Все игры
Обсуждения
Сортировать: по обновлениям | по дате | по рейтингу Отображать записи: Полный текст | Заголовки

Богатырские руки.

Немало легенд есть у нас на Алтае,
Их любят в народе и почитают,
Друг другу их бережно передают…
А я расскажу вам легенду свою.
Поверьте, она родилась не от скуки,
Когда я впервые увидела руки,
Кровавые руки на мощной скале,
Отчетливо сразу представилось мне,
Откуда и как они здесь появились.
И строчка за строчкою мысли полились...

Когда-то давно на Алтае жила
В одном из аулов младая вдова.
Хозяйство держала: коровку, теленка,
Собаку, барашка, овцу да ягненка.
В аиле ее было чисто и мило,
Совсем небогато, но очень красиво.
Вдове-то никто просто так не поможет,
Поэтому шила одежду и кожи.
Растила сынишку, любила, жалела,
Учила всему, что сама разумела.
Во все он толково и быстро вникал
И маме своей как умел помогал.
И было от роду сынишке шесть лет,
А равных по силе в селении нет.
Конечно, годами он был ещё мал,
Но Бог ему силу великую дал.
Народный когда проходил Эл-Ойын,
Всегда победителем был он один.
В аймаке его уважали и чтили,
Хотя удивлялись недюжинной силе,
Мальчишка же этого не замечал
И скромной улыбкой на все отвечал.

Однажды мать с сыном сидели в аиле,
Огонь в очаге для тепла растопили.
Мать шила одежду, сын ей помогал,
Как вдруг на коне кто-то к ним прискакал
Зашел торопливо и прямо с порога
Сказал, что им нужно скорее в дорогу –
Их бабушка с дедушкой очень больны.
- Скорей торопитесь, успеть вы должны!

В далёком ауле родители жили,
Туда наши путники очень спешили.
И путь их лежал через горы крутые,
Через леса, где тропинки витые.
Шли они ночью и днём напролёт,
Зная, что время ни капли не ждет.



Вот уже сутки осталось пути,
Силы покинули, трудно идти.
Мать очень сильно в дороге устала
И, на минутку присев, задремала.
А в это время крутая скала
Сдвинулась с места и тихо пошла
Прямо туда, где вдова отдыхала
И про опасность не подозревала.
Сынишка увидел, что маме грозит
И встал на пути у скалы, словно щит:
Уперся в неё он своими руками,
И остановился безжалостный камень.
От этого даже земля содрогнулась,
Мать, испугавшись за сына, проснулась.
Увидела все, что вокруг происходит,
Что силы у сына уже на исходе,
Что руки потрескались в кровь от натуги,
И что не поможет никто им в округе,
Здесь просто-напросто нет никого…
Она из-под камня толкнула его,
Собою укрыла, чтоб смерть не видал…
Но камень недвижим не месте стоял!
На нём, как огонь, были красные руки,
На землю стекали кровавые струйки.

Что это было: чудо иль нет,
Ты в своём сердце поищешь ответ.
Много с тех пор уже минуло лет,
Кровавый навеки остался здесь след.

И если ты будешь у этой скалы,
Где руки ребёнка все также видны,
То не пытайся стереть их, не стоит –
Дух малыша это очень расстроит.

27 ноября 2009г.



У Богатырских рук.





Метки: Автор: Татьяна Чанчибаева.

Алтай летом.

Так хочу поделиться Алтайской красотой с людьми кто уже не может ходить с турфирмой. По возрасту или состоянию здоровья. В нашей группе мы сами хозяева. Где красота там можем остановиться. Трудные участки на лошадках. Продукты - спец.заброска.

одно из Чудес Алтая

          Колыванский камнерезный завод (первоначальное название - шлифовальная фабрика) был построен в заводском поселке в 1802 году на месте прекратившего плавку меди медеплавильного завода династии Демидовых.
          На Колыванской шлифовальной была впервые применена энергия воды для механической обработки камня.  
За время существование фабрики было изготовлено более 900 значительных произведений. Большая часть их сохранилась до сего времени. Только в каталоге Государственного Санкт-Петербургского Эрмитажа насчитывается 89 ваз, торшеров, чаш, 4 камеи, в том числе и знаменитая непревзойденная овальная "Царица ваз", размером по большому диаметру более 5 метров.
         Местность, в которой расположен завод, называют Горной Колыванью. Исключительные по красоте виды природы. Не отравленные человеком леса и озера. Здесь стоит побывать, чтобы потом всю оставшуюся жизнь вспоминать увиденное.

настроение: Задумчивое

Метки: природа, озеро Колыванское, Алтай

Встреча «С любовью об Алтае»

Алтай – место настолько значимое, что оно способно превратить комфортное виртуальное общение в блогах Яндекса в реальную встречу. Встреча «С любовью об Алтае» произойдет в Москве.
Рассказчик – Александр Лебедев. Много раз путешествовал по Горному Алтаю и изучал культуру его жителей. Написал три книги по Алтаю.
Приглашаются все, кому интересен этот дивный край, и те, кто еще только разбирается сам с собой, стоит ли ему ехать на Алтай.

Встреча состоится в книжном магазине «Библио-Глобус» в цокольном этаже. Здесь находится уютный зал для проведения презентаций.
Адрес: метро Лубянка, ул. Мясницкая, д. 6/3, стр.1
Время встречи: 24 мая (вторник) 19.00

Метки: Алтай, Горный Алтай, Библио-Глобус

Дороги Монгольского Алтая.

