Все игры
Обсуждения
Сортировать: по обновлениям | по дате | по рейтингу Отображать записи: Полный текст | Заголовки

«ЧЕМ МНЕ НРАВИТСЯ БУДДИЗМ»

false
Чем мне нравится буддизм. В частности тем, о чем говорил Будда: «Подобно тому, как воды океана имеют лишь один вкус – вкус соленый, так и учение мое имеет лишь один вкус – вкус спасения» (Cullavagga, IX, 1,4. Цит. по: Щербатской Ф.И. Философское учение буддизма, с. 34). Буддизм –  это не религия, не философия и даже не мировоззрение, это – правила спасения. Как на пляже ставят доску «Правила спасения на водах», так Будда поставил доску «Правила спасения в этом мире». 
Он рассчитывал лишь научить тому, как спастись. На западное восприятие Будды как «спасителя» и понимание «спасения» накладывает отпечаток христианские омонимы этих терминов. Это не удивительно. Даже призыв «спасите» в «SOS» отмечен христианством: он призывает к спасению «душ», тогда как на самом деле следовало бы молить о спасении жизней. Будда не Спаситель, так как «спасение утопающих – дело рук самих утопающих», он –  учитель спасения. Будда не кормит, подобно Иисусу, хлебом и рыбой (Матф. 14:15-21, 15:32-38; Марк 6:35-44; Лука 9:12-17; Иоанн 6: 5-13), он учит рыбалке и дает снасти. Буддизм – это система спасения. Она может нравиться или нет, быть близкой или нет, но это система спасения, предложенная Буддой. Если она не подходит, человек может выбрать другую систему, другие правила. Или может тонуть. В этом свобода выбора человека. 
«Спасение» в буддизме следует понимать буквально. Все религиозно-ритуальные и философско-метафизические заморочки, которыми обросла изначальная идея спасения, очевидно необходимы лишь тем, кто не имеет достаточно решительности, сил, мужества или ума обратиться непосредственно к идее спасения. Потому что, наверное, не ощущает в этом острой необходимости. Или не понимает этого. Религиозные, обрядовые или философские стороны буддизма навсегда останутся лишь его «сторонами». Они позволяют прикоснуться к поверхности дхармы. Но, являясь «сторонами стен», они ограждают ядро, сердце буддизма, которым является учение о спасении. Присутствие этих сторон у буддизма, привело к тому, что стало принято говорить и писать о «философских» или «психологических» «аспектах» буддизма, то есть о взглядах на буддизм с философской или психологической точки зрения. Это возможно (я сам этим грешен), но бесполезно или даже вредно с другой точки зрения – с точки зрения идеи спасения.
Основными положениями дхармы является то, что жизнь и страдание –  одно и то же, причиной страданий являются желания, путем к уничтожению страданий является уничтожение желаний, за этим путем лежит освобождение – нирвана. Но, как свидетельствует теория и практика буддизма, достижение нирваны, то есть полного отсутствия желаний, так же трудно (если не невозможно), как и достижение их полного удовлетворения.
В связи с этим, не проще ли удовлетворять желания по мере их поступления, чем стремиться к их «затуханию», заранее обрекая себя на неуничтожимость изначального и конечного желания этой практики – желания нирваны. И это – ПЕРВЫЙ ПОПАДУШНИК БУДДИЗМА.
Когда-то очень давно я обнаружил в буддизме то, что назвал «попадушником» – это желание нирваны, которое становится главным желанием, приходящим на смену всем другим желаниям практикующего дхарму. Причем это желание становится настолько всеобъемлющим и тотальным, что по сравнению с ним все прежние желания, якобы препятствующие достижению нирваны, – просто цветочки. Итак, попадушником буддизма является желание нирваны, которое и препятствует ее достижению. А если еще учесть известный факт тождества нирваны и сансары...
Однако оказалось, что это лишь один из попадушников  – немного позже я обратил внимание на попадушник  №2, более высокого порядка. Его можно было бы назвать «Попадушник  бодхисатвы». Заключается он в следующем. Бодхисаттва, движимый великим состраданием ко всем формам жизни, ввергнутым в круговорот сансары, и оставшийся в сансаре ради спасения всех живых существ, однажды узнает, что сансарическое существование – мираж, что пребывание живых существ в сансаре иллюзорно. В действительности, все живые существа являются буддами и изначально пребывают в нирване. Бодхисаттва осознает, что спасать некого и не от чего. 
Таким образом, в буддизме пока я обнаружил два главных попадушника:
ПОПАДУШНИК РАЗ: ЖЕЛАНИЕ НИРВАНЫ.
ПОПАДУШНИК ДВА: ЖЕЛАНИЕ СПАСТИ ВСЕ ЖИВЫЕ СУЩЕСТВА.

Метки: буддизм, спасение

«ВСПЫШКА МОЛНИИ»

Мне очень нравится хайку (яп. 俳句) Мацуо Басё (яп. 松尾芭蕉; XVII в.):
Как благороден тот,
Кто не скажет при вспышке молнии
«Вот она – наша жизнь!».
false

Метки: zen, дзен, дзэн, хайку, Басё

«ХЛОПОК ОДНОЙ ЛАДОНИ»

Самый известный коан (яп.кит. 公案, гунъань) о том, как звучит
хлопок одной ладони
false


Метки: zen. дзен, дзэн, чань, коан

Дело – табак

В Кошелях, своём «именьице вверх по Волге» уже третье лето выращиваем табак – «Вирджинию», «Юбилейный Новый 142», «Трапезонд 92» и «Молдавский 456». Самое удивительное – как из семени, которое выглядит, как пылинка, вырастает куст выше человеческого роста со стеблем толщиной с предплечье и двумя дюжинами листьев, нижние из которых (volado) – величиной до 70-ти сантиметров. Сушим, делаем гаванки в вагончике, ферментируем и фасуем в железные коробки из-под табака и чая, добавляя туда для влажности чернослив или дольку яблока. С помощью “Tube Filling Machine” набиваем сигареты нарезанным табаком, смоченным в коньяке и мёде. Сейчас собрали только volado и перешли к средним (seco), самые ценные и богатые верхние (ligero) – ещё впереди.

