Все игры
Обсуждения
Сортировать: по обновлениям | по дате | по рейтингу Отображать записи: Полный текст | Заголовки
Katerina Shestak, 14-05-2012 18:29 (ссылка)

Требуются смотрители и модераторы сообщества!

Уважаемые участники сообщества,предлагаю вам вакансию смотрителя и модератора сообщества.Принимайте активное участие в развитии нашей странички.Пишите пожелания администратору.Все заявки рассмотрятся.

настроение: Оптимистичное

Отговорила роща золотая...

ДРО ВЭШОРО ПРЭ ПХУВ ПАТРЯ ПЭРЭНА (Отговорила роща золотая...)
Янкоскэ сарэ Дёса
(To Jan Hancock)

Дро вэшоро прэ пхув патря пэрэна,
На ракирэн мирэ совнакунэ.
Барэ дрома чириклорэн кхарэна,
Нэ пал амэндэ на ровэн ёнэ.

Палсо ровас? Амэ сам лэ дромэскрэ.
Явьям дро кхэр, нэ на явас кхэрэ.
Гэям аври, явьям сарэ Дэвлэскрэ,
На сам джиндлэ, тэ на явас гиндлэ.

Сым екхджено. Балвал э чяр марэла,
Лэ чириклэн традэла дурыдыр.
Мро тэрныпэн дро илоро ровэла,
Киркэс-гудлэс татькирла ман шукир.

Ивья э зор чюрдавас бэршорэнца?
Ивья мардя о цвэты иворо?
Дрэ бар о кашт хачёла лэ патрэнца,
На татькирэл мро чёроро ило?

Балвал э чарори на хаськирэла,
На хачкирэн да бар о рукхорэ.
О кашт джидо патря тэлэ чюрдэла,
Ядякэ мэ чюрдава лаворэ.

Мэк о балвал, сыр да патря холяса,
Мрэ лаворэ, мрэ бэршорэ тэрнэ…
Екхэ лавэса: Дро да вэш годяса
На ракирэн бутыр совнакунэ.

8 АПРЕЛЯ-МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ ЦЫГАН

Международный день цыган был учрежден на конгрессе цыган всего мира, который состоялся 8 апреля 1971 года
Цыгане живут в России пять столетий, и, кажется, мы знаем о них все. Без цыганской темы невозможно представить себе всю русскую классику - от Пушкина и Достоевского до Толстого и Горького. Однако на самом деле наше представление об этом народе, его истории и современном образе жизни во многом основано на мифах и ложных стереотипах, считает вице-президент Союза цыган стран СНГ и Балтии и Международного союза цыган доктор исторических наук, ведущий сотрудник Института этнологии и антропологии Российской академии наук Надежда Деметер. О народе Рома без домыслов и прикрас она рассказала в беседе с корреспондентом РИА «Новости».

Точно установлено, что историческая родина цыган - Индия. Но что были они изгоями, находившимися на низших ступенях кастовой иерархии, - утверждение весьма спорное. Более правдоподобной, полагает Надежда Деметер, выглядит сегодня версия о том, что предки цыган были ремесленниками и музыкантами при дворах индийских князей и, соответственно, занимали среднее положение в табели о рангах. Переходя от одного княжеского двора к другому, они выполняли заказы на изготовление необходимой в хозяйстве утвари и ювелирных изделий, а заодно и развлекали махараджу музыкой и танцами. Кочевой уклад жизни привел это племя на запад - сначала в Византию и Северную Африку, а затем и в Европу.До сих пор гуляет миф о египетском происхождении цыган, об их пришествии в Европу из Египта. Когда они появились в XV веке в странах Запада, их приняли за «египтян» и назвали «джипси» (gipsy) и еще «фараоново племя» (Pharao-nepek). Однако к обосновавшимся в Египте цыганам они никакого отношения не имели, поясняет Надежда Деметер. Та ветвь цыган так и осталась в мусульманском мире. В Европу пришли совсем другие цыгане - выходцы из Византии, приобщенные к средиземноморской культуре и принявшие христианство. Кстати, и само название народа - «рома» - связано с Византийской империей. Если вспомнить, что жители Византии предпочитали называть свое государство Римской империей (basileia ton Rhomaion), а себя ромеями (romans), становится понятно, почему прожившие три века в ромейской державе цыгане назвались «рома».