На Монгольский Алтай мы собирались давно. У многих членов нашей команды из 8 человек там был свой интерес. Скажем, Александр Лебедев собирал материал для своей третьей книги об Алтае. Дима Пичугин ехал фотографировать. Андрей Юрченков, занимающийся организацией на территории Казахского Алтая приключенческих туров, надеялся расширить географию своего бизнеса. Остальные поехали просто посмотреть на природу Монгольского Алтая и порыбачить. Экспедицию запланировали на конец сентября – начало октября 2005 г. Решено было ехать на двух микроавтобусах-внедорожниках. По карте составили маршрут, посчитали смету...
Как договаривались, все встретились рано утром 24 сентября возле памятника вождю на центральной площади пос. Кош-Агач – райцентра Горного Алтая. Загрузили багаж и двинулись к пограничному КПП «Ташанта». В каждой машине по 4 человека, личные вещи, лагерное снаряжение, продукты. 45 км от Кош-Агача до Ташанты проехали практически без поворотов и подъёмов. Вокруг только осенняя степь да чёткие силуэты хребта Сайлюгем на горизонте.
На новой российской таможне всё «по-взрослому»: весь багаж, как в аэропорту, пропускают через рентгеновскую установку, проверяют паспорта и сами автомобили. Но проходит всё по-деловому, быстро и чётко. К туристам на таможне особое отношение, граничащее с удивлением: что там, в Монголии, делать-то? С учётом заполнения всех таможенных бумажек процедура заняла не более 2,5 часов.
За Ташантой километровых столбов уже нет. Но дорога вполне приличная. Ещё около 20 км тягун с постоянным набором высоты – и мы на пограничном перевале Дурбэт­-Даба (2481 м), который встретил нас холодным пронизывающим ветром. Полуразвалившийся домик погранпоста с привязанным худым Мухтаром. На меже, на небольшой грязной бетонированной площадке, сиротливо стоят два столбика – красно-зелёный и сине-коричневый, символизирующих государственные границы России и Монголии. Не выходя из машины, показали документы, и шлагбаум был поднят.
Сразу за российской границей асфальт закончился. Ни сантиметра на монгольской стороне! Подъезжаем к новому таможенному терминалу. Ворота на замке. Мы как законопослушные иностранцы терпеливо ждём. Через некоторое время подошёл монгол в марлевой повязке на лице и знаками объяснил, что надо ехать в объезд этого нового комплекса по крутому откосу горы. Если бы не этот человек, так бы и ждали до темноты.
Старая таможня называется «Улан-­Байшинт» («красная юрта»). Терминал больше похож на пункт приёма зерна вконец разорённого колхоза. На таможне без особых заморочек нам оформили какие­то бумаги на монгольском языке и мы двинулись дальше.
На первом же мосту у оз. Даншиг­-Нуур с нас взяли плату за проезд (дорожная пошлина 1500 тугриков плюс транспортный налог 6000 тугриков с каждого микроавтобуса). Объяснили, что эти деньги пойдут на содержание дороги. Но понятно, что никто её никак и никогда не содержал. Дороги здесь – это именно то, что называется направлениями: несколько десятков параллельных накатанных колей, идущих в одном направлении и неизменно сходящихся на перевалах и у мостов. Эдакий 20-полосный монгольский хайвэй. На нём надо быть предельно внимательным: любое малозаметное ответвление может в сумерках запросто завести в тупик к какому-нибудь одинокому стойбищу. Дорога разбита тяжёлыми грузовиками и «УАЗами» (грунт – твёрдая глина с камнем), наша скорость даже на относительно ровных участках редко превышала 35–40 км/ч. Передний мост не включали, так как дорога шла в основном под уклон. Участки со щебнем, песком и даже с крупными камнями машины преодолевали без особых усилий. Но за 1,5 часа, пока солнце ни начало скрываться за невысокие хребты, мы проехали всего 30 км. Машины встречались редко. В основном это были тяжёлые грузовики и бензовозы с российскими номерами. Из местных машин – в основном старенькие «УАЗики».
Уже в сумерках проехали городок Цаган-Нуур – небольшой одноэтажный посёлок с развалинами ферм и кошар. Решив разбить бивуак, столкнулись с проблемой: ровных мест было много, но вся почва усыпана довольно крупными камнями, и поставить палатку так, чтобы было удобно спать, непросто. Да и с водой «напряг». Уже почти в темноте заехали в долину пересохшей реки Хара-­Магнай-­Гол и начали ставить палатки. Быстро на газу вскипятили чай и, рассудив, что «утро вечера мудренее», легли спать под низким чёрным, усыпанным россыпью ярчайших золотых звёзд небом Монголии.
Утром на себе прочувствовали, что такое осенний монгольский рассвет. Газ в баллонах замёрз и никак не хотел гореть в полную силу. Наконец из-за горы выглянуло солнце, и все зашевелились быстрее. Дружно свернули лагерь, и наш маленький караван двинулся дальше. Сразу же начали встречаться полуразрушенные курганы. (Мы тогда ещё не знали, как много будет их на нашем пути.) Едем по дну сухой долины, которую окружают невысокие горы.
Вот и перевал Оботын­-Даба (2643 м). Дует холодный, почти обжигающий ветер. На самом перевале насыпана груда камней – знаменитое обо. Рядом с ним множество сломанных самодельных костылей. Дальше дорога практически постоянно идёт вниз, в сторону цент¬ра самого западного аймака – г. Баян­Улэгей. Птиц почти не видно, зато мест¬ные сурки ещё не легли спать и бесстрашно стоят вдоль дороги. Почти у самого города встретился небольшой табун лошадей.
При въезде в город у первого попавшегося таксиста спросили дорогу до турфирмы «Canat Tour». В хорошем одноэтажном офисе с кафе почти в центре города нас встретили очень радушно. Пока мы гуляли по городу, сотрудники «Canat Tour» оперативно оформили для нас регистрацию и пропуск в национальный парк.