false

Этикетка (автор – Николай Зайченко)

false

Безжалостная одержимая охотой Zygoptera на листе «Вирджинии» в ожидании жертвы (вы слышите жужжание жертв?). Равнокрылых стрекоз за их изящество называют «барышнями» или «водяными девами». По шведскому поверью, стрекозы посланы дьяволом для взвешивания душ, а согласно английскому – они по приказу дьявола зашивают глаза тем, кто прилёг отдохнуть у реки (Devil`s daring needles)

false

Мотылёк (ночная бабочка) на листе «Трапезонда» в ожидании сумерек, когда жизнь только и начнётся

false

«Вирджиния» зацвела – у меня не поднимается рука обрезать цветы

false

Плантация



Плантатор



Фотография, демонстрирующая размеры листьев volado



Первая гаванка



Первая гаванка в вагончике, где мы сушим табак



Продукция

Метки: табак

7 августа – 35 лет нашей свадьбы

Мне нравится называть жену «супругой», хотя я знаю, что по правилам хорошего тона свою жену надо называть «женой». 
Так вот, моя супруга Марина – не только мой антипод астрологический (она – Овен, я – Скорпион-Змееносец) и серологический (у неё первая резус-отрицательная группа крови, у меня – четвёртая резус-положительная), она – вообще моя полная противоположность (наверное, поэтому у нас прекрасные сыновья).
Марина – агорафил, она любит открытые пространства (при моей выраженной клаустрофилии), склонна к экспансии (не буду даже писать, сколько соток занимает наше «именьице вверх по Волге») и постоянно норовит выбросить какие-нибудь вещи), которые, как ей кажется, загромождают комнаты (тогда как у меня хординг – навязчивое коллекционирование, накопительство и собирательство). 
Марина вечно торопится, всё делает быстро и, к примеру, не может медленно ходить (я всегда едва поспеваю за ней); понятно, кто в нашей семье водит автомобиль. 
Марина доброжелательна, она легко вступает в контакты (у меня с этим проблемы), ей всегда приятно общаться с другими людьми (людям это заметно), она вспыльчива, но не злопамятна. 
При полном отсутствии истерической демонстративности Марина всегда в центре внимания и является душой любой компании, она хорошо играет на гитаре и поёт – главным образом, кантри и романсы Петра Лещенко (у меня почти полностью отсутствует музыкальный слух).
Марина беспечна, хотя постоянно пытается что-то распланировать, так как устремлена в будущее: на даче она может несколько дней выбирать место для растения (желательно, чтобы это был какой-нибудь кустарник вроде тиса ягодного, который растёт от двух до четырёх тысячелетий), так как думает о праправнуках («им на этой даче жить»). При этом Марина наслаждается настоящим и жизнерадостна в буквальном смысле этого слова (в отличие от меня, страдающего синдромом дефицита удовольствия).
Марина азартна (может сутками просиживать за компьютерными играми, которые меня совершенно не интересуют) и постоянно чего-то хочет – как-то, критикуя буддизм (она всегда с чем-то спорит), супруга заметила, что «не правильнее ли вместо отказа от потребностей удовлетворять их по мере поступления». 
У Марины безупречный вкус (достаточно посмотреть, как она одевается или «вьёт гнездо») и тонкое интуитивное понимание искусства (она всегда очень точно объясняет мне и сыновьям «про что» тот или другой авангардный фильм и много лет устраивает в своём лечебно-консультативном центре выставки замечательных художников).
Я уж не пишу о том, что Марина просто красива и очень молодо выглядит (дети во дворе и паспортистки в домоуправлении принимают её за мою дочь).
Не будет преувеличением сказать, что я жив, благодаря Марине.


false
Перед свадьбой мы подрабатывали художниками на кафедре патологической физиологии – делали стенд «Гемопоэз» (он долгое время потом висел и в актовом зале кафедры гематологии). Глядя на доминирующие голубые и розовые тона стенда, Савва Овшиевич Берсудский определил характер нашего творчества как «дети рисуют весну». Впрочем, мы получили по договору очень неплохие деньги – 70 или 75 рублей, что было очень кстати

false
Перед свадьбой на проспекте Кирова. Глядя на эту фотографию, супруга обычно вздыхает: «Я вышла замуж за ребёнка». И иногда добавляет: «Только посмотрите – «сын Саша»!» (это Марина апеллирует к фразе из Почётной грамоты, которой когда-то наградили моего отца – «за хорошее воспитание сына Саши»)


false
7 августа 1981 года. Свадьба



false
7 августа 1981 года. Свадьба. Уже были цветные фотографии (здесь мог бы быть смайлик)



false
7 августа 1981 года. Свадьба. ЗАГС




7 августа 1981 года. Свадьба. ЗАГС




7 августа 1981 года. Свадьба. ЗАГС




7 августа 1981 года. Свадьба. ЗАГС




1982 год. Первая годовщина свадьбы. С Ваней в палисаднике




1982 год. С Ваней в бабочке




1982 год. С Ваней в бабочке




1994 год. С Ваней и Никой в палисаднике. Годовщина свадьбы




1994 год. С Ваней и Никой в палисаднике. Годовщина свадьбы




2003 год. Гурзуф. Годовщина свадьбы

7 августа 1981 года. Свадьба. ЗАГС:
http://my.mail.ru/community/blog_zaichenko1/video/1981_08_07/1.html

7 августа 1981 года. Свадьба. Палисадник:
http://my.mail.ru/community/blog_zaichenko1/video/1981_08_07/2.html





