Все игры
Обсуждения
Сортировать: по обновлениям | по дате | по рейтингу Отображать записи: Полный текст | Заголовки

манкурттерге

тiлiн менсiнбейтiн - шала, жаман казак
дiнiн менсiнбейтiн - надан казак
тегiн менсiнбейтiн - обалы жок, сорлы казак
елiн менсiнбейтiн - корлыкта калган казак
кобейсе екен тiлiне, дiнiне, жерiне, дiлiне, тегiне жаны ашитын
тубi таза казак!

латын алфавиты

латинский алфавит
латинский алфавит
все это началось еще во время когда власть захватили эти подонки большевики. В период их правления под разными предлогами проводилась более быстрыми темпами, чем при царизме. В этом плане сталин был не из царских сатрапов, а являлся прямым и законным наследником колонизаторской политики. Делов том что грузины всегда считали своими древними врагами Турцию а Тюркские народы империй, как родственные туркам, начинались с одной и той буквы и для сталина(так как он грузин) звучали одинаково. И он решил что если эти родственные народы не разделить, то они могут поити по пути ПАНТЮРКИЗМА. Однако сразу заменить арабскую вязь на кириллицу не решился,а всередине 20 годов постановил, что тюркские народы должны пользоваться латинским алфавитом. И народы Средней азий которые давно уже привыкли к арабской письменности, вновь были вынужденны обучаться грамоте, теперь уже по латыни. А книги написанные и изданные арабской вязью, под предлогом излишней религиозности стали уничтожаться и сжигаться. И все бумаги, архивные и прочие документы и ценные книги написанные арабским шрифтом, арабской вязью были оболганы как несущие в себе угрозу советской властьи и были уничтожены. И еще одна нашествие произошла в 1940 году, в советском союзе все народы перешли на новый алфавит кириллицу, за исключением армений, грузий а также Балтийских республик( почему сталин не тронул писменность прибалтики мне неизвестно) но на счет грузий это понятно, он же сам грузин, и под предлогом что их писменность имеет тысячелетнюю историю,графика их осталась без изменений. И снова нам пришлось учиться писать и читать. И что самое обидное, те звуки и буквы которые не имеются в кириллице, но зато есть в языке и письме ТЮРКСКИХ народов были исследованы спец.комиссией из центра которая взяла это в свои руки Эти звуки Ә Ү І Қ Ң Ө Ұ Һ общие для всех тюрков.И вдруг оказалось что в каждом народе именно эти звуки пишутся по разному. И понятное при разговоре при обыкновенной бытовой речи стало непонятным при написаний. Перейдя на кириллицу Тюрки перестали узнавать друг друга. Это нанесло огромный вред нашей общей культуре. Таким образом мы оказались вынуждены читать книги своих братьев только в переводе.ВОт такая вот была политика поганых большевиков, атеистов, нелюдей. Пожинаем плоды до сих пор.Мы лишились книг которые были изданы с помощью арабского и латинского алфавитов и вновь были утрачены наши исторические корни. И я очень рад счто мы казахи собираемся переити на латынь и с другой стороны переживаю сколько времени уйдет чтобы мы все свои книги перевели в оригинале и привыкли.

казак жастарына!


Құрметті жастар сіздер жер жерде МЕН ҚАЗАҚПЫН деп көкірек ұрудасыздар. Одан қалысы жүз- жүзге бөлініп, бір біріңізді қолпаштауларыңыз тағы бар. Әрине жер- жерге бөлінуді айтпасақ та аузымыз толады. Қанына тартпағанның қары сынсын деген халықпыз. Бірақ біз қазақ халқының толық ұлт ретінде қасқалығы мен қайсарлығы туралы емес, бесіктен белі шықпаған ұлт алдында кінәліміз. Себебі мынау тұрған Алматыда 420 мектептің 38 қазақ, қаланы орыс- қазақ аралас мектептер. Ал, енді өздеріңіз саралаңыздар Алматы қаймағы бұзылмаған қазақ зиялыларымен, халық қаһарманы, қайратерлерінің қаласы. Осы дана кісілердің яғни еліміздің болашағының намысын жыртар үмітпен қарар балалар орыс тілінде шүлдірлеп, болашаққа бүлдірлеп сауат алуда. Әлде сіздер де бай баласы бай, жарлы баласы жарлы, депутат баласы депутат болады деген қағидамен келісесіздер ме? Онда кім қалай білім алса да бәрі бір ме? Қателеспеңіздер болашағымыз үшін әке, көкеміз дайындаған орын емес, өзіміз күресуіміз керек.

