Log in
Photos

иконы Господа Иисуса Христа

По церковному преданию, почитание «Нерукотворного образа» – плата с ликом Спасителя – берет свое начало после исцеления царя Авгаря, правившего в Эдессе с 9 по 46 гг. Эдесское царство первым признало учение Христа государственной религией. О «Нерукотворном образе» пишет Иоанн Дамаскин в «Трех речах в защиту святых икон»: «Некто рассказывал историю: когда Авгарь, царь Эдессы, отправил своего художника, дабы тот написал образ Господа, но тот был не в состоянии сделать это из-за лучезарного сияния лика Его. Тогда Господь положил верхнее платье на Свой божественный, животворящий лик и таким образом запечатлел его на платье и отправил изображение жаждущему Авгарю». (О многочисленных вариантах сказания о Нерукотворном Спасе см.: Покровский Н.В. Сийский иконописный подлинник. Вып. 1 – СПб., 1895. С. 49-52.) Традиция почитания нерукотворных изображений была почерпнута христианской культурой из античности. Еще древние греки почитали изображения, не созданные, как они считали, человеческими руками, а ниспосланные богами с небес. Таким изображениям вменялась божественная и чудодейственная сила. Самой знаменитой и почитаемой являлась скульптура Афины Паллады в Трое. В Западном, латинском мире, получила распространение легенда, зародившая в IV в., о «Плате Святой Вероники». Само имя Вероники составлено из двух слов «vera» и «icon», что значит «истинное изображение». Легендарная юная ученица Иисуса не могла все время сопровождать своего Учителя, тогда она решила заказать живописцу портрет Спасителя. Но по дороге к художнику она встретила Христа, который сам запечатлел чудесным образом свой лик на ее плате. Плат Вероники был наделен силой исцеления. С его помощью Вероника излечила Римского императора Тиберия . Позже появляется иной вариант легенды о плате святой Вероники. Когда Христа вели на Голгофу, она вытерла платом залитое потом и кровью лицо Иисуса, и оно отобразилось на материи. Этот метафакт включается в католический цикл Страстей Господних. Лик Христа в подобном изводе пишется в терновом венце и со стекающими каплями крови. В восточной церкви культ «Нерукотворного Образа» распространился в X веке, после перенесения в 944 году плата с ликом Иисуса из Эдессы в Константинополь. В Древней Руси «Спас Нерукотворный» известен в храмовых росписях XII века – Спасо-Мирожского собора (1156 г.) и Спаса на Нередицы (1199 г.) . Древняя двусторонняя икона "Спаса Нерукотворного" из Третьяковской галерее – самый ранний сохранившийся на доске образ Спасителя этого иконографического канона. На оборотной стороне изображено «Прославление креста», которое отличается от «Спаса» и по стилю исполнения, и, скорее всего, по времени создания. Но один образ связан с другим своими богословскими содержаниями. Происхождение и история бытования публикуемой иконы покрыты столетними слоями неизвестности. Видимо, в позднее средневековье «Спас» пребывал в Успенском соборе Московского Кремля, но не ясно, откуда и как икона, которая на несколько веков древнее собора, здесь оказалась. С 1920 по 1930 гг. «Нерукотворный образ» находился в Государственном Историческом музее. В 1930 г. передан в Третьяковскую галерею. И.Э. Грабарь выводил происхождение иконы из Владимиро-Суздальской Руси (Грабарь И.Э. О древнерусском искусстве: Исследования, реставрация и охрана памятников. – М., 1966. С. 58, 66.). Н.Н. Воронин полагал, что обе стороны иконы написаны во Владимире. Местный иконник, написавший на лицевой стороне Спаса, воспроизвел византийский или скоре его киевский вариант. Оборот с «Прославлением креста» мог быть написан киевлянином или новгородцем, работавшим в середине XII столетия во Владимире (Воронин Н.Н. О некоторых рельефах Георгиевского собора в Юрьеве Польском // Советская археология. 1962. №1. С. 142-148.). К этому мнению полностью присоединилась В. Антонова (Антонова В.И., Мнева Н.Е. Государственная Третьяковская галерея. Каталог древнерусской живописи. Опыт историко-художественной классификации. Т.1. – М., 1963. С. 67.). В. Н. Лазарев был убежден в новгородском происхождении иконы (Лазарев В.Н. Русская средневековая живопись: Статьи и исследования. – М., 1970. С. 103-105.). Его точка зрения стала общепризнанной. По изысканиям Г.И. Вздорнова, икона Спаса была написана для церкви Святого Образа на Добрыниной улице Софийской стороны в Новгороде Великом. Логика исследователя построена на том, что для этой же церкви предназначался и «Лобковский Пролог» (Исторический музей, Хлуд., 187.). В этой рукописи в заставке на первом листе воспроизведена композиция лицевой стороны иконы и частично ее оборотная сторона. «Лобковский Пролог» датируется 1262 (или 1282) годом и косвенно свидетельствует, что уже в XIII веке "Спас Нерукотворный" чтился как прославленная святыня Новгорода. Сама же церковь Святого Образа упоминается уже в первой половине XII столетия, а в 1191 году, согласно летописной записи, на месте старого храма была построена новая деревянная церковь Нерукотворного Спаса (Вздорнов Г.И. Живопись // ...