Anna Prosvirkina,
02-04-2009 13:22
(ссылка)
ЕСЛИ БЫЛ БЫ Я МИЛЕДИ
Если был бы я миледи,
Я бы время не терял:
Я б по улицам не бегал,
Я бы яды составлял,
Я бы съездил бы в Сен-Клу,
Поймал Бэка на балу,
Сам накрыл бы Анну с треском,
Сам похитил бы подвески,
Всех бы мушкетёров сам
Рассадил бы по тюрьмам!..
Для чего ж я не миледи?
Я б прижал их - только так!
Мне б вокруг сказали сразу:
"Молодчина ты, Жюссак!" (с)
"Бросьте жертву в пасть Ваала,
Бросьте мученицу львам!" - в восемнадцатый раз надрывалась миледи.
На Фельтона не действовало. Винтер нашел средство: он купил ему iPod! (с)
С Форуме Дюмания (dumania.borda.ru)
настроение: Веселое
Алексей Трефилов,
28-02-2009 18:17
(ссылка)
Смерть мушкетеров в книге и в фильме...
Интересная интерпретация смерти четырех мушкетеров в последнем фильме... Очень интересная
Алексей Трефилов,
28-02-2009 18:34
(ссылка)
Возвращение мушкетеров
Обсуждаем, господа, обсуждаем )))) Лично мне фильм понравился. Хотя и фантастичный...
И интересно б было книгу почитать. Ни у кого нет?
И интересно б было книгу почитать. Ни у кого нет?
Алексей Трефилов,
28-02-2009 18:33
(ссылка)
30 лет спустя
Как вам фильм? И уж конечно же книга. ))) Мне кажется Хилькевич далеко ушел от книги. Хотя оно и понятно, бюджет внезапно кончился.
Алексей Трефилов,
17-01-2008 23:00
(ссылка)
Над какой шуткой из книги Вы смеялись до упаду?
Лично мне, когда Атос заперся в погребе и выпил все вино и съел почти всю колбасу ))))
Мушкетеры за рулем!!! Узнай кем являешься ты за рулем?
Мушкетеры за рулем
Психологи всегда стремились систематизировать все многообразие человеческих темпераментов. Вы наверняка знакомы с одним из самых популярных таких делений: на меланхоликов, холериков, сангвиников и флегматиков. А что, если применить эту классификацию к водителям, да еще сравнить их, для пущей наглядности и интереса, с героями самого популярного романа Александра Дюма? В душе каждый сам себе Д’Артаньян, однако проверить любопытно.
Меланхолик Арамис
Этот тип водителей встречается чаще всего и потенциально наиболее опасен. Примерно 70-75% автолюбителей всех возрастов – прирожденные Арамисы. Напомним, что книжный герой в самый неподходящий момент терял надушенные батистовые платочки, часто страдал от депрессии и грезил о духовном сане, стремясь уйти от мирской суеты.
Жизненное кредо Арамиса: «Завтра, завтра – не сегодня!». Он консервативен, не любит принимать самостоятельных решений, сомневается во всех и вся, но подвержен влиянию авторитетных лиц.
Его машина, как правило, той марки, которая наиболее часто встречается в среде его обитания. Обычно она чистая, но почти всегда имеет какие-то недостатки: просрочен техосмотр, не работает поворотник или стоп-сигнал и т. п.
За рулем Арамис рассеян и невнимателен, однако часто переоценивает свое водительское мастерство. О нужном перекрестке, порой, он вспоминает внезапно, поэтому способен резко повернуть со средней полосы направо или налево, забывая сообщить об этом другим участникам движения. Неуверенно маневрирует, игнорирует зеркала заднего вида и любит поболтать с пассажирами. При ДТП от него можно услышать фразу: «Откуда ты здесь взялся?! Я тебя не видел!». Конструктивный разговор вряд ли получится – он сам не знает, чего хочет, и может постоянно менять свою позицию, поэтому лучше сразу вызывайте инспектора.
Сангвиник Портос
Портосы составляют 10-12% от общего числа автолюбителей. Среди них больше всего молодых людей в возрасте до 35 лет. Портос пера великого Дюма был весел, хамоват и жарким летом щеголял золотой перевязью для шпаги, скрывая под шерстяным плащом, что золотая она далеко не полностью.
Девиз Портоса: «Деньги ничто – имидж все!». Любит эпатировать публику, эгоцентричен, но в целом доброжелателен.
Автомобиль Портоса просто обязан производить впечатление и почти всегда находится на грани его финансовых возможностей.
Стиль вождения агрессивный, но беззаботный. Дорога для него – прекрасный повод самоутвердиться, поэтому ездит он быстро, перестраивается и подрезает часто и вообще видит соперника в каждом встречном (и соседнем). Часто безо всяких оснований жмет на клаксон, требуя освободить дорогу. Сам в подобных обстоятельствах не уступит никогда. При ДТП старается психологически задавить другого участника аварии, потрясает обширными связями, а иногда и кулаками. Вступать в переговоры с таким человеком не надо, лучше запереться в машине и ждать приезда ГАИ, предварительно записав номер железного коня этого «мушкетера». К слову, люди такого типа чаще всего устраивают дорожные подставы.
Холерик Д’Артаньян
Потенциально, этот тип водителя менее опасен. «Предприимчивыми гасконцами» можно назвать 8-10% всех автовладельцев. Д’Артаньян упрям, решителен и жаждет действий. Этому персонажу, как никакому другому, подходит самурайский девиз: «В ситуации "или — или" без колебаний выбирайте смерть!».
Автомобиль служит исключительно для быстрого перемещения гиперактивного хозяина. Д’Артаньян предпочитает спортивные или просто мощные авто. За техническим состоянием своей машины он следит пристально, но за внешним успевает не всегда – его авто часто нуждается в мойке.
Машину Д’Артаньян водит довольно быстро, т.к. всегда куда-то спешит. При езде полагается на скорость своей реакции и часто маневрирует, но поворотники включать не забывает, относясь к другим участникам движения, как к равным. В пробках вполне может проехать по встречной, но только если убежден в безопасности своих действий. Вообще автомобилем управляет уверенно, но к неадекватному поведению других водителей часто оказывается не готов.
Попав в аварию, он ведет себя спокойно и обычно пытается уладить все на месте. Договориться с ним можно, однако навязать свою точку зрения вряд ли удастся. Он способен на великодушие, особенно если другой участник ДТП – представительница прекрасного пола. Если повреждения автомобиля не требуют дорогостоящего ремонта – может отпустить виновника «с миром».
Флегматик Атос
По данной классификации этот тип водителей наименее опасен. Встречается он так же редко, как предыдущий (7-10%) и преимущественно среди людей старше 35 лет.
Основной принцип Атоса: «На Бога надейся, а сам не плошай». Это человек рассудительный, дальновидный, пунктуальный и аккуратный во всем.
Свое авто он тщательно изучает еще до покупки, а время и место его приобретения выбирает весьма скрупулезно. Атос очень трепетно относится к обслуживанию автомобиля – никогда не пропускает техосмотр, следит за работой СТО и страхует машину только в зарекомендовавшей себя компании. Поэтому его автомобиль всегда на ходу и сверкает чистотой.
Манера езды Атоса размеренна и нетороплива. Он соблюдает ПДД, но всегда соотносит свои знания с реальной дорожной ситуацией. Ездит аккуратно, внимательно следит за дистанцией и совершает маневры, только убедившись в их полной безопасности. Салон его автомобиля всегда чист, багажник заполнен необходимым вещами (от теплой одежды до лопаты и фонарика), а в бардачке лежит брошюрка с ПДД.
В аварии такие водители попадают редко, благодаря умению верно оценить дорожную обстановку. Если это все-таки происходит, то Атос держит себя спокойно и сам вызывает инспектора. Пытаться «разобраться на месте» с ним бесполезно – буква закона для него превыше всего. До приезда ДПС читает правила, а после четко и по делу разъясняет инспектору свою позицию. Виноватым в ДТП остается редко.
Как и любая классификация, эта достаточно условна. На деле каждый человек может сочетать в себе черты различных типов, однако всегда интересно узнать о других или о себе что-то новое. Так кто вы: Атос, Портос, Арамис или все-таки Д’Артаньян?
