Все игры
Обсуждения
Сортировать: по обновлениям | по дате | по рейтингу Отображать записи: Полный текст | Заголовки

Череповец: протестантско-православная религиозность как зеркало

Город Общество

Самым большим по числу жителей городом Вологодской области является Череповец. Это один из центров развития, как православия, так и протестантизма. Судьба этого города типична для всех тех захолустных городков, которые становились промышленными центрами в советское время. Сталелитейное предприятие как центр городской жизни, постоянное обновление населения в связи с приездом рабочих и специалистов со всех концов страны, искоренение религии, "ненужной рабочему классу" в особенности, - все это создало практичный мир, где религия в 1990-е годы развивалась как бы с чистого листа, как будто и не была эта земля православной на протяжении многих веков.

За постсоветское время православная жизнь в Череповце, если подходить формально и с материальной точки зрения, изменилась намного меньше, чем в других городах, где построено много храмов и часовен, а власть оказывает всяческую помощь священнослужителям. В Череповце изначально власть была настроена нейтрально, но благожелательно, никакой православизации общественной жизни сверху не было, а поскольку население также спокойно относилось к РПЦ, то за все 1990-е годы была отреставрирована только одна разрушенная церковь. Однако эта "нейтральная" ситуация превратила два православных прихода в две реальные сплоченные и многочисленные общины верующих, которые стали чрезвычайно изобретательны в сфере социальных проектов, образования, культурных акций, которые проводятся благодаря активности и самостоятельности мирян.

Единственный храм, который существовал в советское время в Череповце, - Воскресенский собор (архиерейское подворье). Настоятель собора – протоиерей Владимир Богданчиков. Активисты прихода проводят православные молодежные балы для привлечения подростков и преодоление алкогольных и полукриминальных традиций молодежного досуга. При соборе действует молодежная организация "Купол", которая проводит встречи, балы и конкурсы, существует детско-юношеский хор. Воскресенский собор и вторая церковь города - храм Рождества Христова - совместно готовят еженедельную программу на местном телевидении "Воскресная школа" (ведущие – Лариса Федченко и диакон Кирилл Киселев). При Рождественском храме и Воскресенском соборе работают открытые библиотеки, которые пользуются большим спросом у студентов и преподавателей.

Вторым крупным приходом является церковь Рождества Христова - настоятель храма Рождества Христова – протоиерей Георгий Трубицын. Староста прихода Рождества Христова и директор воскресной школы при храме – Лариса Федченко. Федченко также является секретарем Комиссии по религиозному образованию Вологодской епархии. Храм был отстроен при спонсорской поддержки "Северстали" на месте сгоревшей церкви в 1996 году (церковь существовала с 1786 года). В 1997 году открылась воскресная школа, в которой 5 дней в неделю обучается около 300 учащихся. Уникальность воскресной школы состоит в том, что школу посещают не только дети верующих – детей специально привозят в школу из четырех детских домов области при поддержке Центра помощи семье и детям. Кроме того, школа сотрудничает с Центром социальной реабилитации "Росток" для детей из неблагополучных семей. В школе также есть занятия для взрослых. Многие заканчивают после воскресной школы Духовное училище в Вологде. В школе преподают 27 учителей из числа прихожан. Приход ежегодно проводит летние лагеря для детей и подростков. Журналистская студия выпускает приходскую газету "Радуга". Верующие посещают отделение наркологии в городской больнице, проводится не только молебен перед иконой "Неупиваемая чаша", но и соборование наркоманов и алкоголиков. В храме вывешена по инициативе прихожан доска с именами 60 человек, погибших в Афганистане, около которой проводятся панихиды.

В самом православном приходе, по словам отца Георгия Трубицына, постоянно на богослужениях присутствует до 300 человек, в год совершается около 1,5 тысяч крещений, около 9 тысяч исповедующихся, до 800 человек проходит соборование. Лариса Федченко и отец Георгий отмечают, что православные делают для города все, что могут, насколько хватает сил. На город в 300 тысяч человек приходится два православных храма, 8 священников и 7 диаконов. При этом, "сектанты" стараются проводить свои миссионерские акции и организуют группы почти в каждом районе города. Отец Георгий сетует на то, что у прихода нет сил и средств, а также государственного финансирования религиозного образования. "Сектанты" же делают упор на социальной работе, и у них, как считает отец Георгий, есть специально разработанные программы и проекты, апробированные на Западе. А у православных такого нет. По словам отца Георгия, никакой антисектантской работы приходы в Череповце не ведут: "Главное, что Православная церковь никогда не будет действовать методами сект, поскольку миссионерская деятельность должна быть основана на свободе воли и молитве". Православные никому не навязываются, но посещают и военные части, и социальные учреждения. По мнению отца Георгия, надо все объяснять и не отталкивать людей.

Образовательные, культурные инициативы занимают огромное место в череповецкой православной жизни, и они носят характер общественных акций, которые проводятся неформально. Дети из Череповецкой воскресной школы принимают участие в Дмитриевских чтениях в Спасо-Прилуцком монастыре, готовили музыкальные композиции и буклеты в память преп. Нила Сорского, участвуют в Прокопиевских в Великом Устюге, Таисиевских и Игнатиевских чтениях в самом Череповце. Таисиевские чтения являются по существу детскими и подростковыми – учащиеся пишут статьи и читают доклады на этих чтениях, ездят на экскурсии по монастырям и устраивают выставки своих поделок в рамках чтений. Наиболее интересные доклады и сочинения учащихся печатаются в журнале-альманахе Комиссии по религиозному образованию Вологодской епархии "Православное образование и воспитание" (редактор – Лариса Федченко). Наряду с этим, приход Рождества Христова и Воскресенский собор работают со средними школами в рамках программы "Истоки", которой охвачено 85% всех школ области. Православные разработали план своих занятий на нравственные темы, о милосердии, христианской жизни и об истории жизни православных святых.

Православное многообразие, характерное для многих регионов, сочетается в Череповце с многообразием протестантским, которое в этом городе отражает особенности его истории, его характер и толерантную политику местных властей. Сильный череповецкий протестантизм постоянно подстегивает православных прихожан к тем социальным акциям и к миссионерской работе, которая многим богатым приходам РПЦ в Центральных областях может показаться слишком оригинальной и даже ненужной. Однако в Череповце евангельское христианство является весьма ощутимым конкурентом православия.

Большинство протестантских общин Череповца – это головные центры для всех областных евангельских церквей. В той или иной степени все они делают упор на социальной работе и миссионерстве.

Пятидесятники, как и по России в целом, наиболее заметны и многочисленны среди протестантов. К примеру, Церковь Иисуса Христа (входит в РОСХВЕ) – община, которая ведет большую социальную работу с неблагополучными детьми, с досуговым центром, профилактическую работу с бомжами, проводит тюремное служение и реабилитацию заключенных. В общине РОСХВЕ – более 300 человек, ее пастор - Глеб Басков, а епископом Вологодского объединения РОСХВЕ является Евгений Николин.

Самой многочисленной является Церковь "Добрая Весть" (входит в Российскую церковь ХВЕ) – в ней более 700 человек. У этой церкви есть реабилитационный центр для наркозависимых, ведется работа с неимущими. Старший пастор Объединения церквей РЦ ХВЕ по Вологодской области – Владимир Моцьо. В объединение входит 10 церквей и более 15 групп по Вологодской области, в том числе и в поселках и в деревнях – в Вологде, Череповце, Кириллове, Белозерске, Шексне, Кадуе, Климовске, Хохлово и Молочном. Основу союза составляют молодые харизматические пятидесятнические церкви, возникшие в 1990-е гг. В 2003 году церковь "Добрая весть" в Череповце открыла новый молитвенный дом. "Добрая Весть" также является одной из самых активных церквей в сфере социального служения. Под Белозерском верующие организовали реабилитационный центр для наркоманов, где в частном доме одновременно может находится около 20 чел. В центре бывшие наркоманы работают и изучают Библию. По словам Владимира Моцьо, около 90 процентов тех наркоманов, кто не сбежал и прошел всю реабилитацию от начала и до конца, остаются в церквях и становятся служителями. Череповецкие власти приветствуют работу пятидесятников с наркоманами и с другими нуждающимися. По словам старшего пресвитера, "в социальной работе специалисты в череповецкой мэрии отдают предпочтение протестантским церквям".