Баян­-Улэгей – по нашим меркам, скорее большой посёлок. Но в центре его есть базар, почта с Интернетом, небольшие гостиницы, кафе, музей и прочие атрибуты города. Имеется и сотовая связь.
Первым делом посетили базар. На улице около него стоит целая вереница мотоциклов – красных «Ижей» и старых «Уралов». На них сидят парни в жёлтых строительных касках. Первая мысль: тусовка байкеров. Но оказалось, это обыкновенные такси. Ездят, куда твоей душе угодно, хоть в Улан-­Батор. Невдалеке стоят такси уже посерьёзнее: в основном «УАЗы» разных конструкций и степеней сохранности. Видимо, техосмотр им не приходилось проходить никогда. На многих такая резина, что торчит не только корд. Тем не менее на лобовых стёклах таблички «Барнаул», «Усть­-Каменогорск», «Павлодар», «Астана». Рядом с такси – передвижные «обменные пункты»: такие же старенькие авто с наклеенными на лобовые стёкла денежными знаками: российскими рублями, казахстан­скими тенге, китайскими юанями, американскими долларами.
Большинство рыночных товаров разложено прямо на земле или на картонных коробках. В основном, «Китай». За небольшим компьютерным залом прямо на улице стоит пара десятков биллиардных столов, и народ, включая 8–10-летних подростков, с азартом гоняет шары. Чуть дальше, на соседней улице, прямо на пыльной земле разложены целые груды шкур баранов, яков и прочего скота. Тут же рядом – разделанные туши животных.
Вернулись в офис турфирмы. Прикинули, что солярки на весь маршрут нам не хватит, и, купив на местном рынке несколько китайских канистр, залили их под горлышко. Ближе к вечеру, когда документы были готовы, выехали в сторону Сагсай­-Гола.
Ещё во время подготовки к экспедиции мы прочитали много отчётов. Все их авторы рекомендовали взять с собой местного проводника. Мы не стали пренебрегать советами и не пожалели. С нами поехал Тогоо Цеденбал. Единственная трудность состояла в том, что он совсем не говорил по-русски или по-английски. Но хорошо изъяснялся по-казахски. Из-за перегруза машин переводчика мы взять не могли, а из тюркских «толмачей» среди нас оказался только Андрей Юрченков.
Опять знаменитая монгольская «гребёнка» (дорога с глубокими колеями и ухабами). На некоторых участках так трясёт, что даже гидроусилитель не помогает и руль буквально выбивает из рук, одновременно включаются правый поворот и «дворники». Если бы ехали на «УАЗах», то наверняка что­нибудь бы отвалилось на первых же километрах. У нас лишь на крутом подъёме на перевал Модон-Хошоётийн-Даваа (2384 м) у машины, налетевшей на валун, оторвалась защита картера (картер – это ёмкость для автомобильного масла). Как могли, подправили кувалдой, привязали верёвкой (проволоки там не найти) и уже осторожнее двинули дальше, в долину реки Сагсай-­Гол. За посёлком Сагсай, переехав по мосту реку, встали лагерем на берегу у одинокой лиственницы. Под общее «Ура!» подняли флаги России, Казахстана, Монголии и выпили за начало экспедиции. Сегодня мы проехали всего 114 км.
Весь следующий день можно назвать горным: сплошные подъёмы на перевалы и плато. Модон-Хошоётийын­-Даба (2384 м), Ачагардаг-Даба (2698 м), оз. Хар-Нуур (2493 м)… Кругом голые безжизненные скалы, сплошные каменные россыпи. Классические маренные отложения, оставленные древним ледником. Воды практически нет. Незаметно подъехали к посту национального парка «Алтай Таван Богд» («Altai Tavan Bogd»). Большая монгольская юрта, хозяйственные постройки. Пока проверяли наши разрешения, пригласили внутрь юрты. Казалось, нас там ждали. Горячий чай с молоком, курт (солёный сушеный овечий сыр), еримшик (сушёный творог), каймак (густая сметана) и много других местных угощений. В юрте чисто, аккуратно, на небольшом комоде стоит китайский телевизор, на стенах ковры, шкуры зверей, чучела птиц. Поели, попили, расплатились, попрощались с радушными хозяевами – и «по коням».
На горных дорогах подозрительно часто стали попадаться кепки­-бейсболки. Их обычно теряют пассажиры грузовиков, гружённых юртами и прочим скарбом. Причём поклажа намного больше самого автомобиля. А на верху этой горы восседают сами кочевники с детишками. Нередко встречаются полуразобранные грузовики, которые местные водители пытаются отремонтировать прямо на обочине пыльных каменистых дорог. А рядом с ними стоит не меньше 7–10 пассажиров. За машинами идут многочисленные стада баранов, козлов, сарлыков (местные жители так называют яков), коней, удивительно мохнатых коров, верблюдов. Это местные жители кочуют вниз – на зимние пастбища. А мы поднимаемся вверх! Становится немного неуютно от мысли о возможном снеге и льде на перевалах. Но в горных долинах ещё белеет много юрт и мы пока не одни. В долине Годон-Гол довольно многолюдно: то и дело встречаются небольшие стойбища из 2–5 юрт на расстоянии нескольких сот метров друг от друга. Возле моста через реку есть даже АЗС: закопанная в землю цистерна и одна механическая колонка. В свободной продаже бензин А-80 по цене чуть выше городской. Хозяин с удовольствием позирует. Демонстрирует работу колонки, не вынимая изо рта зажжённой сигареты. Но солярки нет. Хорошо, что мы запаслись заранее.
