Все игры
Обсуждения
Сортировать: по обновлениям | по дате | по рейтингу Отображать записи: Полный текст | Заголовки

Книга "В небе Эфиопии"

Друзья, читайте мою книгу "В небе Эфиопии" в Проза.ру зайдите по ссылке, откройте произведение: https://proza.ru/avtor/idelbaevs

В небе Эфиопии

В небе Эфиопии (продолжение)

Задание на завтрашний день экипажам в Асмаре передавал КП из Аддис- Абебы. Принимал и докладывал о выполнение заданий устно начальник радиостанции в Асмаре. Так же устно доводил информацию командиру отряда. Радисты работали азбукой Морзе, и с применением установленных кодов. Так что враги не смогли бы ничего понять. Да, мы сами порой не могли толком понять, что за информация получена. Дублировали, перепроверяли.
Задача для авиаотряда в Асмаре была прежней: перевозка молодёжи на аэродром Гамбэла.
Стало жарко – открой дверь!
Однажды мы загрузили на борт в Асмаре человек 200 студентов- стройотрядовцев, для перелёта на аэродром Гамбэла. Был жаркий, душный день. Я закрыл входную дверь, поставил на защёлку, и ушёл в кабину экипажа для исполнения других обязанностей. Разбег, взлетаем, и командир говорит: - что-то скорость медленно растёт!
Я бросил взгляд на приборную доску и всё понял, открыта входная дверь!
Выбежал в грузовую кабину, и увидел, что действительно открыта входная дверь. Увидел, что студенты тянут дверь, но закрыть не могут. Не могут, потому что дверь стала на фиксатор открытого положения. Идти к двери по левому борту опасно, можно выпасть за борт. Поэтому я пошёл по правому борту самолёта , держась за десантный трос. В районе центроплана перешёл на левый борт, за дверью отжал фиксатор, и с большим трудом закрыл дверь.
После этого случая, командир распорядился, что бы при перевозке пассажиров в грузовой кабине находился или борттехник по АДО или стрелок. Так мы и работали в дальнейшем.
И это спасло нас от большой беды. Мы могли сгореть в воздухе! Дело было так. С аэродрома Мэкэлэ мы взяли на борт 300 человек беженцев. Закрыли двери. Жара. Духота. Запуск двигателей, взлёт. Я находился в грузовой кабине, наблюдаю. В середине грузовой кабины сидит старейшина племени, машет опахалом. Через полчаса самолёт набрал заданный эшелон, и стало прохладно в грузовой кабине. А ещё через полчаса стало холодно, ведь за бортом минусовая температура. На борту самолёта дети гор, люди простые. Стало холодно - разжигай костёр, грейся!
Увидел, как возле старейшины появился дымок, и склонённые головы людей, раздувающих огонь!
В два прыжка я оказался возле костра, затоптал и потом залил водой огонь. Машу руками, перекрещиваю руки. Но! Нельзя!
Эти люди не знают, что под полом грузовой кабины есть подпольные топливные баки. Огонь легко может перекинуться туда, и самолёт сгорит, как свечка.

В небе Эфиопии

В небе Эфиопии (продолжение)

На аэродроме Ассаб постоянно дует ветер преимущественно со стороны моря, песок набивается в волосы, скрипит на зубах. От ветра болят корни волос на головах. Эту проблему мы в экипаже решили радикально. После дневных полётов всем экипажем постриглись под ноль. Стриглись в грузовой кабине самолёта ручной машинкой для стрижки волос. Затем на автобусе поехали на «косу» купаться. Голове полегчало!
Потом вернулись на самолёт для проведения послеполётной подготовки, загрузки груза, и заправки топливом. Все работы выполнили, а топливозаправщик забуксовал, и застрял в песке. Водитель- эфиоп буксовал до тех пор, пока не «сжёг» сцепление. 
Тогда наш командир решил подрулить самолёт к топливозаправщику. Запустили 2 и 3 двигатели и порулили. Но мы уже загружены 10 тоннами муки. Самолёт стал проседать в песок. Выпустили закрылки 35. Теперь зарываются колёса передней стойки шасси. Всё застряли! Самолёт Ан-12 в отличие от С-130 назад рулить не может.
Позвали коменданта аэродрома, что бы дал команду эфиопским танкистам буксировать самолёт. Только двумя танками Т-54 удалось вытянуть самолёт за основные стойки шасси назад. Подтащили самолёт к топливозаправщику и заправили топливом.
К утру стоянку хорошенько утрамбовали катком, поливая морской водой. Больше мы не застревали, и продолжали подруливать на самолёте к топливозаправщику ещё дня три, пока не отремонтировали автомобиль.
Каждый раз, возвращаясь вечером в гостиницу «Аджип», мы проходили мимо кафе. Запах эфиопского кофе манит и зовёт, но у нас денег местных нет. Быр- так называются эфиопские деньги. Уже конец ноября, а обещанный аванс нам ещё не выдали. Мы со старшим техником Игорем, который немного «спик энглишь», жили в одном номере и стали думать, как быть. Не принимают ли к оплате рубли? Может что-то продать? И решили продать мои новые гражданские туфли, купленные в Фергане.
Вечерком после ужина я взял свои туфли, и мы с Игорем пошли в кафе. Туфли специально несу открыто. Думаю, может эфиопы, которые сидели в кафе сообразят, что туфли я продаю. Зашли, сели за столик. Официантка принесла два кофе. Мы стали на ломанном «аглицком» говорить: денег нет. Но эфиопка объяснила: это презент. Так мы узнали, что всем посетителям подают бесплатное кофе. Хорошо, идём дальше! Показываем соседям по столику туфли: Шуз. Гив ми быр. Эфиопы стали подходить к нам, брали в руки туфли, нюхали. Наконец один из них обулся и пустился в пляс. Поторговались и сошлись на 40 бэрах. Наконец мы попробовали бутылочное пиво. Класс! Это лучше, чем наше «фаргона пивоси».
Вот уже три недели наши экипажи работают без выходных с утра до вечера, выполняя по 2-3 рейса на перевозку грузов с аэродрома Ассаб, перевозку переселенцев из Мэкэлэ. Наконец командир отряда Митченко дал команду провести ротацию экипажей, и далее работать по схеме: два дня полётов, на третий день предварительная подготовка самолёта. Экипажи поменялись аэродромами базирования. Наш экипаж самолёта №12112 отправили на аэродром Асмара.




  • 0




Асмара (Асмэра)
Город, расположенный на восточном краю возвышенного плато, славится достаточно мягким климатом, чистыми и архитектурно выразительными улицами. Город начал свою жизнь как объединение четырех деревень, которые были основаны пастухами, довольными местным изобилием воды - отсюда и её первоначальное название - Арбат Эсмере.




  • 0




В конце XIX-го столетия итальянские колонизаторы решили, что Асмара должна стать драгоценным камнем их восточноафриканской империи, и за последующие 50 лет развивали планировку и архитектуру города в соответствии с их собственными культурными традициями, с художественной отделкой домов и четкой планировкой улиц и домов. Итальянский архитектурный стиль до сих пор заметен на всем протяжении города, от изначальной жилой зоны на юге, которая всё еще гордится многочисленными виллами в стиле "Арт Деко", до зданий административной области на севере города.




  • 0




Главная улица - Либерасьон Аве, пересекает столицу с востока на запад, и все прогулки по Асмаре обычно начинаются здесь – мимо Дворца Губернатора, романских портиков Опера Хаус (1920 г.), Католического собора, городской мечети




  • 0




 и внушительного фасада кинотеатра Синема Имперо.
Итальянский стиль, однако, отсутствует на северо-востоке города, где местное население было размещено в течение колониального периода в бедных лачугах, стоящих здесь и в наши дни.




