Все игры
Log in
Photos

Дорожная карта "Детство 2030"

Foresight Childhood 2030 - Presentation Transcript 1. ДОРОЖНАЯ КАРТА ?ДЕТСТВО 2030? Презентация итогов форсайт-проекта ?Детство? Заказчик проекта: Благотворительный фонд поддержки молодежных инициатив ?Мое Поколение? Реализация проекта: Международная Методологическая Ассоциация Партнеры проекта: Общественная Палата Российской Федерации Фонд ?Добрые игры? Проект ?Смешарики? Школа Управления ?СКОЛКОВО? и др. 2. ФОРСАЙТ-ПРОЕКТ ?ДЕТСТВО 2030? 2 Руководитель проекта: Радченко Алина Федоровна Методологическое руководство: Попов Сергей Валентинович 3. ?КОНСТРУИРОВАНИЕ? 3 ТЕМА ?ДЕТСТВО? - ОБЪЕКТ НЕ СФОРМИРОВАН: Детство – социокультурный феномен Филипп Арьес в своих трудах показал, что такой социокультурный феномен как детство возникает примерно в XV - XVI веках. Детство существовало не всегда. Его появление связано с массовым помещением детей в учреждения, построенные на одних принципах (школа, затем детские сады, училища и проч.). Есть цивилизации, в которых есть дети, но детство отсутствует. ДЕТСТВО – НЕ ДЕТИ ДЕТСТВО КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН ПОЯВЛЯЕТСЯ ТОГДА, КОГДА ОБЩЕСТВО СТАВИТ ВОПРОС О ТОМ, КАК ОТНОСИТЬСЯ К ДЕТЯМ, ЗАЧЕМ ОНИ НУЖНЫ И К ЧЕМУ ИХ НЕОБХОДИМО ГОТОВИТЬ. 4. ?КОНСТРУИРОВАНИЕ? 4 ТЕМА ?ДЕТСТВО? - ОБЪЕКТ НЕ СФОРМИРОВАН: В России тема ?детство? как социокультурный феномен закрыта рядом стереотипов и представлений. Главный стереотип: Детство = дети Примеры стереотипов: • Родители любят своих детей • Родительская любовь заложена природой на уровне инстинкта – это тайна природы, недоступная разуму ДЕТСТВО • Все дети одинаковые • и т.д. 5. ?КОНСТРУИРОВАНИЕ? 5 ОТНОШЕНИЕ К ДЕТСТВУ В РОССИИ УСТАРЕЛО В РОССИИ РАСПРОСТРАНЕН В РАЗВИТЫХ СТРАНАХ ОСНОВНЫЕ ДИСКУРС ДИСКУРСЫ: ?ОГРАДИТЕЛЬНОЕ ДЕТСТВО? ?КОМПЕТЕНТЕНТНОЕ ДЕТСТВО? • • ?ПРИКОЛЬНОЕ ДЕТСТВО? • ?ОХРАНЯЕМОЕ ДЕТСТВО? • 6. ?КОНСТРУИРОВАНИЕ? 6 АНАЛИЗ МИРОВЫХ ТЕНДЕНЦИЙ: Десинхронизация вступления во взрослую жизнь: Раннее вступление детей во взрослость • Увеличивающийся период вступления во взрослую жизнь (?kidult’ы?) • Развитие многообразных форм совместной жизни (гостевые браки, множественные браки, разнообразные воспитательные сообщества и т.д.). Борьба за качественную миграцию Образование на продолжении всей жизни (постоянные ?апгрейты?) … 7. ?КОНСТРУИРОВАНИЕ? 7 Детство в России: множество институтов и родители. РОДИТЕЛИ: практически нет практики выработки осмысленного отношения к рождению детей • Латентное знание о воспитании детей в значительной степени утеряно • образ ребенка размыт и конфликтен • большая часть жизни ребенка вызывают тревогу • ИНСТИТУТЫ не вырабатывают ответ на вопрос, зачем нужны дети, а: ШКОЛА: ведущий принцип – удержание дисциплины • МЕДИЦИНА: усиливает медикализацию процесса рождения • БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ: смещает взгляд с обычных детей на больных, несчастных и • обездоленных, на конкретные случаи и т.д. • 8. ?КОНСТРУИРОВАНИЕ? 8 ОТВЕТ О ТОМ, ЗАЧЕМ НУЖНЫ ДЕТИ, ИСЧЕЗ Он дается частично Министерство обороны (нужна армия) • Бизнес по производству детских товаров (нужны потребители) • Родители (по привычке) • АДМИНИСТРАТИВНО-ПРЕДМЕТНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ СФЕРЫ Сфера закрыта профессионалами, для которых профессия диктует то или иное отношение к детству. Оно не совпадает у разных игроков. Общее смысловое поле не сформировано. 9. ?ВИДЕНИЕ? 9 БЫЛИ ВЫРАБОТАНЫ СУЩЕСТВЕННЫЕ УСЛОВИЯ ДЕТСТВА В РОССИИ: омоложение нации (снижение среднего возраста населения) ? перераспределение общественного богатства в пользу детства ? максимальное оснащение детства (дети должны попадать в ? максимально современную и оснащенную среду) Существенные условия позволяют формировать ответ о том, зачем и кому нужно детство: РОДИТЕЛЯМ для собственного ?апгрейда? (дети как новый источник • энергии жизни и возможность развиваться) БИЗНЕСУ как новая сфера инновационного потребления • ГОСУДАРСТВУ как зона конкурентных преимуществ в области человеческого • капитала 10. ?АЛЬТЕРНАТИВЫ БУДУЩЕГО? 10 Россию ждет ряд собственных кризисов. 2012-2016 гг. ? Смена поколений (основные места во власти, в бизнесе и т.д. займет поколение людей, не живших при Советском Союзе и не имеющих ценности великой державы) ? Смена электората – политика не сможет ориентироваться на пенсионеров советской эпохи ? Единовременный (за 2-3 года) выход из строя технологического оборудования и инфраструктур, созданных в советское время ? Демографический спад (резкое снижение количества трудоспособного населения) ? Вынужденная трудовая иммиграция ? Давление новых экономических гигантов (Китай, Индия, Объединенная Европа) ? Резкое падение доходов от нефти 11. ?АЛЬТЕРНАТИВЫ БУДУЩЕГО? 11 2030-2040 гг. ? Новый демографический спад ? Изменение мирового экономического порядка – господство инновационной экономики ? Рост экономической и политической силы ?Нового мира? (Индия, Китай), практически полное освоение ?Новым миром? промышленности ? Угроза превращения России в ?мировую помойку? 12. ?АЛЬТЕРНАТИВЫ БУДУЩЕГО? 12 НЕГАТИВНЫЙ СЦЕНАРИЙ Человеческий капитал Вымывание элитного интеллектуального слоя • Падение уровня ср ...

Other albums