Власти Череповца, по словам Владимира Мацьо, проявляют самое наилучшее отношение к верующим. Представители мэрии, например, обращаются к церкви в связи с возникающими социальными проблемами. С точки зрения соблюдения законности, никто из чиновников не делает публичных заявлений, направленных против евангельских церквей. Как отмечает Владимир Мацьо, в Череповце уже несколько лет никто не печатает антисектантских статей, а некоторые светские журналисты советуются с пасторами, прежде чем публиковать статьи на религиозную тематику. По словам Мацьо, "в Череповце всего две православных церкви, а протестантских – восемь, поэтому против нас никто не осмеливается выступать".

В Череповце действует община церкви "Дом горшечника" - одного из самых интересных протестантских направлений. Церковь "Дом горшечника" появилась в 1980-е годы в США на основе молодежного харизматического движения Иисуса, и стала одним из самых консервативных направлений, выделившихся из JesusMovement. В России церковь возникла благодаря миссионерской деятельности одноимённой канадской церкви в 1994 году. Общины существуют в Череповце (пастор Алексей Хапов), Вожеге, Соколе, Рыбинске, Костроме, Иваново, Южно-Сахалинске, Петербурге, Липецке, Смоленске и Москве. Однако центральная церковь находится в Вологде. Церковь готовит и посылает миссионеров не только по России, но в Украину, Монголию и Камбоджу. При этом, "Дом горшечника" против обучения миссионеров и пасторов в библейских колледжах, так как миссионеров нужно обучать непосредственно на практике во время миссионерских акций. Российские общины являются частью международного движения "Potter’s house", которое децентрализована и не имеет единого управления и центра (в мире в это движение входит около 1600 церквей). "Дом горшечника" - пятидесятническая церковь, которая придерживается строгих фундаменталистских принципов морали и отношения к тексту Библии. Глоссолалии не практикуются на богослужении - только во время частной молитвы. "Дом горшечника" не поддерживает отношений с другими протестантскими церквями, так как не признает харизматических доктрин, женского священства, а также существует правило, согласно которому пасторы не могут иметь дома телевизора. Многие прихожане также добровольно отказываются от телевизора дома, так как ТВ впускает в дом насилие и соревнуется по влиянию с голосом Божьим. Основной целью для церкви является насаждение общин и миссия, а социальную работу в "Доме горшечника" считают ненужной для церкви, так как она уводит в сторону ("просто открывать столовую для бомжей – бесполезно"). При этом, верующие ведут активную работу в тюрьмах, больницах, есть реабилитационный центр для наркозависимых, который работает по программе 100 дней. В "Доме горшечника" полагают, что наркоману, если он стал верующим, не нужно долго выходить из наркозависимости, а достаточно около трех месяцев. В евангелизационных целях община выпускает газет "Время перемен" тиражом 80 тыс. экземпляров. В связи с миссионерской направленностью церкви каждый прихожанин обязан несколько раз в неделю участвовать в евангелизациях и посещать церковные собрания не только по воскресеньям, но и среди недели. Пастор центральной церкви в Вологде Сергей Голубев подчеркивает, что надо быть патриотом-протестантом: "Да, мы русские, но неправославные, но принадлежим к русской культуре". " Не следует оправдываться в этом "все оправдания для РПЦ смешны, и Кураев и Чаплин над этим только поиздеваются, и это никак не поможет погибающим в грехах".

В 2000-е годы в Череповце и в Вологодской области в целом стали возникать и расти баптистские общины (более 10 общин и групп) – до этого в области были по большей части церкви, входящие в Совет церквей евангельских христиан. Баптистская церковь существовала в Череповце еще с 1920-х годов, и в настоящее время в городе находится центральная баптистская община во главе со старшим пресвитером Станиславом Довбушем, в которой более 300 человек. В Устюжне и Бабаево существуют реабилитационные центры ЕХБ для наркозависимых. В церкви действует также группа 12 шагов для алкозависимых и созависимых. Баптисты ходят по учебным заведениям с программой борьбы со СПИДом. Миссионеры ездят по деревням Вологодской области и проповедуют, также как это делали проповедники-книгоноши в XIX веке. При этом, встречают также и сопротивление местных крестьян и духовенства. По словам служителя Объединения ЕХБ по области Павла Копмаря, баптизм в России стал более зрелым и грамотным, появилось осознание значимости социального служения и активного привлечения молодежи. По словам пресвитера, церковь должна проявлять свою общественно-политическую позицию, в обществе должны быть свобода веры и свобода выбора, по крайней мере, Иисус Христос вел себя демократично.

Среди более мелких протестантских общин в Череповце стоит упомянуть небольшую пятидесятническую церковь, которая относится к Тамбовской Ассоциации церквей евангельских христиан (глава – Петр Назарчук). С наркозависимыми занимается также реабилитационный центр, созданный благотворительным фондом "Преображение", который основали члены пятидесятнической церкви из Кемерово. Существуют в Череповце и другие протестантские и околопротестантские направления. Свой Дом молитвы есть и у Церкви адвентистов седьмого дня и Новоапостольской церкви. Свое здание есть и у общины трезвенников-чуриковцев, которых около 50 человек.

В каком-то смысле Череповец можно назвать зеркалом религиозной жизни в больших российских городах, в столицах регионов. Здесь представлен такой же набор других религиозных направлений, который можно встретить в том или ином сочетании и со своими региональными и культурными особенностями в любом крупном городе. Существуют национальные мусульманские группы и иудаистская община Федерации еврейских общин России. Это группы почитателей рериховского учения (в 1990-е годы был Центр "Чаша", который затем распался), Саи Бабы, Шри Чин Моя, Брахма Кумарис, Радастеи, движения Анастасии, Церкви Саентологии (альтернативное направление из Германии), Общества сознания Кришны, буддистов движения Карма Кагью. В Череповце также есть семейно-культурный оздоровительный центр "Макошь" неоязыческой направленности.

Однако уникальность Череповца не в том религиозном котле, которые в России есть повсюду, а в сочетании социально активного православия, которое становится центром общественной и культурной жизни практически без поддержки властей. Это православие, которое на фоне мощного развития протестантизма в 1990-е годы не сумело приобрести силу, встав на плечи государства. Но в итоге именно это заставило два череповецких прихода и прежде всего мирян задуматься о новом социально-культурном облике православия, как миссии, которую несут люди, а не православная власть. Православие в Череповце стало влиятельным несмотря на количество храмов и выделяемых бюджетных и внебюджетных средств. При этом, оно не противопоставило себя другим конфессиям, и сосуществует наравне с протестантским христианским миром.

