Все игры
Обсуждения
Сортировать: по обновлениям | по дате | по рейтингу Отображать записи: Полный текст | Заголовки
Gennady Smirnov, 23-04-2013 00:40 (ссылка)

Кырык мары мадмашвла: да: вес традицивла: - тишкы анжалмада

http://hillmarygames.blogspot.com/ - анжыда, лыдда, па:лым эдемвла:м мода гы:нь - лы:мы:шты:м сиры:да:. Да: цила: мам а:штеда: эрты:ш ы:лы:ма:ш гы:ц сиры:да: - та:мда:н лы:м доно ла:ктеш да: цила ва:ре лыдын керды:т. Вычена:!!!

Поддержим нашего участкового!(Конкурс "Народный участковый 2012)

С 7 октября в Республике Марий Эл стартовал второй этап Всероссийского конкурса МВД России «Народный участковый», который определит лучшего участкового республики.

Я думаю, что мы все, жители г.Козьмодемьянска и Горномарийского района должны поддержать нашего участкового, который представляет наш город и район (Севодняев А.В.).

http://12.mvd.ru/citizens/narod_uch/17168/

13 октября в Казани День Памяти народов Поволжья и Урала!



В столице Татарстана Казани 13 октября (суббота) 2012 года пройдет 22-ой
День памяти защитников Казани, павших при взятии города – 460-ая
годовщина завоевания Казани войсками Ивана Грозного. 15 октября 1552
года после героической 41-дневной обороны, в ходе ожесточенного штурма
пала столица Казанского ханства, Казань.180-тысячной русской армии
противостояла 30-тысячная армия хана Едигера, в которую входили татары,
ногайцы, удмурты, мордва, чуваши и марийцы. В осаде было задействовано
огромное количество войск и орудий. Русские войска имели огромный
численный перевес над осаждёнными, кроме того, русские имели
многочисленную артиллерию (150 орудий). «Наряд» (артиллерия) располагала
различными типами орудий. Русская армия была представлена всеми родами
войск: конницей, стрельцами. По рассказам историков в 180 тысячной армии
Грозного было 30 тысяч татар-мусульман. Что опять-таки ставит под
сомнение правдивость российских историков. Ведь не могло столько
мусульман равнодушно смотреть, как из пушек расстреливали минареты и
принимать в участие массовой резни мусульман, включая детей и женщин
Казани.

Каждый народ вправе гордиться своей историей. История каждого народа -
неповторимая, особенная, самобытная. Мы должны помнить о делах дней
минувших, должны изучать и знать историю своего края. Необходимо, чтобы
представители нашего поколения умели принимать исторические знания,
которые тесно связаны с культурой и традициями народов Поволжья и Урала.
Коренные народы Поволжья и Урала относящиеся к двум крупным
этнолингвистическим группам, финно-угорской: коми, удмурты, мордва,
марийцы, и тюркоязычной: чуваши, татары, башкиры. Все эти народы прошли
сложный путь. В процессе совместного проживания происходило
взаимовлияние и взаимопроникновение культур, имеющих свои особенности.
Это - наша общая история, но каждый народ помнит и чувствует эту историю
по-своему. Национальная память по-своему перерабатывает и осмысляет
общий опыт. И поэтому каждый народ должен гордиться свей историей, и мы
обязаны попытаться сделать так, чтобы наши общие трагические
воспоминания сближали, а не разъединяли нас. И у нас есть шанс
добиться того, чего мы хотим.

С завоеванием Казанского ханства Москвой в 1552 году власть хана в
Казани ликвидировалась. В крупнейшие города в Казань и в Свияжск
направляются большие воеводы, являвшиеся наместниками Ивана Грозного на
местах. Намереваясь усилить колонизацию Поволжья и Сибири, московское
правительство учредило в Казани самостоятельную епархию под
покровительством военных. Епархия сразу же занялась постройкой
монастырей и церквей, а также насильственной политикой христианизации
местного населения. Во всех татарских селах жестоко разрушались мечети и
медресе, уничтожались ценные и священные арабские книги и древние
рукописи. На местах разгонялись исламские просветители и учителя,
религиозное руководство в лице мулл и имамов. Над татарами,
противившимися крещению, совершалось дикое насилие: их сажали в тюрьмы, у
них отбирали земли, их выселяли из деревень, заставляли жениться на
русских женщинах, держали в цепях, жестоко пытали. Детей татар и башкир,
заново обратившихся в Ислам, отбирали у родителей и раздавали
новокрещенным. При этом церковники не скрывали, что их цель - отучить
татар от исламской веры. В свою очередь татары-мусульмане, борясь с
насильственной христианизацией, разрушали монастыри и церкви, избивали
наиболее ненавистных им священников, некоторых даже убивали, поднимали
массовые восстания. Кроме татар, являвшихся в своем большинстве
мусульманами, на территории бывшего Казанского ханства из-за религиозной
политики оккупантов пострадали и другие народы чуваши, удмурты,
марийцы, у которых вырубались священные рощи. Позже Архиепископом в
Казань был направлен фанатик-миссионер и беспощадный палач Лука
Конашевич. За короткий срок в Свияжском уезде со своими палачами он
сумел крестить 13822 чувашей, черемис и мордвы.

Вот уже несколько лет реставрация храмов Свияжска ведется за счет
федерального и республиканского бюджета, конечно же, больше из кармана
жителей Татарстана. Взнос каждой стороны, по данным фонда «Возрождение»,
по 400 миллионов рублей ежегодно. Город Свияжск был основан в мае 1551
года. Первыми прихожанами были враги наших предков Иван Грозный и
русские воины, стрельцы, которые молились перед походом на Казань. Слова
Ивана IV после взятия г. Казани: "Мечети поганые раскопать и святые
церкви на их месте возвести", позже в оккупированных регионах к июню
1744 года из 536 мечетей было разрушено 418; москвичи от полного
уничтожения воздержались потому, что слух об этом мог дойти до
мусульманских стран и вызвать там разрушение церквей.