Метки: свадьба, Марина

Мой дед по отцу – Иван Васильевич Зайченко

7 июля – день рождения моего деда по отцу – Ивана Васильевича Зайченко. Сегодня немного напишу только о наших предках и о нём – до 35 лет (в этом году столько исполняется моему старшему сыну – тоже Ивану). 
Дед родился в 1899 году в селе Залесянка Самойловской волости Балашовского уезда Саратовской губернии. Его прапрадедом был запорожский казак Никита Зайченко – кошевой предводителя Дорошенко, позже – чумак. В середине XVIII века в целях колонизации Поволжья Указом Екатерины переселенцам с Украины представлялись льготы. Никита с братьями Степаном и Тимофеем и другими родичами под водительством Самойлова на быках и лошадях со скарбом, коровами, овцами, козами, свиньями, домашней птицей, собаками и кошками устремились в Поволжье и остановились на изгибе речки Терса в её среднем течении (Терса впадает в Медведицу), основав слободу Самойловку. Через несколько лет рядом были основаны слободы Еловатка, Песчанка, Ольшанка и Залесянка. Никита с братьями продолжали заниматься чумачеством, возя соль теперь уже не с Азовского и Чёрного морей, а с Эльтона и Баскунчака (по их пути на Эльтон я в этом году съездил). Уже в Залесянке у Никиты родился прадед моего деда Калина и его братья Клим, Федот и Макар. У Калины было три сына – Гавриил, Лукьян и дед моего деда Яков. Он получил прозвище «Четвертак» (которое перешло и к моему деду), так как, похоронив трёх жён, венчался четвёртый раз (в селе Мачеха у станицы Преображенской земли Войска донского). Его жена Мария родила дочь Настю и двух сыновей – Григория и Василия (моего прадеда). Умерла Мария в возрасте 36 лет. Настя (ей было 12 лет) пошла в няньки, 10-летний Григорий и 7-летний Василий – в пастушки, а позже стали батрачить вместе с отцом.  В 19 лет Григорий женился, а Василий в 1888 году, когда ему исполнилось 22 года, был призван в армию. Он служил в Санкт-Петербурге, в лейб-гвардии Измайловского полка (известно, что туда принимали только видных брюнетов), нёс службу по охране Александра III и Марии Фёдоровны, дворцов – Зимнего, Гатчинского, Царскосельского, Петергофского. Осенью 1892 года в звании ефрейтора Василий Яковлевич был уволен в запас  и вернулся в Залесянку. Там он женился на 17-летней Фёклушке (Фёкле Ивановне) Духновой (её мать – Татьяна Леонтьевна Сыпкова по второму мужу). Василий и Григорий со своим отцом (Яков Калинович умер в 1898 году),  жёнами и детьми жили в доме («землянке») из одной комнаты, который построили сами на улице Свинухе, и батрачили по богатым имениям. 
Дед мой родился в ночь на Ивана Купалу, 24 июня (7 июля по новому стилю) во время сенокоса под копной сена, пуповину мать сама перевязала конопляным волокном. Он был четвёртым из десяти родившихся у Василия и Фёклы детей. Василий Яковлевич построил на Нижней улице (Безкобылиевке) рубленую (из камышинского леса) в четыре окошка (на две стороны) избёнку (по теперешним меркам – около 15 кв. м, при этом треть комнаты занимала печь, около которой стояли две прялки, а в центре – стол и висела люлька). Жили очень тяжело и бедно. В 1913 году дед окончил с Похвальным листом Залесянскую церковно-приходскую школу и стал охранять бахчи у сельского кладбища, потом работал помощником землемера, на строительстве железной дороги, но в основном – батрачил. После Февральской революции дед отправился на заработки в Кизляр и Баку, а когда вернулся – в январе 1918 года – женился на моей бабушке Прасковье Ивановне Шабогиной из деревни Преображенка. Осенью 1918 года дед с 18 приятелями из Залесянки верхом на своих лошадях выехали в станицу Преображенскую и вступили Особый эскадрон 16-й дивизии 9-й армии РККА под командованием Васо Исидоровича Киквидзе (которого звали «начдив Василий Сидорович»), когда тот воевал с войсками генерала П.Н. Краснова. Дед был кавалеристом и, переболев всеми возможными тифами, уже в составе 235 Невельского полка 27-й Омской Краснознамённой дивизии участвовал в Варшавском походе, ликвидации мятежа в Кронштадте, воевал с бандами Серова, Антонова, Попова, и Вакулина в Поволжье. В 1921 году дед был ранен. В военном госпитале Царицина в доме бывшей гостиницы Воронина на площади Павших Борцов хирург Гемерлинг сделал деду ампутацию правой стопы по Пирогову (через 20 лет в этом доме был штаб фельдмаршала Паулюса, где тот и был взят в плен). Без ноги крестьянствовать дед не мог, он поехал в Москву, где его (как «представителя Поволжья»)  приняла Александра Михайловна Коллонтай (как я понял, она и на него произвела очень большое впечатление), с подачи которой он присутствовал на заседании Совнаркома с Лениным. Деду повезло – в 1934 году тройка дала ему пять лет заключения и три года поселения, но отсидел он лишь 8 месяцев (это был ещё не 37-й год, в саратовской тюрьме он объявлял голодовку, дело было пересмотрено). О дальнейшей жизни деда я, возможно, напишу как-нибудь позже. Умер Иван Васильевич 21 марта 1980 года. О сыновьях Ивана Васильевича – моём отце и моём дяде Саше я уже писал: 
http://zai-chen-ko.livejour...
http://zai-chen-ko.livejour...

false

1890 год. Мой прадед Василий Яковлевич Зайченко – ефрейтор лейб-гвардии Измайловского полка – средний в первом ряду (с часами на правом колене)

false

Мой прадед Василий Яковлевич Зайченко

false

Моя прабабка Фёкла Ивановна Зайченко

false

1913 год. Похвальный лист деда, выданный в связи с окончанием Залесянской церковно-приходской школы

false

1918 год. Дед Иван Васильевич Зайченко и бабушка Прасковья Ивановна Зайченко (в девичестве Шабогина) после венчания



20-е годы. Дед в пирожке



20-е годы. Дед после тифа



1932 год. Дед на грязях в Евпатории (справа – медсестра)



1932 год. Дед с усами



30-е годы. Дед во френче



30-е годы. Дед



30-е годы. Дед Иван Васильевич Зайченко и бабушка Прасковья Ивановна Зайченко (в девичестве Шабогина)