  • 0




Нас разместили в общежитии местного университета. Вполне приемлемые условия. На первом этаже была небольшая кухня, где механик Сидали умудрялся приготовить из продуктов сухпайка вкусные завтраки и ужины на весь отряд. Обеды мы готовили на борту самолёта на керогазке, которая нещадно коптила и дымила. Дело в том, что самолёт Ан-12БП №12112 не был оборудован самолётной электроплиткой. На борту был только электрокипятильник, в котором мы иногда варили куриные яйца.
В очередной наш прилёт на аэродром Аддис- Абеба, мы со старшим борттехником отправились на «разведку» на болгарский Ан-12, который мирно лежал в овраге перед торцом ВПП. Ещё при заходе на посадку я заметил, что туда ведёт тропинка. Справа от торца ВПП стоит БТР. Значит, там обитают бойцы охраны аэропорта. С собой мы взяли инструменты и пару банок тушёнки. Пока бойцы- эфиопы открывали, пробовали нашу тушёнку, мы залезли в Ан-12 и ахнули. Самолёт был целенький, никто ничего не снял! Нашей добычей стали авиационные часы, электроплитка и кофеварка. Всё это мы смонтировали на нашем самолёте и пользовались. Хотя среди авиаторов бытует примета, что с аварийного самолёта ничего снимать нельзя. Мы в приметы не верили.


Город Асмара был в осаде, и линия обороны проходила настолько близко, что были слышны звуки выстрелов и артиллерийская канонада.
Снабжение города осуществлялось нашими самолётами и периодически автоколонной из Массауа под охраной эфиопской армии.





В небе Эфиопии

В небе Эфиопии (продолжение)

Лалибэла
На севере Эфиопии есть небольшой городок Лалибэла, расположенный в горах на высоте 2 500 метров над уровнем моря.
Первоначально это была маленькая деревушка Роха, которая превратилась в XII веке в столицу великой империи Лалибэла, названную в честь великого императора династии Загве, посмертно причисленного к лику святых. По традиции, сложившейся в правящей династии Загве, Лалибэла провел несколько лет на Святой Земле Израиля. Когда Иерусалим в 1187 году захватили мусульмане, эфиопский царь решил построить новый Иерусалим у себя на родине.
Именно поэтому многие объекты в городе носят библейские названия: церкви Синай и Голгофа, Скорбный Путь, Масличная гора, даже протекающую в городе реку называют Иорданом. Считается, что где-то здесь спрятан знаменитый Ковчег Завета. Местные жители утверждают, что он находится в одном из подземных гротов Лалибэлы.



  • 0




В скалах из вулканического туфа за двадцать с не большим лет было высечено 11 церквей, соединенных тоннелями. По оценкам археологов, для создания этих храмов потребовалось по крайней мере 40 000 человек. По древним мифам, днем над сооружениями трудились рабочие, а ночью на помощь приходили ангелы. Ученые предполагают, что строительство происходило следующим образом: прорубались огромные траншеи, приблизительно глубиной 12 метров, внутри которых оставались каменные глыбы — «заготовки» для будущих храмов. Потом в этих глыбах выдалбливались культовые сооружения с колоннами, капителями, украшениями, скульптурами, прорезями. В результате получалось цельное здание, построенное без единого гвоздя и раствора. Если учесть условия, в которых трудились люди, испо



  • 0



льзуемые инструменты, можно только удивляться их мастерству.

Церкви также представляют собой значительное достижение инженерной мысли — используется артезианская геологическая система, которая подаёт воду на вершину горного хребта, где расположен город, наполняя колодцы Удивляют не только сами величественные здания, но и сложная система окружающих их каналов. Она по соседству со многими церквями.
Красота этих строений поражает. Церковь Спасителя Мира (Бет Медхане Алем) считается крупнейшей монолитной церковью в мире, возможно копирует храм Св. Марии Сионской в Аксуме. Потрясает внешним и внутренним убранством.Широкие дворы вокруг строений иногда достигают 10 м в ширину. Если учитывать, что их глубина больше 10 м, масштабы впечатляют.
Технология создания этого храма просто невероятна – строители XII века вырубили в вулканическом камне огромный монолит, а затем сделали его полым, изысканно украсив стены, проемы дверей и окон.



  • 0




По узким тоннелям, прорубленным в породe, от одной церкви к другой можно перейти, не поднимаясь на поверхность. Сейчас многие из них замурованы или закрыты досками и коврами. Весь комплекс храмов-монолитов трудно заметить даже с малого расстояния. Достаточно было не подпускать чужаков слишком близко — и святыни не подвергались лишней угрозe. Храмы нередко становились надежным убежищем.



  • 0




Известныe на весь мир храмы Лалибелы признаны чудом инженерного искусства. Эти поразительныe храмы-монолиты, как и сотни лет назад, восхищают тысячи людей, которые приезжают в Эфиопию для того, чтобы поклониться святыням и своими глазами увидеть не подражаемоe чудо свeта, вырубленное восемь столетий назад в городe с красивым именем Лалибела.
Вся эта красота была под крылом наших самолётов. Было, на что посмотреть, несмотря на сложную обстановку. Жаль, что в то время у нас не было видеокамер.

Эфиопия располагается в субэкваториальном и экваториальном поясах, но климат ее определяется высотой над уровнем моря – это самая высокогорная из всех африканских стран. Климат здесь умеренный и влажный, и можно сказать, что природа Эфиопии более богата по сравнению с другими государствами этого региона.
Реки и озера
Реки в Эфиопии весьма полноводны и прекрасно справляются с орошением всех сельскохозяйственных угодий. Большая часть рек западной части Эфиопского нагорья относится к водосборному бассейну Нила. Самая крупная из рек нагорья, Аббай, в своем нижнем течении называется Голубым Нилом, и на ней расположен самый красивый эфиопский водопад – Тыс-Ысат, высота которого достигает 45 м, а ширина – 400 м.



  • 0





Другие крупные реки этого региона – это:
•Тэкэзе;
•Баро;
•Гило.
Реки юго-восточной части Эфиопского нагорья имеют сток в Индийский океан. Самыми крупными здесь являются Уаби-Шэбэлле, а также реки, являющиеся притоками Джуббы. Также стоит отметить такие реки, как Аваш и Омо.

Немало в Эфиопии и озер, как соленых, так и пресноводных. Большая их часть находится в Великой рифтовой зоне.



  • 0




 А вот самое большое озеро Эфиопии, Тана, с ней не связано. Этот водоем имеет площадь 3150 кв. км при максимальной глубине 15 м, именно из него берет начало Голубой Нил.

Пустыня Данакиль



  • 0




Эта пустыня находится на самом севере страны. Ее называют самым суровым и негостеприимным местом на нашей планете. Серные водоемы, выделяющие под воздействием температуры ядовитые и плохо пахнущие газы (температура кислоты на их поверхности доходит до +60 °С), действующие вулканы – всё это делает пустыню отличной декорацией для съемок фильмов про Ад.



  • 0




Тем не менее, пустыня Данакиль привлекает достаточно большое число туристов, в том числе и благодаря фантастическим пейзажам, удивительным как по форме, так и по краскам.

Главными достопримечательностями этой местности можно назвать:
1.Вулкан Даллол – самую низкую точку Эфиопии и самый низкий вулкан в мире. Гора имеет высоту 48 м ниже уровня моря. Во время взрыва, произошедшего в 1915 г, образовалось озеро фиолетово-желтого цвета с вкраплением зеленого. Кстати, в книге Еноха об этой местности написано как об адской бездне, и сказано, что апокалипсис начнется именно отсюда (в принципе, в описании конца света легко узнать описание извержения вулкана).

2.Озеро Ассале. Его пейзаж тоже выглядит самым фантастическим образом: это – самое соленое озеро в мире (даже солончак Уюни в Боливии уступает ему первенство по степени солености). Соляные кристаллы образуют здесь самые причудливые фигуры самых разнообразных размеров.