Безусловно, православно-протестантское соседство объясняется местным колоритом города, его историей, внутренней культурой, тем, что православно-патриотические мифологемы "русской цивилизации", "борьбы с сектами", с западным влиянием и т.д. были чужды местному духовенству и власти. То есть общество развивалось самостоятельно и независимо определяло свое религиозное лицо. Мэрия Череповца занимает принципиально нейтральную позицию. Мэр Череповца Олег Кувшинников не ходит на православные службы на Пасху и Рождество, православным себя не называет, но регулярно поздравляет православных с праздниками. Специалист в администрации Череповца по взаимодействию с религиозными объединениями – Александр Сергеевич Попов, сотрудник Отдела по связям с общественными организациями мэрии – признается в том, что Череповец является центром многих протестантских конфессий Вологодской области. По словам Попова, Череповец еще называют рассадником протестантизма на Северо-Западе. По меркам Вологодчины Череповец – город специфический, который сформирован из людей различных национальностей, приехавших на стройку комбината "Северсталь". Наличие лишь двух православных храмов в городе и отсутствие церквей в спальных районах, Попов объясняет отсутствием инициативы со стороны горожан. В Череповце люди практичные, они зарабатывают деньги, буквально все заняты экономической деятельностью. Говорят, что если в Вологде двое инициативных и энергичных человека создадут партию, то в Череповце – кооператив. Как подчеркнул Александр Попов, протестантизм с его деловитостью и прагматизмом больше подходит по духу череповчанам. А православие рассматривается как культурное явление – это большая проблема для РПЦ. Тем не менее, приходы РПЦ в Череповце, действительно, очень большие, растущие и активные. На праздники они заполнены до отказа. Православные проводят выставки, культурные акции, работают со школами. Однако чрезвычайно ощущается нехватка молодых и образованных священников. Священнослужители отстаивают службу, и не всегда способны к энергичной социальной и миссионерской работе. По мнению Попова, получается, что в отличие от мирян, священников мало и они незаметны.

Развитие религиозной жизни в Череповце сделало заметным общественные инициативы самих верующих, лишив православие бессмысленных идеологических стереотипов и ксенофобских мифов. Присутствие сильных православия и протестантизма сформировало веротерпимую атмосферу, которую нет смысла рушить ни тому, ни другому христианскому направлению. В условиях, когда практической вере привержено меньшинство жителей города, осознанная и организованная религиозная жизнь является дефицитом.

Роман Лункин,
"Русское ревью Кестонского института", апрель 2009 г
Статья взята с сайта "Наш Череповец" за март 2010 г

С днем города!

Череповец - город металлургов и химиков, отмечает свое
232-летие
Год основания: 1777 г.. День города отмечается 4 ноября.
Осваивать эту местность люди начали с глубокой древности. При археологических исследованиях здесь обнаружены десятки стоянок каменного века. В X веке в устье Ягорбы появляется целая округа постоянных поселений. Удобное местоположение, обилие рыбы и пушнины привлекали в эти места все больше людей. В начале XI века усиливается приток славян, спасающихся от татаро-монгольских набегов, и к концу XI – началу XII веков формируется древнерусское население.
«Череповец» с вепского переводится как «племя на рыбьей горе». Со славянского – «племя на высоком месте».
Важнейший этап средневековой истории связан с Череповецким Воскресенским монастырем, основанным в 50-60 годы XIV века двумя иноками, выходцами Троице-Сергиева монастыря, преподобными Феодосием и Афанасием Железный посох.
Сегодня самым ранним памятником каменного зодчества Череповца, несмотря на утраты и поздние перестройки, является Воскресенский собор, возведенный в 1756 году.
Город Череповец был учрежден в 1777 году Указом императрицы на месте подмонастырской слободы и села Федосьева. В 1782 году был утвержден план регулярной застройки города.В 1811 году Череповец получает свой герб.


Значение города возросло после строительства в 1810 году Мариинской водной системы. На протяжении всего водного пути Череповец оказался единственным относительно крупным торговым центром и поставщиком рабочих рук. Развитие судоходства способствовало активному притоку капитала.
В середине XIX века основным занятием жителей города становится судостроительство и судовождение. Росту материального благополучия города в немалой степени способствовала деятельность И.А.Милютина на посту городского головы. При нем город превратился в оживленный торговый и промышленный центр, открылись новые учебные заведения, банк, окружной суд, городской сад, музей, который по сей день считается одним из старейших музеев северо-запада. Череповец стали называть «Северными Афинами» и «Русским Оксфордом».
В 1905 году благодаря хлопотам местного купечества через Череповец прошла железная дорога Вологда – Санкт-Петербург. Рост материального благополучия города продолжался.
В конце 1930-х годов правительством принимается судьбоносное для города решение о строительстве Волго-Балтийского водного канала и металлургического завода в Череповце.


Сегодня Череповец представляет собой крупный промышленный и культурный центр Северо-Запада. У большинства современников город на Шексне ассоциируется с гигантами металлургической и химической промышленности, которые принесли ему широкую известность.