Распространению мифа о вольных цыганах в немалой степени способствовал Александр Пушкин, создавший в романтической поэме «Цыганы» образ вольнолюбивой и страстной цыганки Земфиры. Увы, красивый миф далек от действительности. Земфира была крепостной. К тому же все ее поведение противоречит традиционному укладу цыганской семьи, где соблюдались строгие нравственные правила. Девушка до замужества хранила чистоту - иначе ей грозило всеобщее осуждение и позор. Замуж она могла выйти только за цыгана (причем жениха ей выбирали родители). А после свадьбы была во всем покорна мужу. Так что в реальной жизни вряд ли был возможен роман Земфиры с чужаком Алеко на виду у всего табора. Между тем с легкой руки Пушкина миф о характере цыганки пошел гулять по всей мировой литературе. Очарование пушкинского образа подействовало и на Проспера Мериме, создавшего легендарный образ Кармен. Эта героиня имеет мало общего с истинной цыганкой, но уже больше 100 лет ее образ волнует души людей, вдохновляет на творчество поэтов и композиторов.

Представление о том, что цыгане - прирожденные бродяги, что склонность к кочевому образу жизни у них в крови и по-другому они жить не могут, тоже плод фантазии. Там, где существовала возможность нормально интегрироваться в общество, цыгане жили оседло. Как отметила Надежда Деметер, в течение столетий основой жизни большинства цыган были ремесла, а не гадание и воровство, как считают многие. Цыгане были умелыми торговцами, искусными кузнецами, ювелирами, коневодами. Спрос на их деятельность просуществовал до полной победы индустриализации в Советском Союзе. В СССР цыганские промыслы продержались аж до 70-х годов прошлого века. Страна осваивала космос, выпускала атомные ледоколы, а купить в сельском магазине обычный ширпотреб - серпы, тяпки, сита, корыта - зачастую было невозможно. Выручали цыгане. Советская власть положила конец таборной жизни цыган. В 1956 году вышел указ правительства, согласно которому за кочевой образ жизни грозило 5 лет ссылки с направлением на исправительно-трудовые работы. Под страхом этих карательных мер многие цыгане были вынуждены осесть там, где застал их указ. Сегодня в России кочевых цыган нет, подчеркивает Надежда Деметер. Многие этого не знают и, видя, например, на вокзале группу цыган, по-прежнему считают, что те продолжают странствовать, как и в былые времена. То, что цыгане могут ехать по своим делам - на свадьбу или проведать родственников, - как-то не приходит в голову.

В России живут 1,5 млн цыган. Это исторически национальное меньшинство занимает совершенно особое место среди 150 народов, населяющих Россию. У цыган нет своей территории, никаких элементов государственности. Нет национальных школ, теле- и радиопрограмм, а газеты и журналы издаются лишь от случая к случаю. Интересы народа не представлены ни на одном уровне ветвей власти.Между тем после падения коммунистического режима цыгане оказались самой незащищенной и бесправной группой населения,.Приход новых рыночных отношений они встретили с большим воодушевлением, так как появилась возможность свободно заниматься посреднической торговлей. В советские времена это традиционное для цыган занятие называлось спекуляцией и считалось уголовным преступлением. Но в новых экономических условиях цыгане в коммерции не преуспели. Не имея образования, стабильного социального статуса, они не выдерживают конкуренции в сфере бизнеса, как, впрочем, и в других традиционных областях занятости. Поп-музыканты вытесняют их с эстрады, а расплодившиеся в огромном количестве маги и прорицатели - из сферы гадания. Не имея образования, цыгане не могут трудоустроиться, не имея работы - опускаются на социальное дно. Понимание того, что цыганский народ в ближайшем будущем может оказаться на грани нищеты и ассимиляции и нуждается в срочной поддержке общества и государства, заставляет цыган, обычно державшихся вне политики, действовать. В 1992 году создана первая общественная организация российских цыган «Романо кхэр». По всей России создано 20 общественных организаций цыган. В 1999 году на основе закона «О национально-культурной автономии» была образована Федеральная национально-культурная автономия (ФНКА) российских цыган, которая занялась не только развитием языка и культуры, но и социальными проблемами, вопросами защиты прав человека.
Одна из самых болезненных проблем - выплаты компенсаций цыганам, пострадавшим в результате Холокоста во время Второй мировой войны. Геноцид по признаку расовой принадлежности обрушился тогда не только на евреев, но и цыган. Погибло около миллиона представителей этой национальности. За рубежом цыгане - жертвы нацизма и их родственники уже получили компенсации от Германии. В России цыгане таких выплат все еще ждут.
Международный день цыган, отмечаемый 8 апреля, по традиции проходит как день поминовения погибших цыган. В этот день цыгане всего мира выходят на берега рек и бросают в воду венки……
Новости ИноСМИ.Ru


