2. Человек ищет следы быка
Метки: поиски быка, чань, дзэн, Дзен, zen
Мой дед по отцу – Иван Васильевич Зайченко
Дед родился в 1899 году в селе Залесянка Самойловской волости Балашовского уезда Саратовской губернии. Его прапрадедом был запорожский казак Никита Зайченко – кошевой предводителя Дорошенко, позже – чумак. В середине XVIII века в целях колонизации Поволжья Указом Екатерины переселенцам с Украины представлялись льготы. Никита с братьями Степаном и Тимофеем и другими родичами под водительством Самойлова на быках и лошадях со скарбом, коровами, овцами, козами, свиньями, домашней птицей, собаками и кошками устремились в Поволжье и остановились на изгибе речки Терса в её среднем течении (Терса впадает в Медведицу), основав слободу Самойловку. Через несколько лет рядом были основаны слободы Еловатка, Песчанка, Ольшанка и Залесянка. Никита с братьями продолжали заниматься чумачеством, возя соль теперь уже не с Азовского и Чёрного морей, а с Эльтона и Баскунчака (по их пути на Эльтон я в этом году съездил). Уже в Залесянке у Никиты родился прадед моего деда Калина и его братья Клим, Федот и Макар. У Калины было три сына – Гавриил, Лукьян и дед моего деда Яков. Он получил прозвище «Четвертак» (которое перешло и к моему деду), так как, похоронив трёх жён, венчался четвёртый раз (в селе Мачеха у станицы Преображенской земли Войска донского). Его жена Мария родила дочь Настю и двух сыновей – Григория и Василия (моего прадеда). Умерла Мария в возрасте 36 лет. Настя (ей было 12 лет) пошла в няньки, 10-летний Григорий и 7-летний Василий – в пастушки, а позже стали батрачить вместе с отцом. В 19 лет Григорий женился, а Василий в 1888 году, когда ему исполнилось 22 года, был призван в армию. Он служил в Санкт-Петербурге, в лейб-гвардии Измайловского полка (известно, что туда принимали только видных брюнетов), нёс службу по охране Александра III и Марии Фёдоровны, дворцов – Зимнего, Гатчинского, Царскосельского, Петергофского. Осенью 1892 года в звании ефрейтора Василий Яковлевич был уволен в запас и вернулся в Залесянку. Там он женился на 17-летней Фёклушке (Фёкле Ивановне) Духновой (её мать – Татьяна Леонтьевна Сыпкова по второму мужу). Василий и Григорий со своим отцом (Яков Калинович умер в 1898 году), жёнами и детьми жили в доме («землянке») из одной комнаты, который построили сами на улице Свинухе, и батрачили по богатым имениям.
Дед мой родился в ночь на Ивана Купалу, 24 июня (7 июля по новому стилю) во время сенокоса под копной сена, пуповину мать сама перевязала конопляным волокном. Он был четвёртым из десяти родившихся у Василия и Фёклы детей. Василий Яковлевич построил на Нижней улице (Безкобылиевке) рубленую (из камышинского леса) в четыре окошка (на две стороны) избёнку (по теперешним меркам – около 15 кв. м, при этом треть комнаты занимала печь, около которой стояли две прялки, а в центре – стол и висела люлька). Жили очень тяжело и бедно. В 1913 году дед окончил с Похвальным листом Залесянскую церковно-приходскую школу и стал охранять бахчи у сельского кладбища, потом работал помощником землемера, на строительстве железной дороги, но в основном – батрачил. После Февральской революции дед отправился на заработки в Кизляр и Баку, а когда вернулся – в январе 1918 года – женился на моей бабушке Прасковье Ивановне Шабогиной из деревни Преображенка. Осенью 1918 года дед с 18 приятелями из Залесянки верхом на своих лошадях выехали в станицу Преображенскую и вступили Особый эскадрон 16-й дивизии 9-й армии РККА под командованием Васо Исидоровича Киквидзе (которого звали «начдив Василий Сидорович»), когда тот воевал с войсками генерала П.