Қазақ үшін күрделі мәселе болып отырған АУЫЛ тағдыры. Себебі қазақтың рухы қашанда ауылдан соққан. Ауылда қазір бізді қолдар азаматтарымыз жетерлік, бірақ олар не нәрсенің жолдарын біле бермейді. Білетін жастар да өз нанын қаладан іздеуге тырысып бағуда. Ауыла қазақтың мұңын жоқтар жастар қалды ма өзі. Жоқ олардың барлығы әлеуметтік жағыдайының, мұқтаждығының жамауын жамауға қалаға келді. Әлде сіздер кез келген қазақтың Осфорт, Кембриджде оқыған қандастарымызға өз сенімдеріңізді толық білдіресіздер ме? Ал олар онда қазақтың қадірін сезінгенмен, онда түнгі клубта тайраңдап, не бір үзім нанға зар болуын ой електеріңізге салып көрдіңіздер ме? Жоқ біз тағы да өз тетігімізді ойлап, тек қаржы, баспана үшін деген әлеуметтік сұрақтарға жауап іздеуге көп толғанысымызды арнадық.

Алаштың ардақты азаматтары Әлихан, Міржақып, Ахмет, Мұстафа, Сәкендердің армандаған күні туғанда біз қай жолмен адасып барамыз. Бірігіп Мұстафа Шоқай аталарымыздың, Алаш партиясының 14 – қарарының нендей мақсатты көздегенін талдауымыздың орнына интернет сайттарында бір бірімізбен танысқанымыз үшін мәзбіз. Ақиқаттың арда жолын алып Мұстафа Кемал Ататүріктің бағдарламасымен танысуымыздың орнына, орыс тілінде шүлдірлеп, ағылшынша сөйлегенімізді мақтан түтамыз келіп.

оян казак!!!

оян казак!
Казiр казактарга урпактык гендiк жадын оятатын улттык кундылыктар насихатталуы оте кажет. казiр бiз оз тiлiмiздi, тарихымызды, намысымызды умытып бара жаткандаймыз. Шошкадан, арактан, зинакорлыктан жиркенбейтiн казактар осiп келе жатыр.Батыстын, ресейдн идеологиялары казак жастарын манкурт кылып жатыр,кыздарын жезокше кылуда.Бугiнде бiзге батыс ресей оз телеэкран аркылы казактардын миын абден уландыруда.Бiр жастар бар "тунлiктен кун корiп, тутуктен су iшкен". бар максаты саннен калмай машинесiн, калта телефонын, киiмiн гана кызыктап напсiсiн куйттеу.Улт, тарих, болашак, урпак деген угымдарга шатагы жок шата урпак.Кошеде кобейiп барады казак кыздары аузында шылым, колдарында пиво, киiмi миниюбка. Маскара!!!Жiгiттерде жур онбай.Бар уайымы екi жулдызга кiмге дауыс беремiз, бугiн сериал бола ма болмайдыма, хуан карлос пен педро ажырасатын болды, ендi не болады, казiр жаным деген шайтани сериал коруде. Оз ана тiлiн бiлмейтiн каншама казактар жур. Намыс кайда кетiп бара жатыр?????? Ар елдн оз улттык идеологиясы бар, сонымен осiп , соны курметтейдi. Ал бiздеше ресей алде батыс идеологисымен осуде. Олай бола беретiн болса бiз курып кетуiмiз абден мумкiн. Соны ойлатын кез баягыда келген бауырлар. Kазiр казактарга карасам жагдай маз емес, бар жаксы жумыстар кангып келгендердiн колында, ал бiз болсак оз елiмiзде лас, кiр жумыс iстеудемiз. Ата бабаларымыз сол кангып келген нахлебниктерге кан токкендей. Ата бабаларымыз бiздiн болашагымыз ушiн кан токтi, каншама жердi сактап калды.Оян казак!!! адам болудын камын iсте.

актабан шубырынды


АКТАБАН ШУБЫРЫНДЫ
Китай и россия вооружив калмыков иружьями и пушками эти поганые империй бросили их против Тюркских народов, а сами спокойно наблюдали со стороны радуясь собственной хитрости. Дело в том что от реки Хуанхэ до Волги от сибири до Ирана была великая степь , ее богатство были неисчислимы, что могло вызвать зависть у любого. Их естествееой целью было стравливать между собой рвущуюся в бой калмыков жунгарскую орду, и Тюркские племена, чтобы они уничтожили друг друга. Кто то из них все равно пройграл бы в этой войне, а потом проигравшего можно было бы уничтожить с минимальными усилиями. В буквальном смысле можно будет свалить ударом шажки. Задумавшая этот далеко идущий план поганая россия вдруг расщедрилась и выделила калмыцким племенам торгауытов, дурбитов и хошауытов землю(нынешняя калмыкия) на берегах Волги, огнестрельное оружие и артиллерию в полном смысле ВООРУЖИЛА. В конце концов после столетний войны с жунгарий и волжскими калмыками, Тюркские народы утеряли сохранившуюся на протяжений столетий общую и целостную КУЛЬТУРУ. И закончилась это война тем, что эти народы оказались под колониальной зависимостью поганой россий.как мы знаем из историй 1635 году ойрато калмыцкие племена обьединились и оснавали свое государство.находясь между китайцами и казахами, жунгарское ханство стало думать о расширений своих территорий о переходе из горных каменистых пастбищ на более богатые; пригодные для выпаса большого количества скота, земли. недолго думая 50тысячная хорошо вооруженная армия вступила не территорий КАЗАХОВ. хорошо оснащенная огромная жунгарская армия семь раз нападала на КАЗАХСКУЮ землю; захватила столицу Туркестан, ташкент и Сайрам; от Сарыарки до Волги и Урала принеся народу неисчеслимые страдания. Потеряв свой скот и хозяйство народ оказхался на грани гибели от врага бежали куда могли ; в чем могли часто босиком, почему эти времена и были названы АКТАБАН ШУБЫРЫНДЫ, вслед за войной наступил великий голод.