Уже к вечеру подъезжаем к пограничной с Китаем заставе, стоящей на берегу красивого озера Даян­Нуур. Дальше вдоль юго-восточного берега озера нас не пускают. Пора ставить лагерь. Невдалеке на склоне горы виден небольшой лесок. Воды нет, но зато есть дрова и можно хоть немного укрыться от холодного ветра. Пока ребята ставили лагерь, мы втроём поехали на озеро. Вечерело. Быстро размотали рыболовные снасти, чтобы узнать, что такое знаменитая монгольская рыбалка. Рыба не заставила себя долго ждать: практически на пятый заброс клюнул довольно приличный по размерам хариус. До темноты, минут за 25, успели поймать ещё по парочке рыб. На спидометре 125 км – наш дневной переход.
Утро началось с сильного ветра. Ни о какой рыбалке не приходится и мечтать: на озере шторм срывает пену с крутых гребней волн. Тучи пыли поднимаются в воздух. Изредка порывы ветра бросают в нас пригоршни крупного прибрежного песка. Медленно подъехали к южному берегу озера Хурган­-Нуур (2072 м). Сплошные каменные террасы, большие остроугольные валуны, заболоченные участки, броды через небольшие горные речки. Навстречу попалась очень живописная группа местных жителей на верблюдах, гружённых юртами, кроватями, бочками и прочим домашним скарбом. Вот, наконец, первые древние захоронения, о которых мы читали в отчётах. Все как по команде достали фотокамеры. Два небольших тюркских кургана прямоугольной формы. Древние тюрки для поминального обряда после похорон сооружали своеобразный храм: на земле выкладывали оградку в виде квадрата. Возможно, квадратная форма символизировала родину, которую тюрки представляли в виде квадрата, по углам которого располагаются враги. Возле каждой могилы изваяние – каменная баба, а дальше – два ряда вертикально стоящих небольших каменных столбиков, уходящих куда-то вдаль, в степь. Подъехал «УАЗик» с местными номерами. Пассажиром оказалась француженка средних лет, которая уже 25 лет живёт здесь под монгольским именем Тунга. Пишет книги о Монголии. На ночь встаём в небольшом лиственничном лесочке, защищающем нас от сильного ветра. Наш сегодняшний пробег 68 км.
Термометр в машине утром показывает 11° С мороза. Но ветер почти стих и светит яркое горное солнце. Цель нашего сегодняшнего перехода – озеро Хотон-Нуур. Вскоре на пути опять попадается погранзастава. Вышедшие навстречу офицеры приветливо здороваются с нами, проверяют документы. Ещё через 500 м подъезжаем к мосту через протоку Сыргал между озёрами Хотон-Нуур и Хурган-­Нуур в районе зимовки Шаргалга. Вот где мы по-настоящему узнали, что такое монгольская рыбалка! Практически каждый заброс снасти был удачлив: ловился крупный, весом до 1 кг, хариус. Рыба гналась за любой блесной и часто зацеплялась то боком, то жабрами, то брюхом. Местные пацаны без особых затей просто кидали кусок толстой лески с голым тройником на конце и также не оставались без добычи. Через полчаса, решив, что на ужин нам рыбы хватит, а впрок всё равно наловить и, главное, сохранить, не удастся, поехали дальше. На прощание подарили пацанам 100 м лески и пару небольших блёсен.
Мост через протоку сделан из прочной лиственницы, а в качестве настила использованы жерди из той же лист¬венницы диаметром до 10 см. Но наши машины проехали без проблем. Разгоняемся, как только можем, по гремящему жердями мосту и с разгону выскакиваем на крутой песчаный противоположный северный берег протоки. Дальше наш путь лежит по северо-западному берегу озера Хотон-Нуур к самому северному его окончанию. Там, по слухам, есть многочисленные наскальные рисунки. И пока часть нашей команды отправилась на поиски петроглифов, другая опять расчехлила спиннинги.
Заснеженные вершины Монгольского Алтая отражались в зеркальных водах озера. В этот раз рыбалка не была столь удачной: далеко в воду зайти невозможно, да и снасти часто цеплялись за каменистое дно. Поймав десяток хариусов и оторвав пару блёсен, решили на сегодня рыбалку закончить, тем более что дневной улов обеспечил нам хороший ужин. Вернулись наши друзья. Их экскурсия была куда более удачной: на обрывистых склонах горы они нашли сотни петроглифов: в основном изображения животных. Очередной лагерь поставили возле пустой зимовки в низовьях реки Ут­-Хайтон-­Гол. Наскоро соорудили очаг, закрывающий огонь от ветра, и на углях запекли рыбу. Ночевали в деревянных постройках зимовки. В этот день одолели всего 28 км.
Утро вновь «порадовало» своей «свежестью». Пока не взошло солнце, все ходили в тёплых куртках или кутались в одеяла. Провели ревизию солярки. Похоже, что её не хватит на путь в долину реки Цаган-Гол, к горному узлу Таван-Богд-­Уул (4374 м). Жаль… Что ж, дороги на этом не кончаются. Ещё встретимся со священными вершинами! Решено было вернуться через перевалы восточнее озёр в
долину реки Кобдо-Гол и через пос. Цэнгэл возвращаться в Улэгей. По карте эта дорога казалась более проходимой. Во время подготовки к экспедиции, сидя дома и по карте намечая маршрут, мы закладывали никак не менее 150 км в день. В реальности же оказалось гораздо меньше...
На обратной дороге опять побаловали себя рыбалкой в протоке между озёрами.
Дорога через перевалы стала уже почти привычной. Всё те же камни, камни, камни… Местами, где дороги сходятся, выбита глубокая колея. В сотый раз порадовались, что взяли местного проводника. Даже имея большой опыт езды в горах, иногда удивлялись, как он безошибочно указывал именно ту колею, по которой надо ехать.
День был на редкость «урожайным» на исторические достопримечательности. В этот день мы видели ни один десяток каменных баб. Но больше всего поразили огромные курганы в урочище Могойт. Диаметр некоторых из них был больше 50 м, а высота достигала 4 м. Начали спускаться вниз по долине реки Могойтын-­Гол и, переехав мост через р. Кобдо-Гол, встали лагерем у небольшой зимовки. А вечером торжественно отметили день рождения Александра Лебедева. Сегодня почти «рекорд» – 61 км.
