Все игры
Обсуждения
Сортировать: по обновлениям | по дате | по рейтингу Отображать записи: Полный текст | Заголовки

Обольщение неправильным пониманием Корана и сунны

Среди людей есть и такие, которые обольщаются неправильным пониманием текстов Корана и сунны и безосновательно полагаются на них. Одни уповают на слова Всевышнего Аллаха: «Господь твой непременно одарит тебя, и ты будешь удовлетворен» (Ад-Духа, 5).
Они считают, что Посланник не может быть доволен, если его последователи окажутся в Аду. Это ужасное невежество и очевидный навет на него. Поистине, он будет доволен всем, чем будет доволен Могучий и Великий Господь. Аллах сделает так, что он останется доволен наказанием несправедливых грешников, нечестивцев и изменников, упорно совершавших тяжкие грехи. Упаси Всеблагой и Всевышний Господь своего Посланника от недовольства тем, чем доволен Он!
Другие уповают на слова Всевышнего: «Воистину, Аллах прощает грехи полностью» (Аз-Зумар, 53), и это тоже ужасное невежество.
Данный аят распространяется и на приобщение сотоварищей к Аллаху, основной и самый великий из грехов, и нет никаких разногласий относительно того, что это относится лишь к принесшим покаяние. Аллах прощает любого раскаявшегося грешника, какие бы преступления тот ни совершил. Если бы данный аят относился к тем, кто не раскаялся в грехах, то были бы лишены всякого смысла тексты, содержащие угрозу, а также хадисы о заступничестве за тех, кто не приобщал сотоварищей к Аллаху, и их выходе из Ада.
Причина этого заблуждения в недостатке знаний и неправильном понимании аята. Дело в том, что данный аят имеет обобщенный смысл, но мы понимаем, что речь идет о тех, кто раскаялся, потому что данный вопрос конкретизируется в суре «Ан-Ниса»: «Воистину, Аллах не прощает, когда к Нему приобщают сотоварищей, но прощает все остальные (или менее тяжкие) грехи, кому пожелает» (Ан-Ниса, 48).
Пречистый Аллах сообщил, что Он не простит тех, кто приобщал к Нему сотоварищей, но простит менее тяжкие грехи. Если бы эти слова относились к тем, кто раскаялся, то Аллах не сделал бы различие между приобщением сотоварищей к Нему и остальными прегрешениями.
Некоторые невежды обольщаются словами Всевышнего Аллаха: «О человек! Что ввело тебя в заблуждение относительно твоего Великодушного Господа?» (Аль-Инфитар, 6).
Они отвечают: «Твое великодушие». А некоторые из них говорят: «Аллах научил заблудшего человека оправданию». Поистине, это отвратительное невежество. Они впали в заблуждение, и виной тому шайтан, их повелевающие зло души, их невежество и порочные желания. В этом аяте Аллах назвал себя Аль-Карим (Великодушный). Он Великий Господин, и человеку следует повиноваться Ему, а не обольщаться Его великодушием и не пренебрегать своими обязанностями перед Ним. Но эти люди впали в заблуждение и обольстились тем, чем не следовало.
Некоторые неправильно понимают слова Всевышнего Аллаха об Аде: «Сгорит в нем только самый несчастный, который считает [истину] ложью и отворачивается» (Аль-Лейл, 15-16); «Он уготован для неверующих» (Аль-Бакара, 24).
Эти заблудшие не понимают, что слова «Я предостерег вас от пылающего Огня» (Аль-Лейл, 14) относятся ко всем ступеням Ада. Поэтому Аллах не сказал, что только самый несчастный войдет в него, но сказал: «Сгорит в нем только самый несчастный» (Аль-Лейл, 15).
И если человек не сгорит в Аду, то это еще не значит, что он не войдет в него, потому что попадание туда — это более широкое понятие, а отрицание частного не означает отрицания общего.
Кроме того, если бы эти заблудшие прочли следующий аят, то им стало бы ясно, что они не относятся к богобоязненным рабам и не вправе рассчитывать на то, что не окажутся в Аду.
Что же касается аята о том, что Ад уготован для неверующих, то ведь про Рай тоже сказано, что он «уготован для богобоязненных» (Аль ‘Имран, 133).
То, что Ад предназначен для неверующих, не значит, что нечестивцы и несправедливые грешники не попадут туда. И то, что Рай приготовлен для богобоязненных, не значит, что туда не попадут люди, в чьих сердцах была мельчайшая крупица веры, которые даже не совершили ни одного доброго поступка.
Некоторые обольщаются тем, что постятся в день ‘Ашура или в день ‘Арафа. Среди них есть такие, которые говорят: «Пост в день ‘Ашура искупает грехи за целый год, а пост в день ‘Арафа остается прибавкой в награде». Эти заблудшие не понимают, что за пост в рамадане и пять ежедневных намазов обещана большая и более славная награда, чем за пост в дни ‘Арафа и ‘Ашура, которые искупают лишь совершенные между ними прегрешения, если человек избегал тяжких грехов.
Даже пост в рамадане и пятничные намазы не способны искупить совершенные между ними мелкие прегрешения, пока человек не избегает тяжких грехов, но выполнение обоих предписаний вместе смывает мелкие грехи.
Как же необязательный пост может искупить все тяжкие грехи, совершенные рабом, особенно если он продолжает грешить и не раскаивается в них? Это невозможно, хотя не исключено, что в некоторых случаях пост в день ‘Арафа или ‘Ашура искупает все грехи за прошлый год. Одним словом, хадисы на этот счет относятся к текстам, в которых [награда и прощение] обещаны при выполнении определенных условий и при отсутствии препятствующих тому факторов. И если человек упорствует в совершении тяжких грехов, то это препятствует искуплению грехов. Если же он не упорствует в этом, то пост объединяет с покаянием, и они вместе смывают грехи. То же самое относится к посту в рамадане и пятикратным намазам, которые искупают мелкие прегрешения, если раб избегает тяжких грехов. Пречистый Аллах сказал: «Если вы будете избегать больших грехов из того, что вам запрещено, то Мы простим ваши злодеяния» (Ан-Ниса, 31).
Следовательно, если Аллах назначил какой-либо поступок причиной искупления грехов, это не значит, что он не может возыметь действие совместно с другой такой же причиной. Объединившись, эти две причины искупают грехи эффективнее, чем каждая из них в отдельности. И чем сильнее причины, искупающие грехи, тем действеннее, эффективнее и полнее результат.