N N, 25-03-2010 22:33 (ссылка)

Без заголовка


Николай Басков - Кармелита

Автор плэйкаста: Notana
Создан: 25 марта 2010 21:59


КЛИПП ПРО ЛОШАДЕЙ -КОТОРЫЙ ПРИЯТНО СМОТРЕТЬ,,

ЛОШАДИ ПРЕКРАСНОЕ СОЗДАНИЕ,,,,,

Кобылица.
Я снял узду и вольно
Она метнулась от меня,
А я склонился богомольно
Пред солнцем гаснущего дня.
Она взмахнула лёгкой гривой,
И ноздри ветру обратив,
С тоскою нежной и счастливой,
Кому то страстно шлёт призыв.
Едины Божие созданья,
Благословен создавший их,
И совместимы все желанья,
И все томления моих.
 
Три лошадки
Волнами падает грива по шее,
Вижу я грустные взгляды опять.
Жаль, что не каждый на свете сумеет
Мысли в печальных глазах прочитать...
Каждый из нас в этой жизни мечтает,
Все наши мысли не сосчитать.
Жаль, что не каждый поймет и узнает,
Что лошадь тоже может мечтать...
Дух несломленный не угасает
Он будет вечно искриться в груди.
Именно это лошадь толкает
К воле, манящей ее впереди.
Лошадь не может к тому привязаться,
Лошадь не может того полюбить,
Кто грубо цели привык добиваться,
Кто не знает, что значит дружить.
 
КАК ПРИЯТНО СМОТРЕТЬ НА ЛОШАДЕЙ ,,,,,,,
 

ВЫСТАВКА КАЛЛИГРАФИИ 2009

В московском музее Каллиграфии 14 декабря завершается II Международная выставка каллиграфии, которая стала купнейшим культурным событием подобного формата в российской столице.
Экспозиция располагается на территории КВЦ "Сокольники", в новом сверхсовременном мобильном павильоне, не имеющем аналогов в России (павильон 7а), и в павильоне 17. Помимо этого, в часы работы выставки для посетителей постоянно открыта экспозиция Современного музея каллиграфии (павильон 7). Общая площадь выставки составляет около 5000 квадратных метров. В экспозицию входят не только картины, но и редкие рукописные книги и документы, предметы прикладной каллиграфии, материалы и инструменты для письма. Особое внимание уделено тематическим разделам, представляющим культуру письма разных народов, государств, религий.

Метки: ВЫСТАВКА КАЛЛИГРАФИИ 2009

ДЕНЬ СЛЕПЫХ

13 ноября 1745 года во Франции родился Валентин Гаюи — известный педагог, основавший в Париже и Петербурге несколько школ и предприятий для слепых. По решению Всемирной организации здравоохранения именно эта дата стала основой для Международного дня слепых. О том как живется слепым и слабовидящим в Пермском крае выяснял наш корреспондент
До 14 лет он был обычным мальчиком. Бегал, резвился, читал интересные книги. Видел, как искрится снег, или какой красивой может быть радуга. Все изменил один выстрел. После ранения врачи поставили Саше диагноз — тотальная слепота. Но он не сдался. Сумел окончить школу, музыкальное училище, стал преподавать детям музыку.

Сейчас Александр Ошлапов не только хороший баянист, но ещё и спортсмен. По выходным бегает кросс и занимается в спортзале. А в свободное время любит почитать. У слепых своя литература — специальные "говорящие "книги, напечатанные шрифтом Луи Брайля. Справляется Александр Иванович и с хлопотами по хозяйству. Может сам приготовить обед, сходить в магазин и даже навести порядок в квартире.

Александр Ошлапов, инвалид по зрению: «Трудностей очень много, как и у всех. Но нам особенно тяжело, полностью невидящ им. Хождение и ориентировка в незнакомых местах».

В России год от года растет число слепых и слабовидящих людей. На сегодняшний день по официальным данным в стране насчитывается около 300 тысяч инвалидов по зрению. Однако, это количество значительно занижено, говорят специалисты. Многие слабовидящие не обращаются в общества слепых, а именно в этих организациях и ведется статистика. Точное количество слепых в стране просто не известно, а власти не испытывают особого желания уточнять эту цифру. Нет слепого — нет проблемы. Тогда как проблем у слепых хватает. Жизнь инвалидов по зрению ограничена четырьмя стенами, им невозможно найти работу, многие простые человеческие радости им не доступны.

