Все игры
Фотографии

Первая позиция Русский балет

Теперь в Петербурге не одна выставка-приключение (жанр, полюбившийся горожанам на выставке «Балабанов» в «Севкабель Порту»), а две. В Манеже до 21 мая работает проект «Первая позиция. Русский балет». Дизайном этой выставки, как и у «Балабанова», занималась команда бюро Planet9 Агнии Стерлиговой, которую петербуржцы уже знают по выставкам «Линии Рафаэля» в Эрмитаже, «Утопия Спасенная. Ли Бул» и «Покой и радость» в том же Манеже. И привыкли ждать от нее чего-то яркого и запоминающегося.Русский балет как тема — бренд с мировой известностью сам по себе, от дягилевских «Русских сезонов» до комических версий «Танца маленьких лебедей» (такую, кстати, тоже показывают, в конце маршрута) и внепланового телепоказа «Лебединого озера» в августе 1991-го. Не случайно, говоря на вернисаже о перспективах зрительского потока, организаторы выражали надежды на китайских туристов. И всё же узнают новое для себя на этой выставке не только иностранцы (их как раз ждать особо не приходится), но и знатоки. Тут можно посмотреть театральную машинерию «в разрезе» — на примере сцены кораблекрушения из «Корсара», прочесть, какие стилистические особенности танца были характерны в разные моменты истории России при разных ее правителях, вспомнить термины, изучить «семейное древо» русской балетной школы и даже посмотреть старинные эротические снимки балерин — в специально отведенной укромной комнатке.Надевая в аванзале, возле театрального занавеса, наушники с аудиогидом, в которых уже «настраивается оркестр», посетитель отправляется внутрь «ожившей энциклопедии», которая говорит голосами известных актеров Юлии Рутберг и Игоря Миркурбанова. И показывает — не только музейные экспонаты, документы, милые вещицы вроде складной книжечки — «танцовального учителя со многими гравированными фигурами» 1794 года, но и видеозаписи. Причем как старые документальные, так и современный слоу-моушн: пока балерина летит в воздухе, ты узнаешь из справок на экране и рост ее, и вес, и скорость полета, и где у нее какие мышцы в этот момент напряжены. Вы когда-нибудь задумывались о том, что средняя длина полета балерины в гранд жете па де ша (на примере Ирины Перрен) — полтора метра, а высота — 0,4–0,7 метра? Вряд ли. А техника уже всё посчитала. Даже то, что за выполнение одного такого прыжка балерина тратит около 300–400 калорий.Но все эти тонкости преподносят посетителю только после того, как он пройдет «курс» по истории балета: весь первый этаж Манежа выстроен хронологически. Причем иногда даже не сразу понимаешь, какое отношение к теме имеет тот или иной экспонат. Например, картина Григория Чернецова «Парад по случаю окончания военных действий в Царстве Польском 6 октября 1831 года на Царицыном лугу в Петербурге». Но дело в том, что на картине запечатлены почти 300 известных персон того времени — от императора Николая I до крестьянина Петра Телушкина, что сумел без лесов забраться на шпиль Петропавловского собора и починить там крест. И конечно, среди изображенных были танцовщицы («Без балерин не может высший свет», — звучит в аудиогиде).Чтобы рассказать о балете, кажется, вообще всё, что гуглится по этому слову, Манежу потребовалась почти тысяча экспонатов из разных музеев страны. Привезли бы еще больше — но за время работы над проектом возможности международного сотрудничества в культуре сузились до нуля. Тут и туфли с платьем Кшесинской для занятий в классе, и портреты и эскизы авторства Ореста Кипренского, Михаила Врубеля и Зинаиды Серебряковой, а уж костюмам из разных постановок Дягилевской антрепризы — так и вовсе отдан весь центральный зал первого этажа.