Вход
Запись

Эти мудрые, добрые дольмены...


Нравится

Вы не можете комментировать, т.к. не авторизованы.


Людмила Безкоровайная      01-10-2010 12:27 (ссылка)
Re: Эти мудрые, добрые дольмены...
Наш Краснодарский край изобилует разными дольменами. Недалеко от Геленджика, находится дольмен, который в народе назвается Дольмен Проматери. Так вот, существует поверье о том, что женщины, которые хотят, но не могут иметь детей, прикоснувшись к Дольмену, получат желаемое. Не знаю правда ли это, или нет, потому, как прикосалась к Дольмену, будучи уже мамой.
Очень интересная тема!
Небесная Лиса      01-10-2010 18:43 (ссылка)
Re: Эти мудрые, добрые дольмены...
На этом основании считается, что корытообразные дольмены возникли несколько позднее плиточных. Впрочем, существуют корытообразные дольмены, в которых нет и намека на имитацию плиточных дольменов (дольмен на ручье Виноградном в долине р.Цусхвадж, пирамидообразный дольмен в Мамедовой Щели, например). Портальная часть дольмена зачастую существенно превышает размер внутренней камеры.


Существует целый класс дольменов, именующихся ложнопортальными. В фасадной части вместо отверстия с пробкой вытачивалась выпуклость правильной формы, имитирующая вставленную пробку. При этом фасад мог быть прекрасно обработан, с портальными выступами (в случае корытообразного дольмена), а отверстие вырезали сзади. Ложнопортальные сооружения обычно делали по технологии корытообразного дольмена. Но есть и плиточные дольмены. В полуразрушенном дольмене близ п. Марьино в долине р.Псезуапсе отверстие расположено сбоку. Классические ложнопортальные дольмены плиточного типа есть в верховьях ручья Неожиданного близ Лазаревского.


Корытообразные дольмены иногда обтачивают со всех сторон, придавая конструкции прямоугольную форму, имитируя плиточный дольмен (п. Каменный Карьер близ Туапсе). Иногда придают округлую в плане форму (аул Шхафит на р.Аше, дольмен в п.Пшада, Волчьи ворота). Но чаще всего обрабатывают лишь фасадную часть, оставляя нетронутой большую часть скалы.


На Кавказе найдено два дольмена, которые можно определить, как корытообразные наоборот. Т.е. в скальной глыбе вытачивали камеру, вырезали отверстие, а затем сооружение переворачивали и ставили на каменный пол. Впрочем, в случае дольмена на р.Пшенахо (Псынако-3) местные жители утверждают, что что он изначально был с крышей, как все, но перевернул и скинул со склона его бульдозерист. Так что достоверно данный тип представляет пока лишь один дольмен в долине р.Аше.


Еще один тип дольменов представлен на Кавказе в единственном числе. Это чисто монолитный дольмен. Вся камера вытачивалась в одной скале через отверстие, которое затем затыкалось пробкой. Раньше таких монолитов было три. Но два разрушили не так давно под хозяйственные нужды. Остался лишь прекрасный дольмен на реке Годлик близ п.Волконка.


Нечеткость классификации усложняется многочисленными отступлениями и переходными вариантами мегалитических построек. Так, в долине р. Цусхвадж, по непроверенным данным, есть двухкамерный корытообразный дольмен с двумя отверстиями. Два отверстия имеет и дольмен в той же долине на ручье Виноградном, причем второе отверстие вырезано в крыше. На Пшаде обнаружен развал плиточного дольмена тоже с отверстием в крыше. В окрестностях станицы Новосвободной был обнаружен многогранный плиточный дольмен. Там же, но в другой огромной группе (Богатырская дорога на р.Фарс) стояли два дольмена с подземным переходом между ними. К сожалению, их постигла участь многих мегалитов - переход был разворочен трактором.


Выделяется класс так называемых подкурганных дольменов. В первую очередь это комплекс Псынако-1 на реке Пшенахо близ станицы Анастасиевка - дольмен в толосе с дромосом. Т.е. плиточный дольмен аккуратно обложили мелкими камнями, сверху еще засыпали глиной, а ко входу провели подземную галерею, со стенами и потолком из небольших каменных плит неправильной (сейчас) формы. Комплекс пятиметровой высоты обложили каменной оградой - кромлехом. Курган обнаружил археолог Туапсинского краеведческого музея М.К.Тешев. В результате усилий местных бульдозеристов оказалось, что в кургане есть дольмен. Дальнейшие исследования мегалитического комплекса, возможно, поставили его в один ряд с особенно уникальными западноевропейскими постройками. Похоже, именно М.К. Тешев первый занялся исследованием ориентации дольменов относительно положения солнца, обнаружив корреляцию между его положением в небе долины и найденными каменными лучами вокруг кургана. К сожалению, он не успел завершить свою работу. Ныне комплекс представляет собой сильно развороченную каменную насыпь и определить что-либо не представляется возможным.


Обнаружен подкурганный дольмен с подземным галерейным ходом в районе Архипо-Осиповки. Но он не является плиточным. Стены выложены мелкими плоскими камнями. Лишь передняя плита с отверстием - цельная. Сейчас его раскопки ведет московский археолог Б.В.Мелешко. Появились данные о дольменах, заключенных в каменные башни, возможно, изначально засыпанные землей. Это комплекс в районе Васильевки (долина Озерейки близ Новороссийска) и окрестности станицы Шапсугской.


Кстати, услышанное мной в Геленджике мнение, что все дольмены когда-то изначально засыпали землей, подтвердить никак не могу. Во многих местах конфигурация окружающей месности в принципе исключает такую возможность.


Иногда дольмены строили и на специальных насыпях. Это особенно характерно для комплекса в верховьях ручья Неожиданного под Лазаревским и долины Аше, а также группы над п.Бзыч на р.Шахе. Некоторые дольмены древние строители дополняли каменными оградами - кромлехами. Очень своеобразные ограды в виде аккуратных каменных насыпей вокруг составных круглых дольменов комплекса Псынако-2. Там же отчетливо видны выложенные мелкими камнями расходящиеся лучи. Возможно, поздние - уж больно хорошо сохранились - существенно лучше самих дольменов. Строили и классические кромлехи из поставленных вертикально необработанных или слабо обработанных камней (руч. Неожиданный, например, или Гузерипль и др.). При некоторых дольменах делались дворики, как бы продолжавшие сам дольмен. Их делали из идеально обточенных каменных блоков - кирпичей. Таков громадный плиточный дольмен в Джубге. Дворик состоит из двух рядов громадных блоков. Вход - спереди через нижний ряд, врытый в землю. В плане дворик имеет эллипсовидную форму.


Отдельно имеет смысл остановиться на различных знаках на дольменах. Встречаются они достаточно редко. Наиболее часто можно видеть различные системы из зигзагообразных ломаных линий как внутри, так и снаружи дольменов. Нередки чашеобразные углубления не всегда очевидного происхождения. Но особенно впечатляют выпуклые знаки. Например, на дольмене в Широкой Щели на фасадной плите - выпуклое изображение портала. А на фасаде дольмена над Лазаревским - целый асимметричный комплекс из разнообразных знаков, возможно, разных времен. В первую очередь это 6 выпуклых широких вертикальных линий (как бы римская шестерка единицами) и выпуклый, слегка асимметричный аккуратный кельтский крест (крест в кольце). И еще ломаные линии, но уже выточенные в виде углублений и, похоже, в разное время. Кстати, на мегалитах вполне возможны более поздние знаки и рисунки. Я уже не говорю про нынешних "Маш" и "Вась". Но в нынешнем столетии, например, к дольмену в Мамедовой Щели приезжали представители Мальтийского ордена и выцарапали там свой крест (мальтийский).


Встречаются также различные знаки и сооружения вокруг дольменов: например, каменные чаши (хребет Нихетх). Некоторые считают их обрядовыми емкостями. Есть мнение, что они могли служить для выплавки металла. Иногда на фасадной стороне дольменов делают симметричные выпуклости (например, дольмен в Широкой Щели или дольмен близ аула Псебе). Достаточно натянуто их многие интерпретируют как изображения женских грудей.


В окрестностях комплекса в урочище Три Дуба близ Солох-аула можно встретить так называемые солярные знаки в виде небольших кругов разного диаметра с точками-углублениями в центре. На одном камне их может быть несколько, причем нет и намека на симметрию - это явно не украшения, а какие-то знаки. Может, созвездия? Кто знает...


В Гузерипле на противоположной стороне реки Белой, примерно напротив первого дольмена, лежит большая, явно обработанная, скала. Вся верхняя часть ее испещрена мелкими чашеобразными углублениями разного размера. Никаких закономерностей простым глазом не видно. Такие углубления вообще нередки возле дольменных скоплений, но столько в одном месте я не видел нигде.


