(итал. Carlo Maria Giulini; 9 мая 1914, Барлетта ? 14 июня 2005, Брешиа) ? итальянский дирижёр.
Карло Мария Джулини
Учился в Академии Святой Чечилии в Риме у Реми Принчипе (альт) и Алессандро Бустини (композиция), затем у Бернардино Молинари (дирижирование, окончил в 1941). C 1934 года играл на альте в оркестре Аугустео, которым в то время дирижировали Вильгельм Фуртвенглер, Отто Клемперер, Бруно
…
Читать всё
(итал. Carlo Maria Giulini; 9 мая 1914, Барлетта ? 14 июня 2005, Брешиа) ? итальянский дирижёр.
Карло Мария Джулини
Учился в Академии Святой Чечилии в Риме у Реми Принчипе (альт) и Алессандро Бустини (композиция), затем у Бернардино Молинари (дирижирование, окончил в 1941). C 1934 года играл на альте в оркестре Аугустео, которым в то время дирижировали Вильгельм Фуртвенглер, Отто Клемперер, Бруно Вальтер, Виллем Менгельберг; в 1944 дебютировал с этим же коллективом как дирижёр, два года спустя возглавил оркестр Римского радио, с которым исполнял редкие сочинения А. Скарлатти, Малипьеро и других итальянских композиторов
В 1950 Джулини впервые выступает в опере, продирижировав «Травиатой» в Бергамо, и в этом же году основывает оркестр Миланского радио. На молодого дирижёра обращают своё внимание Артуро Тосканини и Виктор де Сабата, и по рекомендации последнего Джулини принимают в театр «Ла Скала», где в 1953 он становится главным дирижёром (до 1956). В «Ла Скала» Джулини осуществил ряд премьер, в том числе новой редакции оперы Монтеверди «Коронация Поппеи», «Замка Герцога Синяя Борода» Бартока и «Свадебки» Стравинского. В эти годы дирижёр сотрудничает с певицей Марией Каллас, режиссёрами Лукино Висконти и Франко Дзеффирелли, выступает на симфонических концертах.
Постановка оперы Верди «Дон Карлос» в театре Ковент-Гарден в 1958 году принесла Джулини славу одного из лучших исполнителей итальянского оперного репертуара. В том же году он впервые дирижирует оркестром «Филармония» в Лондоне, с которым в 1960-е дал множество концертов. После постановки «Травиаты» в 1967 году Джулини прекращает работу в опере и концентрирует внимание на симфоническом репертуаре. В последующие годы он руководит Чикагским симфоническим (1969?1978; главный приглашённый дирижёр), Венским симфоническим (1973?1976) и Лос-Анджелесским филармоническим (1978?1984) оркестрами. В 1982 Джулини ненадолго вернулся к опере, поставив «Фальстафом» Верди в Лос-Анджелесе (был показан также в Лондоне и Милане) и вызывав споры непривычно трагической интерпретацией последней оперы итальянского классика. В 1984 г. семейная трагедия заставила Джулини покинуть Лос-Анджелес и в дальнейшем работать исключительно в Европе. В 1989 г. Герберт фон Караян рекомендовал Джулини в качестве своего преемника в Берлинской филармонии; но Джулини счел себя для этого поста уже слишком старым. 1990-е, будучи по-прежнему востребованным, он выступал все реже и реже, по состоянию здоровья часто отменял концерты в последний момент и в 1998 году завершил свою дирижерскую карьеру, посвятив последние годы преподаванию.
За дирижёрский стиль, сочетавший в себе лирическую теплоту интерпретации и ритмический динамизм, критики иногда сравнивали Джулини с Артуро Тосканини, однако Джулини предпочитал более медленные темпы и демократичную манеру работы с оркестром. Джулини сделал ряд выдающихся записей, среди которых выделяются симфонии Бетховена, Брамса, Брукнера, Малера, оперы «Травиата», «Риголетто», «Трубадур», «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан», а также два исполнения Реквиема Верди (1964 и 1989) и другие сочинения (на фирмах EMI, «Deutsche Grammophon» и Sony). Он был назван почетным членом Gesellschaft der Musikfreunde Вены (1978), получил Почетную докторскую степень в гуманитарных науках университета Полей в Чикаго (1979), золотые медали Международного Малеровского общества (1980) и Международного Брукнеровского общества (1978), Общества друзей Верди (1988). В 1990, ему также были вручены Почетная золотая медаль Вены и Почетное кольцо Венского филармонического оркестра Вены. На счету Джулини шесть премий «Грэмми» и целый ряд престижных международных премий в области звукозаписи.
Свернуть