Все игры
Post
Spam

Народный календарь-февраль.





В этот день чествовали Григория Богослова, одного из
Отцов церкви.Поскольку, по народному календарю, накануне
(на Аксинью) отмечалась «полузимница», или середина зимы,
то на Григория ждали поворота к весне. Так и говорили:
«Аксинья Григория торопит, чтобы весну не упустил,
солнышко на крыши посадил».В Григорьев день в русских
деревнях полагалось делать добрые дела самим и вспоминать
о добрых делах, сделанных другими. О своих же хороших
поступках не рассказывали: творить добро нужно было
не для показухи, а ради собственной души. По этому поводу
говорили: «Господь и так все добрые дела видит».



Преподобный Феодор Студит, память которого отмечается
в этот день, родился в 758 году в Константинополе и
получил широкое и разностороннее образование. В 796 году
за ревность о хранении церковных правил и обличение
беззакония императора Константина VI Багрянородного после
жестоких мучений был сослан в заточение.Считалось, что в
этот день покойные тоскуют по своим родным и ходят по земле.
Чтобы успокоить их, нужно насыпать на могилу золы и сказать:
«Не ходите во двору, души сиротские! А подите на западну
сторону, там вам вечное радование». Кроме того, в этот
день было принято молиться Феодору об исцелении от грудных
болезней и от болей в желудке.



На Руси этот день получил свое название в честь Иоанна
Златоуста - константинопольского архиепископа и богослова.
Его называли блестящим проповедником, и за свой ораторский
дар Иоанн получил прозвище Златоуста.Этому святому в
народе принято молиться о просвещении разума и о
постижении духовной грамоты, а также о помощи в отчаянии.
Праздник получил название Златоустьева огня, потому что
в этот день с особым вниманием относились к домашнему
очагу. Особым образом нужно было затопить печь - так,
чтобы разом занялись все поленья. Это сулило семье мир
и достаток. Для обряда заранее сушили дрова и щипали
лучину.



Церковь в этот день почитает Ефрема Сирина - одного из
учителей церкви 4 века, христианского богослова и поэта.
У Ефрема на Руси было множество прозвищ: ветродуй, запечник,
прибаутник, сверчковый заступник. Соответственно, и традиций
с его днем было связано немало. Например, на Ефрема нельзя
было убивать насекомых, живших в избе. По одному из поверий,
в этот день нужно было подмести пол в доме веником из полыни,
которая могла уберечь дом как от нечистой силы, так и от
злых людей.Но самое главное событие этого дня - именины
домового. Чтобы его задобрить, на ночь на кухне оставляли
кашу. Домовой в народе считался не столько добрым,
столько справедливым; он не любил ссор, сварливых людей
и плохих хозяев. Зато добрые, старательные люди всегда
могли рассчитывать на его помощь. Известно, что в каждой
крестьянской семье держали кошку - но, что интересно,
не только для охоты на мышей. Говорили, что кошка - это
хозяйка дома и она может поладить с домовым.





Этот день на Руси связан с почитанием памяти святителя
Лаврентия, затворника Печерского, епископа Туровского.
Народ на Руси про День Лаврентия говорил: «Лаврентьев день
то январем потянет, то мартом потянет».На Лаврентия наблюдали
за луной: если она росла - погода этого дня простоит всю
первую половину следующего месяца; если же дата выпадала
на новолуние - такая погода будет вторую половину месяца.



Василий Великий, которому церковь посвящает этот
день, известен также под именем Василия Кесарийского.
Он почитается наряду с Иоанном Златоустом и Григорием
Богословом. Всех этих трех святых вспоминают 12 февраля -
поэтому праздник также называется Трехсвятием. По
народному поверью, в эту дату нельзя прясть, поэтому
ее называют еще «днем трех святителей-непрядильщиков».
Также считается, что на Трехсвятие в лесах начинается
звериный свадебник: звери образуют пары, идут бои
между самцами, начинается звериный род. Люди отмечали
этот «праздник» своеобразно - подавали на стол блюда
из дичи и дикого зверя.



Епископ Никита, память которого отмечается в этот день,
почитается в лике святителя.В народе Никиту называют
хранителем от огня, молний и слишком жаркого солнца.
Считалось, что в свое время этот святой мог своими
молитвами не только потушить пожар, но и предотвратить
засуху. С огнем связаны и некоторые приметы этого дня.
Говорили, что если дрова в печи дымят и плохо загораются -
это к оттепели. Зато сильная тяга в очаге предвещала
морозные дни. Смотрели и на само пламя: красный огонь
обещал холода, белый - тепло.