Психологи всегда стремились систематизировать все многообразие человеческих темпераментов. Вы наверняка знакомы с одним из самых популярных таких делений: на меланхоликов, холериков, сангвиников и флегматиков. А что, если применить эту классификацию к водителям, да еще сравнить их, для пущей наглядности и интереса, с героями самого популярного романа Александра Дюма? В душе каждый сам себе Д’Артаньян, однако проверить любопытно.
Меланхолик Арамис
Этот тип водителей встречается чаще всего и потенциально наиболее опасен. Примерно 70-75% автолюбителей всех возрастов – прирожденные Арамисы. Напомним, что книжный герой в самый неподходящий момент терял надушенные батистовые платочки, часто страдал от депрессии и грезил о духовном сане, стремясь уйти от мирской суеты.
Жизненное кредо Арамиса: «Завтра, завтра – не сегодня!». Он консервативен, не любит принимать самостоятельных решений, сомневается во всех и вся, но подвержен влиянию авторитетных лиц.
Его машина, как правило, той марки, которая наиболее часто встречается в среде его обитания. Обычно она чистая, но почти всегда имеет какие-то недостатки: просрочен техосмотр, не работает поворотник или стоп-сигнал и т. п.
За рулем Арамис рассеян и невнимателен, однако часто переоценивает свое водительское мастерство. О нужном перекрестке, порой, он вспоминает внезапно, поэтому способен резко повернуть со средней полосы направо или налево, забывая сообщить об этом другим участникам движения. Неуверенно маневрирует, игнорирует зеркала заднего вида и любит поболтать с пассажирами. При ДТП от него можно услышать фразу: «Откуда ты здесь взялся?! Я тебя не видел!». Конструктивный разговор вряд ли получится – он сам не знает, чего хочет, и может постоянно менять свою позицию, поэтому лучше сразу вызывайте инспектора.
Сангвиник Портос
Портосы составляют 10-12% от общего числа автолюбителей. Среди них больше всего молодых людей в возрасте до 35 лет. Портос пера великого Дюма был весел, хамоват и жарким летом щеголял золотой перевязью для шпаги, скрывая под шерстяным плащом, что золотая она далеко не полностью.
Девиз Портоса: «Деньги ничто – имидж все!». Любит эпатировать публику, эгоцентричен, но в целом доброжелателен.
Автомобиль Портоса просто обязан производить впечатление и почти всегда находится на грани его финансовых возможностей.
Стиль вождения агрессивный, но беззаботный. Дорога для него – прекрасный повод самоутвердиться, поэтому ездит он быстро, перестраивается и подрезает часто и вообще видит соперника в каждом встречном (и соседнем). Часто безо всяких оснований жмет на клаксон, требуя освободить дорогу. Сам в подобных обстоятельствах не уступит никогда. При ДТП старается психологически задавить другого участника аварии, потрясает обширными связями, а иногда и кулаками. Вступать в переговоры с таким человеком не надо, лучше запереться в машине и ждать приезда ГАИ, предварительно записав номер железного коня этого «мушкетера». К слову, люди такого типа чаще всего устраивают дорожные подставы.
Холерик Д’Артаньян
Потенциально, этот тип водителя менее опасен. «Предприимчивыми гасконцами» можно назвать 8-10% всех автовладельцев. Д’Артаньян упрям, решителен и жаждет действий. Этому персонажу, как никакому другому, подходит самурайский девиз: «В ситуации "или — или" без колебаний выбирайте смерть!».
Автомобиль служит исключительно для быстрого перемещения гиперактивного хозяина. Д’Артаньян предпочитает спортивные или просто мощные авто. За техническим состоянием своей машины он следит пристально, но за внешним успевает не всегда – его авто часто нуждается в мойке.
Машину Д’Артаньян водит довольно быстро, т.к. всегда куда-то спешит. При езде полагается на скорость своей реакции и часто маневрирует, но поворотники включать не забывает, относясь к другим участникам движения, как к равным. В пробках вполне может проехать по встречной, но только если убежден в безопасности своих действий. Вообще автомобилем управляет уверенно, но к неадекватному поведению других водителей часто оказывается не готов.
Попав в аварию, он ведет себя спокойно и обычно пытается уладить все на месте. Договориться с ним можно, однако навязать свою точку зрения вряд ли удастся. Он способен на великодушие, особенно если другой участник ДТП – представительница прекрасного пола. Если повреждения автомобиля не требуют дорогостоящего ремонта – может отпустить виновника «с миром».
Флегматик Атос
По данной классификации этот тип водителей наименее опасен. Встречается он так же редко, как предыдущий (7-10%) и преимущественно среди людей старше 35 лет.
Основной принцип Атоса: «На Бога надейся, а сам не плошай». Это человек рассудительный, дальновидный, пунктуальный и аккуратный во всем.
Свое авто он тщательно изучает еще до покупки, а время и место его приобретения выбирает весьма скрупулезно. Атос очень трепетно относится к обслуживанию автомобиля – никогда не пропускает техосмотр, следит за работой СТО и страхует машину только в зарекомендовавшей себя компании. Поэтому его автомобиль всегда на ходу и сверкает чистотой.
Манера езды Атоса размеренна и нетороплива. Он соблюдает ПДД, но всегда соотносит свои знания с реальной дорожной ситуацией. Ездит аккуратно, внимательно следит за дистанцией и совершает маневры, только убедившись в их полной безопасности. Салон его автомобиля всегда чист, багажник заполнен необходимым вещами (от теплой одежды до лопаты и фонарика), а в бардачке лежит брошюрка с ПДД.
В аварии такие водители попадают редко, благодаря умению верно оценить дорожную обстановку. Если это все-таки происходит, то Атос держит себя спокойно и сам вызывает инспектора. Пытаться «разобраться на месте» с ним бесполезно – буква закона для него превыше всего. До приезда ДПС читает правила, а после четко и по делу разъясняет инспектору свою позицию. Виноватым в ДТП остается редко.
Как и любая классификация, эта достаточно условна. На деле каждый человек может сочетать в себе черты различных типов, однако всегда интересно узнать о других или о себе что-то новое. Так кто вы: Атос, Портос, Арамис или все-таки Д’Артаньян?
Метки: Портос, арамис, Д’Артаньян, мушкетеры, за рулем, тип водителей
Anna Prosvirkina,
02-03-2009 08:36
(ссылка)
"Три мушкетера" в изложении любимых авторов
Итак, "Три мушкетера" в изложении любимых авторов, с краткой аннотацией:
1. В изложении Дж.К.Роулинг:
"д'Артаньян и философский камень"
Как еще д'Артаньян с Арамисом будут отмазываться от истинных причин дуэли?
"Мушкетеры и узник Бастилии"
Чьего родственника придется доставать из застенков родины на сей раз?
"Атос и кубок огня"
Путешествие графа де Ля Фер в Россию. Ну какие пруды с ?
«Граф де Ла Фер и колодец Посейдона»
А вы – чёрный пруд, чёрный пруд…
«Виконт де Бражелон и локон Афродиты»
По утверждениям критиков – некоторые подробности смерти Рауля.
«Лейтенант д’Артаньян и перстень с жемчужиной»
«…- Нет больше брильянтов, - заорала Анна Австрийская, - возьми и уматывайся!»колодцами?
"Кардинал Ришелье и узник Азкабана"
"Бастилия, - сказал д'Артаньян, - срок заключения - лет сто". И он почти не просчитался...
"Граф де Ла Фер и Орден Феникса"
Мало Атосу голубых лент...
"Д'Артаньян и Принц-Полукровка"
Печатное изложение фильма "Железная маска", в котором Анна Австрийская согрешила с д'Артаньяном.
2. В изложении Дмитрия Емеца:
«Барон дю Валлон и магический контрабас»
Захотелось Портосу научиться играть на скрипке…
«Аббат д’Эрбле и Исчезающий Этаж»
«… - Подумаешь – исчезающий, - самоуверенно заявил Арамис, пакуя верёвочную лестницу, - лишь бы окна на месте оказались…»
«Анна Австрийская и Золотая Пиявка»
Много ещё лестных прозвищ давал д’Артаньян кардиналу Мазарини…
«Шевалье д’Артаньян и трон Древнира»
В какой ещё стране д'Артаньян хочет отреставрировать монархию
3. В изложении Дж.Р.Р.Толкина:
"Алмазные подвески, или туда и обратно"
Что случилось с д'Артаньяном во время путешествия в Англию.
