Все игры
Обсуждения
Сортировать: по обновлениям | по дате | по рейтингу Отображать записи: Полный текст | Заголовки

Над Малыми Курилами нависла непосредственная угроза. Петиция




Когда в октябре г-н Путин вроде как ошарашил своего японского друга предложением немедленно заключить мирный договор, а решение «территориальной проблемы» отложить на потом, создавалось впечатление, что от продажи Южных Курил на время отказались. В СМИ появились публикации в том духе, что российской власти хватило «пенсионной реформы», почти ополовинившей официальный рейтинг Путина, и больше рисковать она не хочет. Рассуждая логически, так оно и должно было быть, но очень скоро выяснилось, что вероятность передачи Курил как раз, наоборот, сильно возросла.

Слова о том, что нужно, дескать, отложить решение «территориальной проблемы» на время после подписания мирного договора относились лишь к претензиям Японии на другие острова – Кунашир и Итуруп. Как указано в опубликованном на официальном сайте http://kremlin.ru сообщении о состоявшейся встрече Путина с премьере-министром Японии Синдзо Абэ, «лидеры двух стран условились, что Россия и Япония активизируют переговорный процесс по проблематике мирного договора на основе советско-японской декларации 1956 года». На практике это означает, что часть Курильских островов - Малые Курилы - может быть передана Японии в самое ближайшее время.

Дело в том, что Совместная декларация Союза Советских Социалистических Республик и Японии от 19 октября 1956 года гласит: «Союз Советских Социалистических Республик, идя навстречу пожеланиям Японии и учитывая интересы японского государства, соглашается на передачу Японии островов Хабомаи и острова Сикотан с тем, однако, что фактическая передача этих островов Японии будет произведена после заключения Мирного Договора между Союзом Советских Социалистических Республик и Японией». А поскольку сейчас единственным препятствием для заключения мирного договора является лишь «территориальный спор», т.е. территориальные претензии японцев, обоюдное согласие вести переговоры на основе этой декларации означает, что подобный «спор» уже решён – разумеется, в пользу Японии.

Подписывая декларацию в 1956 году, тогдашнее советское руководство надеялось, что с помощью территориальных уступок сумеет убедить японских руководителей занять позицию нейтралитета, как годом раньше сделала Австрия. Эти расчёты, разумеется, не оправдались. Япония сначала отказалась подписывать мирный договор с Советским Союзом (да, это была инициатива именно Японии), а затем подписала договор безопасности с США. Тогда советская сторона (это было уже в 1960 году) заявила, что, пока на японской территории остаются американские военные базы, о передаче островов не может быть и речи, но, к сожалению, так и не денонсировала соответствующий пункт Декларации.

Тем не менее, ни в советское время, ни даже при Ельцине эта декларация ни в каких официальных документах не упоминалась, её как бы и не было. Советское руководство твёрдо заявляло, что никакого «территориального вопроса» не существует, и обсуждать тут нечего, тем более, что по Сан-Францисскому мирному договору 1952 г. Япония отказалась от всех прав на Курилы (что абсолютно верно). Если верить мемуарам, Горбачёв, которому в 1991 г. предложили реанимировать Декларацию, отказался, заявив, что не хочет так сильно рисковать.

А вот г-н Путин рискнул. В 2001 г. с Японией было подписано Иркутское заявление, в котором сказано, что «Совместная декларация СССР и Японии 1956 года представляет собой базовый юридический документ» для переговоров по заключению мирного договора (который, как утверждают эксперты, вообще не нужен – ведь нет же у нас мирного договора, например, с Германией).

Как я уже упоминал, на основе Декларации 1956 года, то бишь односторонних уступок, решить «территориальный спор» можно очень быстро, и на опыте 2001 г. это видно очень хорошо. Как мне рассказывал бывший вице-губернатор Сахалинской области, уже через несколько недель после Иркутского заявления к ним из кремлёвской администрации пришло распоряжение согласовать передачу Малых Курил Японии. И были бы эти острова японскими, если бы не правительственный кризис в Стране Восходящего Солнца. Новый премьер категорически заявил, что одних лишь «двух островов» (т.е. острова Шикотан и группы островов Плоские, которые японцы называют Хабомаи) будет маловато – нам, дескать, нужны все Южные Курилы. А инициаторов решения «территориального вопроса» из японского МИДа по надуманным обвинениям отправили… в тюрьму.

Пойти на полную капитуляцию в Москве тогда не решились, и вопрос надолго завис. Но время идёт, и один из упомянутых чиновников МИДа, выйдя из тюрьмы, стал советником премьер-министра Японии. И вот уже и сам премьер-министр, как мы видим, отошёл от прежней позиции «всё или ничего». Вероятно, в японском руководстве знают об идущих в российской верхушке разговорах о готовящемся «транзите власти» и решили, что лучше всё же получить хоть что-то, пока есть такая возможность. Ведь преемник Путина может занять по «курильскому вопросу» совсем другую позицию.

И это было бы вполне логично. Малая Курильская гряда имеет большое военно-стратегическое и рыбохозяйственное значение, но ещё больше её значение политическое. После ряда громких скандалов и нелепых ошибок (чего стоит одна пенсионная «реформа»!) доверие к власти резко пошатнулось. Остатки её легитимности сейчас держатся на патриотических заявлениях, так что сдача Курил обрушит рейтинг власти чуть ли не до нуля. Едва ли будет преувеличением сказать, что сдача Курил может означать политический крах того, кто это решение примет, да и всего режима в целом.

Думаю, «наверху» многие это понимают, так что «курильский план» встретит там серьёзное сопротивление. Немалое число сановников считает, что ещё одного «выстрела в ногу» наподобие «пенсионной реформы» власть может и не выдержать. Кроме того, надеюсь, что там всё же остались какие-то люди, для которых интересы страны ещё что-то значат. А у российских чиновников большой опыт саботажа решений высшей власти.

Но самое главное - негативное настроение народа, которому на сей раз будет очень трудно «промыть мозги». Отношение широких масс к торговле российской территорией хорошо известно из данных социологов, но с ним будут считаться лишь тогда, когда оно наглядно проявится хотя бы через сбор подписей. Поэтому наша петиция в защиту Курил (https://www.change.org/p/за...) не просто остаётся актуальной. Её актуальность теперь даже сильно возросла - ведь мы, к несчастью, оказались правы и наши опасения действительно подтвердились. Напоминаю содержащиеся в ней требования:

1. Не подписывать и не ратифицировать каких-либо документов, связанных с передачей Японии в какой бы то ни было форме любой части территории Курильских островов, в том числе Малой Курильской гряды.

2. Денонсировать п. 2 ст. 9 Совместной Декларации СССР и Японии от 19 октября 1956 г., предусматривающий передачу Японии после заключения мирного договора Малой Курильской гряды («островов Хабомаи и острова Сикотан»).

Призываю всех подписать эту петицию и как можно шире её распространить. Как признаёт даже г-н Путин, общественное мнение – это большая сила. Чем больше подписей мы соберём, тем больше шансов, что «территориальная проблема» будет решена раз и навсегда. Россия велика, но лишней земли у нас нет.

