Владимир Ионченков,
08-07-2009 20:55
(ссылка)
О чем "молчали" в дни памяти великой русской певицы Л.Зыкиной
Из книги В.Ионченкова "Оркестр имени Осипова"
Страна простилась с Великой русской певицей Людмилой Георгиевной Зыкиной. Поистине Великой. Но несмотря на все ее величие, на масштабность личности, многие, кому сегодня до 50, а тем более молодежь, по-моему, даже не осознают всю грандиозность ее личности, не знают о вкладе этого Человека в русскую культуру, в российскую, в мировую... Вспоминают факты из ее личной жизни, выхватывают отдельные события из творческой биографии… Но цельности, того поистине безмерно большого, по моему не представляют. Осмысление того, кого потеряла Россия, возможно, придет со временем. Надо внимательно просмотреть все наследие Людмилы Георгиевны, чтобы правильно оценить ее место в истории. А многие из тех, кто готовил передачи на Центральном телевидении и публикации в газетах, скорее всего, просто не знают ту, о ком писали, о ком рассказывали, так как не представляют того, что же было, что происходило более 40 лет назад. Поэтому и история переворачивается, переосмысливается с учетом мировоззрений тех, кто готовил эти публикации.
Все передачи, которые я смотрел и слушал на Первом канале, по каналах «Культура», «Россия», ЦТВ, статьи в интернете, в газетах, появившиеся в дни прощания с Людмилой Зыкиной, «опускают» очень важные моменты из биографии великой русской певицы. Никто ни разу, нигде даже не упомянул оркестр имени Осипова, тех людей, которые помогли Зыкиной стать Великой Зыкиной. Акценты расставлены более чем странно. Выброшены или специально преданы забвению наиболее значительные вехи из биографии Людмилы Георгиевны.
Все вспоминают про «Течет Волга», восторгаются, как звучал в ее исполнении «Оренбургский платок»… Но не за две – три песни певица получила государственные награды, орден Ленина, Золотую Звезду Героя Социалистического Труда!...
А вот как она и с кем вышла на мировую арену, за что она получила Ленинскую премию, звание Народной артистки РСФСР, как она стала поистине всенародной любимицей, на мой взгляд, совсем не отражены…
Наивысший творческий взлет певицы был в 60-70-е годы… Потом долгие годы, мягко говоря, «тишины»…
В фильмах показано, как Люся Зыкина пела дома, с родителями, как поступила в хор им. Пятницкого, сетовали про то, как пропал голос, и ей пришлось пойти на производство. Все верно… Трудные годы, ничего не скажешь…
Когда голос восстановился, Зыкину сразу приняли солисткой в хор русской песни радио и ТВ под руководством Кутузова… Сделала первые записи на фирме грамзаписи и на радио в сопровождении баяниста С.Колобкова и балалаечника И.А.Балмашева. Она стала самостоятельно концертировать в сопровождении дуэта баянистов Шалаева и Крылова, балалаечника Рожкова и гитариста Минеева… Летом 1967 года с ними съездила с сольными концертами в Японию, где ее по праву назвали «королевой русской песни»…
И все же… Она не была так известна и популярна как во второй половине 60-х, в начале 70-х годов, когда ее приметил Виктор Александрович Векшин - директор главного русского оркестра страны – Государственного академического русского народного оркестра имени Осипова (ныне Национального оркестра народных инструментов России).
Л.Г.Зыкина на сцене Концертного зала им. П.И.Чайковского
Векшин стал приглашать ее в концерты с прославленным коллективом, а зимой 1967 года Зыкина поехала в большой тур по Австралии и Новой Зеландии. Три месяца триумфальных гастролей по Южному полушарию. Она пела немного. Все-таки это были концерты оркестра, а не певицы. Но в ожерелье музыкальных мелодий она сверкала ярким бриллиантом.
После инструментальных сочинений она выходила первой из вокалистов к скептически настроенной публике и начинала так петь, что зал замирал.
