Все игры
Обсуждения
Сортировать: по обновлениям | по дате | по рейтингу Отображать записи: Полный текст | Заголовки

Линкор "Бисмарк".

Линкор Бисмарк. Концепция. Проект. Постройка


Метки: Дима

Alexander Wоlfius, 27-11-2021 23:21 (ссылка)

27 ноября - День морской пехоты


Всех морпехов поздравляю!
Сегодня свой профессиональный праздник отмечают «черные береты» («черные бушлаты»).

День морской пехоты — профессиональный праздник всех военнослужащих, военнообязанных и гражданского персонала Российской Федерации проходящих (проходивших) службу и работающих в формированиях морской пехоты Вооруженных сил России.
На законодательном уровне памятная дата была закреплена указом президента РФ от 1995 года. Однако если учесть то, что первые упоминания о данном роде войск встречаются еще в XVII веке, то сегодняшний праздник можно считать довольно молодым.



Впервые о «морских солдатах», именно так этот род войск называли на Руси, стало известно в 1698 году. Первое подразделение морских пехотинцев было сформировано из экипажа судна «Орел». На тот момент их основная задача заключалась в охране торговых кораблей.

Однако уже 27 ноября 1705 года указом Петра I был официально сформирован первый полк «морских солдат». Именно последний царь всея Руси и первый Император Всероссийский начал использовать морских пехотинцев в качестве ударной силы, а дата формирования вышеупомянутого военного подразделения легла в основу сегодняшнего праздника.
В этом году российской морской пехоте исполняется 316 лет. При этом ее историю сложно назвать простой. Эти отважные бойцы успели принять участие практически во всех вооруженных конфликтах, в которых участвовала наша страна. В то же время, данный род войск не единожды реорганизовывался и даже расформировывался.
Несмотря на огромный вклад, который морские пехотинцы внесли в победу Советского Союза в Великой Отечественной войне, Первый секретарь ЦК КПСС Никита Сергеевич Хрущев в 1956 году посчитал, что данный род войск стране больше не нужен.
Однако уже через 7 лет высшее руководство СССР осознало, что такое решение является ошибочным и был отдан приказ об очередном формировании соединений морской пехоты, которая существует и по сей день.
Стоит отметить, что морская пехота по праву считается одним из самых боеспособных родов войск. В задачи «черных беретов» входит захват или уничтожение вражеских объектов в прибрежной зоне, удержание плацдармов для высадки ВС, защита морских баз и береговых объектов и др.
Морские пехотинцы носят форму черного цвета, в связи с чем эти войска получили прозвище «черная смерть». В то же время, в зависимости от подразделения, у морпехов есть свои талисманы: медведь, грифон, дельфин, пантера и др. Они изображаются на нашивках рядом с основным символом данного рода войск – корабельным якорем.

( из инета)

Метки: Wolf

Дредноуты.

Евгений Гришковец

Дредноуты

Пьеса для женщин.




- Несколько лет назад… я не помню точно, когда… Помню только, было холодно, и я зашел в книжный магазин. Зашел только потому, что было время… и было холодно. А там… в книжном магазине… как всегда, видишь все Эти книги… и забываешь, что ты хотел купить… ходишь вдоль полок, трогаешь, листаешь… книги. А тут я вообще ничего не собирался покупать.

И вот я наткнулся. Именно, что наткнулся, на красивую книгу с фотографией огромного корабля на обложке. Корабль был серый, мрачный, и с большими пушками. Две трубы, две мачты… Корабль… Зачем я купил эту книгу? Для чего? Что я хотел узнать? Ничего я не хотел… Просто купил.

На сегодняшний день я купил и прочитал массу книг про такие корабли. Про корабли Первой Мировой войны. И мне кажется, я знаю все гордые имена всех этих прекрасных эсминцев, крейсеров, броненосцев. Мне чудится, что я знаю даже номера тех кораблей, которые не имели имен, а имели только номера. Мне также кажется, что я помню фамилии всех участников тех боев. Фамилии адмиралов, офицеров, матросов…

Я успел посетить все главные военно-морские музеи в Англии и Германии. В этих музеях можно увидеть пушки с Тех кораблей, модели Тех кораблей, фотографии и одежду тех людей, которые служили на Тех кораблях… Не надо было покупать тогда ту книгу.

Но вот, что меня больше всего поразило… в Этих музеях и в связи с Этими книгами. Я обнаружил, что женщины не ходят в Эти музеи, и книг Этих не читают. Они, женщины, Эти книги даже в руки не берут. А в музеи заходят только в качестве скучающих мам или учителей, сопровождающих шумных мальчиков.

А почему они не читают Эти книги? На Этих книгах нет надписи «Женщинам читать запрещено». Эти книги вполне доступны и написаны менее путанным и невнятным языком, чем гадкие книжки о мужской психологии. Книжки о мужской психологии женщины покупают и читают. Хотя там про мужчин написано как про каких-то диковинных животных или про инопланетян с очень странным поведением. А книги про корабли женщины не читают…

А между прочим, именно в книгах про корабли… и про мужчин есть такая информация, которую не найти нигде… ни в романах, ни…. Нигде не найти! Такая информация, которую я хотел бы сообщить и про себя.… Там, в книгах про корабли, есть много про мужские мечты, иллюзии, амбиции.… И есть описания! Да, да, описание мужчин в том состоянии, в котором женщины мужчин никогда не видели. Описание того, как они, мужчины, умирали. Умирали в бою...

