Все игры
Обсуждения
Сортировать: по обновлениям | по дате | по рейтингу Отображать записи: Полный текст | Заголовки

Алхимия дудука

Статья в газете Hay Radical:

Однажды некий Самвел с Вернисажа, рассказал мне то ли легенду, то ли правдивую историю, как Маркар Маркарян вылечил больного шизофренией мальчика. История передавалась из уст в уста и, кто его знает, может, что-то присочинили, но наверняка, правдивая суть осталась на месте. Что касается меня самого, то с дудуком мои отношения длятся чуть более десяти лет. Выступаю и играю для широкой публики я около трех лет и у меня есть собственный опыт. В этом мире все - чудо. Все началось с того, что, находясь в гостях у моих знакомых в центре Еревана, я стал свидетелем того, как подруга хозяйки жаловалась на мужа, с которым поссорилась неделю назад, и серьезно. Тогда я разучивал одну из известных мелодий Сайят-Новы. Я предложил сделать им музыкальную паузу во время чаепития и сыграл. Сыграл как чувствовал, как получилось. После этого подруга хозяйки неожиданно стала молчаливой и задумчивой. А через неделю в Петербурге я узнал, что у них с мужем все в порядке.

По веб-камере общался с друзьями и перед камерой оказался чрезвычайно капризный и неулыбчивый трехлетний мальчишка. Потянулся за дудуком и сыграл две мелодии - и он заулыбался и стал обнимать пушистую игрушку, называя ее «друг».

Где-то через три месяца я был в гостях, женщину мучил приступ мигрени, а я как раз собирался поиграть, - пришла в голову нелепая идея, чтобы она держалась за дерево дудука, пока я играю. Помню, что тогда я играл с закрытыми глазами, и мне хотелось посылать ей воображаемые светлые лучи, - мигрень через пятнадцать минут прошла. Вот в тот день я и задумался серьезно. Раз сорок я проводил этот опыт с головной болью на моих друзьях и родных, почти всегда он удавался. Видимо, все дело в вибрациях, которая отчетливо ощущается, когда касаешься инструмента, если на нем играют.

Дудук лечит, лечит и меня тоже. Только речь уже идет не о таких мелочах, как головная боль или плохое настроение, на протяжении нескольких лет ясно чувствую, что этот абрикосовый инструмент проводит надо мной огромную работу, которую можно скорее назвать психотерапевтической. Он будто выбрал меня в пациенты. Пожалуй, лучший психоаналитик в моей жизни - это именно циранапох. Терапия, собственно, проходит по стандартным фрейдовским нормам - происходит анализ, а позже обновление, структурирование заново субстанции души. Понятие «катарсис» отдаленно что-то объясняет. Давно известно, что именно катарсис и обуславливает полноценную музыкотерапию. Но все же я как музыкант и пациент, и в описанных случаях - проводник терапии дудука, считаю, что есть еще что-то, поверх, какая-то скрытая и могущественная способность дудука проникать и лечить. Полноценные исследования пока никто еще не проводил и, надеюсь, что я смогу заняться этим, тем более, что у меня есть возможность наблюдать со всех сторон - как музыкант, как пациент и как проводник терапии.

И напоследок случай, произошедший в июне 2010 года в Петербурге. Пожилая женщина Анаит, часто слушала, как я музицировал на уютной пешеходной улице. Через неделю она со слезами подошла ко мне, потрясенному, подарила мне цветы и рассказала, что ее муж, профессиональный дудукист, умерший 16 лет назад от инфаркта и вот все эти годы он является ей в беспокойных снах, которые доводят ее до нервных срывов, в общем, полный набор психических расстройств. Каково же было мое удивление, когда эта грустная женщина стояла передо мной с посветлевшими глазами и благодарила мой дудук за то, что ее муж больше не является к ней в снах. Целую неделю. Может, это совпадение, а может и вправду, абрикосовые звуки подействовали. В сентябре мы случайно встретились на улице, ее жизнь изменилась, она стала выглядеть счастливее. А недавно мне один тренер по йоге сказал, что он возит группы в Армению в горы на сеансы медитации, потому что там, якобы находится энергетический разлом…

В поставленной мной задаче создать более или менее стройную систему психотерапии музыкой, на что мне, похоже, намекает сам всевышний, - в подготовительной работе можно выделить несколько аспектов: музыка, как язык, язык как музыка и место дудука как языковой системы среди других инструментов (то есть именно его личные психотерапевтические особенности). Это только самое начало и общие места. Эта работа, вероятно, может затянуться надолго, ибо музыкотерапия как дисциплина теоретическая и практическая совершенно не разработана на настоящий момент. Итак, поочередно о каждом аспекте.