Н. Краснова. Дед был кавалеристом и, переболев всеми возможными тифами, уже в составе 235 Невельского полка 27-й Омской Краснознамённой дивизии участвовал в Варшавском походе, ликвидации мятежа в Кронштадте, воевал с бандами Серова, Антонова, Попова, и Вакулина в Поволжье. В 1921 году дед был ранен. В военном госпитале Царицина в доме бывшей гостиницы Воронина на площади Павших Борцов хирург Гемерлинг сделал деду ампутацию правой стопы по Пирогову (через 20 лет в этом доме был штаб фельдмаршала Паулюса, где тот и был взят в плен). Без ноги крестьянствовать дед не мог, он поехал в Москву, где его (как «представителя Поволжья») приняла Александра Михайловна Коллонтай (как я понял, она и на него произвела очень большое впечатление), с подачи которой он присутствовал на заседании Совнаркома с Лениным. Деду повезло – в 1934 году тройка дала ему пять лет заключения и три года поселения, но отсидел он лишь 8 месяцев (это был ещё не 37-й год, в саратовской тюрьме он объявлял голодовку, дело было пересмотрено). О дальнейшей жизни деда я, возможно, напишу как-нибудь позже. Умер Иван Васильевич 21 марта 1980 года. О сыновьях Ивана Васильевича – моём отце и моём дяде Саше я уже писал:
http://zai-chen-ko.livejour...
http://zai-chen-ko.livejour...
1890 год. Мой прадед Василий Яковлевич Зайченко – ефрейтор лейб-гвардии Измайловского полка – средний в первом ряду (с часами на правом колене)
Мой прадед Василий Яковлевич Зайченко
Моя прабабка Фёкла Ивановна Зайченко
1913 год. Похвальный лист деда, выданный в связи с окончанием Залесянской церковно-приходской школы
1918 год. Дед Иван Васильевич Зайченко и бабушка Прасковья Ивановна Зайченко (в девичестве Шабогина) после венчания
20-е годы. Дед в пирожке
20-е годы. Дед после тифа
1932 год. Дед на грязях в Евпатории (справа – медсестра)
1932 год. Дед с усами
30-е годы. Дед во френче
30-е годы. Дед
30-е годы. Дед Иван Васильевич Зайченко и бабушка Прасковья Ивановна Зайченко (в девичестве Шабогина)
30-е годы. Дед Иван Васильевич Зайченко и бабушка Прасковья Ивановна Зайченко (в девичестве Шабогина) с сыновьями – Сашей (слева) и Толей (моим отцом, на стульчике)
40-е годы. Дед
Конец 50-х – начало 60-х. Дед
Метки: дед, Иван Васильевич Зайченко
1. Пастух потерял своего быка
Метки: zen, Дзен, дзэн, чань, поиски быка
ВОЗРАСТ ПОЛОВОГО СОЗРЕВАНИЯ И ТЕЛОСЛОЖЕНИЕ
Метки: менархе, частная телесная конституция, девушки
«ЧЕМ МНЕ НРАВИТСЯ БУДДИЗМ»
Чем мне нравится буддизм. В частности тем, о чем говорил Будда: «Подобно тому, как воды океана имеют лишь один вкус – вкус соленый, так и учение мое имеет лишь один вкус – вкус спасения» (Cullavagga, IX, 1,4. Цит. по: Щербатской Ф.И. Философское учение буддизма, с. 34). Буддизм – это не религия, не философия и даже не мировоззрение, это – правила спасения. Как на пляже ставят доску «Правила спасения на водах», так Будда поставил доску «Правила спасения в этом мире».
Он рассчитывал лишь научить тому, как спастись. На западное восприятие Будды как «спасителя» и понимание «спасения» накладывает отпечаток христианские омонимы этих терминов. Это не удивительно. Даже призыв «спасите» в «SOS» отмечен христианством: он призывает к спасению «душ», тогда как на самом деле следовало бы молить о спасении жизней. Будда не Спаситель, так как «спасение утопающих – дело рук самих утопающих», он – учитель спасения. Будда не кормит, подобно Иисусу, хлебом и рыбой (Матф. 14:15-21, 15:32-38; Марк 6:35-44; Лука 9:12-17; Иоанн 6: 5-13), он учит рыбалке и дает снасти. Буддизм – это система спасения. Она может нравиться или нет, быть близкой или нет, но это система спасения, предложенная Буддой. Если она не подходит, человек может выбрать другую систему, другие правила. Или может тонуть. В этом свобода выбора человека.
