Банни Бериген (Bunny Berigan)
Краткая биография
Трубач, руководитель оркестра, один из лучших солистов эпохи свинга,
родился 2 ноября 1908 года в Фокс-Лэйк, штата Висконсин.
Современники Беригена высоко оценивали его способность выстраивать мелодичные импровизации, умение исполнять сентиментальные баллады сочным, красивым
звуком в низком регистре.
В юности играл на скрипке и трубе в оркестре своего
…
Read all
Банни Бериген (Bunny Berigan)
Краткая биография
Трубач, руководитель оркестра, один из лучших солистов эпохи свинга,
родился 2 ноября 1908 года в Фокс-Лэйк, штата Висконсин.
Современники Беригена высоко оценивали его способность выстраивать мелодичные импровизации, умение исполнять сентиментальные баллады сочным, красивым
звуком в низком регистре.
В юности играл на скрипке и трубе в оркестре своего дедушки. В 1928 году приехал в
Нью-Йорк и попал в танцевальный бэнд Хэла Кемпа, с которым в 1930 году
гастролировал в Европе. В 1931 году работал в биг-бэнде Томми Дорси, в 1932-1933 годах - в оркестре Пола Уайтмена.Банни Бериген (Bunny Berigan) Прославился как блестящмй солист в оркестре Бенни Гудмена (1935-1936), выразительно исполнив темы «King Porter Stomp», «Sometimes Im Happy», «Blue Skies». Еще в 1935 году собрал собственный оркестр «Blue Boys», но обнаружил абсолютную неспособность к руководству коллективом и ведению бизнеса. В 1937 году записал прекрасные соло с оркестром Томми Дорси. В том же 1937 году организовал новый бэнд и удерживал его в течение трех лет, записав несколько, ставшими популярными, пластинок, где запечатлел яркое звучание своей трубы в «Prisoners Song» и в особенности в балладе Харольда Арлена «I Cant Get Started». Потеряв оркестр, в 1940 году вернулся к Томми Дорси. Новые попытки собрать бэнд оказались неудачными, а чрезмерное увлечение алькоголем слелало его больным и привело к ранней смерти, последовавшей в возрасте 33 года 2 июня 1942 года в Нью-Йорке. Свеча жизни Банни Беригена горела с двух сторон, ее не хватило на всю ночь.
Малоизвестные случаи из жизни Банни Беригена
1. Клуб «Знаменитая дверь» обанкротился, но успел сделать
знаменитым Банни Беригена
Работая на фирме CBS и спародически учавствуя в серии радиопрограмм оркестра Бенни Гудмена, Банни постепенно оказался втянутым в дела этого коллектива. Какое-то время он разрывался между фирмой CBS и Гудменом, а затем всеже плюнул на богатую радиокорпорацию и заключил контракт с бедным, но перспективным Гудменом. Бенни дал Банни высшую ставку 200 долларов в неделю. В CBS Бериген получал в четыре раза больше, но там не исполняли свинг, так что он поступил правильно. Банни учавствовал в легендарном турне Бенни Гудмена, которое завершилось триумфальным выступлением в танцзале в пригороде Сан-Диего штата Калифорния. Истерия вокруг Гудмена только разгоралась, а лидер уже начал закручивать гайки. У Беригена был принцип: «Работа должна доставлять удовольствие». Если же этот принцип нарушался, Банни без сожаления увольнялся. Корпорация CBS неизменно прощала блудного сына, так что ему всегда было куда вернуться. Семь тысяч ньюйорских музыкантов сидели без работы, а Банни имел полную возможность ломаться, выбирая себе занятие по душе. Многие желали видеть его рядом с собой в студии звукозаписи, хозяева клубов предлагали ему выгодные ангажементы, коллеги музыканты приглашали отметить разные знаменательные даты. Бериген шел на расхват. В марте 1936 года место Беригена в студии CBS снова опустело: Банни перебрался в клуб «Знаменитая дверь», где собрались свои ребята Рэд МкКензи, Джо Бушкин и Эдди Кондон. Бегиген наслаждался приятным обществом около месяца, а затем клуб обанкротился по причине отсутствия платежеспособной публики. Основными посетителями были нищие джазмены, вечно клянчившие доллар на выпивку у такого же неимущего соседа. Тем не менее клуб «Знаменитая дверь» сыграл свою роль в истории джаза, зделав знаменитым одного музыканта, а именно: Банни Беригена. Произошло это так. Банни лениво потягивал пиво у стойки когда к нему подсел знакомый артист Джон Дебриж. Получив дармовое угощение, Джон очень оживился и показал трубачу ноты песни, написанную авторским дуэтом Вернон Дюк - Айра Гершвин. Вернон Дюк - это был псевдоним Владимира