Сергей Скворцов,
Сопредседатель Всероссийского комитета защиты Курил,
Первый секретарь ЦК КПСС
Электронная почта central@kpss.org

Присоединяйтесь к петиции «Защитим Курилы!» https://www.change.org/p/за...

Сайт КПСС http://www.kpss.org/

Личный блог Сергея Скворцова http://sb-skvortsov.livejou...

Метки: Защита Курил, территориальные претензии

Что это за рыба такая?


Друзья, может уже такая рыбка и есть, а? Это ценник в Нижегородской области.

настроение: Веселое

Метки: досуг

Петиция в защиту Курил


КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ

ПРЕСС-ЦЕНТР


Тел. (495)647-63-35, сайт www.kpss.org, e-mail: press@kpss.org



Пресс-релиз № 280 от 04.12.16 г.




Сопредседатель Всероссийского комитета защиты Курил, первый секретарь ЦК КПСС Сергей Скворцов разместил на сайте Change.org петицию в защиту Курил, текст которой приводится ниже:

Президенту России В.В.Путину

Председателю Государственной Думы РФ В.В.Володину

В последнее время в российской и зарубежной прессе появляются многочисленные статьи, посвященные так называемому «курильскому вопросу». Утверждается, что российская сторона готова пойти на компромисс, включающий в себя передачу Японии в той или иной форме Малой Курильской гряды или даже всех Южных Курил.

В то же время, судя по имеющимся данным, в том числе по многочисленным опросам общественного мнения, российская общественность подавляющим большинством отвергает возможность передачи Японии какой-либо части российской территории.

В условиях патриотического подъема, вызванного присоединением Крыма, любой компромисс с Японией, связанный с передачей в любой форме той или иной части российской территории, неизбежно вызовет негативную реакцию населения. Кроме того, как справедливо отмечал президент Путин, пересмотр итогов Второй мировой войны (каким, несомненно, явилась бы передача Японии Южных Курил) чреват непредсказуемыми внешнеполитическими осложнениями. Наконец, острова, на которые претендует Япония, и сами по себе имеют огромную экономическую и военно-стратегическую ценность.

В связи с этим мы призываем:

1. Не подписывать и не ратифицировать каких-либо документов, связанных с передачей Японии в какой бы то ни было форме любой части территории Курильских островов, в том числе Малой Курильской гряды.

2. Денонсировать п. 2 ст. 9 Совместной Декларации СССР и Японии от 19 октября 1956 г., предусматривающий передачу Японии после заключения мирного договора Малой Курильской гряды («островов Хабомаи и острова Сикотан»).


Просим всех патриотов поддержать эту петицию: подписать её и как можно шире ознакомить с ней наших сограждан. Россия велика, но лишней земли у нас нет.

Личный блог Сергея Скворцова http://sb-skvortsov.livejou....


Информация Пресс-центра ЦК КПСС бесплатно рассылается редакциям средств массовой информации более чем в 5000 адресов. Использование материалов разрешается, перепечатка допускается с обязательным указанием источника.

Метки: люди, проблемы

СЕВЕРНЫЕ ИЛИ ВОСТОЧНЫЕ ТЕРРИТОРИИ?

Зачастую наблюдения и беседы с местными жителями нусут не меньше интересной информации, чем сухая статистика.
Просмортев фильм "Серебро" о Камчатке по мотивам романа В Пикуля.
Решил поделитьс впечатлениями о Курилах.
Если смотреть по остаткам жизнедеятельности Японцев на островах, то обустраиватья они там не особо собирались- скорее всего из-за дискомфортного климата.
Для них Курилы были огромный ресурс добычи рыбы, краба и вообще. чего там только не добывали!!!
С вулкана Кудрявый, что на севере о. Итуруп до сих пор под углом около 30 гр. тянется узкоколейка с места добычи серы.
На берегах ручьев до сих пор лежат Чаны для засолки рыбы. Лосось заходит даже в маленькие ручьи тысячами особей.
Строевого леса там практически нет( единствено наверно чего и нет).
На Кунашире геологи открыли несколько жил золота.
Спросил. а есть ли полезные ископаемы на необитаемых островах- Уруп, Симушир?
Ответили, что первые исследователи еще при царской России находили. Но сейчас нет финансирования на исследования.
Часть морского побережья недалеко от п. Рейдовый лежит тяжелый черного цвета песок.
При исследовании оказалось, что в нем содержиться немалый% титано магнетита.
На о.Шикотан до сих пор существует в достаточно ветхом состоянии завод по производву консервов из сайры.
Морскую капусту можно собирать прямо на берегу. впрочем как и морского гребешка. которого выбрасывает после шторма.
Углубившись вглубь острова чего только не увидишь: горячие источники. половина которых не обозначенны на картах. из скал бьют родники минеральной воды.
Многие страны зарабатывают огромные деньги только на туристских достопримечательностях.
Можно еще много и много перечислять- действительно настоящий клондайк для России.
Надеюсь. что это хоть останеться для будующих поколений!!!

настроение: ++++++++++++++++

Метки: КУРИЛЫ, жизнь

Родственные души

Есть ли жители Корсакова Сахалинской области
, проживающие в данное время в Казани, Волжске, Зеленодольске?

Метки: прошлое, встречи, розыск

ДАЖЕ ПРОСЛЕЗИЛАСЬ!!!

Привет всем.
Я хочу сказать огромное спасибо создателям сообщества. Я не знаю как правильно выразить словами, что я сегодня ночью пережила. Я 20 лет не была в Корсакове и все время меня такая тоска съедала и сегодня просмотрев фотографии, я просто вернулась в прошлое, в свое детство, которое всегда с таким теплом вспоминала. Ну это просто не передать, какой я кайф получила просматривая и узнавая практически каждое место на фотографиях. До слез, верите? Советская -  родная улица, по которой каждый день в школу №1.... Прошло 20 лет, а я ведь помню все как вчера...И самое главное, все по прежнему родное и знакомое...Как здорово было побывать в родном городе!!!!
СПАСИБО ВАМ ОГРОМНОЕ.
Еще бы найти друзей и одноклассников....

Метки: прошлое, обсуждение, жизнь

Павел Ежков, 07-05-2010 22:31 (ссылка)

За что я люблю свою страну?

Наверняка каждый из нас писал в школьные годы сочинения на тему "Как я провел лето" или "Кем я буду когда выросту" А давайте попробуем написать сочинение на тему"За что я люблю свою страну?"Я думаю каждому есть что вспомнить и что сказать по этому поводу.Не важно услышат нас или нет важно что мы сами думаем об этом и как живет с этим наша совесть наша душа!


