Все игры
Обсуждения
Сортировать: по обновлениям | по дате | по рейтингу Отображать записи: Полный текст | Заголовки

Ролик посвящён белорусскому традиционному ткачеству рушников.


Всероссийская выставка «Искусство современной вышивки»

Продолжается прием Заявок на участие в выставке!

Обращаем внимание участников!

Вышитые авторские произведения можно представить лично или через своих представителей выставочному комитету в Москве в ГРДНТ («Народная галерея», Потаповский пер. 16/5, ст.3) 13-14 и 20-21 сентября с 10 до 17 часов.

22 сентября принятые работы будут перевезены в Тверь за счет Оргкомитета выставки.

Прием работ в Твери продолжится до 10 октября.

Мероприятия открытия выставки пройдут 26-27 октября.

Возврат произведений – в январе 2017 года.

См. уточненное Положение о выставке. http://www.rusfolk.ru/ru/ro...

Метки: выставка вышивки, современная вышивка

Дорогие друзья, коллеги, единомышленники!

Дорогие друзья, коллеги, единомышленники! 
30.08.2016 г. стало известно, что Государственному республиканскому центру русского фольклора грозит расформирование или перепрофилирование. Окончательное решение вопроса Министерством культуры РФ ожидается в течение трех дней. Директор ГРЦРФ А.В. Ефимов уволен в связи с окончанием срока контракта. 
Наш Центр — едва ли не единственное учреждение федерального уровня, занимающееся не только изучением, но также сохранением и пропагандой аутентичного фольклора. В случае закрытия или перепрофилирования ГРЦРФ под угрозой срыва окажутся многие значимые для российской культуры и науки проекты: IV Всероссийский конгресс фольклористов, XI Международный общественно-культурный Форум «Живая традиция», I Всероссийский детско-юношеский форум «Наследники традиций», будет остановлена работа над Каталогом объектов нематериального культурного наследияhttp://www.folkcentr.ru/nematerialnoe-kulturnoe-nasle... 
Просим направлять письма в поддержку ГРЦРФ в следующие инстанции: 
— Электронная приемная Президента РФhttp://letters.kremlin.ru/receptions/electronic
— Электронная приемная Министерства культуры РФhttp://mkrf.ru/internet-priemnaya/
— Электронная приемная Министерства образования и науки РФ http://минобрнауки.рф/обратная-связь/правила
Мы призываем всех неравнодушных поддержать нас в борьбе за сохранение Центра! Следите за информацией — в ближайшее время в наших сообществах в социальных сетях появятся важные сообщения!
Подписать петицию на https://www.change.org/p/мединский-владимир-ростислав..
30.08.2016 г. 22:42
http://www.folkcentr.ru/

Белорусские рушники



Новый видеоролик музыкального фолк проекта "Ягорава Гара" посвящен белорусскому традиционному ткачеству рушников.

Традиционный белорусский рушник - это уникальное ценнейшее сокровище белорусского культуры.

Зося Музычка (Бабакова) - одна из немногих белорусских ткачих, которые возрождают традиционное белорусское ткачество.

Видео снималось в Гомельском филиале Ветковского музея белорусских традиций. Песня "На море утка купалась" - традиционная народная песня из деревни Неглюбка Ветковского района Гомельской области. Музыка Ягора Палешука.

настроение: Бодрое

О народной одежде и убранстве Русинов или Русских в Галичине и .

О народной одежде и убранстве Русинов или Русских в Галичине и Северо-восточной Венгрии". Головацкий 1877 г.

















скачать https://yadi.sk/i/FcEx1OyefPg6G

Метки: О народной одежде и убранстве Ру

Наташа Х, 09-02-2015 13:02 (ссылка)

полезные страницы фото и видео материалы по ткачеству

полезные страницы фото и видео материалы по ткачеству из LiveInternet

МИНСКИЕ ТКАЧИХИ ИЛИ КАК Я ТКАЦКИЙ СТАНОК ОСВАИВАЛА. http://www.liveinternet.ru/...



Ткачество и плетение.
http://www.liveinternet.ru/...