Немного о дольменных группах. Известные дольменые комплексы с морской стороны Кавказа, как правило, не превышают 20 сооружений. Возможно, были более многочисленные группы севернее Новороссийска, но они подверглись уничтожению человеком в первую очередь, и сейчас не представляется возможным определить даже их местонахождение. Хотя первооткрыватели дольменов фиксировали в начале прошлого века значительные комплексы. Но где - не всегда понятно. А потому и утверждать что-либо сложно. Уникальная особенность существует у дольменов соседних долин рек Белой - Фарса - Лабы (материковая сторона Кавказа). Основное число дольменов здесь сгруппированы в огромные "города". Например, здесь находится знаменитый комплекс Богатырская дорога, где почти 300 дольменов веером в несколько рядов стоят вокруг вершины горы. В районе реки Кизинчи рядом несколько скоплений дольменов общей численностью до 600 строений. В долине Белой рядом со станицей Даховской - около 80-и. Есть комплекс построек в районе Усть-Сахрая. Причем дольмены активно по разным причинам разрушаются. По сравнению с данными В.И.Марковина, на горе Богатырке мной обнаружено гораздо меньше уцелевших построек. Если оценивать грубо, то можно сказать, что в районе дольменных городов в целости остался примерно каждый сотый дольмен, а на приморской стороне Кавказа - каждый 3-й.


Что еще явно бросается в глаза, так это отсутствие сохранившихся дольменов в непосредственной близости от побережья. Возможно, так было специально задумано строителями. Но обращает внимание факт, что самые близкие к морю сохранившиеся дольмены являются одновременно и технологически достаточно уникальными и одними из самых больших мегалитов региона вообще. Это единственный на Кавказе дольмен-монолит близ Волконки и громадный плиточный дольмен с прекрасно сохранившимся двориком в Джубге. Не могла ли повредить или смыть прибрежные дольмены какая-либо морская катастрофа? В исторически обозримое время таковых, возможно, было две - прорыв Мраморного моря, приведший к повышению уровня Черного моря примерно на 100 метров или больше (6~2-е тысячелетие до н.э.?), и более позднее грандиозное землетрясение (1-е тыс. до н.э.?).


Всего на Кавказе вместе с прилегающими равнинами достоверно известно несколько менее 3000 дольменов, включая развалы. Это существенно меньше европейских групп. Но, в отличие от Европы, мы имеем сравнительно малоизученные горы. Северозападный Кавказ, конечно, не Гималаи, но достаточно пересеченная местность и местами почти непроходимые заросли дают шанс находить новые мегалиты и целые комплексы еще долго. В Европе каждый клочок земли давно уже на счету. А здесь можно пройти в двух-трех метрах от дольмена и его не заметить. Меньше всего следует доверять местным старожилам, которые заявляют, что дольменов у них нет. Они есть практически в каждой долине, но они забыты. Новые дольмены обнаруживаются даже в, казалось бы, совершенно исхоженной местности. Но исхоженная местность на Кавказе существенно отличается от истоптанной местности в Пиренеях. Так что мегалитические находки и обобщения еще впереди.


http://tuapse-ecology.by.ru...
Небесная Лиса      01-10-2010 18:46 (ссылка)
Re: Эти мудрые, добрые дольмены...
http://tuapse-ecology.by.ru... Подробные иллюстрации о туапсинских дольменах
Небесная Лиса      01-10-2010 19:05 (ссылка)
Re: Эти мудрые, добрые дольмены...
Дольменов на Северном Кавказе

насчитывается около 3000 штук. Дольмены встречаюся как одиночными, так и целыми группами. В окрестностях Геленджика дольмены встречаюся почти повсеместно. Экскурсии на дольмены организуются в разные места: на Жане, в Пшаду, в Архипо-Осиповку, на гору Нексис. В местах расположения этих памятников древности почти везде берут плату за экологию, построены кафешки, расставлены мусорные баки и туалеты.
Дольмены - это сооружения из 5 каменных плит с круглым отверстием в передней плите, наподобие скворечника, но установленные на земле. Отверстие закрывалось тщательно подогнанной каменной пробкой-втулкой. Такой тип дольмена характерен для Западного Кавказа. Гораздо реже здесь встречаются составные дольмены, когда одна или несколько плит составлены из более мелких блоков. На Кавказе встречаются дольмены - полумонолиты, сделанные из огромного камня и накрытые плитой-крышей. Обычно, при помощи обработки поверхности вокруг отверстия, им придавалось сходство с передним фасадом плиточного дольмена. Были построены также дольмены-монолиты в очень ограниченном количестве - выдолблены целиком из одного камня. В настоящее время остался всего один такой дольмен в Сочинском районе.
Дольмены Кавказа.
Средние размеры дольменов: 2 м в ширину, 2 м в высоту и 3 м в длину. Диаметр отверстия около 40 см. Вес каждой из плит от 3 до 8 тонн, вес пробки около 100 кг. На Западном Кавказе их осталось около 2000 штук, включая развалы дольменов. Целых из них не более 20%.
Но само понятие дольмен шире и относится также к сооружениям типа "каменный стол" или "кровать гиганта", находящимся на прибрежных территориях морских побережий Европы, Северной Африки, Ближнего и Дальнего Востока, Индии и др. Время их постройки датируется археологами от IV до II тысячелетия до н.э. Слово "дольмен" произошло от бретонского (кельтского) слова "tolmen", в котором tol означает стол, а men - камень. Реже и в других частях Света встречаются "скворечники".
Отверстия тоже варьируются от круглого до овального и даже до прямоугольного. Но обязательно каждому отверстию соответствовала такой же формы каменная пробка-втулка.
У местного населения Кавказа, а это адыги, черкесы, абхазы и карачаевцы, существует несколько легенд о дольменах.

Адыги, например, называют их "испуи" или "спыун" - дом карлика. Их легенда гласит, что в давние времена жили великаны и карлики. Великаны были большими и часто обижали карликов, а карлики - маленькими и хитрыми. Поэтому карлики с помощью хитрости заставляли великанов строить для себя дольмены из огромных плит. В этих домах они чувствовали себя в безопасности. Карлики ездили верхом иа зайцах и запрыгивали к себе домой прямо на них, через отверстие в передней плите. Казаки называли дольмены богатырскими хатками.
Археологи оценивают время начала строительства некоторых кавказских дольменов, как конец третьего тысячелетия до нашей эры. Это значит, что дольмены древнее пирамид! Они относят их к погребальным сооружениям, потому что находят в них остатки захоронений людей.
Но ни сами строители дальменов, ни другие их современники не оставили никаких записей с ответами на наши главные вопросы.
Небесная Лиса      01-10-2010 19:06 (ссылка)
Re: Эти мудрые, добрые дольмены...
Дольмены Среднего Урала
http://www.radosvet.net/spy...

здесь же - по этому адресу - и фото дольменов



Впервые необычные для Среднего Урала мегалитические памятники стали известны благодаря одному из местных краеведов – Анатолию Архиповичу Бодрых. Геолог из небольшого городка Верхняя Пышма, в далёкие 50-е годы ХХ столетия он много ходил по лесам с ружьём в поисках дичи, а ещё больше в поисках необычных пейзажей. Будучи весьма творческой личностью, он любил зарисовывать всё, что поражало его во время долгих странствий. Тогда, полвека назад, леса были другие: в них больше водилось всякого зверья, да и людей ходило гораздо меньше. Личный автотранспорт был редкостью, а потому и среднеуральские чащобы оставались дикими и малопосещаемыми. Вот в это время и стал примечать Анатолий Архипович необычные каменные постройки. Стояли посреди глухих урочищ странные домики из больших гранитных плит. Натуралист стал зарисовывать и заглядывать в любопытные строения. Будучи геологом, он легко определил, что гранитные блоки специально доставлялись в определённые места, где из них собирались довольно сложные, по-своему прекрасные сооружения.Спустя десятилетие краевед со своими наблюдениями обратился к учёным, но археологи не придали должного значения информации о находках. Время шло, но мало кто верил ему – не та тема, что могла взволновать широкие круги. К тому же, нужно было подтверждение от учёных, а его-то и не было. И лишь в начале третьего тысячелетия несколько других краеведов подхватили «эстафету», найдя ряд новых памятников. В течение полевого сезона 2001 года археологи Екатеринбурга провели ряд исследовательских работ по дольменам, дав своё заключение – русская эпоха! Весной 2004 года к поискам присоединилась исследовательская группа «Команда Искателей Приключений», которая в течение пяти лет смогла найти более 250 дольменов и памятников. Задача, поставленная этой группой, заключается в поиске, фотографировании, фиксации на карте, первичном описании и анализе особенностей памятников. Ими был очерчен основной район исследований, пройден не один десяток километров по среднеуральским лесам, осмотрены десятки гранитных выходов, определена методика поиска и основы описания дольменов, создана карта памятников и обширный фотоальбом каменных построек. Именно энтузиазм этих людей позволил на протяжении пяти лет исследовать большой, а иногда и труднодоступный, район. Но после тяжелых дорог нас ещё ждал не менее трудоёмкий процесс описание и анализа данных.