Дукельского, эммигрировавшего из Советского России в 1922 году. Он получил классическое музыкальное образование в Киевской консерватории, которое ему очень пригодилось, когда он начал сочинять песни в паре с Айрой Гершвиным. Айра прославился как поэт-песенник, написавший слова ко многим композициям своего брата Джоржа Гершвина. Одна из мелодий так понравилась Беригену, что он записал ее трижды. Оранжировки всех трех версий различны, но вокальные партии и соло на трубе похожи. Пластинка вышла в 1937 году и покорила сердца слушателей, Бериген стал рабом своего хита. На протяжении всей дальнейшей каръеры, он вынужден был повторять этот шедевр снова и снова. Успех оркестров Дорси, Миллера и Гудмена склонил Бегигена пересмотреть свою жизненную установку, ему захотелось тоже иметь свой оркестр. Для начала Банни решил прекратить пить лишнее и курить по три пачки в день. Жена Донна было обрадовалась, но скисла когда Банни поведал ей о своих амбициозных замыслах. Банни Бериган(Bunny Berigan) «На кой ляд тебе это надо?,- досаждалла его Донна, - фирма CBS платит тебе по 600-800 долларов в неделю, да еще ты получаешь гонорары за записи, да за халтуру в -клубах, зачем тебе взваливать на себя такое бремя? Не будь идиотом, добром это не кончится». Банни выслушал жену и сделал все наоборот. Собрав в кучу массу неизвестного народа, трубач гордо объявил о рождении нового биг-бэнда «Банни Бериген оркестра» и приступил к репетициям. 13 июля 1936 года оркестр Банни дебютировал в одной из радиопрограмм «Свинг-клаб». Творчесская активность трубача просто поражает. Он палил из всех орудий сразу. Его имя упоминалось на пластинках чуть ли не всех джазовых фирм граммзаписи. По субботам его труба звучала по радио. Пресса заваливала читателей рассказами о его музыкальных подвигах, и вот теперь еще биг-бэнд. Кипучая энергия переполняла Банни, наверное поэтому он взял на себя еще и дополнительную нагрузку: обязался регулярно поигрывать
в оркестре Томми Дорси.
Часть 2. Король лучших джазовых клубов и
«Чемпион среди потребителей спиртных напитков»
Бериген стал культовой фигурой в Нью-Йорке, он считался некоронованным королем 52-й улицы, на которой располагались лучшие джазовые клубы города. Правда у Беригена имелось и куда менее почетное звание: «Чемпион среди потребителей спиртных напитков». Банни опять взялся за старое. Отец трубача пробовал его образумить. Некоторое время он сопровождал сына на гастролях и всячески боролся с зеленым змием. Вернувшись домой, Бериген старший пожаловался соседу: «Перед концертом в Филадельфии Банни так нажрался, что помощники не могли его одеть. Я разозлился, схватил его за шиворот, вытолкнул на сцену со словами: «Будешь дурака валять не передо мной, а перед публикой, пусть она полюбуется на тебя, голубчика. Банни с перепугу протрезвел и играл нормально. Ты заешь, я чуть не плакал, глядя как сын опрокидывает стакан за стаканом, мне так его жаль». Банни был верным мужем и старался бывать дома как можно чаще. Дети его обожали. Иногда супруги ссорились, особенно когда выпивали. Донна опьянев, превращалась в дикую фурию. Детишки начинали искать куда бы им спрятаться, чтобы не попасть под горячую руку. Дочь Банни Пэт рассказывала, что как-то вечером мать, будучи на взводе, выбежала из кухни с большим ножом и попыталась воткнуть его в мужа. Банни увиливал от нее и кричал: «Ну, давай, давай».Банни Бериген(Bunny Berigan) Пэт прервала поединок отчаянным воплем: «Мама не тронь папу, он у нас такой знаменитый». Совместное распитие виски привело к закономерному результату: Донна тоже стала алкоголичкой. В короткие периоды трезвости Беригена она намеренно напивалась в его присутствии, словно поощряя супруга сделать тоже самое. И он не выдерживал, срывался. Пока в доме была прислуга, она поддерживала порядок. Позднее, когда настали трудные времена, хозяйство пришло в полный упадок. Это бросалось в глаза даже посторонним. Пианист Бушкин удивлялся: «Однажды вечером я пришел вместе Банни к нему домой. Мы страшно устали, отыграв пять шоу в кинотеатре «Парамаунт». Нам подали на ужин какой-то паршивый гамбургер с бобами. И вот так обращаются с человеком, который только что оттрубил пять концертов в «Парамаунте», - подумал я.