Метки: ткачество, история ткачества

Читайте Полотенца. Софья Нуриджанова (Хардикайнен)

Софья Нуриджанова:  Читайте полотенца!
Фото: редакции МР

В
очередной раз заглянув в букинистический на Кузнецком, я
заинтересовалась небольшой книжечкой. Это удивительная книга
удивительной женщины. Знакомьтесь! Софья Нуриджанова (Хордикайнен) и ее
книга "Читайте полотенца!"

Многие,
кто интересуется народными промыслами, знают, что в старину буквально
каждая черточка, каждый завиточек, цвет - все было символикой чего-то,
часто служило оберегом. Меня всегда магически притягивает эта символика.
На последней Ладье (выставка в Москве) я долго любовалась рушниками.

Поэтому
неудивительно, что не смогла пройти мимо этой книги. Но это книга дала
мне даже больше, чем просто информацию, она познакомила меня (пусть и
заочно) с удивительной женщиной Софьей Нуриджановой. Путь ее жизни
вдохновляет, наставляет и прививает любовь к народному творчеству.
заражает этой любовью.

Вот здесь можно прочитать краткую биографию Софьи Александровны.

Софья Нуриджанова:  Читайте полотенца!


Софья Нуриджанова:  Читайте полотенца!

"Вместе
с коллекцией изделий русских народных промыслов: жостовские и
тагильские подносы, резное и расписное дерево, златоустовская гравюра,
глиняные игрушки, кружева, сибайская яшма и т.д. - росла и углублялась
моя любовь к национальному ткачеству".

"Все
же должна признать, что есть и некоторые обстоятельства, сыгравшие свою
роль в таком повороте моей судьбы. В середине 90-х я занялась нашим
семейным архивом. Маме удалось сберечь папины документы , свои справки о
работе во время ссылки в 30-е и много-много ценного другого... Я
работала в архивах Санкт-Петербурга,Москвы. Открылось немало."

"Абсолютно
новым для меня было узнать о серьезном увлечении бестужевок. мамы и ее
приятельниц, народным искусством. Мама окончила Высшие женские
Бесстужевские курсы в 1914 году. "

"Вглядитесь!
Как современны были эти девушки самым высоким идеям и пристрастиям
своего Серебрянного века, как жадно вдыхали его воздух. Сотворение
такого наряда требовало от них и высокой культуры, и эрудиции, и таланта
"услышать" этот особый звук, особый тон крестьянской эстетики в русском
народном костюме."



Софья Нуриджанова:  Читайте полотенца!

"Многие
мои полотенца отнюдь не те, которые составляют гордость национальных
музеев. Не многие из них, как выражаются теперь, эксклюзив. Но в связи с
этим я хорошо помню слова тогдашнего директора Всероссийского музея
декоративного и прикладного искусства В.А. Гусева, которые он сказал на
открытии выставки моей коллекции 4.08.2002: "Коллекция Софьи
Александровны уникальна:она собирала то, мимо чего прошли музеи. Музеи
покупали другое".

И
это полностью относится к моему собранию полотенец. Не все из них
высокохудожественная старина вовсе, но зато они все без
исключения-свидетельства той жизни, той среды, в какой они были
сотворены, и тех событий народной жизни (прежде всего семейных),
непременными участниками которых они являлись."



Софья Нуриджанова:  Читайте полотенца!

"Мое
первое полотенце, тастамал, точнее его узорный конец (66х43,5). Я
неоднократно писала об этом татарском полотенце. Это подарок Розы
Мазитовны Ахмадеевой, учительницы математики в нашей ШРМ-26 1964г. Оно
заняло почетное место в той части коллекции, которую я передала на
хранение в Центральный московский архив-музей личных собраний (ЦМА
МЛС)."



Софья Нуриджанова:  Читайте полотенца!

"Конец полотенца (71х52). Необыкновенной мощью дышит это произведение прикладного искусства."