"ЗА ЧТО Я ЛЮБЛЮ СВОЮ СТРАНУ ?"
Я люблю свою страну за то что моя страна самая свободная страна в мире! Каждый живущий в моей стране может быть тем кем захочет потому что он сам выбирает для себя жизненный путь.Человек живущий в моей стране сначала учится затем работает на благо своей страны а потом в умирает (чаще всего в забвении).А  моя страна очень благодарна ему за это и платит как правило огромным спасибо,уважением и почтением.
Вот например наши ветераны Великой Отечественной Войны! Они отдавали все свои силы и здоровье, свои жизни за освобождение моей страны от фашистского ига.Они пережили то что не дай бог пережить кому нибудь из нас.Там в той войне они оставили свое детство, своих друзей,своих близких людей,но они выстояли они победили.
Моя страна очень гордится победой в той войне и бережно заботится о ветеранах той войны! Сколько их сейчас осталось в живых? несколько десятков тысяч?
И каждый из них живет ни в чем не нуждаясь на достойную пенсию? В достойных Условиях?Все они окружены заботой государства? Как бы это было не цинично но жить то им осталось всего ничего! Так неужели они не заслужили хотя бы последние свои дни прожить в человеческих условиях? Я не говорю как люди потому что в отличии от нынешней власти они то как раз и остались настоящими людьми!
Ежегодно моя страна выделяет на те или иные проблемы десятки миллиардов рублей а сколько нужно выделить тем немногочисленным оставшимся в живых ветеранам чтобы они хоть на чуть чуть почувствовали  что о них помнят, помнят об их подвиге их лишениях в годы войны?Да моя страна конечно помнит о них и каждый год отмечает праздник  9 мая.Но впечатление такое что моя страна вспоминает о них только один раз в году и то потому что выходные дни под  эту дату!
Мне хочется спросить мою страну а есть ли у нее не то чтобы совесть а просто отдаленное понятие о том что это такое-совесть?
Вот про слуг народа-депутатов,чиновников, моя страна вспоминает почему то гораздо чаще и если сравнивать  как живут те кто отдавал свои жизни и тех кто сейчас "неустанно борется на благо каждого из нас" то почему то кажется что именно наши слуги народа участвовали в той войне.Стыдно и противно смотреть и слушать как  наши слуги народа отчитываются о своих подачках перед праздником Великой Победы
С каким пафосом они говорят что помнят о подвиге своего народа что они никогда не забудут о тех страшных днях!Сколько лжи и лицемерия во всех их словах и заверениях во всех их словах!
За что я люблю свою страну?..........


Метки: обсуждение, жизнь

Корсаковская база океанического рыболовства

Корсаковцы ,кто даст инфу о состаянии рыб отрасли в Корсакове/БОР/.Или его уже нет????????

Метки: обсуждение

САМЫЙ !!!Книжка РЕКОРДОВ сообщества

Друзья, если вы желаете узнать рекорды нашего сообщества, то вам , однозначно, СЮДА!.Поищите, может и Вы , лично, установили свой рекорд здесь в какой-либо номинации.Будут проводиться конкурсы - принимайте активное участие, и Вы станете популярностью сообщества, т. к. о Вашем рекорде узнают все!!!



настроение: Веселое

Метки: рекорд, обсуждение

А МОЛОДЫЕ НУЖНЫ САХАЛИНУ ?

Милые мои Сахалинцы как я скучаю по вам! Нет, нигде не встречала,. столько добрых и открытых людей. Только жизнь там уж не сахар, это знаю я. Погода не балует, а правительству нужен газ да богатство Сахалина, а люди им не нужны , да и природа им  то же не нужна.Сахалин превращают в помойку, а как это обидно. Там все детство прошло, да что там говорить и вся  жизнь тоже.  Ведь уезжаем  мы от туда только по тому что мы, пенсионеры, там не нужны вообще. О жизни пожилых не заботиться. А молодые нужны  САХАЛИНУ?

Метки: работа, жизнь, обсуждение

хочу домой!!!

Жизнь проходит,а я как видела Сахалин, где родилась, последний раз в трехлетнем возрасте, так и не имею шансов еще раз встретиться с Родиной.Причина самая примитивная - вечно не хватает денег на дорогу. Слишком уж далека моя Родина от того места, где я прожила всю оставшуюся жизнь (за исключением лет учебы), но не сумела полюбить. В Париж,оказалось, проще съездить, чем в родное Шебунино. Иногда снится море, серое,штормовое, может быть, это Татарский пролив.Почему-то я люблю туман и штормовое море.Земляки,пришлите,пожалуйста, хотя бы снимок океана и какие-нибудь шебунинские пейзажи.

настроение: Задумчивое
хочется: на Родину,в Шебунино

Метки: вне острова, жизнь

А ты за что любишь этот остров?

Возможно учились мы здесь,
А может мы родом отсюда,
Иль в армии годы служили,
Да просто приехали в гости!..

И чем же так дорог нам остров?,
Зачем нас так тянет обратно?,
А может не можем уехать-не позволяет зарплата
?
(Кунашир, Шикотан, Итуруп, Сахалин ...-у каждого свой остров, который он любит)

настроение: Задумчивое

Метки: обсуждение, жизнь

САХАЛИН-НЕ РОССИЯ

(((Андрей СОТНИКОВ,"Совершенно секретно"№№5,6)))
Брожу по берегу Татарского пролива в поисках парома на Сахалин. Здешний паром – это огромный трехпалубный корабль, в недрах которого помещаются большегрузные автомобили и составы. Проезд на пароме стоит недешево, потому, решив сэкономить, договорился с одним из дальнобоев закинуть скут в его пустую фуру. Дальнобойщики – люди не алчные, с нищих странников денег не берут.
Как только паром отчалил, все пассажиры вывалили на верхнюю палубу, достали телефоны, и начался бесконечный процесс прощания с друзьями, родственниками и друзьями родственников. То ли здесь такая традиция, то ли никто из пассажиров не был уверен, что паром дойдет до противоположного берега. Паром отечественный, и его вид доверия не вызывал – борта ржавые, каюты разбиты, специфический корабельно-туалетный запах, вентиляции нет. В нашей каюте в двери была выбита огромная дыра, которая, вероятно, и должна была обеспечивать вентиляцию. Но, несмотря ни на что, до острова мы все же доплыли и сошли в Холмске.
Для начала я отправился в здешнюю столицу, Южно-Сахалинск. Из Холмска идет великолепная автострада, что для Сахалина большая редкость (как позже выяснится, для Сахалина и асфальт большая редкость), но я поехал по всеми забытой старой японской дороге, поглощенной сахалинскими джунглями, по которой давно никто не ездит. Для скутера она вполне пригодна. Для скутера вообще непроходимых дорог нет – где не проедет, там перенесешь, где не перенесешь, там перевезешь. За полтора дня на этой дороге я не встретил ни человека, ни транспорта – не дорога, а мечта путешественника. И при этом избыток экзотической растительности, большую часть которой я видел впервые. Чего, например, стоил главный сорняк Сахалина, курильский бамбук, заполонивший буквально все вокруг. Влажность на Сахалине стопроцентная, поэтому растительность страдает гигантизмом. Маскируя скутер на ночь от посторонних глаз, я накрывал его тремя огромных лопухами, из-под которых он был не виден. А во время дождя сам вставал под один из лопухов – хоть рост у меня далеко не японский.
Постоянно переезжаю через какие-то речки и ручьи, мостов, естественно, нигде нет. Влетаю в очередную речушку на своем двухколесном «внедорожнике», струи разлетаются в разные стороны, под колесами образуется почти сухая колея, по которой я и лечу вперед. На второй день встретил первый автомобиль – обгорелый микроавтобус, невольный свидетель чьих-то криминальных дел. В дальнейшем я буду постоянно встречать на дорогах Сахалина японский автомобильный лом. А когда вечером увижу большую помойку, пойму, что Южно-Сахалинск уже недалеко.