«Спасение» в буддизме следует понимать буквально. Все религиозно-ритуальные и философско-метафизические заморочки, которыми обросла изначальная идея спасения, очевидно необходимы лишь тем, кто не имеет достаточно решительности, сил, мужества или ума обратиться непосредственно к идее спасения. Потому что, наверное, не ощущает в этом острой необходимости. Или не понимает этого. Религиозные, обрядовые или философские стороны буддизма навсегда останутся лишь его «сторонами». Они позволяют прикоснуться к поверхности дхармы. Но, являясь «сторонами стен», они ограждают ядро, сердце буддизма, которым является учение о спасении. Присутствие этих сторон у буддизма, привело к тому, что стало принято говорить и писать о «философских» или «психологических» «аспектах» буддизма, то есть о взглядах на буддизм с философской или психологической точки зрения. Это возможно (я сам этим грешен), но бесполезно или даже вредно с другой точки зрения – с точки зрения идеи спасения.
Основными положениями дхармы является то, что жизнь и страдание – одно и то же, причиной страданий являются желания, путем к уничтожению страданий является уничтожение желаний, за этим путем лежит освобождение – нирвана. Но, как свидетельствует теория и практика буддизма, достижение нирваны, то есть полного отсутствия желаний, так же трудно (если не невозможно), как и достижение их полного удовлетворения.
В связи с этим, не проще ли удовлетворять желания по мере их поступления, чем стремиться к их «затуханию», заранее обрекая себя на неуничтожимость изначального и конечного желания этой практики – желания нирваны. И это – ПЕРВЫЙ ПОПАДУШНИК БУДДИЗМА.
Когда-то очень давно я обнаружил в буддизме то, что назвал «попадушником» – это желание нирваны, которое становится главным желанием, приходящим на смену всем другим желаниям практикующего дхарму. Причем это желание становится настолько всеобъемлющим и тотальным, что по сравнению с ним все прежние желания, якобы препятствующие достижению нирваны, – просто цветочки. Итак, попадушником буддизма является желание нирваны, которое и препятствует ее достижению. А если еще учесть известный факт тождества нирваны и сансары...
Однако оказалось, что это лишь один из попадушников – немного позже я обратил внимание на попадушник №2, более высокого порядка. Его можно было бы назвать «Попадушник бодхисатвы». Заключается он в следующем. Бодхисаттва, движимый великим состраданием ко всем формам жизни, ввергнутым в круговорот сансары, и оставшийся в сансаре ради спасения всех живых существ, однажды узнает, что сансарическое существование – мираж, что пребывание живых существ в сансаре иллюзорно. В действительности, все живые существа являются буддами и изначально пребывают в нирване. Бодхисаттва осознает, что спасать некого и не от чего.
Таким образом, в буддизме пока я обнаружил два главных попадушника:
ПОПАДУШНИК РАЗ: ЖЕЛАНИЕ НИРВАНЫ.
ПОПАДУШНИК ДВА: ЖЕЛАНИЕ СПАСТИ ВСЕ ЖИВЫЕ СУЩЕСТВА.
5. Человек ведет прирученного быка
Метки: Дзен, поиски быка, чань, дзэн, zen
ВОЗРАСТ
Некоторые мужчины чувствуют, будет ли женщина с возрастом значительно меняться, стареть. Некоторые мужчины чувствуют это. Как женщины (и самки) чувствуют по вербально неопределенному комплексу деталей, включающих, к примеру, запах, то, что связь именно с этим мужчиной (или самцом) даст оптимальное в генетическом отношении потомство, так и некоторые мужчины (во всяком случае, это относится ко мне) чувствуют, что у этой женщины теломеры на концах молекул ДНК, которые являются индикаторами биологического возраста, будут долго оставаться «молодыми». Очевидно, что это интуитивное ощущение-предчувствие того, что именно у этой женщины (или самки) долгий репродуктивный период закрепляется в эволюции.