Череповец в 60-х годах 20 века

Череповец в 60-х годах 20 века

Еще до строительства металлургического завода Череповец по планировке выгодно отличался от своих сверстников. Стройные квадраты жилых кварталов украшали город. Пышный зеленый наряд бульваров на улицах Луначарского, Володарского и Заря Свободы, красивая соборная горка, парк культуры и отдыха, сад около педагогического института являлись гордостью череповчан. Эти зеленые пятна были очень заметны на той небольшой площади, которую занимал довоенный город. Ведь его границами тогда являлись улицы Максима Горького (бывшая Милютинская) и Железнодорожная - на западе, Вокзальная и Заря Свободы, на севере, река Ягорба – на востоке и река Шексна – на юге.
Жители (а их по переписи 1939 года было 32 тысячи человек) обходились без городского транспорта. Не было ни автобусов, ни легковых такси. Да и особой нужды в них не ощущалось, так как весь город в любом направлении пешеход мог пересечь за 15-20 минут.
До 1951 года здесь не было ни одного асфальтового тротуара. Изредка обычную тишину улиц нарушали грузовые автомашины, число которых в Череповце измерялось несколькими десятками. Ручную кладь с пристани на вокзал и обратно перевозили извозчики. В те времена ежедневно за конскими упряжками, гружеными чемоданами, по улицам шествовали толпы проезжих. Эта картина была настолько привычной, что никого не удивляла.
Городской пейзаж менялся медленно. Впервые дыхание больших преобразований сказалось на нем в связи со строительством Рыбинского водохранилища. А то, что произошло в начале второй половины XX века справедливо называют вторым рождением Череповеца.
При разработке генерального плана застройки Череповеца в связи со строительством металлургического завода общая численность населения города северных металлургов предусматривалась равной 125 тысячам человек. Многим это казалось делом далекого будущего. Но жизнь опередила смелые расчеты проектировщиков.
По данным Всесоюзной переписи населения 1959 года, число жителей Череповца составляло 92 тысячи человек. По количеству населения он занимал 157 место в стране, а по темпам роста шел в первых двух десятках советских городов. К концу 1962 года население увеличилось до 136 тысяч человек.
Быстро расширяется и городская черта. Если в 1917 году площадь Череповца составляла 1422 гектара, то в 1961 году она превысила 4000 гектаров. С востока на запад город протянулся почти на 13 километров. На пустырях поднялись целые жилые районы, новые улицы и площади украсили молодой центр северозападной металлургии. Сердцем нового Череповца является площадь Металлургов. От нее во все стороны уходят кварталы четырех-пятиэтажных домов с благоустроенными квартирами, в которых имеются все удобства, вплоть до снабжения горячей водой. Около двух тысяч квартир уже газифицированы. Эти работы продолжаются.
Пройдите по улице Металлургов. Раньше ее не было на карте города. Теперь это самая оживленная городская магистраль. На ней стоят две новых школы, городское профессионально-техническое училище, учебный комбинат, Дворец спорта, больница металлургического завода, детская библиотека, предприятия бытового обслуживания, книжный магазин и магазин спорттоваров.
Руками строителей возведены прекрасные дома на улице, носящей имя Владимира Ильича Ленина. Здесь находятся художественный отдел краеведческого музея, стадион "Металлург" на 10 тысяч мест, большой универсальный магазин.
Одной из новых магистралей присвоено имя одного ли основоположников отечественной металлургии, крупнейшего ученого и поэта Михаила Васильевича Ломоносова. Появилась в городе и улица имени первого советского космонавта Юрия Гагарина.
Там, где в недавнем прошлом в здании бывшей Покровской церкви была мельница, пролегла улица Энгельса, построена городская поликлиника, а около нее раскинулся новый парк имени Ленинского комсомола. Перед входом в него заложен памятник В. И. Ленину. Двухзальный кинотеатр "Комсомолец" прекрасно дополняет архитектурный ансамбль нового жилого района металлургического завода. Море электрических огней заливает асфальтированные улицы и площади этой самой благоустроенной части города.
Далее на запад простирается большой жилой поселок строителей. Лучшим уголком его по праву считается площадь Ломоносова. Здесь находится Дворец культуры строителей.
Заягорбский район, пожалуй, самый молодой в Череповце. Он вырос буквально за последние семь лет. Тут живут преимущественно речники и работники лесной промышленности. Кроме двух школ и кинотеатра "Октябрь" в этой части города построены рыбокомбинат, предприятия лесной промышленности, фабрика "Красный ткач", гараж автохозяйства № 2, дом для престарелых, растут корпуса нового пивоваренного завода.
Еще в 1956 году в Череповце по проекту и под руководством инженера Л. Г. Юзбашева, Героя Социалистического Труда, было возведено первое опытное крупнопанельное жилое здание высотой в пять этажей. Его смонтировали за 28 дней. С тех пор новый прогрессивный метод возведения жилых зданий получил в тресте "Череповецметаллургстрой" широкое признание.
На заводе товарного бетона, бетонных изделий и железобетонных конструкций появился цех крупнопанельного домостроения. Он стал поставщиком готовых деталей для строительства жилых домов. 18 ноября 1957 года в управлении "Монтажжилстрой" родилась комплексная бригада монтажников-крупнопанельщиков, которую возглавил Николай Александрович Коротеев. Она быстро освоила порученное дело, перешла на монтаж домов прямо с транспортных средств и добилась того, что 60-квартирный дом стала монтировать за 20 дней. Таких темпов еще не знала строительная практика.
В заключительном слове на пятой сессии Верховного Совета СССР в мае 1960 года глава Советского правительства, первый секретарь ЦК КПСС Никита Сергеевич Хрущев обратил особое внимание на развитие крупнопанельного домостроения и указал, что партийные, советские, хозяйственные органы Москвы, Ленинграда, Череповца, Первоуральска и ряда других городов успешно решают эту задачу. Высокая оценка труда череповецких строителей, прозвучавшая с трибуны Верховного Совета СССР, явилась наградой для коммуниста Коротеева и его сорока пяти товарищей по труду, признанием их скромного вклада в разрешение жилищной проблемы.
Крупнопанельное домостроение играет большую роль в улучшении жилищных условий, в выполнении семилетки, однако нельзя считать отжившей и профессию каменщиков. Им тоже хватает дела. Они, кроме жилых домов, строят школы и детские учреждения, предприятия бытового обслуживания. С 1956 по 1962 год в городе Череповце введены в эксплуатацию 25 детских садов и яслей, два кинотеатра, 8 школ, здание педагогического института, техническое и строительное училища.
Картина изменений в жизни города будет далеко не полной, если умолчать об одной очень важной детали. Дело в том, что до недавнего времени главным источником энергетики Череповца являлась маломощная электростанция постоянного тока, работавшая на дровах. На ряде предприятий были свои маленькие электростанции, не связанные друг с другом. Конечно, на такой "базе" нельзя было развивать город. Пуск в 1954 году мощной теплоэлектроцентрали металлургического завода, реконструкция городских электросетей, а затем включение Череповца в марте 1959 года в Московскую энергосистему создали благоприятные условия для бурного развития хозяйства.
Таковы видимые, сразу бросающиеся в глаза изменения в облике города. Еще более разительные перемены произошли в экономике, социальном составе и культурной жизни населения.
В местном краеведческом музее хранится старинный герб города Череповца с изображением медведя, рыб и штурвала парохода. Он говорит о том, что в былые времена основным занятием жителей этих мест являлись охота, рыболовство и работа на речном транспорте Мариинской водной системы. Ныне совершенно иные приметы характерны для края. И если бы потребовалось создать новый герб города, то на нем почетное место, бесспорно, следовало отвести металлургу и строителю, железнодорожнику и речнику.
Ныне Череповец известен в нашей стране и за ее пределами как крупнейший поставщик черных металлов. Наряду с бурным ростом металлургии развиваются и другие отрасли промышленности.
Прежде всего, следует отметить предприятия строительной индустрии, являющиеся производственной базой треста "Череповецметаллургстрой". Видное место среди них принадлежит заводу бетонных изделий и железо-бетонных конструкций. Он обеспечивает стройку бетоном и раствором, многочисленными железобетонными конструкциями, выпускает детали для крупнопанельных домов.
Значительно возрастет роль судоремонтно-судо-строительного завода и Череповецкого порта после завершения строительства Волго-Балтийского водного пути.
Возьмем Вологодскую область, район Череповца.
С давних пор Волгу с Балтикой соединяет Мариинская водная система. В былые времена ее называли "двигателем богатств России". Но этот "двигатель" давным-давно устарел. 39 допотопных шлюзов стали камнем преткновения на пути развития речного транспорта на северо-западе страны. Вот почему по решению XXI съезда КПСС началось сооружение канала протяжением в 361 километр (в полтора раза длиннее Беломорско-Балтийского и в три с половиной – Волго-Донского каналов). Вместо 39 шлюзов на новой трассе будет пять гидроузлов с семью шлюзами. Два гидроузла – Вытегорский и Белоусовский – уже готовы. Идет сооружение Новинковского, Пахомовского и Череповецкого гидроузлов. Строится Череповецкая ГЭС. Она будет первой в стране гидростанцией с горизонтальными агрегатами капсульного типа. Такая ГЭС не требует водослива и специального здания. Ее турбины будут установлены в теле плотины. В ноябре 1962 г. строители перекрыли Шексну. Выше плотины разливается Череповецкое море. Все работы на Волго-Балте завершатся в 1964 году.
