Все игры
Запись

ДВОРЕЦ ЦАРЯ АЛЕКСЕЯ МИХАЙЛОВИЧА В КОЛОМЕНСКОМ


Нравится

Вы не можете комментировать, т.к. не авторизованы.


Лора К.      11-11-2018 12:48 (ссылка)
Re: ДВОРЕЦ ЦАРЯ АЛЕКСЕЯ МИХАЙЛОВИЧА В КОЛОМЕНСКОМ
Дворец царя Алексея Михайловича.




Сам дворец в архитектурном плане представлял собой грандиозное строение: он имел шесть теремов – царев, царицы, царевича и царевен (старшей, средней и младшей). Площадь дворца более чем пять тысяч квадратных метров, высота порядка 25 метров. 



Дворец Алексея Михайловича представляет собой сложный лабиринт помещений, соединенных переходами. Архитектура дворца была очень интересной, соединяющей в себе как русские, так и европейские традиции. 



Во дворце проживало все семейство Алексея Михайловича, который от двух жен нажил 16 детей. И сотворили это чудо два русских мастера - плотницкий староста Семен Петров и плотник Иван Михайлов, а росписью дворца руководили Симон Ушаков и Богдан Салтанов. 







На всех этапах строительных работ были задействованы лучшие мастера Москвы и других городов. Росписи интерьеров дворца создавались мастерами Оружейной палаты.


рисунок В.Семенова

Созданный в 17 веке деревянный дворец был призван, прежде всего, показать русским подданым и иностранным гостям величие царя и мощь его власти. 


рисунок Ф.Солнцева

"Современный" дворец как и оригинальный имеет 270 помещений площадью 7 239 кв. м. Во времена Алексея Михайловича дворец был не только местом отдыха, но и главной загородной резиденцией российского государя. Здесь проходили заседания Боярской думы, советы с главами приказов (прообразами министерств), дипломатические приемы и войсковые смотры.






Дворец делился на 2 части: мужскую и женскую. Соответственно женщинам нельзя было заходить на мужскую половину, и даже царь заходил на женскую половину к царице только по супружеской надобности. 









Удивительно, но факт: женская половина царской семьи, по сути, сидела в заперти и даже царице никуда не дозволено было выходить. Единственные занятия - рукоделие и молитвы. 







На женскую половину не заходили мужчины и только по праздникам царица, например, могла пригласить в гости отца. 


царь Алексей Михйлович (1629 - 1676)

У Алексея Михайловича было 2 жены: Мария Ильинична Милославская, родившая ему 13! детей (умерла через несколько дней после последних родов) и Наталья Кирилловна Нарышкина, родившая всего 3 детей, старшим из которых был не кто иной как будущий император Всероссийский Петр I. 



Есть даже версия, что Петр родился не в Теремном дворце Московского Кремля, а в Коломенском дворце.







У царя, царицы, царевичей и царевен были отдельные покои во дворце с отдельными входами и выходами и дополнительными помещениями для прислужников и прислужниц, и нянек.. Надо сказать, что из 16 детей царя Алексея Михайловича - больше половины умерли либо в младенчестве, либо в детском возрасте.







Стоит отдельно сказать, что царь Алексей Михайлович был одним из образованнейших людей своего времени. Знаток церковной литературы, глубоко верующий, он заботился о своей душе, и это во многом определяло его поступки. Образцово соблюдал пост, молился, в гневе был отходчив и часто проводил время в кругу семьи. Он был рачительный хозяин и благодаря этому доходы дома Романовых при нем выросли втрое.





Наряду с этим государь поражал современников пышной роскошью приемов, величавостью, спокойствием, неспешностью решений и получил прозвище "Тишайший". Его царский дворец как раз и удивлял современников необычностью внутреннего убранства.



То, что построено сейчас не полностью деревянное: фундамент (подклеть) – построили по современной технологии, из бетона. А вот все остальное – из дерева. Лес привезен из Красноярского края, обрабатывался мастерами под Владимиром и потом доставлялся в тщательно упакованном виде в Москву.





Богатое убранство загородной резиденции когда-то поражало воображение знатных вельмож и иноземных послов. В интерьерах дворца было соединено высокое искусство Московского царства второй половины 17 века с передовыми строительными технологиями того времени и умением мастеров. 







Во дворце все было продумано: от отделки полов до малейших деталей мебели. Полы дворцовых покоев были выполнены из паркета («дубового кирпича»), выложенного «в шахмат» или «в ромб». 



Стены и потолки дворца были обиты тесом, затем на него было уложено сукно, которое после оклеивалось холстом, а на него уже наносились краски. Также стены было принято украшать западноевропейскими шпалерами и восточными коврами.







Окно всегда играло особо важную роль в интерьере помещения, поэтому неизбежно также несло и сакральную функцию. Во дворце Алексея Михайловича окна были обрамлены резными наличниками, украшены шпренгелями (верхние резные доски), которые после расписывались, золотились и серебрились. 



Материал для прозрачных окон был крайне дорог, небольшие окончины изготавливались из слюды, реже из стекла, затем вставлялись в металлические переплеты. Рисунки переплетов были самыми разнообразными: клинчатые, кубчатые, репейчатые.





Назначение двери, также как и окна, обуславливало богатое декоративное убранство этого элемента интерьера. Двери передних парадных покоев украшались резьбой с тонировкой и золочением, расписывались красками. В личных покоях царя и членов его семьи для большего комфорта двери части обивали сукном.





Росписи интерьеров дворца создавались мастерами Оружейной палаты, художественная манера которой стала эталоном при выполнении декоративного убранства дворца. В сюжетной росписи интерьеров XVII в. преобладала религиозная тематика. 