Да, Банни можно только посочувствовать».
Часть 3. Пьяный Банни падал на сцене, но приземлялся
как опытный каскадер и этот трюк стал атрибутом концертной программы
Этот выдающийся джазовый музыкант играл в лучших свинговых биг-бендах второй половины 30-х годов. Он прожил короткую жизнь, однако успел записать несколько сотен пластинок. Второй биг-бенд Беригена тоже вскоре распался, потому что лидер кормил музыкантов обещаниями, а денег не платил. Оркестранты дружно уволились, предварительно нажаловавшись в профсоюз. Сам лидер в это время находился за решеткой в Атлантик-Сити. Его упекли в тюрьму за неуплату гостиничного счета. Должника выручило агенство МСI. Бериген набрал новых страдальцев, совсем уж молодых ребят, и карусель завертелась по-новой, впрочем, - с тем же результатом. Дон Палмер, - менеджер и верный спутник трубача, - решил ввести свою лепту в борьбу с пьянством начальника. Он выплескивал из секретных сосудов виски и наливал туда воду. Это помогало, но ненадолго. Баннни через каждую сотню миль делал остановки и заправлялся в барах. Музыканты Беригена зарабатывали в среднем от 10 до 14 долларов за вечер. Этих денег вполне хватало на текущие расходы. Ночь в отеле обходилась в 2 доллара. Скромный, но сытный ужин в ресторане - от 30 до 35 центов. Но музыканты не останавливались в гостиницах из-за нехватки времени. Едва прибыв в город, они сразу же бежали на сцену.Банни Бериген (Bunny Berigan) Поспать в кровати, помыться в душе удавалось от силы раз в неделю, остальное время джазмены ночевали в потрепанном автобусе на подушках, украденных в отелях. Выдерживать такую гонку и с утра вместо зарядки принимать стакан крепкого - это может выдержать только человек с крепким здоровьем. Бериген похвастаться таковым не мог. Он начал стремительно терять вес - одежда висела на нем как на вешалке, во сне перехватывало дыхание и Банни просыпался с жутким криком. Он теперь старался делить номер с кем-нибудь из музыкантов, чтобы было кому прийти на помощь в критичесский момент. Поскольку Банни, будучи в нетрезвом виде, часто терял равновесие на сцене, этот трюк постепенно стал неотъемлемой частью концертной программы. Банни долго крепился, а когда становилось невмоготу, резко прерывал соло и падал, обычно лицом вперед. И что самое удивительное, - дело обходилось без травм, потому что Банни научился приземляться ловко, как опытный каскадер.