О том, что мы не меняемся внутренне...
Меня больше всего поразило на встрече с одноклассниками (30-летие школьного выпуска) – ни один из них внутренне не изменился за эти тридцать лет. Каждый остался тем же. Хотя, если быть честным, это не совсем так. Пропадает ощущение надежд и перспектив, ощущение бесконечного количества выборов, бифуркаций, развилок и света вдалеке. Остается лишь «свет в конце тоннеля». Пропадает чувство, о котором в юности я прочитал в одном четверостишии из «Литературной Газеты»:
«Там были мы других не хуже.
Нам было по семнадцать лет.
И тополиный пух на лужи
Летел как бабочки на свет».
Эффект Даннинга – Крюгера и экзамены по анатомии
Этот психологический феномен объясняется эффектом Даннинга – Крюгера, который заключается в том, что люди, имеющие низкий уровень знаний (компетенции, квалификации) не только делают ошибочные выводы и принимают неудачные решения, но при этом не способны и осознавать свои ошибки (в силу того же низкого уровня знаний). Это, в свою очередь, приводит к возникновению у них завышенных представлений о своих знаниях и способностях.
Следует отметить, что действительно высококомпетентные (высококвалифицированные ) люди (в нашем случае – студенты с высоким уровнем знаний) склонны занижать уровень своей компетенции, квалификации, способностей и знаний, часто страдают недостаточной уверенностью в себе и считают других более компетентными.
Гипотеза о существовании этого эффекта была выдвинута в 1999 году Джастином Крюгером и Дэвидом Даннингом. Они при этом ссылались на высказывания Чарльза Дарвина («Невежество чаще рождает уверенность, нежели знание») и Бертрана Рассела («Одно из неприятных свойств нашего времени состоит в том, что те, кто испытывает уверенность, глупы, а те, кто обладает хоть каким-то воображением и пониманием, исполнены сомнений и нерешительности»).
Для проверки гипотезы Крюгер и Даннинг провели серию экспериментов с участием студентов (слушателей курсов по психологии в Корнелльском университете). В результате было показано, что для людей с низкой квалификацией в любом виде деятельности характерно следующее:
а) переоценка собственных знаний и умений;
б) неспособности адекватно оценить высокий уровень знаний и умений других;
в) неспособность осознавать всю глубину своей некомпетентности;
г) появление (после обучения) способности осознать уровень своей прежней некомпетентности (даже если их истинная компетентность после обучения практически не меняется).
Результаты экспериментов, подтвердивших выдвинутую гипотезу, были опубликованы в англ. Journal of Personality and Social Psychology в декабре 1999 года. За это исследование авторам статьи была присуждена Шнобелевская премия по психологии за 2000 год. Десять Шнобелевских премий вручаются в начале октября (когда называются лауреаты Нобелевской премии) «за достижения, которые заставляют сначала засмеяться, а потом – задуматься» (first make people laugh, and then make them think). Премия учреждена Марком Абрахамсом и юмористическим журналом «Анналы невероятных исследований» в 1991 году. Премией награждают за необычные и остроумные исследования, чтобы привлечь внимание и подстегнуть интерес людей к науке, медицине и технологиям.
Если же о результатах экзаменов, то они настолько печальны, что такое впервые на памяти всех преподавателей. Мне почему-то кажется, что это связано не только с тем, что студенты могли идти на экзамен, не сдав, как раньше говорили, «зачёты», а теперь –«контрольные точки по модулям», но объяснений у меня нет (кроме отсутствия привычки и/или способности к обучению). Дело не только в количестве студентов, не знающих анатомию, а и в степени («глубине») их невежества. Например, на вопрос отчаявшегося экзаменатора (не получившего ответ о строении трахеи и бронхов) «Вы органы-то дыхательной системы перечислить можете?» студент честно и даже с вызовом (дескать, «что вы от меня хотите») отвечает «Ну все-то, наверное, нет!». Не называют кости, черепные нервы (не говорю уж о том, что путают лицевой и тройничный), не знают чем и где начинаются большой и малый круги кровообращения, говорят о ликворе в сердце и т.п. Смешных ответов в эту сессию почти не было, непревзойденными, на мой взгляд, остаются прошлогодние «сакральный изгиб прямой кишки» и «в гортани располагаются молоточек, наковальня и стремя, с помощью которых и происходит голосообразование».