"Три мушкетера: братство кольца"
Кому на самом деле принадлежал перстень с сапфиром?
"Три мушкетёра: Две крепости"
Так, куда идём после Ла Рошели?
"Три мушкетёра: Возвращение короля"
Восстановление Арамисом справедливости в отношении престолонаследия.
"Сильмариллион"
История Франции в пересказе.
1. В изложении Дж.К.Роулинг:
"д'Артаньян и философский камень"
Как еще д'Артаньян с Арамисом будут отмазываться от истинных причин дуэли?
"Мушкетеры и узник Бастилии"
Чьего родственника придется доставать из застенков родины на сей раз?
"Атос и кубок огня"
Путешествие графа де Ля Фер в Россию. Ну какие пруды с ?
«Граф де Ла Фер и колодец Посейдона»
А вы – чёрный пруд, чёрный пруд…
«Виконт де Бражелон и локон Афродиты»
По утверждениям критиков – некоторые подробности смерти Рауля.
«Лейтенант д’Артаньян и перстень с жемчужиной»
«…- Нет больше брильянтов, - заорала Анна Австрийская, - возьми и уматывайся!»колодцами?
"Кардинал Ришелье и узник Азкабана"
"Бастилия, - сказал д'Артаньян, - срок заключения - лет сто". И он почти не просчитался...
"Граф де Ла Фер и Орден Феникса"
Мало Атосу голубых лент...
"Д'Артаньян и Принц-Полукровка"
Печатное изложение фильма "Железная маска", в котором Анна Австрийская согрешила с д'Артаньяном.
2. В изложении Дмитрия Емеца:
«Барон дю Валлон и магический контрабас»
Захотелось Портосу научиться играть на скрипке…
«Аббат д’Эрбле и Исчезающий Этаж»
«… - Подумаешь – исчезающий, - самоуверенно заявил Арамис, пакуя верёвочную лестницу, - лишь бы окна на месте оказались…»
«Анна Австрийская и Золотая Пиявка»
Много ещё лестных прозвищ давал д’Артаньян кардиналу Мазарини…
«Шевалье д’Артаньян и трон Древнира»
В какой ещё стране д'Артаньян хочет отреставрировать монархию
3. В изложении Дж.Р.Р.Толкина:
"Алмазные подвески, или туда и обратно"
Что случилось с д'Артаньяном во время путешествия в Англию.
"Три мушкетера: братство кольца"
Кому на самом деле принадлежал перстень с сапфиром?
"Три мушкетёра: Две крепости"
Так, куда идём после Ла Рошели?
"Три мушкетёра: Возвращение короля"
Восстановление Арамисом справедливости в отношении престолонаследия.
"Сильмариллион"
История Франции в пересказе.
настроение: Бодрое
Метки: три мушкетера, юмор
Татьяна Б.,
17-06-2009 12:00
(ссылка)
Александр Дюма.
Александр Дюма-отец (фр. Alexandre Dumas, père) (24 июля 1802, Виллье-Котре — 5 декабря 1870, Пюи) — известный французский писатель, чьи приключенческие романы сделали его одним из самых читаемых французских авторов в мире. Также был драматургом и журналистом.
Содержание[
БиографияАлександр Дюма родился в 1802 году в семье генерала Тома-Александра Дюма и Марии-Луизы Лабурэ, проживавших в небольшом городе Виллье-Котре. Своё детство, отрочество и юность Дюма провёл в родном городе, а затем направился в Париж. Несмотря на бедность, семья всё же имела хорошую репутацию и аристократические связи, которые помогли двадцатилетнему Александру получить должность в Пале-Рояле (Париж) в канцелярии при герцоге Орлеанском.
В июле 1830 года во Франции произошла Июльская революция, свергнувшая Карла X и утвердившая буржуазное королевство. На престол вступил герцог Орлеанский под именем Луи-Филиппа. Александр Дюма был среди инсургентов, штурмовавших королевский дворец Тюильри. Впоследствии в своих «Мемуарах» он писал:
5 июня 1832 года в Париже хоронили генерала Ламарка. Дюма был лично знаком с ним, поэтому по просьбе родственников покойного генерала он возглавил колонну артиллеристов, следовавшую за траурным катафалком. Вскоре полиция стала разгонять толпу, но произошло то, чего и следовало ожидать: траурное шествие послужило началом революционного восстания. Через несколько дней оно было жестоко подавлено. Одна из роялистских газет напечатала ложное сообщение о том, что Александр Дюма с оружием в руках был схвачен полицейскими и в ту же ночь расстрелян. В действительности этого не произошло, но Дюма угрожал арест. По совету друзей он покинул Францию и направился в Швейцарию, где прожил несколько месяцев, подготавливая к изданию свой первый историко-публицистический очерк «Галлия и Франция» (1833).
В 1840 женился на актрисе Иде Ферьер, но продолжал связи с многими другими женщинами, результатом которых были три внебрачных ребенка (один из них, узаконенный отцом Александр-сын, тоже стал успешным писателем и драматургом). Дюма зарабатывал много денег, но постоянно тратил их на роскошный образ жизни. Издавал журналы и создал свой театр — и то, и другое закончилось неудачно. В опале после переворота 1851 г., бежал в Брюссель (Бельгия) от кредиторов. Провёл два года в России (1858—1859), три года участвовал в борьбе за объединённую Италию. А.Дюма также посетил Азербайджанскую Республику, собственно село Дженгемиран Лерикского района, о чём он написал в своих мемуарах.
Известие о первых поражениях французов во время франко-прусской войны Дюма воспринял как личное горе. Вскоре его настиг первый удар. Полупарализованный он успел добраться до дома сына, где и скончался. В 2002 г. прах Дюма был перенесён в парижский Пантеон. Его произведения были переведены на множество языков и служили материалом для многочисленных театральных постановок и кинофильмов.

Памятник Александру Дюма работы Густава Доре в 17-м округе Парижа на пл. генерала Катру (Catroux)
ТворчествоСвою литературную деятельность писатель начинает во время Реставрации, когда восторжествовала монархия Бурбонов, пытавшаяся привлечь на свою сторону представителей буржуазии и осуществлявшая политику искоренения всех важнейших преобразований, совершённых во Франции в период буржуазной революции 1789—1794 годов. Король Людовик XVIII, не имея возможности полностью восстановить дореволюционные порядки, был вынужден ввести конституцию. Новый французский парламент состоял из двух палат: в палате пэров заседали назначенные королём высокопоставленные лица, а палата депутатов избиралась самыми богатыми слоями населения Франции. Наиболее консервативные круги дворянства в ту пору добивались восстановления былых привилегий и боролись за полное торжество монархического деспотизма. Здесь же будущий автор «Графа Монте-Кристо» достаточно осмысленно воспринял курс государственной политики, дав о нём представление уже в первых главах своего произведения.
В начале 20-х годов во Франции происходили бурные споры о формах и содержании нарождавшейся романтической литературы, соответствовавшей духовным запросам XIX века. Сравнительно небольшая группа поэтов и прозаиков во главе с Виктором Гюго объявила себя приверженцами нового направления во французской литературе. Прогрессивное течение романтизма выражало собой оппозицию передового французского общества феодально-дворянской реакции времён Реставрации.
Среди романтиков оказался и Александр Дюма, который первым добился большого успеха и полного признания своего драматургического таланта как автор исторической драмы «Генрих III и его двор».
«Генрих III» — историческая драма, в которой автор развенчал культ монархической власти, была поставлена в 1829 году на сцене театра Французской Комедии. О значении этой драмы Андре Моруа писал:
Александр Дюма расширил круг знаний благодаря изучению трудов известных французских историков П.Баранта, О.Тьерри, Ж.Мишле. Разрабатывая в своих произведениях национально-историческую тематику, он разделял во многом взгляды Огюстэна Тьерри, который в своих исследованиях стремился проследить закономерную последовательность происходивших в определённую эпоху событий, определить содержание сочинений, признанных стать подлинной историей страны.