Потомки добрых каторжан

В Южно-Сахалинске я познакомился с самым известным бомжем Сахалина, Робинзоном. С космонавтами, перед тем, как запустить их в космос, целые институты работают, его же можно хоть сейчас в космос запускать, он и там будет прекрасно себя чувствовать. Не случайно ведь самыми первыми в мире космонавтами были четвероногие бомжи – дворняги, пойманные на московских улицах. Кто выжил на нашей улице, тому никакой космос не страшен.
Из Южно-Сахалинска еду по берегу на север острова. Кто-то сказал, что каждый путешественник должен иметь цель. Я еще цель не придумал, поэтому пока просто решил объехать весь Сахалин по побережью. Въехал в рыбацкий поселок Стародубское. Здесь через каждые двадцать метров на берегу сидит по рыбаку, рядом бегают рыбацкие дети (с детсадами и тут проблемы), каждый рыбак время от времени на лодке оплывает свои сети, уходящие далеко в море. Стародубское знаменито тем, что здесь до сих пор стоят советские доты, охранявшие некогда наши восточные берега от вероятного противника. Представляют они собой врытые в берег башни от танка Т-34.
Теперь самый разгар лета, а купаться в Охотском море что-то не хочется, да и купающихся не видно. Редкие пляжники предпочитают загорать, нежась на берегу, а если и заходят в море, максимум по колено, еще зачем-то ворошат палками кучи морского мусора. Как вскоре выяснилось, ищут янтарь, вымываемый только здесь из морских глубин. Когда-то этим промышляли и местные жители, потому что кто-то пустил слух, что янтарь «будут принимать». Слух как пришел, так и ушел, а янтарь остался. Говорят, в каждом доме скопилось по мешку необработанного янтаря. Я тоже поддался всеобщему искушению и стал ворошить прибрежный мусор. Янтарь оказался мелким, бусы из него не сделаешь, можно найти и крупный, но для этого нужно потратить целый день. Я же за пару часов собрал ладошку янтаря и на этом успокоился. Рыбки в аквариуме будут и этому очень рады.
В Стародубском случайно познакомился с одной семьей, к которой зашел бензин попросить. Так как на Сахалине сохранилось к путникам правильное отношение, просьба о бензине переросла в продолжительное застолье. Надо сказать, что с бензином на Сахалине все не просто – взять его негде. В городах еще можно найти, а в деревнях и поселках, которые и составляют весь Сахалин, легальным бензином и не пахнет. Я уже давно заметил: там, где нефть добывают, у нас всегда с бензином проблемы – или он очень дорог, или его нет. На Сахалине и то, и другое. Расстояние между заправками более 150 километров, а скутер без дозаправки такой путь пройти не может. Поэтому во время сахалинских путешествий мне приходилось самыми нетрадиционными способами утолять бензиновый голод, обычно с помощью местных жителей.
В семье, к которой я зашел за бензином, меня и накормили, и напоили, и даже икрой обещали осчастливить. Один из их родственников учится в нашем городе, и они обещали осенью с ним передать баночку. (На Сахалине только два вуза, а островная молодежь в поисках хорошего образования разлетается по всей стране, тем более, что каждый его житель раз в год может себе позволить слетать в пределах России куда угодно, и ему этот перелет обязано оплатить государство.)
С братским отношением к себе абсолютно незнакомых людей я буду сталкиваться постоянно и очень скоро пойму, что здесь это норма существования. Где на протяжении всего ХХ века содержались лучшие русские люди? В тюрьме, ссылке, да на каторге. Поэтому Сахалин, как и Соловки или глубинная Сибирь, стали заповедной землей.
Хозяйка семьи – учитель литературы, хозяин – браконьерит понемногу, как и все мужское население Сахалина. Он всю жизнь за рулем, но прав у него нет, и никогда не было. Говорит: «Они мне не нужны. В город я на машине не езжу, а здесь менты легковушки не останавливают, их больше грузовики интересуют, на которых рыбу вывозят. Один такой остановишь, и месяц можно не работать».

Здесь рыба – не товар

У дороги торгуют селянки. Мне хочется попробовать сахалинскую рыбу, но у них есть полуметровые крабы, пирожки с красной рыбой, икра из-под прилавка, только самой рыбы нет. Спрашиваю: где рыба? Только руками разводят. Позже до меня дойдет: на Сахалине, где рыбы, как грязи, местным жителям в голову не приходит, что ею имеет смысл торговать.
Типичная для Сахалина картина: на трассе одиноко стоит иномарка, бери – не хочу, но никто не берет. Может, еще вчера она бегала в потоке собратьев, но сегодня это куча никому не нужного обгорелого металлолома. Единственный автомобиль Сахалина – джип. В современном заасфальтированном мире джип стал имиджевым автомобилем, а здесь он служит своему истинному предназначению. Обилие джипов на Сахалине говорит не о благосостоянии жителей, а о состоянии местных дорог. Новых здесь давно не строят, а последнюю, похоже, проложили еще японцы, как минимум 50 лет назад. Дорога, соединяющая весь Сахалин с юга на север одна, по ней может проехать любой автомобиль, но чтобы съехать с нее, нужен джип. Первую половину ХХ века Южный Сахалин принадлежал японцам, которые создали здесь всю инфраструктуру, и ею мы, русские, пользуемся до сих пор, ничего нового не создавая и не улучшая старого.
Проехав треть острова по восточному берегу Сахалина, в поселке Взморье решаю свернуть на западный, тем более что дорог, соединяющих два берега, не так много. Хочу познать остров во всем его многообразии, а западный берег гораздо интереснее для путешественника – он более дик, менее заселен, и палатку можно установить прямо на берегу моря, а не прятаться каждый раз в лесу с наступлением вечера. После Стародубского проехал уже 150 километров, а заправок все нет, и когда будут, неизвестно. Опять пришлось воспользоваться помощью местных жителей – и вновь денег не взяли.
Западный берег Сахалина, он же Татарский пролив, действительно абсолютно пустынен, – ни тебе рыбаков, ни пляжников. Не берег, а мечта странника. А если ехать по самой кромке, где влажный песок, колеса в песке не утопают.
Палатку поставил у самого моря, но потом стало страшновато: вдруг ночью случится прилив, и я проснусь в воде, если вообще проснусь? Пока устанавливал палатку, очень захотелось искупаться в море, но пока раздевался, шел к воде, так замерз на промозглом морском ветру, что желание само собой улетучилось. Просто походил босиком по воде – это и было моим единственным «купанием» в Татарском проливе, он же – Охотское море, оно же – Тихий океан.
Что ни говори, хорошо ночевать на берегу и впитывать морские шорохи и звуки. Есть даже такая специальная «музыка для оздоровления и медитации», называется – шум моря. А здесь круглые сутки звучит эта музыка. Какое замечательное здоровье должно быть у приморских жителей, которые слышат ее круглосуточно. Вот только плохо, что из-за этого морского шума я ничего более не слышу, и скутер ночью могут увести из-под носа.
Въехал в поселок городского типа Шахтерск (они тут все только типа городские), бензина, естественно, нет. Мне это уже начинает надоедать. Дальше ехать с пустым баком нельзя, – если здесь живут люди, значит, они на чем-то ездят, и их транспорт потребляет бензин, нужно только его найти. Бензин раздобыл в дорожном ремонтно-строительном управлении – аж пять литров и опять бесплатно. Нет, на Сахалине и в самом деле никто деньги за ценность не считает, то есть знают их истинную цену.
На окраине поселка наткнулся на целую гору японского автомобильного хлама. Можно было бы тут задержаться, собрать машину и дальше ехать в авто. Только жаль, что я могу путешествовать исключительно на скутере. До него все транспортные средства перепробовал – ноги и велосипед, мотоцикл и автомобиль, – и понял, что все прочее пустая трата времени, сил и денег. Даже мотоцикл, хоть и имеет те же два колеса, не сравним со скутером: слишком тяжел и быстро едет, поэтому не успеваешь впитать красоту окружающего мира. А ради чего же еще путешествовать? Скутер тем хорош, что идет со скоростью коня, на котором человек ездил испокон веков, и человеческий глаз только с этой скоростью способен по-настоящему воспринимать окружающий мир