Метки: ДЕНЬ СЛЕПЫХ

ДЕНЬ СЛЕПЫХ

13 ноября 1745 года во Франции родился Валентин Гаюи — известный педагог, основавший в Париже и Петербурге несколько школ и предприятий для слепых. По решению Всемирной организации здравоохранения именно эта дата стала основой для Международного дня слепых. О том как живется слепым и слабовидящим в Пермском крае выяснял наш корреспондент
До 14 лет он был обычным мальчиком. Бегал, резвился, читал интересные книги. Видел, как искрится снег, или какой красивой может быть радуга. Все изменил один выстрел. После ранения врачи поставили Саше диагноз — тотальная слепота. Но он не сдался. Сумел окончить школу, музыкальное училище, стал преподавать детям музыку.

Сейчас Александр Ошлапов не только хороший баянист, но ещё и спортсмен. По выходным бегает кросс и занимается в спортзале. А в свободное время любит почитать. У слепых своя литература — специальные "говорящие "книги, напечатанные шрифтом Луи Брайля. Справляется Александр Иванович и с хлопотами по хозяйству. Может сам приготовить обед, сходить в магазин и даже навести порядок в квартире.

Александр Ошлапов, инвалид по зрению: «Трудностей очень много, как и у всех. Но нам особенно тяжело, полностью невидящ им. Хождение и ориентировка в незнакомых местах».

В России год от года растет число слепых и слабовидящих людей. На сегодняшний день по официальным данным в стране насчитывается около 300 тысяч инвалидов по зрению. Однако, это количество значительно занижено, говорят специалисты. Многие слабовидящие не обращаются в общества слепых, а именно в этих организациях и ведется статистика. Точное количество слепых в стране просто не известно, а власти не испытывают особого желания уточнять эту цифру. Нет слепого — нет проблемы. Тогда как проблем у слепых хватает. Жизнь инвалидов по зрению ограничена четырьмя стенами, им невозможно найти работу, многие простые человеческие радости им не доступны.

ВАГРИЧ БАХЧАНЯН

В Нью-Йорке на 72-м году жизни скончался известный художник и литератор Вагрич Бахчанян.

О причинах смерти неизвестно. В Америку художник эмигрировал в 1974 году. До этого он работал в "Литературной газете", публиковался в журналах "Знание – сила" и "Юность".
Многие придуманные им афоризмы и остроты вошли в фольклор, например: "Мы рождены, чтоб Кафку сделать былью", "Искусство принадлежит народу и требует жертв"… Кроме того, Бахчанян придумал псевдоним "Лимонов" своему другу - писателю Эдуарду Савенко.

Стих сообщества

Люди, а мой стих в эпиграфе сообщества только повесили, или я просто раньше его не замечала?

В любом случае, мне однозначно нравится :)

А вы говорите...

  Вышла цыганка замуж за русского.Ну,бывает,знаете ли... Стали,значит,цыганка с русским жить-поживать,да добра наживать.Повела она своего в храм,а тот там как ребёнок оглядывается,стесняется,всё спрашивает... Говорит,в первый раз в храм пришёл.
- Э-эх,русский-русский, - говорит она ему, - а при Сталине только цыгане да бабушки в храмы ходили.
Купили они,значит,церковный календарь,принесли домой,повесили.Как-то раз взгляд на клендарь упал - глянь,Илия-пророк.Господи,святой праздник,да пойдём,говорит,поздравим,и пошло-поехало,закружилось...
Дня через три русский спрашивает: что это было?
- Не знаю как у вас,а мы люди православные,все праздники чтим и погулять любим.
Привезли как-то братья нашей цыганки им диски послушать. А диски у нас,сами знаете,какие - из рук в руки,да по цыганской почте,и всё домашние записи.Прильнулась русскому одна песенка,так-то она по-русски,а аж слёзы выступают,сами знаете,как цыгане поют. Русский и спрашивает у цыган:
- Это цыганская песня?
Один из братьев говорит:
- Эта - нет,это одна из песен русской эммиграции.Русское зарубежье.
...Со временем стала цыганка своего мужа по-цыгански учить разговаривать. Ну тоже когда-то надо,знаете ли... Зовёт его как-то с крыльца:
- Айда тэ хав!
Пришёл,уже ж учёный,и за обедом с неподдельным интересом спрашивает:
- А как переводится «айда»?
Наша аж поперхнулась,аж слёзы выступили.Посмотрела на него,слёзы платком утёрла,перевела:
- Это по-русски «пошли»... Ладно,не красней,хоть русскому языку научишься.
Прошло время,он уже своим друзьям на просьбу занять денег на ухо шептал:
- «Ноне ловэ нанэ» по-цыгански значит «Сейчас денег нет».
Сейчас снова зовёт своего с крыльца:
- Айда тэ хав ! Работа не волк, в лес не убежит.
Пришёл,уже ж учёный,и за обедом спрашивает:
- Это...ваша цыганская пословица?
- Пень ты! Русская!!...
...Так они до сих пор и живут.