Мы помним вынужденную иммиграцию поволжских татар в Среднюю
Азию, Турцию и в другие страны случившееся из-за насильственного
крещения и национального гнета. Однако татар всегда тянуло к
историческим землям своих предков. Они едут, чтобы увидеть земли
татарских ханов - Сибирь, Волгу, Урал, Татарстан, Астраханские,
Оренбургские, Пермские, Самарские, Симбирские, Омские края. Живущие за
рубежом наши соотечественники, помнят и знают нашу историю, они проводят
многочисленные мероприятия по консолидации татарских общин,
сохранению этнокультурного пространства, укреплению связей с
исторической Родиной, вносят весомый вклад в мировую цивилизацию, это
ли не доказательство того, что татарский народ не побежден и продолжает
развиваться?

Взглянем, как относятся татары, русские и их правительства к своей истории.

В этом году жители России с размахом провели 200-летие Бородинской
битвы. К юбилею приурочены торжественные мероприятия в разных городах и
регионах: открытия музеев, организация военных реконструкций, выставок,
фестивалей и т.д. Президент России принял участие в праздновании
200-летия битвы под Бородино. По случаю 200-летия победы над французами в
России прошли общецерковные торжества. Во всех храмах РПЦ прошли
молебны. Юбилейные торжества возглавил лично Патриарх. Более 2,7 млрд.
рублей ушло на подготовку мероприятий по празднованию 200-летия.

Каждый год патриоты Татарстана и соседних республик собираются почтить
память предков, однако мы не видим президента республики Татарстан,
министров, депутатов, писатели, деятелей культуры, (депутаты, писатели,
деятелей культуры участвуют только 25-30 человек) директоров
предприятий, ректоров институтов, директоров школ и имамов мечетей
республики. Неужели правительство Татарстана не может выделить около 100
миллионов рублей нам татарам, которых больше 12 миллионов по всему
миру, для проведения Дня памяти, в частности для издания брошюр, книг,
календарей, проведения конференций, построек монументов павшим героям,
музеев?

С таким же успехом могут совместно проводиться мероприятия братских народов Поволжья и Урала:

Башкиры – день приуроченный Салавату Юлаеву - башкирскому национальному
герою, одному из руководителей Крестьянской войны в 1773-1775 годах,
сподвижник Емельяна Пугачева.

Чуваши - «Акатуй» - один из самых важных национальных праздников
чувашского народа и связан с древними традициями празднования окончания
весенних. полевых работ.

Удмурты - «Гербер» - традиционный удмуртский национальный праздник.

Марийцы - «Семык» - национальный праздник марийского народа посвящённый национальным героям.

Мордовы - «Тексень каштаз» - национальный мордовский праздник.

Мы призываем 13 октября к флагам Татарстана привязать зеленые ленты,
напоминая о героических погибших предков, главу Русской Православной
Церкви (РПЦ) Патриарха Кирилла принести публичное покаяние за проступки,
совершенные в период инквизиции перед народами Поволжья и Урала, широко
освещать данное мероприятие в средствах массовой информации.



Председатель Шуры Аксакалов - Габдельбарый Зиннуров.

Председатель Набережночелнинского отделения ТОЦ - Рафис Кашапов.

Председатель камского отделения СТМ "Азатлык" - Ильмир Салих.

http://tatar-centr.blogspot.com/2012/09/13.html



Как идет подготовка ко Дню Памяти?

http://www.tatar-gazeta.ru/...



Конкурс

Православный краеведческий конкурс проводится Переводческой комиссией при Йошкар-Олинской и Марийской епархии по благословению Высокопреосвященнейшего архиепископа Иоанна. Конкурс посвящен просветителю марийского народа, священнику Г.Я. Яковлеву, которому 21 ноября 2012 года исполняется 100 лет со дня преставления, 25 марта 2013 года 170 лет со дня рождения.

Конкурс проводится до 14 октября 2012 года в г. Йошкар-Ола
Вконкурсе могут принимать участие все желающие. Количество участников неограничено. Ответы можно присылать на государственных языках Республики МарийЭл.


Конкурспроводится по 3 номинациям. Каждый участник может участвовать во всех 3номинациях, либо в одной или двух по выбору.

К каждой работе должна прилагаться заявка на участие вконкурсе.


Анкеты и ответы на конкурсное задание принимаются до 14 октября 2012 года до 17:00по Московскому времени. 

Заявки и ответы принимаются вместе по адресу: 424000, Республика Марий Эл, г.Йошкар-Ола, ул. Вознесенская, дом 81, Православный центр, Переводческаякомиссия, каб. 224. На адрес электронной почты fedna74@mail.ru

Участникам конкурса будут вручены дипломы об участии, Победителям конкурса – почетныеграмоты и призы.

Торжественноемероприятие по награждению победителей конкурса состоится 30 октября 2012 года в 13:30 в с. Арино Моркинскогорайона Республики Марий Эл в приходе церкви Рождества Христова.
Результаты викторины будут опубликованы на сайте Йошкар-Олинской иМарийской епархии.

Православный краеведческий конкурс,посвященный просветителю марийского народа, священнику Г.Я. Яковлеву (1843 –1912)


I НОМИНАЦИЯ. Сочинение «Как проходят у нас церковныепраздники». Текстможет сопровождаться фотографиями, рисунками.


II НОМИНАЦИЯ. Исследовательская работа «Церковь иистория нашего рода».В этой номинации должны быть материалы, связанные с крещением, паломничествомпо святым местам, либо кто-то из родственников, знакомых служил в храме илиощутили помощь от Бога и святых во время жизненных трудностей, войны. Приложенныефотографии и копии документов повысят значимость работы при ее оценивании.