30-е годы. Дед Иван Васильевич Зайченко и бабушка Прасковья Ивановна Зайченко (в девичестве Шабогина) с сыновьями – Сашей (слева) и Толей (моим отцом, на стульчике)



40-е годы. Дед



Конец 50-х – начало 60-х. Дед

Метки: дед, Иван Васильевич Зайченко

Моя мама – Нелли Тимофеевна Зайченко (в девичестве Кулагина)

6 июля – день рождения моей мамы – Нелли Тимофеевны Зайченко (в девичестве Кулагиной). Сегодня я немного напишу о маме до моего рождения. Об её отце, моём деде – Тимофее Филипповиче Кулагине – я уже писал, как и о моей бабушке по маме – Нелли Иоганновне Арнгольд. 
Мама родилась в 1934 году, а в 1940 году появилась на свет её сестрёнка Тамара. В 1943 году (то есть, когда маме было 9 лет, а Тамаре – 3 года) их мама Нелли Иоганновна Арнгольд умерла. В эти страшные военные годы слепой Тимофей Филиппович остался с двумя маленькими дочками. Ему нужно было работать, чтобы кормить и одевать дочерей, при этом он успевал отвечать на их вопросы, читать им по Брайлю и воспитывать их. Мама как-то назвала его «необыкновенный слепой» и говорила, что он много дал дочкам в понимании ценностей и отношений. Мама же в 9 лет стала старшей женщиной в семье. В военные и первые послевоенные годы было очень тяжело. В начале 50-х годов мама поступила на педиатрический факультет Саратовского медицинского института, после окончания которого мама всю жизнь преподавала педиатрию в Саратовском областном медицинском училище. 3 февраля 1958 года (мама всегда вспоминала, что было очень солнечное утро, а ночью – страшная пурга) Нелли Тимофеевна Кулагина вышла замуж за моего отца – Анатолия Ивановича Зайченко. 
18 ноября 1958 года в 17:50 родился я.  Через 12 лет, 30 октября 1970 года, в 22:50 появится моя сестрёнка – Катя. И о ней, как и о тёте Тамаре, я напишу как-нибудь позже.Мама умерла 23 августа 2013 года.

false
1952 год. Маме около 18 лет. В белом халате

false
1952 год. Маме около 18 лет. В цветастом платье 

false
1953 год. Маме около 19 лет. С красивым платком

false
1954 год. Маме около 20 лет. В шикарной юбке

false
1954 год. Маме около 20 лет. Моя любимая фотография


1955 год. Маме около 21 года


1958 год. Маме около 24 лет, она уже замужем


1958 год. Маме около 24 лет


1958 год. Маме около 24 лет, она ждёт меня


1958 год. Маме 24 года, со мной







Метки: мама, Нелли Тимофеевна Зайченко, Кулагина

6 мая Фрейду 160 лет – это повод извиниться за свою аватарку

false

1.  Как часто «сигара – всего лишь сигара и ничего больше»?
2.  Если сновидения клиентов отражают прежде всего терапевтическую ориентацию аналитика, это ни о чем не говорит?
3.  Являетя ли изобретение психоаналитической кушетки результатом страха Фрейда смотреть в глаза?
4.  Являются ли стадии развития детской сексуальности, эдипов комплекс и символика сновидений результатом злоупотребления кокаином?
5.  Можно ли выводы Фрейда, сделанные на основе исследования выборки венских буржуа начала XX века, экстраполировать на все человечество?
6.  О чем говорит вопрос: «Доктор, мне свободно ассоциировать или говорить то, что я думаю?»
7.  Так ли свободны «свободные ассоциации»?
9.  Насколько регрессия пациента на кушетке и перенос удовлетворяют Я терапевта?
10. Где граница между контрпереносом и эмпатией?
11. Удалось ли хотя бы одному психоаналитику справиться со своими проблемами? 
http://zai-chen-ko.livejour...

Метки: психоанализ, Фрейд

ТРОГАТЕЛЬНО – О ГУСИНОМ ЛУКЕ, СОЛДАТИКАХ И БЕССМЕРТИИ

Только что из Кошелей – там у нас «именьице вверх по Волге». 
Первым начал цвести Гусиный лук (Gagea lutea) и видно, как он сразу, пока не зажелтели одуванчики, в меру своих слабых сил (но во что бы то ни стало) хочет привлечь к себе внимание. 

false Гусиный лук (Gagea lutea) false
Гусиный лук (Gagea lutea) false
Гусиный лук (Gagea lutea) false
Гусиный лук (Gagea lutea) false
Гусиный лук (Gagea lutea)

Появились Клопы-солдатики (Pyrrhocoris apterus) и видно, как они сразу в меру своих слабых сил (но во что бы то ни стало) хотят всех напугать (и тем самым выжить).


Клоп-солдатик (Pyrrhocoris apterus)
Клоп-солдатик (Pyrrhocoris apterus)
Клоп-солдатик (Pyrrhocoris apterus)
Клопы-солдатики (Pyrrhocoris apterus)
Клопы-солдатики (Pyrrhocoris apterus). 
В колониях имеет место каннибализм

Это очень трогательно.
Всем понятно, что на самом деле ни гусиный лук, ни солдатики ничего не хотят, а просто привлекая внимание или выживая, они с большей вероятностью передадут свои гены и, может быть, достигнут бессмертия. 