Книга Дюма «Галлия и Франция» (1833) свидетельствовала об осведомлённости автора в вопросах национальной истории. Рассказывая о ранней эпохе становления галльского племени, борьбе галлов с франками, Дюма цитирует многие труды по французской истории. В заключительной главе книги автор выразил критическое отношение к монархии Луи Филиппа. Он написал, что при новом короле трон поддерживает элита фабрикантов, землевладельцев, финансистов, предсказывал, что во Франции в будущем возникнет Республика как форма широкого народного представительства. Положительный отзыв об этом произведении Тьерри окрылил автора, и он ещё с большим усердием принялся за изучение многих трудов французских историков.
В 30-х годах у Дюма возник замысел воспроизвести историю Франции XV—XIX веков в обширном цикле романов, начало которому было положено романом «Изабелла Баварская» (1835). Исторической основой послужили «Хроника Фруассара», «Хроника времён Карла VI» Ювенала Юрсина, «История герцогов Бургундских» Проспера де Баранта.
Историю Франции он также показал в двух исторических романах-жизнеописаниях: «Людовик XIV» и «Наполеон».

Д'Артаньян на постаменте памятника Дюма в 17-м округе Парижа
Известнейшие книги
Экранизации произведенийСм: Список экранизаций романов о трёх мушкетёрах.
Интересные факты
Ссылки
Дюма, Александр (отец) в Викицитатнике?
Дюма, Александр (отец) на Викискладе?
Содержание[
БиографияАлександр Дюма родился в 1802 году в семье генерала Тома-Александра Дюма и Марии-Луизы Лабурэ, проживавших в небольшом городе Виллье-Котре. Своё детство, отрочество и юность Дюма провёл в родном городе, а затем направился в Париж. Несмотря на бедность, семья всё же имела хорошую репутацию и аристократические связи, которые помогли двадцатилетнему Александру получить должность в Пале-Рояле (Париж) в канцелярии при герцоге Орлеанском.
В июле 1830 года во Франции произошла Июльская революция, свергнувшая Карла X и утвердившая буржуазное королевство. На престол вступил герцог Орлеанский под именем Луи-Филиппа. Александр Дюма был среди инсургентов, штурмовавших королевский дворец Тюильри. Впоследствии в своих «Мемуарах» он писал:
Я видел тех, которые совершали революцию 1830 года, и они видели меня в своих рядах… Люди, совершившие революцию 1830 года, олицетворяли собой пылкую юность героического пролетариата; они не только разжигали пожар, но и тушили пламя своей кровью.С первых же дней революции Александр Дюма принял деятельное участие в общественной жизни и выполнил несколько важных поручений генерала Лафайета, стоявшего тогда во главе национальной гвардии.
5 июня 1832 года в Париже хоронили генерала Ламарка. Дюма был лично знаком с ним, поэтому по просьбе родственников покойного генерала он возглавил колонну артиллеристов, следовавшую за траурным катафалком. Вскоре полиция стала разгонять толпу, но произошло то, чего и следовало ожидать: траурное шествие послужило началом революционного восстания. Через несколько дней оно было жестоко подавлено. Одна из роялистских газет напечатала ложное сообщение о том, что Александр Дюма с оружием в руках был схвачен полицейскими и в ту же ночь расстрелян. В действительности этого не произошло, но Дюма угрожал арест. По совету друзей он покинул Францию и направился в Швейцарию, где прожил несколько месяцев, подготавливая к изданию свой первый историко-публицистический очерк «Галлия и Франция» (1833).
В 1840 женился на актрисе Иде Ферьер, но продолжал связи с многими другими женщинами, результатом которых были три внебрачных ребенка (один из них, узаконенный отцом Александр-сын, тоже стал успешным писателем и драматургом). Дюма зарабатывал много денег, но постоянно тратил их на роскошный образ жизни. Издавал журналы и создал свой театр — и то, и другое закончилось неудачно. В опале после переворота 1851 г., бежал в Брюссель (Бельгия) от кредиторов. Провёл два года в России (1858—1859), три года участвовал в борьбе за объединённую Италию. А.Дюма также посетил Азербайджанскую Республику, собственно село Дженгемиран Лерикского района, о чём он написал в своих мемуарах.
Известие о первых поражениях французов во время франко-прусской войны Дюма воспринял как личное горе. Вскоре его настиг первый удар. Полупарализованный он успел добраться до дома сына, где и скончался. В 2002 г. прах Дюма был перенесён в парижский Пантеон. Его произведения были переведены на множество языков и служили материалом для многочисленных театральных постановок и кинофильмов.
Памятник Александру Дюма работы Густава Доре в 17-м округе Парижа на пл. генерала Катру (Catroux)
ТворчествоСвою литературную деятельность писатель начинает во время Реставрации, когда восторжествовала монархия Бурбонов, пытавшаяся привлечь на свою сторону представителей буржуазии и осуществлявшая политику искоренения всех важнейших преобразований, совершённых во Франции в период буржуазной революции 1789—1794 годов. Король Людовик XVIII, не имея возможности полностью восстановить дореволюционные порядки, был вынужден ввести конституцию. Новый французский парламент состоял из двух палат: в палате пэров заседали назначенные королём высокопоставленные лица, а палата депутатов избиралась самыми богатыми слоями населения Франции. Наиболее консервативные круги дворянства в ту пору добивались восстановления былых привилегий и боролись за полное торжество монархического деспотизма. Здесь же будущий автор «Графа Монте-Кристо» достаточно осмысленно воспринял курс государственной политики, дав о нём представление уже в первых главах своего произведения.
В начале 20-х годов во Франции происходили бурные споры о формах и содержании нарождавшейся романтической литературы, соответствовавшей духовным запросам XIX века. Сравнительно небольшая группа поэтов и прозаиков во главе с Виктором Гюго объявила себя приверженцами нового направления во французской литературе. Прогрессивное течение романтизма выражало собой оппозицию передового французского общества феодально-дворянской реакции времён Реставрации.
Среди романтиков оказался и Александр Дюма, который первым добился большого успеха и полного признания своего драматургического таланта как автор исторической драмы «Генрих III и его двор».
«Генрих III» — историческая драма, в которой автор развенчал культ монархической власти, была поставлена в 1829 году на сцене театра Французской Комедии. О значении этой драмы Андре Моруа писал:
Была ли его пьеса исторической? Не больше и не меньше, чем романы Вальтера Скотта. История полна тайн. У Дюма всё оказалось ясным и определённым. Екатерина Медичи держала в руках нити всех интриг. Генрих III расстраивал планы герцога де Гиза. Впрочем, Дюма и сам отлично понимал, что в действительности все эти приключения были куда более сложными. Но какое это имело для него значение? Он хотел лишь одного — бурного действия. Эпоха Генриха III с её дуэлями, заговорами, оргиями, с разгулом политических страстей напоминала ему наполеоновскую эпоху. История в обработке Дюма была такой, какой её хотели видеть французы: весёлой, красочной, построенной на контрастах, где Добро было по одну сторону, Зло — по другую. Публика 1829 года, наполнявшая партер, состояла из тех самых людей, которые совершили великую революцию и сражались в войсках империи. Ей нравилось, когда королей и их дела представляли в «в картинках героических, полных драматизма и поэтому хорошо им знакомых».Вслед за «Генрихом III» Дюма пишет ряд известных драм и комедий, пользовавшихся в своё время громкой славой. К ним относятся: «Христина», «Антони», «Кин, гений и беспутство», «Тайны Нельской башни».
Александр Дюма расширил круг знаний благодаря изучению трудов известных французских историков П.Баранта, О.Тьерри, Ж.Мишле. Разрабатывая в своих произведениях национально-историческую тематику, он разделял во многом взгляды Огюстэна Тьерри, который в своих исследованиях стремился проследить закономерную последовательность происходивших в определённую эпоху событий, определить содержание сочинений, признанных стать подлинной историей страны.
Книга Дюма «Галлия и Франция» (1833) свидетельствовала об осведомлённости автора в вопросах национальной истории. Рассказывая о ранней эпохе становления галльского племени, борьбе галлов с франками, Дюма цитирует многие труды по французской истории. В заключительной главе книги автор выразил критическое отношение к монархии Луи Филиппа. Он написал, что при новом короле трон поддерживает элита фабрикантов, землевладельцев, финансистов, предсказывал, что во Франции в будущем возникнет Республика как форма широкого народного представительства. Положительный отзыв об этом произведении Тьерри окрылил автора, и он ещё с большим усердием принялся за изучение многих трудов французских историков.