И деньги здесь – не деньги

Проезжаю последнее поселение на трассе по западному берегу, некое Бошняково, далее дороги по берегу нет, дорога уходит в глубь острова и на противоположный берег. Пока рыскал по городку в поисках топлива, со всеми перезнакомился, нашел мужичка из Южно-Сахалинска, который занимается поиском мертвых японских городов, ездит по Южному Сахалину и собирает экспонаты для будущего японского музея. На Сахалине до сих пор нет ни одного японского музея, и вообще нет ничего, что бы напоминало о полувековом пребывании здесь японцев. Спросил у него, нет ли и на моем пути какого японского поселения? Оказалось, есть, только мне нужно немного изменить маршрут – по сахалинским джунглям проехать в русскую деревню Пильво и от Пильво уже пешком идти по берегу к бывшему японскому городу Амбецу. Дорога до Пильво очень плохая, но на скутере проехать можно. У самого собирателя японских древностей небольшой джип «судзуки-самурай», который славится малым весом и высокой проходимостью. Предложение заманчивое. Вряд ли я когда-нибудь попаду в Японию, так почему не воспользоваться случаем и не посетить отдельно взятый японский город, пусть и мертвый?
В Бошняково познакомился с местным корейцем, оказавшимся каким-то начальником. Он устроил меня бесплатно в гостиницу, распорядился выдать новые сапоги, когда увидел, что я собираюсь покорять их джунгли в сандалиях.
Сахалинские корейцы – отдельный разговор. Это все то живое, что осталось от японского Сахалина, или Карафуто, как его называли японцы. Когда после Великой Отечественной войны сахалинских японцев высылали на родину, вместе с японцами выразили желание покинуть Сахалин и айны, местная народность, аборигены Сахалина. Сегодня на Сахалине нет ни одного японца и ни одного айна. Зато остались практически все корейцы (около 60 тысяч), которых японцы завозили из Южной Кореи как дешевую рабочую силу (до сих пор здесь ходят страшилки о японском рабовладельческом строе, когда корейцам за малейшую провинность рубили головы). Поэтому на сегодняшний день весь Южный Сахалин перенаселен корейцами. Встречая их повсеместно, я сначала думал, что это одна из местных народностей, и был необычайно удивлен, когда узнал, что это чистокровные корейцы, причем по-русски они говорят, как и мы, ибо практически все родились уже в России. Примечательно, что когда японцы решили исправить ошибку своего прошлого и предложили сахалинским корейцам вернуться на родину, оплатив им переезд и жилье в Южной Корее, то лишь полторы тысячи пожилых корейцев покинули гостеприимный Сахалин.
Из Бошняково я часть пути ехал на вахтовке, это здесь общественный транспорт, никакой другой просто не пройдет. Скутер мы забросили в кабину, и на развилке меня благополучно выгрузили в тайге. Нам со скутом предстояло по таежной дороге ехать опять на западный берег в тупиковую, забытую богом и людьми деревню Пильво.
Сижу у дороги, никого не трогаю, кипячу чай на газовой плиточке. Вдруг останавливается дремучий «Москвич», из которого выходит мужичок и задает стандартные вопросы: кто, куда да откуда? Далее поступает нестандартно – шарит в своих карманах, выгребает деньги, оставляет немного себе, остальные сует мне и уезжает, сказав напоследок: «Деньги – это дерьмо, но тебе они больше пригодятся». На его дерьмо я буду жить несколько дней. Ну где еще у одинокого путника на пустынной дороге не отнимут последнее, а еще отдадут свое последнее? Нет, Сахалин – это точно уже не Россия.
Далее путь держу в Пильво. Впереди меня туман и полная неизвестность – что-то ждет впереди, как примут, найду ли кров и пищу? Пильво – тупиковая деревня, поэтому машин практически нет, за все время проехало только два джипа. Вокруг дикая тайга, из которой в любой момент может выйти медведь. На вопрос, агрессивны ли на Сахалине медведи, мне объяснили, что медведи у них встречаются трех типов: любопытный, пофигист и агрессивный, он же подранок. Но все три типа сейчас сыты, потому что лосось идет. О медведях-людоедах, которые в Сибири обычное явление, здесь даже не слышали. А других крупных хищников на острове не водится. Волкам на Сахалине не климат. Те стаи, что иногда перебегают с материка по льду, отощав за зиму, на следующий год убегают назад. Тут очень много снега, и волкам охотиться трудно.
На полпути в Пильво нас со скутером подобрал раздолбанный пикап, в котором сидели три паренька. Пикап – это тот же джип, только с кузовом. Закинули скутер в кузов пикапа и поехали в Пильво. Парни оказались хоть и трезвые, но абсолютно безбашенные, я это понял только когда мы тронулись, то есть слишком поздно. Ездят они исключительно на предельной скорости, и мне оставалось лишь закрывать глаза и молиться, чтоб нам навстречу из-за очередного поворота не выскочил такой же безбашенный джип. Спасало одно: дорога была пустынна. Парни  предупредили, что они по пути в Пильво хотят немного порыбачить. Тут я узнал, как ловят рыбу в сахалинской глубинке: надо найти в реке ямки, где стоит лосось, пришедший на нерест, потом эти ямки пройти с бреднем, и после каждого прохода в сети оказывается
5-10 рыбин, каждая около полуметра. Самцов парни сразу выкидывали в реку, толку от них мало, самок забирали. Как я понял, рыба без икры на Сахалине за рыбу не считается.n