Из книги Ибн Кайим аль-Джаузий: «Болезнь и излечение»

Определение нововведения, его виды и суждения о нем

1 - Определение нововведения с точки зрения языка.
Слово "бид'а" (нововведение, ересь) в арабском языке образовано от слова "бад'", что означает "выдумка" или "введение чего-либо нового", иными словами - изобретение того, что раньше не существовало. Производным от него является также и слово, использованное в одном из аятов Корана:
"Он - творец небес и земли..." ("Корова", 117).
Здесь слово "творец" («бади»') означает, что Аллах изобрел то, чего раньше не было. Кроме того, Всевышний сказал: "Скажи: "Я - не новинка среди Посланников..." ("Пески", 9).
Здесь использовано слово "новинка" («бид»'). Это означает: я не был первым из принесших послание от Аллаха к рабам Его, но до меня было много Посланников. Введение новшеств делится на две части:
1 - Введение новшеств в области обычаев наподобие введения в обиход чего-то вновь изобретенного, что допускается, так как в основе любого обычая лежит допустимость.
2 - Введение новшеств в области поклонения и религии, что является запретным, ибо в основе религии лежит зависимость, то есть нечто ниспосланное свыше. Сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
"Кто внесет в это наше дело нечто новое и к нему не относящееся, будет отвергнут" (Этот хадис приводят ал-Бухари и Муслим).
Передают также, что он, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
"Любой из сделавших нечто такое, чего мы не повелевали,тот будет отвергнут" (Этот хадис приводит Муслим).
2 - Виды нововведений. Нововведения в области религии бывают двух видов:
Первый вид: нововведения в высказываниях и верованиях наподобие высказываний и убеждений джахмитов, мутазилитов, рафидитов и последователей прочих заблудших сект.
Второй вид: нововведения в области поклонения, например, поклонения Аллаху не узаконенным образом. Подобные нововведения делятся на нижеследующие подвиды:
Подвид первый: это введение вовсе нового вида поклонения, то есть введение в поклонение того, что не обосновано шариатом, например, введение не узаконенных намазов и постов или установление не узаконенных праздников наподобие празднования дня рождения Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и других празднеств.
Подвид второй: это добавление чего-то нового к узаконенному поклонению, например, добавление пятого ракаата к полуденной или послеполуденной молитве.
Подвид третий: это исполнение поклонения не узаконенным образом, например, произнесение хором установленных формул поминания или обременение себя поклонением, выйдя за пределы установленного Сунной Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует.
Подвид четвертый: совершение узаконенных форм поклонения в не узаконенное время, например, определение дня и ночи в середине месяца ша'бан для поста и ночных молитв.
Сами по себе посты и ночные молитвы узаконены шариатом, но для того, чтобы выделить для них особое время, следует руководствоваться определенными указаниями.
3 - Суждение о всех видах нововведений в области религий. Всякое нововведение в религии запрещено, ибо оно является заблуждением, о чем свидетельствуют слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует:
"Остерегайтесь новшеств в этих делах, ибо, поистине, всякое новшество приводит к нововведению, а всякое нововведение является заблуждением" (Этот хадис приводят Абу Дауд и ат-Тирмизи).
Он, да благословит его Аллах и да приветствует, также сказал: "Кто внесет в это наше дело нечто новое и к нему не относящееся, тот будет отвергнут" (Этот хадис приводят ал-Бухари и Муслим).
Передают также, что он, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
"Кто делает нечто такое, чего мы не повелевали, тот будет отвергнут"(Этот хадис приводит Муслим).
Эти два хадиса указывают на то, что всякое новшество в религии является нововведением, а всякое нововведение - отвергаемым заблуждением. Это означает, что нововведения в том, что относятся к поклонению и убеждениям запретны, однако степени запретности могут отличаются друг от друга в зависимости от вида нововведения. Так, например, некоторые нововведения могут относиться к категории очевидного неверия, например, совершение обхода вокруг могил в с целью приблизиться к покойным, а также принесение им жертв и обетов и обращение к ним с мольбой и просьбами о помощи или о спасении. К нему же относятся и высказывания крайних из числа джахмитов и мутазилитов. Есть другая категория нововведений, которая неверием не является, но может привести к многобожию, например, возведение сооружений над могилами, совершение молитв возле них и обращения с мольбой к Аллаху в подобных местах. Есть еще категория нововведений, которая представляет порочность в убеждениях, к чему относятся, например, нововведения хариджитов, кадаритов и мурджиитов, проявляющиеся в их высказываниях и воззрениях, противоречащих доводам шариата. Существует и такая категория нововведений, которая относится к числу прегрешений, например, нововведения, связанные с отрешением от мира, совершением поста, стоя под палящим солнцем, или оскоплением самого себя с целью уничтожения страсти к совокуплению.[1]
Примечание: Ошибается тот, кто подразделяет нововведения на хорошие и дурные, ибо тем самым он противоречит словам Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: "...а всякое нововведение является заблуждением",
- из которых явствует, что Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, признавал заблуждением все нововведения, а такой человек утверждает, что не все они являются заблуждением, но среди них есть и хорошие нововведения.
В комментарии к "Сорока хадисам" ал-Хафиз ибн Раджаб писал: "Слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, о том, что всякое нововведение является заблуждением, являются всеобъемлющими и здесь нет никаких исключений. Эти слова являются одной из великих основ религии и они подобны другим словам Посланник, да благословит его Аллах и приветствует: "Кто внесет в это наше дело нечто новое и к нему не относящееся, тот будет отвергнут",
- поэтому заблуждается всякий, кто вносит нечто новое и связывает это с религией, в то время как никаких религиозных основ это новшество не имеет и религия с этим никак не связана, независимо от того, касается ли это убеждений, дел или слов, явных или скрытых[2].
При этом у таких людей нет никаких доводов в пользу того, что существуют хорошие нововведения, кроме высказывания Умара, да будет доволен им Аллах, сказавшего о молитвах таравих, совершаемых во время рамадана в группе, следующее: "Это хорошее новшество". Они также говорили: "Поистине, и раньше вводилось нечто новое, что не отвергалось нашими предшественниками, например, аяты Корана были объединены в одну книгу, а хадисы стали записывать". Ответ на подобные заявления состоит в том, что у подобных вещей есть соответствующая основа в Шариате, поэтому они не являются чем-то новоизобретенным. Что же касается слов Умара: "Это хорошее нововведение", - то он имел в виду способ исполнения молитвы, а не само действие; и если нечто имеет основу в Шариате, значит это и восходит к нему, а когда подобное называют нововведением, то имеется в виду языковой термин, а не шариатский, так как нововведением с точки зрения шариата является то, что не обосновано им. Что же касается, например, собирания аятов Корана в одну книгу, то это обосновано шариатом, так как Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, повелевал записывать аяты Корана и они были записаны, но по отдельности, а потом сподвижники, да будет доволен ими Аллах, собрали все это воедино, желая сберечь записанное. То же можно сказать и о молитвах таравих во время рамадана, ибо и Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сначала совершал их по ночам вместе со своими сподвижниками, а в конце он отделился от них из опасений, что эти молитвы в таком порядке станут для них обязательными, а сами сподвижники, да будет доволен ими Аллах, собираясь отдельными группами, продолжали совершать их и при жизни Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и после его смерти, и так продолжалось до тех пор, пока Умар ибн ал-Хаттаб не собрал их позади одного имама подобно тому, как они собирались позади Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует. Поэтому совершения таравих в группе за одним имамом тоже не является новшеством в религии. Так же обстоит дело и с записыванием хадисов, ибо и это обосновано шариатом, так как Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, повелевал записывать отдельные хадисы некоторым из своих сподвижников, когда к нему обращались с подобными просьбами. В целом же при жизни Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, хадисы не записывались потому, что существовали опасения, что с Кораном может смешаться нечто к нему не относящееся, в то время как после его смерти, да благословит его Аллах и приветствует, эти опасения рассеялись, так как Коран был полностью собран и выверен еще до кончины Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. И после этого мусульмане стали записывать хадисы, желая сохранить их от исчезновения, и да вознаградит их Аллах благом за это, что они сохранили Книгу своего Господа и Сунну своего Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, от исчезновения произвольного обращения с ними со стороны тех, кто мог бы подобное делать.

_________________

[1] Аш-Шатиби, "Поиски убежища”, 2/37.
[2] "Собрание знаний и рассуждений”, стр. 233.

________________

"Книга Единобожия"
Шейх Солих Аль Фаузан

Десять преград между рабом и Аллахом

Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословения Аллаха последнему и лучшему из пророков - Мухаммаду.