III НОМИНАЦИЯ. Викторина.


1. В состав какихгуберний входила до революции нынешняя территория Республики Марий Эл?

2. В какую епархию входилатерритория Марийского края после воссоединения с Русским государством, кто былее первым правящим архиереем?

3. Где и под чьимруководством была издана первая марийская грамматика?

4. Когда, где и скакой целью было открыто Братство святителя Гурия?

5. Как называетсяпервая книга, изданная Братством святителя Гурия?

6. Назовите место рождениясвященника Гавриила Яковлева.

7. Где и когда началсвою трудовую деятельность Гавриил Яковлев?

8. Назовите именародителей священника Гавриила Яковлева. Как звали его духовного отца?

9. Какую школу внашей республике построил священник Гавриил Яковлев?

10. Перечислитеизвестные Вам названия книг священника Гавриила Яковлева.

11. В какой из своихкниг священник Г. Яковлев отмечает цель написания данной работы? Почему?
12. Назовите последнее место служения священника Гавриила Яковлева.

Заявка

на участие в Православном краеведческомконкурсе, посвященном просветителю марийского народа, священнику Г.Я. Яковлеву


Ф. И. О. участника__________________________________________________


Дата рождения_____________________________________________________


Номинация конкурса________________________________________________


Контактныйтелефон________________________________________________


Учебное заведение или местоработы __________________________________

__________________________________________________________________


Адрес _____________________________________________________


Ф.И.О. учителя для учащихсяшкол_________________________________

__________________________________________________________________

Контактный телефон________________________________________________

ПРОГРАММА

праздника, посвященного памяти

священника Гавриила Яковлева

30 октября 2012 г.

8.00.Божественная литургия в храме Рождества Христова с.Арино.

11.30.Лития о усопшем на могилесвященника Гавриила Яковлева.

12.00– 13.00. Праздничный обед.

13.30.Круглый стол:

Приветствия

Выступления

Воспоминания

15.30.Награждение победителей конкурса, посвященного просветителю марийского народа,священнику Г.Я. Яковлеву.

15.45.Музыкальная часть.

16.00.Чаепитие.
16.30. Отъезд гостей и участников круглогостола.

Gennady Smirnov, 17-05-2012 09:25 (ссылка)

ЧебГЭС - проблема 68

Та"нгвла"! Тишкы" http://www.gornomari.ru/forum?func=view&catid=4&id=10#10 анжалмада да" тумайымашвла"да"м сирема"да". Кым а"рняшты" (4-9 июнь) луатик колыштмашым кырык марын солавла" мыч Чываксар ГЭСын вы"ды"м лу"кты"ма"ш гиша"н эрта"ра"т. Мариуверы"шты" http://mariuver.wordpress.com/2012/04/24/jedin-frontom/#comment-33270 ужын керды"да" кынам махань солашты колыштмаш лиша"шлык.

Всероссийский молодежный образовательный форум «Селигер - 2012»

С 1 июля по 2 августа на берегу живописного
озера Селигер в Тверской области будет проходить Всероссийский молодежный
образовательный форум «Селигер - 2012».


20 тысяч молодых людей из всех регионов России в
одном месте, у каждого уже есть опыт побед, энергия и воля для решения любых
задач. Управление по молодежной политике Министерства образования и науки
Республики Марий Эл приглашает активную и талантливую молодежь республики к
участию в инновационных сменах Форума.


Уже сейчас можно зарегистрироваться на следующие
смены Форума:

- смена «Инновации и техническое творчество» (1-9 июля);

- смена «Артпарад» (1-9 июля);


- смена «Все дома» (1-9 июля);


- смена «Предпринимательство» (1-9 июля);


- смена «Технология добра» (9-17 июля);


- смена «Информационный поток» (9-17 июля);

- смена «Беги за мной» (17-25 июля);


- смена «Молодежные правительства» (17-25 июля).


Результатом работы форума станет выявление
нескольких тысяч талантливых людей, которые получат необходимые инструменты для
дальнейшего развития своего таланта, поддержку и инвестиции.


 Стать
представителем делегации на Селигер от Республики Марий Эл можно уже сейчас.
Для этого необходимо: зарегистрироваться на официальном сайте Форума - www.forumseliger.ru
(заявки подаются только через сайт).


Транспортные расходы по проезду на Форум и
обратно компенсирует управление по молодежной политике Министерства образования
и науки Республики Марий Эл.


Специалисты управления по молодежной политике
Министерства образования и науки Республики Марий Эл, курирующие подготовку к
Форуму «Селигер - 2011»:


Самойлова Елена Анатольевна (8362) 42-96-29,


Березина Анастасия Валерьевна (8362) 42-96-29.


 

Наши традиции

Предлагаю вспомнить все наши традиции.
Столкнулась недавно с такой проблемой, стала копаться в ней и оказалось, что очень мало знаю о своих корнях. Помогите, возможно эта проблема не только моя, кто в подробности знает какие-либо традиции, напишите о них :)

Gennady Smirnov, 19-10-2011 21:40 (ссылка)

"Кыткы сӱӓн"

Шергӓкӓн тӓнгвлӓ!
 
Пет Першутын "Кыткы сӱӓн" текстым кышты моаш лиэш вӓл.

Изиэм годын мӹньлӓнем ӓвӓм тидӹм лыдын ыльы... Пиш когон ярятем ыльы
ти лыдмыжым...
Интернетӹштӹжӹ кӹчӓлӹнӓм - лач поэман лӹмжӹ вел вӓштӓрӓлтеш.
Иктӓжӹн улы гӹнь pdf форматеш тишӓкен пиштен кодемӓдӓ.
Word (doc, rtf) форматвлӓжӹ шӹренок мары йӹлмӹн буквавлӓм (Ӓ, ӓ, Ӧ, ӧ, Ӹ, ӹ, Ӱ, ӱ) ямден колтат...
Кого тау!