QAZAQ KOK BORI, 10-04-2010 18:07 (ссылка)

Казактар!!!! Сендер неге коркасындар?

Биздер казактын муддеси ушин, Отан ушин кызмет етип журген жандармыз, биздердин сендерге айтатынымыз БИРГЕ БАС КОСЫП УЛТКА тонип турган маселелерди талкылауга ШАКЫРМАЫЗ,КЕЗ КЕЛГЕН СУРАК =ТАР БОЙЫНША МАГАН ЖЕКЕ ХАТ жолдауынызга болады, казактын болашагын биздер кураймыз, биздер саламыз, ойланындар, оянындар...

Дорогие участники я поздравляю вас! Теперь в городе Петропавловс

Дорогие участники я поздравляю вас! Теперь в городе Петропавловске есть улица имени Баян Батыра (бывшая Пархоменко)!

настроение: Радостное

В степи!

БАТЫР БАЯН ИЗ РОДА УАК
Кто такой батыр Баян? Откуда родом и чем прославился? Обо всем этом нынешнее поколение до сих пор знает очень мало и смутно. О его происхождении из небольшого рода Уак, давшего стране многих батыров, в своей поэме «Батыр Баян» Магжан Жумабаев пишет:
«Река Обаган на просторах Арии
текла-утекала в овраги.
Там жили, родами своими
теснясь, числом
небольшие Узки.
Числом небольшие, но славой
большой овеяны были те люди.
Из них Ер-Кокше, а еще Ер-Косай-
гиганты, и знает их всякий.
Из этого рода батыр Ер-Кокше -
герой, знаменитый в народе.
Отсюда же родом бесстрашный
Баян, которым гордятся Уаки».