На трассе канала применяется система автоматического и телемеханического управления. Каждый шлюз будут обслуживать только два человека в смену, а гидроузлы будут полностью автоматизированы.
Крупные волжские суда получат возможность беспрепятственного плавания из Астрахани, Ростова, Пер. ми на Ленинград, Петрозаводск, в порты Балтики и Белого моря. Время их следования из Череповца до Ленинграда сократится более чем вдвое, а стоимость перевозок по сравнению с железнодорожным транспортом будет в три раза дешевле.
В Ленинград, Карелию и Мурманскую область пойдет хлеб с Волги, нефтепродукты из Поволжья, металл из Череповца. Значительная часть железного концентрата с Кольского полуострова на Череповецкий металлургический завод пойдет водным путем. В Череповце предполагается построить механизированные причалы для выгрузки концентрата и металлического лома, а также для погрузки готовой продукции.
Несомненно, в связи с этим увеличится флот судо-ремонтно-судостроительного завода и армия речников, произойдут изменения и в судостроении. Резко вырастет грузооборот.
Лесная промышленность является одной из старейших отраслей хозяйства Вологодской области. Раньше и Череповец имел лесопильные заводы, но, как уже говорилось, создание Рыбинского водохранилища заставило перебазировать эти заводы на города и другие места.
Однако и сейчас город вносит посильный вклад в развитие лесозаготовок.
Механический завод № 2 ремонтирует тракторы и другую технику, которой государство снабжает лесозаготовителей. Завод железобетонных конструкций – главный поставщик дорожных плит для лесников. Сплавной рейд перерабатывает и поставляет древесину потребителям. Лесомеханический техникум готовит для леспромхозов специалистов среднего звена.
Там, где до Октябрьской революции стоял Милютинский завод сельскохозяйственных орудий, выросло новое машиностроительное предприятие – завод гаражного оборудования. Оно оснащено новой техникой, имеет совершенную технологию. Особенно большие изменения произошли здесь за последние пять лет. Завод был реконструирован, перешел на бесцеховую структуру управления. Многое сделано по внедрению механизации. Продукция этого предприятия – маслоколонки и бензонасосы – пользуется хорошей репутацией в автомобильных хозяйствах нашей страны, идет в двадцать шесть стран мира.
Многие предприятия города обслуживают бытовые нужды трудящихся, выпускают товары народного потребления. К их числу относится мебельный цех завода "Фанеродеталь". Он производит шифоньеры, диваны, столы, книжные шкафы, кровати и другие предметы домашнего обихода. На них предъявляют большой спрос новоселы. Но город растет настолько быстро, что предприятие не успевает выполнять все заказы, хотя ежегодно увеличивает выпуск продукции.
Видное место в удовлетворении нужд населения играет завод металлических изделий. Он специализируется главным образом на производстве металлических кроватей, на ремонте бытовых приборов.
В городе широко развита легкая промышленность. Она представлена пищевыми, обувными, швейными, трикотажными и ткацкими предприятиями. Среди них выделяется фабрика "Красный ткач". Ее продукция художественного ткачества известна в нашей стране и за ее пределами. Череповецкие ткачи производят жаккардовые покрывала, платки, комнатные дорожки и другие изделия.
В Череповце три швейных фабрики. Одна из них специализируется на производстве мужских сорочек, фабрика "Первое мая" изготовляет верхнюю одежду, а фабрика "Труд" производит массовый пошив товаров ширпотреба. Она имеет цех химической чистки и крашения одежды.
Трикотажная фабрика поставляет в торговую сеть широкий ассортимент изделий. Индивидуальным пошивом верхней одежды занимаются ателье горпромторга. Однако их развитие отстает от роста населения.
В дореволюционном Череповце была маленькая фабрика обуви на ручном труде, одиноко ютившаяся за рекой Ягорбой. Теперь ее не существует. Современная фабрика обуви оснащена передовой техникой. Недавно на ней введен в действие конвейер. Это привело к резкому росту производительности труда и заметному увеличению выпуска продукции. Вторая фабрика – "Красный Октябрь" – занимается индивидуальным пошивом новой и ремонтом старой обуви.
Из имеющихся восьми предприятий пищевой промышленности три – хлебокомбинат, мясокомбинат и рыбокомбинат – построены за последние годы на высокой технической основе.
Проведена реконструкция на кондитерской фабрике, ликеро-водочном заводе и на молочном комбинате На ликеро-водочном заводе большое развитие получило производство безалкогольных напитков, спрос на которые раньше не мог удовлетворять маломощный горпищекомбинат. Рыбзавод располагает не только современными орудиями лова, но и судами, которые уверенно бороздят воды Рыбинского водохранилища. Этот водоем богат ценными породами рыб.
После ноября 1962 г. образована череповецкая промышленная зона, включающая предприятия района и строительство Череповецкого гидроузла.
Социальное лицо сегодняшнего Череповца характеризуется прежде всего растущим отрядом рабочего класса. По количеству рабочих, занятых в промышленности и строительстве, Череповец занимает первое место в Вологодской области.
Череповец является не только городом металлургов и строителей, но и крупным культурным центром, кузницей кадров для народного хозяйства.
В 1954 году на базе существовавшего учительского открылся педагогический институт. В настоящее время он имеет три факультета: физико-математический, филологический и методики начальных классов. В институте готовятся преподаватели широкого профиля. Выпускники физико-математического факультета, кроме основной специальности, овладевают основами производства. Они могут вести в школах уроки машиноведения и труда. Преподаватели русского языка и литературы получают подготовку по одному из иностранных языков. На новом факультете подготовки учителей с высшим образованием для начальных классов основное внимание уделяется изучению методики преподавания в начальной школе, овладению музыкой, навыками рисования и т. п.
Молодых специалистов с дипломом Череповецкого пединститута можно встретить не только в сельских школах Вологодской области, но и на просторах Сибири, в Целинном крае. Труженики народного просвещения сеют добрые семена, приносящие обильные всходы. В 1962 году вступило в строй новое учебное здание педагогического института. На базе бывшего учебно-консультационного пункта открыт филиал Северо-Западного заочного политехнического института. Более 600 заочников готовятся получить инженерное образование по 15 специальностям.
Старейшим учебным заведением города является лесомеханичеекий техникум. В нем в 1916 - 1918 годах учился В. П. Чкалов. Не случайно техникум носит имя великого летчика. Теперь в техникуме готовят электромехаников и других специалистов для лесной промышленности.
500 учащихся овладевают фельдшерско-акушерскими специальностями в медицинском училище.
В 1954 году в городе открылся строительный техникум. Вначале он был вечерним, рабочие учились без отрыва от производства. Несколько позже появилось дневное отделение. Техникум был дважды реорганизован: вначале в индустриальный, а затем в металлургический. Сотни специалистов промышленного и гражданского строительства – выпускников Череповецкого техникума – трудятся в городе на Шексне, на многих других стройках.
Учебно- консультационные пункты Московского и Днепропетровского металлургических техникумов оказывают большую помощь в овладении знаниями вчерашним молодым колхозникам, перешагнувшим порог Череповецкого металлургического завода. А недавно появилось еще одно учебное заведение – филиал Ленинградского речного училища.
Заочная и вечерняя учеба прочно входит в жизнь череповчан, становится основным путем получения высшего образования. В этом конкретное претворение на практике закона о дальнейшем развитии системы народного образования.
Помимо специальных учебных заведений имеются три профессионально-технических училища. Техническое училище № 2 пользуется хорошей репутацией у выпускников средних школ. 500 юношей и девушек получают здесь знания по различным металлургическим специальностям, овладевают строительным делом. Рядом с техническим находится строительное училище. Оно ежегодно дает молодое пополнение рабочего класса тресту "Череповецметаллургстрой" и организациям Министерства строительства РСФСР. На стройку идут новые отряды монтажников, электросварщиков, слесарей, сантехников, штукатуров, маляров.
В ремесленном училище № 6 обучаются будущие речники - кадры Череповецкого судоремонтно-судо-строительного завода. Одни овладевают навыками вождения судов, другие – специальностью котельщика.