Возможность отчитываться по анатомии и пересдавать экзамен продлена до середины марта.
Метки: Эффект Даннинга – Крюгера
7. Пастуху больше не нужен бык и он забывает о нем
Метки: Дзен, zen, дзэн, чань, поиски быка
С Годом Обезьяны!
Кано Тосюн. Обезьяны, ловящие отражение луны (двустворчатая ширма). XVII в.
Двусторонняя ширма, фрагмент (Япония, конец XVII в.)
Оохара Косон (1878–1945)
Татибана Морикуни (1679-1748)
С ДНЁМ КРАСНОЙ АРМИИ!
Поздравляю и вас (включая военнообязанных девушек и женщин)!
Александр Зайченко,
капитан медицинской службы в запасе,
начальник санитарного поезда по мобилизационному предписанию.
На фотографиях 1981 года слева – я, справа – профессор В.В. Зарецков.
Метки: Красная Армия, Зарецков
Шестидесятые (ХХ в.) – нулевые (ХХI в.)
Середина 70-х
Вторая половина 70-х
Начало 80-х
2000-е
ИГРЫ КРИШНЫ
"В Своей обители Верховный Господь
занимается трансцендентными играми
со Своими вечными спутниками…
Кришна наслаждается вечными
играми со своими преданными"
(Свами Прабхупада)
В англоязычной литературе различают импровизированную игру (play) и игру, дающую свободу лишь в условиях рамок ограниченного числа жестких правил (game). Игры Кришны носят характер "play", они не ориентированы на выигрыш и не структурируют жизнь человека в форме состязаний. Игры Кришны – это образец пути "незаинтересованного действия", "безучастной активности" (карма-марга "Бхагавадгиты"), высшее саттвичное действо ("должное действие, лишенное привязанности, совершенное бесстрастно, без отвращения, без желания плодов"), освобождающее от опасности остаться в круговороте жизни и смерти (акарма, наишкарма).
Квазиигрой кришны является игра пракрити (космической праматерии, универсальной первосубстанции, природы) перед наслаждающимся пурушей (трансцентендным одухотворяющим началом, космическим первопринципом). При этом пракрити демонстрирует себя во вращении трех гун ("нитей", качеств):
тамас ("смерть", потенциальная энергия, неведение, привязывающее к беспечности, лени и тупости, ведущее вниз, к незнанию);
раджас ("страстное качество", кинетическая энергия, привязывет к действию, ведет к остановке посередине, вожделению, похоти, деятедьности, предприимчивости, беспокойству);
саттва ("свет", ясное, здоровое качество, привязывает к счастью, ведет вверх, к познанию Абсолюта) ("Бхагавадгита", гл.14).
В связи с этим действие человека в игре с Кришной могут быть
тамасика (бессознательными, не поддающимися контролю),
раджасика (порождаемыми кармой, являющимися результатом рага – привязанности или двеса – отвращения, осознающимися как "свои", за которые человек несет ответственность),
саттвика (действия, сознательно выполняемые без привязанности или отвращения, без учета возможности поощрения или наказания).
Р.Кауюя выделяет четыре типа игры:
игра головокружения,
игра подражания,
игра состязания,
игра случая.
Первый тип игры характерен для "скомороха Божьего" (термин Франциска Ассизского), во втором типе игры в субъект-объектные отношения входят актер и его роль, в третьем – соперники, в четвертом – игрок (марионетка) и случай (Рок). Лишь в первом типе игры выращивающий "духовную веселость" (термин Франциска Ассизского) человек не имеет другого как замкнутого в себе объекта, в этой игре между ним и Кришной не возникают отношения подражания, соперничества или зависимости – подавления. Возникающие в игре радость, наслаждение, "духовная веселость" человека являются его яджной – сакральным жертвоприношением Кришне. В этой игре человек реализует свое подлинное существование, выявляет возможную полноту экзистенции, возвращается к самому себе – единственному и неповторимому "человеку возможному" = "человеку играющему" ("homo ludens") (термин Хейзинга). Основным онтологическим определением экзистенции является "inter-esse" ("бытие-между") Кьеркегора – обусловленность человеческой реальности трансцендентным, которая не имеет позитивного определения. Однако определения трансцендентного через отрицание варьируют от "трансцендентного ничто" - бездны в массиве материального у Хайдеггера до "абсолютного Ты" у Марселя. Именно этим "абсолютным Ты " становится Кришна в своей игре с человеком. Его игра становится "языком трансценденции" (термин Хайдеггера). При этом противопоставление игры серьезности весьма поверхостно (Финк, Берн). Истинной противоположностью игры является насилие.