В 2007-2008 годах группа археологов под руководством старшего научного сотрудника Института истории и археологии УО РАН Викторовой В. Д. провела шурфовые исследования дольменов № 5 и № 6, найдя там керамику аятской культуры. С тех пор доказывать, что на Урале есть свои мегалиты стало чуть проще. Мегалитические памятники дольменного типа располагаются, по последним данным, с севера на юг, вдоль меридиана полосой протяженностью около 69 км. Все объекты связаны со скалами – останцами, образованными гранитами или гранодиаритами.

Группа исследователей смогла описать, сфотографировать и нанести координаты находок на карту. Согласно нашим результатам, дольмены Среднего Урала можно разделить на несколько типов:

1. По строению: валунные, плиточные, составные, комбинированные.

2. По форме камер: V-образные, П-образные.

3. По азимутному расположению: ориентированные на юг- запад и на северо- восток.

4. По расположению друг к другу: не парные и парные, в т.ч. и «зеркальные».

Найденные нами дольмены валунного типа немногочисленны. Они сооружены из огромных монолитов-валунов, располагающихся параллельно и перекрытых такими же огромными плитами. Данный тип памятников имеет некоторые общие черты с крытыми галереями, которые мы наблюдаем на острове Веры на озере Тургояк (Миасс).

Одним из самых распространённых типов среди описываемых нами памятников является плиточный дольмен. Эти дольмены схожи с северокавказскими и европейскими.

Они имеют две боковые стенки, сверху лежит плита перекрытия. Часть из них имеет переднюю стенку – притвор. Но чаще всего эта плита опрокинута и находится поблизости, или же свободно лежит на плите перекрытия. Нами был обнаружен лишь один дольмен, притвор которого закрывал вход в камеру и был задернован. У нескольких памятников этого типа четко определяется плита-основание, на которой и возведён сам дольмен. Ещё одной особенностью строения некоторых плиточных дольменов являются дополнительные камни, пристроенные перпендикулярно к боковым плитам - стенкам дольмена. Эти камни иногда имеют довольно внушительные размеры (до метра в диаметре). Они, в большинстве случаев, необработанны и их назначение пока не ясно. Но можно утверждать, что боковые стенки дольмена они не поддерживают. Все плиточные дольмены имеют позади курганную насыпь (в большинстве случаев она сохранилась).

Составные дольмены найдены в небольшом количестве. Их особенностью является то, что боковые стенки собраны из мелких, подогнанных друг к другу камней. Как и плиточные дольмены, все они имеют курган.

Комбинированный тип дольменов. В эту группу мы отнесли несколько памятников, которые имеют признаки выше названных типов. Например, несколько дольменов имеют одну стенку в виде валуна, а другая представлена плитой или собрана из мелких камней.

Форма камеры так же имеет свои особенности. Большая часть описанных нами объектов имеет V-образную камеру с широким входом и узким выходом. Причём выход из камеры имеет наклон в 30-350 от горизонта. Меньшая часть дольменов имеет П-образную форму камеры, которая образована двумя параллельными боковыми стенками дольменов.

Ещё один раздел классификации найденных построек – расположение по сторонам света. При внимательном исследовании оказалось, что основная группа имеет вход с юго-западa, а курган с северной. Азимут этих построек 240/260 градусов. Меньшая часть дольменов ориентирована на север.

Найденные нами памятники не имеют прямой зависимости в расположении от источников воды. Скорее наоборот, в ряде случаев они удалены от рек и ручьёв, и тяготеют к вершинам и скальным останцам (только из гранита).


Пристальный взгляд на каменное чудо.

Наша «Страна дольменов» лежит в стороне от больших дорог. Хотя ещё сохранилось с десяток (а может и больше, точно не знаем) дольменных памятников, что доживают свой век в непосредственной близости от скоростных трасс. По ним пролетают многочисленные авто, унося своих счастливцев-хозяев, не представляющих о существовании каменных чудо - построек. Для нас каждый из дольменов имеет не только порядковый номер и описание в паспорте, но и своё лицо. Именно это и заставляет нашу группу возвращаться в леса Среднего Урала на поиски новых памятников. Мы, как дети, рады каждой новой находке, а уж тем более, если она окажется с какой-то особенной, только ей присущей, чертой в строении.

Мы хотели бы рассказать хотя бы одном найденном памятнике - Дольмен № 4 или «классический». Эта постройка - типичный плиточный дольмен, с П-образной камерой. Расположен на покатом склоне горы, на вырубах. Дольмен ориентирован почти строго на юг. Сооружение пострадало не сильно. Задняя часть дольмена немного наклонена вовнутрь. Дольмен невысокий – надземная часть не выше 40 см. Вертикальные стенки в виде двух параллелепипедов образуют довольно просторную камеру, длина которой около 120 см.

Верхняя крышка форму правильного прямоугольника, закрывает только переднюю (большую) часть камеры дольмена. Обращает на себя внимание отсутствующий левый угол размером 15 х 10 см. Края плиты ровные. Между плитой и левой вертикальной стенкой имеется каменный клин, установленный, видимо, для достижения горизонтальности крышки. Притвор не сохранился или не найден. При беглом осмотре дольмен стоит на плите-площадке. Её размеры не выяснены. Задняя часть дольмена сверху не имеет крышки, и камера открыта примерно на 1/3. Позади дольмена курган округлой формы высотой сравнимой с вертикальными стенками самого сооружения, диаметром около 220 см. Покрыт дерном, как и часть самого дольмена.

Данный дольмен парный. В пятидесяти метрах от него расположен дольмен № 28, пострадавший от гусениц трактора во время пожара, и не описан нами из-за плохой сохранности. На сопредельной территории вокруг указанной горки расположены ещё четыре пары подобных построек, в основном «зеркального» расположения.

Дольмены Среднего Урала являются древними объектами, датируемыми, по-видимому, III тысячелетием до н.э. Начало появления этой традиции на Урале относится к первой половине этого тысячелетия. Вместе с объектами Тургояка среднеуральские дольмены относятся к мегалитической традиции. Наиболее вероятной является связь этой традиции с западноевропейской, однако установить характер этой связи в силу скудости археологических материалов в настоящее время не представляется возможным. Наши дольмены, вероятнее всего, являются погребальными памятниками. Более чем вероятно обнаружение значительного числа подобных объектов вдоль восточных склонов Урала, по таежным увалам. Однако уже в настоящее время можно утверждать, что восточные склоны Урала являются еще одним районом распространения мегалитической традиции.

© Слепухин А.В., Бердюгина Н.Ю. (г. Екатеринбург)
Небесная Лиса      01-10-2010 19:10 (ссылка)
Re: Эти мудрые, добрые дольмены...
ЭПОХА КАМЕННЫХ ГРОБНИЦ
http://turizm.lib.ru/k/koma...
На территории Краснодарского края рассеяны тысячи памятников, которые по историческому и культурному значению стоят в одном ряду со знаменитым Стоунхенджем и являются ровесниками Египетских пирамид. Это - дольмены.

Вот уже несколько лет они привлекают к себе внимание сотен людей. Большинство из них - последователи одного из современных религиозно-мистических течений, избравшего дольмены объектом поклонения. Чтобы увидеть воочию древние постройки и прикоснуться к тайне древности паломники преодолевают тысячи километров, добираясь из самых отдаленных уголков России и ближнего зарубежья. Происхождение этих памятников все еще остается загадочным. Но благодаря археологическим исследованиям последних лет, мы все больше узнаем о тех, кто оставил после себя эти конкурирующие с природой и временем усыпальницы. Точно так же, как по крупицам археологи извлекают из земли древние артефакты, перед нами шаг за шагом раскрывается повседневная жизнь древних строителей, их технические возможности и научные знания, их верования и обычаи.

Каменные монументы, известные под названием мегалиты (от греч. слов "мегас" - большой и "литос" - камень) встречаются во многих местах по всему миру. В их число входят и гигантские каменные гробницы - дольмены, существующие на побережье Дании, Франции, Англии, Испании, в Северной Африке, Иране, Индии, Турции, Болгарии, и у нас на Кавказе.Дольмены представляют собой уникальные памятники кавказской культовой архитектуры IV-II тысячелетий до н.э. и являются неотъемлемой частью неповторимого кавказского пейзажа.

