Вход
Запись

Священная одежда зороастрийцев



2. Священный пояс



Он называется "кусти" или "кушти" (пехл. kustīg; ēbyānghan, авест. aiwyārjhana, n. «пояс»). Он состоит из 72-х (по количеству глав Ясны) шерстяных нитей, трижды обертываемых вокруг поясницы, который обязан постоянно носить зороастриец, достигший возраста совершеннолетия. Хождение без пояса - "открытым" - считалось тяжким грехом (АВн, 26). Священный пояс следует подвязывать с надлежащими заклинаниями рано утром, встав до рассвета и совершив омовение (ХД, 2); священный пояс является главой одежды (Бд, 54); священный пояс возьмут в руки явившиеся на землю во время конечного воскрешения Ормазд и Срош (Бд, 70). Священный пояс носил Зарер (A3, 75); он был у направлявшегося в рай мужчины (АВн, 41); изготовляют пояс из козьей шерсти (ДА, 43) (Чунакова О.М. ПЕХЛЕВИЙСКИЙ СЛОВАРЬ ЗОРОАСТРИЙСКИХ ТЕРМИНОВ, МИФИЧЕСКИХ ПЕРСОНАЖЕЙ И МИФОЛОГИЧЕСКИХ СИМВОЛОВ. Москва, «Восточная литература», 2004).

О происхождении кусти есть разные предположения:

1) Некоторые образуют его от пехлевийского "kosht", означающего "направление". Таким образом, слово может означать "то, что указывает нам должное направление или путь". Судрэ (священная рубашка) указывает "благодатный путь", а кусти указывает должное направление этого пути.
2) Некоторые образуют слово от "kosht", то есть "талия", и говорят, что он назван так, поскольку повязывается на талии.
3) Некоторые считают это слово производным от персидского "kishti", то есть "корабль", и говорят, что он символизирует путь, который ведет нас в безопасную гавань праведности.
4) Однако наиболее вероятное происхождение, по-видимому, от "kost", то есть "предел" или "граница". Тогда кусти - то, что держит нас, или напоминает нам о необходимости держать себя в должных пределах или границах. Судрэ, или священная рубашка, символизирует "путь праведности", а кусти символизирует обязанность каждого ограничивать себя должными границами пути праведности. Он указывает направление на пути нравственности. Авестийское слово для обозначения кусти — "aiwyārjhana", который буквально означает "находиться в кругу или в границах". Это слово, следовательно, предполагает, что этот последний вариант — наиболее вероятное происхождение слова "кусти".

Кусти, изготавливаемый из шерсти ягненка, который во все времена рассматривался как символ невинности и чистоты, является знаком, напоминающим зороастрийцу о чистоте жизни и действия, которую он всегда должен соблюдать. Сперва шерсть расчесывается, а затем скручивается в тонкую нить. Две таких нити помещаются на два веретена ("chatri"). Затем эти две нити сплетаются в одну нить. Нить, сплетенную или удвоенную таким образом, ткут в шнур на ручном ткацком станке ("jantar").

Привилегия женщин священнического класса - ткать кусти, а привилегия священнослужителей - окончательно освятить его, прежде чем он будет окончательно соткан и завершен. Всего изготавливается 144 нити, которые скручиваются вместе так, чтобы получилось 72 волокна. Они пропускаются через ткацкий станок 72 раза, делятся на 6 прядей по 12 нитей. В завершение кусти, который является полым, выворачивается с помощью спицы, и затем оставшаяся несотканная часть нитей связывается вместе. 3 лари, или конца пряди в форме кисточки, каждый из 24 нитей, сформированы с каждого конца созданной нити. Таким образом, с 2-х сторон насчитывается всего 6 лари.



Символика кусти


144 нити символизируют бессмертие - 1 + 4 + 4 = 9.

72 волокна (7 + 2 = 9) - 72 главы "Ясны". Хормезд Яшт утверждает, что 72 имени Ахура Мазды являются талисманами. 72 связано также с астрономическими циклами - Солнце смещается на 1 градус за 72 года. Здоровый человек в среднем имеет частоту пульса 72 удара в минуту. Душе требуется 72 часа для перехода в духовный мир после смерти тела.

24 нити кисточки (лари) - это 24 раздела "Висперада", 24 часа в сутки.

12 нитей пряди символизируют 12 месяцев года, 12 знаков Зодиака. Говорят, что тот, кто повязывает кусти, устанавливает связь с 12 Язатами, управляющими этими 12 божественными зодиакальными областями.

6 частей или прядей, каждая из 12 нитей, на которые разделены 72 нити кусти во время плетения, считаются символизирующими 6 религиозных или ритуальных обязанностей зороастрийца. 6 лари, или кисточек на концах пряди, по 3 с каждого конца кусти, символизируют 6 Гаханбаров, или 6 сезонных праздников зороастрийского года, которые, в свою очередь, соотносятся с 6 этапами творения. 