----------------------------------------------------------------Приехав в Пильво, я постучался в первый дом на окраине, здесь же меня и оставили ночевать. Чем глуше деревня, тем люди душевнее и гостеприимнее. На следующее утро, оставив скутер в Пильво, я должен идти пешком в японский город Амбецу, до которого около десяти километров пути по морскому берегу. В Амбецу когда-то шла своя дорога, но последние пятьдесят лет она не использовалась, и ее безвозвратно поглотили здешние джунгли.
Утром был прилив, мне посоветовали дождаться отлива. Здесь все живет в ритме прилива-отлива, к чему я еще не привык. Весь берег оказался затоплен, вода местами подступала к скалам, и мне приходилось карабкаться по ним, вспоминая о далеком альпинистском прошлом. Там, где скалы были вовсе неприступны, пришлось от берега уходить в глубь леса. А лес на Сахалине – совсем не то, что всюду. Здешний лес абсолютно непроходим, на Сахалине даже трава в полтора раза выше человека. Плыву я по этой траве и ору во всю глотку песни, чтоб с медведем не столкнуться нос к носу, как уже случалось на Кавказе, где растительность также страдает гигантизмом. Берег абсолютно пустынен, и чтобы впитать энергию приморского солнца всеми фибрами своего тела, решил идти нагишом – где у меня еще будет возможность пройтись в первозданном виде по берегу моря! Из «одежды» оставил на себе только нательный крестик. Сегодня почти не осталось диких морских берегов; Охотское море, думаю, одно из последних, где можно сбросить с себя на время цивилизованную шелуху.

Живой мертвый город

Сначала из-за деревьев показалась труба японского кирпичного завода, чуть позже открылись и остальные строения – так вот ты какой, мертвый город Амбецу. Ближайшие три-четыре часа я буду тут все исследовать, как на поверхности, так и под землей, потому что в Амбецу осталось много подземных тоннелей и штолен. На Сахалине до сих пор нет ни одного японского музея, более того, уничтожено все, что напоминало бы о японском полувековом следе в его истории. Мертвые японские города не в счет, их никто не видит, о них никто не знает, они давно поглощены джунглями, а если до них кто и добирается, так это «черные» археологи или путешественники-экстремалы.
Из еды я с собой ничего не взял, спасаюсь теперь ягодой неизвестного происхождения, представляющей собой нечто среднее между смородиной и крыжовником, – очень водянистая и лишь слегка сладковатая. Взял с собой образец этой ягоды, чтоб узнать, что это я такое ел и не нужно ли мне теперь промывать желудок. Ягода оказалась съедобная, называется моховка или водяная смородина, местный эндемик, то есть растет только на Сахалине. В Амбецу ее тучи, наверно, потому, что никто не собирает. Есть у моховки одно любопытное свойство: пока ее ешь – ты сыт, как только прекращаешь, сразу приходит голод.
Некогда Амбецу был приграничным городком, он расположен как раз на 50-й параллели, по которой до середины прошлого века Сахалин разделялся на японский и советский. И сейчас по этой параллели через весь остров проходят старые окопы с дотами, в которых дотлевают останки воинов. А где-то посреди острова, в глубокой тайге, расположен полигон Харамитоги, где проходили самые ожесточенные бои. Здесь и сегодня на старых снарядах подрываются редкие охотники и просто искатели приключений. Говорят, что особо опасны японские деревянные мины, корпуса которых истлели от времени, и они взрываются от малейшего прикосновения к ним.
Весь городок растянулся вдоль реки, спускающейся с берега и впадающей в море. Пятьдесят лет назад при японцах эта река служила человеку – промывала уголь от породы, вырабатывала свет, был проведен к каждому дому водопровод. А в соседней русской деревне Пильво и сегодня все ходят за водой на родник, а дизельную электростанцию включают на несколько часов в сутки. Река в Амбецу одета в огромные бетонные трубы, и, хотя за ними уже полвека никто не присматривает, бетон нигде не потрескался, не разрушился, только сами трубы под воздействием реки переместились. Настолько все грандиозное, настолько фундаментальное, что хожу пораженный, будто меня кто обухом ударил.
Когда в 1945 году на Южный Сахалин высадился советский десант, сахалинские японцы были очень сильно напуганы рассказами о русских солдатах, которые насилуют женщин, не жалеют ни маленьких детей, ни стариков, и, не дожидаясь репатриации, попрятали свое имущество и ушли в леса. Огромное количество японцев пытались самостоятельно доплыть до ближайшего японского острова Хоккайдо. На плотах, лодках, любых доступных плавсредствах целыми семьями они плыли на родину, и большинство погибало, потому что море в этих местах особенно коварно.
Хотел на память об Амбецу забрать какую-нибудь безделицу, но сейчас найти ничего невозможно, все заросло высокой травой. Лучшее время для поисков на Сахалине – ранняя весна, пока не полезла трава. А искать тут есть что. Высылаемым японцам разрешалось с собой брать только 20 килограммов груза на человека, все остальное они вынуждены были закапывать в землю или прятать в стены своих домов. И они прятали, тем более что никто не верил, что покидает Сахалин навсегда. Многие клады до сих пор остаются в сахалинской земле, и их время от времени находят местные жители. Думаю, на сегодняшний день Южный Сахалин занимает в России одно из первых мест по количеству ненайденных кладов. В одной семье на Сахалине я видел огромную японскую вазу для изготовления саке, которую они случайно нашли в своем огороде. А в Интернете, говорят, есть сайт черных археологов Сахалина, где можно купить японские вещи, найденные на Южном Сахалине. Я же мог на память об Амбецу взять только сорокакилограммовую японскую чугунную печь. И даже если бы я ее дотащил, все равно ей не найти у нас применения, японцы топили их брикетами из пресованной угольной пыли, за которыми теперь нужно ехать как минимум в Японию.
На память об Амбецу я взял осколки старинной японской посуды, которую в больших количествах вымывает из морских глубин. Осколков было так много, как будто японцы, перед тем как покинуть остров, специально топили в море свою утварь, предварительно ее разбив. Даже по фрагментам посуды видно, насколько она была совершенной. Нам, победителям, такая посуда стала доступна только полстолетия спустя.
Посещение Амбецу напомнило мне прогулку по античному городу, только тут не камень, а бетон, но ощущения от прикосновения к прошлому те же. И сохранилось все гораздо лучше, потому что после японцев в Амбецу никто не жил и город никогда не был поглощен туриндустрией, да и вряд ли будет. Слишком велика разница между тем, что мы имеем сегодня, и что имели на нашей земле японцы пятьдесят лет назад. Я даже поймал себя на грешной мысли, что после посещения Амбецу мне захотелось не просто побывать в Японии, а поселиться там навсегда.
Один мой знакомый, вернувшись из Японии, сказал, что, будь его воля, он бы каждому россиянину устроил туда поездку, потому что после Японии меняется представление о мире и твоем месте в нем, и, самое главное, хочется наконец зажить по-человечески. Но Япония далеко и дороговата для нас, я бы предложил каждому россиянину посетить хотя бы Амбецу, потому что даже после встречи с этим давно заброшенным, мертвым городом хочется переустроить свой быт.
Вернувшись в Пильво, я весь вечер и следующий день посвятил хождению по местным жителям, пытаясь понять, чем живут аборигены Сахалина в забытом поселении. И неплохо, скажу вам, живут. В каждом доме мне предлагали стандартный набор угощений: красную икру, пельмени с красной рыбой и салат из папоротника.
Я давно заметил, что чем меньше наша власть заботится о нас, грешных, тем живется лучше. Несколько лет назад я посетил село, стоящее на берегу сибирской реки. Наземной дороги в это село не было, и летом туда можно было добраться только по реке. Странно не то, что не было дороги, а то, что местные жители и не хотели ее иметь. «Вон, – говорили они, – в соседнее село дорогу провели, так там сразу в реке рыба исчезла, скот без присмотра уже в лес не выгонишь, даже моторы с лодок стали пропадать, и все потому, что городские понаехали».
Выехал к восточному берегу. Когда эта раздолбанная сыпуха, изображающая главную автостраду Сахалина, мне окончательно осточертела, я решил свернуть к морю и ехать по самой кромке охотоморского берега. Там, где песок еще влажный, ехать вполне сносно, тряски почти нет. Морские волны только колеса омывают, дальше не подступают. Вдруг, откуда ни возьмись, налетает огромная волна и накрывает скут и все мои пожитки! Я теряю равновесие, падаю, быстро поднимаю скут, но уже поздно... Последующие два часа я разбираю и собираю цилиндр, прочищаю свечи, другими словами, делаю капремонт двигателя.
Еду опять по берегу, но через пару километров путь мне преграждает завал из огромных каменных валунов. Стою и решаю, что делать: неужели назад ехать? Перетащить скут в одиночку нереально. Ничего не поделаешь, уговариваю себя развернуться и ехать назад.
Прилив усилился, и мой недавний песчаный след скрыт морем. Ехать приходится по сухому, а значит рассыпчатому песку, для чего мой транспорт не предназначен. Все-таки это двухколесная пластмассовая игрушка, на которой впору подросткам по двору кататься, а не устраивать экстремальные путешествия по Сахалину. В итоге мотор рычит во всю свою скутерную трехлошадную мощь, заднее колесо зарывается в песок, но ехать решительно отказывается. Чтобы хоть как-то продвигаться, сначала переношу вперед рюкзак, потом возвращаюсь за облегченным скутом. Только к вечеру вытолкал его на прежнюю дорогу. Зато теперь езда по раздолбанному сахалинскому «автобану» воспринимается как величайшее удовольствие.