Метки: Гусиный лук (Gagea lutea), Клопы-солдатики (Pyrrhocoris apt, бессмертие

31.03.16. 7 гр. л/ф СГМУ. Обзорное занятие по ЦНС

31 марта 2016 года. 7 группа 1 курса лечебного факультета Саратовского государственного медицинского университета. Обзорное занятие по центральной нервной системе.
false


ОТЕЦ: ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ

5 апреля день рождения моего отца, Анатолия Ивановича Зайченко. Он родился в 1925 году. Хорошо рисовал. В войну был войсковым разведчиком 13-й Гвардейской стрелковой дивизии. На Сандомирском плацдарме 13 августа 1944 г. был тяжело ранен (уже в третий раз). Числился пропавшим без вести, о чем пришло извещение его матери. Далее были медсанбаты и госпитали, высокая ампутация ноги. С 1945 по 1951 г. он учился в Саратовском медицинском институте, а после окончания, 48 лет, до самой смерти 22 апреля 1999 года (он очень хотел дожить до третьего тысячелетия, не удалось), работал преподавателем кафедры анатомии человека. Его очень любили студенты. Отец занимался краниологией, его особой любовью были диплоические каналы. Так что меня с полным основанием можно звать Александром Анатомьевичем. 
http://my.mail.ru/mail/zaic...
http://www.ssmj.ru/system/f...
http://elibrary.ru/download...

false
Толя (мой отец - справа, на стульчике) и его брат (мой дядя Саша - слева) в 1926-27 гг.

false
Толя (мой отец - справа, на стульчике) и его брат (мой дядя Саша - слева) с моим дедом Иваном Васильевичем и моей бабушкой Прасковьей Ивановной в начале 30-х гг.

false
Толя (мой отец - справа) и его брат (мой дядя Саша - слева) в начале 30-х гг.

false
Толя (мой отец) в начале 30-х гг.

false
Толя (мой отец) в середине 40-х гг.


Справка о ранении отца и извещение о том, что он пропал без вести, которое получила его мать,  моя бабушка, Прасковья Ивановна в 1945 г.


Отец в конце 40-х гг., Подмосковье, у брата


Отец со мной, конец 50-х гг.


Отец в библиотеке кафедры, за любимым занятием, 1974 г.

Метки: отец, Анатолий Иванович Зайченко, день рождения

ВОЗРАСТ ПОЛОВОГО СОЗРЕВАНИЯ И ТЕЛОСЛОЖЕНИЕ

Обычно в науке, когда гипотеза не подтверждается, закономерности и связи не выявляются, утешительно, но чуть  иронично произносят сакраментальное «отрицательный результат – тоже результат». Однако Женя Говоровская и Туту Рзаева совершенно не нуждаются в этом снисходительном «похлопывании по плечу» (более того, они с негодованием отвергают его). В их работе (руководителем которой являюсь я – не знаю, стоит ли это уточнять) не обнаружены связи между возрастом полового созревания (менархе, возрастом наступления менструаций) и длиной, пропорциями тела, телосложением.  И этот «отрицательный результат» совершенно переворачивает устоявшиеся в науке и распространенные в учебниках представления о том, что люди с ранним половым созреванием обладают меньшей длиной тела, главным образом, за счет коротких нижних конечностей (и, соответственно, наоборот)! В своей статье Женя и Туту говорят: «Мы не нашли такой зависимости!», а проблема заслуживает дальнейшего изучения: http://medconfer.com/node/6...;

Метки: менархе, частная телесная конституция, девушки

ПЕРВЫЕ И ВТОРЫЕ ДЕТИ

Дети, родившиеся вторыми, обычно крупнее первых. Сохраняются ли эти различия в юности? Говорят, дети, родившиеся первыми, обычно «консерваторы», а родившиеся вторыми – «новаторы». Так ли это? Чем ещё они отличаются? Если интересно – прочитайте статью Лены Баландиной и Даши Григоренко (стоит ли уточнять, что руководителем работы, конечно, являюсь я): http://medconfer.com/node/6...;

Метки: первый и второй порядки рождения, телосложение, личность, девушки

Шестидесятые (ХХ в.) – нулевые (ХХI в.)

Конец 60-х
false

Середина 70-х

false

Вторая половина 70-х

false

Начало 80-х

false

2000-е

false






Метки: 60-е, 2000-е

С ДНЁМ КРАСНОЙ АРМИИ!

Спасибо всем, кто уже почему-то (наверное, это связано с длительными выходными у большинства жителей страны) начал поздравлять с Днём Красной Армии! Спасибо и всем (тоже заранее), кто (возможно) ещё поздравит! 
Поздравляю и вас (включая военнообязанных девушек и женщин)!

Александр Зайченко,
капитан медицинской службы в запасе,
начальник санитарного поезда по мобилизационному предписанию.

На фотографиях 1981 года слева – я, справа – профессор В.В. Зарецков.


false

false












Метки: Красная Армия, Зарецков

КУРТ КОБЕЙН И ТИМУР ГАЙДАР

20 февраля Курту Кобейну исполняется 49 лет: http://zai-chen-ko.livejour...
КУРТ КОБЕЙН И ТИМУР ГАЙДАР

Вот уже много лет я занимаюсь исследованием древнейших, еще языческих, русских корней фамилии "Кобейн". Вот что об этом пишет ведущий отечественный специалист по Древней Руси Борис Александрович Рыбаков. В его классической монографии "Язычество Древней Руси" (М., 1988) на с.269 читаем: "К облакогонителям и чаровникам иногда присоединяют еще "кобников", "нарочитых кобников". И как это метко сказано - именно "нарочитых" (не устаю удивляться меткости русского языка). Хочу, кстати, заметить, что в приведенном отрывке речь идет не о "гопниках", как может показаться, а совсем наоборот - где "г" - там "к", а где "п", совсем даже напротив - "б" - "кобниках".
В "Материалах для словаря древнерусского языка" (М., 1958) И.И.Средневского читаем: "Кобь - гадания о судьбе, гадание по полету птиц ("чары деяху и коби зряху")".  Чем же, как ни этим, занимался Курт Кобейн!"?
Но вернемся к монографии Б.А.Рыбакова. "Возможно, - продолжает автор, - что гадательный обряд сопровождался какими-то действиями, может быть ритуалами, так как современный глагол "кобениться" с необычными телодвижениями".
А уж о необычных телодвижениях, то есть языке тела Курта Кобейна и его последователей и учеников можно написать ни одну статью и диссертацию. То есть, я полагаю, совершенно понятно, что Курт Кобейн - один из немногих истинных продолжателей древнерусских традиций в современном мире.
Мои научные интересы, однако, не ограничиваются лишь курткобейнизмом. В ближайшее время я собираюсь заняться глубоким изучением творчества Гайдара. Конечно, не Егора Тимуровича, а его покойного дедушки - Аркадия Петровича. Ведь в своем нетленном произведении "Тимур и его команда" он описал, по существу, первых советских художников граффити. Помните: "Поздняя ночь и черно-красной звезды на воротах не видно. Но она тут". Вы понимаете - "Она тут". Ее не видно, а ОНА ВСЕ РАВНО ТУТ. Вот так-то, батюшка ты мой. Тут она.
Обратите внимание на форму и цветовую гамму граффити Тимура. Это черно-красные пентаграммы (что еще мог изобрести мальчик, запрограмми-рованный своим именем). Подобные знаки до сих пор, судя по мистическим триллерам и фильмам ужасов, появляются на стенах и заборов домов от Иокогамы до Сан-Франциско. Дело Тимура, изобретенное и воплощенное в слове его отцом, до сих пор живет. Я считаю, что эта тема - для настоящего исследователя, не боящегося трудностей и темных сил.