  • 0





3.Озеро Эрта Але (также употребляется вариант «Эртале»). Водоем своим видом также напоминает о Преисподней: это – озеро кипящей и никогда не застывающей лавы. Оно располагается в кратере действующего одноименного вулкана.



  • 0





Растительность Эфиопии
Опять-таки благодаря географическому расположению страны на ее территории можно встретить практически все растительные зоны: пустыня, саванна, влажные тропические леса, горная саванна, вечнозеленые горные леса и т.д.:
1.Юго-восточная часть. Практически всю эту местность занимает колла – нижний высотный пояс Эфиопского нагорья (до 1700 м над уровнем моря). В нем встречаются ксерофитные редколесья эфиопского типа, а вдоль рек – саванны с кустарниками (акация, мирра, баланит и др.) и отдельными зонтичными деревьями.
2.Юг и центр нагорья. Это саванны разных подвидов со встречающимися участками редколесья. Распространенные растения здесь – всё та же акация, а также гигантские фикусы, ладанное дерево, терминалия. В некоторых местах сохранились участки бамбуковых лесов, в которых растения достигают высоты более 10 м.
3.Юго-запад нагорья. Его покрывают влажные тропические леса. Здесь встречаются железное дерево, фикус, кордия, сизигум, а в качестве подлеска произрастает кофе.
4.Горная саванна. На высотах от 1700-2400 м располагается пояс война-дега. Самыми характерными растениями являются дикая олива, абиссинкая роза. На берегах озер произрастают гигантские фикусы, также встречается древовидный вереск.
5.Вечнозеленые леса. Встречаются в этом же поясе. Наиболее характерные растения – желтое дерево, высокорослый можжевельник, карандашный кедр. В качестве подлеска встречается наркотический кустарник кат, который в арабских странах используют для жевания, и эфедра высокая.
6.Пояса дега и чоке. Первый располагается на высоте от 2500 до 3800 м, для него характерны бамбуковые леса и участки высокогорных кустарников (абиссинская роза, древовидный вереск и т.д.). Еще выше находится пояс чоке, где основным растением является лобелия и подушковидные формы растений.
7.Также следует отметить, что в горной Эфиопии много эквалиптовых рощ – это растение высаживалось, начиная с конца XIX века чтобы восстановить вырубленные лесные массивы.

Фауна
Понятно, что при таком богатстве флоры видовое разнообразие животного мира Эфиопии тоже весьма велико. Здесь можно встретить практически все виды фауны, обитающей на африканском континенте. В Эфиопии обитает немало эндемичных животных:
•эфиопский шакал (сыменская лисица);
•антилопа-ньяла;
•эфиопский козел;
•абиссинские колобусы.



  • 0





Самыми распространенными животными можно назвать шакалов, лисиц и гиен. Можно здесь встретить носорогов, гиппопотамов, зебр, жирафов, антилоп, а также хищников – леопардов, гепардов, сервалов и др. Эфиопию не зря называют раем для орнитологов – здесь встречаются более 920 видов птиц:
•турако;
•птицы-носороги;
•ткачики;
•страусы;
•голубокрылые гуси;
•огари;
•пестрогрудки и др.
Природоохранные территории
Нельзя сказать, что с охраной природы дела в Эфиопии обстоят слишком уж хорошо, однако на территории страны расположено 9 национальных парков, в которых охраняются уникальные эндемичные растения и не менее уникальные животные.
Самыми известными и популярными у туристов являются парки:



  • 0




•Аваш, на территории которого находится вулкан Фентале и горячие источники;

•парк горы Бале, где охраняются эфиопский шакал, горная ньяла и гиеновая собака;



  • 0



  • 0





•Сымен – там обитают абиссинский горный козел, обезьяна гелада, эфиопский шакал;



  • 0





•Нечисар, на территории которого находятся озера Чамо и Абая; парк является домом для бушбоков, чепрачных шакалов, кустарниковых свиней.



  • 0





Среди других национальных парков страны стоит назвать такие:
•Абиджата-Шала;
•Гамбела;
•Омо;
•Маго;
•Янгуди.

После очередного рейса с беженцами на аэродром Аддис Абеба, нашему экипажу самолёта №12112 дали команду взять на борт командирский УАЗ. Самолёт мы тщательно помыли напором воды от пожарной машины. Установили трапы под загрузку автомобиля, и командирский водитель Гога лихо заехал в грузовую кабину. Командир Митченко занял место на правой чашке, а начальника штаба и особиста я разместил в кабине сопровождения. Пока летели, мне удалось выяснить,что это инспекционная миссия командования. Проверка размещения 4-х экипажей в Ассабе, организации безопасности на земле и при выполнении полётов.
 Перелетели на аэродром Ассаб. В грузовой кабине нашего самолёта собрали весь личный состав 4-х экипажей. 
Командир, а затем особист довели нам информацию о том, что сепаратисты угрожают сбивать наши самолёты. И в связи с возможностью нападения на экипажи на земле, принято решение вооружить экипажи дополнительно двумя автоматами Калашникова. А пистолеты Макарова всему личному составу иметь при себе постоянно. Обратили наше внимание, что периметры всех  аэродромов заминированы. В кусты, в траву не ходить!  
И в связи с усилением грозовой деятельности в Эфиопии, начальник штаба довёл следующую информацию:
Катастрофа Ан-12БП в Эфиопии,16 августа 1979 года экипаж в составе командир корабля, к-н Логинов Вячеслав Федорович, помощник КК, ст. л-т Назарков Василий Петрович, штурман, к-н Фатьянов Анатолий Васильевич, ст. борттехник, ст. тех-к л-т Мышин Виктор Николаевич, ст. возд. стрелок, пр-к Верещагин Сергей Николаевич, ст. бортрадист, пр-к Каратун Юрий Васильевич, нач. радиостанции, пр-к Цепенев Владимир Николаевич, борттехник по АДО, к-н Рябошапка Владимир Никитович, бортпереводчик, к-н Нурмуханов Серик Манапович, специалист ТЭЧ, м-р Игибульдин Галей Зайнетдинович. 
Причиной катастрофы явилось повреждение сот маслорадиаторов градом, приведшее к утечке масла на трех двигателях. Экипаж перед полетом не изучил метеообстановку и не выбрал маршрут, проходящий через районы без грозовых явлений, бортовую РЛС для определения грозовых засветок в полете не использовал, допустил вход в мощно-кучевую облачность вместо ее обхода или возврата на аэродром вылета. Экипаж 338 втап (Запорожье) выполнял перевозку личного состава. После взлета и набора высоты 5 100 м на 34-й минуте полёта самолёт попал в зону сильного града. Продолжительность нахождения в этой зоне составила около 30 сек. На 42 мин. полёта борттехник доложил об интенсивном убывании и падении давления масла на 1-м и 4-м двигателях. По команде командира экипажа на 43-й и 48-й мин. полёта были принудительно зафлюгированы винты двигателя №4 и двигателя №1, а на 58-й по этой же причине винт двигателя №3. Экипаж продолжал полет со снижением на одном работающем двигателе над горной местностью, пытаясь найти площадку для вынужденной посадки. На 62-й мин. полёта была произведена вынужденная посадка на склон горы с убранными шасси и выпущенными закрылками на 35;. Самолёт разрушился и сгорел. На борту находилось несколько десятков военнослужащих эфиопской армии. Все они, а также 10 членов советского экипажа, погибли.
Вот такая информация к размышлению!