На протяжении сотен километров, от Новороссийска до Сухуми, от р. Лабы до места, где горы поворачивают к Анапе, можно встретить грандиозные сооружения, построенные в одно время со знаменитыми Египетскими пирамидами.Эти "каменные гиганты" в течение нескольких тысячелетий служили семейными усыпальницами для народа, жившего здесь около 5 тыс. лет назад.

Вокруг дольменов издавна плодились самые разнообразные вымыслы и легенды. Например, по сказаниям горцев, когда-то здесь жили великаны - нарты и карлики, слабые и беспомощные. Из жалости к этому низкорослому народу, нарты воздвигли им неприступные, как крепости, дома из огромных каменных плит, оставив в передней их части лишь небольшой проход в виде отверстия, через который мог пройти только очень маленький человечек. Поэтому черкесы и называли их "съссыппъ-уна", т.е. "карликовые дома". Переселившиеся на Кубань казаки называли дольмены "богатырскими хатами" и считали, что создать подобные сооружения было под силу только богатырям, которые в них и жили. Все эти сказания возникли несколько столетий назад. Однако, XX в. принес еще более фантастические домыслы о происхождении, возрасте и назначении этих памятников. Избыток энтузиазма, замешанный на мистике и суевериях, породил самые невероятные предположения о дольменах как ультразвуковом оружии древних, платформах для взлета и посадок НЛО или первобытных компьютерах.

В чем же притягательность и загадка этих угрюмых свидетелей прошлого? Какие тайны на протяжении вот уже 200 лет пытаются раскрыть ученые? Когда впервые видишь столь внушительное сооружение, возникает множество вопросов. Когда и как их построили? Кто были древние зодчие, каков их внешний облик и уклад жизни? И на все эти вопросы благодаря скрупулезному труду археологов, историков, лингвистов и антропологов имеются более-менее четкие ответы.

Мегалитические памятники Европы появляются в самом конце VI тыс. до н.э. (около 7,5 тыс. лет назад). Раньше всего их начали строить во Франции. Здесь на Западном Кавказе первые дольмены возвели в конце IV тыс. до н.э. В цифрах это около 3400 г. до н.э. (плюс-минус 50-70 лет). Эта дата была получена в результате радиоуглеродного анализа. В течение почти 2 тысяч лет по склонам и седловинам гор, в долинах рек "вырастали" поражающие воображение усыпальницы, надежно охранявшие прах древних жителей этих мест. Сколько же ежегодно строили дольменов на территории Западного Кавказа? Ученые утверждают, что, на самом деле, - очень немного.

По неизвестной причине приблизительно в первой половине II тыс. до н.э. их строительство прекратилось. Но сооружения эпохи бронзы не были забыты. Еще долгое время их использовали для захоронений и совершения тризн племена более позднего времени (меоты, адыги). Сейчас на Кавказе известно около 3-х тысяч дольменов. Но их истинное количество должно быть примерно в 3 раза больше (т.е. около 10 тысяч). Самый большой дольмен обнаружен разрушенным в районе ст. Новосвободной (камера размером 5х5 м, высота - 3,5 м).

Иногда в полумраке кавказских горных лесов можно видеть одиноко стоящие памятники, чаще попадаются небольшие дольменные группы, а бывают некрополи, состоящие из сотен гробниц. Встречаются и архитектурные ансамбли, как, например, дольмены долины р. Жане (близ г. Геленджика), и настоящие святилища (курган Псынако I в Туапсинском районе), о которых стоит говорить отдельно. Наиболее распространенными являются, так называемые, плиточные постройки - это четыре поставленные на ребро плиты несут на себе массивное перекрытие, которое нависает над фасадом как козырек. Редко можно видеть составные (или, как еще их называют, блочные), корытообразные дольмены и монолиты. По времени сначала появляются круглые в плане дольмены, а затем стали строить трапециевидные. Несмотря на различия в архитектуре, все они очень похожи, как будто зодчие делали копии с одного образца.

Зачастую, беглого осмотра недостаточно, чтобы увидеть всю грандиозность архитектурного замысла древних зодчих.

И лишь кропотливая работа археологов позволяет детально выяснить, что же представляли собой эти памятники. Опорой всей конструкции служат так называемые пяточные камни, образующие своеобразный фундамент (пол) дольмена и, иногда, своеобразную портальную площадку у его фасада. Для устойчивости применялись контрфорсы - это почти необработанные каменные глыбы, подпирающие боковые плиты. Чтобы сделать постройку более долговечной, поверх всей конструкции делалась насыпь, которая оставляла открытой лишь фасадную плиту, с отверстием, закрытым каменной пробкой. Отверстие иногда делали с обратной стороны, чтобы защитить захоронения от ограбления своими же (т.е. современниками). Перед дольменом - мощеная площадка (двор), прямоугольная, квадратная или круглая, иногда отгороженная стенами из небольших блоков. У некоторых гробниц двор занимает площадь в сотни метров. Часто дольмен был окружен кромлехом (кольцом из камней вокруг всей конструкции). Его функция проста - удерживать насыпь и двор от разрушения.

Все плиты и блоки дольменов были индивидуально подогнаны и скреплены между собой при помощи пазов. Но, пожалуй, самое удивительное, что у некоторых построек имеется самый что ни на есть настоящий ливневый дренаж.

Материал для строительства брали в каменоломнях, располагающихся, как правило, где-то неподалеку. Например, в долине реки Жане камень брали в 600 м от места строительства. Но расстояния для строителей эпохи бронзы не являлись такой уж сложной проблемой. Известно, что для возведения всемирно известного Стоунхенджа камень доставляли за несколько десятков километров. Многие считают, что обычным людям это не под силу. Но на практике выяснилось, что блоки в пределах 20-30 тонн поддаются человеческой силе - и обработке, и перемещению. В конце XIX в. французы проэкспериментировали, можно ли блок в 32 тонны перетащить. Его по бревнам при помощи веревок тащили около 200 человек. Строители мегалитов могли переносить плиты в 320 тонн (это вес самого крупного европейского менгира - его вырубили в скале, но по каким-то причинам так и не перевезли).

Самое сложное - отколоть плиту или блок нужного размера. Для раскола плит использовали очень интересный метод. На заготовке делали неглубокие овальные насечки. Затем брали бронзовую ленту в 2 раза длиннее глубины насечек, сгибали пополам и помещали сгибом в отверстие и осторожно забивали между стенками (полосами) ленты деревянный или металлический клин поочередно в каждой из насечек. Постепенно камень давал трещину точно по намеченной насечками линии. И, таким образом, получались блоки необходимого размера.

Заготовки при помощи быков и деревянных волокуш перевозили на место будущего строительства. Здесь камень подвергался окончательной обработке. Делали это при помощи бронзовых и каменных орудий. Если когда-нибудь кто-то из вас посетит дольмены, присмотритесь: на поверхности тщательно обтесанных плит вы сможете увидеть следы работы древних мастеров. Длинные, узкие зарубки оставлены бронзовым инструментом, а "оспины" (круглые) - каменным (кувалдой или каменным отбойником). Техника обработки отбойником называется "пикетаж". Внутренняя и наружная поверхность камеры дольмена обычно обработана именно пикетажем.

Возможно, при строительстве пользовались мерами длины, такими, как локоть, ладонь и т.п. Строительным модулем, скорее всего, служил диаметр отверстия в фасадной стене. В ту далекую эпоху люди уже были знакомы с математикой, ведь для создания такой конструкции необходимы сложнейшие математические расчеты. Особенно для круглых в плане дольменов. Они сложены из небольших блоков, расположенных в несколько ярусов, сужающихся от основания и образующих как бы подобие ложного свода. Каждый блок в такой постройке представляет собой сегмент круга. Длину этих сегментов и необходимо было вычислить, чтобы в итоге, при сборке, получилось именно то, что задумывалось. И, невольно возникает мысль, имеем ли мы право считать древние народы примитивными, стоящими на более низкой ступени умственного развития, нежели мы с вами. И была ли вообще эволюция?! Мне кажется, над этим стоит задуматься не только нам с вами, но и ученым мужам.

Как бы это ни казалось удивительным, но строители дольменов явно были знакомы с настоящей храмовой или культовой погребальной архитектурой. Вокруг дольменов обычно очень много строительного мусора - результат работы древних строителей. Не обходилось и без брака. Например, при детальном исследовании одного из дольменов группы Жане, обнаружилось, что некоторые пазы не выдержали тяжести насыпи и раскололись.

Трудоемким был процесс сбора дольмена. Сначала укладывались пяточные камни, затем устанавливались боковые стены, поддерживаемые контрфорсами, делалась насыпь, которая оставляла открытой лишь фасад, и по этой насыпи при помощи рычагов, веревок и тягловой силы быков по бревнам втягивали и устанавливали перекрытие. После этого достраивали все остальные детали. Никогда при строительстве не использовали раствор. Все это - сухая кладка, а все полости заполнялись мелким щебнем.