Часть 4. Глядя на медленно умирающего Банни, музыканты часто
плакали, но Банни, будучи ответственным, знал что его
присутствие на сцене необходимо
Бериген вращался в обществе, где выпивка воспринималась как неотъемлемая часть производственной деятельности. В этом случае популярность трубача сослужила ему плохую службу. Как только на Беригена начинали давить, требуя покончить с алкоголизмом, он тут же молча откланивался, зная что без проблем найдет себе не менее выгодную работу. Таким образом Банни довольно долго избегал кризисных ситуаций, но окончательно сгубил свое здоровье. Следует заметить, что Бериген неоднократно пытался покончить с выпивкой, но ему не хватило воли. К кому он только не обращался за помощью: и к врачам, и к священникам, и к гипнотизерам - все напрасно. Однажды, разозлившись, он замахнулся было чтобы разбить бутылку, но потом застыл и пробормотал: «Нет, нельзя же так обращаться с драгоценной жидкостью». Порой у Беригана начиналась классическая белая горячка. Ему казалось, что по его телу бегают тараканы, ползают змеи, по углам прячутся черти. Банни сразу переставал играть и начинал отмахиваться трубой от невидимой нечисти. Но по загривку получали стоявшие рядом вполне реальные коллеги с инструментами. Музыканты хватали лидера и отволакивали за кулисы, чтобы не мешал работать. Банни Бегиген умирал медленно на глазах у коллектива. Доктора категорически запретили ему играть на инструменте, но Банни не послушал. Он мужественно прикладывал к губам мундштук трубы, а потом украдкой сплевывал в носовой платок згустки крови.Глядя на него, музыканты часто плакали. Бериген почти ничего не ел и держался одной лишь силой воли. Будучи по натуре человеком ответственным, он понимал что его присутствие на сцене необходимо как своего рода приманка для зрителя.Банни Бериган (Bunny Berigan) За один год Банни погасил большую часть скопившихся долгов - 15 тысяч долларов, - оставался должен около пяти тысяч. В последнюю неделю перед кончиной музыканта истощение и переутомление осложнилось пневмонией, но всеже главная причина смерти музыканта - цирроз печени. Oна не выдержала 12-летней алкогольной атаки. Великий трубач скончался утром 2 июля 1942 года, прожив на этом свете всего 33 года. Томми Дорси отвез тело Беригена к матери в Фокс-Плейс, штат Иллинойс. Деньги, необходимые для транспортировки покойника, были собраны на благотворительном концерте биг-бенда Дорси в отеле «Астор». Погребальный обряд оплатила мать Беригена, имевшая страховой поллис.
Часть 5. Великий музыкант 9,5 лет покоился в безымяной могиле,
после чего установка плиты и поминки в течение 2-х дней
прошли на высшем уровне
В прощальной суматохе охотники за сувенирами стащили ручку, которой писал Банни, его запонки, заколки для галстука и прочую подобную мелочь. Труба Беригена находилась несколько лет у бывшего менеджера оркестра Дона Палмера. Он мечтал чтобы она попала в музей, в какую-нибудь историчесскую джазовую коллекцию. Палмеру предлагали астрономичесскую по тем временам сумму - 4 тысячи долларов, однако он отказал потенциальному покупателю. Между тем Донна настоятельно требовала, чтобы инструмент отдали ей. Она считала трубу частью наследства Беригена. Палмер убеждал ее подождать - дескать с годами цена подростет и она получит больше денег. На самом деле он боялся, что Донна пропьет инструмент. Пока шли дебаты, Палмер поместил трубу в стеклянную витрину с подсветкой и любовался ею. В 1944 году он уступил домогательствам вдовы и с тех пор трубу никто не видел. Худшие опасения Дона Палмера сбылись. Музыкальную библиотеку Банни Беригена постигла та же участь. После смерти трубача его соратники, обуреваемые сентиментальными чувствами, растащили оранжировки, ноты, репертуарные книги на память. Все это куда-то пропало, затерялось, не сохранилось ничего. Восемь лет Банни Бериген покоился в безымяной могиле. Собранный в 1950 году Общественный комитет, организовал сбор частных пожертвований с целью установки надгробной плиты. Комитет надеялся управиться за 6 месяцев, но нужная сумма в 375 долларов набралась только через полтора года. Председатель комитета Арчи Биччер обзвонил всех, кого знал. Давали скупо: кто один доллар, кто - два. Каменотес - ваятель надписи на кладбищенских плитах сам в прошлом котрабассист даже согласился скинуть сотню со стандартной цены - так ему надоело ждать. Зато сама церемония установки плиты прошла на высшем уровне. Пришло 350 человек. После кратких речей народ поспешил в таверну кузена Беригена и гулял там два дня. Какая-то оперная певица вопила разухабистые джазовые номера так, что ее было слышно на всю округу. В общем помянули Банни не формально, а от всей души.
Банни Бериген доминировал во всех ансамблях где ему довелось играть.
Его труба звучала не менее мощно чем секция из трех обычных трубачей.
Тем обидней, что свеча жизни Беригена горела как бы сразу с двух концов.
Ее не хватило на всю ночь.
Но зато какой восхитительный свет она дарила.
Collapse