Gennady Smirnov, 16-10-2011 01:59 (ссылка)

Цикмӓ???

Тевеш тиштӹ http://www.youtube.com/watch?v=NSAic7c44bk&feature=related ужын колтышым... Ой-ой-ой!!! Лачок-ок Цикмӓжӹ тагачат техень ма? Пиш намыс вет...
Халан хозавлӓ ак ужеп ма?????  

Gennady Smirnov, 11-09-2011 21:43 (ссылка)

БЛАГОДАРЮ MAIL.RU ЗА ПОМОЩЬ - КОГО ТАУ!!!

Уважаемая администрация MAIL.RU - спасибо вам за помощь. Кого тау! - так это звучит на горномарийском языке.
Наше сообщество "МЫ ИЗ ГОРНОМАРИ!" будет и далее жить и развиваться на вашем гостеприимном сайте.

Шергакан кырык мары халык! Первиш "критикан" сирымашвлаемжым мынь шкеок тишац лыктынам . Худам ида тумайы.

Ындежы алмада шукыракым ылымашда гишан сиремада. Мары сола ылымашын цевержымат да нелы ылымашжымат анжыктемада. Махань тумайымашым кырык халык тумая - сиремада. Тишакен кырык сир ылымашым цила статьян анжыкташ лиэш вет. Пиш шукы сандалыкышты марынвлаэт кызыт ылат. Да соикток туан кырык сирыш мындырц гынят анжалмы шоэш вет!!! 
Цилалан пурым шанем!    



Телеканалы и радиовещание на финно-угорских языках.

Напишите какие телеканалы и радиовещание на финно-угорских языках вы знаете. На каком финно-угорском языке выходит? Сколько процентов или часов эфира выходят на финно-угорском языке? Регион вещание?

По поводу повышения уровня ГЭС что можете сказать?

По поводу повышения уровня  Чебоксарской ГЭС что можете сказать?
Какие плюсы или минусы этого события.
Уже есть решение. Поднимут воду однозначно.

Газеты и журналы на финно-угорских языках.

Напишите какие финно-угорские газеты и журналы вы знаете. На каком финно-угорском языке выходит? Государственный или частный? Тираж? Адрес редакции? Сколько раз в месяц выходит? С какого года?

Национально-территориальная автономия. Настоящее и будущее

Некоторые считают что СССР развалила мина медленного действия коммунистов под названием национально-территориальной автономии. Но это "мина" отодвинула распад Российской империи на 70 лет и помог закончить гражданскую войну быстрее. Многие национальные организации и лидеры перешли на сторону коммунистов. Россия сейчас является единственной страной колонизаторов времен Великих Географических открытии которая сохранила более половины преобретенных (колонизированных) земель. Например Испания, Португалия, Франция, Англия лишились практический всех земель в Америке и Африке. Их колонии были сопоставимы с азиатской частью России по территории. Испания владеет сейчас только Канарскими островами, Португалия Азорскими и островом Мадейра которые находятся недалеко от побережия Португалии и Испании. Англия владеет несколькими практически необитаемыми маленькими остравами по всему миру. У Франции есть Таити, Новая Каледония, Гвиана. Все что осталось у этих стран не сравнимо с нашей Сибирью и Дальним Востоком. Национально-территориальная автономия спасла нас от распада в 1917 году и сделала менее болезьненным распад СССР. В Африке где границы проходили и проходят не по национальным границам до сих пор тлеют войны на межнациональной почве. В СССР почти у каждого народа были национальные автономии, административные границы во многом случае соответствовали национальным. У нас было изобретено национально-территориальная автономия которую приминяют многие многонациональные страны что бы избежать или ослабить межнациональные конфликты. Примером могут стать КНР, Индия, Пакистан. Даже распад в таком случае бывает более мирными, так как границы уже определены. Теперь то чему мы должны быть благодарным признают причиной распада СССР. СССР пережил колониальные империи на 30 лет. В 1960-70 годах все колониальные империи распались. Даже после распада СССР Россия сохранила более половины приобретенных земель за счет национально-территориальной автономии. А сейчас некоторые хотят избавится от автономных регионов под лозунгом парада обьединения. Это приведет к распаду России. Ведь автономия лекарство от сепаратизма. Предлагаю создать "Федералистическую партию" которая объединить всех кто стремиться к сохранению и большей автономии. Такая большая и разнообразная страна как Россия не может быть унитарным и федеральность нам необходима. Больше автономии - меньше сепаратизма.

Без заголовка

Выпускники школы - интерната с ул.Советской 33. Часть фото выпускников школы размещены в фотоальбоме д.Сарамбаево. Приглашаем в 2011 году на юбилей интерната - 55 лет! Ждем всех!!!

выпускники козьмодемьянской школы-интернат до 1980 года ау!

 прошу оставить сообщение всех кто учился в козьмодемьянской школе-интернат до 1980 года или кто-нибудь , что-либо знает о них. зоя охотникова,наташа горниченко,лариса шумелева,люба иванова,люда протасова,соня никеева,люба яматаева,римма синичкина,римма тяпкина,таня волкова.лена абуталипова,надя егошина,лариса петрова.люда лебедева.лиза маркина,тамара шарова, броня кильдяков,сережа романов,витя матюков.витя шабалин.коля есин,эдик семенов.юра соловьев,маша кострова,галя сиваева...вас ищут ! 

Gennady Smirnov, 08-08-2010 02:26 (ссылка)

Тетьявлан мадышвла...