Эта ночь была, пожалуй, самой холодной за всё путешествие. Утром на градуснике было 15°С. Не согревал даже горячий кофе с алтайским бальзамом. Собрали лагерь и поехали вдоль реки Кобдо-Гол. Дорога сносная, но всё равно разогнаться не получается. Проехав километров 5, на берегу реки увидели бортовой «ЗИЛ-131» с десятком весёлых людей в кузове и помятый «УАЗ»-«санитарку». Оказалось, что «УАЗик» с американскими туристами попытался вброд пересечь глубокую реку и, как и можно было ожидать, заглох посередине русла. На счастье, в этом месте оказался «ЗИЛ-131». Туристам крупно повезло: самим им бы не выбраться, а мы вряд ли смогли бы помочь, так как от берега было около 20 м при глубине до метра. Да и самого брода мы не знали. Из щелей «УАЗа» всё ещё выливалась вода. Вокруг были разбросаны мокрые вещи и багаж туристов. Весёлые пассажиры «ЗИЛа» с шумом загрузились в кузов и резво, разгоняя волны Кобдо, покатили назад на левый берег.
Через 43 км и два часа пути въезжаем в пос. Цэнгэл. На центральной площади всё та же пыль и те же сарлыки. Но в магазине есть настоящее монгольское пиво!
Дорога от Цэнгэла в сторону г. Улэгей идёт через перевал Мушгирагийин­-Даба (2251 м). Впереди видим не совсем понятный автомобильный след. Явно не от «УАЗика». Через некоторое время встречаем старый «Mitsubishi Galant» с торчащими из-под него ногами. Остановились, спросили, не надо ли помочь. Из­-под машины ответили, что всё в порядке. Позавидуешь бесстрашию местных водителей. С перевала Хаар­-Даба уже виден Улэгей. Наконец-то мы проехали за день аж 164 км! Как домой вернулись! Цивилизация. Хоть и разбитый, но асфальт, магазины, заправки, отель. Правда, горячей воды нет.
Ясным утром следующего дня отправляемся в пос. Сагсай-­Гол, в окрестностях которого завтра начинается красивый праздник беркутчи. Десятки казахов-­охотников с ловчими птицами (беркутами, соколами) собираются в предгорьях и устраивают состязания. Нас встречают и размещают в лагере «Blue Wolf» турфирмы «Canat Tour». Вечером к нам подходят ребята из Израиля, Иордании, Англии, с которыми мы познакомились в г. Улэгей, а также друзья из Горно-Алтайска. Опять праздничный ужин. На этот раз день рождения у Андрея Юрченкова. И как много лет подряд, опять в дороге, опять с новыми друзьями…
Среди зрителей на фестивале много туристов и детей. Школьники в аккуратных пиджачках, взрослые в ярких национальных одеждах. Вдоль вереницы машин местные умельцы прямо на кошме разложили свои сувениры. Среди продавцов выделяется пара молодых людей с маленьким ребёнком, явно не азиатской национальности. Оказалась, это семья из США, которая уже три года живёт в Монголии и зарабатывает на жизнь изготовлением и продажей сувениров.
Ближе к вечеру решили вернуться в Улэгей. Чтобы не терять время, поехали на юг, на озеро Толбо-Нуур, которое так много описывают все, кто здесь побывал. Оно славится большим количеством рыбы и редкими птицами. Уже в полной темноте, боясь застрять в батпаке (топкой грязи), ставим лагерь. Утром оказалось, что до более или менее удобного места для лагеря не дотянули каких­то 600–700 м.
... Первые лучи солнца робко освещают спокойные воды Толбо-Нуура. Несмотря на холод, фотографы уже за работой. Небольшой командой отправились ловить рыбу. В 2 км от лагеря видны привлекательные скалки. Хариус хотя и брал, но не так активно, как на протоке Сыргал.
Сворачиваем лагерь и, почти не останавливаясь в Улэгее, едем в сторону российской границы. Вот уже наш «старый знакомый» – перевал Оботын­-Даба. На обо оставляем несколько монет в надежде на возвращение. Заночевали на берегу небольшого озерца Даншиг­-Нуур.
Проснулись от рёва тяжелых грузовиков и бензовозов, тянувшихся в сторону границы. Местный житель посоветовал поторопиться, так как сегодня понедельник и после выходных на таможне большая очередь.
Потеряв полдня в очереди, пересекаем долгожданную границу. Мы снова в России…
Несколько советов. Если вы едете на своём автомобиле, то в Баян-­Улэгии гораздо надёжнее нанять «УАЗ». Свою машину можно оставить на стоянке туркомпании «Blue Wolf Tourism».
Монгольская валюта – тугрики. 1 р. равен 45,6 тугрикам. В Баян­-Улэгии дизельное топливо стоит примерно 920 тугриков за 1 л, А–80 – 780 тугриков за 1 л. Бензин в горах есть не везде, и только А–80. Не помешает взять с собой очиститель двигателя и запасные воздушный и топливный фильтры. В холодное время года можно добавлять антигель, т.к. в местной солярке есть парафин. Не помешает и вторая запаска. Шиномонтаж есть только в Баян­Улэгии. От постоянной пыли выручают влажные салфетки и капли для глаз.
Надо учитывать особенности монгольских дорог. В этой стране наиболее используемый транспорт – «УАЗики» российского и китайского производства и наши «ЗИЛ-130», поэтому колея накатана под эти машины. Если вы хотите путешествовать по Монголии на своём транспорте, надо знать, что для «паркетных» джипов это довольно серьёзное испытание.
Не оставляйте без присмотра свои вещи. На таможне будьте внимательны, аккуратны, вежливы, спокойны, терпеливы, не поддавайтесь на провокацию, шантаж, вымогательство, не берите чужой багаж и попутных пассажиров.
Некоторые монголы знают русский язык. Но лучше всё-таки выучить хотя бы несколько слов по-казахски или по-монгольски.