1 – Первая преграда: Невежественность, по отношению к Аллаху (незнание Аллаха). Неужели ты его не знаешь? Кто узнал Аллаха, тот его полюбил... И не узнал Его никто из тех, кто не полюбил Его. И не полюбит Его никто из тех, кто не узнал Его. Поэтому Ахлу Сунна, поистине, были из тех, кто искал знания, они приближённые Аллаха, которые любимы Им, и они любящие Его. Потому, что если ты узнал Аллаха больше, полюбишь Его больше.
Сказал Шуайб, оратор (проповедник) пророков, своему народу: Просите прощения у своего Господа, а затем раскайтесь перед Ним. Воистину, мой Господь – Милосердный, Любящий (или Любимый)». (Сура Худ, 11:90) И сказал твой Господь, велико Его могущество: Тех, которые уверовали и совершали праведные деяния, Милостивый одарит любовью. (Сура Марйам, 19:96)
Поистине, самая грубая преграда – это невежественность по отношению к Аллаху и Его незнание. Поэтому человек враг того, чего не знает. Поистине те, которые не знают Аллаха, грешат Ему, презирают и ненавидят Его. Те, кто незнают Аллаха, поклоняются сатане помимо Него. Поэтому призыв Аллаха, о знании был в первую очередь: Знай же, что нет божества, кроме Аллаха, и проси прощения за свой грех и за верующих мужчин и верующих женщин. (Сура Мухаммад, 47:19).
Поэтому лекарство – познание Аллаха истинным познанием. И если ты узнал Его истинным познанием, тогда ты будешь жить истинным покаянием.

2 – Вторая преграда: Нововведение (новшества) в религии. Кто вводит нововведения, тот будет удалён от Аллаха по причине этого нововведения. И будет его нововведение преградой между ним и Аллахом до тех пор, пока он не избавится от неё. Сказал пророк, да благословит его Аллах и приветствует: "Кто совершил в нашем деле (т.е. Ислам) то, что не входит в него, то его дело будет отвергнуто". (Хадис согласован).
Для принятия праведного дела есть два условия:
– Искренность; чтобы оно было ради одного Аллаха, у которого нет сотоварища.
– Следование; чтобы оно было в соответствии с сунной пророка, да благословит его Аллах и приветствует.
И то, что не входит в эти два условия, не называются праведным. И не принемается у Аллаха, потому что поистине Он принимает только хорошее праведное дело. Поэтому нововведение это препятсвтие, которое будет запрещать принятие дела у Аллаха. А это запрещает достижение раба места в раю. И это будет препятствием между рабом и его Господом. Потому что тот, кто вводит нововведения, следует своим страстям, а не на пути своего Господа. Его страсти – препятствие между ним и Аллахом. И то, что он ввёл не из числа того, чего разрешил Аллах. Что касается самого человека, который вводит нововведения, то он хуже того кто совершает грех.

3 – Третья преграда: Большие скрытые грехи. Их много, как например; самодовольство, выскомерие, зависть, лицемерие, тщеславие, самообольщение.
И эти скрытые грехи хуже, чем большие явные грехи. Даже хуже, чем прелюбодеяние, употребление спиртного или же воровство.
Сказал ибн Кайим: "Может быть, душа овладевает праведным делом, и это становится воином для него. И если ты следуешь ему, то поднимаешься. Вследствии этого ты видишь раба, в лучшем повиновении, и благочестии. В тоже время обратное этому то, что раб будет отдалёнее от Аллаха". Поразмысли над этим!

4 – Четвёртая преграда: Преграда совершающих большие явные грехи. Как, например: воровство, употребление спиртного, и всё что входит в них....
Братья, надо стараться узнать о них больше, чтобы в последствии не попасть в них. Поистине не останется маленьких грехов если упорствовать в их не совершении, и не будеть больших грехов, если делать своевременное покояние. Под словом упорство подразумевается, настойчивость и твердость в их оставлении. Может быть так, что маленький грех станет большим, и это происходит в шести случаях:
1) Настойчивость и упорство (т.е. постоянное их совершение). Пример этого: запретный взгляд мужчины на женщину. И глаза могут совершить распутство, и их распутство - запретный взгляд, но этот взгляд причисляется к малым грехам, чем телесное распутство. Но постоянное совершение этого греха причисляет его к большим, потому что делающий его уже не старается опускать взор при этом. И это причина того, что взгляд был направлен на запретные вещи. Поэтому не останется маленьких грехов, если упорствовать в их оставлении.
2) Преуменьшение совершаемого греха. Пример этого: Ты говоришь курящему: "Побойся Аллаха. курение харам (т.е. запрещено)... и ты уже в возрасте". А он говорит тебе в ответ: "Это маленький грех".
3) Ликование по поводу совершаемого греха. И ты видишь одного из тех, кто совершает грех, но вместе с этим он радуется этому, или же старается показать, что он счастлив и рад. И это ликование по поводу совершаемого греха хуже, чем совершение самого греха. И ты видишь его радостным, ликующим по поводу совершённого им дела... Ещё же! Ведь он обругал этого, пролил кровь другого. Вместе с тем, как об этом сказано в хадисе: (ругание мусульманина - беспутство, а его убийство – неверие). Или же радуется тому, что смог соблазнить честную девушку. И как же он смог очернить её, вместе с тем как Аллах говорит: Воистину, тем, которые любят, чтобы о верующих распространялась мерзость, уготованы мучительные страдания в этом мире и в Последней жизни. (Сура Свет 24:19).
Остерегайся же – ведь твоё ликование по поводу совершенного греха хуже, чем совершение самого греха.
4) Пренебрежение защитой Аллаха. Сказал Абдулла ибн Аббас, да будет доволен ими Аллах: "О тот, кто совершает грех, не гарантируй его плохой конец, потому что большой грех от греха, если ты совершил его. Твоё бесстыдство от тех, кто вокруг тебя больше, чем сам грех. И твоя радость, тогда когда ты не знаешь, как Аллах поступит с тобой, больше чем сам грех. И твоё ликование о совершённом грехе, если ты сделал его, больше чем сам грех. И твоя печаль по поводу греха, которого ты не совершил, больше чем сам грех. И твой страх от ветра, если он пошевелит занавеску твоей двери, и ты в это время совершаешь грех. И спокойствие твоих органов, в то время как Аллах смотрит на тебя, и ты в этот момент совершаешь грех, больше чем сам грех".
5) Открытость. Имеется в виду то, что человек делает грехи, и не старается их укрывать, а Аллах укрывает его. Он рассказывает об этом грехе, и вместе с эти разрушает покров Аллаха, который был дан ему. Сказал пророк, да благословит его Аллах и приветствует: "Моей общине прощены грехи, кроме тех кто открыто совершает их. И поистине тот, кто совершает грех открыто, может, делает это дело ночью, а Аллах укрыл его, когда же он встаёт утром он говорит: «О такой-то, вчера я сделал то-то и то-то. Аллах укрыл его ночью, а утром он раскрыл покров Аллаха».
6) Кумир, которому слепо следуют. Пример этого: управляющий предприятия, или же директор школы, или же факультета, или же известный человек. И он начинает курить, и все, кто следуют за ним и считают его своим кумиром, начинают делать то же, что и он. Потом он начинает употреблять наркотики, остальные тоже в этом следуют ему. Следуя примеру подражания кумиров, девушка начинает надевать узкие облегающие брюки, впоследствии это явление перерастает в массовый характер. И это описание тех, кто ведёт за собой других. В хадисе их действия описываются так: "Кто ввёл в Ислам плохое дело, тому будет приписано за него грех, и грех того, кто сделал это дело после него. Ничего не уменьшая из грехов тех, кто делал его" (Муслим).