В небе Эфиопии

В НЕБЕ ЭФИОПИИ
ИДЕЛЬБАЕВ С,Х,
(продолжение)

Ноябрь 1984 года. Эфиопия. Провинция Тэграй. Аэродром Мэкэлэ.
Песчано-каменный ландшафт. Глубокие каньоны, шрамы на лицах гор. Выжженная горячим Солнцем земля. И как насмешка природе: рукотворные шрамы на многострадальной земле - окопы, траншеи, воронки от снарядов и мин. Кругом куски ржавой, искорёженной военной техники. Той самой техники, самой лучшей в мире техники, которую изготовили в СССР.
 Миллионы советских людей, работая в три смены, создавали технику для дружественной Эфиопии.
И кругом камни! Камни оплавленные войной, омытые дождями, отшлифованные ветрами. Каменные доты, каменные дома, каменные лица темнокожих людей.
Тысячи людей с одинаковыми выражениями лиц, потухшими взглядами, плавно обтекая наши самолёты, заполнили аэродром.
Огромная серая масса людей накрыла землю, колыхалась на ветру, как огромная мешковина. Чихала, кашляла, издавала гортанные звуки в тысячи голосов!
Старики, женщины и дети. Много детей. Тонконогие, кучерявые, с большими животиками.
Много детей, но не слышно детского плача, криков, визгов. Можно едва уловить всхлипывание, поскуливание, как обычно скулят новорожденные щенки.
Истощение, обезвоживание организма этой огромной массы людей достигло того предела, что у детей