В 30-х годах у Дюма возник замысел воспроизвести историю Франции XV—XIX веков в обширном цикле романов, начало которому было положено романом «Изабелла Баварская» (1835). Исторической основой послужили «Хроника Фруассара», «Хроника времён Карла VI» Ювенала Юрсина, «История герцогов Бургундских» Проспера де Баранта.
Историю Франции он также показал в двух исторических романах-жизнеописаниях: «Людовик XIV» и «Наполеон».
Д'Артаньян на постаменте памятника Дюма в 17-м округе Парижа
Известнейшие книги
- Трилогия о трёх мушкетерах:
- «Три мушкетера» (Les Trois Mousquetaires, 1844)
- «Двадцать лет спустя» (Vingt ans après, 1845)
- «Виконт де Бражелон, или Десять лет спустя» (Le Vicomte de Bragelonne, ou Dix ans plus tard, 1847)
- «Граф Монте-Кристо» (Le Comte de Monte-Cristo, 1845—1846)
- «Две Дианы» (Les Deux Diane, 1846)
- Трилогия о Генрихе Наваррском:
- «Королева Марго» (La Reine Margot, 1845)
- «Графиня де Монсоро» (La Dame de Monsoreau, 1846)
- «Сорок пять» (Les Quarante-Cinq, 1847)
- Серия о французской революции:
- «Джузеппе Бальзамо или Записки врача» (Joseph Balsamo, 1846—1848)
- «Ожерелье королевы» (Le Collier de la Reine,1849-1850)
- «Анж Питу» (Ange Pitou,1853)
- «Графиня де Шарни» (La Comtesse de Charny,1853-1855)
- «Шевалье де Мезон-Руж» (Le Chevalier de Maison-Rouge,1845)
- «Чёрный тюльпан» (La tulipe noire, 1850)
- «Асканио»
- «Людовик XIV. Биография»
- «Наполеон. Жизнеописание» (1840)
Экранизации произведенийСм: Список экранизаций романов о трёх мушкетёрах.
- 1911 Три мушкетёра
- 1913 Храбрец Д’Артаньян
- 1921 Три мушкетёра
- 1921 Три мушкетёра
- 1929 Железная маска
- 1932 Три мушкетёра — миледи
- 1932 Три мушкетёра — подвязки королевы
- 1935 Три мушкетёра
- 1938 Три мушкетёра
- 1939 Три мушкетёра
- 1948 Три мушкетёра
- 1951 Клинок Д’Артаньяна
- 1952 Леди в железной маске
- 1952 С клинком наготове
- 1953 Тайны Версаля
- 1953 Три мушкетёра
- 1959 Три мушкетёра
- 1961 Подвески королевы
- 1961 Месть миледи
- 1962 Железная маска
- 1963 Сирано и Д’Артаньян
- 1973 Подвески королевы
- 1974 Три мушкетёра
- 1974 Четверо против кардинала
- 1974 Четыре мушкетёра: Месть Миледи
- 1974 Четыре мушкетёра Шарло
- 1975 Граф Монте-Кристо
- 1977 Человек в железной маске
- 1979 Д’Артаньян и три мушкетёра
- 1979 Пятый мушкетёр
- 1984 Корсиканские братья
- 1989 Возвращение мушкетёров
- 1989 Узник замка Иф
- 1992 Мушкетёры двадцать лет спустя
- 1992 Эротические приключения трёх мушкетёров
- 1993 Тайна королевы Анны, или Мушкетёры тридцать лет спустя
- 1993 Три мушкетёра
- 1994 Дочь Д’Артаньяна
- 1994 Круг мушкетёров
- 1996-1997 Королева Марго
- 1997 Графиня де Монсоро
- 1998 Человек в железной маске
- 2001 Д’Артаньян
- 2009 Возвращение мушкетёров (2009)
Интересные факты
- Александр Дюма — один из социотипов в соционике.
- Дюма на Кавказе (фильм) — советский фильм 1979 года, в юмористической форме повествующий о приключениях Александра Дюма на Кавказе в 1850-е годы.
- Дюма был квартероном.
Ссылки
- Дюма, Александр (отец) в библиотеке Максима Мошкова
- Дюма. Три мушкетера — текст романа на русском и французском языках
- А. Дюма. Людовик XIV. Биография. М. : «Захаров», 2006, 2008, информация об издании
- А. Дюма. Наполеон. Жизнеописание. М. : «Захаров», 2005, информация об издании
- К родословной Александра Дюма Дюма — потомок Анны Ярославны Киевской, королевы Франции
- Александр Дюма и выражение «развесистая клюква» О путешествии Дюма в Россию
- Дюмания Форум почитателей творчества Дюма
- Книги и биография А.Дюма Более 90 произведений
Алексей Трефилов,
28-02-2009 18:29
(ссылка)
20 лет спустя
Ваше отношение к этому фильму. Ну и к книге конечно же. Мне кажется, что фильм немного мрачноват. Не хватает того, что было в первом фильме. Хотя.... смута, Фронда...
Тайны мушкетеров: кем были Атос, Портос и Арамис
Тайны мушкетеров: кем были Атос, Портос и Арамис
Не так давно мир облетела весть о том, что в земле одного из садиков голландского Маастрихта предположительно найдены останки знаменитого д'Артантьяна. Газеты охотно перепечатывали сенсационную новость. И хотя в первоначальном сообщении говорилось лишь о том, что найденные скелеты, скорее всего, принадлежат древним римлянам, публикация не обошлась без видимой пользы: очень и очень многие с удивлением узнали, что литературный д'Артаньян – реальный, а не выдуманный Александром Дюма исторический персонаж. Шарль де Батц де Кастельморе, ставший под конец жизни капитаном-лейтенантом королевских мушкетеров и немедленно после того принявший имя "графа д'Артаньяна" (по одному из владений своей матери; что касается титула, то официально шевалье д'Артаньяну его никто не жаловал, в связи с чем к его потомкам уже в XVIII столетии были серьезные претензии со стороны геральдической службы короля Франции), погиб при осаде Маастрихта: пуля противника попала ему в голову. Тогда, в далеком июле 1672 г., его тело удалось вынести из-под огня противника только с пятого раза, причем четверо смельчаков, пытавшихся это сделать, погибли. Из мемуаров того времени мы знаем, что практически сразу же в присутствии двух кузенов погибшего, Пьера и Жозефа де Монтескью д'Артаньян, тело капитана мушкетеров было погребено у подножия стен Маастрихта. Не часто "у подножия стен" городов хоронили людей, литературная слава которых была способна обессмертить самую их жизнь, какой бы рядовой она ни была.
В мире изданы десятки биографий д'Артаньяна. В советское время сведения об этом герое можно было почерпнуть из популярной книги Бориса Бродского "Вслед за героями книг". В наши дни на русский язык переведена блестящая работа Жана-Кристиана Птифиса "Д'Артаньян". Однако если об остроумном гасконце все же многое известно, то его литературные товарищи по оружию и друзья по застолью представляются уж точно выдуманными персонажами. Атос, Портос и Арамис – это что-то вроде "до, ре, ми": тут даже порядок перечисления нельзя изменить до того монолитна конструкция.
Между тем верные товарищи д'Артаньяна так же реальны, как и их знаменитый компаньон. Не будь Дюма, историки-архивисты вряд ли бы занялись поиском этих, что и говорить, незаметных персонажей величественной истории Франции XVII века. Ведь на то, чтобы отыскать следы их существования, понадобилось более 100 лет. Да что там говорить – сам Дюма полагал, что всех троих не существовало. Их имена он, конечно, не выдумал – они взяты из того же источника, которым знаменитый романист пользовался при создании своей трилогии: "Мемуаров г-на д'Артаньяна", написанных плодовитым "мемуаристом" Гатьеном Куртилем де Сандра. Последний хорошо ориентировался в реалиях первой четверти – середины XVII столетия и, возможно, слышал имена все трех "мушкетеров" еще в бытность свою на службе короля (уйдя с которой, занялся написанием от чужого имени скандальных "мемуаров", разоблачающих нравы двора). У Куртиля это были не три друга, а три брата, которых д'Артаньян встречает в доме у г-на де Тревиля. "Признаемся, чуждые нашему слуху имена поразили нас, и нам сразу пришло на ум, что это всего лишь псевдонимы, под которыми д'Артаньян скрыл имена, быть может, знаменитые, если только носители этих прозвищ не выбрали их сами в тот день, когда из прихоти, с досады или же по бедности они надели простой мушкетерский плащ", – пишет Дюма в авторском предисловии к "Трем мушкетерам". Романист, а точнее команда его помощников и консультантов, подбиравших для писателя фактологический материал, не верили, что Атос, Портос и Арамис не выдумка Куртиля де Сандра. В литературном еженедельнике La Pays Natal в 1864 г. Дюма написал: "Меня спрашивают, когда именно жил Анж Питу... Это вынуждает меня сказать, что Анж Питу, так же как и Монте-Кристо, так же как Атос, Портос и Арамис, никогда не существовал. Все они просто признанные публикой побочные дети моего воображения".