Кто оставил после себя эти памятники, конкурирующие со временем и природой? Уже долгое время на этот счет ведутся нескончаемые дискуссии и споры. Одни ученые считают, что традицию возведения подобных гробниц принесли переселенцы из Малой Азии, другие склонны думать, что эта идея пришла из стран Средиземноморья, третьи полагают, что это коренные жители этих мест. И последняя теория наиболее убедительна. Говорили строители дольменов на языках, родственных современным западно-кавказским. Судя по найденным останкам, это были люди среднего роста изящного телосложения, по внешнему виду, видимо, схожие с адыгами.

Нас разделяют 5 тыс. лет, и сейчас трудно восстановить в мельчайших деталях быт, духовную культуру этих народов. Однако кое-что о них мы все же знаем. К III тыс. до н.э. (т.е., ко времени строительства гробниц) люди узнали свойства металлов и научились выплавлять орудия из меди и бронзы. Это давало им значительное преимущество: к примеру, медный топор оказался эффективнее каменного в 3 раза, производительность медного ножа превышала каменный в 6-7 раз, наиболее ощутимо выявилось преимущество меди при сверлении (в 20 раз быстрее). Однако в это время продолжали использовать и орудия из камня. В среде местных жителей появились новые профессии: литейщики, кузнецы, ювелиры, оружейные мастера. Основными занятиями населения были скотоводство и земледелие.

Несмотря на столь внушительные гробницы, жилища племен дольменной культуры были глинобитными, потому не сохранились. Вообще, поселений той далекой эпохи известно крайне мало - около 10, а исследованы всего 5. Видимо, для древних строителей гораздо важнее было создать "вечное" погребальное сооружение, чем построить удобное жилище. Почему так? С чем это связано? Представим себе то далекое время. На небольшой территории соседствуют несколько разрозненных племен. Они далеко не всегда были настроены миролюбиво по отношению друг к другу. Частые стычки, войны за право существования и проживания на этой территории вынуждали искать способ как-то утвердиться на земле предков. Земля была самым ценным, дороже человеческой жизни. Чем мог доказать тот или иной народ, что это земля его предков? Именно погребальные памятники, ставшие родовыми склепами и служили таким доказательством. Дольмены должны были заявлять права собственности на землю, где протекла жизнь не одного поколения, вечно.

Общество всегда имело сложную структуру, и возможно, дольмены и дольменные комплексы принадлежали не рядовым согражданам. Если бы это были средневековые памятники, их можно было бы назвать "княжескими". Но для эпохи бронзы пока неизвестно, какой термин в этом случае применить. Это - родовые склепы. Каждый род думал, что будет существовать вечно. Но по разным причинам он пресекался, и в дольменах переставали хоронить, т.к. хоронить было некого. Поэтому дольмены часто закрывают, иногда засыпают насыпью полностью.

Быть может, отдельные типы дольменов соответствовали определенным прослойкам общества (вождям, жрецам, старейшинам и т.п.). А может, разные конструкции строились разными племенами. Все это пока что остается загадкой. Все дольмены обращены фасадом вниз по склону. Но бывают случаи, когда они стоят на вершине хребта, например на горе Нексис (близ Геленджика). И вот тут непонятно, почему они обращены именно в ту сторону, а не в другую? Связано ли это с восходом или заходом солнца, с расположением планет и звезд? Ориентировка могла быть астрономической, но могла зависеть и от рельефа. Оба этих утверждения не доказаны. Известен лишь один случай, когда дольмен ориентирован на заход солнца, отмеченный камнем (обелиском) - это дольмен в районе ст. Новосвободной. Верхняя часть камня была украшена концентрическими кругами, что во многих культурах древности символизировало солнце. Сейчас этот обелиск хранится в Майкопском музее.

Попытки заглянуть вглубь тысячелетий и определить религиозные представления древних строителей приводят взгляды ученых к орнаментам, высеченным на плитах дольменов. Незатейливые рисунки в камне уводят нас к первоистокам религии. Погружая в таинственный мир язычества. Чаще всего встречаются орнаменты в виде расходящихся кругов, повторяющихся зигзагов и треугольников.

С погребальным культом у многих народов связаны различные символы. Один из таких символов - змея. Считалось, что она - загадочное существо, связывающее этот мир с потусторонним, земной с подземным. И змеиный сюжет часто повторялся в эпоху бронзы. Орнаментом в виде зигзага в древности изображали змею. На одном из дольменов на горе Нексис (близ Геленджика) зигзаги увенчаны небольшими змеиными головками. Когда исследовали дольмены близ ст. Новосвободной, то обнаружили, что у двух из них орнамент на стенах внутри камеры был окрашен красной охрой еще до момента сборки всей конструкции.

Можно предположить, что дольменная постройка, плотно закрытая каменной пробкой представляла собой вместилище умерших предков, которые способны были повлиять на будущий достаток и плодородие. Это не просто погребальные памятники, они еще и культовые. Почему? По той же причине, по которой мы сейчас посещаем кладбища - поминание родственников, культ предков. Покойников всегда уважали и боялись, считали, что они могут мистическим образом вмешиваться в дела живущих, потому совершали этот культ.

Во время археологического обследования долины р. Жане сделана уникальная находка - блок-алтарь (жертвенник), который хранится в настоящее время в Геленджикском историко-краеведческом музее. Видимо, он стоял в верхнем ряду стен, отгораживающих двор дольмена (у него есть паз). Может быть, примыкал прямо к дольмену. Пока еще точное его местоположение не определили. Этот жертвенник - уникальная вещь. Он еще раз дает нам понять, что в те далекие времена здесь, перед дольменами совершали какие-то сложные, неизвестные нам ритуалы.

Какие заклинания слышали угрюмые гробницы, чья кровь окропляла каменные жертвенники, каким богам возносили молитвы экзальтированные жрецы? Эту тайну древние усыпальницы не раскроют никогда. Не узнаем и о том, кто провожал усопших в их последний путь. Доподлинно известно лишь, что никогда во время похоронной процессии крыша дольмена не сдвигалась. Она всегда была перекрыта насыпью. Вносили умершего внутрь камеры через отверстие в фасадной плите, которое затем, после совершения сопутствующих обрядов и поминальной тризны, плотно закрывалось пробкой.

К сожалению, многие из этих памятников ограблены еще в древности. Но некоторым ученым повезло, и им довелось вытащить пробку дольмена первыми, после того, как последний человек поставил ее на место тысячи лет назад, похоронив родственников. И остатки этих людей (как они лежат, какие вещи) доказывают, что это - склеп. Иногда там несколько погребенных. В Красной поляне в дольмене -12 человек, но погребены они не одновременно, в некоторых гробницах в Абхазии - до 15. Но это - редкость. Чаще всего - 2-3 погребенных.

Известны 2 типа захоронений:
- скорченное, когда скелет лежит на боку с поджатыми к груди коленями;
- пакет (мешочек) с костями, иногда расшитый бусинами. В такой пакет складывали череп, длинные кости, иногда кости груди и таза. Это явление известное для эпохи бронзы - обрядовые процедуры были очень сложными.

Часто в конце XIX- начале XX в. скорченное положение погребенных воспринимали за сидячее.

Рядом с погребением - личные вещи (оружие, предметы украшения и т.п.) и напутственная пища (обычно в глиняных сосудах). Традиционный набор оружия - бронзовое копье и кинжал.

Однако эти памятники не только погребальные, но и культовые. И в подтверждение этому археологи находят следы поминальных тризн, которые совершались на площадках перед дольменами - это керамическая посуда, кости животных и ножи. Бывает, у входа в дольмен сложены окаменелости (моллюски и т.п.), выбранные из реки. Редко попадаются изображения животных. Например, в Новосвободненской гробнице найдены 2 бронзовые с серебром статуэтки собак (одна - как лайка, другая - похожа на лисицу). А у дольмена Новосвободной с обелиском - частично поврежденная фигурка быка. Возможно, этот элемент из древне-восточной мифологии. И вообще, погребальная практика испытала древне-восточное влияние через майкопскую культуру.

Благодаря элементам сходства между дольменами и широко известными мегалитами Европы и Азии, кавказские памятники остаются в центре внимания мировой доисторической археологии. Но пока у ученых в результате исследований больше вопросов, нежели ответов на них. Между нами и строителями гробниц эпохи бронзы пролегли тысячелетия истории. Вероятность когда-либо до конца разгадать тайну дольменов - ничтожна, но для тех, кого приворожила суровая красота этих памятников истории и удивительная атмосфера окружающего ландшафта, это уже не имеет значения.

