Этого артиста, оказавшего влияние на Джимми Пэйджа, Нила Янга, Ноэля Галлахера и многих других, зачастую называют шотландским Бобом Диланом, хотя такое сравнение является некорректным. Ведь если творчество Дилана строилось на текстовой основе, то для Дженша первичной всегда была музыка. Герберт Дженш родился 3 ноября 1943 года в Глазго, но свои юные годы провел в Эдинбурге. В подростковом возрасте … Читать всё
Этого артиста, оказавшего влияние на Джимми Пэйджа, Нила Янга, Ноэля Галлахера и многих других, зачастую называют шотландским Бобом Диланом, хотя такое сравнение является некорректным. Ведь если творчество Дилана строилось на текстовой основе, то для Дженша первичной всегда была музыка. Герберт Дженш родился 3 ноября 1943 года в Глазго, но свои юные годы провел в Эдинбурге. В подростковом возрасте Берт обзавелся гитарой и начал похаживать в местный фолк-клуб. Там он познакомился с Арчи Фишером и Джилл Дойл, которые ввели парня в мир музыки Пита Сигера, Брауни МакЖи и Вуди Гатри.
Вскоре Берт сам начал сочинять песни и выступать с ними в различных фолк-клубах. Помотавшись по Англии два года, Дженш отправился путешествовать в Европу, где зарабатывал на жизнь уличными концертами и случайными выступлениями в кафе и барах. В середине 60-х музыкант перебрался в Лондон, где фолк-движение было на подъеме.
К тому времени Берт выработал свой уникальный стиль, собравший воедино фолковые, блюзовые и джазовые элементы, и поэтому артиста охотно принимали такие клубы как «Marquee», «100 Club» и «Les Cousins». Как-то раз Дженш познакомился со звукоинженером и продюсером Биллом Лидером, и тот записал его музыку прямо на домашний бобинный магнитофон. Пленка была продана за 100 фунтов небольшому фолк-лейблу «Transatlantic Records», который на ее основе весной 1965 года выпустил альбом «Bert Jansch». Благодаря отличным композициям и особенно инновационной технике игры Берта пластинка произвела сенсацию и стала образцом для подражания легионам других гитаристов.
За «Bert Jansch» последовали еще два альбома, «It Don’t Bother Me» и знаменитый «Jack Orion» на которых Дженш продолжил осваивать новый подход к исполнению традиционных фолк-баллад. Одну из композиций с «Jack Orion» («Blackwaterside») впоследствии позаимствовали «Led Zeppelin», переделав ее название на «Black Mountain Side».
В записи обоих вышеупомянутых альбомов участвовал гитарист Джон Ренбоурн, с которым в 1966 году Берт выпустил совместную пластинку «Bert and John». Немного погодя с помощью Ренбоурна Дженш организовал группу «Pentagle», в которую также вошли Джеки МакШи, Терри Кокс и Дэнни Томпсон. Несмотря на коммерческий успех команды и ее доминирующее значение для самого музыканта, Берт успевал параллельно выпускать и сольники. Так, например альбом «Rosemary Lane», сделанный в тот период поклонники Дженша считают одной из лучших его работ. После распада «Pentagle» музыкант сосредоточился на сольной карьере и выпускал диски относительно регулярно. Из позднего творчества музыканта можно выделить такие наиболее удачные работы как «A Rare Conundrum» и чисто инструментальный диск «Avocet».
В конце 70-х Берт обзавелся собственным магазином по продаже гитар, а в 80-х принимал участие в реюнионах «Pentagle». В начале нового тысячелетия концертная активность артиста несколько снизилась, однако это лишь подогревало интерес к творчеству Дженша и компенсировалось переизданием его бэк-каталога на CD. Свое 60-летний юбилей Берт отметил аншлаговым выступлением в лондонском «Queen Elizabeth Hall».
Свернуть