В городе широкая школьная сеть. Но ее развитие не успевает за ростом числа учащихся. В 1955 году учащихся было шесть тысяч человек, а в 1961 году - 16 тысяч. Такое резкое увеличение объясняется особенностями развития города. Дело в том, что в первые годы строительства металлургического завода рост населения Череповца шел, главным образом, за счет молодежи, и это не оказывало заметного влияния на школы. В дальнейшем молодые строители обзавелись семьями, и обстановка существенно изменилась. Потребовалось много новых школ. Их просто не успевают строить. В новых районах города за эти годы поднялось 12 красивых школьных зданий. Сейчас в Череповце 17 средних и восьмилетних школ, заочная средняя и 6 школ рабочей молодежи. Большую роль в жизни города играет детская музыкальная школа.
За первые два года после выхода закона об укреплении связи школы с жизнью число учащихся в школах рабочей молодежи возросло в шесть раз.
Растет сеть культурно-просветительных учреждений, играющих важную роль в воспитании. Ведущее место в городе занимают Дом культуры, Дворцы Культуры Строителей и Металлургов. За последние годы в них далеко вперед шагнуло развитие художественной самодеятельности, повысилось исполнительское мастерство. В 1957 году создан городской академический хор под руководством пенсионера-общественника А. А. Разживина. Этот самодеятельный коллектив не уступает многим профессиональным хорам. В 1959 и 1962 годах он с успехом выступал в Москве на Выставке достижений народного хозяйства и в других аудиториях. Сейчас хор преобразован в академическую капеллу.
На базе драматического кружка Дома культуры 19 декабря 1959 года родился любительский народный театр, завоевавший признание у тружеников города и села. Большой популярностью у зрителей пользуется танцевальный коллектив Дворца культуры строителей. В 1959 году он был приглашен в Москву для выступления по телевидению.
Звание лучшей библиотеки РСФСР завоевала в 1959 году Череповецкая библиотека № 1. Она ведет широкую массовую работу с читателями, является неутомимым пропагандистом книги. Не случайно руководитель этого очага культуры Е. М. Торгаванова награждена орденом "Знак почета". У ветеранов библиотечного дела учатся работники 57 других государственных и ведомственных библиотек города, насчитывающих в своих фондах свыше 600 тысяч томов политической и художественной литературы.
Череповецкий краеведческий музей существует с 1920 года. Он образовался на базе двух местных музеев: музея старины или кунсткамеры и музея природы. Экспонаты музея, а их число давно перешагнуло за сто тысяч, всесторонне показывают историческое развитие края. Убедительно и ярко отображают они огромные перемены, происшедшие в городе и районе за годы Советской власти.
В художественном отделе музея хранятся ценные картины выдающихся русских художников, гравюры, уникальные ювелирные изделия, фарфор, редкая иконопись. Широко представлены здесь работы нашего выдающегося земляка – знаменитого русского художника В. В. Верещагина, материалы о его жизни и творчестве.
Важным событием в культурной жизни города явилось рождение телевизионного центра. Над решением вопросов телевидения длительное время работала группа инженеров металлургического завода. Они пытались осуществить прием телевизионных программ непосредственно из Москвы. Однако все попытки оказались безуспешными. Тогда встал вопрос о строительстве телецентра.
В этом важном деле на помощь череповчанам пришли ленинградцы. Предприятия радиотехнической промышленности не только изготовили, но и смонтировали и наладили оборудование Череповецкого телецентра. 30 апреля 1959 года он дал первую пробную передачу. В квартирах горожан вспыхнули голубые экраны телевизоров. Вначале их было немного, но уже в 1961 году число телевизоров превысило пять тысяч. Пять раз в неделю трудящиеся смотрят местные телевизионные передачи.
В городе уделяется большое внимание спорту. За последние годы построены Дворец спорта металлургического завода, спортивные залы строителей, лесо-механического техникума и детской спортивной школы, реконструирован стадион "Строитель" и построен стадион "Металлург".
Для юных горожан открыт Дом пионеров и станция юных техников.
Попутно следует заметить, что сеть учреждений культуры в городе заметно отстает от запросов населения. Назрела, например, необходимость иметь в городе профессиональный театр.
В Череповце проявляется неустанная забота об охране здоровья народа. Только за последние пять лет здесь дополнительно введены в эксплуатацию два корпуса городской больницы и новая поликлиника. Построены больница и поликлиника металлургического завода, больница железнодорожников и родильный дом. Завершено строительство больницы треста "Череповец-металлургстрой" на 240 коек. 250 врачей и свыше тысячи средних медицинских работников оберегают здоровье советских людей.
Самым главным богатством Череповца являются передовики производства, лучшие люди различных отраслей народного хозяйства. Их много на всех предприятиях. Наряду с металлургамии и строителями, добрая слава идет о ткачихе Ольге Першичевой, трикотажнице Валентине Прохоровой, машинисте паровоза Василии Ростовцеве, капитане теплохода Александре Заусаеве, швее Александре Ведениной. Хирург городского медобъединения О. Н. Рубинова и главный технолог треста "Череповецметаллургстрой" Л. И. Бусыгина в 1960 году отмечены высшей правительственной наградой – орденом Ленина.
А недавно горожане поздравили с присуждением высоких званий заслуженных врачей РСФСР хирурга О. Н. Рубинову и специалиста по лечению туберкулеза А. А. Нелазского. Тепло отзываются трудящиеся о таких врачах, как Е. И. Гельднер, А. И. Поподько, П. П. Сапурин, 3. И. Перегуд, Н. Н. Столярова и многих других, долгие годы плодотворно работающих в городе.
В августе 1962 года отряд заслуженных специалистов города снова получил пополнение. Звание заслуженного строителя РСФСР было присвоено бригадирам Т. М. Долгову, А. А. Мышенкову, М. И. Томилину, Л, С. Шарапину, а также руководителю строительного управления "Металлургпрокатмонтаж" Н. К. Сазонову. Все эти товарищи – ветераны череповецкой стройки. Трудно назвать всех скромных тружеников, которые своими самоотверженными усилиями умножают могущество нашей Родины.
Город оказывает благотворное влияние на преобразование всего местного края. Тысячи вчерашних колхозников стали к домнам и мартенам, приобщились к прокатному производству, стали прославленными строителями.
Линии электропередач пересекают Череповецкий район во всех направлениях. Он становится районом сплошной электрификации. Вспыхнули лампочки Ильича в домах колхозников, клубах и школах. Электричество пришло на фермы и колхозные тока. Созданы замечательные предпосылки для механизации трудоемких процессов в сельском хозяйстве.
Вместе с электричеством из города в село шагает культура. Все больше становится населенных пунктов, где принимают череповецкие телевизионные передачи. Их смотрят не только в Череповецком районе, а и в Кадуе, Тойоне, Бабаеве, Устюжне, Весьегонске.
Трудящиеся города активно участвуют в борьбе за подъем сельского хозяйства. Нет ни одного предприятия или строительной организации не связанных с окружающими колхозами и совхозами. Рабочие и инженерно - технические работники оказывают шефскую помощь селу. Работники металлургического завода электрифицировали колхоз "Коммунист", помогли в механизации водоснабжения на ряде скотных дворов совхоза "Комсомолец". Строители воздвигли сооружения Череповецкого отделения "Сельхозтехника". Построенные ими в свое время производственные и бытовые здания Дмитриевской и Петриневской МТС стали в настоящее время опорными базами совхозов "Дмитриевский" и "Петриневский". Десятки скотных дворов, конюшен и других животноводческих помещений построены в колхозах с помощью шефов. В 1960 году началось производство арочных железобетонных скотных дворов для сельхозартелей на заводе товарного бетона, бетонных и железобетонных изделий строительного треста.
Тысячи тонн минеральных удобрений для колхозов области производит коксохимический цех металлургического завода.
Еще полным ходом сооружается гигант черной металлургии, а инженерная мысль уже выдвинула новые большие задачи. В недалеком будущем начнется строительство крупнейшего метизного завода. К 1967 году его первая очередь выдаст продукцию. В юго-западной части города строится завод металлических конструкций. Его изделия пойдут на другие новостройки страны.
Проектировщиков уже давно волнует вопрос, где найти территории под застройку. Разрабатывая генеральный план Череповца на ближайшие 20 лет, они не на шутку встревожились. В существующей городской черте свободных земель почти не осталось. Перенести строительство города на левый берег реки Шексны мешает водная преграда, нужны большие капиталовложения на сооружение огромного моста. Развитие Заягорбского района требует строительства нового моста чрез реку Ягорбу. После долгих размышлений и расчетов было признано целесообразным в настоящее время в основном развивать город за рекой Ягорбой. Уже сейчас ведется строительство железобетонного моста в этом районе. В недалеком будущем в Заречье пройдет трамвай, в дополнение к имеющимся шести автобусным маршрутам возникнут новые, вырастет автобусный парк. Это позволит надежно связать все районы города. Но в недалеком будущем город шагнет и дальше, на левый берег Шексны. Там возникнет новый огромный городской район.
Старый Череповец до революции был захолустьем, сегодня нет больше захолустного городка на Шексне, вместо него мы видим новый современный Череповец. История
— История города
— Выдающиеся личности