Баян Касаболатулы родился в 1704 г. в ауле Аралагаш на территории (в советское время - совхоз «Карагандинский») нынешнего района имени Магжана Жумабаева. Отец его Касаболат был искусным ювелиром. Мать Ажар - дочь известного батыра Шолана, сестра Дата, отца знаменитого батыра Сырыма Датова из рода Байбакты. Баян - выходец из отделения Шога рода Уак.
С14 лет он участвовал в военных походах вместе с более опытным старшим родственником Сары батыром. В17 - становится известным сардаром (командиром отряда), умело владеющим военным искусством.
За проявленный героизм и полководческие заслуги он снискал особое почитание у народа и воспевался им в течение трех столетий. В первой половине и середине 18-го века при защите казахских степей от нашествия джунгар Баян проявил исключительный героизм, став верным соратником, одним из главных батыров Абылай хана. Он сумел сплотить народ против врага, возглавив многочисленный отряд сородичей; совместно с Кабанбаем, Малайсары, Олжабаем, Жанатаем и другими батырами принимал участие в освобождении Прииртышья, Калбинских земель и Тарбагатайского края.
Батыр Баян особо отличился в восьмидесятидневной Шоргинской битве у подножия Тарбагатайских гор и в акшаулинских боях под Аягузом, проявив героизм, отвагу.
Он был одним из главных участников национально-освободительного движения казахов 18-го века, имел огромный авторитет и уважение среди воинов. Ум и храбрость Баяна высоко ценил сам Абылай хан, о чем есть свидетельство великого казахского ученого-просветителя Шокана Уалиханова: «Когда спросили у Абылая, - пишет ученый в своем исследовании «Исторические предания о батырах 18 века», - кого он из батыров более уважает из всех трех орд, он отвечал: «Из моих батыров басентианец Малайсары по богатству, храбрости и по характеру и уаковец Баян по уму и храбрости стоят выше всех».
По преданию, первая встреча Абылай хана и Баян батыра произошла на поле битвы с калмыками. Увлекшись сражением, Абылай хан не заметил, как с небольшой группой воинов оказался в окружении калмыков. Сжималось кольцо врагов, вот-вот они сомнут казахов и захватят хана. Тогда на своем желто-пегом коне решительно кинулся на калмыков Баян батыр, круша их направо и налево, создавая коридор для выхода окруженной группы. Абылай хан и его воины пробились из окружения и, соединившись со своими основными силами, разгромили калмыков. После победы Абылай хан приказал найти героя на желто-пегом коне. Его нашли и привезли к хану. Смелость, ре-шительность батыра понравились хану. С тех пор хан много раз убеждался в храбрости и уме Баяна и полюбил его.
О великом сыне степи сложено немало легенд, преданий, песен. В народных сказаниях восхваляются его ловкость, бесстрашие, мужество. Он был не только отважным батыром, но и видным оратором и умным собеседником. Его подвиги воспевали круп-нейшие акыны и жырау, современники, вместе участвовавшие в походах. Высоко отзывались о храбрости батыра известный поэт-просветитель и фольклорист конца 19 - начала 20-го вв. Машхур Жусуп Копеев и академик-этнограф Алькей Маргулан. О подви-гах батыра Баяна писали известные писатели Ильяс Есенберлин в трилогии «Кочевники», Кабдеш Жумадилов в дилогии «Дарабоз». Но, пожалуй, наиболее яркий образ легендарного воина создал великий казахский поэт Магжан Жумабаев в поэме «Батыр Баян». Судя по всему, он был хорошо знаком со сборником произведений Ш.Уа-лиханова, изданным профессором-востоковедом Н.И.Веселовским в 1904 г. в Санкт-Петербурге. Используя фактический материал из книги, Магжан вводит в свою поэму прекрасный сюжет о возвышенной любви Нояна, сына одного из батыров, к плененной калмычке Куралай.
Опоздание прославленного воина на сборный пункт хана Абылая поэт в своей поэме объясняет следующим образом: «В одном из набегов Баян захватил в плен дочь джунгарского батыра красавицу Куралай. Он влюбился в нее, но не смог добиться вза-имности. Зато сын Сары батыра юный Ноян и Куралай полюбили друг друга. Зная, что здесь им не разрешат вступить в брак, влюбленные бежали в Джунгарию, на родину Куралай. Восприняв побег брата с калмычкой во враждебную страну как позорный поступок, как измену Родине, Баян пустился в погоню. Догнав их в местечке Жолдыозек (местность на территории нынешнего Аккайынского района), он сгоряча убивает обоих». Автор ярко описывает психологическое состояние батыра, переживавшего за безвинную смерть молодых. В поэме Баян обвиняет себя в несправедливом поступке, горько оплакивая, хоронит влюбленных вместе. Только после этого в удрученном состоянии приезжает на сборный пункт хана и сразу отправляется в поход против калмыков.
В действительности все обстояло несколько иначе. В самом деле пленную красавицу полюбил сын Сары батыра Кыстаубай (в поэме Ноян) и бежал с ней в Джунгарию. Возмущенный таким поступком сына, отец посылает своего родственника Баяна батыра с наказом догнать беглецов, расправиться с ними и в доказательство по-казать ему их одежду со следами крови. Однако, догнав влюбленных, Баян не стал их убивать, а направил в Младший жуз к родителям матери Кыстаубая. В доказательство того, что он расправился с молодыми, Баян бросает под ноги Сары батыра их верхнюю одежду с кровью убитого им дикого зверя.
Кыстаубай с невестой благополучно добрался до родителей матери (нагашы), которые их приветливо встретили, поставили им отдельную юрту с полной обстановкой, выделили скот и т.д. Впоследствии он стал уважаемым батыром Младшего жуза. Поя-вились дети. Его потомки вернулись на родину предков в Северный Казахстан через 130 с лишним лет и обосновались в нынешнем Жамбылском районе.
В поэме «Батыр Баян» собравшиеся на сборном пункте батыры, чтобы узнать о причине задержки выступления войск против джунгар, к Абылай хану посылают известного шешена (оратора) Канай бия. Абылай так отвечает ему:
«Я верю в Баяна: взмахнет он
мечом и недруг сражен
без пощады.
А я без Баяна - орел без когтей,
скакун, не достигший награды.
Я с места не сдвинусь, поверь
мне, Канай, и слово мое
нерушимо.
Я буду стоять и Баяна дождусь.
Я буду стоять сколько надо».

Далее поэт описывает героическое сражение небольшого отряда (сотня) во главе с Баяном с многотысячным войском джунгар:
«Набросилась сотня летучих
орлов на тысячеглавое войско.
Они бушевали,
как горный поток,
несущийся с грозных утесов.
Калмыки, напора такого
не ждав,
бежали в паническом страхе.
Такого сражения
не видела Степь!
Или закипела от крови.
Ломаются копья и кони храпят.
У мертвых - сломаны кости.
Да, горсть казахов, отважных,
как львы, себя показала
на славу!
Устроила пир
для незваных гостей,
такого еще не бывало...».