Андрей ЮРЧЕНКОВ (Усть­-Каменогорск), Александр ЛЕБЕДЕВ (Москва).

Более подробно маршрут по Монгольскому Алтаю я описал в моей новой книге «По Русскому и Монгольскому Алтаю». К книге прилагается подробная карта маршрута. Познакомиться с книгой можно здесь: http://www.russianadventure...


Фотографии из нашей экспедиции здесь: http://foto.mail.ru/mail/al...



Фестиваль в Артыбаше.

Состоится фестиваль 26.06-28.06 в п. Артыбаш на берегу Телецкого озера.
Поверьте по опыту прошлого года это интереснейшее событие.
подробности: http://kedrogor.ru/content/...

<cut text="Читать далее...">Замок Духов.</cut>

Давно это было у нас на Алтае.
Настолько давно, что уж мало кто знает,
И помнят об этом всего лишь по слухам,
О том, как возник на земле Замок Духов.
Однажды на голой вершине крутой
Поспорили Духи, Добрый и Злой,
Кто же из них на земле посильнее,
И кто доказать это быстро сумеет.
Решили, что здесь же, на этой горе,
Они принесут по огромной скале.
Друг другу никто уступать не хотел,
Для Духа скалу принести – не предел.
С задачею справились оба, и вот
В споре никто из них верх не берёт.
Решили, чтоб силу свою доказать,
На людях им нужно себя испытать,
Что каждый победам вести будет счёт –
За каждое дело по камню несёт.
Как только об этом они сговорились,
Так сразу в селения к людям спустились.
Здесь только плохое Злой Дух совершал,
А Добрый ему постоянно мешал:
Задумает Злой своё страшное дело,
А Добрый исправит всё это умело.
Настала пора, и сошлись они снова,
У каждого куча своя уж готова.
И чтобы решить этот спор их недавний,
Стали считать принесённые камни.
Снова всё поровну было у них:
Сколько дел добрых, столько же злых.
Злой Дух рассердился на это ужасно:
«Неужто старания были напрасны?
Я знаю, что я на земле всех сильней,
Меня не обманешь по груде камней!
Я это сейчас же тебе докажу,
Победу я в схватке с тобой заслужу!»
Снова соперники в битве сошлись,
Добрая сила со Злою слились.
И бились три ночи они и три дня,
От мощи такой раскололась земля.
Духи на дно её с криком упали,
Битву свою в темноте продолжали.
От гнева Злой Дух выбивался из сил,
Рычал, задыхался и страшно так выл,
Никак не хотел он признать пораженье,
Но силы покинули. В это мгновенье
Добрый цепями связал его так -
Выбраться Злой не сумел уж никак.
Так и лежит там в пещере, на дне.
Добрый, победой доволен вполне,
Снова по свету невидим летает,
Всем, кто достоин, всегда помогает.
Немало с тех пор уже минуло лет,
Никто и не знает, что правда, что нет.
Но часто слышны там тревожные крики,
Меж скал возникают ужасные лики.
То кто-то заплачет, то вдруг засмеётся,
То песня душевная рядом польётся…
Здесь каждый алтаец востро держит ухо,
Он не потревожит ни Замок, ни Духов.
27-28 января 2010г.









































Метки: Автор: Татьяна Чанчибаева.

Кто в июле в Горный Алтай?

Примерно с 17-22 июля по 6-10 августа. Приблизительный план маршрута:

п.Тюнгур - пер.Кузуяк (н/к, 1513) - р.Аккем - р.Ороктой - пер.Тухман (н/к, 2150м) - пер.Балтырган (н/к, 2240) - оз. Кюльдуайры - р.Акташ - р.Текелю - пер.Ярлу-Боч (н/к, 2800 м.) - р.Ярлу - оз.Ак-Кем - пер.Кара-Тюрек(1А, 3060м) - Кедровые стоянки - оз.Кучерлинское - оз.Дарашколь - пер. Иолдо-Айры Зап. (кат. 1А, выс. 2840 м) - пер. Иолдо (н/к) – кордон егеря - пер.Хазинихинский (1А, 2600) - оз.Тальмень - пер.Норильчан (1Б, 2740) - оз.Верх.Мультинское - оз.Нижн.Мультинское - р.Куйгук - оз.Куйгук - пер.Куйгук (1А, 2520) - оз.Акчан - оз.Кыргиз - р.Кыргиз - р.Кураган - п.Катанда

Метки: горный алтай поход

Фотовидео подземного мира Алтая



В этом сообществе можно просмотреть фото и видео пещер Алтая:


http://my.mail.ru/community...

На Алтай в июле.

ПРИГЛАШАЮ:
Примерная программа поездки.
Отправление 15 июля в 21-00 из Новосибирска.Дорога проходит по знаменитому Чуйскому тракту среди скалистых кряжей Горного Алтая, далее по Канской степи - в Уймонскую долину.
Первый день.
Прибытие в с.Мульта – Маральник, расположенного в живописном месте на берегу горной речки Мульта, среди отрогов Катунского хребта.Ужин. Баня. Рядом с баней пруд с проточной водой.



Второй день.

Подъём на лошадях. Долина Агоюк - оз. Акчан. Дорога идет по березовым рощам и смешанным лесам, медленный переход от тайги к лесотунде и тундре, по долине реки Акчан через водопады.
Акчан в переводе с алтайского акча - деньги или денежная речка. Раньше по этой реке находили небольшие самородки золота, находили глухарей с полным зобом золотого песка.
В конном походе мы доберемся до подножия г.Колбан - священной вершины Уймонской долины.
Идем до оз. Акчан , которые окружены громадным курумником и находятся под большой горой Колбан 3145м. Местное поверье гласит, что мужчины, поднявшиеся на эту гору, будут обладать мужской силой всю жизнь. Гора очень красивой правильной формы, как египетские пирамиды, только с обрезанной верхушкой.
В северной части Катунского хребта, между р.Акчан и р.Кураган, над Уймонской долиной возвышается гигантская усеченная пирамида. Она не отмечена на картах, но уже десятки групп поднялись узким гребнем на ее вершину и обозревали круговую панораму с Катунским, Теректинским и Чуйским хребтами. Десять озер уютно расположились у ее подножья, а вокруг - заснеженные пики.
Энергетика этого места настолько сильна, что способна очистить человека от негатива и, в результате, ощутить дух Алтая и соприкоснуться с Великой тайной этой местности.