Росписи копировались с иллюстраций духовных книг. Обязательным фоном для всех настенных живописных композиций служил растительный орнамент – «травное письмо». Эта роспись помогала объединять составные части интерьера в единое целое.





Резной декор интерьеров был плодом трудов мастеров-резчиков, работавших под началом белорусов – старца Арсения, Герасима Окулова и Клима Михайлова, прибывших из Речи Посполитой. Работа была выполнена с учетом новых веяний в искусстве и в итоге представляла собой смешение стилевых направлений второй половины XVII в.





Царский дворец отапливался печами, которые служили также прекрасным украшением интерьеров. В зависимости от назначения помещений печи отличались по форме: в дворцовых покоях печи были изразцовые полихромные, в хоромах царя и царевича – четырехугольными, в хоромах царицы – круглыми. 



Печные изразцы были украшены геральдическими орлами, единорогами, вазами, букетами, цветами, птицами и растительным орнаментом. В подсобных помещениях (мыльне, мастерской) печи были муравленые.





Во всех покоях царской семьи были иконы, которые размещались в киотах в красном углу, в шпренгелях над окнами и в шпренгелях над межкомнатными дверями. Иконы имели резные позолоченные и посеребренные, а также басменные оклады. 







Кроме того, в Коломенском дворце, также как и в других царских и боярских хоромах, были молельни -помещения, специально отведенные для богослужения и молитвы. В покоях царя такая молельня носила название Крестовой палаты.



Мебель в царском дворце была разнообразной. Условно ее можно разделить на 3 типа: традиционная русская мебель, привозная западноевропейская и русская, сделанная по европейским образцам. Традиционной русской мебелью были лавки и скамьи. 



Мебелью привозной или сделанной по европейским образцам были кровати, кресла и стулья, бытовавшие в богатых аристократических домах. Наибольшее распространение в России второй половины XVII в. получила монументальная барочная мебель стран Северной Европы.









Мебель русской работы делалась из простого дерева, преимущественно из липы. Она украшалась резьбой или раскрашивалась «под камень», имитируя малахит и мрамор, иногда она расписывалась травным или узорным орнаментом по золотому или серебряному фону. На п сундуках «с лица» также писались цветы и фрукты. 







Обязательной частью дворцовых покоев XVII в. были ткани и ковры. Лавки и скамьи практически никогда не оставались непокрытыми. Поверх них всегда лежали суконные полавочники, а в торжественных случая на них клали тонкие восточные ковры, подушечки из золотной парчи, бархатные или атласные ткани. 





Столы накрывались скатертями или восточными коврами. Окна и кровати прикрывали от посторонних глаз завесы из дорогих тканей, украшенные бахромой, кистями, кружевом. На стенах покоев висели западноевропейские шпалеры, гобелены и восточные ковры. Полы устилались персидскими коврами.





Дворцовые покои освещались с помощью многочисленных светильников. Это были разнообразные паникадила, стенные и напольные шандалы, фонари. Большое количество паникадил, бытовавших в России, были привезены из Западной Европы. Но светильники такой же формы воспроизводились и русскими мастерами. В русском быту паникадила украшались подвесками. Это были шелковые кисти, подвески из хрусталя, просечного металла.



Алексей Михайлович уподоблял себя Солнцу, царицу - Луне, а своих детей - планетам и звездам, что должно было свидетельствовать о космическом величии государя.





Государь восседал вот на этом троне. Заметили внизу двух золотых львов? Они с секретом! Алексей Михайлович был большим любителем механики и по его приказу для потехи гостей около трона установили механических львов, которые мотали головами и сверкали глазами, чем приводили в "легкое" удивление иностранцев к великому удовольствию русского царя.





Так выглядела царская Опочивальня. Как и положено кровати в те времена - она была очень короткой, так как спали сидя, чтобы кровь не приливала к голове (а это считалось опасным для жизни), и из-за париков, которые накладывали на несколько дней.



Самое интересное, на мой взгляд, очень современно выглядящее помещение - это мыльня. Поверим, что мыльня, то есть баня, при царе Алексее Михайловиче выглядела именно так! Царь-то был прогрессивный, и дворец построен по последнему слову техники.





Это прообраз ванны, на дно корыта клали раскаленные камни, чтобы вода не остывала, и царь мог попарить ножки. 



Воду для мыльни брали из Москва-реки, и царь обязательно тут мылся перед и после совершения греховных дел, к которым относил посещение царицы и посещение театра.



В XVIII в., когда столица государства была перенесена в Санкт-Петербург, Коломенское несколько утратило свое прежнее значение, но, тем не менее, оно продолжало оставаться загородной резиденцией царствующих особ. 



Дворец старались сохранить, его подновляли, производили ремонты. Но время делало свое дело, огромное деревянное здание постепенно разрушалось. В связи с ветхостью дворца в 1767 г., ровно через сто лет после начала его строительства, императрица Екатерина II распорядилась разобрать его, предварительно сделав подробные обмеры и чертежи. Благодаря этим ценным документам впоследствии дворец мог быть восстановлен.



Дворец на сегодня полностью достроен, ведутся внутренние отделочные работы, да ландшафтное обустройство территории около дворца. 



Зрелище необычайное и интересно оно еще и с точки зрения уникального деревянного зодчества. Ох, вот бы нашим олигархам поучиться и строить на своих участках не бетонных уродливых монстров, а вот такие вот красивые деревянные домики. 



Дворец стал музеем и вы сможете увидеть новую русскую старину во всей ее красе. Вход во дворец платный, 400 рублей. Я очень рекомендую Вам зайти в него, если Вы будете гулять в Коломенском.

блог Сударушки


 
https://www.liveinternet.ru...