Однако силы были неравны. Батыр Баям со своим отрядом погибает как герой.
Произведение Магжана Жумабаева «Батыр Баян» стало достоянием казахского читателя только в 1989 г., когда после реабилитации поэта вышел из печати первый сборник его произведений. А на русском - только в 2002 г. с выходом в свет книги «Пророк», в котором помещена эта поэма в переводе Б.Джилкибаева.
Многие не знают, что в нашей области живут многоуважаемые потомки батыра.
Потомки Баяна живут в городе и в сельских районах области. Так продолжается новое поколение потомков отважного батыра.
В 1993 г. по мотивам поэмы Магжана Жумабаева «Батыр Баян» был подготовлен и выпущен одноименный художественный фильм (режиссер С.Таукелов). Школе-гимназии №1 г. Булаево присвоено имя Батыр Баяна. Поставил спектакль по поэме М. Жумабаева и областной музыкально-драматический театр им. С. Муканова.

Ержурек!

Если бы мне всемогущество
было дано Я бы небо такое низвергнул
Давно И воздвиг бы другое,
разумное небо Чтобы только достойных
любило оно.
(Омар Хайян}

Известный государственный и общественный деятель, Герой Социалистического труда 87 летний почетный аксакал земли Кокшетау является уроженцем Зерендинского района.

Герой Советского Союза, академик Малик Габдулин и Герой Социалистического труда Баян Жангалов являются прямыми потомками главного советника Абылай хана Карауыл Канай би. Один из знатных предводителей казахов среднего жуза Карауыл Канай батыр в XYIII веке непосредственно участвовал и организовал битвы в национально-освободительном движений казахов от иноземных захватчиков. По словам Ильяса Есенберлина в исторической трилогии "Кочевники", Канай батыр был крупным полководцем, внесшим большой вклад в изгнание жунгаров. Он был Караша би Абылай хана, главным советником Абылая. Канай би особен»" отличался ораторским искусством (Канай-шешен).
В последние годы своей жизни по предложению Абылай хана он избирается главой города Ташкента (бек Ташкента).
В поэме Магжана Жумабаева "Батыр Баян" целая глава посвя щена Канай-би, советнику Абылая

Жыйылды өншең ноян ығай-сығай
 Байжігіт, Тасболат пен би Толыбай
Ту баста Абылайды хан көтерген 
Камқоры қарауылдың шешен Қанай
Жыйналды оншең 6өpi Бурабайға
Бәрі де ел корғаны-батыр билер
Аттанбай тек жатудан таппай пайда:
"Журелік, жау басынар" - деген созбен
Салады Канай биді Абылайга
Би Канай аттанбайды хан Абылай
Келмесе қандыбалақ батыр Баян.

Здесь описывается, что в Бурабае собрались самые знатные вельможи - советники Абылай хана перед военным походом и ждут батыра Баяна. Советники послали Канай би к Абылаю предупредить о начале похода, однако Абылай хан ответил, что надо дождаться прихода отряда батыра Баян.
Потомки Канай би от сыновей Иткарабатыр, Бакы, Султангельды в настоящее время живут в основном в шести ауылах Зерендинс-кого района (Игилик, Жамантуз, Карабулак, Енбекбирлик, Уялы, Койсалган). Среди потомков Канай би имеются знаменитые личнос­ти, имеющие заслуги перед народом и государством: знатные бии Бекболат, Естемир Кенжеболат-батыр, волостные Азнабай, Макежан, Герой Советского Союза, профессор-академик Малик Габдулин, профессор-академик Мынбай Искаков, 90-летний аксакал религиозный деятель Озбек Елемесов, Герой Социалистического труда Баян Жангалов.
В августе 1999 года общественность Акмолинской области широко отметила 300-летие со дня рождения Карауыл Канай би - общественного и государственного деятеля Казахстана XXIII века.
Карауыл Канай би родился в 1695 году на нашей Кокшетауской земле. Умер в 1780 году в городе Ташкенте, где был беком (мэром) этого города. Он похоронен в мечети Кожи Ахмета Яссави рядом с Абылай ханом.
В 1999 году в связи с ремонтом мечети Кожи Ахмета Яссави останки святых были перезахоронены. 11 июля 1999 года в газете Казахстан адибиеті" был опубликован список перезахороненных святых. Карауыл Канай би в этом списке под номером 30,„ Абы-
лай хан 12. В честь перезахоронения святых у стен мечети Кожи Ахмета Яссави потомки Карауыл Канай би во главе с Героем социалистического труда Баяном Жангаловым провели Ас в честь Канай би. Ас состоялся на окраине ауыла Уялы на берегу озеп Канай коли 14 августа. На Асе выступали известные люди в ре публике: писатели Сакен Жунусов, Сарбас Актаев, Естай Мырзахметов, профессор ЕАУ им. Гумилева, доктор филологических наук Серик Негимов.
После завершения этого аса были опубликованы множество статей в газетах местного, областного и республиканского значения Выпущены две книги: Рамах Абдрахманов ("Карауыл Канай батыр туралы кейбір тарихи деректер - Некоторые исторические данные о Карауыл Канай батыр") Айткажы Казбеков "Ас" (Тризна)
Переименован ауыл Карабулак в ауыл Канайби. Есть решение ономастической комиссии г.Кокшетау улицу Фурманова переимено­вать в улицу Канай би.