Я
Я не ошибка природы, я – ирония судьбы. Я интуитивно дистанцируюсь от автомобиля, футбола, бани, дачи, рыбалки и прочего, что может компрометировать человека.
Многое из того, что окружало нас в детстве (платок с вышитыми вишенками, елочные фигурки и солнечные блики), исчезло. Как пишет по этому поводу Лев Рубинштейн, горевать по этому поводу не стоит, но и забывать – тоже.
Однако я горюю. Я горюю по квартирам первых этажей сталинских многоэтажек, превращенных в магазины и офисы; по аптекам, превращенным в места продажи дорогих тряпок и деталей к автомобилям, по булочной Стружкина, превращенной в место продажи мобильных телефонов. Я ностальгирую по самодостаточности советского человека, который вечно пребывает в эпохе 30-х – 40-х годов, никогда не попадет в Гималаи, и потому прикасается к тайнам мироздания в очереди за пивом среди чахлой растительности скверов и клумб, что так хорошо отражено в рисунках Гарика Басырова в «Химии и жизни».
4. Человек усмиряет быка
Метки: поиски быка, чань, дзэн, zen, Дзен
МЕДИТАЦИЯ ОБЫДЕННОЙ ЖИЗНИ
«МАШИНА ВРЕМЕНИ НАОБОРОТ»
Январь 2016 г. Занятие в 9 группе 2 курса педиатрического факультета (разбор вариантов хода пре- и постганглионарных волокон в узлах симпатического ствола) ...
...а так это занятие проходило больше полутора десятков лет назад - «на рубеже тысячелетий», когда сегодняшние студенты только-только родились...
Метки: Игорь Алексеев, студенты, время
ПРЕДЧУВСТВИЕ ПРЕДЧУВСТВИЯ ВЕСНЫ
31.03.16. 7 гр. л/ф СГМУ. Обзорное занятие по ЦНС
ДЯДЯ САША
"МЕТАНОЯ" ИЛИ ЧТО БЫВАЕТ "ПОСЛЕ ПОНИМАНИЯ"
Зайченко А.А. "Метаноя" или что бывает "после понимания" // Античный мир и мы: Материалы докладов и сообщений научной конференции, 25-26 апреля 2002. - Саратов: Изд-во ГосУНЦ "Колледж", 2002. - Вып.8. - С.57-61.
"Большая часть нынешних противоречий
относительно Евангелия вращается вокруг
определения нескольких ключевых слов,
таких как "покаяние"
(Ironside H.A., 1937).
Термином "покаяние" традиционно переводится греческое слово "метаноя", от "мета" ("после") и "ноео" (понимать, мыслить, воспринимать) и, таким образом, буквально обозначает "после понимания", "после восприятия" ("поздняя мысль", "думать после"): "Библейское покаяние подразумевает перемену ума" (Constable Th. L., 1982). Однако христианское понимание этого термина не ограничивается переменой мыслей: "преобладающее интеллектуальное понимание слова "метаноя" как перемены ума играет очень незначительную роль в Новом Завете" (Goetzman J., 1986) и "непременно включает в себя стыд и сожаление о грехе" (MacArthur J.F., 1994). Наиболее ярко, почти гротескно, акцентуацию на греховности в подходе к пониманию покаяния делает, к примеру, теолог Д. Мартин Ллойд-Джонс, цитируемый J.F. MacArthur (1994): "Покаяние это осознание того, что в присутствии Божьем вы виновный, мерзкий грешник, заслуживающий гнев и наказание от Бога, что вы - пленник ада".
