые и бомжи. Вот воистину улица Мандельштама. Надо бы переименовать:

Мало в нём было линейного,
Нрава он был не лилейного,
И потому эта улица
Или, верней, эта яма
Так и зовётся по имени
Этого Мандельштама.

На скамейке постоянно сменяются посетители с бутылками спиртного. Здесь распивают водку люди, которые раньше о Мандельштаме даже не слышали. Наверное, поэт одобрил бы такое гостеприимное сочетание. Он любил отверженных, он понимал, что быть униженным и оскорблённым не стыдно, стыдно унижать и оскорблять…

Осип Эмильевич родился в ХIХ веке. А сегодня кажется, что поэт наш современник – он всегда присутствовал в нашей жизни.

ЛГ

Метки: история, Литература, культура

В этой группе, возможно, есть записи, доступные только её участникам.
Чтобы их читать, Вам нужно вступить в группу