История Череповца

Краткая история возникновения и развития города

Археологи установили, что первые поселения людей на территории нынешнего Череповца относятся к очень давним временам.
В 1906 году была открыта Ягорбская стоянка, вторично подробно обследованная в 1931-1933 годах экспедицией под руководством директора Череповецкого музея К. К. Морозова.
Ягорбская стоянка послеледникового периода возникла во время заселения Севера нашей страны кроманьонцами 4 тысячи лет до нашей эры. Эта стоянка была обнаружена при земляных работах в устье реки Ягорбы на глубине 5,8–6,8 метра в слое иловатой синей глины.
На стоянке найдены костяные и кремневые орудия: гарпуны для рыбной ловли, костяной наконечник стрелы, кинжалы – орудия охоты, костяные шилья для шитья одежды из шкур, костяное лощило и кремневый скребок, ланцетовидный нож с черенком и другие орудия труда. Была обнаружена также часть черепа человека, жившего примерно 6 тысяч лет назад.
Найденные при раскопках материалы свидетельствуют о том, что поселения людей здесь имелись еще в первой половине второго тысячелетия до нашей эры. Центром края, на территории которого впоследствии возник Череповец, в IX–XIII столетии был город Белозерск – древнейший славянский город края и всего Севера. В летописях Белоозеро упоминается уже 862 годом, когда это поселение будто бы стало резиденцией князя Синеуса, одного из братьев легендарного Рюрика. Это не нынешний Белозерск, лежащий на южном берегу озера Белого. Место древнего Белоозера долго было неизвестно. Его удалось установить лишь в самые последние годы. С давних пор легенды и предания помещали город у истоков Шексны. Эти предания подкреплялись частыми находками старинных вещей, особенно при вспашке. Несколько раз в послевоенные годы совершали сюда туристские походы череповецкие пионеры (во главе с А. А. Алексеевой) и каждый раз приносили из походов новые и новые находки. Все это привлекло внимание местных, а затем и московских археологов. В 1949 году была произведена разведка на месте, а с 1950 года начала работу экспедиция Государственного Исторического музея во главе с Л. А. Голубевой. Была раскопана площадь в 1200 квадратных метров и открыт непрерывный ряд культурных слоев поселений IX–XV веков.
Оказалось, что город IX-X веков был невелик и располагался на возвышенности недалеко от правого берега Шексны, ниже нынешнего села Каргулино. Здесь в слое IX-X веков найдены остатки жилищ и большой набор вещей. Позднее, к XI веку, город разросся в сторону Шексны и вдоль ее правого берега. Слой XI-XII веков содержал еще больше вещей и построек. Судя по вещам и инструментам, здесь жили различные ремесленники : кузнецы, медники, косторезы, деревообделочники, скорняки, сапожники, гончары. Найдены орудия сельского хозяйства, рыболовства. Среди этих находок немало привозных изделий, что свидетельствует о далеких торговых связях Белоозера.
Город имел спуск к реке (пристани), мощенный стволами деревьев и улицы, напоминающие мостовые Новгорода того же времени. При раскопках не найдено следов укреплений. В верхнем слое заметны следы пожарища. Известно, что в XIV веке город был дважды сожжен: самими жителями после чумы 1363 года и новгородцами во время набега в 1398 году. В IX веке территория нынешнего Череповца была заселена племенем весь, что впоследствии отразилось, по-видимому, и в названии города – Череповесь. Ряд окрестных близлежащих мест также носят названия, связанные, вероятно, с расселением племен весь - Весьегонск, Луковесь (Луковец) и т. д. Со временем племя весь полностью смешалось с пришедшими сюда славянскими племенами.
В конце XIV века началась активная колонизация земель северо-западной Руси. Новые монастыри, как форпосты политического укрепления Московского княжества, возникли по течению рек Костромы, Вычегды, Шексны и далее в бассейне реки Онеги.
Монастырские форпосты северо-западных районов Руси имели важное экономическое и политическое значение. Монастырь являлся, прежде всего, хозяйственным центром – земледельческим поселением, жители которого расчищали лес, разводили огороды, пахали, косили. Во-вторых, монастыри были представителями Москвы и способствовали укреплению влияния и власти московских князей на обширных пространствах Руси. В-третьих, монастыри играли значительную роль в качестве поставщиков многих товаров ко двору митрополита. С северо-запада в Москву шли обозы с пушниной, рыбой, маслом и многими другими товарами.
Естественно, что вокруг монастырей создавался своеобразный хозяйственный и торговый центр, к которому тяготело население прилегающих районов. При этом религиозность в то время играла второстепенную роль.
Таким хозяйственно-политическим центром района был и Воскресенский монастырь, основанный около 1360 года. Внук Димитрия Донского белозерский князь Михаил Андреевич в грамоте за 1449 год подтверждает ранее установленные его отцом Андреем Димитриевичем права монастыря на владение крестьянами, а также селами Федосьево, Никольское и Подмонастырской слободой.
Основание и развитие Воскресенского монастыря обусловливались двумя причинами: во-первых, необходимостью укрепления позиций православной церкви в этом районе Руси, во-вторых, монастырь был крупнейшей рыбной вотчиной московских патриархов и поставлял в Москву значительное количество рыбы.
Воскресенский монастырь "на Череповеси" в течении более чем двухсот лет являлся личным, так называемом "домовым", владением московского митрополита, с 1589 по 1700 годы он принадлежал московскому патриарху, а с 1700 года - Синоду.
В конце XVI века в районе будущего Череповца возник крупный по тогдашним временам центр выплавки железа. Сырьем служили имевшиеся здесь в изобилии болотные руды. Исстари звалась Железной Улома, Железнопольской называли Устюжну. Гвозди, топоры, серпы и косы местного производства были широко известны в стране. Значение Устюжны Желеэнопольской выросло во второй половине XVI века. Богатые залежи болотной железной руды здесь, как и в новгородской земле, разрабатывали крестьяне и снабжали ею кузнецов города. Изделия этих ремесленников получили широкую известность. Богатый рудою беломорский край стал крупным районом железоделательной промышленности и ремесленного производства.
Вокруг Воскресенского монастыря постепенно вырастало село Федосьево, получившее свое название по имени одного из основателей монастыря - московского купца, впоследствии монаха Феодосия. Среди жителей села были уже не только монахи, но и ремесленники, и торговые люди.
Село Федосьево стало основой будущего города Череповца.
Сфера хозяйственной и административной деятельности монастыря расширялась. Так, в 1626 году монастырь имел 29 деревень и 18 погостов. Крестьяне монастырских сел подвергались жесточайшей феодальной эксплуатации, несли бремя многих феодальных повинностей. Вот, например, как определяет круг повинностей монастырских крестьян. Уставная грамота митрополита Киприана, относящаяся к 1391 году. Она предписывает "более зажиточным крестьянам из монастырских сел церковь строить, монастырь и двор огораживать, хоромы ставить, весь участок пашни игумена сообща пахать, сеять, жать и [зерно] отвозить, сено косить десятинами и во двор отвезти, забивать коз для весенней и зимней [ловли], сады обряжать, являться на рыбную ловлю неводом, пруды прудить, ходить на бобров осенью и истоки забивать. На пасху и петров день приходить к игумену с тем, что у кого на руках. Крестьянам из сел, не имеющим лошадей, к празднику рожь молоть и хлебы печь, солод молоть, пиво варить, на семена рожь молотить; лен даст им игумен в села и они прядут, сети и дели для неводов изготовляют. А дают из сел все люди яловицу. Если игумен приедет в какое-либо село на братчину, то давать по зобне овса коням игуменским"