Однако уроженцы Беарна Атос, Портос и Арамис не просто жили – их странные фамилии были действительно их настоящими фамилиями. Недаром один из самых известных пересмешников той эпохи Жедеон Таллеман де Рео (отрывки из его "Занимательных историй" в 70-е гг. вышли в СССР в серии "Литературные памятники") с иронией отмечал, что от имен беарнских мушкетеров "собаки дохнут".
Купеческая "косточка"
Как известно, в своем вступлении к "Трем мушкетерам" автор ссылается на якобы найденную рукопись, озаглавленную "Воспоминания графа де Ла Фер о некоторых событиях, происшедших во Франции к концу царствования короля Людовика XIII и в начале царствования короля Людовика XIV". Из дальнейшего повествования следует, что упомянутый граф и есть наш Атос. Подразумевалось, что граф де Ла Фер, убивший свою жену (Миледи), мог скрыться от правосудия под серым плащом мушкетера. Сеньория Ла Фер много раз фигурирует на страницах исторических хроник и генеалогических коллекций Франции. Некий сеньор Мило де Ла Фер (ум. ок. 1057 г.) был родоначальником известного феодального дома де Монлери. В XIII в. поместьем с таким названием владела дочь герцога Бретонского Иоланда; в первой четверти XIV в. де Ла Фер из семьи Шатийонов породнился с Лотарингским герцогским домом; а в середине XVI в. среди прочих титулов Людовика I Горбатого, герцога де Конде (1530-1569), мы обнаруживаем сеньории Валери и Ла Фер. Впрочем, к настоящему Атосу этот титул никакого отношения не имеет.
Деревушку Атос-Аспи и сегодня можно найти только на самой подробной карте Франции. Она расположена на правом берегу горной реки Олорон, между Совтер-де-Беарн и Ораасом. Когда-то здесь был замок – в нем наверняка и родился Атос. (К сожалению, замок не сохранился – сгорел в 1943 году.) В XVI столетии господский дом принадлежал совтерскому капеллану Аршамбо де Силлегу. Его наследником был некий Жан д'Атос, сын Жаклин де Силлег, впоследствии ставший врачом короля Генриха II Наваррского. Семейства д'Атос и де Силлег постепенно "одворянивались", а заодно и богатели, подвизаясь в местной торговле. Вначале они получили титул "купец", затем "дворянин" и, наконец, стали "монсеньорами". Этот последний титул носил в 1597 г. Пейротон де Силлег д'Атос.
В начале XVI века некто по имени Андриан де Силлег д'Атос, владелец Отвьеля и Казабера, женился на демуазель де Пейрэ, дочери "купца и присяжного заседателя" в Олороне и двоюродной сестре г-на де Тревиля. Да-да, того самого Тревиля (или Труавиля), капитана-лейтенанта королевских мушкетеров. От этого союза где-то между 1615 и 1620 годами родился наш Атос. Его полное имя звучало так: Арман де Силлег д'Атос д'Отвьель. Троюродному племяннику капитана мушкетеров было грех не воспользоваться открывавшимися перспективами: около 1641 г. он вступает в роту де Тревиля. В то время это была обычная практика – стоило кому-нибудь из безвестных "дворянчиков" зацепиться на сколько-нибудь заметную должность при дворе, как к нему тут же слеталась толпа родичей.
Неизвестно, как сложилась бы судьба Атоса, проживи он дольше. В свидетельстве о его смерти, занесенном в регистрационные книги парижской церкви Сен-Сюльпис, сказано: "Препровождение к месту захоронения и погребения преставившегося Армана Атос Дотюбьеля, мушкетера королевской гвардии, найденного вблизи от рынка на Прэ-о-Клер". Формулировка этого лаконичного текста почти не оставляет сомнения, что бравый Атос умер вследствие тяжелого ранения, полученного на дуэли.
Исаак, потомок Авраама...
В парижском музее Карнавале выставлена как символ эпохи короткая сабля. Надпись гласит: "Принадлежала г-ну дю Валлону де Брасье де Пьерфон". Кем был данный господин – неизвестно, но точно не тем самым Портосом. Наш мессир Портос, точнее, Исаак де Порту, происходил из беарнской дворянской протестантской семьи. Его дед Авраам был распорядителем обедов (тогда это называлось "офицером кухни") при наваррском дворе – так что аппетит литературного Портоса, так сказать, имеет исторические корни. Его отец, также носивший имя Исаак, служил нотариусом при Беарнских Провинциальных штатах. Он женился на демуазель де Броссе и имел от нее дочь Сару. Овдовев, в 1612 г. сочетался вторым браком с Анной д'Аррак, дочерью Бертрана д'Аррака из Гана. Став богатым землевладельцем, отец нашего героя пользовался покровительством благородного сира Жака де Лафосса, королевского наместника в Беарне. В 1619 г. Исаак де Порту выкупил за 6 тыс. франков у Пьера де Л'Эглиза сеньорию Кантор. В 1654 г. поместье было продано – на этот раз за 7 тысяч франков Франсуа д'Андуэну.
"Портос" был младшим из его троих детей. По сохранившимся записям историки знают дату и место его крещения – 2 февраля 1617 года. Следующий документально доказанный факт его биографии – вступление в гвардейский полк Дезэссара. А вот был ли Портос мушкетером – большой вопрос. Историкам, похоже, вообще мало что известно о начале его военной карьеры; гораздо больше сведений о его старшем брате, Жане де Порту. Некоторое время тот был инспектором войск и артиллерии в Беарне, а затем стал секретарем при Антуане III де Грамон-Тулонжеоне (в романе Дюма "Десять лет спустя" другом виконта де Бражелона становится граф де Гиш – сын того самого Грамона).. В 1670 г. герцог де Грамон объявил о смерти "месье де Порту" – т.е. Жана де Порту.
Что касается Исаака де Порту, то он досрочно вышел в отставку и уехал в Гасконь. Возможно, это было следствие полученных на войне ранений. В 50-х гг. он занимал незаметную должность хранителя боеприпасов гвардии в крепости Наварранс: эту должность обычно давали недееспособным военным. Портос был женат – к сожалению, мы не знаем имени его жены. Его старший сын Арно родился около 1659 г. (а умер в 1729 г.).
Герой Александра Дюма погиб под тяжестью огромной скалы в Бель-Иле, что в Бретани. Реальный Портос умер менее помпезно – 13 июля 1712 г. в По от апоплексического удара в возрасте 95 лет. Его второй сын, Жан де Порту, стал военным моряком. Еще несколько поколений потомков Портоса верно служили Франции на военной и административной ниве. Его правнучка Элизабет де Порту в апреле 1761 г. вышла замуж за шевалье Антуан де Сегюра, ставшего позже губернатором Советерра. Несостоявшийся барон дю Валлон был бы доволен: его семья породнилась со старинными французскими дворянскими родами.
Аббаты-драчуны
Сельское поместье Портоса в Ланне находится неподалеку от долины Баретту, в которой находится аббатство Арамиц, светским аббатом которого был третий из наших мушкетеров. В расположенной рядом деревеньке Арамиц и сегодня живет всего несколько сот человек. Дюма делает ловкого Арамиса, шевалье д' Эрбле, полуаббатом-полумушкетером, одновременно участвующим и в интригах и в военных действиях, епископом Ванна, генералом ордена иезуитов и, наконец, испанским грандом, герцогом Аламеда...