5 – Пятая преграда: Преграда совершающих маленькие грехи. Поистине маленькие грехи становятся большими. И сколько же маленьких грехов было причиной ввода тех, кто её делал к плохому концу. Пусть Аллах сохранит нас от этого. Поэтому верующий, он тот кто видит свои грехи огромными, хотя бы даже если они были малыми, потому что он ощущает контроль Аллаха над ним. Так же как и не презрение хорошего, потому что он видит в нём милость и благодеяние Аллаха. И он остаётся между этими двумя до тех пор, пока отдалит от своего сердца пренебрежение греха, и презрение поклонения. И приблизится к своему Господу прощающему, милостивому, щедрому, благодетельному и попросит у Него прощения, тогда спадёт с него эта преграда.

6 – Шестая преграда: Преграда приобщения Аллаху сотоварищей (т.е. язычество, многобожие). Это из самых больших преград, самых тяжелейших и грубейших. Его удаление и уничтожение происходит путём возврата к единобожию. И самое прямое значение многобожия, это привязанность сердца кому-то другому, не смотря на то, связано ли это с поклонением или же привязанностью (т.е. любви) кому-то другому, кроме Аллаха. Не взирая на то, связано ли это с очевидными делами или же с делами сердца. Язычество ненавистно Аллаху, и нет более ненавистного Всевышнему, чем приобщение Ему сотоварищей. Многобожие бывает нескольких видов. Самым худшим является – скрытое многобожие, и это потому, что оно скрыто и представляет опасность. Об этом говорит Аллах в следующем аяте: В тот день Мы соберем их вместе, а затем скажем тем, кто приобщал сотоварищей: «Где сотоварищи, о существовании которых вы предполагали?» Тогда у них не будет никакого оправдания, кроме слов: «Клянемся Аллахом, нашим Господом, мы не были многобожниками!» Посмотри, как они лгут о самих себе! Но покинет их все, что они измышляли. (Сура Скот, 6:22-24).
Старайся брат в очищении единобожия, проси Аллаха, чтобы Он спас тебя от многобожия, прибегай к Аллаху словами: "О Господи, я прибегаю к тебе от придавания Тебе того, чего я знаю, и прошу прощения от того, чего не знаю". В это время исчезнет и эта преграда; с прибеганием к Аллаху, искренностью, и правдивым обращением к Аллаху.

7 – Седьмая преграда: Уделение большего внимания разрешённым вещам. Может быть припятствием одного из нас будет живот, т.е. употребление большого количества еды и питья без нужды. Ведь сказал пророк, да благословит его Аллах и приветствует: "Не наполнил человек худшего сосуда, чем его желудок" (Ат-Тирмизи). Потому что, если желудок наполнится, то мысли пропадают, а все органы замедляют свою работу.
Также препятствием между рабом и Аллахом может быть его одежда, а причина этого то, что он любуется и интересуется своим внешним видом больше, чем поклонением Аллаху. Сказал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: "Несчастлив раб динара, и раб дирхема, и раб одежды". (Аль-Бухари). И назвал его рабом, потому что он, как бы поклоняется этим вещам, уделяя им большее внимание, чем поклонению Аллаху. Поэтому это препятствие между ним и его Господом. Ты говоришь ему: "Укороти немножко подол твоей одежды, ведь сказал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: "То, что приспущено ниже щиколоток из одежды, будет в огне". (Аль-Бухари). Он же в ответ тебе говорит: "Я стесняюсь надевать короткую одежду. Почему я должен делать это?"... Смысл этого в том, что обычаи и традиции и разрешёные вещи могут быть препятствием между рабом и его Господом.
Может быть так, что слишком много сна будет препятствием между рабом и Аллахом. В основе сон разрешён, но если ты спишь и не встаёшь на утренюю молитву по причине ночной молитвы, или же спишь после обеденной молитвы и при этом оставляешь послеполуденную молитву (’аср), то сон в этом случае становится препятствием между рабом и Аллахом.
Может быть так, что женитьба и привязанность сердца с нею станет препятствием между рабом и Аллахом. Поэтому придавание значения разрешённым вещам и чрезмерность в них и постоянная озабоченность сердца ими, может стать твёрдым препятствием, которое отделит раба от Аллаха. Мы просим Аллаха Великого и Всемогущего, чтобы он не оставил препятствий между Ним и нами.

8 – Восьмая преграда: Преграда тех, кто небрежно относится к поминанию Аллаха. Небрежность начинает действовать в сердце, когда он отдаляется от его любящего Всемогущего и Великого Аллаха. Поэтому человек следует своим страстям, и берёт шайтана себе в покровители, и забывает при этом Аллаха. Сказал Всевышний: ...и не повинуйся тем, чьи сердца Мы сделали небрежными к Нашему поминанию, кто потакает своим желаниям и чьи дела окажутся тщетными. (Сура Пещера 18:28).
И не прекратятся преграды беспечности его до тех пор, пока тревоги и волнения не перерастут в три света в сердце:
а – Свет ощущения благодеяний Аллаха в скрытости и в явности, до тех пор, пока в сердце не возникает любовь к Великому и Всемогущему Аллаху. Потому, что сердца рождены для любви тех, кто совершает добро для них.
б – Свет изучения преступлений души, до тех пор, пока он не убедится в её низости, и в том, что она причина его гибели. Тогда он будет относится к ней с презрением, и узнает своего Господа с прекрасными и полными именами. И будет нести в своей душе только поклонение Аллаху, в восхвалении и прошении Его довольства.
в – Свет понимания того, что дни проходят, и вместе с этим его жизнь тоже близится к концу. А самое ценное в человеке , его жизнь. Поэтому он должен старатся возмещать то, что уже прошло из жизни тем, что будет лучше для него в судном дне перед его Господом. Вследствие этого он будет смиреннее, помня все это, и больше беспокоиться сердцем о нём, что придаст ему силу и бодрость, чтобы всем сердцем предаться поклонению Аллаха Великого и Всемогущего.
Таким образом, раскроется и эта преграда, в этот момент сердце раба наполнится светом от Аллаха, и осветит все, что вокруг него.

9 – Девятая преграда: Преграда обычаев, традиций и привычек. Есть люди, которые являются рабами своих привычек. Ты говоришь ему: "Не кури!". Он же говорит: "Для тебя это плохая привычка, я же не получаю от этого никакого удовольствия. И это вообще мне ненужная вещь! Но когда я сержусь, то зажигаю сигарету, и это успокаивает меня". Причина того, что он стал рабом сигареты, привела его к тому, что между ним и Аллахом образовалась преграда. Поэтому самое важное для того, чтобы приблизиться к Аллаху – это оставление привычек и обычаев. Неужели ты не видишь, что ты стал рабом своей привычки? Для этого надо стараться оставить всё то, что ближе к тебе, кроме Аллаха. Сказал Шейх Ислама ибн Таймия: "Твоё поклонение будет неправильным, пока в твоей душе остаётся место кому-то другому, кроме Аллаха". Поэтому, твоё поклонение Аллаху должно быть искренним для того, чтобы Он принял ее от тебя.