3 кисточки (лари) на каждом конце кусти и 3 круга вокруг талии напоминают напоминают о 3-х основных целях (добрые мысли, добрые слова и добрые дела); о 3-х важных циклах (зерване акарне, зерване дарего кхадате и тваше кхадате); о 3-х мирах (духовный, душевный и физический); о 3-х этапах Замысла Ахунвар.

Пустота нити символизирует пространство между землей и небесами, между этим миром и последующим. Удвоение или сплетение нитей вначале символизирует связь между настоящим телесным миром и будущим духовным миром.

Эти два мира связаны таким образом, что посеянное вами в этом мире вы пожнете в другом. Выворачивание кусти на другую сторону имеет несколько подобных значений. Это символизирует переход души из этого телесного в тот духовный мир. Сплетение или объединение всех нитей в одну символизирует Всеобщий союз или Братство.

Символическое значение повязывания кусти на талию


"Дадестан-и Дениг" подробно останавливается в некоторых частях на значении повязывания кусти. Смысл сказанного таков:
1) Во-первых, Господь желает, чтобы Человек служил Ему и следовал Его пути. Таким образом, кусти - символ, который, будучи повязан на талию, символизирует готовность человека служить Богу. Кусти служит своего рода "kamar-band" или поясом, который будучи торжественно повязан с религиозным размышлением и молитвой, напоминает человеку его вечную обязанность стоять на службе Богу.
2) Во-вторых, человек надевает знак своей компании или пояс, когда он стоит перед вышестоящим по чину, при получении распоряжений. Таким образом, этот священный знак напоминает зороастрийцу стоять со всей скромностью перед своим Богом, чтобы получить его распоряжения исполнять свой долг в мире.
3) В-третьих, кусти - своего рода пояс (перс. "band"), ограждение. Ограждение закрывает вещь, так что никакое внешнее влияние не может затрагивать ее, а ее собственное влияние не затрагивает вещей извне. Кусти как пояс, будучи повязан на талию, разделяет тело человека на две части, нижнюю и верхнюю.
Это разделение рассматривается с духовной точки зрения и показывает, что кусти как символ должен внушать зороастрийцу правильность недопущения низших страстей и пороков, а также желание получить власть над собой и подчинить себя верху, или высшему. Он должен подавить свою нижнюю часть, свои недостойные мысли и желания, и не позволять им взять власть над собой, высоким и благородным.

Зороастрийцу предписано всегда иметь на своем теле судрэ и кусти, за исключением времени омовения. Помимо того, кусти должен быть развязан и заново повязан на поясе несколько раз в течение дня в таких случаях:
1) сразу после подъема с кровати утром;
2) после омовения и отправления естественных надобностей;
3) перед чтением молитв;
4) после ванны;
5) перед едой.

Перед исполнением церемонии кусти в вышеупомянутых случаях совершается омовение. После этого читается короткая молитва и развязывается кусти; затем он вновь повязывается с другой короткой молитвой, известной как Ниранг-и кусти и описанной выше. Кусти оборачивается вокруг талии три раза с 4 узлами, 2 из которых завязываются спереди, а 2 - сзади.



4 узла кусти на поясе напоминают о 4 направлениях и 4 элементах, которые надо содержать в чистоте: огонь, воздух, воду и землю. Это также 4 положения:
1) Ахура Мазда - творец всего;
2) религия Заратуштры - это проявленное слово Ахура Мазды;
3) Заратуштра - Его пророк;
4) сознательная реализация благих мыслей, слов и дел.

При завязывании первого узла спереди зороастриец должен помнить, что Ахура Мазда (Господь) существует, что Он является единым, святым и непревзойденным.
При завязывании второго узла он должен помнить, что зороастрийская религия - Слово Бога и что он должен иметь полную веру в нее.
При завязывании третьего узла сзади он должен помнить, что Заратуштра - пророк Бога, что он является водителем и что он указует должный путь почитания.
При завязывании второй половины второго узла он должен помнить, что он должен всегда заботиться о "Добрых мыслях, добрых словах и добрых делах" ("Сад Дар", глава 10).
Каждый узел символизирует решение. Таким образом, эти узлы священной нити символизируют решения относительно вышеуказанных мыслей.

3. Священный головной убор

Он называется "сарпуш" - еще один элемент белой одежды, который должен быть на зороастрийце во время проведения ритуалов и совершения молитвы. Этот элемент одежды помогает содержать место молитвы в чистоте (он не позволяет падать волосам с головы). Во время групповой молитвы у него есть еще одно предназначение. Он усиливает чувство единения членов общества.

4. Священное покрывало на лице



Оно называется "падан" – покрывало из легкой белой материи, закрывающее рот и нос священнослужителя во время проведения ритуалов и обрядов. Падан должен иметь две повязки (ленты), которые завязываются сзади, как у хирургов во время операции.
Этот элемент одежды помогает содержать священный "огонь", горящий в афринагане, в чистоте (он не позволяет попадать на него "нечистому" воздуху, который выдыхает священнослужитель).



Нравится

Вы не можете комментировать, т.к. не авторизованы.