Вход
Фотографии

Сергей Бобков:игрушки из стружки

Сергей Бобков: «Нам всегда в противовес, как свет и тьма, ставят почему-то таксидермисты со своими животными, чучелами и прочим. И в этом контрасте всем сразу понятно: там смерть, а тут — жизнь, там тьма — тут свет».Недавно красноярец получил патент на новый способ изготовления художественных изделий. Это редчайший случай в декоративно-прикладном искусстве, где очень сложно изобрести что-то новое.Бросовый материал — древесные стружки — учитель Кожановской средней школы Сергей Бобков превращает в настоящее произведение искусства. Птицы с оперением из стружек, белки и соболя шерстка из экологически чистого материала защищены авторским правом.Сейчас в работе глухари. Хотят отец с сыном воссоздать волнующий эпизод: птицы на току, хорохорятся друг перед дружкой. Задача сложная – по перышку одежку выстругать, склеить потом – стружка не сразу покоряется. Но глянешь на бело-рыжих лесных жителей – и ясно: новые птицы выйдут у Бобковых ожившими! Со стружкой Сергей Бобков начал работать пять лет назад. К тому времени он уже освоил керамику, плетение из лозы и резьбу по дереву. Художник искал новый материал с необычными свойствами. Над своей птицей Сергей Васильевич бился полгода. Сын Артем, впрочем, помогал. Каждый день, почти без выходных, по 10-12, а когда и 14 часов Сергей Бобков проводил в мастерской. Еще бы! Семь тысяч перьев из кедра выстрогать! А клюв и когти из десятков слоев стружки склеить! В клюве, например, 150 тончайших деревянных лепестков! Зато результат немногим от подлинника отличается. Все животные – в натуральную величину. Вот соболь пушистый: поднялся на задних лапках, с любопытством озирается. Настолько «настоящий», что, кажется, в черных глазах страх притаился: не караулит ли кто за соседней сосной? Совушка вскинула крылья: секунда – и всполохнет ими, взлетит. Сергей Бобков: «Хотелось найти материал очень легкий, трепетный такой — чтобы создать ту же самую птицу. Птицу, чтобы она была как живая. Но других материалов никаких не знал. Из глины такое не сделаешь, из дерева — тоже, но понятно, что это просто из дерева вырезано. Из металла можно еще отлить». Постепенно Сергей Бобков разработал собственную технологию, чтобы стружка не крошилась — сначала бруски несколько дней вымачивают в воде. Художник предпочитает использовать сибирский кедр, но некоторые элементы лучше смотрятся из ивы или бука. На создание одной скульптуры у Сергея Бобкова уходит от четырех месяцев до полугода. Все изделия анатомически достоверны. В природе сова точно такого же размера, а у стружечного беркута — более семи тысяч перьев разной конфигурации. Самые сложные в исполнении — пушные животные. Так, на изготовление соболя потребовалось больше 30 тысяч древесных ворсинок. Даже глухари у Бобкова весят как в жизни — по 17 килограммов. Сергей Бобков: «Мы берем стружку и аккуратненько прокатываем, она сама по себе очень пластична. И получается, собственно говоря, перышко готовое». Изделия из стружки не требуют особого ухода, но их надо беречь от пыли, прямого солнечного света и сквозняков. После поездки на одну выставку под открытым небом мастеру пришлось устроить душ для своих питомцев. В результате помывки ни один экспонат не пострадал. В школьном музее собрана уникальная коллекция изделий из стружек. Работы не предназначены для продажи, хотя, например, за орла Сергею Бобкову предлагали полмиллиона рублей. Мастер надеется, что когда-нибудь его чудом в стружках заинтересуются ведущие российские музеи. Сергей Бобков.: «Строгаешь такой брусок. С бруска, допустим, в 5–7 сантиметров получается 100–150 стружечек».

Другие альбомы