Метки: Курт Кобейн, Тимур Гайдар, юродство

Мой дед – Тимофей Филиппович Кулагин

19 февраля 47 лет, как умер мой дед – Тимофей Филиппович Кулагин. Он не видел с детства. Воспитал двух дочерей (слева – Нелли, моя мама, справа – Тамара, моя тётя). Преподавал философию.

false

Метки: дед, Тимофей Филиппович Кулагин

Аппарат «ЛИНЬ-ЦЗЫ» (яп. "Риндзай")

18 февраля, возможно, 1150 лет со дня смерти Линьцзи Исюань (кит. 临济义玄\臨済義玄; 810\815 — 866\867) — китайского мастера чань-буддизма, основоположника школы Линьцзи:
http://zai-chen-ko.livejour...

Метки: ЛИНЬ-ЦЗЫ Риндзай

«МАШИНА ВРЕМЕНИ НАОБОРОТ»

Мой друг замечательный поэт, художник и врач Игорь Алексеев незадолго до своей смерти говорил мне, что студенты – это «машина времени наоборот»: они каждый год приходят одного и того же возраста, а ты становишься на год старше http://zai-chen-ko.livejour...

Январь 2016 г. Занятие в 9 группе 2 курса педиатрического факультета (разбор вариантов хода пре- и постганглионарных волокон в узлах симпатического ствола) ...


false

...а так это занятие проходило больше полутора десятков лет назад - «на рубеже тысячелетий», когда сегодняшние студенты только-только родились...

false


Метки: Игорь Алексеев, студенты, время

С Годом Обезьяны!

В китайском и японском искусстве изображение обезьян над водой, пытающихся достать луну, чаще всего трактуется как иллюстрация иллюзорности видимого мира, а также тщетности поисков недоступных истины, собственной природы или счастья, которые также неуловимы, как отражение луны в воде. Встречается и другое толкование: Луна – символ абсолютного инь, покоя, тогда как зеркальная поверхность воды – символ чистого разума, в связи с чем отражение луны в воде – символ успокоенного разума; обезьянам, вроде бы недоступно это состояние, но лицо каждой из них является ликом луны.

false

Кано Тосюн. Обезьяны, ловящие отражение луны (двустворчатая ширма). XVII в.

false

Двусторонняя ширма, фрагмент (Япония, конец XVII в.) 


false

Оохара Косон (1878–1945)

false

Татибана Морикуни (1679-1748)

Метки: Год Обезьяны, обезьяна ловит отражение луны

Эффект Даннинга – Крюгера и экзамены по анатомии

На занятиях и, особенно, экзаменах постоянно встречаешься с одной и той же ситуацией: студент, который ничего не знает, искренне считает, что знает всё. Фраза «я же всё рассказал» является устойчивым речевым оборотом со стороны студента, когда ставишь ему «неудовлетворительно».
Этот психологический феномен объясняется эффектом Даннинга – Крюгера, который  заключается в том, что люди, имеющие низкий уровень знаний (компетенции, квалификации) не только делают ошибочные выводы и принимают неудачные решения, но при этом не способны и осознавать свои ошибки (в силу того же низкого уровня знаний). Это, в свою очередь, приводит к возникновению у них завышенных представлений о своих знаниях и способностях.
Следует отметить, что действительно высококомпетентные (высококвалифицированные ) люди (в нашем случае – студенты с высоким уровнем знаний) склонны занижать уровень своей компетенции, квалификации, способностей и знаний, часто страдают недостаточной уверенностью в себе и считают других более компетентными.
Гипотеза о существовании  этого эффекта была выдвинута в 1999 году Джастином Крюгером и Дэвидом Даннингом.  Они при этом ссылались на высказывания Чарльза Дарвина («Невежество чаще рождает уверенность, нежели знание») и Бертрана Рассела («Одно из неприятных свойств нашего времени состоит в том, что те, кто испытывает уверенность, глупы, а те, кто обладает хоть каким-то воображением и пониманием, исполнены сомнений и нерешительности»).
Для проверки гипотезы Крюгер и Даннинг провели серию экспериментов с участием студентов (слушателей курсов по психологии в Корнелльском университете). В результате было показано, что для людей с низкой квалификацией в любом виде деятельности характерно следующее:
а) переоценка собственных знаний и умений;
б) неспособности адекватно оценить высокий уровень знаний и умений других;
в) неспособность осознавать всю глубину своей некомпетентности;
г) появление (после обучения) способности осознать уровень своей прежней некомпетентности (даже если их истинная компетентность после обучения практически не меняется).
Результаты экспериментов, подтвердивших выдвинутую гипотезу, были опубликованы в англ. Journal of Personality and Social Psychology в декабре 1999 года. За это исследование авторам статьи была присуждена Шнобелевская премия по психологии за 2000 год. Десять Шнобелевских премий вручаются в начале октября (когда называются лауреаты Нобелевской премии) «за достижения, которые заставляют сначала засмеяться, а потом – задуматься» (first make people laugh, and then make them think). Премия учреждена Марком Абрахамсом и юмористическим журналом «Анналы невероятных исследований» в 1991 году. Премией награждают за необычные и остроумные исследования, чтобы привлечь внимание и подстегнуть интерес людей к науке, медицине и технологиям.
Если же о результатах экзаменов, то они настолько печальны, что такое впервые на памяти всех преподавателей. Мне почему-то кажется, что это связано не только с тем, что студенты могли идти на экзамен, не сдав, как раньше говорили, «зачёты», а теперь –«контрольные точки по модулям», но объяснений у меня нет (кроме отсутствия привычки и/или способности к обучению). Дело не только в количестве студентов, не знающих анатомию, а и в степени («глубине») их невежества. Например, на вопрос отчаявшегося экзаменатора (не получившего ответ о строении трахеи и бронхов) «Вы органы-то дыхательной системы перечислить можете?» студент честно и даже с вызовом (дескать, «что вы от меня хотите») отвечает «Ну все-то, наверное, нет!». Не называют кости, черепные нервы (не говорю уж о том, что путают лицевой и тройничный), не знают чем и где начинаются большой и малый круги кровообращения, говорят о ликворе в сердце и т.п. Смешных ответов в эту сессию почти не было, непревзойденными, на мой взгляд, остаются прошлогодние «сакральный изгиб прямой кишки» и «в гортани располагаются молоточек, наковальня и стремя, с помощью которых и происходит голосообразование».
Возможность отчитываться по анатомии и пересдавать экзамен продлена до середины марта.