Музыка как язык. Любой язык состоит из содержания, которое вкладывается в какой-либо носитель. Музыка предлагает нам акустический. Если говорить проще, то язык музыки реализовывается в момент осознавания слушателем некоего рождающегося смыслового образа от услышанного. Есть общие для европейской культуры музыкальные концепты, которые передаются определенными музыкальными средствами. Например, можно уверенно говорить, что для большинства «Лунная соната» - это нечто нежное, печальное и меланхолическое, а, скажем, плясовая - зажигательное и позитивное. У композитора есть широкий набор художественных и инструментальных средств для выражения своего замысла. Основная трудность заключена в том, что музыкальный язык очень размыт и приблизителен, в то время как человеческий язык, например, достаточно конкретен. Но и в нем на каждом шагу встречаются перекрестные смыслы, синонимия, омонимия. К тому же, хоть музыка и кажется мультикультурным образованием, все же для не европейца «Лунная соната» может оказаться совсем и не меланхоличной. Задача моей работы состоит в том, чтобы найти устойчивые «знаки в музыкальном языке», или, проще говоря, выявить что именно в музыке для любого жителя нашей прекрасной планеты одинаково. Это тема практически необозримая. Этому можно посвятить жизнь.

Язык как музыка. Это обратная сторона поисков описанных выше. Задача состоит в том, чтобы найти музыкальные эквиваленты языковых концептов в музыке. Сомнительно, что это возможно на все сто процентов. Предстоит выяснить, насколько мелкие компоненты языка как системы смыслов находят свои эквиваленты в музыке. Строго говоря, сравнивать будем не конкретный язык с музыкой, а систему общечеловеческого мироощущения, где смыслы разделены по неким критериям и иерархиям. Язык (франц., англ., арабск., и т.д.) тут важен лишь как данный конкретный критерий.

Язык дудука. Это, пожалуй, самый интересный аспект моей работы для меня как для музыканта. О чем рассказывает нам дудук с помощью свои средств, которые есть в распоряжении только у него? Каковы границы возможностей высказывания этого инструмента? Как исполнитель, несомненно, неким набором «музыкальных знаков» для выражения той или иной эмоции я овладел, теперь же задача в том, чтобы выделить их, дать им конкретное значение. По моему достаточно поверхностному взгляду язык каждого инструмента уникален настолько же, насколько уникален каждый человеческий язык. И разница между инструментами, например в их тембре и способе звукоизвлечения (струнный, духовой, ударный и т.д.) - это не что иное как аллегория той самой разницы, которая делает разными языки северные и южные, языки слоговые (как китайский) и неслоговые. Распевность и резкость того или иного языка, его лексическая бедность или богатство. Не исключено, что инструменты логично было бы подразделить на группы и семьи как языки…

Argishty

Блур (или блул), который хоть и называют в двух интернет-источниках армяно-курдским инструментом, все же по справедливости является армянским (если быть точнее – западно-армянским), что отражено и в Большой Советской Энциклопедии и других источниках, которым можно доверять. Приведу цитату из БСЭ: «Блул, армянский духовой инструмент, род продольной флейты. Деревянный ствол с фигурными утолщениями на концах и кольцевыми поясками имеет 8 игровых отверстий на лицевой стороне и одно на тыльной. Звукоряд диатонический, тембр — мягкий, бархатистый, приглушённый. Применяется пастухами».

