Родина Нила Янга - канадский город Торонто, где он появился на свет 12 ноября 1945 года в семье спортивного журналиста. Когда родители развелись, Нил с матерью переехал в Виннипег. Приятное разнообразие в скучное школьное меню привносили занятия музыкой. Владение гитарой позволило Нилу еще в старших классах школы влиться в музыкальную жизнь города.Со школьного возраста Нил Янг играл в дворовых рок-командах, … Read all
Родина Нила Янга - канадский город Торонто, где он появился на свет 12 ноября 1945 года в семье спортивного журналиста. Когда родители развелись, Нил с матерью переехал в Виннипег. Приятное разнообразие в скучное школьное меню привносили занятия музыкой. Владение гитарой позволило Нилу еще в старших классах школы влиться в музыкальную жизнь города.Со школьного возраста Нил Янг играл в дворовых рок-командах, которые выступали в ночных заведениях его родного Торонто. Во время одной из таких вечеринок он познакомился с гитаристом Стивеном Стиллсом и автором песен Джони Митчелл — двумя незаурядными музыкантами, с которыми ему придётся не раз сталкиваться в течение своей карьеры. Янг играл и блюз и рокабилли, однако подлинную славу принесло ему участие в калифорнийской фолк-рок-группе Buffalo Springfield.
Отношения между участниками Buffalo Springfield были довольно напряжёнными, так что в 1968 году Янг решил начать записываться сольно. Сам будучи замечательным гитаристом, он собрал блистательную команду калифорнийских музыкантов, которая вплоть до сегодняшнего дня сопровождает его на концертах под названием Crazy Horse. Его первый сольный альбом, «Neil Young» (1968), не произвёл должного впечатления, однако уже на втором диске «Everybody Knows This Is Nowhere» (1969) появились песни, которые были признаны классикой зарождающегося хард-рока, — «Cinnamon Girl» и «Down by the River».
По окончании второго альбома Янг присоединился к супергруппе Crosby, Stills & Nash, составленной из его товарища Стиллса, Дэвида Кросби и Грэма Нэша. Поменяв по этому случаю название на Crosby, Stills, Nash & Young, музыканты пустились в турне по Соединённым Штатам. Поскольку у каждого из них были свои музыкальные интересы, четвёрка впоследствии не раз распадалась и собиралась вновь, продолжая изредка выступать и по сей день.
В 1972 году Янг вновь записывался сольно, на этот раз играя спокойный и гармоничный кантри-рок. Плодом его сотрудничества с Линдой Ронстадт, Джеймсом Тейлором и рядом других одарённых музыкантов стал один из основополагающих альбомов кантри-рока, «Harvest». К недоумению самого рокера-альтернативщика, и альбом и выпущенный с него сингл «Heart of Gold» вскарабкались на первую строчку поп-чартов США.
Нельзя сказать, чтобы оглушительный успех «Harvest» доставил удовольствие Янгу, который заявил, что предпочитает кювет столбовой дороге, и тут же записал очень шумный и мрачный диск «Journey Through the Past», сопроводив его концертным фильмом. Вплоть до 1975 года он продолжал выпускать подобные «записи из кювета» (как их иногда называют) — причём все они сопровождались разгромными отзывами музыкальных критиков. Подоплёкой янговского пессимизма в этот «прото-гранжевский» период был уход из жизни нескольких близких ему людей, а также неизлечимая болезнь единственного сына.
В 1975 году был наконец выпущен наспех записанный двумя годами ранее диск «Tonight’s the Night», в котором Янг и его полупьяные товарищи по Crazy Horse оплакивают смерть своих друзей, достигая предела пронзительности в таких треках, как «Tired Eyes». В том же году вышел более уравновешенный альбом «Zuma», среди песен которого наиболее известен мрачный исторический этюд «Cortez the Killer».
Во второй половине 1970-х Янг продолжал неутомимо записываться и выступать в компании Crazy Horse. На альбоме 1977 года «American Stars ‘N Bars» впервые был опубликован интенсивный гитарный трек «Like a Hurricane», ставший гвоздём живых выступлений Янга и его группы. В акустическом фолк-рок-альбоме «Comes the Time» музыкант вернулся к романтическим темам своего бестселлера «Harvest». В 1979 году вышел один из его самых мощных альбомов — «Rust Never Sleeps», который был призван подвести итоги уходящего десятилетия. Вторая, «громкая» сторона диска и её воспроизведение на концертном диске «Live Rust» могли дать фору своей энергетикой набиравшему обороты панк-року.
С приходом «новой волны» Янг окунулся в область экспериментирования с новомодными стилями. Его релизы 1980-х, как правило, обескураживали как поклонников, так и рок-критиков. Скажем, на диске электронной музыки «Trans» (1982) вокал исполнителя был пропущен через голосовые синтезаторы — вокодеры.
В 1989 году Янг триумфально вернулся на стезю классического рока с альбомом «Freedom», на котором можно обнаружить ставший впоследствии знаменитым стадионный гимн «Rockin’ in the Free World» (он звучит в титрах скандально известного фильма «Фаренгейт 9/11»). В том же году в продажу поступил сборник кавер-версий песен Нила Янга, записанных другими рок-музыкантами. К двадцатилетию своего бестселлера «Harvest» Янг выпустил долгожданное продолжение — «Harvest Moon». Само собой разумеется, этот диск был тепло воспринят поклонниками.
Между тем мир рок-музыки захлестнула волна гранжа, многие из лидеров которого открыто восхищались Янгом и называли его своим предшественником. По слухам, в предсмертной записке Курта Кобейна содержалась цитата из песни Янга: «It’s better to burn out than to fade away». Вдохновлённый концертом Кобейна на MTV, ветеран рок-музыки отыграл свой собственный «MTV Unplugged», несколько раз выступал вместе с Pearl Jam, а в 1995 году записал с этими классиками гранжа альбом «Mirror Ball», в который вошёл его новый философский гимн «I’m the Ocean».
В 1994 году песня Янга к фильму «Филадельфия» была номинирована на «Оскар», однако уступила другой песне из того же фильма, в исполнении Брюса Спрингстина. При получении награды и Спрингстин, и Том Хэнкс отметили работу Янга как источник своего вдохновения. Летом 1996 года Янг и Crazy Horse отправились в тур по США, который стал предметом фильма Джима Джармуша «Год лошади». Янг, в свою очередь, написал музыку к его художественному фильму «Мертвец».
Подводя итоги 20-го века, музыкальный журнал Rolling Stone провёл масштабный опрос статусных музыкантов и критиков, в ходе которого Янг был назван 34-м в списке величайших музыкантов эпохи рок-н-ролла. Последние песни рок-ветерана имеют ярко выраженную политическую окраску. В 2006 году вышел его альбом «Living with War», который является протестом против войны в Ираке. На своей легендарной черной гитаре музыкант исполнил новую песню с красноречивым названием «Let’s Impeach the President» («Давайте устроим импичмент президенту»)
Collapse