Если бы женщины прочитали Эти книжки, то им, может быть, стало бы лучше и легче. Может быть, они бы с большей надеждой смотрели бы на нас.…




... Для чего делались все эти дредноуты? Если так трудно хоть что-нибудь женщине объяснить и найти нужные слова… Куда легче построить прекрасный дредноут, выйти в на нем в море, и там погибнуть в бою с таким же… дредноутом.

Это же все наши попытки объясниться, найти слова, которых нет. Страх перед этими словами…

И вот они гибли, в надежде, что потом напишут красивые книги про то, как они это сделали…

Если вы увидите матроса, стоящего на мачте и машущего флажками. Ясно же, что он машет не просто так. Он сообщает что-то важное, что-то страшное, трагическое. Может быть то, что враг уже близко, или что его корабль гибнет. Но, если вы не знаете системы этих знаков, вы никогда не поймете, что все это значит конкретно.

... Так возьмите и просто, поверьте, что этот матрос сообщает что-то о любви. Что и он сам, и его флажки, и мачта, и корабль — все это знаки любви.

(Е. Гришковец.)






Метки: Дима

Корабли и малые суда флибустьеров.

Стряхнув архивную пыль с исторических документов XVII века, мы можем легко убедиться в том, что флибустьеры совершали свои походы на судах различных типов, характерных для указанного периода времени. Их размеры варьировались от небольших барок (кечей, шлюпов, пинасов, бригантин) до средних размеров галеонов и военных фрегатов (военный фрегат в XVII веке - маленький кораблик (Д.А.)) . Кроме того, на мелководье, реках и озерах активно использовались пироги, каноэ и шлюпки.




Чаще всего флибустьеры отправлялись в экспедиции на трофейных судах (призах), что не исключало наличия у них купленных или арендованных судов.

«Захватив корабль, команда решает, передавать ли его капитану, — свидетельствует Эксквемелин. — Если захваченный корабль лучше их собственного, пираты переходят на него, а свой сжигают».

Предпочтение всегда отдавалось легким, быстроходным и маневренным судам малых и средних размеров, вооруженных несколькими пушками; они могли ходить как под парусами, так и на веслах, и были весьма практичными во время операций на мелководье, в прибрежных районах Антильских островов и Испанского Мейна.

В то же время отдельные отряды флибустьеров могли располагать более крупными и громоздкими судами, вооруженными несколькими десятками пушек. Такие суда обычно использовали для обстрела испанских прибрежных фортов, в сражениях с крупными военными кораблями противника и во время дальних походов через Атлантический и Тихий океаны.

На заре своей истории (в 20–50-е годы XVII века) вольные добытчики с островов Тортуга и Эспаньола, как правило, не располагали крупными кораблями, предпочитая использовать каноэ и небольшие парусно-гребные суда; они вмещали в среднем от 20 до 30 человек. Во второй половине XVII столетия, с увеличением численности флибустьерских отрядов, в их флотилиях все чаще стали появляться корабли средних и даже больших размеров (например, в отрядах Кристофера Мингса, Генри Моргана, маркиза де Ментенона, Жана де Граммона, Бартоломью Шарпа, Джона Кука, Эдварда Дэвиса, Джона Итона, Николаса ван Хоорна, Лауренса де Граффа, Этьена де Монтобана).

Сохранился список флибустьерских судов Ямайки, относящихся к 1663 году. Из этого списка явствует, что они имели на борту от 3 до 14 пушек и команды, насчитывавшие от 40 до 100 человек. Еще один список, составленный полковником Теодором Кэрри в 1665 году, содержит информацию о девяти флибустьерских судах Ямайки, включенных в состав экспедиции полковника Эдварда Моргана Самые крупные суда были вооружены соответственно 12,16 и 18 пушками, наименьшие имели на борту лишь по одной пушке.

В перечне флибустьерских судов, составленном губернатором Ямайки Томасом Модифордом в конце 1670 года, дается краткая характеристика флота Генри Моргана Это было самое крупное соединение флибустьерских судов из всех, когда-либо бороздивших воды Испанской Америки. Флагман флота — 120-тонный фрегат «Сэтисфекшн» — имел на борту 22 пушки; остальные несли от 2 до 14 пушек и имели водоизмещение от 10 до 70 тонн.