Почему я решил писать о блуре в рубрике «Алхимия дудука»? С одной стороны, вполне возможно, что передо мной стоит сложная задача популяризации этого прекрасного инструмента на Западе, как когда-то стояла перед Дживаном Гаспаряном, когда он начал рассказывать миру об армянском дудуке. Не так давно о дудуке знали только армяне, теперь знает весь мир и с каждым днем все больше людей хотят научиться играть на нем. Я продолжаю это дело и вижу, что о нашем прекрасном блуре тоже стоит рассказать всей планете. Буквально через две недели на концерте, где я буду выступать на дудуке, впервые представлю слушателям в виде сюрприза блур. Давно уже играю на нем, но лишь для друзей, теперь пришла и его пора выходить на сцену. Вторая причина, по которой я пишу о блуре в рубрике, посвященной дудуку, - это то, что эти оба инструмента изготовлены из абрикоса. Кто-то скажет «значит, они как братья!», а я говорю вам – «это тот же дудук, только иная его ипостась». И тут становится понятно, что «дудук» – это не просто слово, обозначающее духовой инструмент. Нет. Это слово обозначает душу армянскую, выраженную через духовой абрикосовый инструмент». Тем более, что мы, армяне, говорит «циранапох» про дудук, хотя то же самое можно сказать и о блуре. Друзья, кто не знаком со звучанием блура, найдите возможность послушать его, и вы поймете, о чем я. Это тот же дудук, только с другими оттенками эмоций. Я расскажу вам не только со стороны слушателя, но и со стороны музыканта. У дудука серьезный, густой голос. Он взрослый, назидающий. Часто плачущий, рассказывающий о горе и трудностях человеческой судьбы. Дудук лечит, не обещая легкого Пути. Его звук плотный и вязкий настолько, что стелется по земле, по ущельям и полям. Я бы сказал, что стихия дудука – это земля, почва, горы, телесная плоть, земная. Блур же, послушайте его звуки, друзья, - они витают вокруг горных вершин, достигают облаков и стремятся еще выше. В этих звуках слышен ветер, дуновения. Сипение этого инструмента рассказывает нам о том, как выглядит мир с высоты птичьего полета. Я вижу дудук серьезным старцем, который рассказывает о минувших событиях, о бедах, настигших несчастных, о разочарованиях. Этот старец может быть горой или большим могучим столетним дубом, который стоит на горе, связанный с землей и к которому приходят спросить совета и рассказать о своей судьбе. Это святой с ясными и грустными глазами, который видит приходящего насквозь и требует искренности, вынуждает к ней… Блур, - это свободолюбивый ветер, который гуляет в вышине, он видит мир сверху, он странник, вечный странник, много повидал на этом свете и ему предстоит еще много чего увидеть и много мест посетить. Всегда молодой путешественник, который призван двигаться и скитаться по свету – стихия ветра. Прозрачный и легкий звук блура пронизан светлой грустью. Он философствует как молодой человек, который ностальгирует по отчему дому, который он когда-то покинул.

Дудук – это щемящая боль души, вросшая в землю-матушку. Вот почему именно дудук оплакивает потерю земель, которые издревле принадлежали армянам. Земель, которые кормили наших предков, на которых росла пшеница и которые пахали наши прадеды. Пастухи же, кто в основном играл на блуре, - пасли овец в горах и слышали истории, которые им рассказывал ветер, который в свою очередь, узнал их у облаков. Но вся эта разность этих двух абрикосовых инструментов рассказывает нам о двух лицах, двух сторонах армянской души, дыхания души.

На одном из концертов я случайно сказал «Вначале было не Слово, но дыхание». Я бесконечно уважаю инструменты струнные, смычковые и все остальные, но все же духовые я считаю наиболее близкими к человеческой душе. Дыхание – это первое и последнее, что сопровождает наше земное существование. Если мы не дышим в духовой инструмент, - мы все равно дышим. По дыханию можно почувствовать, что чувствует человек. Если где-то болит или же человек радуется – все отражается на дыхании. Вот почему дыхание – это прямой путь к душе человека, потому что оно и есть дверца в нее. К тому же слова «душа» и «дыхание» в русском однокоренные, а в армянском еще интереснее: часто для обозначения смысла «человек» и «душа» используют слово «шунч». В этом смысле, армянский язык оказывается куда мудрее русского.

Блур, который в отличие от дудука создает звук безо всяких мундштуков, воздушен и очень богат обертонами. Очевидно, что он древнее дудука, потому что способ извлечения звука незамысловат. Направленный поток воздуха в трубку создает многогранные обертоновые призвуки, которые отдают первобытностью и древней простотой. Мундштук дудука сложнее с устройстве и использовании. Если так рассуждать, то блур куда более «циранапох», чем дудук, потому что ключевой точкой появления звука у дудука – камышовая трость, а у блура – сама абрикосовая трубка. Блур – это всего лишь деревянная трубка.

Начиная с предстоящего концерта, я буду выступать на концерте не только с дудуком, но и с блуром тоже. Так я буду выполнять две задачи. С одной стороны, буду рассказывать миру (и, кстати, армянам тоже) о нашем прекрасном инструменте, который тоже сделан из абрикоса и который тоже можно называть «циранапох». Чувствую, что если Дживан сделал все для популяризации дудука, то я сделаю все для популяризации блура. С другой стороны, чтобы концерт не был слишком утомительным – ведь передозировка «земной» грусти дудука на многих действует угнетающе, треть концерта, или даже половину будет звучать блур. Таким образом, будут представлены две ипостаси, две стороны одной сущности «циранапоха», нашего армянского абрикоса.

источник : http://www.argishty-duduk.r...

Творчество

Начал Argishty, разумеется, с армянской музыки, которая располагает как веселыми и танцевальными мелодиями, так и созерцательными. Его интересуют не только знаменитые композиции, но и совсем неизвестные, которые почему-то забыты.