  • 27



  • 7



  • 17



нет сил даже заплакать в голос!
Тысячи лиц, а лицо одно! Лицо войны, от которой они бежали по горам, бросив родные места, могилы предков, теряя в пути сородичей. Бежали много дней и ночей, обдирая об камни ноги, без пищи и воды. Бежали в поисках лучшей жизни. Или хотя бы сохранить жизни.
На спинах многих женщин видны кожаные мешки, в которых они носят грудных детей. Издали они кажутся горбатыми.
Вот молодая женщина, на вид совсем ещё подросток, отвязала и повернула к груди мешочек. Развернула сложенный конвертиком кожаный мешок, в котором лежит маленькое тельце ребёнка. Пытается покормить ребёнка грудью. Малыш отчаянно хватается ртом и ручонками за обвисшую кожу с соском. Но молока нет, и тогда женщина отхлебнув воды, даёт малышу свои посиневшие губы.
И над этими несчастными людьми роились огромные тучи мух. Эфиопские мухи они мельче и злее наших советских, видимо с голодухи. Мухи нагло лезут в глаза, нос, уши людям. Некоторые отмахиваются от мух опахалами, которые представляют собой пучки конских волос привязанных к палке.
Как передать словами ЗАПАХИ? Запахи людей, которые не мылись месяцами. Запахи из толпы, где они справляли нужду там же, где сидели.
Дополняют картину, врытые вокруг аэродрома в землю по самые башни советские танки Т-54(Т-55) стволами в сторону гор.
Добавьте к этому звуки войны в горах. Непрерывный гул больших транспортных самолётов. Карусель взлетающих и совершающих посадку самолётов.
Ассаб
Ввиду нехватки мест для стоянки самолётов в аэропорту Аддис- Абебы четыре самолёта Ан-12БП с инженерно-техническим составом отправили на аэродром Ассаб для временного базирования. Это были экипажи Поспелова, Воробьева, Заикина и Новожилова.
Ассаб небольшой город на побережье Красного моря, который расположен, примерно, за полторы тысячи километров от столицы. Подлетая к побережью Красного моря, видим, как меняется внизу пейзаж, и вместо эфиопского нагорья появляется буро-желтая земля, изрытая огромными трещинами и кратерами. Впечатление, будто под тобой гигантский блин из дрожжевого теста.
Окрестности Ассаба многие называют адом, ведь побережье Красного моря считается самой горячей частью Эфиопии. Неподалеку расположена Данакильская впадина, находящаяся ниже уровня моря. Именно здесь зарегистрирована самая высокая температура, свыше 50 градусов.
Приземляемся. Жара под +40 и сильный ветер. Вокруг чахлые кустарники, вдалеке море, пальмы, верблюды, тощие эфиопы.
Грунтовая, а точнее ПЕСЧАНО-СОЛЯНАЯ взлетно-посадочная полоса. Голое поле, по периметру стоят врытые в землю по башни советские танки Т-55, да старенький ангар с будочкой для диспетчера. Вот и весь аэродром. Площадку для стоянки самолётов расширили после прилёта наших 4-х самолётов Ан-12. Делалось это с использованием местных ресурсов. А именно песок и гравий разравнивали бульдозером, поливали морской водой из водовозки, и укатывали катком. Вода мгновенно испарялась под жарким солнцем, а соль скрепляла песчано-гравийную смесь намертво, не хуже бетона.
Ассаб представлял собой маленький городок, в котором находилась стратегически важная достопримечательность – порт, связывающий страну с окружающим миром. Сюда приходило множество кораблей и судов. В городке, насчитывающем, примерно, пять тысяч жителей, была таможня, магазинчики, базар и несколько так называемых баров, где исправно «трудились» женщины легкого поведения. Сюда и стекалось все мужское население: начиная с местных аборигенов и заканчивая заезжими моряками.
В Ассабе имелась старая крепость, построенная, наверное, в 20-х годах. Там размещалась военно-морская база ВМС Эфиопии, и гарнизон, в котором дислоцировались наши военные советники. Они жили в удобных легких бунгало, оснащенных кондиционерами отечественного производства. Воду привозили за много километров из артезианских скважин, раз в три дня.
Наши самолёты Ан-12 один за другим, зарулили на стоянку перед ангаром носом в сторону моря. И это была наша ошибка. Выключили двигатели, и сидим, выжидаем когда же остановятся воздушные винты. Прошло минут 7- 8, а винты продолжают крутиться под действием ветра. Самолёт обесточивать нельзя, до полного останова двигателей. При отключении аккумуляторов происходит открытие СТОП-КРАНОВ двигателей, топливо польётся в ещё горячую камеру сгорания и может произойти пожар в двигателе. Наконец, командир не выдержал, и повернувшись ко мне сказал: - Притормозите винты палками. А то мы просидим в самолёте до вечера.
Мы со стрелком взяли в руки щётки с длинными рукоятками, вышли из самолёта и пошли притормаживать воздушные винты. Увидев наши действия, и другие экипажи сделали так же.
Нашу авиационную группу в Ассабе разместили в одноэтажной гостинице «Аджип» по два человека в номере. Условия более – менее человеческие. Железные кровати, прикроватные тумбочки с выдвижными ящиками, аккуратно застеленные пожелтевшей газетой. Каково же было наше удивление: газета была «Красная звезда» за 1977 год! Как потом выяснилось, в этой гостинице проживали экипажи Ан-12 ВТА Псковского полка, Запорожского полка и Джанкойского полка в 1977-1978 годах.
Воспоминания воина-интернационалиста А. А. Шарина: « В этой кампании 1977-78 гг. наша военно-транспортная авиация потеряла четыре самолета Ан-12. Один сбили системой «Стрела» или «Стингер» при заходе на посадку. Самолет стал разваливаться в воздухе. Второй наш самолет попал в сильнейшее обледенение. Электрический обогрев винтов и коков не справлялся, лед срывался с винтов и пробивал масляные радиаторы. Утечка масла, падает давление в системе и двигатель автоматически выключается. Полет проходил над горной местностью, самолет, экипаж плюс 20 пассажиров-эфиопов погибли. Третий самолет погиб на посадке. Был сильный боковой ветер, подломили переднюю стойку шасси. Экипаж отделался ушибами, только радисту сломало обе ноги. Эти самолеты были не с нашего полка. А вот четвертый самолет погиб с нашего полка. Он сгорел на взлете, но экипаж, слава Богу, спасся. Я этих ребят всех знаю. А получилось вот что. На аэродроме Ассаб соляная полоса. Аэродромные службы не согласовали с руководителем полетов и произвели очередную поливку морской водой. Экипаж же не придал этому значения. В процессе разбега захлебнулся морской водой второй двигатель. Самолет резко выбрасывает с взлетной полосы, по ходу ударяется основной стойкой шасси о валун, вырывает его с корнем. Самолет разворачивает на 180 градусов и разламывает. Двигатели хватают землю винтами и самолет загорается. Экипаж успевает покинуть самолет через разлом в фюзеляже в одних плавках, так как там стоит постоянная жара. Одежда и документы — все сгорело».
Опыт работы самолётов Ан-12 в Эфиопии в 70-х годах мы изучили и применяли в своей работе. Однако иной раз «наступали на те же грабли».
А в это время, в конце ноября 1984 г. у берегов Эфиопии появились израильские боевые корабли.
В Эфиопии на протяжении 3000 лет жила община фалашей, по мнению многих исследователей они могут считаться наидревнейшей иудейской общиной в Африке. До 1974 г., положение фалашей в императорской Эфиопии было нормальным. После переворота и прихода к власти прокоммунистического руководства во главе с Менгисту Хайле Мариамом их положение усугубилось. В стране активизировались разнообразные межнациональные и межплеменные конфликты. Традиционно миролюбивые, не обладающие укоренившимися военными традициями и ввиду этого не принявшие участие во внутригосударственных конфликтах фалаши оказались «между молотом и наковальней». Гражданская война побудила фалашей, участия в ней не принимавших, бежать на север Эфиопии и в южный Судан. Бегство фалашей усилила и засуха 1983 г., следствием чего стал голод в Эфиопии. Скрывшись в Судане фалаши отнюдь не оказались в безопасности. В этих условиях правительство Израиля попыталось радикально и без лишнего шума, разрешить проблему - эвакуировать фалашей в Израиль. Уже с 1980 г. фалаши небольшими группами вывозились из Эфиопии в Израиль на самолётах государственной авиакомпании «Эль-Ал». Но летом 1984 г. ситуация резко ухудшилась, так как эритрейские повстанцы прорвали фронт в районе г. Тэсэней. Пытаясь найти виновного, спецслужбы Эфиопии начали геноцид против фалашей, обвиняя их в своих неудачах и в сотрудничестве с эритрейскими сепаратистами. Бегство эфиопских евреев приобрело огромный масштаб, и в Израиле осознали, что сил авиации в сложившихся условиях явно недостаточно для их эвакуации по уже организованному воздушному мосту Хартум - Тель-Авив. В результате, было принято решение, с помощью офицеров Мосада (внешней разведки) и военно-морских сил Израиля, тайно прибывших в Судан и Эфиопию, выводить группы фалашей к суданскому побережью Красного моря, где эвакуировать их на судах. Операцию назвали «Моше». Проблема заключалась только в том, что ВМС Эфиопии могли парализовать это движение путём военных акций у побережья Судана, что уже происходило в 1981 г. Следовательно, израильские суда необходимо защитить военными кораблями. Но израильская флотилия в Эйлатском заливе из 7 патрульных катеров типа «Дабур» для этого явно не подходила из-за слабости вооружения и малого радиуса действия. Найденное решение оказалось рискованным и не стандартным. В октябре-ноябре 1984 г. 2 ракетных катера типа «Решеф» совершили беспримерный переход вокруг Африки из Средиземного в Красное море, дозаправляясь от танкеров только в море, без захода в иностранные порты. Они своим присутствием обезопасили ход эвакуации фалашей морем, став существенным дополнением в договоренности между Израилем и Эфиопией о негласном военном сотрудничестве в обмен на проведение операции без противодействия эфиопской армии. Иначе чем объяснить, что Тель-Авив в 1985 г. продал Аддис-Абебе по крайней мере на 20 миллионов долларов советские боеприпасы и запасные части захваченные у палестинцев в Ливане. В результате предпринятых мер израильтянам удалось организовать не только воздушный, но и морской мост, благодаря чему за месяц в Израиль эвакуировали почти 14000 фалашей, из них половину морским путём. Операция «Моше» обошлась без реального применения оружия, хотя именно к этому моряки, лётчики и разведчики Израиля были готовы. Она также не привела к окончательному вывозу фалашей из Эфиопии. Этот процесс продолжался вплоть до 2000 г. и потребовал проведения в мае 1991 г. операции «Шломо» - теперь уже чисто воздушной.
С аэродрома до гостиницы «Аджип» и обратно нашу авиагруппу возил автобус, такой же старенький как сам водитель- эфиоп. Вопрос с централизованным питанием пока не был решён, и экипажам самим приходилось готовить. В номере стрелка и радиста включали двух комфорочную электроплитку, предусмотрительно купленную на деньги экипажа в Фергане. Дружно всем экипажем открывали металлические банки с рисом или гречкой, ещё банки три тушёнки. Всё это грели на сковороде. Воду для чая кипятили в электрочайнике. Хлеб нам заменяли советские галеты, которые были упакованы в бумажные обёртки. Они со временем не портились, но засыхали и твердели так, что ими можно было забивать гвозди. В солдатские кружки разливали по сто граммов фронтовых. На девять человек (7 человек экипаж + переводчик + старший авиационный техник) выпивали 3 бутылки водки. Вот и весь ужин.
Подъём в 6 утра, быстро мыться- бриться и бегом в автобус. Пока ехали до аэродрома, удавалось немного подремать.
Предполётная подготовка самолёта происходила по стандартной схеме: внешний осмотр, начиная с передней стойки шасси, ниша шасси. Далее осмотр правой и левой стойки шасси, ниши шасси. Целостность и исправность концевых выключателей, датчиков юза, фар, аэронавигационных огней. Прокачка и проверка на герметичность приёмников воздушного давления
ППД-1М, ПВД-7. Снятие заглушек. Швартовка, загруженного с вечера груза. Далее запуск двигателей по готовности и взлет. Везём 10 тонн пшеницы на аэродром Мэкэле.
Ещё при загрузке на самолёт я обратил внимание на серые невзрачные джутовые мешки, без всяких надписей. Хотя нам было известно, что эта пшеница была советская гуманитарная помощь Эфиопии, куплена в Канаде
и доставлена в порт Ассаб советским сухогрузом. Не доработка наших партработников!
Зато пропагандисты США работали на опережение. В порт Ассаб прибыло судно США с 10000 тонн сои и ещё мешки полипропиленовые. Белые мешки с красивой картинкой: рукопожатие белой и чёрной рук, перекрещенные флаги США и Эфиопии. И надписи: дружественная помощь Эфиопии.
Вот как нужно работать пропагандистам! Мы, авиаторы на самолётах Ан- 12БП, вертолётах Ми-8 МТ, далее наш советский автобат на Зил-131 развезли эти грузы по всей Эфиопии. Потом эфиопы из этих мешков шили сумочки, и пропаганда продолжала работать!