Потом идём по красоте неописуемой, святым местам, которых нет на карте. Где идём, где останавливаемся на 1-2 дня. Как душа пожелает, как места разрешат. Запланировано: подъём на г.Колбан, днёвка на Кыргызе, посещение высокогорных Кыргызских озер.
Все озера абсолютно разного цвета от ярко голубого до насыщенно бирюзового. Озера окружены скальными горами, с которых водопады и снежники падают прямо в воду
Кыргызское озеро – озеро Алла-Аскыр. С Кыргызского озера идем на высокогорное озеро Алла-Аскыр. Одно из самых диких мест, где находится настоящая дикая красота, от которой дух захватывает – целые гряды снежных гор, множество озер и ничем не передаваемый горный воздух!
Рюкзаки несут лошади. Один-два дня несём сами (непроходимый для лошадей участок).
День на турбазе. Отдых. Баня.
Далее один-два дня сплав на рафте по спокойной воде. Вода спокойная, но впечатлений будет много.
Далее, если Хранитель Уч-Экмека разрешит, на два дня остановимся в священной долине. Встреча с шаманом-кайчи Аржаном Кезерековым (см. интернет). Однодневная автобусная экскурсия с Хранителем до лины. Места "!!!!!" 18:30

Игорь Т, 24-12-2011 13:03 (ссылка)

УВАЖАЕМЫЕ СОРАТНИКИ!!!

В 2000 году, Путин баллотировался на пост президента РФ. К тому моменту он не проживал ПОСТОЯННО в РФ на протяжении ПОСЛЕДНИХ 10-ти лет. Хотя, безусловно, был гаржданином РФ и проживал постоянно в России (в РСФСР) гораздо более 10-ти лет, но ранее. Ему комиссия не отказала в праве баллотироваться на пост президента РФ. Левашову же по сути при таких же условиях... отказала. Что хочу, то и делаю. Произвол.

Левашов - ПАТРИОТ своей РОДины, который борется с паразитической системой более 20 лет! Его книги полностью разоблачают сионистов. После их прочтения люди понимают, что в России полным ходом идёт массовое уничтожение русского народа, они бросают пить/курить/заниматься развратом и начинают воевать с системой. Этого то и боятся сионисты, и боятся, что Левашов станет президентом, иначе бы так в открытую не нарушали закон!

Подробности здесь: 
http://video.mail.ru/mail/7...
http://levashov.org/electio...

!!!!! ЦИК нарушил Конституционные права граждан Российской Федерации!! - Потратьте пару минут и поддержите обращение в Следственный Комитет, прокуратуру и к Президенту, проголосовав на демократоре http://www.democrator.ru/pr...

Видео фильмы о наших горных походах и рыбалке в горах.

http://www.youtube.com/user...
Видео фильмы о наших горных походах и рыбалке в горах. Походы по Горному Алтаю и Саянам, Кавказу и Хакассии. Рыбалка на хариуса и муксуна в труднодоступных местах Байкала и Кузнецкого Алатау. Путешествия в самые глухие места России. Выживание в горах и сибирской тайге. Восхождение на Эльбрус с детьми.

Метки: туризм, поход, видео, Алтай, альпинизм, рыбалка, горы, эльбрус, кавказ, восхождение

Наше путешествие по Горному Алтаю с рыбалкой. Видео.

Наше путешествие по Горному Алтаю с рыбалкой. Видео.
Прохождение 4-х перевалов. Посещение 10 горных озёр необычайной красоты. Рыбалка на хариуса и муксуна.
Фильм в 3-х частях. Первая часть:

Метки: выживание, биар гриллс, туризм, рыбалка, выжить, поход, гиды, конный туризм, путешествие самостоятельно, Алтай

Сергей Ивко, 08-12-2010 17:40 (ссылка)

Подскажите..

Друзья мои сообщеники!!Приветствую Вас!
Я не так давно узнал, Кто Мы Есть!!)Начал изучать различные Духовные практики!!! Эволюция началась...(продолжается!)..Вот меня тут посетила такая мысль..поехать для более глубинного Осознавания и Саморазвития в горы Алтая!!Как отшельник-аскет!!
Кто если понимает меня,напишите, какие есть у Вас места и Люди...
С Любовью Сергей Ивко

Приглашаем в путешествия по Местам Силы Горного Алтая, к Белухе

Приглашаем в путешествия по Местам Силы Горного  Алтая, к Белухе,
 с посещением жемчужин Алтая, его самых живописных мест. 
Маршруты включают в себя знакомство с самыми интересными природными и историческими объектами района: с величественной стеной Белухи, уникальной Долиной эдельвейсов, с бирюзой живописных горных  озёр и
завораживающими водопадами. 
Подробности на сайте:  
    http://altay-beluha.ru/

Алтайский Храм в далёкой Антарктиде

Не раз "Живые дороги" приводили меня в Кызыл-Озек, но кто бы мог подумать, что дорога отсюда ведёт не только на Телецкое озеро, но и в далёкую Антарктиду...

18 февраля 2009 года исполнилось 5 лет со дня освящения в далёкой Антарктиде, на российской станции Беллинсгаузен, православного Храма во имя Святой Троицы, изготовленного в горно-алтайском селе Кызыл-Озек.
Идея возведения Храма в Антарктиде принадлежала начальнику Российской антарктической экспедиции (РАЭ) В. В. Лукину и Главе Русской православной церкви Патриарху Алексиею II, и эту идею активно поддержал руководитель антарктической авиакомпании П. И. Задиров.
Храм был изготовлен руками алтайских строителей в селе Кызыл-Озек (Республика Алтай) из кедров и лиственниц, выросших на берегах Телецкого озера. После сборки Храма на Алтае составляющие его элементы были промаркированы, а Храм разобран и проделал длинную дорогу из алтайского села Кызыл-Озек до порта Калининграда, а затем - водным путём через Атлантический океан до антарктического острова Кинг Джорджа.
Здесь, на высоком прибрежном холме он был снова собран, и 18 февраля 2004 года освящен во имя Святой Троицы.
С тех пор в течение пяти лет экипажи и пассажиры всех кораблей, подходящих к антарктическим берегам со стороны Южной Америки, издалека видят творение алтайских мастеров, возвышающееся на берегу антарктического острова.