Шергакан халык! Тошты вереман тетьа мадышвлам алмада иквареш ашындарена. Мынь кызыт жы кутлу кок иаш ылам. Изием кодым жы ыленна ыльы Йынгы Кушыргышты. Когон яратена ыльы ечы дон кыргыжталаш, да карем кырык гыц лапыш мардеж гань кыдал валаш. Ечы дон да изи тир доно. Каремышты тел гач ик свеза лым лаштыкат ак код ыльы - тетьявла кутанышты доно цила кырыквлам йылгештен шындат ыльы. Пыцкем якте мадынна. Вадеш жы ававла карем тырыш толыт да тетьявлаштым саслен ужыт ыльы. Кынам жы пиш когон шыдешкат - тетьявлашты урокыштымат ыштыделыт, вольыкымат пукшаш-юкташ палшыделыт. Мадыныт веле... Мыньжат техеньок ылынам кынамжы.
Кызытжы каремышты лымжы тел гач свеза киа векат. Самырык юквла моренвлам да луды караквлам ак тыргыжталеп...
Шукы цила ьиш мадышым мадынна ыльы туныжат, да портыштыжат - телым. Цила мадыш лымвлажым ам ашындары - анят та палшен кердыда. 
Пакылажы эче иргодым сирем. Тамдан ашындарымашвламат вычем. Самырык ылыда гынь атьат-аватвлам ядымада. Тошты фотокартычкывлада улы гынь - анчыктыда. 
Яра, цевер лида, шергакан кырык мары тангвла!

Марийские имена


В данной работе собраны имена, которые раньше бытовали у марийского народа повсеместно и частично используются в настоящее время. Целью сбора марийских имён явилось желание сохранить марийскую культуру, которая сейчас нейтрализуется под влиянием глобализации и ассимиляции. К сожалению, древние марийские имена сейчас почти забыты и сохраняются только в народном фольклоре, в то время как соседние народы (татары, русские) бережно сохранили свои древние имена. А национальные имена, как и национальный язык, песни, танцы, предания, народные костюмы, украшения, представляют лицо народа. Поэтому очень важно сохранить лицо народа в как можно более полном виде. Самобытные марийские имена достаточно красивы и подчёркивают принадлежность человека к марийскому народу.

По марийскому обычаю имя мужчины употребляется с именем отца, которое ставится на первое место, а собственно имя человека - на второе место. Например, Актанай Паймас (Паймас Актанаевич), Янгул Сибатор (Сибатор Янгулович), Яныгит Паймет (Паймет Яныгитович). Женские имена употреблялись в обществе только до замужества женщины. После замужества женщину называли по мужу, например, Эшпай вате (жена Эшпая), Кубакай шешке (сноха Кубакая) или Кубакай вате шешке (сноха жены Кубакая). Только близкие родственники (родители, братья, сёстры) продолжали использовать девичье имя (Айвика акай - старшая сестра Айвика, Юлавий шÿжарем - (моя) младшая сестра Юлавий).

Ударение в марийских именах ставится, как правило, на последний слог. Исключение - заимствованные имена - Пöтыр (Пётр), Вöдыр (Фёдор), Лаймыр (Владимир)…

Так как марийцы столетиями жили в тесном контакте с татарами (суас, сÿас) и чувашами (кукмари, суасла мары), в марийский язык проникли и некоторые татарские и чувашские имена: Токташ, Султан, Сапар и др. Имеется ряд марийских имён, которые включают тюркские окончания "-бай" (Кугубай, Пектубай, Яндыбай и др.) и "-мурза" (Ельмурза, Токмурза, Яммурза и др.).

Отдельно приводится марийская интерпретация христианских имён, заимствованных у русских.

Так как в настоящее время значительная часть мари придерживается православной веры, имеет смысл ответить на вопрос, не противоречит ли вере называние детей народными именами. Ответ -- не противоречит. Позиция Православной Церкви: детей можно называть как угодно, при крещении человек всё равно получит христианское имя. Раньше такое практиковалось очень широко - человек имел народное, т.н. языческое (от старославянского слова "языкъ" - народ), имя и христианское имя. Церковь до сих пор сохранила народные имена многих святых - равноапостольный князь Владимир (в крещении Василий), благоверные князья Борис и Глеб (в крещении Роман и Давид) и другие. Таким же образом и у мари могут появиться, например, св. Алмантай или св. Салика.

Широкое распространение у мари в настоящее время получили имена Эрик и Эльвира. Скорее всего это связано с благозвучием данных имён и желанием дать детям национальное имя. Автор надеется, что данный сборник имён поможет более полно представить национальные имена в славном марийском народе.

Источником для составления сборника имён послужили: марийский фольклор, историческая литература, художественная литература марийских писателей, различные современные публикации. Так как большая часть имён была найдена в русскоязычных источниках, имеется вероятность искажения некоторых имён "на русский лад".

Настоящий сборник содержит около 800 имён, и это далеко не полный список. К сожалению, женские имена представлены в очень небольшом количестве, т. к. встречаются в литературе довольно редко. Данная работа не претендует на звание научной, а является исключительно любительским сборником. Присылайте Ваши замечания и дополнения на адрес: marifolk@yandex.ru.