Путина
Сахалин постоянно переходил из рук в руки. Я и не знаю, есть ли в России другая земля, которая бы чаще меняла хозяев. В XVII веке его открыли голландские мореплаватели и присоединили к Голландии; с XVIII века Сахалин стали первыми обследовать японцы, но пока те обследовали, русские его уже заселяли; с начала XIX века за него борются с переменным успехом Россия с Японией: в первой половине больше везло японцам, в 1906 году в результате нашего поражения в русско-японской войне Японии отходит весь Южный Сахалин, а в 1920-х годах они оккупируют и Северный, во второй половине XX века перевес на стороне России, которая после Второй мировой освобождает весь остров от японцев.
Вопрос о возвращении Сахалина японцы пока не ставят, им и курильской проблемы достаточно. Хоть Сахалин и российская территория, здесь не покидает ощущение, что ты не в России. Здешние жители говорят по-русски, но русскими их назвать сложно. Лица и особенно души у здешних людей другие, не русские. Как будто их всех миновали обвалы рубля, путчи, деноминации, бесконечные кризисы. Сколько я ни всматривался в лица сахалинцев, не увидел в них того выражения подавленности, которое встречается в России повсеместно. Сахалинцев очень трудно, практически невозможно, заставить голодать, здесь люди от сотворения мира живут как у Бога за пазухой: это край, где еды столько, что хватит на десять Сахалинов и еще Японии на закуску останется. Здесь не то, что люди, даже медведи не агрессивны, потому что сыты.
Вся техника на Сахалине – японская, продукты стоят дорого, хлеб – больше 40 рублей. Но и зарплаты на Сахалине – не среднероссийские. Здесь, если ты зарабатываешь меньше тысячи долларов, тебя считают бомжом и жить тебе нужно в подвале или в шалаше.
…Переезжаю бесконечные мостики, на которых стоят люди, смотрят на реку, указывают руками, чему-то удивляются. На очередном мостике тоже остановился, глянул вниз: мамочка родненька, так вот что такое путина! Никогда ничего подобного не видел. Вся река кишит рыбой, идущей вглубь острова. Рыбы столько, что даже дна реки не видно, только одни рыбьи спины. И не знает она, бедная, что шансов у нее выполнить свое богоугодное дело, дойти до нерестилища, практически нет. На севере острова, говорят, рыба еще доходит до нерестилищ, здесь же всю подчистую вычерпывают: покупают грошовую лицензию, перекрывают реку сетью – и только успевают грузовики, груженые рыбой, отходить. Вон, в Пильво жил один бизнесмен, нанял бывших зэков, кормил копеечной баландой и по две тонны икры каждый сезон заготавливал. И никто ему не указ – до Бога высоко, до Москвы далеко! Только вот умер от рака, так и не дожив до старости. Люди остановить его уже не могли – и милиция, и рыбнадзор, и «зеленые», все свою долю от него имели, – вот, видать, и пришлось Господу вмешиваться.
Мне советовали, если я ищу сильных ощущений, поехать в город браконьеров, Поронайск. Расположен он в устье самой большой реки Сахалина, и когда идет путина, весь город выходит на промысел – причем берут только икру, выпотрошенную ненужную рыбу бросают тут же на берегу или обратно в реку. Запах стоит ужасный, но людям нравится: это пахнут большие деньги. Неделю нюхаешь, потом год безбедно живешь. Здесь, в Поронайске самая дешевая икра, килограмм красной стоит от 200 рублей.
У устья одной небольшой реки бегают двадцатилетние отморозки, бьют по реке дубинами, глушат рыбу и хохочут как полоумные. Рыба им не нужна, она плывет дальше вверх брюхом, а они от этого получают удовольствие. Если так пойдет, то вся рыба уйдет от наших берегов.