10 – Десятая преграда: Эта преграда касается тех, кто придерживается религии. Это значит, что человек видит свои дела и в его сердце вкрадывается самолюбие (тщеславие), которое становится преградой между ним и Аллахом. Для этого надо стараться не видеть своих дел, поэтому надо быть посередине между изучением благодеяний Аллаха, а также обозрением недостатков души и дела. Изучение благодеяний Аллаха и его превосходство над ним, который направил и помог ему во всём. И ищет в своём деле то, как он не совершал это наилучшим образом, и совмещал это с делами, которые не принимает Аллах. Пусть же старается, ведь хорошее самомнение о себе и о том, что он совершает – это преграда. И его самодовольство по поводу поклонений, которые он совершил, лишний раз доказывают его высокую самооценку о себе. Также его невежество в истинности поклонения и незнание того, как надо поклоняться Аллаху. В заключение всего, что говорилось, можно понять, что его невежество по отношению к своей душе и её качеств, и есть несчастье и недостаток его дела.
Так же незнание Господа и то, что нужно делать, чтобы добиться Его довольства от совершаемых дел. Так же хорошее мнение о совершённом деле, становится причиной самодовольства, высокомерия и несчастий. И они являются самыми большими даже посравнению с большими явными грехами. И что может быть лучше слов того, кто сказал: "Когда ты доволен в своей душе, и в своём деле ради Аллаха, то знай, что Он не доволен ею". И кто знал, что его душа прибежище всех недостатков и бед, и его дело мишень всех несчастий. И как же тогда он думает, что его дела достаточны для возблагодарения Аллаха?
И каждый раз как ты возвеличиваешь Аллаха в сердце, твоя душа становится ничтожной пред тобой, а цена твоих дел преуменьшается в получении его довольства. И каждый раз, как ты свидетельствуешь истину единобожия Аллаха, его атрибутов, и истину поклонения, ты узнаёшь Аллаха и самого себя. Это поможет раскрыть то, что есть в тебе из дел, которые не принимает Аллах. И даже если ты приподнесёшь дело, которое равно весу дел двоих (человека и джина), ты побоишься его конца, (т.е. что дело может быть не принятым). Ведь Он принимает его только по своей щедроте и превосходству. Тогда же, ты отречёшся от силы и мощи, так-как поймёшь, что нет силы и мощи, кроме как у Аллаха. Таким образом, спадёт, это препятствие.

Это десять преград между рабом и Аллахом. И каждая из них больше и суровее чем та, которая до неё.
Таким образом, о раб Аллаха, ты смог уже увидеть, сколько преград разделяют тебя сегодня от твоего Господа Великого и Всемогущего. Скажи же мне: Как можно избавиться от них? Будь правдив с Аллахом, и будь правдив в обращении к нему, для того чтобы удалить преграду, которая есть между тобой и твоим Господом. Потому что никто не может разрушить эти преграды, кроме Аллаха.
Сказал ибн Кайим: «Эти десять преград между сердцем и Аллахом Великим и Всемогущим, которые встают между рабом и путём к Нему. Эти преграды происходят из четырёх основных элементов: душа, сатана (шайтан), мирские блага, и страсти. Невозможно раскрыть эти десять преград в то время, как остаются их основы в глубине сердца. Обязательно нужно удалить эти четыре, для того чтобы уничтожить эти преграды, которые возникли между тобой и Аллахом».
Мы просим Аллаха, чтобы Он помог нам в очищении слов и дел, и чтобы Он принял наши дела.
Да будет благословение Аллаха и приветствие нашему пророку Мухаммаду, его семейству, и его сподвижникам.

___________________

Ибн Каййим аль-Джаузиййа

islamhouse.com

Смысл Ислама, Имана и Ихсана

Умар ибн аль-Хаттаб рассказывал: «Как-то мы сидели около посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и тут к нам подошёл человек в совершенно белой одежде и с черными волосами. На нём не было следов путешествия, но никто из нас его не знал. Он уселся прямо напротив Пророка и, упершись коленями в его колени и положив ладони на бедра, сказал:
“О Мухаммад! Расскажи мне об исламе”.
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
“Ислам состоит в том, что ты должен засвидетельствовать, что нет божества, кроме Аллаха, и что Мухаммад — посланник Аллаха, совершать намаз, выплачивать закят, поститься в месяц рамадан и совершить хадж к Дому, если сможешь добраться до него”.
“Правильно”, — сказал мужчина. Мы удивились тому, что он спросил Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, а затем подтвердил достоверность его слов.
Затем он сказал: “Расскажи мне о вере”.
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
“Ты должен верить в Аллаха, Его ангелов, Его Книги, Его посланников и Последний день, а также верить в предопределение с его добром и злом”.
“И это правильно”, — сказал мужчина.
Затем он сказал: “Расскажи мне об ихсане”.
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Ты должен поклоняться Аллаху так, как будто ты видишь Его. Ведь если ты и не видишь Его, то Он видит тебя”.
“Расскажи мне о Часе (т.е. о наступлении Судного дня.)”, — попросил человек.
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Спрашиваемый сведущ не более спрашивающего”.
“Тогда расскажи мне о его признаках”, — попросил мужчина.
“Девушка-рабыня родит свою госпожу, а босые, голые и тёмные пастухи овец будут соревноваться в постройке домов”, — ответил Пророк, да благословит его Аллах и приветствует.
После этого человек удалился, а Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, надолго задумался. Затем он спросил меня:
“О Умар, знаешь ли ты, кто спрашивал меня?”
Я ответил: “Аллаху и Его посланнику это ведомо лучше”.
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Сам Джибриль пришёл к вам, чтобы научить вас вашей религии”».

Муслим

Подлинно убеждённый в таухиде войдёт в рай без отчёта

Всевышний Аллах сказал: "Поистине, Ибрахим был имамом, усердным перед Аллахом, ханифом, и не был он из тех, которые приобщают к Аллаху равных" 1 (Нахль, 16:120).
Всевышний также сказал: "...которые не придают равных Господу своему, и которые подают в милостыню то, что подают, в то время как сердца их трепещут оттого, что они к Господу своему возвратятся, - это они стремятся к благам и опередят других на пути к ним" (Му'минун, 23:59-61).
Хусайн ибн Абд ар-Рахман рассказывал: "Я был как-то у Са'ида ибн Джубейра, и он спросил: "Кто из вас видел звезду, которая упала вчера?"
Я ответил: "Я видел". Затем я сказал: "Но я не был на молитве, я был ужален". Он спросил: "А что же ты делал?" Я ответил: "Читал заклинание" 2. Он спросил: "А что побудило тебя к этому?" Я ответил: "То, что рассказал нам аш-Ша'би". Он спросил: "А что он рассказал вам?" Я ответил: "Он рассказал нам, что Бурайда ибн аль-Хусайб сказал: "Заклинание можно читать только против сглаза или укуса змеи или скорпиона".