В начале XVII века страна подверглась нападению со стороны польско-шведских интервентов.
Захватчики проникли и в наш край. В 1610 году отряд интервентов напал на Воскресенский монастырь. Почти все монахи во главе с архимандритом Моисеем Арцибашевым погибли в бою; скот, хлеб и все имущество монастыря были расхищены интервентами. Разорению подверглись села и деревни Федосьево, Ильинское, Стефановское, Рождественское. Ограбленное население вынуждено было скрываться в лесах. Набеги интервентов повторились в 1613 и 1614 годах.
Особенно самоотверженно боролись против иноземных захватчиков крестьяне монастырских деревень. Так, жители деревни Лихачево, вооруженные дубинами и топорами, напали на польский отряд, стоявший на территории нынешнего Абакановского сельсовета. В бою уничтожено много интервентов. Особой храбростью отличился крестьянин Матвей Пушняк. Вооруженный топором, насаженным на длинный шест, он был грозой оккупантов. В одном из боев Пушняк погиб.
В 1644 году Воскресенский монастырь был вновь отстроен. Духовные феодалы, заправлявшие монастырем, угнетали и эксплуатировали крестьян ничуть не меньше "cветских" помещиков. Дошедшие до нас документы свидетельствуют о том, что владельцы монастыря грабили и обирали крестьян, чинили насилие над ними. Так, в челобитной на имя патриарха Никона в 1652 году крестьяне села Никольского писали: "Архимандрит с братией живет не по монастырскому уставу".
Значение Федосъева особенно возросло в связи с начавшимся в 1703 году строительством водного пути, который должен был соединить бассейн Волги с Каспийским морем. Федосьево превращалось в важный торговый перевалочный пункт, через который шли товары с Волги и из северных районов страны в новую столицу России – Петербург. В связи с этим 4 ноября 1777 года село Федосьево, а также прилегающие к нему села Никольское и Подмонастырская слобода были официально преобразованы в город, получивший название Череповец.
В указе Екатерины II об образовании города подчеркивается значение Череповца:"Учредить при Череповецком монастыре для пользы водяной коммуникации город именованием город Череповец".
Важным событием в жизни города был пуск в эксплуатацию Мариинской водной системы 21 июля 1810 года. Мариинская система соединила Череповец с Волгой, Петербургским портом, а через него и с Балтийским морем. По Мариинской системе ходили суда грузоподъемностью до 10 тысяч пудов, пропускная способность ее составляла до 30 миллионов пудов груза. Шексна входила в Мариинскую систему на протяжении 397 верст. Четвертая часть пути по Шексне была фактически очень мало пригодна для судоходства, изобиловала порогами и мелями, поэтому длительность прохождения судов с грузами через всю систему иногда достигала трех-четырех месяцев.
Несмотря на открытие в 1810 году судоходства по Мариинской системе, Череповец развивался медленно, численность населения увеличивалась незначительно. На погрузочно-разгрузочных работах на пристани были заняты, главным образом, приходившие из окрестных деревень крестьяне-бедняки.
Вот как описывается город в одном из официальных документов 1800 года: "Казенных строениев, магазейнов соляных-2, винных-1, питейных домов-3. Дворянских домов старого строения – 1, а по плану выстроено -4 купеческих и мещанских: старого строения-41, новых по плану на каменном фундаменте-68, а без фундамента-13. В том городе число жителей в наличности обоего пола: купцов-16(мужчин), женская-15; мещан-344 (мужчин), женская-335; дворян-27(мужчин), женская-24; присяжных-4(мужчин), женская-4; воинской штатной команды-24, женская-7, сельских заседателей-2, приказнослужителей-25(мужчин), женская-13 отставных солдат-1, священно-церковно служителей (мужчин)-11, женская-10, слуг при господах живущих-12(мужчин), женская-10,живущих по паспортам-8(мужчин),женская-6;
Всего разного звания в одном городе живущих мужская и женская-901. Из числа оных ремесленников: столяр-1, сапожник- 1."
В середине XIX века в Череповце существовало единственное промышленное предприятие - кирпичный завод, на котором работало семь рабочих. В 1863 году в городе было 3300 жителей.
После крестьянской реформы 1861 года развитие Череповца пошло быстрее. Население его стало расти за счет разорившихся крестьян окрестных деревень. Ограбленные помещиками, крестьяне потянулись на Шексну, на строительные работы в Череповец, на многочисленные промыслы. Отходничество стало основным источником существования подавляющего большинства крестьянских хозяйств Череповецкого уезда. Иначе большинство крестьян не могло и существовать.
Вот, например, как были "освобождены" крестьяне помещика Гальского в Череповецком уезде. На 378 человек было выделено 855 десятин земли, из которой пахотной - только 370 десятин. За эту землю крестьяне должны были выплатить помещику около 34 тысяч рублей выкупа. В среднем на одну душу крестьянского населения пришлось в этом имении меньше одной десятины пахотной земли. Это не могло обеспечить даже полуголодного существования. В то же время в собственности помещичьей семьи, состоявшей из трех человек, была оставлена 1631 десятина лучшей земли.
В 1860 году местные капиталисты братья Милютины пустили первый на Шексне колесный пароход "Смелый", который начал совершать регулярные рейсы между Череповцом и Рыбинском. На верфях Череповца были построены три морских грузовых брига дальнего плавания ("Россия", "Шексна" и "Алексей") – одни из первых морских судов, сделанных в России. Эти суда ходили из Петербурга в порты Англии и Америки.
В 1865 году был основан городской общественный банк, открыта больница на 38 коек.
В 1888 году открылась сельскохозяйственная школа. Учащиеся круглый год работали в имении, практически изучая передовые по тому времени методы полеводства, луговодства, садоводства, огородничества, пчеловодства, а также слесарное, столярное и кузнечное дело. Школа подобного типа была тогда единственной в России. Выпускники ее обладали хорошими практическими знаниями и некоторой теоретической подготовкой.
К концу XIX века в городе существовало уже несколько учебных заведений: Александровское техническое училище (основано в 1869 г.), реальное училище (1873 г.), Мариинская женская гимназия (1873 г.), учительская семинария (1875 г.), городское трехклассное училище и женское профессиональное училище (1887 г.). В октябре 1871 года была основана Череповецкая городская библиотека. По количеству учебных заведений Череповец стоял впереди большинства уездных и даже некоторых губернских центров царской России.
Буржуазные преобразования в городе и местном крае в пореформенный период в известной мере связаны с именем крупного капиталиста, владельца пароходных компаний, судов и предприятий И. А. Милютина. Он был автором ряда проектов, связанных с подъемом хозяйства города и края, улучшением Мариинской системы. Вместе с другими капиталистами Милютин на протяжении многих лет настойчиво добивался прокладки железной дороги Петербург – Вологда через Череповец. Осуществление этих проектов, конечно, прежде всего обеспечивало самому Милютину получение огромных барышей, но объективно оно способствовало экономическому развитию города и края. Роль этого капиталиста в деле развития и края отмечал А. М. Горький. В статье "О том, учился писать" А. М. Горький среди ряда русской буржуазии называет и таких культурных деятелей, как "Череповецкий городской голова Милютин и целый ряд московских, а также провинциальных купцов, весьма умело и много поработавших в области науки, искусства и т. д.".

В этой группе, возможно, есть записи, доступные только её участникам.
Чтобы их читать, Вам нужно вступить в группу