ГИПЕРССЫЛКИ:



1. Радиоуглеродный анализ. Радиоактивные методы датировки основаны на встречающихся в природе радиоактивных элементах, попавших в различные вещества. Ученые обнаружили, что эти элементы с течением времени распадаются, то есть исчезают, причем, с постоянной скоростью. Скорость распада можно точно вычислить. Примерами методов радиоактивной датировки являются радиоуглеродный, калий-аргоновый и термолюминесцентный методы.
Метод датировки с помощью углерода - 14 (пишется С14) - один из самых плодотворных в археологии. Он очень полезен при датировке угля, древесины, костей, растений и раковин. Все живое - люди, животные и растения - содержит некоторое количество радиоактивного углерода, который называется С14. С14 производится в атмосфере и поглощается растениями. Далее вместе с растительной пищей он попадает в организмы животных и человека. После их смерти углерод-14 начинает распадаться, то есть исчезать. Ученые сумели вычислить скорость этого распада: через 5730 лет распадается половина исходного С14 и так далее. Возраст археологического объекта можно определить, измерив содержащееся в нем количество С14 и проделав обратный отсчет времени от сегодняшнего момента. Существует 2 методики:
- простая
- ускоренная (для дольменов делали и то, и другое).
Физики обрабатывают вещество и начинают вычислять полураспад. Могут вычислить дату до 50 тыс. лет. Подобная лаборатория есть в Санкт-Петербурге. Лабораторий ускоренного метода мало: 2 - в США, 3 - в Европе. Образцы, взятые на дольменных памятниках в последние годы, обрабатывались в лабораториях в Оксфорде и в Аризоне. Даты совпали с датами, полученными в лаборатории Санкт-Петербурга.

Как долго длится этот процесс подсчета? Это зависит от того, какая лаборатория:
- ускоренный метод - привозите образец (кость), из ее внутренней части буром берут миллиграмм чистого вещества, затем превращают в жидкость, затем в газ, запаивают в ампулу и помещают в специальный прибор - масс-спектрометр, который выдает дату. В конце - график с 2-мя значениями с точностью 92% и 64% (92% - шире дата, 64% - уже). На все это требуется около недели.
- на простом оборудовании - дольше (около месяца), т.к. кость, например, приходится сначала сжигать, чтобы получить уголь.
Сейчас на Западном Кавказе этим методом датировано лишь 25 памятников, но эти даты точные, достоверные.

2. Некрополи. Самый крупный дольменный некрополь, насчитывающий 564 постройки, расположен в бассейне р. Кизинка (Из-Инч, Кизинчи или Щекоч - левый приток р. Ходзь).
Между станицами Махошевской и Новосвободной , в горном лесу, по водоразделу между реками Фарс и Белой находится так называемая "Богатырская дорога". Как писал краевед Е. Д. Фелицын, "богатырской" ее называют из-за обилия дольменов - "богатырских домов". Более 250 памятников тянутся довольно правильными рядами, направленными с запада на восток. К сожалению, в настоящее время большинство из них разрушено.
Третье наиболее крупное местонахождение дольменов обнаружено в бассейне р. Белой, на Дегуакской поляне (название свое это место получило по ручью Дегуак, с северного края омывающему поляну). Здесь, в окружении покрытых лесом хребтов, возвышаются около 140 гигантских гробниц, построенных жителями расположенного всего в 200-250 м южнее поселения эпохи бронзы.

3. Археологи. Последние несколько лет в районе г. Геленджика работают 2 экспедиции. Одна из них - под руководством кандидата исторических наук Бориса Вадимовича Мелешко, - вот уже три сезона подряд ведет раскопки дольменов Назаровой щели близ курортного поселка Архипо-Осиповка. Работает эта экспедиция в рамках Института археологии Российской Академии Наук (РАН) (г. Москва). И ее целью является не только раскопки определенного памятника, но и поиск и нанесение на карту новых местонахождений дольменов.

Вторая экспедиция работает от Института Истории Материальной Культуры РАН (Санкт-Петербург) на дольменном комплексе в долине р. Жане. Руководит ею кандидат исторических наук Виктор Анатольевич Трифонов. Работы экспедиции ведутся с 1997 г. Вместе с археологами из Санкт-Петербурга и Москвы, в ней принимали участие специалисты из США, Италии, Австралии, Дании, потому она вполне может называться Международной. Тем более, что программа этой экспедиции была подготовлена по инициативе Фонда Всемирный Археологический Конгресс. Проектом предусмотрена долгосрочная сбалансированная программа полевых и лабораторных исследований в различных районах Краснодарского края и республики Адыгея с детальным изучением специально выбранного района площадью около 750 кв.км. (в пределах Геленджикского района Краснодарского края).
В результате выполнения намеченных работ, предполагается вернуть комплексу долины р. Жане вид, максимально приближенный к оригинальному, включая дольмены, курганные конструкции и межкурганное пространство, и создать природно-археологический заповедник. Это реставрация в чистом виде, т.е. никакого "новодела". Памятник восстанавливают с тем, чтобы он не разрушался. Подобная методика известна на Западе как реконструктивная. В нашей же стране подобные работы проводятся впервые.



Небесная Лиса      01-10-2010 19:16 (ссылка)
Re: Эти мудрые, добрые дольмены...
ДОЛЬМЕНЫ: О ЗАГАДКЕ ДОЛЬМЕНОВ

Так что это такое - дольмены? Каково их влияние на людей? И есть ли оно?

Учитывая почти полное отсутствие каких-либо упоминаний на эту тему в письменных исторических источниках, мы можем полагаться либо на свой непосредственный практический опыт, либо измыслить все, что угодно - никаких объективных доказательств ни за, ни против найти пока что не удается. А если быть более точным, находятся все новые и новые факты, но не удается понять, что именно они доказывают.

Потому-то и приходится дотошному исследователю сместить акценты и обратиться к самому понятию "объективного". Вот он, объект - дольмен. Стоит себе эта "объективная реальность, данная нам в ощущениях" тысячи лет, а "к чему, почему - не пойму". Тогда попробуем разобраться - в каких же именно ощущениях она нам дана?

И вот плоды этих самых "разборок".
Объекты моего наблюдения: я сама (начинаю с себя не из внутренней наглости, а из внутренних убеждений и хронологически), мои сын и муж, разновозрастные дети (от 8 до 16 лет), разномастные взрослые (различающиеся по полу, возрасту, профессии, месту проживания, отношению ко мне, дольменам и жизни).

Места наблюдения: дольмены Западного и Северо-Западного Кавказа.

Время и условия наблюдения: два с половиной года интенсивных поездок в районы расположения дольменов. Для чистоты эксперимента мы не использовали никаких методик, практик, ритуалов и т.п., наоборот, занимались в основном избавлением от замеченных ограничений и искажений восприятия.

Направленное, но достаточно беспристрастное наблюдение (я даже приблизительно не знала, чего же нужно или можно ожидать от дольменов - был лишь намек, что возможны какие-то неадекватные реакции) позволило выявить некоторые общие закономерности людских реакций психологического плана, действительно весьма непредсказуемых и не зависящих ни от физической, ни от какой другой подготовки (точнее, такой зависимости заметить пока не удалось).

Во-первых, сразу же бросилось в глаза существенное различие в поведении "в условиях дольменов" между детьми и взрослыми. Практически у всех взрослых (за небольшим, но показательным исключением), приехавших к дольменам специально, в первое время случаются эмоциональные всплески (а у женщин и срывы). У детей вместо этого [Во страх-то какой!]случается творческий подъем.

Взрослые чаще ощущают на дольменах непонятной природы беспокойства, раздражения, доходящие порой у некоторых до неприемлемости, значительно ограничивающей время пребывания в зоне дольменов; нередко неадекватное, до эксцентричности, поведение. Дети же быстро осваиваются в непривычной для них обстановке, часто открывая в себе новые, неожиданные черты, чем вызывают удивление своих родителей.

Обратила внимание на линию поведения в течение пребывания на дольменах: у детей прослеживаются "спады - подъемы" восприятия, или периодические смены открытости - закрытости; взрослые же в основном "лезут на рожон", накручивая себя эмоционально и выявляя практическую неспособность заметить, оценить и взять под контроль свое состояние.
Любые реакции, происходящие здесь, гипертрофированны. В людях проявляются те черты, которые в других местах скрыты от сознания, влияя на поступки неявно - и тем вернее их действие. Этот факт относится и к взрослым, и к детям, но результаты различны, в первую очередь, по времени: дети, столкнувшись с необходимостью признать свою ошибку, достаточно быстро реагируют и соответствующим образом исправляют свое поведение; взрослые же могут годами маяться, ходить вокруг да около, жаловаться на судьбу, находить себе оправдания, но ничего не меняя по сути. Это отражается и на отношении ко мне, как руководителю группы: в каких бы жестких порой тонах ни приходилось говорить с ребенком, он в конечном итоге признает справедливость моих замечаний или действий и не держит камень за пазухой, "отходя" буквально на глазах. Взрослый может перемалывать какое-либо неприятное событие годами, избегая какого-либо общения, и лишь со временем начинает оттаивать.