Жаубасар - Еламан - Аманжол -
Батыркажы - Бекен - Габдолла – Малик
Карауыл Канаи би - Бакы
Жаукашты - Кангелд - Ырыс –
Сырымбет - Емиш - Жангал – Баян

Герой всех времен!

Джунгарская агрессия значительно повлияла на международную ситуацию в Центральной Азии.
Приближение тысячи семей к пределам Средней Азии и владениям волжских калмыков обострили
взаимоотношения в регионе. Казаки, каракалпаки, узбеки, нападая на обессилевших казахов,
усугубили и без того их критическое положение. В эти годы особенно пострадало Жетысу.
 
Трагедия стала возможной не только вследствие внезапности военных действий ойратских сил. Она
была обусловлена отсутствием в казахском обществе политического единства в тяжелейший период
истории Казахстана. Даже в то время, когда калмыки разоряли мирные аулы, не успевшие
откочевать на восток, Чингизиды продолжали свое "ремесло" - враждовали между собой.
 
В этот критический момент дело спасения страны взял на себя сам народ, выдвинув из своей среды
крупных предводителей народного ополчения: Кара Керей Кабанбая, Шакшак Жанибека, Наурызбая,
Богенбая, Малайсары, Баяна, Есета, Райымбека, Шакантая и др. Мудрые вдохновители
освободительной борьбы Каздауысты Казыбек, Айтеке бий, Толе бий сыграли выдающуюся роль в
объединении усилий казахских родов в этот критический период.

Батыр Баян!