Святой Трифон, которого церковь чествует в этот день,
жил в 3 веке в Никее. С ранних пор он принял христианские
нравы, а будучи отроком, проявил дар чудотворения,
исцеляя больных.На Трифона крестьяне заклинали мышей,
просили их не портить скирды с хлебом. Считалось также,
что определенными обрядами грызунов можно и вовсе изгнать
из деревни.Благодаря обычаю изгонять мышей, этот день
называли также «Трифон с кошкой». Кошек, кстати, в этот
день принято было задабривать, угощать молоком и просить
о помощи в борьбе с мышами.



Праздник получил свое название в честь того, что в
этот день произошла встреча младенца Иисуса Христа
со святыми Симеоном и Анной (само слово «сретение»
и означает «встреча»). У евреев существовал закон,
по которому каждого первенца родители на 40-й день
жизни должны были приносить в храм. В исполнение этого
закона Дева Мария пришла со своим сыном в храм. Туда
же по внушению Святого Духа явился и старец Симеон,
которому было предсказано, что он не умрет, пока не
увидит Спасителя. Его сопровождала Анна-пророчица -
праведная старица, которая давно ждала пришествия Христа.
В народе этот день считали днем первой встречи весны
(вторая встреча приходится на Сороки, третья - на
Благовещенье). Сретенские морозы считались последними,
после них крестьяне не решались пускаться в дальний
путь на санях. Этот день был одним из самых больших
праздников весны.На Руси праздник был известен еще под
названием Громниц. В этот день было принято приносить
в церковь для освещения свечи. Потом во время грозы
(и, соответственно, грома) их зажигали, чтобы отогнать
беду. Громницы (так называли сами свечи) давали также
в руки умирающим, чтобы к нему не смогла подойти нечистая
сила.



Поздравляю Вас с этим величайшим православным
праздником - сретением Господним. В день великих
встреч, когда встречаются Ветхий и Новый Завет,
старец Симеон встретился с младенцем Иисусом, а зима
встречается с весной, хочу пожелать веры: веры в будущее,
веры в любовь, веры в торжество справедливости, веры и
надежды, что наша жизнь будет лучше, чем сегодня!



Сретение Господне - есть повод вас поздравить,
Душевного тепла вам и счастья пожелать,
Желаю вам заботы и все дела оставить,
В семейной обстановке чтоб праздник отмечать!
Желаю вам уюта, любви и настроения,
Пусть будет Божья помощь для вас как оберег,
Пусть будет в жизни светлые, приятные мгновения,
И вовсе не пугают мороз, метель и снег!



В этот день почитали двух святых, встретивших младенца
Иисуса в храме на 40-й день от его рождения, - Анну и
Симеона. Симеон Богоприимец - благочестивый праведник,
ученый, живший в Иерусалиме. Когда он переводил книгу
пророка Исайи, он усомнился в словах «дева во чреве
примет и родит сына». И тогда Симеону явился ангел и
обещал, что старец не умрет до тех пор, пока своими
глазами не увидит ребенка, рожденного Девой Марией.
Так и получилось. В храме в тот момент была и Анна -
благочестивая вдова, которая, узнав о рождении Спасителя,
восславила его. С преданием связано и второе название
праздника - Хранитель младенцев. В этот день было принято
обращаться к святым Симеону и Анне с молитвой о здоровье
новорожденных.Есть и третье название - Починки. Оно родилось
из обычая начинать подготовку лошадиной сбруи - ездовой и
пахотной. В этот день говорили: «Семен и Анна сбрую
починяют»; «Дед встает чуть свет, чинит сбрую летнюю, да
борону столетнюю». Знаменитая поговорка «Готовь сани летом,
а телегу - зимой» также относится к Починкам. Как правило,
ранним утром вся семья выходила из дома, шла в сараи и
занималась работой. Для этого праздника варили особое
кушанье - саламату. Так называлась распущенное в воде
гречишное пресное тесто с маслом. По этому поводу говорили:
«Приехала саламата на двор - расчинай починки».