Мужские имена

Абдай, Абла, Абукай, Абулек, Агей, Агиш, Адай, Аденай, Адибек, Адим, Азынбай, Аим, Аит, Айгельде, Айгобек, Айгуза, Айдуван, Айдуш, Айвак, Аймак, Аймет, Айплат, Айтукай, Азамат, Азьмат, Азыгей, Азямбердей, Аказ, Аканай, Акбулат, Акипай, Акмазик, Акманай, Акоза, Акпай, Акпарс, Акпас, Акпатыр, Акпулат, Аксай, Аксар, Аксаран, Аксубай, Аксÿн, Актай, Актан, Актанай, Актерек, Актубай, Актуган (Актыган), Актыгаш, Алатай, Албача, Албердей, Алек, Алмадай, Алкай, Алмакай, Алман, Алмантай, Алпай, Алтыбай, Алтым, Алтыш, Алшик, Алым, Амаш, Анай, Ангиш, Андуган, Ансай, Аныкай, Апай, Апакай, Аписар, Аппак, Аптрий (Аптыри), Аптыш, Аразгелде, Ардаш, Асай, Асамук, Аскар, Аслан, Асмай, Атавай, Атачик, Атурай, Атюй, Ашкелде, Аштывай

Байбадыр, Байкей, Бакей, Бакмат, Бердей

Вакий, Валитпай, Вараш, Вачий, Вегеней, Веткан, Волой, Вурспатыр

Долгоза

Ексей, Елгоза (Йолгыза), Елос, Ельмурза, Елымбай, Емеш, Епиш, Ердогбай, Есеней

Жум

Зайникай, Зенгул, Зилкай

Ибат, Ибрай, Ивук, Идулбай, Изамбай, Извай, Изерге, Изибай, Изикай, Изимар, Изырген, Икака, Иландай, Илбактай, Илбатыр, Илибай, Иликпай, Илмамат, Илсек, Имай, Имакай, Иманай, Индыбай, Ипай, Ипон, Иркебай, Исан, Исменей, Истак, Итвер, Ити, Итыкай, Ишим, Ишкелде, Ишко, Ишмет, Иштерек

Йолгыза, Йорай, Йормошкан, Йорок, Йыланда, Йынаш

Кавик, Кавырля, Каганай, Казанбай, Казаклар, Казмир, Казулай, Какалей, Калуй, Камай, Камбар, Канай, Канбулат, Каний, Каныкий, Карабай, Карантай, Карачей, Карман, Качак, Кебей, Кебяш, Келдуш, Келтей, Кельдебек, Кельдыбай, Кельмекей, Кендуган, Кенчывай (Кенживай), Керей, Кечим, Килимбай, Кильдуган, Кильдяш, Кимай, Кинаш, Кинду, Кирыш, Киспелат, Кобей, Ковяж, Когой, Кождемыр, Кожер, Козаш, Кокор, Кокур, Кокша, Кокшавуй, Конакпай, Копон, Кори, Кубакай, Кугерге, Кугубай, Кулмет, Кульбат, Кульшет, Куманай, Кумунзай, Кури, Курманай, Кутÿрка, Кылак

Лагат, Лаксын, Лапкай, Левентей, Лекай, Лотай,

Магаза, Мадий, Максак, Мамай, Маматай, Мамич, Мамук, Мамулай, Мамут, Манекай, Мардан, Маржан, Маршан, Масай, Мекеш, Мемей, Мичу, Мойсе, Муканай, Муликпай, Мурзанай, Мурзанак, Мустай

Овдек, Овром, Одыган, Озамбай, Озати, Окаш, Олдыган, Онар, Онто, Ончеп, Орай, Орлай, Ормик, Орсай, Орчама, Опкын, Оскай, Ослам, Ошай, Ошкелде, Ошпай, Öрöзöй, Öртöмö

Пайбахта, Пайберде, Пайбулат, Пайгаш, Пайгиш, Пайгул, Пайгус, Пайгыт, Пайдер, Пайдуш, Паймас, Паймет, Паймурза, Паймыр, Пайсар, Пакай, Пакей, Пакий, Пакит, Пактек, Пактыбек, Пакшай, Палдай, Пангелде, Парастай, Пасьывы, Патай, Патый, Патык, Патыраш, Пашатлей, Пашбек, Пашкан, Пегаш, Пегеней, Пекей, Пекеш, Пекоза, Пекпатыр, Пекпулат, Пектан, Пекташ, Пектек, Пектубай, Пектыган, Пекшик, Пентыбай, Петиган, Пекмет, Пибакай, Пибулат, Пидалай, Поголти, Позанай, Покай, Полтыш, Помбей, Поняй, Пор, Порандай, Порзай, Посак, Посибей, Пулат, Пыргынде

Роткай, Ряжан

Сабати, Сабатор, Савай, Савак, Сават, Савий, Савли (Савлей), Сагет, Саин, Сайпытен, Сайтук, Сакай, Салдай, Салдуган, Салдык, Салмандай, Салмиян, Самай, Самукай, Самут, Санин, Санук, Сапай, Сапан, Сапар, Сарамбай, Саран, Сарапай, Сарбос, Сарвай, Сардай, Саркандай, Сарман, Сарманай, Сармат, Саслык, Сатай, Саткай, С?п?, Сезе, Семекей, Семендей, Сетяк, Сибай, Сибатор, Сибатыр, Сидулай (Сиделай), Сидуш, Сидыбай, Сипатыр, Сотнай, Суангул, Субай, Султан, Сурманай, Суртан

Тавгал, Тайвылат, Тайгельде (Тайгельды), Тайыр, Талмек, Тамас, Танай, Танакай (Танагай), Танатар, Тантуш, Тарай, Темай, Темяш, Тенбай, Теникей, Тепай, Терей, Терке, Тетÿ (Тятюй), Тилмемек, Тиляк, Тинбай, Тобулат, Тогилдей, Тоданай, Той, Тойбай, Тойбатыр, Тойбахта, Тойбек, Тойблат, Тойватор, Тойгелде, Тойгуза, Тойдак, Тойдемар, Тойдерек, Тойдыбек, Тойкей, Тоймет, Токай, Токаш, Токей, Токмай, Токмак, Токмаш, Токмурза, Токпай, Токпулат, Токсубай, Токтай, Токтамыш, Токтанай, Токтар, Токтауш (Токташ), Токшей, Толдугак, Толмет, Толубай, Толубей, Топкай, Топой, Тораш, Торут, Тосай, Тосак, Тотц, Тöпай, Тугай, Тулат, Тунай, Тунбай, Турнаран, Тÿтÿкай, Тэмэр, Тюлебай, Тюлей, Тюшкай, Тябянак, Тябикей, Тяблей, Тюман, Тяуш