Батыр БАЯН из рода Уак Батыр Баян — один из легендарных героев 200-летней войны казахского народа против Джунгарии за независимость, территориальное и политическое единство Казахского ханства.
Баян Касаболатулы родился в 1704 г. в ауле Аралагаш на территории (в советское время - совхоз "Карагандинский") нынешнего района имени Магжана Жумабаева. Отец его Касаболат был искусным ювелиром. Мать Ажар - дочь известного батыра Шолана, сестра Дата, отца знаменитого батыра Сырыма Датова из рода Байбакты. Баян - выходец из отделения Шога рода Уак. С 14 лет он участвовал в военных походах вместе с более опытным старшим родственником Сары батыром. В 17 - становится известным сардаром (командиром отряда), умело владеющим военным искусством.
За проявленный героизм и полководческие заслуги он снискал особое почитание у народа и воспевался им в течение трех столетий. В первой половине и середине 18-го века при защите казахских степей от нашествия джунгар Баян проявил исключительный героизм, став верным соратником, одним из главных батыров Аблай хана. Он сумел сплотить народ против врага, возглавив многочисленный отряд сородичей; совместно с Кабанбаем, Малайсары, Олжабаем, Жанатаем и другими батырами принимал участие в освобождении Прииртышья, Калбинских земель и Тарбагатайского края.
Батыр Баян особо отличился в восьмидесятидневной Шоргинской битве у подножия Тарбагатайских гор и в акшаулинских боях под Аягузом, проявив героизм, отвагу. Он был одним из главных участников национально-освободительного движения казахов 18-го века, имел огромный авторитет и уважение среди воинов. Ум и храбрость Баяна высоко ценил сам Аблай хан, о чем есть свидетельство великого казахского ученого-просветителя Чокана Валиханова: "Когда спросили у Аблая, - пишет ученый в своем исследовании "Исторические предания о батырах 18 века", - кого он из батыров более уважает из всех трех орд, он отвечал: "Из моих батыров басентианец Малайсары по богатству, храбрости и по характеру и уаковец Баян по уму и храбрости стоят выше всех". По преданию, первая встреча Аблай хана и Баян батыра произошла на поле битвы с калмыками. Увлекшись сражением, Аблай хан не заметил, как с небольшой группой воинов оказался в окружении калмыков. Сжималось кольцо врагов, вот-вот они сомнут казахов и захватят хана. Тогда на своем желтопегом коне решительно кинулся на калмыков Баян батыр, круша их направо и налево, создавая коридор для выхода окруженной группы. Аблай хан и его воины пробились из окружения и, соединившись со своими основными силами, разгромили калмыков. После победы Аблай хан приказал найти героя на желтопегом коне. Его нашли и привезли к хану. Смелость, решительность батыра понравились хану. С тех пор хан много раз убеждался в храбрости и уме Баяна и полюбил его.
О великом сыне степи сложено немало легенд, преданий, песен. В народных сказаниях восхваляются его ловкость, бесстрашие, мужество. Он был не только отважным батыром, но и видным оратором и умным собеседником. Его подвиги воспевали крупнейшие акыны и жырау, современники, вместе участвовавшие в походах. Высоко отзывались о храбрости батыра известный поэт-просветитель и фольклорист конца 19 - начала 20-го в. Машхур Жусуп Копеев и академик-этнограф Алькей Маргулан. О подвигах батыра Баяна писали известные писатели Ильяс Есенберлин в трилогии "Кочевники", Кабдеш Жумадилов в дилогии "Дарабоз". Но, пожалуй, наиболее яркий образ легендарного воина создал великий казахский поэт Магжан Жумабаев в поэме "Батыр Баян". Судя по всему, он был хорошо знаком со сборником произведений Ч. Валиханова, изданным профессором-востоковедом Н.И. Веселовским в 1904 г. в Санкт-Петербурге. Используя фактический материал из книги, Магжан вводит в свою поэму прекрасный сюжет о возвышенной любви Нояна, сына одного из батыров, к плененной калмычке Куралай.
Опоздание прославленного воина на сборный пункт хана Аблая поэт в своей поэме объясняет следующим образом: "В одном из набегов Баян захватил в плен дочь джунгарского батыра красавицу Куралай. Он влюбился в нее, но не смог добиться взаимности. Зато сын Сары батыра юный Ноян и Куралай полюбили друг друга. Зная, что здесь им не разрешат вступить в брак, влюбленные бежали в Джунгарию, на родину Куралай.
Восприняв побег брата с калмычкой во враждебную страну как позорный поступок, как измену Родине, Баян пустился в погоню. Догнав их в местечке Жолдыозек (местность на территории нынешнего Аккайынского района), он сгоряча убивает обоих". Автор ярко описывает психологическое состояние батыра, переживавшего за безвинную смерть молодых. В поэме Баян обвиняет себя в несправедливом поступке, горько оплакивая, хоронит влюбленных вместе. Только после этого в удрученном состоянии приезжает на сборный пункт хана и сразу отправляется в поход против калмыков.
В действительности все обстояло несколько иначе. В самом деле, пленную красавицу полюбил сын Сары батыра Кыстаубай (в поэме Ноян) и бежал с ней в Джунгарию. Возмущенный таким поступком сына, отец посылает своего родственника Баяна батыра с наказом догнать беглецов, расправиться с ними и в доказательство показать ему их одежду со следами крови. Однако, догнав влюбленных, Баян не стал их убивать, а направил в Младший жуз к родителям матери Кыстау-бая. В доказательство того, что он расправился с молодыми, Баян бросает под ноги Сары батыра их верхнюю одежду с кровью убитого им дикого зверя. Кыстаубай с невестой благополучно добрался до родителей матери (нагашы), которые их приветливо встретили, поставили им отдельную юрту с полной обстановкой, выделили скот и т.д. Впоследствии он стал уважаемым батыром Младшего жуза. Появились дети. Его потомки вернулись на родину предков в Северный Казахстан через 130 с лишним лет и обосновались в нынешнем Жамбылском районе. В поэме "Батыр Баян" собравшиеся на сборном пункте батыры, чтобы узнать о причине задержки выступления войск против джунгар, к Аблай хану посылают известного шешена (оратора) Канай бия. Аблай так отвечает ему:

"Я верю в Баяна: взмахнет он мечом
и недруг сражен без пощады.
А я без Баяна - орел без когтей,
скакун, не достигший награды,
Я с места не сдвинусь, поверь мне, Канай,
и слово мое нерушимо,
Я буду стоять, и Баяна дождусь.
Я буду стоять, сколько надо".
Далее поэт описывает героическое сражение небольшого отряда (сотня) во главе с Баяном с многотысячным войском джунгар:
"Набросилась сотня летучих,
орлов на тысячеглазое войско.
Они бушевали, как горный поток,
несущийся с грозных утесов.
Калмыки, напора такого не ждав,
бежали в паническом страхе.
Такого сражения не видела Степь!
Или закипела от крови.
Ломаются копья и кони храпят.
У мертвых - сломаны кости.
Да, горсть казахов, отважных, как
львы, себя показали на славу!
Устроили пир для незваных
гостей, такого еще не бывало..."

Однако силы были неравны. Батыр Баян со своим отрядом погибает как герой.
Произведение Магжана Жумабаева "Батыр Баян" стало достоянием казахского читателя только в 1989 г., когда после реабилитации поэта вышел из печати первый сборник его произведений. А на русском - только в 2002 г. с выходом в свет книги "Пророк", в котором помещена эта поэма в переводе Б. Джилкибаева. Многие не знают, что в нашей области живут многоуважаемые потомки батыра. Один из них Зейнолла Олжабаев в свое время работал на ответственных работах в Булаевском (ныне имени Магжана Жумабаева) районе, в настоящее время пенсионер, живет в городе Петропавловске. Зейнолла-ага имеет четырех сыновей и четырех дочерей. Другие потомки Баяна живут в городе и в сельских районах области. Так продолжается, новое поколение потомков отважного батыра.
В 1993 г. по мотивам поэмы Магжана Жумабаева "Батыр Баян" был подготовлен и выпущен одноименный художественный фильм (режиссер С.Таукелов). Школе-гимназии №1 г. Булаева присвоено имя Батыр Баяна.
Летом 2004 года исполняется 300 лет выдающемуся батыру, герою народно-освободительной борьбы против чужеземных захватчиков. Думается, что проведенные в связи с этой датой юбилейные мероприятия, вне всякого сомнения, будут способствовать воспитанию патриотических чувств у подрастающего поколения.