Прощай, Сахалин!
На Сахалине я постоянно сталкивался с ностальгическими воспоминаниями о Сталине. Постоянно слышишь: прожил бы Сталин дольше, ходили бы сейчас на Сахалин прямые поезда с материка, а не плавали бы мы на пароме. Вопрос не в том, хорош или плох Сталин, а в том, что только он мог решиться на строительство подземного туннеля на Сахалин, необходимого острову, как воздух. Рыли туннель заключенные, выбрали для этого самое узкое место, между мысом Погиби и Лазарев. Но немного не дожил Сталин до завершения строительства, а после его смерти стройку сразу заморозили. Сейчас туннель затоплен и всеми забыт.
На Сахалине я узнал, что Сталин после освобождения Южного Сахалина планировал занять и Хоккайдо, ближайший японский остров, чтоб создать там ЯНДР – Японскую Народно-Демократическую Республику, по примеру КНДР. Как ни странно, «спасли» Японию бомбардировки Хиросимы и Нагасаки. Тогдашний американский президент Трумэн дал понять: следующие бомбардировки планируются по Хоккайдо. Вторая мировая война закончилась, началась холодная.
Вернувшись в Южно-Сахалинск, зашел к собирателю японских древностей – посмотреть экспонаты будущего музея и поделиться впечатлениями от посещения города Амбецу. Пока музея нет, все экспонаты хранятся у него в квартире и в гараже. Здесь я впервые поупражнялся с настоящим самурайским мечом (хозяин сразу предупредил, что его лезвие ни в коем случае нельзя трогать руками, заржавеет, а специального масла для самурайских мечей у него нет). Попили из старинных японских пиал для саке, особенность которых состояла в том, что когда в них наливают саке, на дне появляется изображение «жены самурая».
Так получилось, что из Южно-Сахалинска я выехал в два часа ночи. Теперь нужно было срочно искать место под ночлег. Когда светло, это делается без проблем, просто отъезжаешь подальше от людских поселений, замаскируешь палатку под куст и спишь до утра. Ночью же нужное место найти крайне трудно. Так и сейчас, выехав за город, проехал последние дачи, свернул на первую попавшуюся дорогу и установил палатку на каком-то пустыре. Утром выяснилось, что я провел ночь на свалке, по соседству с городской помойкой. Ничего не поделаешь, сегодня ты странник, завтра путешественник, а послезавтра бомж.
Приехав в Холмск, купил билет и вечером был уже на пароме Холмск-Ванино, а через 14 часов на материке. При отплытии все пассажиры опять схватились за мобильники и стали бесконечно прощаться, на сей раз с Сахалином. Паром хоть и другой, но и здесь все то же – каюты разбиты, двери не запираются, запах уборной, – одним словом, все наше, все родное, все неизменное.
На верхней палубе парома гуляла компания молодых людей с материка, один из них долго ко мне приглядывался, потом подошел с намерением выкинуть за борт, как он чуть позже признается, ибо я не вписывался в его представление о стандартном русском образе: у меня борода, длинные волосы – нет ни стрижки под зека, ни бычьей шеи. Если я где-то и был похож на русского, то только на Сахалине.
В Ванинском порту стоят иностранные корабли, на которые грузят главные предметы дальневосточного экспорта – свежий лес и металл. Стоит огромный абсолютно белый корабль, который загружают металлическим ломом до самых краев. Взаимовыгодный обмен получается: сначала мы продаем японцам металл в слитках, потом он к нам возвращается в виде подержанных авто, еще через несколько лет эти авто возвращаются обратно в Японию, уже в виде металлолома, где из него снова делают новые машины и так до бесконечности.
В Ванино я познакомился с молодым мужчиной, которого все в этой жизни радовало, просто до неприличия. Я давно заметил, что люди такого типа прошли либо войну, либо какие-то другие катаклизмы и чудом избежали смерти. Так и оказалось. Сейчас у него небольшой бизнес – частный магазинчик подержанных японских товаров. В Японии, рассказал он, есть специальные службы, куда люди звонят, если нужно выкинуть какую-то громоздкую вещь. К ним приезжают, забирают вещь и за это еще и деньги платят. Продажей этих отходов японской жизнедеятельности он и занимается – скутеры, велосипеды, холодильники, телевизоры, лодочные моторы... Это отходы только для японцев, для многих россиян – это предел мечтаний. Жители Дальнего Востока давно поняли, что японское старье качественнее нашей новой продукции и на порядок дешевле. Здесь ты нигде не встретишь не только отечественных автомобилей или мотоциклов, но даже велосипедов.
Жизнерадостный знакомый начинал с торговли автомобилями. Сейчас время не то, ушел в прошлое ельцинский «беспредел», когда во дворе его дома стояло два десятка иномарок, а в кубышке лежало полмиллиона долларов. Пришел Путин – и ни свободы, ни денег. Правда, еще до Путина пришли бандиты и все отняли: «хорошо, что жив остался». Сейчас из крупного он торгует только японскими мини-экскаваторами. «Нужно спешить, пока на них пошлину не подняли. Как только чувствуют, что товар пользуется спросом, тут же начнут душить неподъемными пошлинами». Правда, машина у него и сейчас одна из самых ярких в Ванино – огромный трактороподобный джип «ленд-ровер», одно колесо которого размером с мой скут.
Что ни говори, а Сахалин – это самое интересное, что я видел пока что за свою насыщенную приключениями жизнь. И самое удивительное здесь не природа, а люди. Глобализация всех уравняла, но до Сахалина она почему-то не добралась. И доберется ли когда – неизвестно.


 
((text>

VIDEO-ОСТРОВА(курилы,сахалин)

СВОИ ОТКЛИКИ, КОММЕНТАРИИ, ВЫСКАЗЫВАНИЯ ПИШИТЕ В ГРАФЕ "ОТВЕТИТЬ" ПОД ПОНРАВИВШИМСЯ РОЛИКОМ.

РЕКЛАМУ ОТКЛЮЧАЙТЕ, ЩЕЛКНУВ ЛЕВЫМ КЛИКОМ МЫШИ ПО КРЕСТИКУ В ПРАВОМ ВЕРХНЕМ УГЛУ САМОЙ РЕКЛАМЫ.

ЧТОБЫ ДОБАВИТЬ РОЛИК, НАДО НАЖАТЬ "ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ"

ЗДЕСЬ НАШИ ВИДЕО СЮЖЕТЫ НА ЛЮБЫЕ ТЕМЫ О ПРИРОДЕ.ЭТО МОЖЕТ БЫТЬ ШУМ ПРИБОЯ,ФРАГМЕНТ РЫБАЛКИ В МОРЕ,С БЕРЕГА,ПЛАМЯ КОСТРА,ПЕНИЕ ВОРОНЫ,БЕГ МУРАВЬЯ,УБОРКА УРОЖАЯ,ЗАСНЯТЫЕ ЦИКЛОНЫ И ДРУГОЕ ВСЯКОЕ...

настроение: Признательное

Метки: видео, обсуждение, жизнь, острова

Человек влюблёный в сахолин!

привет сахолинский житель.
я так и как ты одна из лудей влюблёных в сахолин.
может я маленькая и мне только 10 лет но я Сахолинская
тоже как и ты. мы любем сахалина нашева 2 дома.
в сахолине чуствуем как дома. сахолин ето Рай для
каждого рускаго человека. каждый который шагу там
сделал сразу влюбился бы внаш Остров чудес!
лучше Сахолина я незнаю место потомушто нету
место лучше дома.


мы все вместе семья а сахолин наш дом!
 
Человек влюблёный в сахолин!
 

Метки: обсуждение, жизнь

В этой группе, возможно, есть записи, доступные только её участникам.
Чтобы их читать, Вам нужно вступить в группу