Анри д'Арамиц родился около 1620 года. Он принадлежал к старинному беарнскому роду – наверное, самому дворянскому из всех трех (точнее четырех, учитывая не вполне чистое дворянское происхождение самого д'Артаньяна). В 1381 г. граф Гастон-Феб де Фуа пожаловал Жану д'Арамицу одноименное аббатство, которое стало наследственной собственностью рода. Во время религиозных войн Арамицы участвовали во всех схватках в Нижней Наварре. Некий капитан гугенотов Пьер д'Арамиц заслужил в этих стычках репутацию бретера. Он был женат на Луизе де Согюи, от которой имел трех детей: Феба, Марию, вышедшую замуж за Жана де Пейрэ и ставшей, таким образом, матерью будущего графа де Тревиля (опять все сходится на бравом капитане), и Шарля, женившегося на Катрин де Раг. После смерти старшего брата Шарль стал главой рода. Он-то и был отцом Анри.
Будучи двоюродным братом капитана мушкетеров, Арамис в 1640 г. вступил в его роту. Десять лет спустя мы встречаем его в родных краях, где он в феврале 1650 г. женится на демуазель Жанне де Беарн-Бонасс. В апреле 1654 г., намереваясь вернуться в Париж, он составляет завещание. Через два года он опять приезжает в Беарн, где через 18 лет и умирает. Арамис оставил трех детей: сыновей Армана и Клемана и дочь Луизу.
Французский историк Птифис не исключает, что д'Артаньян мог быть знаком с Атосом, Портосом и Арамисом: беарнцы и гасконцы образовывали в Париже маленькие закрытые кланы. Но никто из них, тщетно пытавшихся стать в жизни кем-то большим, чем был на самом деле, и представить себе не мог, что их смешные для современников имена олицетворят в умах потомков такие понятия как удаль, дружба и честь.
Не так давно мир облетела весть о том, что в земле одного из садиков голландского Маастрихта предположительно найдены останки знаменитого д'Артантьяна. Газеты охотно перепечатывали сенсационную новость. И хотя в первоначальном сообщении говорилось лишь о том, что найденные скелеты, скорее всего, принадлежат древним римлянам, публикация не обошлась без видимой пользы: очень и очень многие с удивлением узнали, что литературный д'Артаньян – реальный, а не выдуманный Александром Дюма исторический персонаж. Шарль де Батц де Кастельморе, ставший под конец жизни капитаном-лейтенантом королевских мушкетеров и немедленно после того принявший имя "графа д'Артаньяна" (по одному из владений своей матери; что касается титула, то официально шевалье д'Артаньяну его никто не жаловал, в связи с чем к его потомкам уже в XVIII столетии были серьезные претензии со стороны геральдической службы короля Франции), погиб при осаде Маастрихта: пуля противника попала ему в голову. Тогда, в далеком июле 1672 г., его тело удалось вынести из-под огня противника только с пятого раза, причем четверо смельчаков, пытавшихся это сделать, погибли. Из мемуаров того времени мы знаем, что практически сразу же в присутствии двух кузенов погибшего, Пьера и Жозефа де Монтескью д'Артаньян, тело капитана мушкетеров было погребено у подножия стен Маастрихта. Не часто "у подножия стен" городов хоронили людей, литературная слава которых была способна обессмертить самую их жизнь, какой бы рядовой она ни была.
В мире изданы десятки биографий д'Артаньяна. В советское время сведения об этом герое можно было почерпнуть из популярной книги Бориса Бродского "Вслед за героями книг". В наши дни на русский язык переведена блестящая работа Жана-Кристиана Птифиса "Д'Артаньян". Однако если об остроумном гасконце все же многое известно, то его литературные товарищи по оружию и друзья по застолью представляются уж точно выдуманными персонажами. Атос, Портос и Арамис – это что-то вроде "до, ре, ми": тут даже порядок перечисления нельзя изменить до того монолитна конструкция.
Между тем верные товарищи д'Артаньяна так же реальны, как и их знаменитый компаньон. Не будь Дюма, историки-архивисты вряд ли бы занялись поиском этих, что и говорить, незаметных персонажей величественной истории Франции XVII века. Ведь на то, чтобы отыскать следы их существования, понадобилось более 100 лет. Да что там говорить – сам Дюма полагал, что всех троих не существовало. Их имена он, конечно, не выдумал – они взяты из того же источника, которым знаменитый романист пользовался при создании своей трилогии: "Мемуаров г-на д'Артаньяна", написанных плодовитым "мемуаристом" Гатьеном Куртилем де Сандра. Последний хорошо ориентировался в реалиях первой четверти – середины XVII столетия и, возможно, слышал имена все трех "мушкетеров" еще в бытность свою на службе короля (уйдя с которой, занялся написанием от чужого имени скандальных "мемуаров", разоблачающих нравы двора). У Куртиля это были не три друга, а три брата, которых д'Артаньян встречает в доме у г-на де Тревиля. "Признаемся, чуждые нашему слуху имена поразили нас, и нам сразу пришло на ум, что это всего лишь псевдонимы, под которыми д'Артаньян скрыл имена, быть может, знаменитые, если только носители этих прозвищ не выбрали их сами в тот день, когда из прихоти, с досады или же по бедности они надели простой мушкетерский плащ", – пишет Дюма в авторском предисловии к "Трем мушкетерам". Романист, а точнее команда его помощников и консультантов, подбиравших для писателя фактологический материал, не верили, что Атос, Портос и Арамис не выдумка Куртиля де Сандра. В литературном еженедельнике La Pays Natal в 1864 г. Дюма написал: "Меня спрашивают, когда именно жил Анж Питу... Это вынуждает меня сказать, что Анж Питу, так же как и Монте-Кристо, так же как Атос, Портос и Арамис, никогда не существовал. Все они просто признанные публикой побочные дети моего воображения".
Однако уроженцы Беарна Атос, Портос и Арамис не просто жили – их странные фамилии были действительно их настоящими фамилиями. Недаром один из самых известных пересмешников той эпохи Жедеон Таллеман де Рео (отрывки из его "Занимательных историй" в 70-е гг. вышли в СССР в серии "Литературные памятники") с иронией отмечал, что от имен беарнских мушкетеров "собаки дохнут".
Купеческая "косточка"
Как известно, в своем вступлении к "Трем мушкетерам" автор ссылается на якобы найденную рукопись, озаглавленную "Воспоминания графа де Ла Фер о некоторых событиях, происшедших во Франции к концу царствования короля Людовика XIII и в начале царствования короля Людовика XIV". Из дальнейшего повествования следует, что упомянутый граф и есть наш Атос. Подразумевалось, что граф де Ла Фер, убивший свою жену (Миледи), мог скрыться от правосудия под серым плащом мушкетера. Сеньория Ла Фер много раз фигурирует на страницах исторических хроник и генеалогических коллекций Франции. Некий сеньор Мило де Ла Фер (ум. ок. 1057 г.) был родоначальником известного феодального дома де Монлери. В XIII в. поместьем с таким названием владела дочь герцога Бретонского Иоланда; в первой четверти XIV в. де Ла Фер из семьи Шатийонов породнился с Лотарингским герцогским домом; а в середине XVI в. среди прочих титулов Людовика I Горбатого, герцога де Конде (1530-1569), мы обнаруживаем сеньории Валери и Ла Фер. Впрочем, к настоящему Атосу этот титул никакого отношения не имеет.
Деревушку Атос-Аспи и сегодня можно найти только на самой подробной карте Франции. Она расположена на правом берегу горной реки Олорон, между Совтер-де-Беарн и Ораасом. Когда-то здесь был замок – в нем наверняка и родился Атос. (К сожалению, замок не сохранился – сгорел в 1943 году.) В XVI столетии господский дом принадлежал совтерскому капеллану Аршамбо де Силлегу. Его наследником был некий Жан д'Атос, сын Жаклин де Силлег, впоследствии ставший врачом короля Генриха II Наваррского. Семейства д'Атос и де Силлег постепенно "одворянивались", а заодно и богатели, подвизаясь в местной торговле. Вначале они получили титул "купец", затем "дворянин" и, наконец, стали "монсеньорами". Этот последний титул носил в 1597 г. Пейротон де Силлег д'Атос.