Не понимая слов, все слушали ее затаив дыхание. Она пела «Ивушку» Пономаренко, «Ой, снег-снежок», а потом, что было совершенно для всех неожиданно – «Рязанские мадонны»… Неожиданно - потому, что эта песни глубокого внутреннего содержания и таилась опасность, что из-за языкового барьера певицу просто не поймут…
Как же надо было петь, что б вызвать у слушателей слезы. Людмила Георгиевна рассказывала что, она видела как появились носовые платочки у слушателей, промокающие и стирающие слезы, слышала всхлипывания сентиментальных дам разодетых в дорогие наряды. После концерта, принимая корзины с цветами, снова пела эту песню и рассказывала о том, кто такие «рязанские мадонны», о солдатских вдовах, в двадцать лет оставшихся с младенцами, которых особенно много было в центральной России… В Рязани…
Расширялся исполнительский диапазон певицы. Отшлифовывались с оркестром им. Осипова каждая песня…
Но это была лишь прелюдия к тем огромных масштабным полотнам, которые появились спустя несколько месяцев. Людмила Георгиевна задумала подготовить и показать программу, рассказывающую о судьбе русской женщины. Собственно, все русские песни романсы, говорят о доле-долюшке женщин… В репертуаре певицы были сотни песен… Их можно разместить во временном пространстве. Но как все связать воедино, как сделать так, чтобы они зацепили за самое сокровенное, проникли в глубину души?
Голос с певицы уникальный. Неповторимый. Природа наделила ее талантом, умением чутко чувствовать мелодию, проникать в глубину слова…
И все же… Не хватало мастера, который подтолкнул ее, отшлифовал алмаз, который бы засверкал бриллиантом… Во время поездок, концертов с оркестром им.Осипова, солистка подружилась с дирижером, с музыкантами, среди которых были не только виртуозы исполнители, но и выдающиеся аранжировщики и композиторы.
Осенью 1967 года Зыкина обратилась за помощью к Виктору Павловичу Дубровскому. Тот сразу понял, что хочет солистка. Он взялся за титанический труд, который увенчался успехом. Времени было очень мало, так как программу было намечено подготовить и выпустить к 50-летию Великой Октябрьской Социалистической Революции. В то время был принято к большим государственным праздникам делать подарки стране, добиваться новых успехов в производстве. Для певицы это была концертная программа, которую она назвала «Тебе, женщина».
Людмила Георгиевна в своей книге «Песня» писала: - Всего за месяц до премьеры, когда начались репетиции с оркестром имени Осипова, на душе у меня было неспокойно. Дело в том, что на черновом этапе многое не ладилось. Сама я день и ночь зубрила тексты песен, а программа никак не выстраивалась. Пришлось вмешаться художественному руководителю оркестра Народному артисту РСФСР Виктору Дубровскому. И тут он наглядно показал, что дело мастера боится. Буквально в считанные дни Виктор Павлович «собрал» весь оркестр, и песни «заиграли», обрели дыхание.
Получив консерваторское образование, Дубровский пришел в оркестр народных инструментов, когда тот переживал далеко не лучшую пору своей истории. Большой энтузиаст народной музыки, Дубровский старался передать эту увлеченность оркестрантам, пробудить в них гордость за популяризацию народной музыки и песни.
Под его художественным руководством коллектив, опираясь на многолетние андреевские традиции, вырос и дробился международного признания. Гастроли осиповцев в Англии, Австралии, Новой Зеландии, Канаде, США стали огромным событием в культурной жизни этих стран.
Людмила Георгиевна не стеснялась учиться в любом возрасте. Если она видела, что рядом настоящий мастер, она прислушивалась к каждому его совету. Дубровский был для Зыкиной высочайший авторитет в музыкальном мире. Хотя на репетиции она приходила хорошо подготовленной, казалось бы продумав все до мелочей, Виктор Павлович,убежденный в единственно правильной трактовке произведения, он как бы исподволь отстаивал и доказывал свою точку зрения и увлекал солистку своим пониманием смыслового, музыкального содержания песни и убеждал ее в свое правоте. Оттачивался каждый куплет, продумывалась каждая фраза, оттачивалось каждое слово, каждая нота... Так рождались шедевры.
Людмила Георгиевна отмечала: - Работать с оркестром им. Осипова, когда за пультом Виктор Дубровский, непросто, но всегда интересно. К нему на репетицию нельзя прийти «не в форме», не в настроении... Тонко чувствуя музыку, он превращал оркестр во вдохновенного единомышленника, помогая солисту добиться стопроцентного «попадания» в сердца слушателей.
Программа «Тебе, женщина» не просто концерт, а литературно-музыкальная композиция. К ее созданию был привлечен композитор Эмилий Захаров, который смог своими авторскими музыкальными фрагментами связать разнохарактерные песни. Были умело подобраны и использованы литературные строки из сочинений русских поэтов… Чтобы от дореволюционных песен перейти к советскому периоду специально для программы «Тебе, женщина» композитор Павел Куликов написал фантазию на темы песен гражданской войны.