Уксай, Улем, Ультеча, Ур, Уразай, Урса, Учай

Цапай, Цатак, Цорабатыр, Цоракай, Цотнай, Цöрыш, Цындуш

Чавай, Чалай, Чапей, Чекеней, Чемекей, Чепиш, Четнай, Чимай, Чичер, Чопан, Чопи, Чопой, Чорак, Чораш, Чоткар, Чужган, Чузай, Чумбылат (Чумблат), Чÿчкай

Шабай, Шабдар, Шаберде, Шадай, Шаймардан, Шалдыбей, Шамат, Шамрай, Шамыкай, Шанцора, Шиик, Шиквава, Шимай, Шимбатор, Шипай, Шоген, Штрек, Шумат, Шуэт, Шыен

Эбат, Эвай, Эвраш, Эйшемер, Экай, Эксесан, Элбахта, Элдуш, Элембай, Элемберде, Эликпай, Элмурза, Элнет, Элпай, Эман, Эманай, Эмаш, Эмек, Эмельдуш, Эмен (Эмян), Эмятай, Энай, Энсай, Эпай, Эпанай, Эракай, Эрду, Эрмек, Эрмыза, Эрпатыр, Эсек, Эсенбай, Эсик, Эскей, Эсмек, Эсметр, Эсу, Эсян, Этвай, Этюк, Эчан, Эшай, Эше, Эшкен, Эшманай, Эшмек, Эшмяй, Эшпай (Ишпай), Эшплат, Эшполдо, Эшпулат, Эштанай, Эштерек

Юадар, Юанай (Юванай), Юван, Юваш, Юзай, Юзыкай, Юкез, Юкей, Юксер, Юмакай, Юшкелде, Юштанай

Яберде, Ягелде, Ягодар, Ягулбай, Ядикай, Ядык, Яжай, Яик, Якай, Який, Якман, Яктер, Яктерге, Якут, Якуш, Якшик, Ялкай (Ялкий), Ялпай, Ялтай, Ямай, Ямак, Ямакай, Ямалий, Яманай, Яматай, Ямбай, Ямбактын, Ямбарша, Ямбатор, Ямберде, Ямблат, Ямбос, Ямбулат, Ямет, Яммурза, Ямшан, Ямык, Ямыш, Янадар, Янай, Янак, Янактай, Янаш, Янбадыш, Янбасар, Янгай, Янган (Яныган), Янгелде, Янгерче, Янгидей, Янгоза, Янгуват, Янгул, Янгуш, Янгыс, Яндак, Яндерек, Яндуган, Яндук, Яндуш (Яндыш), Яндула, Яндыбай (Яндубай), Яндыган, Яндылет, Яндыш, Яний, Яникей, Янсай, Янтемир (Яндемир), Янтеча, Янтыбай, Янцит, Янцора, Янчур (Янчура), Яныгит, Янык, Яныкай (Яныкий), Япай, Япар, Япуш, Яралтем, Яран, Ярандай, Ярмий, Ястап, Ятман, Яуш, Ячок, Яшай, Яшкелде, Яшкот, Яшмак, Яшмурза, Яшпай, Яшпадар, Яшпатыр, Яштуган



Женские имена

Айвика, Айкави, Акпика, Акталче, Алипа, Амина, Анай, Арнявий, Арняша, Асави, Асильдик, Астан, Атыбылка, Ачий

Байтабичка

Йÿкталче

Казипа, Кайна, Канипа, Келгаска, Кечави, Кигенешка, Кинай, Киничка, Кистелет, Ксилбика

Майра, Макева, Малика, Марзи (Мярзи), Марзива

Налтичка, Начи

Овдачи, Овой, Овоп, Овчи, Окалче, Окачи, Оксина, Окутий, Онаси, Орина, Очий

Пайзука, Пайрам, Пампалче, Паялче, Пеналче, Пиалче, Пиделет

Сагида, Сайвий, Сайлан, Сакева, Салика, Салима, Самига, Сандыр, Саскавий, Саскай, Сасканай, Себичка, Сото, Сылвика

Тайра

Улина, Унави, Усти

Чанга, Чатук, Чачи, Чилбичка, Чинбейка, Чинчи, Чичави

Шайви, Шалдыбейка

Эвика, Экеви, Элика, Эрвий, Эрвика, Эрика

Юкчи, Юлавий

Ялче, Ямби, Янипа



Марийские христианские имена

Мужские

Алистар - Аристарх
Васли - Василий
Верьян - Аверкий
Волой - Владимир
Вома - Фома
Вöдыр (Ведыр, Кветыр, Пöдыр) - Феодор
Генуш - Геннадий
Евдюк - Евгений
Епрем - Ефрем
Илип (Выльып) - Филипп
Йогор - Егор (Георгий)
Йыван - Иоанн
Йыгнат - Игнатий
Каври (Кавырля) - Гавриил
Каритон - Харитон
Кргори (Кори, Кориш) - Григорий
Кыстынчи - Константин
Лайдемыр (Лайд, Лайуш, Лаймыр) - Владимир
Мигыта - Никита
Микал - Михаил
Миклай (Микук, Микуш) - Николай
Миконор - Никанор
Микыпыр (Микывыр) - Никифор
Митряй (Мичу) - Дмитрий
Ольош - Алексий
Ондрий - Андрей
Онтон - Антоний
Опанас - Афанасий
Осып - Иосиф
Павыл (Пагул) - Павел
Порис - Борис
Раман - Роман
Сакар - Захария
Семон - Симеон
Серге - Сергий
Сидыр - Сидор
Синопон - Ксенофонт
Славик (Чави, Ляви) - Вячеслав
Сопром - Сафроний
Стапан - Стефан
Тымапи (Чимопи) - Тимофей
Элексе(й) - Алексей
Элыксан - Александр
Эчан - Александр
Япык - Иаков