Любопытный список был составлен также флибустьером Бэзилом Рингроузом. Он содержит данные о девяти пиратских судах, собравшихся в марте 1680 года в лагуне Бокас-дель-Торо (Панама) :

1. Капитан Питер Харрис : судно водоизмещением 150 тонн, 25 пушек, 107 человек команды.
2. Капитан Ричард Сокинс : баркалона водоизмещением 16 тонн, 1 пушка, зкипаж 35 человек.
3. Капитан Джон Коксон : судно водоизмещением 80 тонн, 8 пушек, команда 97 человек.
4. Капитан Эдмунд Кук : барка водоизмещением 35 тонн, пушек нет, команда 43 человек.
5. Капитан Бартоломью Шарп : барка водоизмещением 25 тонн, 2 пушки, команда 40 человек.
6. Капитан Роберт Эллисон : шлюп водоизмещением 18 тонн, пушек нет, команда 24 человека.
7. Капитан Томас Мэгот (Макетт) : шлюп водоизмещением 14 тонн, пушек нет, экипаж 20 человек.
8. Капитан Лассон : судно водоизмещением 90 тонн, 6 пушек, экипаж 86 человек.
9. Капитан Жан Роз : бригантина водоизмещением 20 тонн, пушек нет, экипаж 25 человек.
Всего : девять судов общим водоизмещением 448 тонн, 42 пушки, 477 человек.

Приведенный выше список показывает, что в составе флибустьерской флотилии было лишь одно сравнительно крупное судно — 25-пушечный фрегат Питера Харриса водоизмещением 150 тонн. Остальные суда были значительно меньше, имели водоизмещение от 14 до 90 тонн и несли на борту от 1 до 8 пушек. Некоторые суда вообще не имели пушек и использовались как транспорты.

Список Уильяма Дампира содержит сведения о девяти судах английских и французских флибустьеров, собравшихся у острова Спрингер-Ки (Панама) в июне 1681 года. Только два судна имели на борту по 10 пушек и по 100 человек команды. Остальные были небольшими судами, вооруженными несколькими пушками.

1. Капитан Джон Коксон : судно, 10 пушек, 100 человек.
2. Капитан Томас Пейн : судно, 10 пушек, 100 человек.
3. Капитан Уильям Райт : баркалона, 4 пушки, 40 человек.
4. Капитан Джон Уильямс : небольшая баркалона, пушек нет, около 20 человек.
5. Капитан Ян Виллеме по прозвищу Янки : «Ла Дофинэ» (баркалона), 4 пушки, 60 человек.
6. Капитан Аршамбо : судно, 8 пушек, 40 человек.
7. Капитан Жан (Авраам) Токард : бригантина, 6 пушек, 70 человек.
8. Капитан Жан Роз : баркалона, пушек нет, около 25 человек.
9. Капитан Жан Тристан : баркалона, пушек нет, около 50 человек.

Точное представление о силах флибустьеров Сен-Доменга дает список, составленный губернатором Пьером-Полем Тарэном де Кюсси для маркиза де Сеньелэ 24 августа 1684 года. Только в этом списке мы встречаем достаточно крупные суда — два 30-пушечных, одно 45-пушечное, одно 52-пушечное и одно 54-пушечное. Остальные суда несли на борту от 2 до 18 пушек.

1. Капитан Сьёр де Граммсш : «Ле Арди» водоизмещением 400 тонн, 52 пушки, 300 человек.
2. Капитан Лауренс де Графф (временно — Бруаж) : «Нептун», 54 пушки, 210 человек.
3. Капитан Михел Андресзоон : «Ла Мутэн» водоизмещением 250 тонн, 44 пушки, 200 человек.
4. Капитан Ян Виллеме, или Янки : «Ла Дофин», 30 пушек, 180 человек.
5. Капитан Франсуа Лесаж : «Тигр», 30 пушек, 130 человек.
6. Капитан Жак Педно : «Ле Шассёр», 20 пушек, 120 человек.
7. Капитан Сьёр Дюмениль : «Ла Тромп ёз» (пинк), 14 пушек, 100 человек.
8. Капитан Жан (Авраам) Токард : «Л’Ирондель», 18 пушек, 110 человек.
9. Капитан Пьер Бар, или Брэха : «Ла Фортюн» (бригантина), 14 пушек, 100 человек.
10. Капитан Лауренс де Графф : «Ла Каскариль» (приз), 18 пушек, 80 человек.
11. Капитан Жан Бернанос : «Ла Скитье», 8 пушек, 60 человек.
12. Капитан Франсуа Гронье, или Кашмарэ : «Сен-Жозеф» (или «Сен-Франсуа»), 6 пушек, 70 человек.
13. Капитан Ян Блот (Жан Бло) : «Ла Кагон», 8 пушек, 90 человек.
14. Капитан Виньерон : «Ла Луиз» (барка), 4 пушки, 30 человек.
15. Капитан Пти : «Ле Рюзе» (судно), 4 пушки, 40 человек.
16. Капитан Лагард : «Ла Сюбтиль», 2 пушки, 30 человек.
17. Капитан Верпре : «Ле Постильон», 2 пушки, 25 человек.

Всего — 18 судов, 328 пушек, 1925 человек.

Наконец, сошлемся на список, составленный на основе данных Уильяма Дампира и Равено де Люссана. Он содержит сведения об объединенных силах английских и французских флибустьеров, собравшихся в Панамском заливе весной и летом 1685 года. Из 10 судов только два имели на борту артиллерию; самым крупным был флагманский фрегат, вооруженный 36 пушками.