Если "Словарь греческого языка" под редакцией J.H. Thayer (1962) определяет "метаноя" как "перемену ума тех, кто стал ненавидеть свои блуждания и преступления и решил стать на путь лучшей жизни, которая принимает реальное осознание греха и сожаление о нем, и искреннее исправление, знаками которого являются добрые дела", то в статье J. Behm (1967) "Метаноя" из "Теологического словаря" под редакцией G. Kittel основной акцент прямо делается на обращение к Богу". Необходимо отметить, что термином "метаноя" в греческом переводе Нового Завета передается арамейское слово "тешува", означающее "ответить", "вернуться", "обратиться" (Зайченко А.А., 1999). То есть покаяние, по существу, представляет собой обращение к Богу в ответ на его призыв: одним из возможных переводов термина "метаноя" может быть "после восприятия" (призыва Бога). Покаяние дается Богом, (Деян.11:18; 2Тим.2:25): "Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший меня" (Иоан.6:44), "никто не может придти ко Мне, если то не дано будет ему от Отца Моего" (Иоан.6:65) (отметим при этом, что, согласно L.S.Chafer (1948), слово "покаяние" не встречается в Евангелии от Иоанна и только однажды встречается в Послании к Римлянам). "Всякий раз, когда кто-то ищет Бога, можно быть уверенным, что это отклик на побуждение ищущего Бога" (MacArthur J.F., 1994). Однако это обращение к Богу, ответ на Его призыв могут быть лишь результатом напряженной работы: "Подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо, сказываю вам, многие поищут войти и не возмогут" (Лук.13:24). Словом "подвизайтесь" переведен греческий термин "агонизомай", подразумевающий мучительную, напряженную и целеустремленную борьбу. Это же слово использовано в 1Кор9:24-25, где говорится об атлетах, стремящихся получить награду, в Кол.4:12 об Епафрасе, подвизающемся в молитвах, и в 1Тим.6:12, где дается совет подвизаться "добрым подвигом веры". Христос говорит: "Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас" (Матф.11:28). Словом "труждающиеся" переведен греческий термин "копиао", обозначающий изнурительный труд до изнеможения.
Покаяние является условием спасения, неизбежным результатом которого является преобразованный человек. Иисус был рожден как Спаситель: "Он спасет людей Своих от грехов их" (Матф.1:21). Спасение является природой Иисуса. Проповедь Христа является ответом на вопрос "так кто же может спастись?" (Матф.19:25) и представляет собой систему, правила спасения. Как на пляже ставят доску "Правила спасения на водах", так Христос поставил доску "Правила спасения в этом мире". Он учитель спасения и дает его, подобно тому, как давал хлеб и рыбу, спасая от голодной смерти (Матф. 14:15-21, 15:32-38; Марк 6:35-44; Лука 9:12-17; Иоанн 6: 5-13). Свобода выбора человека заключается в том, что он может выбрать другую систему, другие правила. Или тонуть. "Спасение" в проповеди Христа надо понимать буквально. Человеку лишь следует иметь острую необходимость, а также достаточно ума и решительности, чтобы обратиться непосредственно к идее спасения через покаяние. Свою проповедь Иисус начал со слов: "покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное" (Матф.4:17), а свою задачу Он видел в том, чтобы "призвать ... грешников к покаянию" (Лук.5:32), так как "если не покаетесь, все так же погибнете" (Лук.13:3,5).