Преподобный Николай исповедник, игумен Студийский, память
которого отмечается в этот день, жил в 9 веке. Во время
жестоких гонений византийского императора Льва Армянина
на христиан, преподобный Николай разделил участь преподобного
Феодора Студита: их неоднократно заключали в темницы и
всячески истязали. Однако они продолжали ревностно
распространять православие среди христиан. За свою
исповедническую и подвижническую жизнь Николай получил
от Бога дар исцелений, который не иссяк и после его
кончины в 868 году.На Руси этот день имел также и другое
название - Волчий сват. Считалось, что в это время в лесах
в разгаре звериные свадьбы. Наши предки говорили, что
«о звериных тропах в лесу знает только Никола Студеный».
И только ему было ведомо, где устраивает свое логово
мать-волчица, и как пускаются в пляс лисицы. Студеным
Николу прозвали неслучайно. Редкий год на Руси в этот
день не было морозов. По этому поводу остались поговорки:
«Студеный день - снова шубу надень»; «На Студеного Николу
снега навалит гору».



День получил свое название в честь святой Агаты
(Агафии) - христианской мученицы, жившей в 3 веке.
Согласно преданию, она родилась на Сицилии в богатой
семье. В молодости Агата отвергла домогательства городского
префекта, а тот, пользуясь антихристианскими законами,
подверг ее преследованиям. Несмотря на пытки девушка не
отказалась ни от своих моральных принципов, ни от веры.
На Руси святая почиталась как покровительница домашнего
скота. Чтобы предохранить коров от падежа, крестьяне в этот
день убирали хлев старыми лаптями, пропитанными дегтем, -
говорили, что коровья смерть от них бежит без оглядки.
Коровьей смерти в этот день опасались не случайно. К Агафьиному
дню в неурожайные годы обычно заканчивалось сено, и по хлевам
начинал ходить мор - Голодуха (отсюда второе название этой
даты). Коровы, которым корма нужно было больше всего, страдали
от голода в первую очередь.Агафья считалась также заступницей
от пожара. В день ее памяти освящали хлеб, который хранили
в доме как надежное средство от «красного петуха». В случае
пожара этот хлеб нужно было бросать либо в огонь, либо,
наоборот, в чистое поле, в сторону от избы. Кроме того,
на Агафью было принято поминать предков, отошедших в мир иной.



В этот день православные почитают память Святого Вукола -
ученика апостола Иоанна Богослова.На Вукола, как и накануне,
особое внимание уделяли коровам, заботились о том, чтобы
они благополучно отелились. Считалось, что с этого дня
начинают появляться на свет телята (таких телят, родившихся
в феврале, называли жуколами).С появлением телят был также
связан обряд моления молока. По истечении 12 удоев после
отела, когда молоко становилось годным к употреблению,
хозяйки на нём варили кашу. Старшая женщина в доме ставила
горшок с кашей в чашку с овсом и обкладывала сеном, а затем
всю эту конструкцию трижды поднимала над головой и
приговаривала: «На сто бычков! На тысячу телушек!». После
этого вся семья садилась за стол и съедала кашу. Сено и
овес отдавали корове, а приволоку (пенку, снятую с каши)-
теленку.



В этот день отмечается память Луки Елладского - греческого
монаха.Монашеский постриг он принял в 14 лет, а под конец
жизни поселился на склонах горы Геликон, где вокруг него
образовалась община. После этого началось строительство
храма во имя святой Варвары и монастыря. На Руси в день
Луки было принято печь пироги - естественно, с луком.
Семья, как правило, съедала только часть их, а остальное
раздавали нищим - «на счастье». Считалось, что все отданное
вернется сторицей.Также на Луку поминали усопших предков.
По этому поводу говорили: «Живы родители - почитай, умерли -
поминай». Кроме того, этот день считался самым подходящим
для приготовления целебных снадобий из кореньев. Особые
свойства на Луку обретала лапчатка - трава, листочки
которой напоминают крест. В народе ее называли «могущницей»,
то есть растением, в котором заключена большая сила. От этого
слова произошло второе название праздника.



Народный праздник получил свое название в честь святого
Захария. Захарий погиб насильственной смертью = его убили
иудеи за обличительную проповедь. Святцы называют Захария
Серповидцем, потому что в одном из своих пророческих
откровений он увидел свиток, летающий по воздуху и
напоминающий по форме огромный серп. Поэтому в день памяти
святого крестьяне много внимания уделяли этому инструменту.
Бабы-жницы молились Захарию о хорошем урожае. В день его
памяти серпы доставали из чуланов, осматривали, чистили,
точили и окропляли крещенской водой. В связи с этим
говорили: «Не тогда серпы точить, когда на жниво идти»;
«Не обрежешь вовремя кривого серпа, не нажнешь в поле
снопа».Считалось, что Захарий Серповидец увидит старания
людей и поможет им - вдохнет в серпы спорую силу.



