Log in
Photos

Мейсенский фарфор.

ИСТОРИЯ НЕМЕЦКОГО ФОРФОРА Неискушенные фарфором европейцы знали ему истинную цену. В старом свете фарфор или «белое золото» ценился дороже самого благородного металла. В 18 веке фарфоровые черепки вставляли в золотую оправу и носили на шее в виде подвесок. Вместе с другими драгоценностями и предметами роскоши фарфоровые изделия и даже черепки хранились в церковных и дворянских сокровищницах. (699x466, 83Kb) Первые попытки европейцев подражать китайским мастерам в производстве фарфора пришлись на вторую половину 15 века, когда итальянские кустари попробовали изготовить первую фарфоровую массу и сделать из нее посуду. Попытки оказались тщетны. Также тщетно фарфоровую массу пытались создать следующие 200 лет в Италии, Франции, Англии. Результат был всегда почти один и тот же – экспериментаторы получали материал больше похожий на стекло, чем на фарфор. Поскольку такой науки, как химия в те времена еще не существовало, то европейцы еще ни одно столетие ломали голову над китайской головоломкой под названием фарфор. Прогресс в этом, как оказалось, сложном деле, произошел в Германии при дворе саксонского императора Августа. Этот монарх решил, что было бы не плохо, наладить производство поближе – прямо у себя в Саксонии.В 1708 году после долгих тщетных попыток Иоганн Фридрих Бёттгер, молодой алхимик, который все свои силы тратил на открытие философского камня и превращение в золото материалов, не имеющих отношения к этому благородному металлу, получил-таки «красную каменную массу» – керамический материал из глины и красной земли «болюса». Изобретением велосипеда, то есть созданием фарфора он занимался не один, вместе с Эренфридом Вальтером фон Чирнхаусом, математиком, физиком и геологом, который тоже потратил много лет на открытие фарфора. Красная каменная масса была очень твердой и после обжига, изделия можно было шлифовать, полировать, украшать гравированным узором или эмалевыми красками, расписывать серебром или золотом. Бёттгер и Чирнхаус продолжили работу над фарфором и, в конце концов, им повезло. В 1709 году недалеко от Дрездена, они обнаружили целые залежи каолина(белой глины, главного компонента фарфоровой массы отвечающего за ее пластичность). Именно эта находка помогла произвести настоящий белый твердый фарфор (pate dure). Так в Европе стали выпускать настоящий фарфор, который по качеству не отличался от китайского и даже превосходил его.НЕМЕЦКИЙ ФАРФОР После того, как нашли каолин, в Мейссене, в крепости Альбрехтсбург в 1710 году открыли мануфактуру по производству твердого фарфора, ее возглавил сам Бёттгер. В 1713 году мануфактура выпустила первые изделия из фарфора. Когда фарфор только начали выпускать, его качество было, мягко говоря, далеко от совершенства. Поверхность изделий имела много неровностей и даже пузырчатость. Такое несовершенство мастера искусно прятали за рельефным узором и лепниной. Но чем больше делали, тем больше совершенствовали качество фарфора, и уже скоро в нарочитой лепнине и рельефности надобности не стало – фарфор стал по-настоящему качественным и роскошным.Власти приняли все меры предосторожности, чтобы технология производства осталась в тайне. Рецептуру твердого фарфора Август держал в такой же тайне, как некогда китайские императоры, но утаивать от мира «большой секрет» он долго не смог. В 1718 году с Мейсенской мануфактуры в Австрию сбежал рабочий, прихватив с собой рецептуру фарфора. И уже вскоре Австрия обзавелась своим фарфором. В 1717 году в Вене наладили производство тонких сервизов в стиле барокко. Но не только Бёттгер прославился открытием формулы фарфора. Его славу разделил соотечественник Георг Генрих Махелейд, который несколько позже Бёттгера, в 1760 году открыл фарфоровую мануфактуру в Зитцендорфе, княжестве Шварцбург-Рудольштадт. Сегодня это место называется Тюрингия.СТИЛЬ ФАРФОРА MEISSEN Несмотря на высокое качество изделий, своего фирменного стиля ни в формах, ни в орнаменте у мейсенской мануфактуры еще не было. Вплоть до 1740-х годов мастера немецкого фарфора копировали их с китайских образцов, фарфоровых, фаянсовых и металлических изделий. Почерк мейсенской мануфактуры начинает вырабатываться только с приходом Херольда. Он и художники, творившие на мануфактуре под его управлением, понимали всю важность вопроса, особенность материала, с которым работали и его декоративные возможности. Самыми удачными изделиями из немецкого фарфора того времени историки считают предметы быта и большие вазы. Ваза отличались пластичными формами, а бытовые изделия росписью. На белый фон художники наносили полихромный рисунок, в ярких, гармоничных тонах, который смотрелся очень благородно и изысканно, подчеркивая белизну фарфора. Как правило, это были «сухоцветы» и «индианские» цветы – так называют мотивы фруктовых деревьев, бамбука, пионов, хризантем, ярких сказочных птиц и мифических драконов. Также Херольд создает композиции в стиле шинуазри – использует мотивы и стилистических приёмы средневекового китайского искусства..