Он сказал: "Хорош тот, кто усвоил услышанное. Однако Ибн Аббас рассказал нам, что пророк сказал: "Мне были показаны общины3. Я увидел пророка с группой4 людей, пророка, с которым был один человек и два человека, и пророка, с которым никого не было. Вдруг передо мной оказалось множество людей, и я подумал, что это - моя община. Но мне было сказано: "Это - Муса и его народ". И тут я увидел ещё одно множество людей, и мне было сказано: "Это есть твоя община. Семьдесят тысяч из них войдут в рай без отчёта и без наказания". Затем он поднялся и вошёл к себе в дом. Люди пустились в рассуждения по поводу этих обитателей рая, и некоторые из них сказали: "Наверное, они были спутниками посланника Аллаха". Другие же сказали: "Скорее это те, кто родились в Исламе и не приобщали ничего к Аллаху". Высказывались и другие мнения. Когда же к ним вышел посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и они сообщили ему об этом, он сказал: "Это те, которые не просят, чтобы им прочли заклинания, не делают прижиганий и не просят об этом, не суеверны и которые уповают на своего Господа". Тогда поднялся Уккаша ибн Михсан и сказал: "Помолись Аллаху, чтобы я стал одним из них". Пророк сказал: "Ты будешь среди них". После этого поднялся кто-то ещё и тоже сказал: "Помолись Аллаху, чтобы и я стал одним из них". Пророк ответил: "В этом Уккаша уже опередил тебя". 5Аль-Бухари 10/(130, 131), Муслим (220), ат-Тирмизи (2448).
Обретение подлинного таухида человеком подразумевает его очищение и освобождение от великого и малого ширка, идейных и словесных нововведений и реальной практической ереси, а также непослушания и грехов. Это достигается совершенством преданности Аллаху в словах, делах и желаниях, полным освобождением от великого ширка, несовместимого с основой таухида, ширка малого, препятствующего его совершенству, а также недопущением любой ереси.
Необходимо исключить любые прегрешения, замутняющие чистоту таухида, препятствующие его совершенству и обретению желаемых результатов.
Человек, достигший таухида путём преисполнения своего сердца верой, убеждённостью в единственности Аллаха и преданностью Ему, чьи реальные дела подтверждают его полную покорность повелениям Аллаха, который искренне кается перед Аллахом, не омрачив этого ни малейшим прегрешением или непослушанием, попадёт в рай без отчёта в числе первых и займёт там подобающее место.
Об обретении истинного таухида особенно свидетельствует совершенство набожности, сила упования на Аллаха, когда сердце человека ни при каких обстоятельствах не обращается к творениям, и он не обращается к ним сердцем, не взывает к ним речами, когда всё явное и всё скрытое в человеке, его слова и дела, любовь и ненависть, а также всё его существо устремлены к лику Аллаха, следуя в этом примеру посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.
В этом великом деле люди имеют различные степени таухида: "Для каждого будут степени по тому, что он делал..." ("Ан'ам" 6:132). Обретение таухида не достигается благими пожеланиями, намерениями, пустыми, не соответствующими реальности призывами или фальшивой позолотой. Таухид закладывается в глубинах сердец догматами веры, искренностью при исполнении религиозных предписаний, подкреплёнными прекрасной этикой и великими праведными деяниями.