Полный текст размещён на сайте «Живые дороги Сибири».

Метки: Алтай Храм Антарктида

Приглашаем в поход к Белухе




«Клуб туризма и
бардовской песни «Синегорье»
 
приглашает желающих совершить путешествие по « местам силы»  в районе 
г. Белуха с посещением жемчужин Алтая, его самых живописных мест. Маршрут
похода включает в себя знакомство с интересными природными и историческими
объектами: с наскальными рисунками, величественной стеной Белухи, уникальной
Долиной эдельвейсов, с бирюзой моренных озёр и живописными водопадами. Всего в
нитку маршрута входит более 20 природных и исторических достопримечательностей.



Сроки похода с 14 -27 августа 2011 г.


 Подробности   на
страничке:     Мой мир:   
http://my.mail.ru/community/turist.beluha/


В Контакте:    http://vkontakte.ru/club28346975  


   Заявки,
пожелания и вопросы можно в личку :    altai-celitel@mail.ru                                                                                              
legkosergei@yandex.ru

Праздник "Многоликий Алтай"

4 июня в с.Новотырышкино Смоленского района Алтайского края состоится
большой конно-спортивный Праздник "Многоликий Алтай". Организаторы
Праздника приглашают всех желающих. Приезжайте! Не пожалеете. Афишу с
программой Праздника смотрите у меня в Моем мире в одноименном
фотоальбоме

Метки: Алтай, Кони, праздник

Сергей Ивко, 01-05-2011 06:49 (ссылка)

Спасение Человечества..в руках ЧЕЛОВЕЧЕСТВА!

Конец царской охоты



Владимир Мамонтов рассказывает все подноготную правду о страшной вертолетной охоте чиновников на редчайших животных Горного Алтая.

Встреча «С любовью об Алтае»

Алтай – место настолько значимое, что оно способно превратить комфортное виртуальное общение в блогах Яндекса в реальную встречу. Встреча «С любовью об Алтае» произойдет в Москве. Приглашаются все, кому есть что рассказать или показать (фото, видеоматериал) об этом дивном крае.
Мы ждем всех – бесстрашных рафтеров, неутомимых пеших походников, стремительных конников, неустрашимых альпинистов, неугомонных автомобилистов, и тех, кто еще только разбирается сам с собой, стоит ли ему ехать на Алтай.
Встреча состоится 13 февраля ( суббота) в 18.30
Адрес: г. Москва, Смоленская-Сенная площадь, д. 27/29, стр.7
Клуб "Волшебная мышь"
Дополнительные наводки. Напротив МИДа на Садовом кольце есть магазин Руслан. Входим в арку, во дворе стоят 3 небольших строения, наше самое правое (бледно-желтое здание, постройки 1900 года). Вход в отдельную зеленую дверь (не со стороны подъезда, а со стороны зеленого здания).
Поскольку встреча предполагает и общение за кофе-чаем, приветствуется приносить с собой любимые угощения или напитки путешественников.

Метки: встреча

5-дневный отдых. конные походы. от Цена 4000 тыс. руб.

Специальное предложение!
5-дневный отдых на конно-туристической базе "Агария" с программой конных экскурсий.
Цена 4000 тыс. руб.
ПРОЖИВАНИЕ-БЕСПЛАТНО!
ДОСТАВКА на базу от с. Аюла- БЕСПЛАТНО.
Вариант 1. Радиальные экскурсии
Вариант 2. Конный поход.
Проживание на базе "Агария" - бесплатно.
Доставка (туда - обратно) на УАЗе к базе от с. Аюла ( горная дорога, около 40 мин) - бесплатно.
1 день. Доставка на базу. Инструктаж. Пробная конная прогулка около базы.
2 день. Емурлинский водопад.
3 день. Медвежий угол.
4 день. Телахтинские пещеры.
5 день. Отъезд.
По желанию туристы могут остаться отдыхать на базе и далее.
Проживание- 350 руб./чел/сут
Конные прогулки к другим природным объектам - 1200 руб/день.
Ждем в гости!
С уважением, Лариса Павловна
+7 913 093 94 01

Метки: Горный Алтай, отдых, сила, конные походы, туры, Экскурсии, цены

Приглашаю на тренинг. Две недели. С 29 июня. Фото на моей страни

Приглашаю на тренинг. Две недели. С 29 июня. Фото на моей страничке в альбоме Колбан

Хочу в поход на Алтай! Белуха-Кучерлинское оз. Ищу попутчиков!

Хочу в поход на Алтай! Где-нибудь со второй недели августа. Хочу в район Белухи (+ Кучерлинское озеро) или на Шавлу. Ищу попутчиков!

Если конкретней, у меня есть два варианта похода (может кто-то предложит другие варианты?): 

1-й (Предпочтительный) 
- Тюнгур - пер. Кузуяк - мост через Аккем 
- вверх по Ороктою и выход в басейн Араскана, 
- потом верхами его притоков до Балтыргана 
- выход на озерцо Кюльду-Айры (исток ручья Акташ) 
- перевал в бассейн Текелю (в ее среднем течении), радиалка к водопаду 
- выход к Ярлу - под Белуху (пара радиалок) 
- через пер. Кара-Тюрек на Кучерлу и до озера 
- побродить по окрестностям Кучерлинского озера (м.б. сходить на оз. Дарашколь) 
- назад по Кучерле в Тюнгур. 

2-й (Запасной) 
- Заехать за Акташ (там какое-то заброшенное гидротехническое сооружение), 
- дойти до моста через Чую, а там вверх по Маашею (до озера), 
- по Каракабаку (до озера), 
- переход через Моховое плато на Шабагу, 
- на Шавлу и до Шавлинских озер (там пара радиалок), 
- м.б. сунуться на Левую Шавлу.

И еще:
- хочется недели на три
- не хочется проходить маршрут бегом

В этой группе, возможно, есть записи, доступные только её участникам.
Чтобы их читать, Вам нужно вступить в группу