Звучали песни Дунаевского, Новикова, Туликова… Завершала литературно-музыкальную композицию песня, ставшая одой любви к Родине «Лишь ты смогла, моя Россия»… После этой песни аплодисментам не было конца, Зал вставал и долго не отпускал солистку…
Певица была счастлива и во время премьеры в концертном зале «гостиницы «Советская», и на сцене Кремлевского Дворца съездов, и во время более пятидесяти так называемых прокатных показов этой композиции в разных городах.
Спустя некоторое время снова большие запоминающиеся поездки по стране и за рубежом. В 1968 году она едет с оркестром им. Осипова по странам Европы – Германии, Франции, Дании…
И снова триумф, подтверждение, что культура России в лице оркестра, его дирижера и солистов велика, высоко духовна.
Есть у Людмилы Георгиевна «Золотой диск»… На нем несколько песен, записанных в сопровождении осиповцев.
Задолго до начала гастролей оркестра в Западной Германии фирма грамзаписи «Ариола-Евродиск» выпустила пластинку с записями оркестра им. Осипова, куда были включены несколько песен в исполнении Ивана Петрова и Людмилы Зыкиной. Тираж в 500 тысяч разошелся в кратчайшие сроки. Когда музыканты и солисты приехали в ФРГ, то их гастроли начались с того, что на сцену вышел генеральный представитель фирмы граммофонных записей д-р Кёнлехнер и вручил по золотой пластинке оркестру им. Осипова, солисту Большого театра Ивану Петрову и Людмиле Зыкиной, отображающих популярность русской музыки и песен на Западе.
Фирма «Ариола-Евродиск» имеет свои предприятия во многих европейских странах и Латинской Америке. Поэтому вполне закономерно, что на коктейле после премьеры д-р Кёнлехнер особо подчеркнул то, что приезд оркестра им. Осипова, солистов И.Петрова, Л.Зыкиной и полмиллиона разошедшихся пластинок пробили брешь в ознакомлении Запада и других стран мира с русской культурой.
Традиционными становились поездки в Прибалтику, на Черноморское побережье, в Ленинград… Расширялся репертуар, появлялись новые обработки народных песен, которые записывались на грампластинки.
У меня хранятся уникальные записи. Когда я взглянул на содержание, на фамилии тех, кто трудился над созданием программы, то диву дался. Это лучший цвет русской музыкальной культуры. Мэтры, мастера народного искусства. Русские песни записаны в обработках Николая Будашкина, Павла Куликова, Веры Городовской, Юрия Чернова!!!... В мире русской инструментальной музыки это звездные имена. Все оркестры страны, да и всего мира играли их сочинения…
К 70-му году концертные программы «Тебе, Женщина», «Старинные русские песни» и солистка пользовались такой популярностью, оказались столь масштабны, интересны, проявляли к себе такой огромный интерес, что руководство, музыканты оркестра имени Осипова выдвинули их на соискание Ленинской премии…
Директор оркестра Виктор Векшин мне рассказывал:
- Оркестр собирался в гастроли в ФРГ. А тут мне звонят из аппарата ЦК КПСС и говорят, что нужно срочно показать программу с Людмилой Зыкиной. Пришлось поездку отодвинуть на день. Нам предоставили Концертный зал имени П.И.Чайковского и поставили задачу… Показать в одной программе сразу две…
Людмила Георгиевна вспоминала: - Люблю я петь, когда во дворе легкий морозец. Тогда и настроение у меня отличное, потому что голос звучит легко и звонко. Именно такая погода стояла все время, но с утра в тот самый знаменательный февральский день, словно специально, чтобы испортить мне настроение и добавить волнений, на запорошенную снегом Москву невесть откуда свалилась оттепель и потекли по тротуарам ручьи.
Часа за два до начала я отправилась в зал им. Чайковского. Спокойной загримировалась, распелась. Вот уж дали первый звонок, второй, третий… и я на сцене.
Вышел Виктор Павлович Дубровский. Зазвучали первые такты народной песни
«Ой, всю ночь я прогуляла» - рассказ о счастливой девушке, окрыленной любовью. Чувствую, что нервы собраны в кулак.