________________________

1 Всевышний сказал: "Был вам хороший пример в Ибрахиме и тех, кто был с ним, когда они сказали своему народу: "Мы не причастны к вам и к тому, чему вы поклоняетесь помимо Аллаха. Мы отказываемся от вас. Началась между нами и вами ненависть и вражда навсегда, пока вы не уверуете в Аллаха Единого", - за исключением слов Ибрахима отцу своему: "Я буду просить прощения для тебя, но я ничем не владею для тебя у Аллаха..." (Мумтахана, 60:4).
Всевышний упомянул, что Его возлюбленный Ибрахим сказал своему отцу Азару: "Я отделяюсь от вас и от того, к чему вы взываете помимо Аллаха. Я взываю к своему Господу, - может быть, я не буду безуспешен в мольбе к Господу своему". И когда он отделился от них и от того, чему они поклонялись помимо Аллаха, Мы даровали ему Исхака и Йа'куба, и всех их сделали Мы пророками" (Марйам, 19:48-49). Вот подлинная убеждённость в таухиде! Это - непричастность и отдаление от ширка и его приверженцев, отказ от них, ненависть и вражда к ним. И Аллах - прекрасный помощник! (из тафсира Ибн Джарира ат-Табари).
Всевышний также сказал: "Кто же лучше по религии, чем тот, кто предал свой лик Аллаху, совершая благие дела, и последовал религии Ибрахима, ханифа? Поистине, Аллах избрал Ибрахима возлюбленным!" (Ниса', 4:125).
Подлинная убеждённость в таухиде - это искреннее обращение его к Аллаху и очищение от пороков ширка, ереси (бида') и грехов. Именно этими качествами Всевышний охарактеризовал Ибрахима, мир ему:
Во-первых, он был имамом, образцом, учителем в добре. Этого он добился благодаря своему постоянному терпению и убеждённости, за счёт которых достигается образцовость и имамат в религии.
Во-вторых, он был усердным перед Аллахом (канит). Шейх-уль-ислам Ибн Теймийа сказал: "Усердие перед Аллахом - это продолжительное подчинение. Если совершающий молитву удлиняет кийам (стояние), или руку' (поклон), или саджда (земной поклон), то он является канитом. Всевышний Аллах сказал: "Разве не тот, кто усерден в часы ночи, падая ниц и стоя, остерегается жизни будущей и надеется на милость своего Господа?.." (Зумар, 39:9).
В-третьих, он был ханифом. Ибн аль-Каййим сказал: "Ханиф - это стремящийся к Аллаху, отворачивающийся от всего, кроме Него".
В-четвёртых, он не был из числа мушриков из-за полноты его искренности перед Аллахом, совершенства его верности и отдалённости от ширка.
2 Заклинание (араб. "рукйа") - здесь: чт. молитв из Корана или Сунны с целью излечения. См. гл. 8
3 В ривайе, приведённой ат-Тирмизи и ан-Наса'и от Абсара ибн аль-Касима от Хусайна ибн Абд ар-Рахмана, говорится: "Это было в ночь аль-Исра' (то есть в ночь, когда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, был перенесён Всевышним Аллахом из Мекки в Иерусалим. - Ред.)".
4 Араб. "рахт": имам ан-Навави сказал, что это - группа людей не более десяти человек.
5 "...Те, которые не просят, чтобы им прочли заклинания..." - так звучит этот хадис в "ас-Сахихах" аль-Бухари и Муслима, а также в "аль-Муснаде" Ахмада, который передал этот хадис от Ибн Мас'уда. Однако в одной ривайе у Муслима говорится: "...Те, которые не читают заклинаний...".
Шейх-уль-ислам Ибн Теймийа по этому поводу сказал: "Это - добавка вследствие рассеянности передающего хадис. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не говорил "не читают заклинаний". Наоборот, когда его спросили о заклинаниях, он сказал: "Кто из вас может быть полезным своему брату, пусть сделает это" (Муслим (2199) от Джабира ибн Абдуллаха). Он, да благословит его Аллах и приветствует, также сказал: "Нет ничего страшного в заклинании, которое не является ширком" (Муслим (2200), Абу Дауд (3886) от Ауфа ибн Малика аль-Ашджа'и). Кроме того, Джибриль читал заклинание пророку (Муслим (2186), ат-Тирмизи (972) от Абу Са'ида аль-Худри и Муслим (2185) от А'иши), а также сам пророк, да благословит его Аллах и приветствует, читал заклинания своим сподвижникам (аль-Бухари 10/177, Муслим (2194), Абу Дауд (3895) от А'иши".
Аль-Хаттаби сказал: "Смысл хадиса заключается в том, что нет заклинания целебнее и насущнее, чем заклинание от сглаза и укуса скорпиона или змеи. Пророк сам читал заклинания, и ему читали заклинания".
Вторым качеством, которое выделил посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, является отказ от прижиганий железом. Само по себе прижигание железом, также как и заклинания, разрешено. Джабир рассказывал, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, послал к Убеййу ибн Ка'бу, у которого был перерезан сосуд, врача, и он прижёг его (Муслим (2207), Абу Дауд (3864). Ибн Аббас передал слова пророка: "Исцеление - в трёх вещах: глотке мёда, кровопускании и прижигании огнём. Но я запрещаю моей общине прижигание". В другой ривайе говорится: "...Но мне не нравится прижигание" (аль-Бухари (10/116).
Ибн аль-Каййим сказал: "Хадисы о прижигании делятся на четыре группы. Первая - о применении его пророком, вторая - о неодобрении им этого, третья - о похвале тому, кто оставит это, четвёртая - о запрещении им этого. И, хвала Аллаху, между ними нет противоречия. Применение этого пророком указывает на его разрешённость, неодобрение ещё не указывает на его запрещение. А похвала тому, кто оставит это, указывает на то, что оставить это достойнее и лучше. Запрещение же этого означает, что у человека есть выбор между двумя путями, хотя один из них является порицаемым".
Арабы до Ислама были очень суеверными. Перед торговыми поездками и т.п. они по направлению полёта птиц судили, удачной ли будет поездка. Икрима рассказывал: "Однажды мы сидели около Ибн Аббаса, когда пролетела какая-то птица и издала звук. Один мужчина сказал: "К добру, к добру!" На это Ибн Аббас сказал: "Не к добру и не ко злу". Он тут же доказал этому мужчине, что он не прав, дабы он не был убеждён в том, что птицы оказывают влияние на добро или зло". Подобным убеждениям нет места в таухиде, и салафы боролись с подобным невежеством. Однажды Тавус поехал в путешествие, и с ним был спутник. Как-то в пути каркнула ворона, и спутник сказал: "К добру!" На это Тавус сказал: "Какое же от этого добро? Не сопровождай меня больше".
Как отметил Ибн аль-Каййим, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, указал на качества этих семидесяти тысяч верующих, подчеркнув именно те, которые характеризуют совершенство упования на Аллаха. Они не просят, чтобы им прочли заклинания, они не просят также, чтобы им сделали прижигание, подчиняясь предопределению Аллаха и наслаждаясь испытанием.
Всевышний сказал: "А кто уповает на Аллаха, для того Он достаточен" (Талак, 65:3). Упование означает использование средств (совершение действий) для достижения определённой цели с ожиданием вознаграждения от Аллаха. Поэтому тот, кто уповает на Аллаха, прибегает к самому великому средству - к Аллаху, в руках которого власть над всякой вещью. Однако совершенство упования не подразумевает отказ от действий. Смысл хадиса заключается в том, что верующий отказывается именно от нежелательных действий (макрух), к которым относятся заклинание и прижигание раскалённым железом, несмотря на то, что он нуждается в них. Они являются порицаемыми средствами, и подобны соломинке, за которую хватается утопающий. Истинный верующий всегда уповает на Всевышнего, и Он для него достаточен.
Вместе с тем, использование средств узаконено в шариате, а отказ от них противоречит ему. Это относится и к лекарствам. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Аллах не послал ни одной болезни, не послав её лечения" (аль-Бухари 10/(113, 114) от Абу Хурайры). В другой ривайе говорится: "У каждой болезни есть лечение, и если совпадают лекарство и болезнь, то по воле Аллаха наступает выздоровление" (Муслим (2204) от Джабира; похожие хадисы приводятся Ахмадом (377, 413, 443, 446 и 453) от Ибн Мас'уда, Ибн Хиббаном (1394), аль-Хакимом 4/196, Ахмадом 4/278 от других сподвижников). Усама ибн Шарик рассказывал: "Я был около пророка, когда к нему пришли несколько бедуинов и сказали: "О посланник Аллаха, принимать ли нам лекарства?" Он ответил: "Да, о рабы Аллаха, принимайте лекарства, потому что Аллах, Всемогущ Он и Велик, не оставил ни одной болезни, не дав ей лечение, кроме одной". Они спросили: "И что же это?" Он сказал: "Это - старость". (Ахмад 4/278, Абу Дауд (3855), Ибн Маджа (3436); достоверный хадис).
Ибн аль-Каййим сказал: "Эти хадисы содержат утверждение использования средств и обусловленных явлений, ложность утверждений тех, кто отрицает их, и повеление принимать лекарства. Последнее не противоречит упованию, также как и удаление мучений голода и жажды, жары и холода их антагонистами. Подлинная убеждённость в таухиде не усовершенствуется без использования средств, которые установил Всевышний Аллах для обусловленных явлений по Своему предопределению и шариату. Отказ от них умаляет упование и ведёт к недооцениванию повелений [Аллаха. - Ред.] и Его мудрости. Это ослабляет упование, поскольку отказавшийся от использования средств полагает, что оставить их - усиливает упование, тогда как это является недостатком, противоречащим упованию, сущность которого заключается в том, что душа полагается на Всевышнего Аллаха в достижении того, что принесёт пользу рабу в его религии и мирской жизни. При этом непременно надо полагаться на то, что использование средств даст результат, иначе раб отказывается от мудрости и шариата Аллаха. Поэтому раб не должен делать своим недостатком упование, и упование - своим недостатком".


Из книги Мухаммада ибн Сулеймана ат-Тамими
"Китаб ат-Таухид" ("Книга единобожия")

Исламская религия


Исламской религией является та религия, с которой Аллах направил к людям Мухаммада, . Аллах сделал ислам последней из всех религий, завершил её для Своих рабов, довёл до конца милость Свою по отношению к ним и одобрил её для них в качестве религии, и теперь Он ни от кого не примет ничего, кроме неё.
Аллах Всевышний сказал: «Мухаммад – не отец кого-либо из ваших мужчин, но посланник Аллаха и последний из пророков.» “Сонмы”, 40. Аллах Всевышний также сказал: «Сегодня Я завершил для вас вашу религию, довёл до конца милость Свою и одобрил для вас ислам в качестве религии.»“Трапеза”, 3. Аллах Всевышний также сказал: «Поистине, религия пред Аллахом – ислам.» “Семейство Имрана”, 19. Аллах Всевышний также сказал: «А у того, кто устремится не к исламу как к религии, это никогда не будет принято, и в мире вечном он окажется среди потерпевших ущерб.»“Семейство Имрана”, 85.
Аллах Всевышний обязал всех людей исповедовать пред Ним именно эту религию и сказал, обращаясь к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Скажи: ”О люди, поистине, я – посланник Аллаха ко всем вам. Это Ему принадлежит власть над небесами и землёй, нет бога, кроме Него, Он воскрешает и умерщвляет, так уверуйте же в Аллаха и в Его посланника, пророка неграмотного, который верит в Аллаха и в слова Его, и последуйте за ним, и тогда встанете вы на прямой путь”.» “Преграды “, 158.
А в “Сахихе” Муслима приводится передаваемый со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, хадис, в котором сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Клянусь Тем, в чьей длани душа Мухаммада, непременно окажется одним из обитателей ада любой из тех, кто принадлежит к этому народу, будь то иудей или христианин, если он услышит обо мне, а потом умрёт, так и не уверовав в то, с чем я был послан”.
При этом под верой в Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, подразумевается подтверждение того, с чем он пришёл, в сочетании с согласием с этим и повиновением этому, а не просто подтверждение. Вот почему Абу Талиб верующим в Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, не являлся, хотя и подтвердил то, с чем он пришёл, и засвидетельствовал, что это относится к числу наилучших религий.
Исламская религия содержит в себе всё полезное, что было в предыдущих религиях, выделяясь среди них тем, что она подходит для любого времени, места и народа. Обращаясь к Своему посланнику, да благословит его Аллах и приветствует, Всевышний сказал: «И Мы ниспослали тебе это Писание с истиной для подтверждения и сохранения того (истинного) , что было в Писаниях прежде.» “Трапеза”, 48.
Слова о том, что ислам подходит для любого времени, места и народа, означают, что исповедание этой религии не противоречит интересам людей, когда бы и где бы они ни жили, а, наоборот, соответствует им, но это не означает, что ислам подчинён каждому времени, месту и народу, каким хотели бы его видеть некоторые.
Исламская религия является религией истины, а Аллах Всевышний гарантировал тем, кто исповедует её должным образом, Свою помощь и победу над всеми прочими. Аллах Всевышний сказал: «Он - Тот, кто направил Своего посланника с руководством и религией истины, чтобы она превзошла любую иную религию, даже если это и ненавистно многобожникам.» “Ряды”, 9. Аллах Всевышний также сказал: «Пообещал Аллах тем из вас, кто уверовал и творил благие дела, что непременно сделает Он их преемниками на земле, как сделал преемниками живущих до них, и обязательно укрепит для них их религию, которую Он одобрил для них, заменит для них страх на безопасность. Они поклоняются Мне и не придают Мне сотоварищей, а те, которые и после этого останутся неверными, они нечестивцы.» “Свет”, 55.
Исламская религия представляет собой совокупность определённых догматов (`акида) и законов (шари`а) и отличается совершенством и того, и другого:

1 – Ислам велит поклоняться одному лишь Аллаху Всевышнему и запрещает многобожие.
2 – Ислам велит говорить правду и запрещает лгать.
3 – Ислам велит придерживаться справедливости и запрещает несправедливость.
4 – Ислам велит сохранять верность и запрещает предавать.
5 – Ислам велит исполнять обещания и запрещает поступать вероломно.
6 – Ислам велит проявлять почтительность к родителям и запрещает ослушание их.
7 – Ислам велит поддерживать связи с родственникам и запрещает порывать их.
8 – Ислам велит поддерживать добрые отношения с соседями и запрещает отношения дурные.

Короче говоря, ислам велит воспринимать каждое достойное качество и объявляет запретным всё низкое, а также велит совершать всё благое, запрещая всё дурное. Аллах Всевышний сказал: «Поистине, Аллах велит придерживаться справедливости, совершать благие дела и оделять родственников и запрещает порицаемое, непристойное и несправедливость. Он увещевает вас, может быть, вы станете помнить.» “Пчёлы”, 90.


СТОЛПЫ ИСЛАМА


Столпами ислама являются те основы, на которых зиждится эта религия. Таких основ насчитывается пять и они упоминаются в хадисе, переданном со слов Ибн Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, который сообщил, что однажды Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: ”Ислам основывается на пяти (столпах): на единобожии, то есть свидетельстве о том, что нет бога, кроме Аллаха, и что Мухаммад – Его раб и Его посланник, совершении молитвы, выплате закята, соблюдении поста во время рамадана и совершении хаджжа”.
Какой-то человек сказал: ”Хаджж и соблюдение поста во время рамадана” -, и тогда Ибн Умар сказал: “Нет, пост во время рамадана и хаджж Так я слышал это от посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.” (Аль-Бухари и Муслим. Здесь версия Муслима.)

1 – Под свидетельством о том, что нет бога, кроме Аллаха, и что Мухаммад – Его раб и Его посланник, подразумевается выраженное словами твёрдое убеждение в этом человека, который как бы воочию видит то, о чём он говорит. Несмотря на то, что в этом свидетельстве упоминается о нескольких вещах, оно было сделано единым столпом:
- либо потому, что, поскольку Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, передал людям ниспосланное ему Аллахом Всевышним, то свидетельство о том, что он является рабом и посланником Аллаха, в то же время является и наилучшим свидетельством о том, что нет бога, кроме Аллаха;
- либо потому, что оба этих свидетельства являются основой правильности дел и гарантией того, что они будут приняты, так как ни одно дело не может стать правильным и быть принятым, если оно не будет совершено только ради Аллаха Всевышнего и не явится результатом следования Его посланнику, да благословит его Аллах и приветствует; таким образом, благодаря тому, что нечто делается только ради Аллаха, осуществляется свидетельство о том, что нет бога, кроме Аллаха, а благодаря следованию посланнику Аллаха осуществляется свидетельство о том, что Мухаммад – Его раб и Его посланник.
Одним из результатов принесения этого великого свидетельства является освобождение сердца и души от подчинения сотворённому и следования тем, кто не относился к числу посланников.
2 – Совершение молитвы является одним из видов поклонения Аллаху Всевышнему в том случае, если она совершается установленным образом и в соответствующее время.
Одним из плодов молитвы становится радость и удовлетворённость, а также способность воздерживаться от всего неодобряемого и непристойного.
3 – Выплата закята является одним из видов поклонения Аллаху Всевышнему, выражающимся в форме обязательного пожертвования определённой доли имущества с целью оказания помощи неимущим.
Одним из плодов этого становится очищение души от такого порочного качества как скупость и удовлетворение потребностей ислама и мусульман.
4 – Соблюдение поста в течение рамадана является одним из видов поклонения Аллаху Всевышнему, выражающимся в форме воздержания от всего того, что приводит к нарушению поста в светлое время дня в течение рамадана.
Одним из плодов этого становится приучение души к отказу от того, что она любит, с целью снискания благоволения Аллаха Всемогущего и Великого.
5 – Хаджж является одним из видов поклонения Аллаху Всевышнему, связанным с посещением Каабы для выполнения обрядов паломничества.
Одним из плодов этого становится приучение души к принесению материальных жертв и совершению физических усилий с целью выражения повиновения Аллаху Всевышнему, в силу чего хаджж является также и одним из видов борьбы на пути Аллаха Всевышнего.

Все вышеупомянутые нами, а также и прочие результаты этих основ превращают эту общину в чистую исламскую общину, члены которой исповедуют пред Аллахом религию истины, а во взаимоотношениях с людьми придерживаются справедливости и правдивости, поскольку в силу правильности этих основ и все остальные законы ислама являются правильными, а благополучие этой общины есть ни что иное, как следствие блага исповедуемой ею религии. Что же касается любых проявлений неблагополучия, то они полностью соответствуют степени упущений, допущенных этой общиной в делах своей религии.
Если кто-нибудь пожелает уяснить это для себя, пусть обратится к словам Аллаха Всевышнего, который сказал: «А если бы жители поселений уверовали и были богобоязненными, Мы открыли бы для них (врата) даров на небесах и на земле. Однако они посчитали ложью, и Мы наказали их за то, что они совершали. Разве оставались жители этих селений в безопасности от Нашего наказания, когда они спали? И разве оставались жители этих селений в безопасности от Нашего наказания утром , когда они предавались утехам? Остерегались ли они хитрости Аллаха? Только люди, потерпевшие убыток, не остерегаются хитрости Аллаха!» “Преграды”, 96 -99.
И пусть он обратится к истории людей, которые жили в прежние времена, так как история может послужить назиданием для обладающих разумом и знанием тех, чьи сердца не скрыты завесой, а за помощью следует обращаться к Аллаху.



Из книги Шайха Ибн Усаймина, "Объяснение основ Веры"
Перевод: Владимир АбдуЛлах Нирша

В этой группе, возможно, есть записи, доступные только её участникам.
Чтобы их читать, Вам нужно вступить в группу