Все игры
Фотографии

Запорожье, здания и улицы

Запорожье — город на Украине, административный центр Запорожской области, расположен на реке Днепр. Является одним из наиболее крупных административных, индустриальных и культурных центров юга Украины. Население 777 тыс. чел. Благоприятный климат и удачное географическое положение Запорожья привлекали человека с незапамятных времен. Древнейшие стоянки первобытных людей в речной долине Днепра относятся к эпохе среднего палеолита. В 1930 году в черте города на месте бывшей деревни Вознесеновка был обнаружен курганный могильник и земляное укрепление, который по мнению учёных является местом поминок по какому-то тюркскому хану и датируется XIII веком. Считается, что в 972 году на острове Хортица погиб князь Киевской Руси Святослав I Игоревич. Об острове Хортица было известно со времен Киевской Руси. Ниже острова по течению Днепра после порогов восстанавливался водный путь из варяг в греки. Порожный участок реки от нынешнего Днепропетровска до Запорожья растянулся почти на 75 км, место, где сейчас находится плотина ДнепроГЭСа, было самым узким в низовьях Днепра, поэтому здесь была известная переправа, которой пользовались и скифы, и печенеги, и половцы, а впоследствии и крымские татары, турки, славяне. Позднее это место контролировалось казаками Запорожской Сечи. На острове Малая Хортица (остров Байда) в 1552 году волынским князем Дмитрием Вишневецким был заложен деревянно-земляной замок, который историки считают прототипом Запорожской Сечи. Начало истории города Александровска (Запорожье) связано со строительством в конце XVIII века Новой Днепровской укреплённой линии, представляющей ряд крепостей, расположенных по линии Запорожье — Бердянск. Согласно планам, линия должна была, с одной стороны, защитить край от татарских нападений — перерезать Муравский шлях, по которому крымцы совершали набеги на русские земли, а с другой — обеспечить усиление контроля над землями Войска Запорожского со стороны Российской империи. Одной из наибольших крепостей линии была Александровская, строительство которой завершилось к 1775 году. Нет однозначной точки зрения, в честь кого была названа крепость. Называются имена генерал-фельдмаршала Александра Голицына, князя Александра Вяземского; существует мнение, что крепость, названа Екатериной II в честь святого, чьё имя было указано в церковном календаре за первую половину 1770 года. С самого начала существования крепости близ неё начал формироваться так называемый «фурштат» (от нем. vorstadt, «предместье»). В форштадте селились строители-крестьяне, каторжники, обслуживающий персонал, отставные солдаты. С первых лет правительство старалось превратить Александровск не только в административный, но и в экономический центр региона. В 1778 году даже был создан Александровский уезд, но через пять лет уезд был упразднён. Вокруг крепости на пустых землях Таврии были выделены земли немцам-меннонитам, которые основали около 23-х немецких сёл. Поселение развивалось, возрастала численность торгово-промышленного населения. Александровск стал в конце XVIII ст. значительным транспортным центром. Это было связано с тем, что именно через него шли товары для строительства Херсона и Черноморского флота. В 1785 г. Александровский форштадт был преобразован в посад, населённый пункт городского типа, было получено право на открытие городских учреждений, первым из которых стала ратуша. Новый посад относился сначала к Новомосковскому, а потом к Павлоградскому уезду. Несмотря на успешное начало, значительного развития в конце XVIII в. город не получил. Население посада возрастало медленно. С ростом торговой роли Одессы и изменения направлений главных торговых путей в регионе Александровск начал приходить в упадок. Вдобавок в 1797 году Днепровская укрепленная линия была упразднена из-за потери военного значения. Несмотря на это в 1806 году Александровск получает статус уездного города становясь одним из незначительных городов Екатеринославской губернии. В первой половине XIX ст. Александровск представлял собой типичный провинциальный город, промышленность находилась в зачаточном состоянии и была представлена салотопенным и тремя кирпичными заводами. Большинство александровцев или занималась земледелием, или же промыслами и торговлей, так или иначе связанными с сельскохозяйственным производством. Не стал Александровск и большим торговым центром, поскольку торговля активнее развивалась в расположенном ниже по Днепру Никополе. Толчком к развитию Александровска стало строительство через город железной дороги. С завершением строительства Лозово-Севастопольской железной дороги город превратился в один из больших транзитных пунктов по перевозке грузов, в первую очередь хлеба. Благодаря появлению с середины XIX в. в крае новых промышленных предприятий Александровск постепенно становится одним из основных центров сельскохозяйственного машиностроения. Значительное развитие приобретает мукомольная промышленность. Накануне первой мировой войны население города достигло 63,6 тыс. человек, был ...