В начале XVI века некто по имени Андриан де Силлег д'Атос, владелец Отвьеля и Казабера, женился на демуазель де Пейрэ, дочери "купца и присяжного заседателя" в Олороне и двоюродной сестре г-на де Тревиля. Да-да, того самого Тревиля (или Труавиля), капитана-лейтенанта королевских мушкетеров. От этого союза где-то между 1615 и 1620 годами родился наш Атос. Его полное имя звучало так: Арман де Силлег д'Атос д'Отвьель. Троюродному племяннику капитана мушкетеров было грех не воспользоваться открывавшимися перспективами: около 1641 г. он вступает в роту де Тревиля. В то время это была обычная практика – стоило кому-нибудь из безвестных "дворянчиков" зацепиться на сколько-нибудь заметную должность при дворе, как к нему тут же слеталась толпа родичей.
Неизвестно, как сложилась бы судьба Атоса, проживи он дольше. В свидетельстве о его смерти, занесенном в регистрационные книги парижской церкви Сен-Сюльпис, сказано: "Препровождение к месту захоронения и погребения преставившегося Армана Атос Дотюбьеля, мушкетера королевской гвардии, найденного вблизи от рынка на Прэ-о-Клер". Формулировка этого лаконичного текста почти не оставляет сомнения, что бравый Атос умер вследствие тяжелого ранения, полученного на дуэли.
Исаак, потомок Авраама...
В парижском музее Карнавале выставлена как символ эпохи короткая сабля. Надпись гласит: "Принадлежала г-ну дю Валлону де Брасье де Пьерфон". Кем был данный господин – неизвестно, но точно не тем самым Портосом. Наш мессир Портос, точнее, Исаак де Порту, происходил из беарнской дворянской протестантской семьи. Его дед Авраам был распорядителем обедов (тогда это называлось "офицером кухни") при наваррском дворе – так что аппетит литературного Портоса, так сказать, имеет исторические корни. Его отец, также носивший имя Исаак, служил нотариусом при Беарнских Провинциальных штатах. Он женился на демуазель де Броссе и имел от нее дочь Сару. Овдовев, в 1612 г. сочетался вторым браком с Анной д'Аррак, дочерью Бертрана д'Аррака из Гана. Став богатым землевладельцем, отец нашего героя пользовался покровительством благородного сира Жака де Лафосса, королевского наместника в Беарне. В 1619 г. Исаак де Порту выкупил за 6 тыс. франков у Пьера де Л'Эглиза сеньорию Кантор. В 1654 г. поместье было продано – на этот раз за 7 тысяч франков Франсуа д'Андуэну.
"Портос" был младшим из его троих детей. По сохранившимся записям историки знают дату и место его крещения – 2 февраля 1617 года. Следующий документально доказанный факт его биографии – вступление в гвардейский полк Дезэссара. А вот был ли Портос мушкетером – большой вопрос. Историкам, похоже, вообще мало что известно о начале его военной карьеры; гораздо больше сведений о его старшем брате, Жане де Порту. Некоторое время тот был инспектором войск и артиллерии в Беарне, а затем стал секретарем при Антуане III де Грамон-Тулонжеоне (в романе Дюма "Десять лет спустя" другом виконта де Бражелона становится граф де Гиш – сын того самого Грамона).. В 1670 г. герцог де Грамон объявил о смерти "месье де Порту" – т.е. Жана де Порту.
Что касается Исаака де Порту, то он досрочно вышел в отставку и уехал в Гасконь. Возможно, это было следствие полученных на войне ранений. В 50-х гг. он занимал незаметную должность хранителя боеприпасов гвардии в крепости Наварранс: эту должность обычно давали недееспособным военным. Портос был женат – к сожалению, мы не знаем имени его жены. Его старший сын Арно родился около 1659 г. (а умер в 1729 г.).
Герой Александра Дюма погиб под тяжестью огромной скалы в Бель-Иле, что в Бретани. Реальный Портос умер менее помпезно – 13 июля 1712 г. в По от апоплексического удара в возрасте 95 лет. Его второй сын, Жан де Порту, стал военным моряком. Еще несколько поколений потомков Портоса верно служили Франции на военной и административной ниве. Его правнучка Элизабет де Порту в апреле 1761 г. вышла замуж за шевалье Антуан де Сегюра, ставшего позже губернатором Советерра. Несостоявшийся барон дю Валлон был бы доволен: его семья породнилась со старинными французскими дворянскими родами.
Аббаты-драчуны
Сельское поместье Портоса в Ланне находится неподалеку от долины Баретту, в которой находится аббатство Арамиц, светским аббатом которого был третий из наших мушкетеров. В расположенной рядом деревеньке Арамиц и сегодня живет всего несколько сот человек. Дюма делает ловкого Арамиса, шевалье д' Эрбле, полуаббатом-полумушкетером, одновременно участвующим и в интригах и в военных действиях, епископом Ванна, генералом ордена иезуитов и, наконец, испанским грандом, герцогом Аламеда...
Анри д'Арамиц родился около 1620 года. Он принадлежал к старинному беарнскому роду – наверное, самому дворянскому из всех трех (точнее четырех, учитывая не вполне чистое дворянское происхождение самого д'Артаньяна). В 1381 г. граф Гастон-Феб де Фуа пожаловал Жану д'Арамицу одноименное аббатство, которое стало наследственной собственностью рода. Во время религиозных войн Арамицы участвовали во всех схватках в Нижней Наварре. Некий капитан гугенотов Пьер д'Арамиц заслужил в этих стычках репутацию бретера. Он был женат на Луизе де Согюи, от которой имел трех детей: Феба, Марию, вышедшую замуж за Жана де Пейрэ и ставшей, таким образом, матерью будущего графа де Тревиля (опять все сходится на бравом капитане), и Шарля, женившегося на Катрин де Раг. После смерти старшего брата Шарль стал главой рода. Он-то и был отцом Анри.
Будучи двоюродным братом капитана мушкетеров, Арамис в 1640 г. вступил в его роту. Десять лет спустя мы встречаем его в родных краях, где он в феврале 1650 г. женится на демуазель Жанне де Беарн-Бонасс. В апреле 1654 г., намереваясь вернуться в Париж, он составляет завещание. Через два года он опять приезжает в Беарн, где через 18 лет и умирает. Арамис оставил трех детей: сыновей Армана и Клемана и дочь Луизу.
Французский историк Птифис не исключает, что д'Артаньян мог быть знаком с Атосом, Портосом и Арамисом: беарнцы и гасконцы образовывали в Париже маленькие закрытые кланы. Но никто из них, тщетно пытавшихся стать в жизни кем-то большим, чем был на самом деле, и представить себе не мог, что их смешные для современников имена олицетворят в умах потомков такие понятия как удаль, дружба и честь.
Метки: Атос, Портос, Арамис и Д’Артаньян
Anna Prosvirkina,
06-04-2009 07:10
(ссылка)
Без заголовка
"В первый понедельник апреля 1625 года все жители города Менга, где некогда родился автор "Романа о розе" были взволнованы так, словно гугеноты собирались превратить его во вторую Ла-Рошель. Некоторые из горожан при виде женщин, бегущих в сторону главной улицы и слыша крики детей, доносившиеся с порога домов, торопливо надевали доспехи, вооружались, кто мушкетом, кто бердышом, чтобы придать себе более мужественный вид, и устремлялись к гостинице "Вольный мельник", перед которой собралась густая и шумная толпа любопытных, увеличивающаяся с каждой минутой."
C тех пор прошло ровно 384 года, господа. :)
С чем я вас и поздравляю!
C тех пор прошло ровно 384 года, господа. :)
С чем я вас и поздравляю!
настроение: Бодрое
Алексей Трефилов,
28-02-2009 18:06
(ссылка)
Три мушкетера
А какой момент вам больше всего запомнился в фильме? Лично мне Дуэль трех мушкетеров и д'Артаньяна
Алексей Трефилов,
28-02-2009 18:11
(ссылка)
Какие фразы из фильмов про НИХ вам запомнились больше всего?
Мне из нового фильма понравилось... "Как? Господин де Жюссак, вы еще живы? А, да... Извините."
В этой группе, возможно, есть записи, доступные только её участникам.
Чтобы их читать, Вам нужно вступить в группу
Чтобы их читать, Вам нужно вступить в группу