Также активное сотрудничество Argishty ведет с режиссерами и эстрадными музыкальными коллективами. Киноиндустрия сейчас очень заинтересована в звучании дудука, особенно для драматических лент.

Рок и эстрада тоже часто интересуются дудуком. Удивительно, кажется, нет таких стилей и инструментов, с которыми дудук бы гармонично и благородно не сочетался. Поэтому круг работы для Argishty представляется достаточно обширным.

В планах Argishty освоить огромный и богатейший пласт восточной музыки, мелодий, напевов Азии и арабского мира. А ведь есть еще и еврейская музыкальная культура, индусская и другие. Несмотря на все это разнообразие, разумеется, армянская музыка останется для Argishty на своем особенном месте.

Кроме основного состава коллектива Argishty периодически приглашает для работы сессионных музыкантов. Скрипка, классическая гитара, перкуссия и другие инструменты.

Argishty ищет новое звучание дудука в других стилях, в электронной музыке, пытается экспериментировать с неестественными на первый взгляд для дудука инструментами. В данный период в работе, например, находятся две композиции с участием электрогитары.

Кстати, Argishty сочиняет и сам. В скором времени публика сможет услышать несколько его собственных композиций.


Интервью Argishty газете Hay Radical

“Послушай, друг мой, как поет дудук…”

Для каждого Армянина тёплые, мягкие звуки этого прекрасного инструмента являются неотъемлемой частью культурной идентичности народа. Своей лиричной мелодией дудук уносит нас далеко в свои раздумья, а его печальное звучание заставляет нас ощутить всю горечь, пережитую веками нашей Родиной. На протяжении многих времён музыка дудука сопровождала самые важные события в жизни армян: народные празднования, торжества, песни и танцы, свадебные и похоронные церемонии.
В его мягком, умиротворённом звучании целый мир - мир абрикоса, в котором правит дудукист, воспевая жизнь и дух армянского народа.

Наша газета взяла интервью у известного петербургского дудукиста Аргишти. У него много учеников, один из которых выступает вместе с ним. Также Аргишти преподаватель французского языка.

HR: Аргишти, расскажите немного про себя. Как возник интерес к дудуку? Чем он Вас привлёк?

Аргишти: С пяти лет я занимаюсь музыкой - огромное спасибо за это моей маме, которая приложила все возможные усилия, чтобы удовлетворялись все мои музыкальные потребности детства; кроме как основными инструментами - фортепиано и ударными, много занимался я классической гитарой, саксофоном, органом, клавесином (у Владимира Михайловича Радченкова), разного рода флейтами… Даже научился играть на балалайке, которую мне мой дедушка подарил. Эх, было прекрасное время! Через саксофон я попал в мир джаза, через гитару - во фламенко, через орган и клавесин - в барокко, а флейты и балалайка познакомили меня с этнической музыкой. Все это было, как теперь я разумею, подготовкой к дудуку. Да, для дудука надо пройти некоторую духовную подготовку, потому что сложность игры на нем не в технике, не в быстроте пальцев, а особом настрое души, ее Дыхания. С заглавной буквы, потому что это почти что Дух Божий в человеке. Сначала ведь было не Слово, а Дыхание… В 16 лет я, как и многие, наверное, посмотрел фильм «Гладиатор» и услышал дудук. Помню, что я подобно девушке сам перед собой притворился , что будто бы меня он не задел. Однако где-то в глубине души хотел играть. Дудук крадет сердца, - украл и мое. Только узнал я об этом, когда оказался уже окончательно «влюблен» в него. Его звучание было для меня настолько непохожим на другие звучания и настолько манящим, что, боясь сойти с ума, я стался не слушать его и не думать о нем. Но в 23 года ввиду разных обстоятельств я отправился впервые в своей жизни на родину моего отца, в Ереван. В центре этого прекрасного города, рядом с площадью Республики, находится «Вернисаж», где мастера по дереву продают свои поделки. Там же продавались и дудуки. Сувенирные конечно. Гуляя там, я вдруг лицом к лицу столкнулся с этим абрикосовым чудом. Помню в себе эмоцию - точно девушка, решила «ну ладно, прогуляюсь я с ним, но только один разочек», - купил я там копеечный дудук, пришел домой и начал играть. Ночь не спал. Наутро мои губы разболелись от усталости и раздражения, а легкие ныли. Побежал на «Вернисаж» искать преподавателя. И волею судьбы, от одного человека к другому, познакомился с моим мастером, который мне изготавливает дудуки, а через несколько дней - с Геворгом Дабагяном, который научил меня играть.