Посадка на аэродроме Мэкэле не стандартна, самолёт порывами бокового ветра сносит с полосы, посадка носом против ветра и перед самым касанием разворот рулём направления вдоль осевой ВПП. Касание и удар «слава советским сталеварам»! Так это называлось в сленге лётчиков ВТА. Заруливаем на площадку разгрузки. По ходу руления стрелок с пульта в грузовой кабине открыл грузолюки. Я выхожу в грузовую кабину, и мы совместно с ним расшвартовываем груз, убираем швартовочные сетки. После выключения двигателей самолёта заруливаем грузовой автомобиль до обреза грузового люка, заводим грузчиков в грузовую кабину и организуем разгрузку самолёта. А в это время весь остальной экипаж готовят обед. Разжигают керогазку в кабине сопровождения, разогревают казан и готовят суп из сухпайка! После выгрузки груза начинаем посадку беженцев в самолёт числом до 300 человек.
Уже пообедавших помощника командира и переводчика ставим считать пассажиров у входа в самолёт, и отходим пообедать и покурить. Минут через 20-30 самолёт загружен и готов к очередному вылету. К этому времени к самолёту подходит штурман, который успел сходить на вышку диспетчера, и оформить флай-план для полёта на аэродром Гамбэла.
При заходе на посадку на аэродром Гамбэла в провинции Кэфа наблюдаем буйную растительность, прямо джунгли! На этом аэродроме отсутствовали всякие технические системы привода и посадки. Только визуальный заход и посадка на свой страх и риск. А риски были! Через ВПП бегали люди, животные и пыль столбом!
ВПП горбатая и после пробега самолёта по полосе через метров 800 создается впечатление, что полоса закончилась. Но наши лётчики знали об этой «ловушке», и спокойно завершали полёт! Заруливаем на площадку разгрузки, оказываемся в объятиях влажных джунглей! Воздух густой, ароматный, приятный!
Выходим из самолёта, организуем выход переселенцев. Растерянный штурман стоит возле самолёта с флай-планом в руках, и не может никак понять где же диспетчер. Мы вышли из самолёта, закурили. Подняли головы и вот же диспетчер! На верхушке огромного дерева висит «домик на дереве». На стволе дерева сделаны ступеньки. А наверху – диспетчерская. На крыше установлена вертушка- анемометр, по показаниям, которого диспетчер сообщает экипажам о силе и направлении ветра. Видна антенна КВ радиостанции и больше ничего!

На стоянку рядом с нашим бортом зарулили наша тройка самолётов Ан-12 из Асмары. Мы подошли к экипажам. Поздоровались, обнялись. Из их самолётов выходили студенческая молодёжь с песнями, танцами. Это были эфиопские стройотрядовцы, которых привезли строить жильё для беженцев из Тэграй.
Мы узнали, что в Асмаре наш авиаотряд с инженерно- техническим составом поселили в общежитии университета. Живём весело, по-студенчески, говорили они. Хотя город Асмара в кольце осады, и слышны звуки войны. Линия обороны проходит на расстоянии 5-6 километров от городских окраин. Организовали в общежитии централизованный завтрак и ужин. А обед готовят на самолёте, так же как мы.
После высадки беженцев грузовую кабину самолёта пришлось мыть. Мы подогнали аэродромную пожарную машину, затянули шланг через боковой аварийный люк и сильной струёй смыли всё, что оставили после себя беженцы.
Перелёт на базу в Ассаб. При заходе на посадку прошли над морем вдоль прибрежной зоны, над Акульим островом, над Ассабом. Сверху хорошо просматривается море. Видели чёрные спины стаи акул.
Сели, зарулили на стоянку. Теперь поставили самолёт носом на запад, и ветер теперь дует с хвоста. Открыли грузолюк для загрузки на завтрашний полёт. На загрузку остались я, стрелок, и старший техник для заправки самолёта и осмотра двигателей. В процессе послеполётной подготовки я обнаружил на самолёте ряд неисправностей: 1. Разбита левая фара; 2. Разбит корпус ДП-702 на левой основной стойке шасси. Это результат выброса камней передней стойкой шасси на взлёте и посадки самолёта. Эти неисправности необходимо устранить срочно.
К самолёту как раз подошли технари группы АО (авиационного оборудования) и я их озадачил: нужны запчасти.
Заменили неисправные ДП-702, фару, и понесли показывать инженеру по АО Прокудину. Надо подумать, что предпринять, что бы защитить оборудование, изрёк инженер. И дал команду наклеить на корпус концевика ДП-702 кусок резины. И это сработало! А вот фары меняли каждый день. И думали, что предпринять. Наконец мне надоело менять фары, и я изготовил из алюминия и установил козырёк на фару. Пока я это делал, выслушал много «умных» изречений от экипажа: оторвёт набегающим потоком; если бы это помогало, сделали бы на авиазаводе; ты умнее всех? И т.д. В это время к самолёту подошёл Прокудин. Увидел, услышал. Подумав, дал добро: пробуй! На следующий день мы выполнили дневную программу полётов и зарулили на стоянку в Ассабе. Инженер Прокудин осмотрел самолёт, убедился, что фары целы и дал команду всем борттехникам по АДО других самолётов сделать такие же козырьки на фары.

Пережитая беда делает людей добрее. Советский народ в массе своей потому добросердечен, что настрадался.
Мы верили, что спасённые в здесь дети вырастут добрыми и щедрыми. Они будут знать, и помнить о помощи СССР, о работе лётчиков, врачей и других специалистов. Мы искренне желали, что бы все эти люди, дети, сама эта красная пересохшая земля спаслись и стали сильнее.
Огромные советские автоколонны с эфиопскими и советскими флагами, нарисованными на двери кабины, везли хлеб, сгущённое молоко, муку и другие продукты. Другие советские автопоезда привезли мобильный госпиталь.
И эти больные, изголодавшиеся люди запомнили слова СОВЕТСКИЕ, ХЛЕБ, ДРУЖБА.
Любая война и голод с особой жестокостью уничтожает стариков и детей.
Горные районы провинции Уолло вымерли. Сохранились сооружения, вещи в домах, но погибла жизнь, люди, коровы, козы. Они ушли отсюда или умерли.
Советские вертолёты Ми-8 с сотрудниками эвакуационных отрядов облётывали деревни, разыскивая выживших людей. Когда Ми-8 приземлялся на площадке деревень , из тысяч разбросанных чёрных тел поднимались несколько десятков. Они медленно, поддерживая друг друга, бредут к вертолёту, покачивая большими головами. Вертолёт поднимает их в небо, увозя и спасая живых от голода и жары. Переселенцев вертолётами Ми-8 доставляли в лагеря беженцев в провинции Тэграй. Оттуда с аэродрома Мэкэлэ самолётами Ан-12 мы вывозили их на аэродромы Аддис- Абеба и Гамбэла.
На аэродроме Мэкэлэ наблюдал грустную картину. Под крылом нашего самолёта в окружении своих сородичей сидел седобородый старец, прижав к груди самодельный струнный инструмент. Это была длинная жердь с единственной струной, протянутый от верхушки жерди к резонатору- тыкве, лежавшей у его ног. Старец поднял смычок и провёл им поперёк струны, и родился звук, переходящий в тремоло, пронзительная скрипичная музыка. Седой старец творил музыку успокаивая сородичей, и дарил людям НАДЕЖДУ.


В небе Эфиопии

В НЕБЕ ЭФИОПИИ    
  (посвящаю памяти однополчан)                                                                     
         ИДЕЛЬБАЕВ С,Х, 



  • 138



Приходит день, когда ты понимаешь,
Что дальше жизнь пойдет лишь на закат,
И фразу древних: «Все проходит..» вспоминаешь,
И просто будешь солнцу, ветру рад!

Но хочется, чтоб прошлое вернулось,
Воскресли чтоб ушедшие друзья,
И сердце вдруг забилось, встрепенулось,
И жизнь перед глазами встала вся!

  Военно-транспортная Авиация ВВС СССР всегда была активным участником воздушных перевозок по территории СССР и за рубежом, в том числе и для решения внешне- политических задач.
Нами накоплен богатейший опыт работы во многих странах мира: - в Афганистане, Эфиопии, Анголе,Индии, Вьетнаме, Лаосе, Йемене, Сирии, Египте,Ливии, Мозамбике, Гвинее, на Мадагаскаре и в других странах. Есть что вспомнить и чем гордиться! 

Об одной малоизвестной авиационно-десантной
операции, успешно выполненной советскими
авиаторами, хочется рассказать подробнее.