центре двойной разомкнутый ромб (блестящие белые нитки, точно шелк!) и
странные "цитаты" из разомкнутых ромбов, зигзагов, какая-то одна его
сторона, на конце которой геометрическая композиция больше всего похожа
на стилизованный цветок. В зеркальных полосах геометрические фигуры
вызывают в памяти изображения бабочек. Великолепное торжественное
песнопение о силе народного духа. Передала в ЦМАМЛС. "



Софья Нуриджанова:  Читайте полотенца!

"Конец
полотенца (69х49). На медовом, густо-желтом полотне-ритмы и ритмы
повторений, подтверждений, мощный хорал во имя торжества Света и
Радости.... По существу, необычайно современное, актуальное
художественное решение! И цветные (в цвета полос) "кисти" как затухающие
аккорды... Дивная красота! Передала в ЦМАМЛС."



Софья Нуриджанова:  Читайте полотенца!

"Маленькое
узкое полотенце (170х25,5). Цельнотканное, лен. Традиционные три
полосы. Думаю, узор воспринят от тех полотенец, которые ткали шерстяными
нитками. Работа мастера:узор выткан аккуратно, красная нитка узора
лежит плотно, туго. Милое полотенце! Узор - цепочка двойных ромбов
посередине, полосы с обеих сторон - половинки таких же ромбов. Они белые
- цвет основы. Скромные, нежные полоски с синим утком оживляют
узор.Хороши мелкие , тонкие бордюрные строчки концов сверху и снизу.
Позднее. Довоенное? Послевоенное?.

Милый, несмелый мой тастамал!" (Перевод с татарского тастымал - салфетка, небольшое полотенце)



Софья Нуриджанова:  Читайте полотенца!

"Конец старинного татарского полотенца (65х60). Вышивка шерстью, техника-тамбур.Ковровый шов."

"Выразить
словами впечатление от этого пышного цветения жизни - неисполнимая
затея. Изящная, обдуманная, гармоничная композиция воплощает идею
бесконечного обновления природы, радостного восприятия бытия.
Изумительная техника. Отмечаю плавный переход от насыщенного, сгущенного
цветом и разнообразными формами цветов и листьев серединного поля к
более разреженным зеркальным полям по обеим сторонам его. И затем - к
почти прозрачному, тонко рисованному стеблю в крайней полосе, в конце
полотенца "



Софья Нуриджанова:  Читайте полотенца!

"Концы
русского тканного полотенца, сшитые в салфеточку. Бранное ткачество,
лен, красно-белые нитки. Сколько себя помню, эта "салфетка" была у насв
доме. Мамина. Из маминой юности на Бестужевских курсах, из увлечения
народным искусством.О том, что это узорные концы полотенца, поняла
только в Уфе. Узор - солярный знак. свастика в сложных переплетениях
геометрического узора. Дореволюционное. Старинное уже в 1912г."



Софья Нуриджанова:  Читайте полотенца!

"Мой последний тастамал."

"Вафельное,
длинное (214х42,5), истинно музейное: вышивка крестом (ширина полосы
13см) фигурами бранного ткачества, то есть они по памяти ли , с образца
ли трансформированы в то, что можно изобразить вышивкой крестом!
Половинки ромбов с отростками. какие-то ломаные геометрические линии.
Цвет вышивки : черный, голубой,ярко-желтые кубики внутри серединок
цветов (бывших ромбов,от которых остались по четыре остролистных
лепестка?).

Я
придаю особое, важное значение этому на первый взгляд простому
полотенцу. Ведь нельзя сказать, что эта вышивка сделана "по мотивам
национального ткачества", но и назвать этот узор "традиционным
геометрическим узором бранного ткачества" - будет не совсем точно..."

"Пропамять .... Живые зеленые побеги из глубин народной жизни....

Не
знаю, есть ли подобные композиции в современных альбомах для вышивания.
Просто не знаю. Во всяком случае создание такого альбома "Крестом -
узоры старинных полотенец" одухотворило бы рукодельниц и. очень верю в
это, наполнило бы красотой национального ткачества. Уж точно - приобщило
бы к ней."




Я привела всего несколько фотографий полотенец из этой книги. На самом деле их намного больше представлено в книге.