HR: Итак из обычного любителя Вы становитесь профессиональным дудукистом. Как начинается дебют Вашей карьеры?

Аргишти: Все началось быстро и стремительно. На праздник «Воске Джейран» меня случайно позвали выступить. Кто-то из армянского землячества. До этого я выступал только для моих друзей, в кругу семьи и в гостях. И вот перед полутора тысячами армян, я сыграл впервые «Дле яман»… Помню, как после первой фразы зал мне зааплодировал, а я чуть сознание не потерял от удовольствия и сладкой боли в груди. Это первое выступление наполнило меня свежей решимостью посвятить себя этому инструменту. Для меня сцена не была в новинку, но играть на дудуке и, например, на фортепиано на сцене - это не одно и то же. Дудук -это не музыка, - это молитва, как сказал Сароян. Каково это молиться богу перед публикой? Вот-вот. Именно такие чувства.

HR: Какие стили Вы играете? Что Вам ближе по душе?

Аргишти: Чем больше я стараюсь играть на дудуке не аутентично, тем больше обнаруживаю, что именно это мне более всего интересно. Однако, так как сейчас 21 век на дворе, использую иногда электронику, синтезатор и др. Стилистически, прислушиваюсь к тому что мне слышится в моем сердце и вот, например, мы с моим гитаристом совместили армянский дудук с испанской гитарой. Получилось отлично. Что-то вроде беседы горячего, энергичного мачо и спокойного, умиротворенного горца - гитара все время «колышется», ей будто не терпится выразить свои горячие чувства, а дудук ее успокаивает своим философским протяжным звуком. Еще, все же пытаюсь выйти за рамки только армянской мелодики и музыки в целом. Хочется играть восточные мелодии вообще. Арабские, иранские…

HR: Прекрасное сочетание - дудук и гитара. Вы не боитесь экспериментировать. Повлияло ли на Вас чьё-либо творчество?

Аргишти: Разумеется, записи и живая игра моего учителя Геворга Дабагяна. Дживан Гаспарян, Сурен Асадурян, Левон Минасян, у них всех я многому начился, копируя их, интонируя их фразы, настроение. Потому что любое обучение начинается с копирования. Когда научишься этому, можно придать музыке уже лично свое «лицо» и интерпретацию. Но уследить за этим, собственно говоря, очень сложно. Все само происходит. Кстати, может, это разочарует некоторых армян, - очень люблю игру Алихана Самедова. У него настолько сладкие эмоции… И хоть это не слишком характерно для армянского дудука, для его философии, все же я часто подмешиваю в некоторые мелодии эту сладость. Творчество самого армянского народа действует на меня вдохновляющее. Эпос «Давид Сасунский», стихи и вообще мелодика армянского языка сообщают мне настроение и должное измерение звучания. Арабские сказки, как ни странно вдохновляет, вообще восточное искусство. Почитаю «Тысяча и одну ночь», возьму дудук и, словно джиннов из бутылки вызываю…. Была мысль познакомиться с горцами Армении, своеобразными «старообрядцами» и расспросить у них об армянском язычестве, армянских, урартских, шумерских духах. Они ведь живут в дудуке.

HR: Cоздаёте ли Вы собственную музыку? Как происходит процесс создания и много ли уходит на это у Вас времени?

Аргишти: Да, у меня есть свои мелодии, готовлю как раз сейчас концерт авторской музыки, в дуэте с гитарой. Как ни стараюсь я придать моей музыке какое-то особенное лицо, все же получается она очень похожей на армянскую. Видимо, специфика инструмента диктует мне это. Дело в том, что у меня была идея играть джаз на дудуке, но не получилось. Не звучит. Я, конечно, не оставил эту идею, но на нынешний момент идей нет. Дудук - это не гитара, скрипка или фортепиано, которые потеряли свою этничность и идентичность, в нем живет душа Армении и только она. Вряд ли когда-нибудь на нем будут играть разный репертуар, как, например, на поперечной флейте, которая тоже потеряла свое индивидуальное лицо.

HR: Что является для Вас стимулом к созданию мелодии? Чем вдохновляетесь?

Аргишти: Трудно сказать. Обычно неожиданно приходит мотив и настроение, как будто начинаешь дышать другим воздухом. А еще какая-нибудь новая страница в отношениях с любимым человеком приносит своеобразный «ветер перемен», который нашептывает мелодию. И в принципе, как радости, так и проблемы в отношениях способствуют. Короче говоря, чувственная жизнь души генерирует музыку. Так было на протяжении последних тысяч лет.

HR: Работаете ли Вы с другими музыкантами? С кем бы Вы хотели поработать?