Особо хочется сказать о подростковом возрасте. Известное противоречие между желанием выглядеть по-взрослому и привычкой действовать по-детски также преувеличено и может привести к разного рода конфликтам. Особенность проявления этого на дольменах заключается в том, что здесь становится заметно неверное понимание признаков взрослости, или неверно поставленный акцент на внешние ее стороны. Столкнувшись с этим аспектом в одном из походов, я пришла к выводу, что юношеские инициации в каком-либо виде - необходимый момент в нормальном развитии личности.

Общее ощущение от всех поездок до настоящего момента таково, что на дольменах дается (кем и как - пока не понятно) спектр возможностей:
* осознать любое действие, понятие и, значит, установить над ним контроль, подчинить себе, изменить в желаемую сторону, сохраняя свою независимость как к внутренним, так и к внешним воздействиям;
* получить импульс к самореализации;
* обрести недостающий опыт для полноты знания - стать самодостаточным Человеком, неподвластным каждому поветрию. Или, выражаясь словами К.Кастанеды, "получить шанс взять шанс".

Кроме [Циллиндрическое пространство дольменов с выколотой точкой]того, наблюдения на дольменах заставляют согласиться с мыслью о существовании единого поля Законов Природы, в котором законы человеческого общества - только его составляющая часть, а также с возможностью и необходимостью получать полное Знание и объективными, и субъективными методами.

Эти выводы, в свою очередь, приводят к мысли о том, что дольмены:
* являются мощнейшим на данный момент средством познания человеком себя, истинной картины мира;
* при необходимости - полигоном для экспериментов над собой, опробования новых методов;
* способствуют личностному росту человека в любом направлении.
Подтверждением правоты этих слов является, как водится, практика: специалисты, занимающиеся помощью людям в избавлении от психологических и других проблем, становлении личности, обретении внутренней опоры, начали использовать в своей работе дольмены, проводя на них выездные семинары.

Но самое главное, через два года интенсивного всестороннего изучения дольменов мы вынуждены признаться, дабы не погрешить против истины, что как были дольмены загадкой, тайной, так и остались, подобно египетским пирамидам. И здесь имеет место обратный вариант, когда не личность исследователя, но сам объект наблюдения влияет на экспериментатора, давая повод думать, что находясь на известных нам в настоящий момент позициях, этой тайны, видимо, не раскрыть. Похоже, надо сделать шаг навстречу, но какой?

Наш опыт показал, что мы движемся, возможно, в правильном направлении, пытаясь максимально избавиться от сложившихся стереотипов поведения, реакций, мышления, при этом добиваясь открытости как способа чистого восприятия.

Дольменов на Кавказе много. На сегодняшний день их известно, вместе с разрушенными, около 3000. Однако, в силу сложившихся обстоятельств, большинство видит лишь малую их часть. А именно, те дольмены, которые расположены вблизи города Геленджика на побережье Черного моря. Подавляющее большинство этих дольменов (особенно наиболее посещаемые и доступные) очень близки по конструкции и по внешнему виду отличаются не очень сильно.

Помимо академического стиля интерпретации дольменов, как разновидности погребальных сооружений, появилось много альтернативных версий. И действительно, сам таинственный вид дольмена, умноженный на его возраст просто не может не заставить неисправимого "русскоязычного" homo sapiens sapiens думать и еще раз думать. Мы здесь не будем касаться ни смысла, ни деталей всех возможных результатов этой способности относительно мегалитических теорий. Здесь я приведу несколько примеров некоторых, наиболее странных, необычных дольменов, которые стоят на Кавказе по сей день. Для чего? Ну, во-первых, возможно, это кому-нибудь станет интересно. А во-вторых.... Вот, скажем, а для чего вообще придумывать новую теорию? Если она не объясняет чего-нибудь такого, эдакого, что было неясно ранее? Если она не может объяснить уже объясненного более ранними теориями.... то зачем она, такая "версия" нужна?

Вот именно поэтому я и привожу здесь несколько необычную подборку странных дольменов. Конечно, она не полна. Специфика дольменов Кавказа – огромное количество "исключений", "единичных случаев", "ошибок строителей" и т.п. Наверное, каждый третий мегалит в чем-то (не считая размеров) исключителен, единичен и не имеет аналогов. Отличаются они и по эстетическому воздействию на посетителя. Одни сейчас кажутся вершинами технической мысли, другие – неказистыми подобиями оных. Однако, если вдуматься, любая постройка, простоявшая несколько тысяч лет на склонах молодой горной системы, является шедевром просто по определению. С этой точки зрения, наверное, и надо их рассматривать – истинные неудачи дольменостроителей до наших дней дожить никак не могли. Итак, начнем. Чтобы было понятно – здесь я, насколько возможно, ухожу от всяких интерпретаций. Как бы вот смотрите, разбирайтесь и решайте. Для интерпретаций нужен совсем другой объем. И еще... Для улучшения восприятия я взял на себя смелость стереть с изображений все современные надписи и официальные таблички (где имелись). Они будут, наверное, иметь ценность только через пару тысяч лет.

Дольмен на правобережье реки Аше, Лазаревский район. Представьте себе лежащую на земле каменную плиту. На эту плиту положили большое каменное "корыто" дном вверх. С одной стороны вырубили некое подобие каменной арки-портала и округлое отверстие. Такова вкратце конструкция этого дольмена. Конструктивное решение аналогов не имеет, по крайней мере, среди известных мегалитов. Заметьте, отверстие заметно смещено вверх относительно условной середины портальной стороны мегалита. Это позволило предполагать, что дольмен изначально задумывался как "обычный" для этого района, корытообразный ("корыто" в нормальном положении с отверстием и отдельной крышей). А в процессе работы, мастера по какой-то причине решились на эксперимент. С другой стороны, если отверстие попытаться сделать ниже, то велика вероятность сколоть нижнюю грань портальной стороны... Так что не все так очевидно. Кстати, отверстие дольмена изначально было круглым - "увеличили" его в какие-то более поздние времена.

Дольмен в Джубге, Туапсинский район. Один из самых больших дольменов Кавказа. Но далеко не в этом его главная уникальность. Дворик – вот что важно. Овальный дворик из огромных прекрасно подогнанных песчаниковых модулей. Причем, стены дворика наклонены вовнутрь. Сейчас мы видим лишь два яруса, первый почти полностью в земле. Но, судя по старым зарисовкам, изначально был и третий ярус. Т.е., стены "дворика" были вровень с перекрытием дольмена.

Дольмен в верховьях реки Хабль, Абинский район. Громадный дольмен плиточного типа. "Особенность" мегалита не только в размерах, но и в пропорциях. Кроме того, что он "слишком широкий", он еще и очень "короткий" (это измерение, очевидно, не видно на фотографии). Дольмены близких пропорций встречаются именно в Абинском районе.

Дольмен в Джубге, Туапсинский район. Один из самых больших дольменов Кавказа. Но далеко не в этом его главная уникальность. Дворик – вот что важно. Овальный дворик из огромных прекрасно подогнанных песчаниковых модулей. Причем, стены дворика наклонены вовнутрь. Сейчас мы видим лишь два яруса, первый почти полностью в земле. Но, судя по старым зарисовкам, изначально был и третий ярус. Т.е., стены "дворика" были вровень с перекрытием дольмена.

Дольмен в верховьях реки Хабль, Абинский район. Громадный дольмен плиточного типа. "Особенность" мегалита не только в размерах, но и в пропорциях. Кроме того, что он "слишком широкий", он еще и очень "короткий" (это измерение, очевидно, не видно на фотографии). Дольмены близких пропорций встречаются именно в Абинском районе.

Дольмен в районе аула Большое Псеушхо, Туапсинский район. Мегалит высечен из цельной скалы, относится к так называемому "корытообразному" типу. Т.е., "взяли" скалу, выдолбили сверху углубление, сделали к нему отверстие, сверху подровняли и положили плиту-перекрытие. Отверстие на фотографии не видно, оно с противоположной стороны. Уникальность мегалита в том, что сама скала осталась снаружи никак не обработанной. Таковых решений у кавказских мегалитостроителей практически больше нет. Кроме того, отверстие направлено строго в сторону склона горы. Что, впрочем, встречается довольно часто.