А я,отпустив коня,шевеля палкой догорающие угли костра, вспоминал их и думал: мы храним русскую культуру похлеще самих русских.

Без заголовка

скажите а какие спиртные напитки предпочитают пить цыгане? Заранее благодарен.

Vladimir Tsikolanov, 19-03-2009 17:06 (ссылка)

Цыгане в мире.

Много общаясь с людьми русской национальности, слышу глупые вопросы,а что цыгане везде живут,что-то мы не слышали.По этому поводу есть замечательная сказка: Жил да был один цыган.жил-бы он себе не тужил,так нет.дом полная чаша,деньги не знает куда деть,и решил он бедолага куда нибудь съездить.отдохнуть,от дел своих,долго думу думал цыган,ох долго,и решил наконец,а дай думает я на мальдивы слетаю.скоро сказка сказывается,да не скоро да дела доходит,ну да ладно.прошло время собрался цыган.летит уже в самолёте,мечтая о тёплом песочке.вдруг.шум какой-то в салон стюардесса вбегает,так мол и так.извиняйте говорит.самолет неисправит умирать будем вместе,опечалился цыган,начал богу молиться,упрашивая его сохранить ему жизнь.обещая построить храм.или на крайний случай часовенку,не знаю что он ещё говорил,но результат налицо.самолет упал в море,все погибли,а цыган открыл глаза.и обнаружил себя любимого на песочке,здесь он давай бога нахваливать,и низко кланяться в песок морской.кланялся.кланялся и не заметил как подошли к нему дикари из племени неизвестного,привязали его бедолагу к палке и понесли в джунгли,принесли его в свой лагерь.ипривязали в дереву,а сами кастрюльку на огонь поставили,понял цыган что с ним сделать хотят,взмолился к богу,моля о спасение на цыганском языке.и тут видит что идёт к нему глава дикарей,подойдя уставился ему в глаза спрашивая на цыганском языке,так ты цыган.наш цыган непонимая что происходит,не смог сразу ответить,ну а когда до него дошло,он радостно закивал головой,голося при этом,да,я цыган,главарь дикарей молча отвёл руку.и отвесил ему такую оплеуху.что закружилась голова у нашего чисто российского цыгана,а что-же ты молчишь с укоризной произнёс глава дикарей............

ПРИГЛАШЕНИЕ

 ВСЕХ ПОЧИТАТЕЛЕЙ ТВОРЧЕСТВА ПЕТЕРБУРГСКОГО ИСПОЛНИТЕЛЯ РУССКИХ И ЦЫГАНСКИХ РОМАНСОВ ВАЛЕРИЯ АГАФОНОВА ПРИГЛАШАЕМ ОТМЕТИТЬ ДЕНЬ ЕГО РОЖДЕНИЯ 5 МАРТА  В МИРСКОЙ ЗАЛЕ НА САЙТЕ
 
http://murrshako-rom.ucoz.ru/

Katerina Shestak, 22-02-2009 00:50 (ссылка)

Цыгане как нация (почитайте, очень интересно!!!)

Цыгане как нация (почитайте, очень интересно!!!)
Цыгане — это многоликий и разнообразный народ, вмещающий в себя целый ряд субэтносов. Это нация, разбросанная по всему миру, чьи представители принадлежат к различным религиозным конфессиям и даже говорят на разных языках.

Как у всех наций, у цыган есть национальный праздник, флаг и гимн.

Национальный праздник цыган — 8 апреля, это день всех цыган мира. Этот праздник был утверждён в Польше в 1990 году на четвёртом всемирном конгрессе цыган, в честь первого конгресса, прошедшего в Великобритании в 1971 году, 8 апреля.

Флаг цыган разделён на две горизонтальных полосы. Верхняя, синяя, символизирует небо; нижняя, зелёная — траву, поля. В центре флага располагается красное восьмиспицевое колесо, которое одновременно символизирует собой традиционное кочевье и «вечное кочевье духа». Кроме того, оно напоминает рисунок чакры, намекая на индийское происхождение цыганского народа.

Гимн цыган называется «Джелем, джелем», он переделан из одноименной песни.