Аргишти: У меня небольшой постоянный коллектив и много музыкантов, которых я периодически приглашаю выступать сессионно. Арфа, гитара, дхол, синтезатор, флейта, скрипка, ударные, даже диджериду. Я пробую дудук в разных сочетаниях. Есть мысль с электрогитарой попробовать. Для нескольких фильмов я уже записал саундтрек. И хочется работать с именитыми профессионалами, музыкантами и певцами. Сейчас разрабатываю с моим знакомым психоаналитиков программу по терапии музыкой, в частности дудуком. Не знаю пока, как она будет называться. Вообще, люблю психоанализ. Музыка обладает лечебными свойствами, это еще с древности известно. И вот я собираюсь вытащить наружу эту методику. Это сложно, но очень интересно. Прошлой зимой, трем людям, у которых болела голова, я предложил прикоснуться к дудуку, подержаться за него, чтобы вибрация передалась. Боль прошла. Правда, я себя чувствовал усталым…

HR: Поистине чудодейственными свойствами обладает дудук.. Расскажите некоторые интересные моменты Вашей творческой жизни.

Аргишти: Вот случай, запомнившийся мне навсегда. Выступал я на дне рождении одного очень богатого и влиятельного армянина. Имени называть его не буду. Я вышел на сцену, подключил аппаратуру, минусовки и начал играть. Не проиграв и половины первой композиции, я почувствовал, как официант тихонько трогает меня за плечо и шепотом сообщает, что слушатели просят, чтобы я выключил всю электронику и играл вживую. У меня был настоящий стресс - мне сначала показалось, что им что-то не нравится. Я играл совершенно один сорок пять минут. Самые лучшие, нежные и известные армянские мелодии. Видел, как именинник и его друзья подпевают и как они довольны. И до меня дошло, наконец, что если слушатель отказывается от сопровождения - это комплимент мне и моему дудуку, которым не надо прятаться ни за какими украшениями. Хороший мне слушатель попался.

HR: Представляю какое удовольствие получили приглашённые от этого вечера. Вы ведь также преподаватель французского, насколько нам известно? Повлиял ли как то дудук на выбор этого мелодичного и романтичного языка.

Аргишти: Если и было влияние, то скорее наоборот, ведь изучать французский я начал раньше, чем играть на дудуке. Могу сказать, что вообще, существует какая-то таинственная связь между Арменией и Францией. В Ереване, например, есть площадь с названием этой европейской страны. В Ереване я, в основном, встречался только с французскими туристами. Как ни странно, языки по фонетическому строю тоже сильно похожи, есть даже целые слова, которые совпадают. И почему-то огромное количество армян во время Геноцида выбрало именно Францию. Так что помимо лингвистических интересов моих поездок во Францию, теперь есть и желание выступать перед французскими армянами. Музыка и язык связаны. Французский научил меня лучше слышать и слушать. Кстати, немного похвастаюсь - у меня отлично получается ставить людям французское произношение. Слух мне позволяет улавливать искажения и поправлять их. Кстати, духовые инструменты больше остальных тренируют слух, «навостряют» его. К тому же дудук относится к классу нетемперированных инструментов, у которых строй «плавает». Вот тут точно не обойтись без хорошего слуха. В этом и состоит большая загадка его чистоты звучания и огромная проблема при обучении игре на нем. Из-за плавающего строя, звук словно «утекает сквозь пальцы», его не так легко «поймать».

HR: Аргишти, нам известно, что Вы недавно женились. Расскажите свою историю любви.

Аргишти: Да, наша история действительно отдает мистицизмом. С этой девушкой в течение полугода мы вяло договаривались о моем концерте во Владимире. Наконец я собрался и приехал. Конечно, я смотрел на ее фотографию ,оценивал, но серьезно не воспринимал. И вот я приехал и уже встреча на вокзале с ней и ее мамой - это было в пять утра, - дала всем все понять. Я понял, что концерт - это дело совсем не важное, по сравнению с таким богатством, которое могу тут обрести. Через три часа, сидя в электричке и направляясь в Москву по делам, мы оба уже все решили для себя. А на следующий день высказали друг другу. Астхик из традиционной семьи и вот так прийти и сказать ей, что я забираю вашу дочь, женюсь на ней - это очень ответственно, хотя, конечно же, я понимаю, они раньше, чем я думали о том, что, возможно, у нас с Астхик может что-то получиться. Когда мы через три дня за ужином все рассказали ее маме, она пустила слезу и рассказа мне, что ее папа, дедушка Астхик, оказывается был знаменитым дудукистом в Армении. Все знали его под псевдонимом Шокол. Астхик рассказала мне, что мечтала выйти замуж за дудукиста, но в России это, разумеется, почти невозможно. И тут вот как все получилось. «Дудук снова пришел в наш дом» - слова бабушки, жены Шокола. Этот инструмент меняет судьбы.