Дольмен в истоках реки Губс, Адыгея. Это почти "обычный" плиточный дольмен ("карточный домик" из каменных плит). Только сделан он не из песчаника, как большинство, а из известняка, как и вся достаточно большая группа дольменов (а также соседняя). Передняя (фасадная) плита обвалилась. Бытовой миф о том, что все дольмены Кавказа сделаны из кварцесодержащего разнообразного песчаника просто должен быть развеян!

Дольмен в истоках реки Большое Псеушхо, Туапсинский район. Пример как бы "архаичного" дольмена. Какие тут комментарии? Стоит на курганной насыпи, на сегодняшнее время используется в качестве укрытия для охотников. Фасадная плита отсутствует. Возможно, ее и никогда не было. По крайней мере, следов от нее на стенах не осталось. Столь "архаичные", "простые" дольмены на Кавказе встречаются, но крайне редки. Мегалит стоит посреди группы из других дольменов, причем все существенно разные.

"Необычные дольмены"
Автор: С.В.Валганов
Автор: Евгения Волкова
Небесная Лиса      01-10-2010 19:16 (ссылка)
Re: Эти мудрые, добрые дольмены...
Что такое дольмен.

Что такое дольмен? В самых общих словах - это каменная плита, установленная на трех или четырех столбах. "Эра дольменов" была очень долгой. Их строили еще в начале нашей эры, чтобы, как правило, использовать в качестве гробниц. Весь мир согласен считать их надгробными памятниками. Погребальная функция приписывается и дольменам, расположенным в Карелии.

Однако дольмены являлись объектами священными. Поэтому возникает закономерный вопрос: они были надгробными памятниками, потому что были священны, или были священны, потому что являлись надгробными памятниками? Необходимо найти принцип, положенный в основу воздвижения этих сооружений. Другими словами, факт обнаружения человеческих останков в дольменах не дает никаких сведений об основной первоначальной причине строительства этих памятников.

Во-первых, очевидно, что любые культовые сооружения воздвигались на специально выбранных местах, в так называемых геоактивных зонах, с целью извлечения наибольшей пользы от природных энергетических токов Земли. В древности их легко находили методом лозоходства, который эффективно использовался также для обнаружения подземных вод и рудных пород. Ветки лозы украшали первый герб Карелии.

Сохранившееся скандинавское предание свидетельствует о том, что главная функция дольмена заключалась в непосредственном прямом воздействии на человека. До сих пор еще бытуют отголоски древней традиции саамов, которые считали дольмены своеобразным инструментом непосредственного наставления подающих надежды юношей для введения их в "штат шаманов". Возможно, из-за того, что воздействие дольменов было разным в зависимости от места их расположения и иных особенностей, полное посвящение требовало "посвятительного путешествия" от одного дольмена к другому.

Не менее загадочны и менгиры. Менгиры - это вертикально поставленные камни. Они также относятся к древним мегалитическим памятникам, но им в отличие от дольменов приписывалось аграрное значение. В менгирах, как ни в чем другом, нашла свое выражение идея о Земле как живом организме, кормилице-матери, к которой наши предки относились с чувством глубокого почтения и с которой человек состоял в теснейших магических взаимоотношениях.

В начале XIX века удалось восстановить некоторые древние предания, вызвавшие настоящую сенсацию и многочисленные споры. Согласно этим преданиям, ученик и последователь Иисуса Христа апостол Андрей Первозванный посетил территорию современной России в I веке нашей эры. Предания свидетельствуют, что он "прошед Скиф и Словен, достиг Смоленска и ополчений Словянска Великого и, Ладогу оставя, в лодью сев, в бурное озеро на Валаам пошел, крестя повсюду и поставляя по всем местам кресты каменные".

Другое устное предание повествует, что апостол Андрей прибыл на остров Дивный, входящий в состав Валаамского архипелага, и проповедовал, стоя на земле этого острова, посреди круга из камней, выложенного сотни лет назад. К этому валаамскому каменному кругу - кромлеху - многие века потом совершали паломничество не только русские монахи, но и друиды-кельты. Каменный круг цел и до сего времени. В центре его установлен поклонный крест.

Источник - x-libri.ru
Лариса Бушуева      02-10-2010 22:08 (ссылка)
Re: Эти мудрые, добрые дольмены...
Спасибо! Интересная информация. Ездили семьёй летом к Волконскому дольмену. Вечерело, и людей было мало, а потом и вовсе остались одни. Долго стояла, прижав ладони к дольмену, слушала себя. Ощущения не могу точно передать словами, но было спокойно и уютно.
Шмелёва Светлана      05-10-2010 15:45 (ссылка)
Re: Эти мудрые, добрые дольмены...
Книга Творения      20-10-2010 13:29 (ссылка)
Re: Эти мудрые, добрые дольмены...
Согласуются ли ваши планы с Божьим замыслом?
http://www.watchtower.org/u...
Елена Олейникова      03-09-2012 15:13 (ссылка)
Re: Эти мудрые, добрые дольмены...
Спасибо, очень интересная информация! В середине августа случайно довелось побывать на легендарном (как мне потом стало известно) дольмене широкой щели (тот самый, который с порталом и 4-мя полусферами по 2 слева и справа на передней плите). До этого дня я бывала на дольменах, но никогда не верила в их мистическую силу, и даже в ту минуту, когда водитель привез нас к этому дольмену, я посмеялась (поприкалывалась как говорится). Мы подошли и нам сказали, что необходимо снять обувь, подойти к дольмену, и, взявшись руками за две правые полусферы загадать желание, а за левые - задать вопрос и получить ответ. В общем, не без иронии и без грамма веры я сделала все, как было рекомендовано..... И....как шарахнет он меня просто бешенной энергетикой! Я не знаю, как это описать словами, но было похоже, что энергия (иначе и не сказать) начинает наполнять, переполнять и распирать меня, я как бы расширялась... Я даже забыла в тот момент про желание или вопрос, я просто расширялась и не могла оторваться от этого занятия! Потом отвлекли другие посетители и я загадала желание. Вопрос задала, и изнутри гулом донесся одно слово - ответ...,нам надо было ехать дальше, а ответ меня конечно устроил, но я сомневалась: не сама ли я его себе придумала (в общем, не вполне устроил своей простотой, односложностью....,просто я сформулировала немного не так как надо). Мы вернулись через несколько дней уже сами. Я снова общалась с дольменом и на этот раз смогла задать вопрос.... Ответ был как бы в голове: "Наблюдай за знаками", одновременно с поступившим ответом к дольмену подъехал мужчина (но он был вдалеке, еще не подходил к дольмену но четко я обратила внимание на его голос. В общем, ответ пришел с тем мужчиной, потом (его голос, тот город из которого он приехал и др. знаки составили полный исчерпывающий ответ на вопрос (вопрос был сложный). Я просто стояла с открытым ртом от удивления..... Это нереально! И еще, после посещения дольмена начали сбываться все мои желания, притом моментально почти - о чем не подумаю - вуаля, НО! Мне не очень нравились как они сбывались.... как в фильме "Исполнитель желания".... Я все время говорила себе: "надо ВНИМАТЕЛЬНО формулировать..... Потом уже даже передумала желать - всегда находился подвох, из-за которого я была немножко не рада, что загадала именно это или именно так.... )) Но ничего ужасного не произошло - все прекрасно!!!
Evgeni Romano Rat      13-04-2013 06:23 (ссылка)
Re: Эти мудрые, добрые дольмены...
...... Но тратить жизнь на постройку дольмена .......-вот это и был один из смыслов.как и строительство пирамид,зикуратов,статуй на острове пасхи.в эпоху дольменов государств и войн ещё не было а власть уже была!надо же народ куда то вести!
Evgeni Romano Rat      13-04-2013 07:04 (ссылка)
Re: Эти мудрые, добрые дольмены...
По неизвестной причине приблизительно в первой половине II тыс. до н.э. их строительство прекратилось. Но сооружения эпохи бронзы не были забыты. Еще долгое время их использовали для захоронений и совершения тризн племена более позднего времени (меоты, адыги). перестали строить потому что цивилизации изменились и появилось занятие по "интереснее" -по воевать.
Evgeni Romano Rat      13-04-2013 08:18 (ссылка)
Re: Эти мудрые, добрые дольмены...
начали строить храмы со статуями.2.дольмен похож на пещеру а пещера это дом родной! также можно было его использовать как крепость и как храм и там же хоронить. кстати в египте в пирамидах хоронили знать и царей а простые люди довольствовались небольшим надгробием в виде пирамидки. строили эти дольмены скорее всего либо кавказцы либо истинные арийцы индоевропейцы- то есть ирано язычные ирано-среднеазиатские народы .правда на всех их не хватило(народов) в отличии от их языков потому что "болтать" не мешки ворочить! а вообще вполне возможно что там и желания сбаваются и сила какая есть.всё не просто так!