Надеюсь я вас заинтриговала)))

Все
фотографии и цитаты приведены из книги. Надеюсь автор не будет против.
Такие книги нужно рекламировать! Они как сокровище средь того хлама,
который царствует на книжных полках.

Софья Нуриджанова:  Читайте полотенца!


Софья Нуриджанова:  Читайте полотенца!

И в заключение еще несколько важных слов от Софьи Александровны (на самом деле как цитату можно привести всю книгу) :

"Рассказать
о старинном полотенце для меня было очень близким к тому, что я делала
на уроках литературы, когда помогала ученикам понять, как сумел автор
передать свои чувства , свою мысль, свой идеал меры, гармонии,
красоты...

Всмотреться.
вдуматься и ... восхититься! Иногда это приходит не сразу. Хорошо, если
у человека уже накоплен некий эстетический опыт. Но если его нет или
мало, не беда! Стоит начать!"





















Метки: Читайте Полотенца. Софья Нуриджа

О РУССКИХ НАРОДНЫХ КОСТЮМАХ


   
Русский народный костюм
Праздничный девичий костюм из Вологодской губернии.
Известный русский художник И. Билибин изобразил девушку из северной деревни. Ее наряд — сарафан клинник и душегрея перо сшиты из покупного штофа с богатым узором. Такую ткань привозили из стран Востока. А вот головной убор венец — русской золотошвейной работы.

Праздничный женский костюм из Вологодской губернии.
Снова И. Билибин, и снова вологодская крестьянка. Только на сей раз молодуха — так называли женщину в раннюю пору замужества, чаще до появления первенца. Богато украшенный костюм ее символизировал этот цветущий возраст, как бы призывая на будущую мать благодать неба и земли. Сарафан и душегрея сшиты из узорного штофа, причем последняя отделана полосами золотного шитья. Высокий золотошвейный кокошник убран каменьями. Поверх его повязана вроспуск шелковая шаль, превратившаяся в накидку.
          Статью эту можно озаглавить и так: «Одежда русской деревни». На протяжении многих веков абсолютное большинство населения России составляли крестьяне. Они вели натуральное хозяйство, обеспечивая себя всем необходимым, включая одежду. Самой судьбой своей неотделимый от жизни земли, пахарь был частью родной природы, и костюм его в наибольшей степени отвечал особенностям российского климата. 
         Важно и другое. Крестьянин лишь по крайней нужде отлучался из своего селения, чужедальние гости тоже были редки. Поэтому в его одежде, избежавшей внешних влияний, ярко выразились миропонимание, обычаи, характер, вкус — внутренняя суть коренного русского человека. Вот отчего в течение долгих веков прежде всего крестьянство являлось хранителем национальных традиций в костюме. Особенно же после знаменитого указа Петра, обязавшего всех, кроме крестьян и духовенства, носить платье европейского образца. Горожане вынуждены были перейти на «немецкую» одежду, и только жители деревни продолжали носить народный костюм. 


Читать далее...  ]

Метки: О РУССКИХ НАРОДНЫХ КОСТЮМАХ

Прошу прочитать правила сообщества перед созданием новой темы.

Воинствующие фанатики всех мастей и любители нецензурных выражений могут не беспокоиться.
Это сообщество не политическое и не религиозное.
Читать далее...  ]

настроение: Бодрое
хочется: найти единомышленников

Метки: модераторское

Что можно прочитать о ткачестве и вышивке.

Здесь, с Вашей помощью, уважаемые сообщники, будут собраны сведения о печатных и электронных изданиях, посвящённых традиционному ткачеству, вышивке и всему, что с ними связано.

Читать далее...  ]

Начало есть, надеюсь на Ваше дальнейшее участие.

настроение: Бодрое
хочется: найти единомышленников

Метки: модераторское, книги

У кого есть вопросы - пишите сюда!!!

Уважаемые сообщники! Возникающие вопросы прошу размещать в гостевой книге сообщества или в комментариях к этому посту. [ Читать далее...  ]

настроение: Творческое
хочется: понимания со стороны участников сообщества

Метки: модераторское

Венгерское народное искусство.