Женские

Ануш - Анна
Ведаси -- Феодосия
Елу - Елена
Качырий - Екатерина
Майра (Майрук) - Мария
Марпа - Марфа
Матрана (Матырна) - Матрона
Настаси (Начи) - Анастасия
Олю - Ольга
Ониса - Анисия
Орина - Ирина
Пöкла - Фёкла
Тачана (Чачана) - Татьяна

Крыммарий Азим

Издан сборник "Марий лӱмвлак", который включает около 2500 имён, в т. ч. марийские интерпретации христианских имён. Сборник можно приобрести в магазине марийских товаров в ТЦ Плёс на ул. Подольских Курсантов, «Энсай» киоске на ул. Гагарина, библиотеке Министерства Культуры на ул. Коммунистической.

Gennady Smirnov, 07-08-2010 03:40 (ссылка)

Без заголовка

Ик арня эртыш векат пытариш гана тишакен сирымем паштек. Сирмашемжы кыш ямын кеш? Ку гынят пала вал? Келесыдай...

Марийский вариант русских имен

Предлагаю использовать марийский вариант русских имен и фамилии в качестве псевдонима или основного имени. Это облегчит узнавать марицев. Список можно найти в русской Википедии в статье Марийские имена http://ru.wikipedia.org/wik... . А то русскими именами от русских не отличить. Жду комментарии.

Марийская Википедия

В интернете есть Википедии на марийских языках. Все кто знает марийский могут туда добавлят статьи. Ссылки: луго-марийская - http://mhr.wikipedia.org/wi... - http://incubator.wikimedia....

Год марийского языка

В Республике Коми прошел год языка коми в 2009 году. За это время было сделано много дел для поддержания и развития коми языка. Я думаю что в Марий Эл тоже надо провести год марийского языка. Как этого добиться?

Кандидат в президенты Марий Эл

Что бы президент Марий Эл поддерживал национальное возрождение марийцев в Конституции Марий Эл должна быть статья о том что президент Марий Эл знал оба государственных языка( горно-марийский и русский или луго-марийский и русский). Человек знающий марийский язык будет способствовать сохранению и развитию этого языка. Например в конституциях Башкирии и Адыгеи президент должен знать государственный язык этих субъектов. Поэтому там хотя доля титульного население составляет менее 30% президенты башкир и адыгей. Выражаете мнения за и против, если за то как этого добиться?

Президент Марий Эл

Как вы оцениваете деятельность Маркелова за 9 лет его президенства? Почему в Марий Эл президент не мариец. Ведь их там 43 процента. Даже в Адыгеи президент адыгей. Их там 25 процентов. В коми также. 

Марийцы

Так как половина марийцев живет вне Марий Эл они подвержены к ассимиляции. И в Марий Эл марийцы не могут составить большинства. Поэтому надо что бы восточные марийцы переселились в марий Эл. Марийцам надо жить компактно. Вот так мы можем сохранить марийцев как народ. Если марийцы составять подавляющее большинство в Марий Эл властям придется с ними считаться. А пока у нас будет президент не-мариец.

Без заголовка

Существует ли марийский шрифт для ос windows?

Помогите найти исполнителей марийского рэпа!

Те кто слышал, утверждают, что марийски рэп звучит классно. Кто знает где найти испонителей, помогите с ними связаться.

Мари русские?

В Московском Патриархате считают искусственным слово "россиянин",
употребляемое применительно к многонациональному русскому народу.

"Слово
"россиянин" - это искусственное слово. В английском языке существует
только одно слово ("русские" - "ИФ"), как мы знаем, и все используют
это слово - и русские этнические, и русские по культуре, и россияне по
паспорту, и на английском языке никого не смущает наличие одного
слова", - сказал глава Отдела внешних церковных связей Московского
Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл в эфире
радиостанции "Маяк".

В этой связи владыка задался вопросом,
"почему в нашей культуре кого-то смущает это одно слово", отметив, что
"до недавнего времени, когда мы говорили "русские", мы всегда
подразумевали всех наших людей, людей разных национальностей, но
говорящих по-русски и живущих в атмосфере русской культуры, воспитанных
русской культурой".

По его словам, речь идет не об этнически русских людях, "а о многонациональной России".

Касаясь
Русской доктрины, проекта модернизации России на основе
духовно-нравственных ценностей и консервативной идеологии, митрополит
Кирилл отметил, что одной из ее сильных сторон "является открытость
этому многонациональному фактору".
http://www.pravoslavie.ru/news/23647.htm

Это
официальная позиция РУССКОЙ православной церкви и патриарха Кирилла.
Напомню, что до революции мари именовали инородцами, а теперь милостиво
разрешили называться русскими.
Можно быть русским, можно инородцем, а быть мари нельзя?

Москва финно-угорская

Экскурсия "Москва Мерянская" Александра Трифонова по Дьяковскому
городищу (парк Коломенское), центру древнейшей финно-угорской культуры
на территории Москвы, 17 октября 2009 года в рамках Дней родственных
финно-угорских народов в Москве, организованная рабочей группой МУШ и
участниками социальной сети URALISTICA.


Фотографии

В этой группе, возможно, есть записи, доступные только её участникам.
Чтобы их читать, Вам нужно вступить в группу