"Джелем, джелем, лунгонэ дромэнса,
Маладилэм бахталэ ромэнса,
Джелем, джелем, лунгонэ дромэнса,
Маладилэм бахталэ ромэнса.

Ай, ромалэ, ай, чавалэ!
Ай, ромалэ, ай, чавалэ!

Ай, ромалэ, катар тумэн авэн
Лэ церенса бахталэ дромэнса
Ви ман сас у бари фамилия
Тай мудардя э кали легия.

Авэн манса са лумиакэ рома,
Кай путайлэ лэ романэ дрома,
Акэ вряма — ушти ром акана
Амэ сутаса мишто кай кэраса.

Ай, ромалэ, ай, чавалэ!
Ай, ромалэ, ай, чавалэ!"

В цыганском гимне отображена душа народа, стремление к счастью, к вечному пути (реальному или духовному), к свободе, к объединению, а также наша память, упоминается одно из самых страшных событий нашей истории, Кали Траш — массовое убийство фашистами цыган.

Цыганский язык состоит из множества удивительно различных наречий, которые объединяет то, что все они являются производными от санскрита, имеют практически одинаковую грамматику и много родственных слов.

Как у каждой нации, у цыган есть своя шкала ценностей. Основными цыганскими ценностями, в порядке значимости, являются: Семья, Профессиональная успешность, Религия.

Трепетное отношение к такой ценности, как семья, выражается в любви к детям, уважении к старшим членам семьи, признании интересов семьи выше личных, и многими другими способами, слегка различающимися у разных цыганских народностей.

Профессиональная успешность, независимо от выбранной профессии, является также очень важной ценностью. Есть два способа её продемонстрировать: богатство, достаток (ведь доход напрямую зависит от профессиональной успешности, чем лучше знаешь своё дело, тем он выше) и слава. Слава тем более ценна, что для цыгана очень важно одобрение общества, что всегда способствовало успешной интеграции в нецыганское общество при нормальном отношении общества гаджен к цыганам.

Религия для цыгана важнее, чем это обычно думают и рассказывают нецыгане. Отношение цыган к вере выявилось в годы гонения религии Советской властью. Цыган, отринувших Бога, можно было сосчитать по пальцам, в то время как остальное население страны активно атеизировалось. Теперь этот разрыв в вере между цыганами и гадже (традиционное название нецыган также имеет, как видим, профессиональное происхождение и происходит от слова «крестьянин», «земледелец») уменьшается.
Уникальность цыган ещё и в том, что цыгане — сознательно нетерриториальная нация. Нас объединяет не страна проживания, а наш романипэ — цыганский дух. Романистан — не место, а люди.
 

настроение: Оптимистичное

Arkadiy Kheifets, 07-12-2008 17:40 (ссылка)

Без заголовка

Ромалэ! Тэ  авэн  састэ  барвалэ  та  бахталэ  тумэ  та  трэ  чяворэ. Атася  мэ  инкэ  моло  подыкхьём  о  фильмо "Таборо  джяла  дро  болыбэн"  та  камам  тэ  пхэнэс  со  ада  сы  майфедыр  фильмо.  Инкэ  мэ  мангава  тумэн  тэ  чинэн  мангэ. Аваса  тэ  пиридживас  о  кризисо  кхэтанэ.

Katerina Shestak, 08-04-2008 12:51 (ссылка)

Профессии

ПрофессияЦыган-кузнец. Гравюра Теодора Валерио
Цыган-кузнец. Гравюра Теодора Валерио


Профессии придаётся очень большое значение, и поэтому с ней связано много обычаев. Например, принято выбирать профессию в рамках традиционных занятий своей семьи или этногруппы. Профессии в глазах цыганского общества делятся на «цыганские» и «нецыганские», то есть пристойные для цыган и нежелательные для цыган. К «цыганским» профессиям относят профессии, связанные с музыкой, актёрским ремеслом, шоу-бизнесом, работой с железом и техникой, «магическими услугами», религией (только если это не связано с целибатом), работой с животными, педагогикой и психологией (особенно для женщин), а также ювелирное ремесло и ремёсла, связанные с кустарным изготовлением предметов быта, таких как корзины, верёвки, кирпичи, посуда и т. п.
Прежде в список «цыганских» профессий вынужденно входила военная служба. В общем же и целом цыгане привержены к пацифизму.
Исторически в число женских занятий входило выпрашивание милостыни. В настоящее время это явление почти изжито в большинстве этногрупп.
Несмотря на широкий спектр профессий, считающимися «цыганскими», в странах бывшего СССР и Европы много цыган, занятых «нежелательным» трудом, таким как фабричная работа, уборка улиц, журналистика и т. п. Цыгане, имеющие подобные профессии, часто скрывают их. Это связано с боязнью выпасть из цыганского общества в глазах окружающих цыган.
Цыгане уделяют большое внимание профессиональной успешности и потому всячески её демонстрируют, на словах и экономически.