Скользнула взглядом по сидящим впереди – сколько выдающихся деятелей искусств, композиторов, поэтов! Состояние особой приподнятости, значимости происходящего передалось и музыкантам оркестра имени Осипова, которые выдвинули меня на соискание Ленинской премии и ради этого концерта отложили вылет на ответственные гастроли в ФРГ.
Долго и тщательно готовилась к выступлению. По сути, это был мой творческий отчет за все годы служения искусства. Соответственно подбирался репертуар. В первом отделении прозвучали старинные русские народные песни, во втором – современные советские. Чтобы не отвлекаться, пыталась не смотреть на кого либо в зале – уж больно много знакомых в партере: в напряженном ожидании на меня устремлены сотни глаз, добрых и желающих успеха в этом главном моем творческом испытании.
И все же волнение первых двух-трех номеров дало себя знать. Старался не подавать виду, но тоже волновался даже такой опытный маэстро, как Дубровский. После третьей песни – это была широкая, распевная «Вниз по Волге-реке» - я повернулась к дирижеру, взяла его за руку, подчеркивая сопричастность оркестра к моему успеху. Как сейчас помню, пальцы у Дубровского немного дрожали.
Отзвучала последняя песня, обозначенная в программе. Публика сгрудилась у барьера сцены. Я спела еще несколько песен…. Не знаю почему – то ли от отхватившего меня возбуждения, то ли от желания доставить радость пришедшим «поболеть» за меня многочисленным друзьям, - только почувствовала я в себе такой прилив сил, что готова была петь еще по крайней мере целое отделение.
Так прошел тот день, который останется у меня навсегда в памяти.
Утром солистка улетела на гастроли в Краснодар, а оркестр в поездку по Германии.
Через три месяца пришло сообщение, что Людмиле Георгиевне Зыкиной присуждены Ленинская премия.
Впервые в истории государства Российского высшая награда Родины, которая в советское время ценилась артистами больше чем Нобелевская премия, была присуждена исполнительнице русских песен!
Л.Г.Зыкина так писала об этом: - Я благодарила партию и правительство за такую оценку моего труда, за внимание к песне, а сама думала о том, как начинала свой путь к Песне, как простой девчонкой из Черемушек стояла перед конкурсной комиссией хора им. Пятницкого. Вспоминала, как пришла на эстраду, как требовали от меня администраторы обязательно завлекаюшей частушки или шлягерной советской песни, как пришлось утверждать свой «жанр», как в сборных концертах приходилось вызвать на творческое соревнование псевдонародных исполнителей. И вот русская песня, восхищающая весь мир, впервые получила столь высокую награду Родины…
Особенно дороги для Людмилы Георгиевны были строки из газеты «Известия»:Ленинская премия певицы Зыкиной знаменует официальное признание и торжество ее исполнительской манеры и стиля».
В 1972 году снова длительные гастроли по Америке и Канаде с оркестром им.Осипова солистка поехала как Лауреат Ленинской премии, Народная артистка РСФСР…
За 80 дней солистка выступила в 70 концертах, проехала более 20.000 км!...
Интересно рассказывала Людмила Зыкина о том, как это было:
«Поездка складывалась непросто. Оркестр имени Осипова в Америке был мало известен. Репертуар от Чайковского до современных авторов – казался американцам более чем странным.
Некоторые критики в начале гастролей утверждали, будто исполнение классики на осиповских балалайках и домрах – кощунство… Но после первых же концертов тон высказываний изменился.
«Триумф «Балалайки» - очевиден, заявила устраивавшая гастроли компания «Колумбия». Газеты писали, что русские песни «преодолели языковой барьер…»
В Канаде смогла попасть на концерт Эллы Фидцжеральд, на приеме в советском посольстве встретилась в Ваном Клиберном…
И в последующие годы солистка продолжала много и плодотворно сотрудничать с оркестром им. Осипова. Но она чувствовала, что ей необходим больший размах. Она задумала создать коллектив, с которым бы смогла самостоятельно пропагандировать русскую песню по всему миру, в основу которого будет положено исполнение русских песен...
К тому времени у нее была слава, имя, огромный опыт работы с оркестром имени Осипова, поддержка в правительстве… Она уже стала Великой и неповторимой Зыкиной, гордостью России!
Тогда-то и появился коллектив, ее дитя, которое выросло в Государственный республиканский русский народный Ансамбль «Россия».