1. Капитан Эдвард Дэвис : фрегат «Бэчелор’с дилайт», 36 пушек, 156 человек ( англичане ).
2. Барка капитана Дэвиса : 8 человек (англичане).
3. Капитан Чарлз Сван : фрегат «Сигнит», 16 пушек, 140 человек (англичане).
4. Барка капитана Свана : 8 человек (англичане).
5. Капитан Франсуа Гронье, или Кашмарэ : «Сент-Роз» («Санта Роса»), 308 человек (французы).
6. Капитан Фрэнсис Таунли : барка, 110 человек (англичане).
7. Барка капитана Таунли : 80 человек (англичане).
8. Капитан Питер Харрис : барка, 100 человек (англичане и французы).
9. Капитан Брэнди : барка, 36 человек (англичане и французы).
10. Капитан Сэмюэл Ли : брандер, 14 человек (англичане).

Всего : 10 судов, 52 пушки, 960 человек.

Приведенные выше списки, а также иные документальные источники указывают на то, что самыми крупными флибустьерскими судами были фрегаты и галеоны; они, как правило, захватывались пиратами во время походов ...

Кристофер Мингс в 1662–1663 годах оперировал в Вест-Индии на 46-пушечном королевском фрегате «Центурион», экипаж которого насчитывал 146 человек Фрегат базировался в Порт-Ройяле и принимал участие в походах флибустьеров Ямайки и Тортуги на Сантьяго-де-Кубу (1662) и Кампече (1663).

В составе флотилии Генри Моргана в конце 1668 и начале 1669 года находился фрегат «Оксфорд» водоизмещением 240 тонн. Он прибыл на Ямайку из Англии, первоначально имея на вооружении 22 пушки. В Порт-Ройяле фрегат лишился своих командиров, поскольку его капитан Хакит «поссорился со шкипером, пронзив его насквозь, отчего тот умер, а сам сбежал…» В силу сложившихся обстоятельств губернатор острова Томас Модифорд решил передать «Оксфорд» под командование сподвижника Моргана — капитана Эдварда Коллира и велел ему идти на соединение с остальными кораблями ямайской флотилии к острову Ваш. Коллир, по всей видимости, увеличил количество пушек на фрегате до 34 (по другим данным — до 36), довел численность экипажа до 160–180 человек, после чего покинул Порт-Ройял и направился к юго-западной оконечности Эспаньолы. Там в январе 1669 года «Оксфорд» взорвался из-за попадания шальной пули в пороховой погреб.

Маркиз де Ментенон в 1676 году объединил под своим командованием несколько флибустьерских судов и совершил ряд набегов на прибрежные испанские поселения в Венесуэле — Маракайбо, Асунсьон (на острове Маргарита) и Нуэва-Валенсия. При этом сам маркиз находился на хорошо вооруженном фрегате «Ла Фонтен д’Ор» («Фонтан золота»).

Французский капитан Жан де Граммон в 1678–1680 годах оперировал в Карибском море на 50-пушечном фрегате «Ла Тромпёз» («Обманщица»). Этот корабль был флагманом флибустьерской флотилии, базировавшейся в гавани Пти-Гоав на Эспаньоле, и участвовал в набегах на города Маракайбо и Ла-Гуайра. 14 августа 1680 года «Ла Тромпёз» затонул на рейде Пти-Гоава во время урагана.

В том же году капитан Бартоломью Шарп крейсировал в Тихом океане на трофейном испанском галеоне «Ла Сантисима Тринидад», переименованном в «Тринити». Он имел водоизмещение 400 тонн, но его артиллерийское вооружение было довольно скромным Это был тот самый галеон, который в начале 1671 года успел увезти значительные ценности из Панамы, когда город подвергся нападению флибустьеров под командованием Генри Моргана По данным испанских источников, в то время галеон был вооружен лишь 7 пушками и 12 «большими мушкетами» (очевидно, фальконетами).

Капитан Джон Кук, командуя трофейным 18-пушечным французским кораблем «Ривендж» («Месть»), в ноябре 1683 года ухитрился захватить в водах Сьерра-Леоне (Западная Африка) то ли голландский, то ли датский 36-пушечный фрегат водоизмещением 180 тонн. Штурман экспедиции Эмброуз Коули записал в своем журнале, что это был «новый корабль с сорока пушками». Пираты пересели на него, переименовали приз в «Бэчелор’с дилайт» («Услада холостяка») и отправились на нем в Тихий океан. В то время его команда, по разным данным, насчитывала от 52 до 70 человек. После смерти Кука капитаном фрегата стал Эдвард Дэвис В 1685 году, во время сражения с испанской эскадрой в Панамском заливе, команда «Бэчелор’с дилайта» насчитывала уже 156 человек.

Голландский флибустьер Николас ван Хоорн в 1681 году купил в Англии 40-пушечный фрегат «Мэри энд Марта» водоизмещением 400 тонн. Переименовав его в «Сент Николас», он завербовал в команду 150 человек и отравился в работорговый рейс к берегам Западной Африки. Позже Ван Хоорн промышлял в Вест-Индии. В Пти-Гоаве он завербовал около 300 колонистов и пиратов, увеличил количество пушек на борту до 46 (по другим данным — до 52) и прославился набегом на испанский город Веракрус После смерти Ван Хоорна его фрегат перешел под командование Граммона, который переименовал судно в «Ле Арди» («Смелый») и промышлял на нем до осени 1686 года, пока не погиб в районе Азорских островов во время урагана.