Katerina Shestak, 08-04-2008 12:51 (ссылка)

ВЕРА

ВераБольшая часть цыган исповедует христианство или ислам, но встречаются также и представители других конфессий.
Цыгане-христиане очень набожны, большое внимание уделяют церковным праздникам.
Православные цыгане в быту одеваются строго с рекомендациями Православной Церкви. В доме православных цыган, так же, как у русских, есть «красный угол», в котором находятся иконы. Венчание считается важнее гражданской регистрации брака. Важнее венчания только «цыганская свадьба», то есть признание брака цыганским обществом. Она обычно играется раньше венчания.
Православные цыгане считают своим покровителем Николу Угодника и Святого Георгия, католикиБлаженного Сеферино (официально утверждённого в этой роли Ватиканом), а также мать Терезу и мифический персонаж Сару Кали.
Самыми значимыми религиозными праздниками для всех цыган-христиан являются Пасха и Рождество.
Цыгане-мусульмане также религиозны, но не исполняют некоторых мусульманских обычаев. Например, цыганки-мусульманки не закрывают лиц даже в странах, где это принято у местного населения; некоторые группы цыган-мусульман не практикуют обрезания крайней плоти, и т. п.
В разные времена цыгане подвергались гонениям или дискриминации по религиозному признаку. В Турецкой империи цыгане-христиане облагались повышенным налогом. В Косово албанские боевики убивали или изгоняли цыган вместе с другими христианами. В современном Израиле цыгане-мусульмане (домари) часто подвергаются дискриминации со стороны низших слоёв иудаистского и мусульманского населения, а иногда и со стороны средних слоёв. Тем не менее, религиозность цыган настолько велика, что они не думают сменить веру, а в советские времена не становились атеистами, вопреки распространённому стереотипу о цыганах, гласящему, что они легко меняют веру на удобную для места проживания.

Katerina Shestak, 08-04-2008 12:49 (ссылка)

культурные традиции

Семья в цыганской культуреИспанские цыгане. Евграф Сорокин, 1853
Испанские цыгане. Евграф Сорокин, 1853