Начался новый этап в творчестве Людмилы Георгиевны Зыкиной…
КОРОЛЕВА РУССКОЙ ПЕСНИ
Неизвестное об известном

Страна простилась с Великой русской певицей Людмилой Георгиевной Зыкиной. Поистине Великой. Но несмотря на все ее величие, на масштабность личности, многие, кому сегодня до 50, а тем более молодежь, по-моему, даже не осознают всю грандиозность ее личности, не знают о вкладе этого Человека в русскую культуру, в российскую, в мировую... Вспоминают факты из ее личной жизни, выхватывают отдельные события из творческой биографии… Но цельности, того поистине безмерно большого, по моему не представляют. Осмысление того, кого потеряла Россия, возможно, придет со временем. Надо внимательно просмотреть все наследие Людмилы Георгиевны, чтобы правильно оценить ее место в истории. А многие из тех, кто готовил передачи на Центральном телевидении и публикации в газетах, скорее всего, просто не знают ту, о ком писали, о ком рассказывали, так как не представляют того, что же было, что происходило более 40 лет назад. Поэтому и история переворачивается, переосмысливается с учетом мировоззрений тех, кто готовил эти публикации.
Все передачи, которые я смотрел и слушал на Первом канале, по каналах «Культура», «Россия», ЦТВ, статьи в интернете, в газетах, появившиеся в дни прощания с Людмилой Зыкиной, «опускают» очень важные моменты из биографии великой русской певицы. Никто ни разу, нигде даже не упомянул оркестр имени Осипова, тех людей, которые помогли Зыкиной стать Великой Зыкиной. Акценты расставлены более чем странно. Выброшены или специально преданы забвению наиболее значительные вехи из биографии Людмилы Георгиевны.
Все вспоминают про «Течет Волга», восторгаются, как звучал в ее исполнении «Оренбургский платок»… Но не за две – три песни певица получила государственные награды, орден Ленина, Золотую Звезду Героя Социалистического Труда!...
А вот как она и с кем вышла на мировую арену, за что она получила Ленинскую премию, звание Народной артистки РСФСР, как она стала поистине всенародной любимицей, на мой взгляд, совсем не отражены…
Наивысший творческий взлет певицы был в 60-70-е годы… Потом долгие годы, мягко говоря, «тишины»…
В фильмах показано, как Люся Зыкина пела дома, с родителями, как поступила в хор им. Пятницкого, сетовали про то, как пропал голос, и ей пришлось пойти на производство. Все верно… Трудные годы, ничего не скажешь…
Когда голос восстановился, Зыкину сразу приняли солисткой в хор русской песни радио и ТВ под руководством Кутузова… Сделала первые записи на фирме грамзаписи и на радио в сопровождении баяниста С.Колобкова и балалаечника И.А.Балмашева. Она стала самостоятельно концертировать в сопровождении дуэта баянистов Шалаева и Крылова, балалаечника Рожкова и гитариста Минеева… Летом 1967 года с ними съездила с сольными концертами в Японию, где ее по праву назвали «королевой русской песни»…
И все же… Она не была так известна и популярна как во второй половине 60-х, в начале 70-х годов, когда ее приметил Виктор Александрович Векшин - директор главного русского оркестра страны – Государственного академического русского народного оркестра имени Осипова (ныне Национального оркестра народных инструментов России).

Л.Г.Зыкина на сцене Концертного зала им. П.И.Чайковского
Векшин стал приглашать ее в концерты с прославленным коллективом, а зимой 1967 года Зыкина поехала в большой тур по Австралии и Новой Зеландии. Три месяца триумфальных гастролей по Южному полушарию. Она пела немного. Все-таки это были концерты оркестра, а не певицы. Но в ожерелье музыкальных мелодий она сверкала ярким бриллиантом.
После инструментальных сочинений она выходила первой из вокалистов к скептически настроенной публике и начинала так петь, что зал замирал.