Итак, год 1984-й. Из сообщений средств массовой информации стало известно, что Социалистическую Эфиопию постигла сильнейшая засуха, солнце выжгло двенадцать из четырнадцати провинций, погибли урожай, скот. Тысячи людей умирали от голода, жажды и болезней. Правительство СССР откликнулось на призыв ООН об оказании экстренной гуманитарной помощи пострадавшим.
И сразу же, а именно в ночь на 1 ноября, на полную мощь заработал хорошо отлаженный механизм военной машины. Используя систему скрытого управления войсками, был поднят по тревоге 194-й гвардейский военно-транспортный авиационный полк, дислоцированный в городе Фергане, где я проходил службу а должности бортового техника самолёта Ан-12 БП.
Нам была поставлена задача подготовить 12 самолетов для полётов по международным трассам и для длительной работы с высокогорных аэродромов
Эфиопии. А это означало: демонтировать с самолетов пушечное вооружение и различную, в тому числе секретную аппаратуру, согласно требованиям ИКАО. Загрузить на борты необходимое техническое оборудование для обслуживания самолетов на внебазовых аэродромах.
Той же ночью на весь личный состав для получения заграничных паспортов оформили необходимые документы. В Доме офицеров сфотографировали нас полусонных на загранпаспорта. Утром дали команду всем экипажам срочно получить на вещевом складе формы аэрофлота, а наземным специалистам- гражданскую одежду: костюмы- тройки, туфли, рубашка, галстук и даже шляпы. Мы, экипажи позавидовали наземникам. Ведь в то время сложно было купить такой костюм. Вся эта маскировка нужна была, чтобы летать по международным трассам. Ведь многие страны запрещали пролёт военных самолётов СССР над их территорией.



  • 72





Благо самолёты не пришлось перекрашивать, поскольку самолёты АН-12 нашего полка уже имели бело-голубую раскраску под Аэрофлот.
Вся упорная и кропотливая работа, в которой были задействованы сотни офицеров и прапорщиков, завершилась к исходу вторых суток. Одновременно готовились к вылету самолеты Ан-22 "Антей" Калининской авиационной дивизии и самолеты Ил-76 Витебской авиационной дивизии.
3 ноября на б часов утра дали "добро" на вылет передовой команде в составе двух самолётов Ан- 12.
Пройдя необходимые формальности у таможенников и пограничников, мы взлетели и взяли курс на Карачи. Знакомая воздушная трасса на Кабул, далее летим над территорией Пакистана. Посадка на аэродроме Карачи на дозаправку. Далее наш маршрут пролегал над Аравийским морем; Аденским заливом с посадкой в Адене на дозаправку, над Джибути, Эфиопским нагорьем, и уже в сумерках мы приземлились на центральном аэродроме Аддис-Абебы.
Мы,экипаж самолёта Ан-12БП №12112, передовая команда с технарями на борту, командир корабля Воробьев, на правой чашке- лётчик-инспектор ВТА п-к Фёдоров. Садились в сумерках. ориентируясь визуально на огни подхода, так же опасались вышки с огоньками, но лётчик- инспектор подправил:- пониже-пониже. вышка вровень с ВПП. Полоса горбатая! Сели хорошо, зарулили на военную стоянку аэропорта Болэ. Экипаж и технари вышли, построились перед винтами, как обычно. Подошли представитель аэрофлота и представитель посольства СССР. После короткого приветствия собрали у всех прибывших загранпаспорта и..И уехали. Мы стоим и не знаем, что делать. Лётчик- инспектор ВТА взял руководство на себя: -ребята, готовьте ужин, расстилайте матрацы в самолёте, будем ночевать здесь. Нас встретила холодная высокогорная Африка.
Переночевали в самолете, а утром, развернув командный пункт, стали принимать основную группу самолетов.
В небе над Аддис-Абебой образовалась гудящая карусель из самолетов Ан-12 год руководством командира полка полковника А. В. Митченко. Не успели разместить на военной стоянке наши самолеты, как стали приземляться самолеты Ил-7б с продовольствием и медикаментами на борту. Совершил посадку Ан-22 ."Антей" с азромобильным военно-полевым госпиталем.
Затем стали прибывать Ан-22, груженные вертолетами Ми-8 МТ. Тут же на площадке авиационные специалисты приступили к их сборке, и по мере
готовности они перелетали на другой конец города на аэродром Лидетта, где им
отвели места стоянок. Таким образом, самолетами Ан-22 был совершен межконтинентальный маневр армейской авиации.- вертолетного полка в
количестве 24 машин Ми-8 МТ.
На аэродроме Лидетта за двое суток развернули жилой палаточный городок, хлебопекарню, кухню, столовую, санчасть, баню, клуб.
Через трое суток поступила команда рассредоточиться на аэродромах Асмара, Асаб, Дыре-Дауа по три самолета Ан-12 и приступить к работе.
Вертолетчики разлетелись по своим точкам.
Таким образом, цель - занять аэродромы Эфиопии до прилёта самолетов стран НАТО нами была достигнута путем четкого выполнения основополагающих принципов оперативного применёния военно-транспортной авиации: единства управления, массированного применения сил и средств, маневра авиации, экономией сил и средств, безопасности полётов, внезапности.
За год работы в Эфиопии объединённой авиационной группировкой было перевезено более 700 тыс. человек из провинций, пострадавших от засухи, на аэродромы Аддис-Абеба, Гамбела
. Здесь нет преувеличения, и самолеты мы не перегружали. Дело в том, что оголодавший взрослый эфиоп весил не более 40 килограммов, а среди выживших было больше детей и женщин. Самолётом Ан-12 за один рейс мы перевозили до 300 - 320 человек.
С учетом военно-политической обстановки в Эфиопии, где шла многолетняя гражданская война, нам приходилось оказывать, в том числе, и военную помощь правительственным войскам Эфиопии.

Вспоминает бывший заместитель Командующего Военно-транспортной авиацией ВВС СССР генерал-майор в отставке Кулыгин Борис Павлович:  
"В начале октября 1984 года Командующий ВТА генерал-лейтенант Волков поставил мне задачу сформировать на базе Джамбульского военно-транспортного вертолётного полка ВВС СССР и 194-го гвардейского военно-транспортного авиационного полка ВВС СССР сводную авиационную группу для убытия в Социалистическую республику Эфиопию и осуществления перевозок людей и грузов в этой стране в условиях ведения боевых действий. Во исполнение указанной задачи мною была сформирована сводная авиационная группа в составе 22-х военно-транспортных вертолётов Ми-8 с экипажами и 12-и военно-транспортных самолётов Ан-12 с экипажами. Военно-транспортные самолёты Ан-12 с экипажами убывали в Эфиопию своим ходом из места своей постоянной дислокации в г.Фергана УзССР, военно-транспортные вертолёты Ми-8 и их экипажи транспортировались в Эфиопию из места своей постоянной дислокации в г.Джамбул КазССР. К непосредственному управлению сводной авиагруппой ВТА в Эфиопии я привлёк подполковника Митченко А.В. командира 194-го гвардейского военно-транспортного авиаполка и подполковника Фомина командира Джамбульского военно-транспортного вертолётного полка. В соответствии с приказом Командующего ВТА генерал-лейтенанта Волкова военно-транспортные вертолёты Ми-8 и военно-транспортные самолёты Ан-12 были закамуфлированы в Эфиопии под воздушные суда "Аэрофлота", а личный состав представлялся как персонал Гражданской авиации, был экипирован в униформу Гражданской авиации либо в гражданскую одежду". 
В своих воспоминаниях командир 194-го гвардейского военно-транспортного авиационного полка полковник в отставке Митченко Анатолий Владимирович  сообщает:"В октябре 1984 года, являясь командиром 194-го гвардейского авиаполка, я получил приказ заместителя Командующего ВТА ВВС генерал-майора Кулыгина Бориса Павловича выделить в состав сводной авиационной группы 12 самолётов Ан-12бп с экипажами для убытия в Социалистическую Эфиопию и выполнения перевозок внутри страны в условиях ведения боевых действий. Основанием для данного приказа являлась директива Генерального штаба ВС СССР, номера которой я не помню. Из Политотдела ВТА ВВС лично до меня в части касающейся была доведена информация об обращении руководителя Эфиопии Менгисту Хайле Мариама в ЦК КПСС :"Революция в опасности. Положение дел ухудшается с каждым днём, с каждым часом",и просьба об оказании разносторонней помощи. Мною был сформирован отряд из 12-и самолётов под руководством опытных экипажей, имевших опыт боевых полётов в Афганистане. Это были экипажи майоров Мишаева И.А., Поспелова Н.А., Заикина Ю.Ф., Воробьёва П.Л., Жукова А.А., Зайцева И.Ю., капитанов Новожилова Л.А., Потапова, Кузнецова, Кузьмина А.С., Краснопольского. В ночь на 4 ноября я вылетел по маршруту Фергана - Карачи (заправка) - Аден (заправка) - Аддис-Абеба (аэропорт "Боле"). Позднее отряд составом по 2-3 самолёта в сутки выполнил перелёт по указанному маршруту".