В этот день православная церковь чтит память преподобного
Панкратия Печерского - затворника, жившего в 13 веке. По
преданию, он удалился в пещеры и вел там аскетический образ
жизни, проводя время в молитвах. На Руси на Панкратия
всегда принимались за плетение лаптей. Зима близилась к
концу, запасов зерна оставалось мало, поэтому говорили:
«Не всяк Панкрат хлебом богат, а наш Панкрат лаптями богат».
А так как в этот день чествовали еще и святого Никифора,
то крестьяне по-доброму подшучивали над двумя праведниками,
делящими один праздник на двоих: «Хороши Панкратовы лапти,
да и те - никифорцы». Никифорцами обычно называли высокие
лапти, которые носились дома, на босу ногу.Также в этот день
полагалось проверять все хозяйство, смотреть, все ли в порядке,
не нуждается ли имущество в починке. Не зря говорили: «Если
у Панкратия дело в руках - у хозяина хлеб в устах».



Праздник получил название по имени святого Прохора Печерского,
память которого отмечается православной церковью в этот день.
Преподобный Прохор был родом из Смоленска и принял пострижение
в Киево-Печерском монастыре. Он был великим подвижником по
строгому воздержанию, вместо хлеба употреблявший лебеду, за
что получил прозвище "лебедника".Весновеем Прохора прозвали
за то, что в этот день начинался поворот на весну. С этим
днем связано несколько поговорок и присказок о погоде, например
такая: «До Прохора старуха охала: ох, студено. Пришел Прохор
да Влас: никак весна у нас?» Харлампий считался в русском
народе хранителем от внезапной, без покаяния, смерти. В этот
день ему нужно было молиться об избавлении от такой беды.



В этот отмечается память христианского святого Власия
Севастийского, почитаемого в лике священномученика. В
народном календаре этот день называется Власьевым. Власьев
день известен также как Коровий праздник. Власий считается
покровителем домашних животных. В связи с этим в его день
у наших предков было принято кормить домашний скот самым
лучшим кормом, а также совершать ритуалы, направленные на
защиту скота от нечистой силы. Отсюда, кстати, скорей всего,
и произошло второе название праздника - Коровий праздник.
Власьев день отмечали как большой праздник. В любом случае,
в этот день старались вообще не работать — считалось, что
это поможет предохранить домашних животных от падежа.
Начинаются Власьевские морозы."Пришел Власьев день, пришли
и Власьевские морозы".



День этот посвящается памяти чудотворца, митрополита Киевского
(Московского) и всея Руси Алексия.Алексий почитается как
чудотворец, поскольку он чудесным образом исцелил ханшу
Тайдулу, у которой была глазная болезнь. Он был канонизирован
в лике святителей спустя 50 лет после смерти.Алексия (Алексея)
в народе прозвали Рыбным, поскольку в его день, как считалось,
хорошо ловилась рыба. И на Алексия было принято подавать к
столу, конечно же, рыбные блюда. В день Алексия было принято
еще выносить на улицу семена, предназначенные для посева: наши
предки верили, что тогда семена дадут лучший урожай.



Святой Мартиниан - христианский святой, живший в 4-5 веках
в Палестине. Согласно преданию, он был отшельником,
затворническую жизнь начал уже в 18 лет. Некая женщина
по имени Зоя пыталась соблазнить его. Чтобы устоять перед
домогательствами, Мартиниан встал голыми ногами в огонь.
Этим поступком он обратил Зою к Богу. Не удивительно, что
Мартиниан стал считаться укротителем страстей. На Руси
ему молились об укреплении семьи и избавлении от соблазнов.
Этот день также называли светлым. Принято было выходить
ночью во двор и окликать звезды, чтобы от их сияния прибыло
зоркости глазам.



Святой Кирилл - византийский миссионер, вместе с братом
Мефодием создавший первую славянскую азбуку. По преданию,
в 862 году в Константинополь, где жили братья, приехали
послы от моравского князя Ростислава с просьбой прислать
учителей, которые могли бы объяснить его подданным веру
на их родном языке. Выбор патриарха пал на Кирилла и
Мефодия. В дальнейшем просветители переводили церковные
книги с греческого на славянский, обучали людей чтению,
письму и ведению богослужений. На Руси Кирилла прозвали
Весноуказчиком, поскольку по погоде в этот день судили
о весне. Если она оказывалась хорошей, это предвещало
крепкие морозы. А в мороз первое дело - выпить горячего
сбитня. Этот напиток из меда с пряностями был издревле
популярен в народе. Сбитень наши предки пили по несколько
раз в день, им торговали на улицах и в трактирах.Еще одно
название праздника - Бабьи взбрыксы. В старину на Руси в
этот день женщины несли гостинцы повитухам, которые
принимали у них роды.



