Вход
Фотографии

Иван Билибин Картины рисунки

«Только совершенно недавно, точно Америку, открыли старую художественную Русь, вандальски искалеченную, покрытую пылью и плесенью. Но и под пылью она была прекрасна, так прекрасна, что вполне понятен первый минутный порыв открывших ее: вернуть! вернуть!» (ц) И.Я.Билибин Иван Яковлевич Билибин (1876-1942) Сын военно-морского врача, потомок древнего рода, И.Я.Билибин предполагал стать юристом и закончил Петербургский университет. Но одновременно Билибин занимался в Рисовальной школе при ОПХ, в мастерской А.Ашбэ в Мюнхене, в школе М.К.Тенишевой. Уже исполнив первые работы для журнала (1899) и став в следующем году членом объединения "Мир искусства", Билибин продолжал изучать в мастерской И.Е.Репина. Известность Ивану Яковлевичу принесли прекрасные иллюстрации к "Царевне-лягушке", "Василисе Прекрасной", "Марье Моревне". Затем Билибиным были созданы иллюстрации ко многим другим сказкам и былинам. Русской сказочной теме художник посвятил всё свое творчество, серьезно для того подготовившись: Билибин много ездил по России, особенно по Северу, изучал русское народное и декоративное искусство. В самом начале ХХ века по заданию Русского музея Билибин объехал Вологодскую, Архангельскую, Олонецкую и Тверскую губернии. В 1904 г отправился в Карелию, в Кижи, которые именовал "преддверием тридевятого царства". Там он изучал русскую архитектуру, народный орнамент, крестьянские вышивки, кружева, узоры, старинную деревянную резьбу, лубочные картинки; собирал произведения народного творчества и фотографировал памятники деревянного зодчества. Патриархальный крестьянский быт, предметы утвари, будто бы сохранившиеся со времен древней Руси, дали ему богатейший материал для раздумий и для дальнейшего использования в художественной практике. Новый художественный стиль - стиль Русской старины не только обогатил искусство яркими образами, но и способствовал развитию оформления книг и театральной декорации. Ориентируясь на традиции древнерусского и народного искусства, Билибин разработал логически последовательную систему графических приемов, сохранявшуюся на протяжении всего его творчества. Эта графическая система, а также присущее Билибину своеобразие трактовки былинных и сказочных образов дали возможность говорить об особом «билибинском» стиле - графическом стиле, основанном на тщательно прорисованном и подробном узорчатом контурном рисунке, расцвеченном акварелью. Стиль этот, сделался популярным и породил массу подражаний. Сам художник перенес его из иллюстраций к сказкам в журнальную и промышленную графику, а также в политическую карикатуру, которой занимался в годы 1-ой русской революции. Его же он использовал и в своих театральных работах - декорациях к спектаклям на темы Русских сказок и Русской старины. Осенью 1917 Билибин уехал из Петрограда в Крым, а в начале 1920 временно поселился в Египте. Живя в Каире, а потом в Александрии он оформлял балетные спектакли для Анны Павловой, делал эскизы росписей для православного храма. В 1925 Билибин переехал в Париж, где оформил 10 спектаклей, среди которых "Сказка о царе Салтане", "Сказание о граде Китеже…", "Князь Игорь" Бородина, "Борис Годунов", продолжал иллюстрировать народные сказки. Но тяга к России, к Русскому перевешивает интересную работу в Париже и в 1936 году он возвращается в Россию, в Ленинград. Билибин был хорошо принят Советской Властью. Он получил место профессора мастерской ИЖСА в Ленинграде, в 1939 стал доктором искусствоведения. В это время художник оформил спектакли "Сказка о царе Салтане" и "Полководец Суворов", выполнил иллюстрации к роману А.Н.Толстого "Петр I" и к "Песне про купца Калашникова" М.Ю.Лермонтова. В СССР Билибин плодотворно проработал пять лет, но в первую блокадную зиму Иван Яковлевич умирает от голода.