Крупными кораблями командовал флибустьер Лауренс де Графф. Так, в 1681 году в районе Картахены он захватил добротный 28-пушечный голландский корабль «Тигр», на котором в июле 1682 года взял на абордаж испанский корабль «Сантисимо Сакраменто». Передав командование «Тигром» своему компаньону Михелу Андресзоону, де Графф переоснастил испанский приз, переименовал его в «Ла Франсез», вооружил 30 пушками и завербовал в команду 150 человек В следующем году «Тигр» и «Ла Франсез» приняли участие в экспедиции Ван Хоорна на Веракрус В декабре 1683 года де Графф с несколькими другими капитанами захватил в районе Картахены три испанских судна, в том числе 46-пушечный фрегат «Ла Пао, 40-пушечный фрегат «Сан Франсиско» и судно, вооруженное 12 камнеметами и 6 пушками. «Ла Пас» был передан под командование Михела Андресзоона, а «Сан Франсиско» стал флагманом де Граффа. Последний переименовал его в «Нептуна», увеличил количество пушек до 54, а численность команды довел до 210 человек Это был, пожалуй, самый крупный флибустьерский корабль. Летом 1686 года он сел на рифы к югу от Картахены и был покинут пиратами на произвол судьбы.

Следует, однако, иметь в виду, что в рассматриваемую эпоху фрегатом могло называться также небольшое быстроходное парусно-гребное судно водоизмещением от 50 до 100 тонн, вооруженное несколькими пушками.

В целом необходимо признать, что большие корабли в составе «вооруженных сил» флибустьеров Карибского моря и Тихого океана встречались крайне редко. Невыгодность их использования объяснялась:

а) невозможностью оперирования в мелководных, изобилующих песчаными банками и коралловыми рифами прибрежных районах Антильских островов и Испанского Мейна;

б) большими расходами, связанными со снаряжением и эксплуатацией таких судов (для обслуживания парусов, такелажа и пушек необходимо было много людей; увеличение же численности экипажа неизбежно требовало увеличения количества провианта и амуниции);

в) неизбежным сокращением доли добычи каждого участника похода (не зря перед набегом на Пуэрто-Бельо в 1668 году Морган заявил своим людям: «Чем нас меньше, тем больше достанется на каждого»).

Среди флибустьерских судов встречались пинки (англ. pink). Пинк (иногда пишут «пинка») был небольшим парусным судном водоизмещением до 50 тонн, с плоским дном, выпуклыми боками и узкой кормой. На Средиземном море пинки (итал. pinco) были преимущественно торговыми судами. Они напоминали парусно-гребные шебеки, отличаясь от них большей высотой и более плоским дном. На Балтийском море и Атлантическом океане пинком (нидерл. ргпске) называли любое небольшое судно с узкой кормой. Кроме того, в XVII–XVIII веках в качестве торговых и военных кораблей нередко использовались большие пинки с прямыми парусами. Их водоизмещение варьировалось от 50 до 200 тонн. Большой военный пинк мог нести до 20 пушек.

Флибот (flyboat) был фактически легким флейтом (yliet, floejty fleute.fluyt, fluit, flute). Флейтом называли парусное судно водоизмещением 200–300 тонн, имевшее следующие отличительные черты: длина в 4–6 и более раз превышала ширину, что позволяло ему ходить под парусами довольно круто к ветру; в такелаже были введены изобретенные в последней трети XVI века стеньги; высота мачт превосходила длину судна, а реи стали укороченными, что позволило сделать узкие и удобные в обслуживании паруса и сократить численность верхней команды. Первый флейт был построен в 1595 году в голландском городе Хорне Его парусное вооружение фок- и грот-мачт состояло из фока и грота и соответствующих марселей, а позже на больших флейтах — и брамселей. На бизань-мачте выше обычного косого паруса поднимали прямой парус — крюйсель. На бушприте ставили прямоугольный парус блинд, иногда бом-блинд. Именно на флейтах впервые появился штурвал, что облегчило перекладку руля.

Флейты внешне были весьма похожими на галеоны. На голландских гравюрах, которые можно видеть в книгах АО. Эксквемелина (1678) и Д. ван дер Стерре (1691), корабли флибустьеров среднего тоннажа выглядят как типичные флейты.

Если грузоподъемность флейта была менее 100 тонн, его называли флиботом, если более 300 тонн — его называли уркой. В зависимости от размеров на борту могли устанавливать от нескольких до 20 пушек Заметим, что когда капитан Ван Хоорн перед походом на Веракрус захватил в заливе Аматик гондурасскую урку, он счел ее слишком громоздким судном, не пригодным для флибустьерского промысла, и, разоружив, сжег.

Бригантиной (от итал brigante — разбойник, пират) называлось легкое и быстроходное судно со смешанным парусным вооружением — прямыми парусами на передней мачте (фок-мачта) и с косыми на задней (грот-мачта). Первоначально бригантины оснащались веслами и, таким образом, были разновидностью парусно-гребных судов. Их водоизмещение не превышало 70 тонн, экипаж в среднем насчитывал до 60 человек. Бригантины могли иметь палубу, а могли быть беспалубными и нести на борту 4–8 небольших пушек.