Метки: Эффект Даннинга – Крюгера

Синдром беспроводного микронаушника с bluetooth на экзамене

Синдром беспроводного микронаушника с bluetooth на экзамене по анатомии состоит из триады симптомов
1. Когда студенту задаёшь вопрос, он на несколько секунд замирает (что должно обозначать раздумье и/или воспоминание), а его глазные яблоки начинают двигаться, отражая включение слуховой модальности (в целом подтверждая концепцию «глазных сигналов доступа» или «глазодвигательных паттернов» Милтона Эриксона).
2. Когда студенту надо назвать на латинском языке, например, блуждающий нерв, он громко повторяет (переспрашивает) «блуждающий нерв» и после паузы (см. выше) может вдруг произнести что-то вроде «ктулху» или «кабошон» (помехи) и лишь потом «вагус», а потом дословно воспроизводит текст о нём из учебников М.Г. Привеса или М.Р. Сапина.
3. Когда студента просишь назвать то или другое анатомическое образование, которое просто показываешь ему, он замыкается и уходит в себя, так как у него нет видеокамеры в оправе очков.

100-летие Танатоса: памяти Сабины Шпильрейн

Сегодня 99 лет со дня (25 ноября 1911 года), когда новый член Венского психоаналитического общества Сабина Шпильрейн выступила на его заседании с докладом "Деструкция, как причина становления" (или, что мне нравится больше, "Разрушение как причина порождения бытия" – “Die Destruktion als Ursache des Werdens”).

Завтра – 100 лет со дня (26 ноября 1910 года), когда Сабина Шпильрейн записала в своем дневнике: "Да, первая цель, которой я хочу достичь, –  сделать свою диссертацию столь хорошей, чтобы она обеспечила мне членство в Психоаналитическом обществе. Но гораздо важнее для меня мое второе исследование – "Об инстинкте смерти".

В ее дневниковых записях основная идея будущей концепции была выражена так: "Демоническая сила, сущностью которой является разрушение (зло)  в то же время и есть творческая сила, потому что за разрушением двух индивидов появляется новый индивид. Это и есть сексуальное влечение, которое по своей природе есть влечение к разрушению, влечение индивида к уничтожению себя. По этой самой причине оно и должно преодолевать столь большое сопротивление в каждом человеке...".

Фрейд в письме к Юнгу он выразил свое мнение о Сабине Шпильрейн и ее концепции следующим образом: "Она очень талантлива; во всем что она говорит, есть смысл; ее деструктивное влечение мне не очень нравится потому что мне кажется, что оно личностно обусловлено. Она выглядит ненормально амбивалентной".




Сабина Николаевна (Шейвэ Нафтульевна) Шпильрейн (в замужестве Шефтель, затем Шпильрейн-Шефтель; 25 октября (7 ноября) 1885, Ростов-на-Дону — 11 или 12 августа 1942, там же) – пациентка (диагноз –  "истерия") и "малышка" начинающего похотливого психоаналитика Карла Юнга, "забытый пионер психоанализа" (Колин Ковингтон и Барбара Уортон), автор дипломной работы "О психологическом содержании одного случая шизофрении" (Über den psychologischen Inhalt eines Falles von Schizophrenie (Dementia Praecox), Медицинский факультет Университета Цюриха, 1911), основные идеи которой (темы распада и утраты Я) заимствует Юнг, и диссертации "Деструкция как причина становления" или "Разрушение как причина порождения бытия" (Die Destruktion als Ursache des Werdens, Венский университет, 1912), в которой она пишет о первичном влечении к смерти – идее, которую заимствует Фрейд. В "По ту сторону принципа удовольствия" (1920) он пишет: "В одной богатой содержанием и мыслями работе, к сожалению не совсем понятной для меня, Сабина Шпильрейн предвосхитила значительную часть этих рассуждений. Она обозначает садистический компонент сексуального влечения как "деструктивное" влечение". Сабина Шпильрейн была психоаналитиком Жана Пиаже, в архивах основанного которым института сохранились её личные бумаги, включая черновики научных работ и переписку с Юнгом и Фрейдом. Эти документы были обнаружены лишь в 1979 году. Сабина Шпильрейн была одной из первых психоаналитиков в советской России, куда ее "заслал" Фрейд: в письме к ней от 9 февраля 1923 года он определил ей и место жительства, и соратников – он высказал мнение, что в Москве она сможет "заниматься серьезной работой вместе с Вульфом и Ермаковым". Во время начала разгрома психоанализа в 1924 году уезжает в Ростов-на-Дону, где продолжает заниматься практикой психоанализа и до 1931 года пишет статьи в различные европейские журналы. Между прочим, одна из ее чуть более ранних статей называется "Автомобиль: символ мужской потенции" (L’automobile: Symbole de la puissance male, 1923).