Не понимая слов, все слушали ее затаив дыхание. Она пела «Ивушку» Пономаренко, «Ой, снег-снежок», а потом, что было совершенно для всех неожиданно – «Рязанские мадонны»… Неожиданно - потому, что эта песни глубокого внутреннего содержания и таилась опасность, что из-за языкового барьера певицу просто не поймут…
Как же надо было петь, что б вызвать у слушателей слезы. Людмила Георгиевна рассказывала что, она видела как появились носовые платочки у слушателей, промокающие и стирающие слезы, слышала всхлипывания сентиментальных дам разодетых в дорогие наряды. После концерта, принимая корзины с цветами, снова пела эту песню и рассказывала о том, кто такие «рязанские мадонны», о солдатских вдовах, в двадцать лет оставшихся с младенцами, которых особенно много было в центральной России… В Рязани…
Расширялся исполнительский диапазон певицы. Отшлифовывались с оркестром им. Осипова каждая песня…
Но это была лишь прелюдия к тем огромных масштабным полотнам, которые появились спустя несколько месяцев. Людмила Георгиевна задумала подготовить и показать программу, рассказывающую о судьбе русской женщины. Собственно, все русские песни романсы, говорят о доле-долюшке женщин… В репертуаре певицы были сотни песен… Их можно разместить во временном пространстве. Но как все связать воедино, как сделать так, чтобы они зацепили за самое сокровенное, проникли в глубину души?
Голос с певицы уникальный. Неповторимый. Природа наделила ее талантом, умением чутко чувствовать мелодию, проникать в глубину слова…
И все же… Не хватало мастера, который подтолкнул ее, отшлифовал алмаз, который бы засверкал бриллиантом… Во время поездок, концертов с оркестром им.Осипова, солистка подружилась с дирижером, с музыкантами, среди которых были не только виртуозы исполнители, но и выдающиеся аранжировщики и композиторы.
Осенью 1967 года Зыкина обратилась за помощью к Виктору Павловичу Дубровскому. Тот сразу понял, что хочет солистка. Он взялся за титанический труд, который увенчался успехом. Времени было очень мало, так как программу было намечено подготовить и выпустить к 50-летию Великой Октябрьской Социалистической Революции. В то время был принято к большим государственным праздникам делать подарки стране, добиваться новых успехов в производстве. Для певицы это была концертная программа, которую она назвала «Тебе, женщина».
Людмила Георгиевна в своей книге «Песня» писала: - Всего за месяц до премьеры, когда начались репетиции с оркестром имени Осипова, на душе у меня было неспокойно. Дело в том, что на черновом этапе многое не ладилось. Сама я день и ночь зубрила тексты песен, а программа никак не выстраивалась. Пришлось вмешаться художественному руководителю оркестра Народному артисту РСФСР Виктору Дубровскому. И тут он наглядно показал, что дело мастера боится. Буквально в считанные дни Виктор Павлович «собрал» весь оркестр, и песни «заиграли», обрели дыхание.
Получив консерваторское образование, Дубровский пришел в оркестр народных инструментов, когда тот переживал далеко не лучшую пору своей истории. Большой энтузиаст народной музыки, Дубровский старался передать эту увлеченность оркестрантам, пробудить в них гордость за популяризацию народной музыки и песни.
Под его художественным руководством коллектив, опираясь на многолетние андреевские традиции, вырос и дробился международного признания. Гастроли осиповцев в Англии, Австралии, Новой Зеландии, Канаде, США стали огромным событием в культурной жизни этих стран.
Людмила Георгиевна не стеснялась учиться в любом возрасте. Если она видела, что рядом настоящий мастер, она прислушивалась к каждому его совету. Дубровский был для Зыкиной высочайший авторитет в музыкальном мире. Хотя на репетиции она приходила хорошо подготовленной, казалось бы продумав все до мелочей, Виктор Павлович,убежденный в единственно правильной трактовке произведения, он как бы исподволь отстаивал и доказывал свою точку зрения и увлекал солистку своим пониманием смыслового, музыкального содержания песни и убеждал ее в свое правоте. Оттачивался каждый куплет, продумывалась каждая фраза, оттачивалось каждое слово, каждая нота... Так рождались шедевры.
Людмила Георгиевна отмечала: - Работать с оркестром им. Осипова, когда за пультом Виктор Дубровский, непросто, но всегда интересно. К нему на репетицию нельзя прийти «не в форме», не в настроении... Тонко чувствуя музыку, он превращал оркестр во вдохновенного единомышленника, помогая солисту добиться стопроцентного «попадания» в сердца слушателей.
Программа «Тебе, женщина» не просто концерт, а литературно-музыкальная композиция. К ее созданию был привлечен композитор Эмилий Захаров, который смог своими авторскими музыкальными фрагментами связать разнохарактерные песни. Были умело подобраны и использованы литературные строки из сочинений русских поэтов… Чтобы от дореволюционных песен перейти к советскому периоду специально для программы «Тебе, женщина» композитор Павел Куликов написал фантазию на темы песен гражданской войны.