Falus K., Schiller A., Végh G., Gábor P.
Ungarische Volkskunst
Венгерское народное искусство
[1955, PDF, DEU]


Год: 1955
Автор: Falus K., Schiller A., Végh G., Gábor P.
Жанр: Альбом. Народное искусство.
Издательство: Budapest: Corvina
Язык: немецкий
Формат: PDF
Качество: Отсканированные страницы + слой распознанного текста
Количество страниц: 202

Описание: Эта книга представляет шедевры декоративно-прикладного искусства выдающихся венгерских народных мастеров. В настоящем издании даётся обзор декоративно-прикладного искусства за последние 150 лет. Читатель сможет ознакомится с основными направлениями венгерского народного искусства. К ним относятся: гончарные изделия, резьба, мебель, ткачество, вышивка, народные костюмы.
Скачать:
ifolder.ru
доступно до 02.05.2011 г.
rutracker.org

Источник:
bolesmir.ru

Взято отсюда

Метки: венгры, книги, книгу скачать

Г.А. Григорьева - Головные уборы Русского Севера

Г.А. Григорьева - Головные уборы Русского Севера


В каталоге классифицированы и представлены женские и девичьи головные
уборы Русского Севера, хранящиеся в собрании Государственного музейного
объединения "Художественная культура Русского Севера". Приведены
сведения об аналогичных уборах из других коллекций.





http://slav14.ifolder.ru/22...

Метки: Г.А. Григорьева - Головные уборы

Бытование прялки в Карелии конца 19 - начала 20 века.

Набокова О.А. (г.Петрозаводск)
Бытование прялки на территории Карелии в конце 19 – начале 20 вв.


Термин «бытование» наиболее полно отвечает задаче раскрытия этнографической сущности предмета. С одной стороны, бытование отражает характер использования предмета в процессах и действиях, для которых он функционально предназначался. С другой стороны, «бытование» включает в себя ту роль, которую играл предмет в традиционном нормативном и обрядовом укладе, становясь символом определенных представлений, иначе говоря – приобретая семиотический статус. Обе стороны бытования в реальности тесно переплетены, и характер переплетения обладает собственной этнографической значимостью.

Читать далее...  ]

Метки: карелы, автор Набокова О.А., Этнография, прялки

Гущина В.А. Вепсская вышивка в фондах музея-заповедника «Кижи».


Год: 2010
Автор: Гущина В.А.
Жанр: Каталог музейных экспонатов.
Издательство: Петрозаводск: Издательский центр музея-заповедника «Кижи»
Язык: Русский
Формат: PDF
Качество: Отсканированные страницы + слой распознанного текста
Количество страниц: 20
Читать далее...  ]

Метки: книгу скачать, книги, вепсы, автор Гущина В.А.

Мартьянов В.Н. Мордовская народная вышивка. 1991 г.



Год: 1991
Автор: Мартьянов В.Н.
Жанр: Исследование по народному искусству.
Издательство: Саранск: Мордовское книжное издательство
Язык: Русский
Формат: PDF
Качество: Отсканированные страницы + слой распознанного текста
Количество страниц: 189

Читать далее...  ]

Метки: мокша, эрзя, книгу скачать, книги

Рыжакова С.И. Язык орнамента в латышской культуре. 2002 г.



Год: 2002
Автор: Рыжакова С.И.
Жанр: Монография. Историко-этнографическое исследование по народному орнаменту.
Издательство: М.: «Индрик»
ISBN: 5-85759-190-2
Язык: Русский
Формат: PDF
Качество: Отсканированные страницы + слой распознанного текста
Количество страниц: 428

Описание: Монография представляет собой историко-этнографическое исследование латышского народного орнамента как особого языка культуры. В ней решаются задачи систематизации латышского орнаментального материала и составления «этимологического словаря» знаков-символов, «синтаксического» анализа латышских орнаментальных текстов и семиотического анализа контекста орнамента в латышской культуре.

В «словарях» орнамента автор выделяет несколько уровней, относящихся к разным историко-культурным периодам, обозначает основы орнаментальной «грамматики», «прагматики» и «диалектологии».

