Лонни Листон Смит — один из самых универсальных музыкантов современной музыки.
Более четверти века он выступал и записывался вместе с самыми яркими джазовыми артистами (Miles Davis, Pharaoh Sanders, Gato Barbieri и др.), а в середине 1970-х проявил себя в качестве уникального и самостоятельного бэнд-лидера. Он первоклассный клавишник, повлиявший на целое поколение молодых музыкантов, которые заимствовали
…
Read all
Лонни Листон Смит — один из самых универсальных музыкантов современной музыки.
Более четверти века он выступал и записывался вместе с самыми яркими джазовыми артистами (Miles Davis, Pharaoh Sanders, Gato Barbieri и др.), а в середине 1970-х проявил себя в качестве уникального и самостоятельного бэнд-лидера. Он первоклассный клавишник, повлиявший на целое поколение молодых музыкантов, которые заимствовали его уникальную ритмическую свинговую манеру игры.
С раннего детства Лонни общался с музыкантами, которые были частыми гостями в доме его отца, исполнявшего госпелы в группе Gospel Harmonizing Four. Мальчик довольно рано начал осваивать пианино. В старшей школе Лонни услышал саксофониста Чарли Паркера и увлекся современным джазом. За этим последовало увлечение музыкой Майлза Дэвиса и Джона Колтрейна. Его вдохновляли именно «духовики», а не известные пианисты того времени — McCoy Tyner, Wynton Kelly, Bud Powell, Horace Silver, Sonny Clark, Thelonius Monk, с музыкой которых он был знаком, но намеренно пытался не повторять их стиль.
Музыкальную карьеру Лонни начал тинейджером, выступая в Балтиморе в качестве сопровождения для исполнителей вроде Ethel Ennis и Betty Carter. Позднее он присоединился к группе барабанщика Art Blakey Jazz Messengers. Их выступления в Нью-Йорке принесли ему первую славу и возможность записать пластинку с группой.
Потом Лонни играл в группе барабанщика Max Roach, а спустя два года поработал с Rahsaan Roland Kirk и записал с ним две пластинки — в итоге достигнув статуса одного из самых передовых и ярких клавишников.
В 1968 году Лонни присоединился к ансамблю Фарао Сэндерса — знаменитому коллективу того времени. Сэндерс призывал творить на месте, без подготовки, и Лонни с радостью принял вызов. Он стал экспериментировать с электрическими клавишными инструментами и создавал богатое оформление страстным саксофонным партиям Фарао. Звук Лонни стал неотъемлемой и характерной стороной группы.
Благодаря продюсеру Гато Барбиери, Лонни выпустил первую сольную пластинку Astral Traveling (1974 год), а третий альбом Expansions окончательно утвердил его в числе важнейших джазовых музыкантов.
Для 1975 года Expansions был глотком свежего воздуха. Пластинка объединила качественный джаз с уникальными кроссовер-элементами, и эти новые, необычные звуки не загрязнили музыку, а, наоборот, расширили границы жанра, что в итоге и привело к современному новому джазу.
Весной 1998 года Лонни выпустил альбом Transformation, который мгновенно стал топовым прогрессив-джаз релизом. Снова и снова Лонни удается балансировать на грани между традиционным и современным джазом, постоянно находясь на пике нового звука.
Всю свою карьеру Лонни работал наравне с великими легендами джаза, а его необычный композиторский стиль и смелость использовать новые и неожиданные для своего времени инструменты уже давно изучаются и адаптируются молодыми музыкантами, желающими оставить свой след в музыке — от хип-хопа до джаза.
Collapse