В 1935-1938 гг. трое её братьев исчезают ГУЛАГе, в 1937 умирает муж, а в 1938 – отец. В августе 1942, как и другие евреи Ростова-на-Дону, Сабина Шпильрейн и две её дочери расстреляны в Змиёвской балке.



"Последняя воля" (1904) Сабины Николаевны (Шейвэ Нафтульевны) Шпильрейн, написанная ей собственноручно на немецком языке и приложенная к истории болезни

"После моей смерти я позволяю анатомировать только голову, если она будет не очень страшной. При секции не должно быть юноши. Из студентов могут смотреть только самые прилежные. Мой череп я посвящаю нашей гимназии. Его надо поместить в стеклянный ящик и украсить бессмертными цветами. На ящике напишите следующее: "пусть при входе в гроб играет молодая жизнь, и равнодушная природа пусть сверкает вечным великолепием". Мой мозг я даю Вам. Только поместите его чистым в красивый сосуд, также украшенный, и напишите на нем те же самые слова. Тело следует сжечь. Но при этом никто не должен присутствовать. Пепел разделите на три части. Одну положите в урну и пошлите домой. Вторую часть развейте по земле посреди нашего большого поля. Вырастите там дуб и напишите: "Я также была однажды человеком. Меня звали Сабина Шпильрейн" Что сделать с третьей частью — скажет Вам брат".

// Цит. по диссертации Бернарда Миндера “Сабина Шпильрейн пациентка К.Юнга в Бургхельцли”, 1992.

Дневниковая запись Сабины Николаевны (Шейвэ Нафтульевны) Шпильрейн
 
"Полно, никаких женатых мужчин! Встретить бы того, с кем можно было бы создать мирное семейство. Я подарила бы ему все самое лучшее. Мы гуляли бы вместе под открытым небом и проводили бы в натопленной, изящно меблированной комнате долгие зимние вечера. Ближе к ночи я устраивалась бы на софе с вязанием, а он читал бы мне свои сочинения. И тогда наши мысли и чувства сливались бы воедино. Мы стремились бы пестовать друг в друге самые возвышенные и благородные чувства. Время от времени я устраивала бы любимому сюрприз в виде собственной статейки, которую он принимал бы как свое любимое дитя. Вот такой высокочтимый и возлюбленный мужчина станет отцом моего Зигфрида".
 
Последнюю запись в дневнике, датированную 14 июля 1912 года, предваряет лаконичное сообщение: "14 июля вышла замуж за Павла Шефтеля". Последняя фраза в этой записи перед первой брачной ночью: "Ночью — "Фрейд"".

// Цит. по: Инге Штефан. Сабина Шпильрейн: "предмет обмена" между Юнгом и Фрейдом.

Метки: смерть, психоанализ

День велосипеда: «Вообще живой кто-нибудь кроме нас остался?»


ес Сегодня – День велосипеда (смотри предыдущую запись).
Два года в блогах ничего не писал, так как понял, что они у меня в какой-то сплошной некролог превращаются:
«Вообще живой кто-нибудь кроме нас остался?».
Позавчера узнал, что Рита Викторова умерла. Всегда, когда я думал о самодеструкции (а делаю я это часто, несколько статей написал) я всегда Риту вспоминаю. Было в ней что-то – из нее Танатос пёр. При этом она очень хотела быть нормальной – вышла замуж за хорошего человека, в последние годы как-то одержимо выращивала цветы (кажется, розы)  и крутила соленья на даче. Я даже временами думал, что это у нее получается: когда я пациенткам или студенткам (в курсе экзистенциальной терапии) говорил, что можно «посвятить жизнь закручиванию банок», я о ней говорил. Когда я хотел вспомнить умную (не «по-женски умную» или, что еще хуже, «по-женски мудрую», а просто умную) женщину, она первой приходила на ум. Она стеснялась того, что она умная и старалась это скрыть. Но это ей удавалось с трудом  – вдруг в разговоре что-то из Кафки мимоходом вспомнит (и это – в конце 70-х или начале 80-х) – просто «к слову пришлось». Если что-то меня и связывало с некоей хипповатостью в юности, то это прежде всего – «Ритка-джинсы-блузка-распашонка-наизнанку».  Я не думаю, что Рита как-то по-дурацки прожила жизнь, что она у нее «не сложилась». Мне кажется, что исландский вулкан посыпал пеплом голову Земли по Рите. Самолеты не летали, только у Риты полет удался. Вульгарная какая-то патетика вышла, в духе «Мальчиша-Кибальчиша». Не так надо заканчивать.
После первого курса чья-то из матерей – Риты или Лены Плотниковой – достала им путевки в Геленджик. Приехали они туда вечером. Легли спать. Утром выходят, стоят около пивной бочки – пьют пиво.Тут подходит к ним мужик с полотенцем и спрашивает: «Девочки, а как к морю пройти?». А они глаза на него вытаращили: «Так тут ещё и море есть?!». Обе смеялись над этой байкой. Лена от рака умерла уже много лет назад.
 
 

Метки: ЛСД, альберт хофманн, смерть, Рита Викторова

Умер Альберт Хофманн: no country for old men

Вчера, 29 апреля 2008 г. около 9:00 в своем доме в Базеле в результате сердечного приступа на 103 году жизни умер швейцарский химик Альберт Хофманн, который в 1938 г. синтезировал ЛСД и 19 апреля 1943 г. испытал галлюциноген на себе, приняв дозу перед тем, как отправиться домой с работы на велосипеде (19 апреля - «День велосипеда»). Позже Хофманн синтезировал псилоцибин.




Метки: смерть, альберт хофманн, ЛСД

В этой группе, возможно, есть записи, доступные только её участникам.
Чтобы их читать, Вам нужно вступить в группу