В Энциклопедическом словаре "Христианство" под покаянием понимается не только и не столько раскаяние, но, прежде всего, возрождение, полное изменение существа (Барсов И.И., 1995). В соответствии с выделением A. Strong (1907) и L. Berkhoff (1939) трех обязательных компонентов веры - интеллектуального (нотитиа), эмоционального (ассенсус) и волевого (фидициа) G. Vos (1972) рассматривает покаяние как процесс, который "не ограничивается каким-то одним участком разума, а включает всего человека, интеллект, волю, чувства". Этот подход основан на анализе трех греческих слов, использованных, согласно G. Vos, в Евангелиях для описания этого процесса: "метамеломай" (сожаление, раскаяние) выражает эмоциональный элемент (Матф.21:29-32), "метаноео" (перемена мыслей) - интеллектуальный компонент (Матф.12:42; Лук.11:32; 15:7,10), "эпистрефомай" - замену одних потребностей другими, перемену направления жизни (Матф.13:15; Лук.17:4; 22:32). J.F. MacArthur (1994) еще более конкретен: "Покаяние в отношении ума начинается с признания греха, в отношении чувств сопровождается печалью, тогда как в отношении воли приводит к перемене поведения". При этом "покаяние требует духовного кризиса, ведущего к полному повороту, и в итоге, к абсолютному преобразованию".
В связи с экзистенциальным выбором современного человека между метаноей и паранойей, основные принципы христианского покаяния, включающие его интеллектуальный, эмоциональный и волевой компоненты должны лечь в основу христиански-ориентированной психотерапии.
ТРОГАТЕЛЬНО – О ГУСИНОМ ЛУКЕ, СОЛДАТИКАХ И БЕССМЕРТИИ
Первым начал цвести Гусиный лук (Gagea lutea) и видно, как он сразу, пока не зажелтели одуванчики, в меру своих слабых сил (но во что бы то ни стало) хочет привлечь к себе внимание.
Гусиный лук (Gagea lutea)
Гусиный лук (Gagea lutea)
Гусиный лук (Gagea lutea)
Гусиный лук (Gagea lutea)
Гусиный лук (Gagea lutea)
Появились Клопы-солдатики (Pyrrhocoris apterus) и видно, как они сразу в меру своих слабых сил (но во что бы то ни стало) хотят всех напугать (и тем самым выжить).
Клоп-солдатик (Pyrrhocoris apterus)
Клоп-солдатик (Pyrrhocoris apterus)
Клоп-солдатик (Pyrrhocoris apterus)
Клопы-солдатики (Pyrrhocoris apterus)
Клопы-солдатики (Pyrrhocoris apterus).
В колониях имеет место каннибализм
Это очень трогательно.
Всем понятно, что на самом деле ни гусиный лук, ни солдатики ничего не хотят, а просто привлекая внимание или выживая, они с большей вероятностью передадут свои гены и, может быть, достигнут бессмертия.
Метки: Гусиный лук (Gagea lutea), Клопы-солдатики (Pyrrhocoris apt, бессмертие
РЕЛИГИОЗНАЯ РИЗОМА
Назвать себя агностиком («я не знаю Бог есть или нет») я не могу. Я, скорее, внеконфессиональный верующий. Мало того, что я не знаю разницу между православием, католицизмом и протестантством, я знаю, что «буддизм, даосизм и конфуцианство – суть одно». Так же как и суфийско-хасидские заморочки. Этакая религиозная ризома. Меня можно сколь угодно долго упрекать в нью-эйдже.
КОГДА ТУФЛИ НЕ ЖМУТ
Одним из главных биологических принципов является принцип "минимальных затрат энергии и материала" (Roux W., 1879) или модель "минимальной работы" C.D. Murray (1926). Возможно, следование этому принципу - и есть следование дао как пути естественного хода вещей. Этому может отвечать в жизни все, в частности выбор религии. Одним из самых глубоких заветов Корана является: "Ходите по путям бога своего с легкостью". Иными словами, религия должна быть такой, как говорит Ошо, "когда туфли не жмут". Неусилие Чжуан-цзы - главный критерий адекватной религии. |
МИФ
Этот миф – об уравновешенности добра и зла и их чередовании – из детства: бывают дни "хорошие", когда сбывается все, что пожелаешь, тогда как в "плохие" дни бывает все наоборот; эти дни строго чередуются, их количество уравновешено. Результатом этого мифа явиляется установка "Не давай чувствовать себя хорошо – и тебе не будет плохо": если сейчас хорошо, то скоро будет плохо; чтобы этого не произошло, нужно сделать все, чтобы не было сейчас хорошо – например, вспомнить что-то плохое. Плохое самочувствие сейчас – защита от будущих несчастий. |
||
Чтобы их читать, Вам нужно вступить в группу