Для цыган характерны культы детства, материнства, возраста, верности семье.
Хотя современные цыганские семьи редко бывают многодетными, культ детства от этого не исчез. Каждый ребёнок, в том числе из чужой семьи или нецыганский, рассматривается как личность, нуждающаяся в защите, помощи, добром слове, угощении. Система сравнения и поощрения детей баллами считается у цыган очень вредной для детей. Культ детства настолько силён, что у цыган распространён обычай усыновления (которое часто происходит даже при наличии собственных детей), а также подбирания или подкармливания беспризорников и сирот. В дом, где есть ребёнок или дети, цыган, по цыганскому этикету, должен взять угощение или небольшие подарки. Если ребёнку в гостях у цыгана очень понравилась какая-то вещь, принято предлагать её в подарок (исключение, естественно, делается для дорогих вещей, таких как драгоценности, бытовая техника и т. п.).
У многих цыган женщина не считается сформировавшейся личностью, пока не родит ребёнка. У всех цыган, материнство называется в одном ряду с достижениями социальными и профессиональными при упоминании достижений какой-либо женщины, статус матери окружён почётом. Чем более женщина успешна как мать (то есть чем более успешно она воспитывает своего ребёнка или детей, по мнению цыганского общества), тем весомей её мнение и положение в обществе. Беременным женщинам и женщинам с маленькими детьми принято предоставлять особые привилегии в быту. Очень велико внимание к роженице. Если женщина из кочевого табора начинала рожать, табор немедленно останавливалася, мужчины (независимо от родства женщине), дружно сооружали шатёр, женщины оказывали акушерскую помощь. Затем 40 дней отводилось на то, чтобы мать окрепла. На всё это время она была практически освобождена от домашней работы, её обихаживали женщины (родственницы или соседки). Примерно так же всё происходит и у оседлых цыган.
Культ возраста у цыган выражается уважением не просто к пожилым людям, а уважением к тому, кто старше, вообще. Мнение старших по возрасту воспринимается как авторитетное, кроме особых случаев (например, если человек считается недалёким). Страшным преступлением считается поднять руку на старого человека, даже если он физически крепок. Ссылка на мнение пожилого человека — один из самых весомых аргументов любого спора.
Верность семье имеет разные выражения. Самые простые проявления: признание интересов семьи во всём выше личных, верность (обычно женщин мужу), выбор молодыми людьми профессии, являющейся традиционной для этой семьи, либо её современной модификации. В этногруппах, не осуждающих супружескую неверность со стороны мужчин, мужья тем не менее не имеют права бросать своих жену и детей, а также оставлять их без обеспечения. Дети, повзрослев, считаются обязанными содержать своих родителей. помогать им в быту и следить, чтобы они не испытывали нужды. В последнем общество устанавливает очень высокую планку — дети должны следить, чтобы уровень жизни родителей был не ниже, чем у них самих. Однако последнее время наблюдается манкирование этим обычаем.
Принадлежность к той или иной семье имеет очень большое значение для «стартового рейтинга» цыгана. Цыган из неизвестной семьи или утративший сведения о своей семье считается «безродным», вес в обществе его очень низок, к нему проявляют уважение только в пределах норм вежливости. Чаще всего такие цыгане — романо рат или ассимилянты, решившие возвратиться к цыганскому сообществу. Низкий «стартовый рейтинг» не значит, что цыган всегда будет на «дне» общества, «рейтинг» меняется сообразно его поступкам и может стать очень высоким (примеры: Ляля Чёрная, Юл Бриннер). Обретя «высокий рейтинг», цыган может стать основателем семьи или даже династии.
Члены династий имеют самый высокий «стартовый рейтинг». Династией семья становится, если несколько её членов стали знаменитыми в пределах цыганского сообщества и хотя бы один — за его пределами. Среди цыганских династий можно назвать Бузылёвых (Россия), Рэйес (Испания), Вудов (Великобритания), Рейнхардт (Франция), Лакатош (Венгрия) и многие другие. Основателем династии считается не основатель семьи, а первый представитель, прославивший её. Так, для династии Эрденко это Михаил Гаврилович Эрденко.

Katerina Shestak, 08-04-2008 12:48 (ссылка)

Занятия

Цыгане в Турции известны под названиями чинган (самое распространённое название), чингит, дом, поша, абдал и роман (в зависимости от части страны). Проживают дисперсно, делятся на этнические группы. Численность не менее 300 000 человек. По большей части хорошо интегрированы в общество, признают себя родственниками цыган-рома. Средний образовательный уровень низкий. Самые распространённые занятия: кузнечество и другие кустарные ремёсла, выращивание и продажа цветов, танцы и музыка.

Katerina Shestak, 08-04-2008 12:45 (ссылка)

Без заголовка


Цыга́не — собирательное название около 80 этнических групп, объединённых общностью происхождения и признаванием «цыганского закона». Самоназвания основных «больших» групп — ромá, си́нти, муга́т, ка́лос, лом и некоторые другие; некоторые цыгане утратили прежнее самоназвание в процессе ассимиляции и преследований. Единого самоназвания нет, хотя последнее время в качестве такового предлагается термин Romanies, то есть «ромоподобные».
Британцы традиционно называют их Gypsies (от Egyptians — «египтяне»), испанцыGitanos (также от Egiptanos — «египтяне»), французыBohémiens («богемцы», «чехи»), Gitans (искажённое испанское Gitanos) или Tsiganes (заимствование, предположительно, из русского), немцыZigeuner, итальянцыZingari, голландцыHeidens («язычники»), венгрыCigany или Pharao nerek («фараоново племя»), финныmustalaiset («чёрные»), туркиÇingerie, Çingane; израильтяне, на ивритеTso’anim (צוענים), от названия библейской провинции Цоан в Древнем Египте; болгарыЦигани. В настоящее время всё бо́льшее распространение в различных языках получают этнонимы от самоназвания части цыган, «ромá» (англ. Roma, чешск. Romové, финск. romanit и др.).
Сейчас цыгане живут во многих странах Европы, Передней и Южной Азии, а также в Северной Африке, Северной и Южной Америке и Австралии. Численность по разным оценкам определяется от 2,5 до 8 млн и даже 10-12 млн человек. В СССР насчитывалось 175,3 тысячи человек (перепись 1970). В России по переписи 2002 года проживало около 183 тысяч цыган, по словам цыганских активистов — до миллиона.

В этой группе, возможно, есть записи, доступные только её участникам.
Чтобы их читать, Вам нужно вступить в группу