Апостол Онисим, память которого отмечается в этот день, жил
в начале 1 тысячелетия в Византии. Онисим был рабом некого
Филимона, но бежал от своего господина в Рим, где попал в
тюрьму. Там он встретился с апостолом Павлом, который
просветил его и крестил. Павел упоминает об Онисиме в
Послании к Колоссянам, называя его своим «верным и возлюбленным
братом». На Руси Онисим считался покровителем овцеводства. В
день памяти святого овчары «окликали» звезды, чтобы овцы
давали большой и здоровый приплод.Обряды на будущее
благополучие в этот день совершали не только овчары. Нужно
было, к примеру, собрать в амбаре разные семена, выставить
их на три утренних зари на мороз и отложить до посева.
По этому поводу говорили: «Как в феврале аукнется, так
осенью откликнется». Рукодельницы же, оканчивая прядение,
выбирали лучший клубок и тоже выносили утром на улицу с
уверенностью, что вся пряжа будет бела, чиста и крепка.
Этот обычай назывался - «зорнить пряжу».



Святому Кассиану в качестве дня памяти «достался»
неудачный день - 29 февраля, который бывает в календаре
всего раз в четыре года. Високосные годы считались в народе
несчастливыми, поскольку именно на них чаще всего выпадают
всевозможные беды: скот падает, дерево засыхает, болезни
случаются, раздоры заводятся. На Руси говорили: «Худ
приплод в високосный год». Поэтому и у самого Кассиана
была репутация строгого и недоброго святого. К его имени
нередко добавляли не самые приятные эпитеты: Завистливый,
Злопамятный, Немилостивый, Грозный, Скупой. О нем и его
характере сложено несколько поговорок: «Касьян на народ -
народу тяжело, Касьян на траву - трава сохнет, Касьян на
скот - скот дохнет»; «Касьян на что ни взглянет, все вянет».
Люди были уверены: святой злится на то, что его память редко
чтут: «Благому чудотворцу Николе два праздника в году, а
немилостивому Касьяну - один в четыре года».День Касьяна в
народном календаре - самый страшный. Святому подчинялись
все ветры. Он мог их выпустить и наслать на людей,а вместе
с ними в деревни приходили чума и холера. На Касьяна
крестьяне старались вообще не выходить из избы, особенно
до рассвета; все работы прекращались. А многие старались
в Касьянов день подольше не просыпаться - «проспать» самое
злое время.



О чём щебечут птицы?!
О чём звенит капель?!
Весна к нам в дом стучится,
Впусти её скорей!
И песня будет литься
Из сердца и души.
Весна идёт! Смелее!
Навстречу поспеши!



Ну вот, встречай! Весна на колесницах!
Март входит в дом, сверкая на ресницах!
Февраль отжил. Все 29 дней. Конец зиме!
Всё черно-белое зарыть в сугробы прошлых дней.
Встречать весну с любовью веселей!
Для нового открыть все клеточки души, все граммы сердца.
Встречай весну! Она поможет нам согреться!




Нравится

You cannot comment as you are not authorized.


Галя Галя      01-02-2016 11:27 (link)
Re: Народный календарь-февраль.

Светлана Яшина      01-02-2016 15:01 (link)
Re: Народный календарь-февраль.
Спасибо!
Инна Алещенко      01-02-2016 15:15 (link)
Re: Народный календарь-февраль.
Спасибо, Галя!
Людмила Аристархова      01-02-2016 21:02 (link)
Re: Народный календарь-февраль.
спасибо
Анастасия Кухарь      02-02-2016 12:05 (link)
Re: Народный календарь-февраль.
Спасибо Галя!
ЛУЧШАЯ ПО ЖИЗНИ      02-02-2016 12:57 (link)
Re: Народный календарь-февраль.
спасибо за такой прекрасный пост
БОНДАРЕНКО Людмила 5      22-02-2016 08:38 (link)
Re: Народный календарь-февраль.
Какой прекрасный календарь,
Все даты словно встарь...
Помолимся мы все святым...
Февраль прошел и холод с ним...СПАСИБО