HR: Как родные, близкие, друзья и знакомые относятся к Вашему творчеству?

Аргишти: Взяв в жены внучку дудукиста, у меня появилась огромное количество родственников, которые знают цену музыке и поддерживают меня всячески. Мои же родители, особенно моя мама, которая никогда не играла на музыкальных инструментах, слушает, улыбается. Вроде ей нравится. Она редко говорит мне о своих впечатлениях. Может, не хочется, чтобы я возгордился?

HR: Что на сегодняшний день является главным Вашим достижением в плане музыки?

Аргишти: Достижения у меня чисто профессиональные, в плане техники и интонирования. Также я выпустил свой первый долгожданный диск «Абрикосовые мелодии». Весь первый тираж уже разошелся. Расскажу по секрету, что скоро у меня появится еще один армянский народный инструмент, который называется «блул». Очень мне нравится его звучание. Хочу научиться на нем играть. Но это пока впереди, сейчас же передо мной задача отыграть до нового года три сольных концерта.

HR: Расскажите про свои концерты: куда планируете отправиться в ближайшем будущем? Собираетесь ли к нам в Липецк?

Аргишти: Пока у меня концерты в основном по северо-западу России - Петербург, Москва, Псков, Владимир, Новгород. Есть предложения поехать в Калининград, Сургут, Владивосток, но это пока только в процессе. Недавно меня приглашали в Кабул, но я отказался. Страшновато. Больше всего я думаю о Франции и вообще, Европе. Есть наметки выступлений в Барселоне и в Париже. Всему свое время. А в Липецк - приглашайте. Телефон моего менеджера вы знаете.

HR: И напоследок, что пожелаете нашим читателям и Вашим поклонникам?

Аргишти: Любите музыку, вот что я скажу. Это не просто язык, а язык символов, который невыразим обычным языком общения. Музыка лечит и убивает. Вдохновляет и наполняет тоской. А моим слушателям хочется сказать, чтобы они никогда не думали, что поняли то или иное, что мне хотелось сообщить в этой или другой мелодии, потому что я сам иногда не могу объять всю символику духовности моего абрикосового инструмента. Музыка существует не в нотах и не в записях, а только в данный момент, только тут и сейчас. Чаще слушайте записи и ходите на концерты, потому что всегда есть что-то, что не удалось уловить, услышать, осмыслить. Голос дудука - это лишь отражение мерцаний вашего внутреннего мира, поэтому я давно понял и усвоил навсегда, что на его голос идут только те люди, которым действительно интересна жизнь их собственных душ.

HR: Аргишти, мы от всей души Вам желаем успехов творчестве, признания окружающих и неиссякающей способности творить все новые и новые шедевры. Спасибо Вам за интервью.

источник : http://www.argishty-duduk.r...

Биография

Родился Argishty в Петербурге в 1983 г. и благодаря неустанным стараниям своей матери уже в пяти лет оказался погруженным в музыкальную культуру. Многие хорошие, внимательные и образованные учителя Argishty помогли ему овладеть языком музыки и научили понимать ее. Он овладел фортепиано и ударными инструментами. Кругозор Argishty постоянно расширялся из-за его важного природного качества - любопытства и желания познать музыку во всех ее аспектах. Поэтому он также много времени посвятил занятиям на гитаре, саксофоне, флейте и даже на балалайке.

В 16 лет Argishty впервые услышал дудук в фильме «Гладиатор» и ему стало сразу понятно, что это его инструмент, что вот тот идеальный «транслятор» его чувств и внутреннего мира для слушателей.

Уже через три года в Государственной Ереванской Консерватории им. Комитаса Argishty познакомился с одним из лучших дудукистов современности – Геворгом Дабагяном, а также с его аспирантом Эммануэлем. Оба стали учителями Argishty и указали ему путь к мастерству исполнительства.

Именно Эммануэль показал Argishty основные приемы игры и поставил дыхание. Хотя для Argishty это совсем не оказалось трудным. Видимо, армянская кровь Argishty сделала свое дело (считается, что только армяне могут полноценно играть на армянском дудуке). А вдобавок к этому значительный музыкальный опыт Argishty сыграл свою роль - уже в конце первого занятия он смог сыграть известную армянскую мелодию «Дле Яман».