Шок

В дер.Давыдово Новгородская обл. открылся мемориал воинам, погибшим в ВОВ "Павший лист" false
Или я сошёл с ума, или этот стиш-триллер и есть наша память о героях ВОВ?

С Днём Защитника Отечества, друзья!

С Днём Защитника Отечества, друзья! Ветеранам крепкого здоровья, сто лет жизни!

Зыбкое пперемирие.

Ты больна, моя Родина малая,
Трудовая, шахтёрская, славная.
Как случилось, что в доме твоём
Стало тесно, вдруг, братьям вдвоём?
Что пошли, как в чудовищном сне,
Друг на друга в гражданской войне.
И уже, вместо дома - завалы,
Из жилья - только сырость подвала.
Враз поправ вековые традиции,
Обрубив материнские корни,
Против русских пошли украинцы,
Позабыв все прошедшие войны.
Как все вместе врагов своих клятых:
И литовцев, и шведов, и ляхов,
А потом и германцев-фашистов
Били, но просмотрели нацистов.
Я сегодня, как дерево, спилен -
Корни в Горловке, крона в России.
Оболгали тебя, "заказали"
Дяди Сэма послушные куклы.
"Колорадами" русских назвали,
Ниоткуда возникшие "укры".
"Псы войны" со всех свалок сбежались.
По примеру армады немецкой,
Блиц-походом пройтись попытались
По земле неприступной донецкой.
Смерть пришла в города и посёлки.
Всё прорусское - власти помеха.
Краски лета от горя померкли,
Взрывы мин, вместо детского смеха.
Но им "кузькину мать" показали.
И шакалы завыли в бессилии,
А когда их в "котлы" позагнали,
Запросили в ответ перемирия.
Перемирие - мира основа.
Но вдали разорвался фугас.
Значит, враг поднял голову снова.
Не добил его русский Донбасс!

Индонезийская трагедия.

Гибель индонезийских лайнеров снова вызывает много вопросов. Вместе с тем, очевидным становится тенденция пренебрежения опасностью воздействия на воздушное судно мощно - кучевой облачности. О своих ощущениях при случайном попадании в аналогичные условия, в своё время, написал здесь : http://www.proza.ru/2012/01...

Метки: гроза, Ил -76

Памяти Лётчика Чистых М.А.

Памяти ЛЁТЧИКА Чистых!
( из воспоминаний б\т по АДО Идельбаева С.)

1986 год. Мозамбик.Самолёт АН-12БП бортовой номер 11711 КВС Чистых. Летим с аэродрома Пемба на базу в Мапуту. На подходе к Мапуту выяснилось: гроза, ливень, остаток топлива не позволяет уйти на запасной аэродром.( Остаток топлива около 2 тонн). Стемнело. Первый заход, снижение до 50 метров. Полосу не видим. Ушли на второй. Слышим нашу наземную радиостанцию голосом Демирова: "Командэр, прашли левее, чуть не снесли КДП"
- Идём на второй с поправкой,слышим по СПУ хрипловатый голос штурмана Шевкопляс;
- На второй круг,левым: ответил Чистых спокойным голосом.И уже не по СПУ обращаясь к старшему борттехнику Мише:- Какой остаток?
- Остаток топлива 2 тонны, ответил по СПУ , нет даже прокричал, борттехник Миша!
Эту информацию услышали,и прочувствовали весь экипаж.
Краем глаза увидел, как радист Коля схватился за голову; 
- Как две? переспросил штурман Шувкопляс.
И весь экипаж осознал, что уйти нам некуда. Только сесть в Мапуту или ни где!
- Вижу огни маяка на берегу, в крайнем... сядем возле маякв со стороны моря, обнадёжил штурман.
Ещё большее напряжение внёс голос переводчика: Командир, КП требует оставатся в зоне ожидания, с востока подходит АН-26 ГВС(главного военного советника) с минимальным остатком топлива.
- Мандец, сказал штурман.
- Уходим, ожидаем, спокойно ответил Чистых.
(продолжение следует)

Детство авиации.

Удивительные документальные фоторепортажи встретил в БЛОГЕ "Записки скучного человека". Первые летательные аппараты поражают своей фантазией человеческой мысли. Это было всего -лишь чуть больше 100 лет назад. Предлагаю:

http://humus.livejournal.co...

Метки: интересно. детство авиации

Юрий Ерохин, 23-09-2013 11:53 (ссылка)

Поиск сослуживцев Валерия Доценко

Ищу сослуживцев Валерия Васильевича Доценко(выпуск БВВАУЛ-74), почибшего под Читой 12 24.08.82 года, 192 втап (Укурей). Самолёт Ан-12БП. В сводне катастрофы записано так:"Экипаж выполнял полёт по маршруту ночью в боевом порядке "поток" в облаках. Через 1 ч 57 мин после взлёта произошло самопроизвольное выключение двигателей №1 и 2 с автоматическим флюгированием воздушных винтов. Из-за недостатка мощности работающих двигателей экипаж продолжал полёт со снижением на запасной аэродром Чита. Через 16 м 19 сек выключился двигатель №3, а через 27 сек - двигатель №4. Экипаж покинул самолет на парашютах. КК,покинул самолет последним. Из-за малой высоты парашют не наполнился и он погиб. Самолет был заправлен некондиционным топливом с примесью воды."
Очень хотелось бы, чтобы откликнулся кто-то, кто знал Валерия, лучше знает обстоятельства этой авиакатастрофы. Я друг его родного брата, которого уже тоже нет с нами. Хочу написать про Валерия на своём краеведческом сайте. Чтобы помнили. Страшнее смерти только забвение.

Балашовське ВВАУЛ 1982 - 1986 !

 
 
                  ТАМ ПАЦАНІВ ВЧИЛИ ЛІТАТИ  ...
  

Метки: БВВАУЛ

70 лет 6 гв.втад и 363 втап

Метки: 70 лет

100 лет ВВС.

6 гв. втад - 70 лет.

Празднование 70-летних юбилеев 6 гв.втад и 363 втап состоится 20 октября в Кривом Роге, накануне Дня освобождения Украины от немецко-фашистских захватчиков.
В программе: торжественное собрание,фотографирование, концерт, посещение музея, банкет.
Заявки на участие по тлф. 8-10-38-0564-925394 Захаряну Валерию Васкановичу.

С Днём ветеранов боевых действий!

Дорогие друзья, с Днём ветеранов боевых действий! Объединяйтесь для защиты своих прав! Мы зашищали Родину- теперь от чиновников мы ждём социальной защиты ветеранов боевых действий!

В этой группе, возможно, есть записи, доступные только её участникам.
Чтобы их читать, Вам нужно вступить в группу