Баян батыр туралы!

БАЯН КАСАБОЛАТУЛЫ
БАЯН КАСАБОЛАТУЛЫ (приблизительно 1710/15-1757) – один из мужественных батыров, посвятивших свою жизнь борьбе за независимость казахского народа. Был особенно почитаем Абылай ханом за смелость, находчивость. За эти качества, проявленные им в схватках с джунгарами, его прозвали «Батыр Баян».Сведения о Баян батыре встречаются в поэме М.Жумабаева «Батыр Баян», в поэтических произведениях, в трудах Ш.Уалиханова. В исторических сведениях «баян» характеризуется как доблестный, умный человек. Мужество, проявленное казахскими батырами, защищавшими народ, воспето в поэмах сказителей Умбетея и Татикара. В поэме Умбетея «Сообщение Абылай хану о смерти Богенбая» упоминаются многие герои, в том числе Баян. Из этой поэмы видно, что Баян был одним из тех, на кого опирался Абылай хан, что он из тех батыров, кто, мужественно сражаясь, не дал уронить знамя и честь народа. Об этом говорится и в поэме Татикара. В статье Ш.Уалиханова «Исторические предания о батырах XVIII века» (написанной на русском языке) есть сведения о батыре Баяне. Здесь тоже указывается, что Абылай хан высоко ценил Баяна. Батыр Баян из рода уак участвовал вместе с Абылай ханом в битвах против китайских вооруженных отрядов. Когда войско Абылая вынуждено было отступить, Баян, проявив военную находчивость, прикрыл его, продолжая воевать. Создав возможность отступления, он спас ханское войско. По словам Ш.Уалиханова Баян был одним из самых близких батыров Абылая. Он неоднократно выступал против калмыков, возглавив вместе с братом Сары отряд из родов уак и керей. В одном из походов Сары и Баян погибли. Ш.Уалиханов пишет, что в народных преданиях имена братьев упоминаются вместе: Сары, Баян. На вопрос: «Кого из батыров трех жузов вы цените особо», Абылай хан назвал имена братьев Сары и Баяна. «Если Басентиина Малайсары отличают богатство, храбрость, нрав, то Уака Баяна отличают находчивый ум, отвага, смелость», - ответил Абылай хан. По сведениям Шокана видим, что Баян был любим и народом и ханом как бесстрашный полководец. Когда Абылай повел войско на калмыков, те выслали Абылаю послов. Калмыкский хан Серен сказал: «Калмыки и казахи ? братья, давайте дружить, мы вам пошлем в дар белые юрты». Абылай, устроив военный совет, предложил взять юрты, войти в доверие, а потом атаковать их. Тогда Баян ответил: «Не берите у них юрты и не надейтесь их обмануть. Эти Серен и Уса обманули Верхний и Нижний Китай, они обманут и нас». Абылай настоял на своем. Казахи 2 дня ожидали приезда калмыков, но ни юрт, ни подарков так и не дождались. Разведчики доложили, что калмыкские воины за эти 2 дня тайно ушли. Баян с тысячей воинов бросился вдогонку за калмыками, вошел в Китай, но, не сумев полностью их разгромить, был вынужден вернуться. На обратном пути Баян, заболев от воды, отравленной трупами калмыков, скончался. Об этом пишет Ш.Уалиханов, сюжет М.Жумабаева «Батыр Баян» имеет много общего с данными Шокана. В поэме М.Жумабаев показывает, что наивысшей ценностью для Баяна был дух народа и высота духа воинов. Батыр похоронен на кладбище Шекелек Каркаралинского района Карагандинской области. Баян батыр ? воплощение патриотизма и героизма. Благодаря таким батырам казахский народ добился свободы и независимости. Источник: Казахстан, Национальная энциклопедия, том 1 Книга «Исторические личности»

Кто согласен?

Есть ли сейчас такие герои, которых можно отнести к разряду Батыров?

Батыр деген елдің қорғаны!

Ей қазақтар қазіргі күнде бар ма сендердің араларыңда батырлар?

Батыр Баян!

Батыр Баян один из самых известных батыров северного региона! Поэтому нужно поставить памятник великому батыру в Петропавловске!

В этой группе, возможно, есть записи, доступные только её участникам.
Чтобы их читать, Вам нужно вступить в группу