С этого дня Argishty с аппетитом брался за каждую народную мелодию, которая попадалась ему, которую он мог услышать где-нибудь, ведь армянская музыкальная культура одна из самых богатых на планете… Эммануэль и Геворг Дабагян тоже полноценно снабжали его музыкальным материалом.

Потом началось знакомство с искусством гусанов и ашугов. Argishty посетил самые живописные и примечательные места Армении, чтобы «наполнить свои легкие горным воздухом», и чтобы, как он говорил, «мое сердце вспомнило страдания и мужество Армении».

Argishty навсегда запомнил завет своего учителя Геворга Дабагяна - доносить дудук до тех мест, где о нем мало знают.

В Петербурге, Argishty начал собирать для себя коллектив музыкантов. Из круга тех, кто любит армянскую музыку и любит дудук. Скрупулезно рассмотрев все кандидатуры, он создал, подобрал себе в ансамбль близких по духу людей. Тех, кому он мог доверять как в музыкальных вопросах, так и в вопросах духовных.

Сейчас Argishty много выступает, а его менеджер налаживает контакты с многочисленными сценами нашей страны и ближнего зарубежья - армянский дудук в наше время у интеллектуалов и вообще культурных людей с хорошим вкусом пользуется спросом.

Ануш Саркисян

источник : http://argishty-duduk.ru/bi...

Как Вам концерты Аргишти 14 и 15 января в Москве?

Я был на концерте 14, было такое ощущение, как будто в Армению попал. Сразу вспоминал 1995год, когда в первый раз услышал дудук, и видимо тогда понравился, и, я уверен, тогда же мечтал приобрести дудук и научиться на нём играть. Может тогда же с Арменией связался

13 февраля - Клуб "Книги и Кофе" 19.00

13 февраля - Клуб "Книги и Кофе" 19.00
"Argishty и друзья", 19.00
Набережная Макарова, д.10, к.1

это ближайший концерт Аргишти

с наступающим!

Уважаемые участники сообщества Аргишти, поздравляю Вас с наступающим Новым Годом, желаю, счастья, здоровья, благополучия и всего самого наилучшего! Шнорhавор дзер нор тарин!

23 декабря в Санкт- Петербурге будет концерт Аргишти

Уважаемые участники сообщества argishty ! 23 декабря, в Санкт-Петербурге состоится концерт музыканта дудукиста Аргишти. Он будет проходить в клубе " Книги и Кофе ", расположенном по адресу г. Санкт-Петербург, Макарова наб. ДОМ 10/1, станция метро Василеостровская, приходите, те кто живёт в Санкт-Петербурге, кто находится в нём, если есть возможность приезжайте 23 декабря или за неделю до концерта в Санкт- Петербург, надеюсь Вам понравится.

26 октября и 28 ноября концерты ARGISHTY в Питере.

уважаемые участники сообщества argishty! В Питере будут концерты музыканта дудукиста ARGISHTY.

26 октября Клуб "Чеширский кот"

28 ноября Клуб "Книги и Кофе"


если будут вопросы, то вот ссылка на страницу в контакте ARGISHTY:

http://vkontakte.ru/id69220283

стихотворения о дудуке

уважаемые участники сообщества, вы можете выкладывать свои стихотворения, так и с других сайтов ( просьба указывать ссылки на них ) вот мои


Когда я слушаю Циранопох,
Вижу перед собою Армению,
Мне кажется, порой что,
Его армянам подарил Бог



Боюсь взглянуть в армянские глаза,
В них столько боли и печали.
Почему так? что случилось?
Потому что история Армении такова.

В ней столько боли, скорби, печали
Сам порою удивляюсь.
Даже в истории России нет такого
Количества, сколько есть у Армении!

Поёт, плачет армянский дудук,
Как раз об истории армянского народа
Плачет дудук, о 24 апреле 1915 года,
О 7 декабре 1988 года.

Когда я слушаю песни 7 декабря 1988
Или Мама Дживана Гаспаряна,
У меня слёзы наворачиваются,
Хотя я не армянин, не сирота.

Не знаю, почему такое выпало Армении,
Но её народ сильный, древний, всё выдержал
И выжил, и помнит свою историю, и смотрит на
Масис с самого зарождения цивилизации!

первая пластинка Argishty " Абрикосовые мелодии "

26 сентября был концерт и была презентация первого альбома дудукиста Argishty, кому и посвящено данное сообщество, не энаю есть ли в Москве диски или нет, но если хотите приобрести, оставьте заявку в заметке Приём заявок на пластинку ARGISHTY " Абрикосовые мелодии ". Она находится здесь http://vkontakte.ru/id69220283

В этой группе, возможно, есть записи, доступные только её участникам.
Чтобы их читать, Вам нужно вступить в группу