Скачать:
ifolder.ru
Доступно до 11.04.2011 г.
Торрент:
rutracker.org
Источник:
bolesmir.ru

Метки: книгу скачать, книги, орнамент, латыши

Прядение в Болгарии. Видео.


Первые две минуты идёт текст, сначала на болгарском, потом на английском. Потом показывается собственно процесс прядения...

Метки: видео, болгары, Прядение

Костюм Южной Карелии конца XIX века.

Трифонова Л.В. (г.Петрозаводск) Традиционный костюм Южной Карелии конца XIX века по материалам "Этнографической экскурсии" М.А. Круковского

В фондах Российской Национальной библиотеки в Санкт-Петербурге хранится фотоархив этнографа М.А.Круковского, датируемый 1899 годом (прим. 1). Фотоархив представляет собой отчет поездки исследователя по Олонецкой губернии, результатом которой стала публикация в 1904 году его книги «Олонецкий край» (прим. 2). За время экспедиции Круковский побывал на территории Петрозаводского, Олонецкого, Повенецкого и Пудожского уездов. В сфере его интересов оказались и районы проживания карел: это окрестности Олонца и Кондопоги.
Читать далее...  ]

Метки: автор Трифонова Л.В., карелы, традиционный костюм

Северный русский народный костюм конца XIX - начала ХХ века




Комплект из 18 открыток по Северному русскому народному костюму конца
XIX - начала ХХ века из собрания Архангельского государственного музея
деревянного зодсества и народного искусства. Автор текста и составитель
Иванова А., фото Н. Аряева, оформление и макет М. Патрушева.

Собрание северного народного костюма представлено в Архангельском
государственном музее деревянного зодчества и народного искусства
материалами конца XVIII — начала XX веков. Этнографическая
направленность музея определила принципы формирования коллекции. За 20
лет существования музея многочисленные экспедиции изучали народный быт в
Каргопольском, Коношском, Пинежском, Мезенском, Красноборском, Ленском и
других районах области. Собраны костюмные комплексы, отдельные
предметы, всевозможные дополнения: головные уборы, украшения, обувь,
всего более 3 тысяч единиц хранения.

Данное издание - первая публикация материалов коллекции, как результат
экспедиционной работы музея. При подготовке использованы материалы
научного архива музея, собранные Н. Власихиной, Н. Лютиковой и другими
научными сотрудниками Комплексы костюмов составлены на основании научной
реконструкции Л. Калининой. Учтена возможность сосуществования
отдельных частей костюма: хронология, регион бытования, возрастные
различия и назначение одежды.

http://slav14.ifolder.ru/21...

Метки: Северный русский народный костюм, книгу скачать, книги

Г.П. Дурасов - Каргополье. Художественные сокровища.




Каргопольская земля расположена на северо-западе СССР. Летописные
упоминания о ней встречаются начиная с XII века. В XVI - XVII веках
Каргополь - один из основных культурных центров Севера: здесь возникает
своеобразная архитектурная школа, развиваются искусства и ремесла. Со
временем этот край стал богатым заповедником русской народной культуры.
Альбом знакомит с художественными памятниками Каргополья, многие из
которых публикуются впервые. Альбом содержит 214 иллюстраций.


http://slav14.ifolder.ru/21...

Метки: Г.П. Дурасов - Каргополье. Худож

К.Г.Гуслистый(общ. ред.) - Украинское народное искусство. Одежда




В настоящем альбоме показана украинская народная одежда XIX-XX ст. ст. В
него также включены документальные материалы, относящиеся к более
раннему времени, и специальный раздел, показывающий освоение народных
традиций в моделях современной одежды.

Материал в альбоме расположен в хронологическом порядке с учетом
характерных особенностей народной одежды различных районов Украины.



http://slav14.ifolder.ru/21...

Метки: К.Г. Гуслистый (общ. ред.) - Укр, книги, книгу скачать

В этой группе, возможно, есть записи, доступные только её участникам.
Чтобы их читать, Вам нужно вступить в группу