Кеч (англ ketch) — еще один тип парусного судна, которое оснащалось двумя мачтами. Задняя мачта — бизань — у кеча была ниже передней, называемой гротом Площадь парусов бизань-мачты составляла около 15–20 % всей парусности. Кеч нес косые паруса и мог использовать гафельное вооружение. При слабом ветре между бизанью и гротом устанавливали апсель — косой треугольный парус Подобное парусное вооружение давало преимущества по управляемости и ходкости в сильный ветер.

Баркалона (исп. barca longa — длинная лодка, барка, баркас, ланча) представляла собой парусно-гребное рыболовное, посыльное или боевое судно водоизмещением до 50 тонн. Изначально это судно использовалось в испанском флоте, позже — в английском и французском Длина баркалоны составляла от 16 до 35 метров, ширина — до 9 метров, осадка — до 2,5 метров. На борту могло находиться от нескольких до 24 орудий (например, Шарлевуа упоминает об «испанской баркалоне с 24 пушками»). Баркалона, как правило, имела одну мачту и длинный бушприт, но могла нести две и даже три мачты, на которых ставили большие прямые паруса и гафельный парус Эксквемелин свидетельствует, что когда корабль Франсуа Олоне застрял на рифах близ островов Лас-Перлас, флибустьеры «разломали корабль и из досок и бревен стали сооружать длинную барку (т. е. баркалону)».

Когда часть флибустьеров во главе с Джоном Куком в апреле 1681 года отделилась у берегов Перу от команды капитана Шарпа, они, по словам Уильяма Дампира, взяли с собой «ланчу, или баркалону» и два каноэ.

Шевалье де Сен-Лоран и Мишель Бегон в мемуаре от 26 августа 1684 года отмечали, что флибустьеры Сен-Доменга «имеют на море 14 судов и три баркалоны с количеством пушек от 4 до 54 и почти две тысячи человек».

Очевидно, одномачтовая баркалона мало чем отличалась от парусно-гребного одномачтового фрегата (исп. fragat?) или от баландры (исп. balandra). Англичане на Ямайке и французы на Тортуге и Эспаньоле могли называть аналогичный тип судна фрегатом (англ frigate, франц. fregate), шлюпом (англ sloop, shallop; франц. chaloupe), тартаной (франц. tartane) или каиком (франц. qiu?che). Тартана, как правило, имела водоизмещение не более 60 тонн и несла на мачте латинский парус Двухмачтовый каик англичане называли кечем.

В мемуаре сьёра де Пуансэ (1677) отмечалось, что в сентябре 1676 года у побережья Сен-Доменга находилось от 10 до 12 флибустьерских судов — «как небольших фрегатов, так и барок, не считая различных каноэ, с которыми они часто ходят на корсарский промысел и неожиданно захватывают суда в портах и на рейдах».

Вооружение одномачтового шлюпа напоминало вооружение голландской яхты. Паруса такого шлюпа, как и яхты, состояли из большого гафеля и марселя. По лось-штагу ходил фор-стаксель; на бушприте, часто удлиненном за счет утлегаря, ставили один или два кливера.

20 мая 1680 года Совет Ямайки сообщал в министерство торговли и колоний, что для эффективного подавления флибустьеров необходимо «взять под контроль бухточки и укромные заливчики, чтобы пресечь их разбои на каноэ, шлюпах и барках, где ни один фрегат четвертого ранга не может преследовать их».

Тартана была небольшим судном, довольно широким, с латинскими парусами и седловатой палубой. В Карибском море этот тип судна использовался в основном испанцами и французами. Длина тартаны составляла примерно 18 метров, ширина — 5,3 метра. Небольшая тартана могла нести одну мачту, более крупная — две и даже три мачты. Равено де Люссан в своих мемуарах упоминает о том, что в январе 1685 года корабль Лауренса де Граффа повстречал в море небольшую флибустьерскую флотилию; при этом «одно из судов оказалось тартаной под командованием капитана Жана Роза».

Тендером (англ tender) англичане называли любое одномачтовое судно вспомогательного назначения водоизмещением до 60 тонн, вооруженное несколькими пушками небольшого калибра.

К малым парусно-гребным судам галерного типа относились также беспалубные испанские пироги. На рисунке XVII века видно, что это судно имело 20 пар весел и несло две съемные мачты с прямыми парусами. Экипаж пироги мог насчитывать от 50 до 120 человек; на носу судна устанавливалась небольшая пушка.

Уильям Дампир в «Новом путешествии вокруг света» (1697) упоминает «о пироге (или большом каноэ), которое двигалось с помощью 14 весел».

Карл Марквардт, крупный специалист по парусным судам, так описывает этот тип судна:

«Пирога — морское каноэ; в отличие от обычных его изготовляли из двух долбленых стволов деревьев, затем складываемых вместе.

В XVI–XIX вв. это было наиболее распространенное прибрежное судно Карибских островов, Мексиканского залива и Южной Америки. Такелаж пироги был похож на такелаж двухмачтовой шхуны без бушприта».

Иногда пирогу называли галиотом или полугалерой. Длина ее доходила до 30 метров.

Еще одним примечательным типом плоскодонного малого парусно-гребного судна был пинас (англ pinnace, франц. pinasse, исп. pinaza), или пинасса. Имея узкий корпус, пинас был снабжен одной мачтой; его вооружение могло быть шлюповым, латинским, шпринтовым или простым прямым Водоизмещение судна не превышало 60 тонн.

В XVI–XVII веках пинасы использовались как рыболовные, посыльные, разведывательные, транспортные и боевые суда, удобные для оперирования на мелководье. Впрочем, иногда пинасами называли и более крупные суда — двухмачтовые и даже трехмачтовые. В начале XVII века на морях Северной Европы появился пинас, несколько напоминавший флейт, но отличавшийся от него менее вогнутыми шпангоутами и плоской кормой Передняя часть корабля заканчивалась почти прямоугольной поперечной переборкой, простирающейся по высоте от палубы до полубака Большой пинас имел длину до 44 метров, три мачты и бушприт. На грот- и фок-мачтах поднимали прямые паруса, на бизань-мачте — бизань и над нею — крюйсель, а на бушприте — блинд и бом-блинд. Водоизмещение таких пинасов варьировалось от 150 до 800 тонн.

Приведенные выше факты подталкивают к выводу, что в XVII веке еще не было устоявшейся классификации судов: один и тот же тип судна мог носить разные названия, а разные типы судов могли иметь одно и то же название.

Паташ (франц. и исп. patache), очевидно, был разновидностью пинаса Это плоскодонное парусно-гребное судно использовалось в качестве посыльного, разведывательного или сторожевого судна Известно, что голландец Ван Хоорн, захватив в Гондурасском заливе испанский паташ, вооружил его 24 пушками и отдал под командование Жана Тристана Многие специалисты по истории парусного флота убеждены, что паташем испанцы и французы называли не какой-то определенный тип судна, а любое вспомогательное судно.

В составе флибустьерской флотилии мог находиться также брандер — небольшое судно любого типа, начиненное порохом и легко воспламеняющимися материалами. Брандеры использовались во время морских сражений для поджога и уничтожения вражеских судов. Именно такое судно применил Генри Морган во время нападения на испанскую эскадру в лагуне Маракайбо в 1669 году.

Для связи с берегом и между судами, а также для плавания по рекам и озерам флибустьеры использовали разных размеров каноэ и лодки (шлюпки, скиффы, каики и пр.). Небольшие шлюпки (ялы) и каноэ могли перевозить на борту судна, а более крупные — вести за кормой на буксире.

Каноэ (исп. саnоа — челн; заимствование из языка карибских индейцев) представляло собой тип безуключенных маломерных гребных судов, которые использовались флибустьерами для действий на мелководье как в бассейне Карибского моря, так и близ тихоокеанского побережья Испанской Америки. Каноэ представляло собой лодку, которая имела симметрично заостренные нос и корму. Характерной особенностью плавания на каноэ был способ гребли; экипаж пользовался лопатообразным однолопастным или двулопастным веслом, которым также производилось руление путем поворота весла в воде и изменением его траектории в конце гребка.

Вместимость каноэ, в зависимости от его размеров, варьировалась от 2 до 100 человек. Шарлевуа писал, что «каждое флибустьерское товарищество покупало каноэ, и каждое каноэ вмещало двадцать пять — тридцать человек». Каноэ можно было купить на Тортуге, Эспаньоле или Ямайке, изготовить самим или захватить у испанцев или индейцев.

Изготавливали каноэ двумя способами: 1) путем выдалбливания или выжигания из целого ствола дерева; 2) путем обтягивания легкого каркаса древесной корой (просмоленой парусиной).

Когда Франсуа Олоне собирался в 1667 году идти на промысел в Гондурасский залив, он предварительно решил добыть каноэ у кубинских рыбаков и ловцов черепах. «Каноэ были нужны пиратам для высадки в мелких протоках, потому что осадка у их кораблей была довольно глубокая и суда не могли идти по мелководью», — сообщает Эксквемелин.

Для нападения на Кампече в 1685 году флибустьеры, возглавляемые Граммоном и Лауренсом де Граффом, использовали 10 кораблей, 6 барок и 22 каноэ.

В начале апреля того же года отряд французских флибустьеров, в котором находился Равено де Люссан, спустился по реке к Панамскому заливу на 14 каноэ — «каждое имело примерно по двадцать весел».

Летом 1685 года флотилия из 31 каноэ под командованием Эдварда Дэвиса доставила на тихоокеанское побережье Никарагуа отряд численностью 520 человек, который собирался предпринять набег на юрод Леон. Часть каноэ флибустьеры построили сами во время стоянки на панамском острове Койба. Описывая одно из этих каноэ (наиболее крупное), Уильям Дампир отмечал, что оно имело 36 футов длины и 5–6 футов ширины; другое каноэ, при той же ширине, имело длину 32 фута. Толщина днища обычно составляла 3 дюйма, толщина борта в нижней части — 2 дюйма, а в верхней части — 1,5 дюйма. По словам Дампира, заостренным мог быть как один конец каноэ, так и оба.

Выгодность использования парусно-гребных судов и каноэ морскими разбойниками была очевидной: в безветренную погоду они могли двигаться с помощью весел, а также брать на буксир, разворачивать и тащить за собой парусные суда.

Завершая наш обзор, отметим, что использование флибустьерами тех или иных типов судов было обусловлено как особенностями навигации в различных акваториях (океаны, моря, заливы, прибрежное мелководье, реки, озера), так и целями, которые пираты ставили перед собой. Понятно, что для переходов через Атлантику или Тихий океан предпочтительно было использовать большие и среднего тоннажа суда (фрегаты, флейты, пинки); для охоты на испанские торговые суда в прибрежных районах Америки идеально подходили небольшие быстроходные парусно-гребные суда (легкие фрегаты, баркалоны, шлюпы, бригантины, пинасы); для высадки десантов и оперирования на мелководье приходилось использовать пироги, каноэ и шлюпки.

Когда невозможно было достать подходящее судно, флибустьеры довольствовались теми плавсредствами, которые имелись у них под рукой Если они не собирались охотиться за торговыми судами, а планировали захват какого-нибудь города на побережье, им достаточно было найти необходимое количество судов любого типа, пригодных для транспортировки людей и боевого снаряжения к месту высадки.

Источник - https://history.wikireading...




***

От себя (Д.А.) хочу дать пояснение о пушках.

Пушки называли и разделяли в зависимости от веса их ядер. Вес ядер указывался в принятых в стране-изготовителе фунтах-ливрах-... . Эталоном было чугунное ядро.

Самыми большими на флоте были 42-фунтовые (180 мм) пушки, их устанавливали на нижней палубе линейного корабля. Самые маленькие - 1/2-фунтовые (42-44 мм) пушки, их устанавливали на поворачивающихся вилках, которые укреплялись на поручнях бака и юта. Эти пушки обычно называли вертлюжными (англ swivel guns).

Самыми большими военными кораблями в 17 веке были линейные корабли. Водоизмещение линейного корабля 17 века было около 1 500 тонн. Например водоизмещение русского линейного корабля петровского флота "Гота Предистанция" было 1 100 тонн.

Допустимый общий вес пушек военного линейного корабля был 7-11% от полного водоизмещения, фрегата - 5-7%.

Почему так мало? Дело в том, что вес самого деревянного парусного корабля составляет примерно 40% от полного водоизмещения. Если установить на корабль пушки общим весом 10% от полного водоизмещения выше ватерлинии, то необходимо вдвое больший балласт разместить в трюме. А ведь еще нужен боеприпас для пушек, нужно продовольствие и вода для команды, сама команда, ремкомплект из лесоматериалов, парусины, канатов ... , ну и наконец нужен запас плавучести на случай течи или повреждений в бою. Кроме того сильнозагруженный корабль теряет в скорости, что нежелательно особенно для фрегата.

Для сравнения общий вес пушек флагмана адмирала Нельсона линейного корабля "Виктори" на момент вступления в строй составлял 11% от полного водоизмещения, а в трафальгарском срежении - 7%. Общий вес артиллерии американского фрегата "Конститьюшин" составлял 5,5% от полного водоизмещения.

К чему это я?

В тексте упомянут 52-пушечный корабль «Ле Арди» капитана Сьёра де Граммсша полным водоизмещением 400 т. Максимально допустимый по соображениям практичности общий вес артиллерии для 400-тонного пиратского корабля 28 тонн (7%). Средний вес пушек 28:52=0,54 т. Это вес 6-фунтовой (95 мм) пушки или 4-фунтовой (86 мм) кулеврины той эпохи. 6-фунтовая пушка - это маленькая пушка. Понятно, что это усредненные расчетные данные, и в реальности часть пушек могла быть большего калибра, но для компесации веса остальные должны быть меньшего калибра. Например, если половина пушек 9-фунтовые (по 12 с каждого борта и 2 погонные), то остальные могут быть 3-фунтовые (76 мм).

К концу 17 века толщина бортов линейных кораблей стала такой, что чтобы пробить борт линейного корабля нужны были пушки калибром не менее 18 фунтов (135 мм).

Пушки 17 века - http://avtoinetolko.ru/2017... Это русские пушки, изготовленные по европейским образцам.


Метки: Дима

История морских сражений




Метки: АС, видео, морские сражения

Alexander Korso, 28-02-2021 18:36 (ссылка)

Адмирал Чероков: спаситель блокадников и флотоводец Польши

Адмирал Чероков: спаситель блокадников и флотоводец Польши


Читать далее...  ]



Метки: АК, адмиралы

Пираты с пейсами, или еврей – гроза морей

Эдвард Критцлер, писатель из США, в своей книге «Еврейские пираты Карибского моря» решил рассказать о том, как отчаянные и смелые евреи, движимые желанием разбогатеть, освободиться от религиозных притеснений и отомстить своим недоброжелателям, создали собственную пиратскую империю.
Читать далее...  ]

Метки: АС, пираты евреи

В этой группе, возможно, есть записи, доступные только её участникам.
Чтобы их читать, Вам нужно вступить в группу