Звучали песни Дунаевского, Новикова, Туликова… Завершала литературно-музыкальную композицию песня, ставшая одой любви к Родине «Лишь ты смогла, моя Россия»… После этой песни аплодисментам не было конца, Зал вставал и долго не отпускал солистку…
Певица была счастлива и во время премьеры в концертном зале «гостиницы «Советская», и на сцене Кремлевского Дворца съездов, и во время более пятидесяти так называемых прокатных показов этой композиции в разных городах.
Спустя некоторое время снова большие запоминающиеся поездки по стране и за рубежом. В 1968 году она едет с оркестром им. Осипова по странам Европы – Германии, Франции, Дании…
И снова триумф, подтверждение, что культура России в лице оркестра, его дирижера и солистов велика, высоко духовна.
Есть у Людмилы Георгиевна «Золотой диск»… На нем несколько песен, записанных в сопровождении осиповцев.
Задолго до начала гастролей оркестра в Западной Германии фирма грамзаписи «Ариола-Евродиск» выпустила пластинку с записями оркестра им. Осипова, куда были включены несколько песен в исполнении Ивана Петрова и Людмилы Зыкиной. Тираж в 500 тысяч разошелся в кратчайшие сроки. Когда музыканты и солисты приехали в ФРГ, то их гастроли начались с того, что на сцену вышел генеральный представитель фирмы граммофонных записей д-р Кёнлехнер и вручил по золотой пластинке оркестру им. Осипова, солисту Большого театра Ивану Петрову и Людмиле Зыкиной, отображающих популярность русской музыки и песен на Западе.

Фирма «Ариола-Евродиск» имеет свои предприятия во многих европейских странах и Латинской Америке. Поэтому вполне закономерно, что на коктейле после премьеры д-р Кёнлехнер особо подчеркнул то, что приезд оркестра им. Осипова, солистов И.Петрова, Л.Зыкиной и полмиллиона разошедшихся пластинок пробили брешь в ознакомлении Запада и других стран мира с русской культурой.
Традиционными становились поездки в Прибалтику, на Черноморское побережье, в Ленинград… Расширялся репертуар, появлялись новые обработки народных песен, которые записывались на грампластинки.
У меня хранятся уникальные записи. Когда я взглянул на содержание, на фамилии тех, кто трудился над созданием программы, то диву дался. Это лучший цвет русской музыкальной культуры. Мэтры, мастера народного искусства. Русские песни записаны в обработках Николая Будашкина, Павла Куликова, Веры Городовской, Юрия Чернова!!!... В мире русской инструментальной музыки это звездные имена. Все оркестры страны, да и всего мира играли их сочинения…
К 70-му году концертные программы «Тебе, Женщина», «Старинные русские песни» и солистка пользовались такой популярностью, оказались столь масштабны, интересны, проявляли к себе такой огромный интерес, что руководство, музыканты оркестра имени Осипова выдвинули их на соискание Ленинской премии…
Директор оркестра Виктор Векшин мне рассказывал:
- Оркестр собирался в гастроли в ФРГ. А тут мне звонят из аппарата ЦК КПСС и говорят, что нужно срочно показать программу с Людмилой Зыкиной. Пришлось поездку отодвинуть на день. Нам предоставили Концертный зал имени П.И.Чайковского и поставили задачу… Показать в одной программе сразу две…
Людмила Георгиевна вспоминала: - Люблю я петь, когда во дворе легкий морозец. Тогда и настроение у меня отличное, потому что голос звучит легко и звонко. Именно такая погода стояла все время, но с утра в тот самый знаменательный февральский день, словно специально, чтобы испортить мне настроение и добавить волнений, на запорошенную снегом Москву невесть откуда свалилась оттепель и потекли по тротуарам ручьи.
Часа за два до начала я отправилась в зал им. Чайковского. Спокойной загримировалась, распелась. Вот уж дали первый звонок, второй, третий… и я на сцене.
Вышел Виктор Павлович Дубровский. Зазвучали первые такты народной песни
«Ой, всю ночь я прогуляла» - рассказ о счастливой девушке, окрыленной любовью. Чувствую, что нервы собраны в кулак.
Скользнула взглядом по сидящим впереди – сколько выдающихся деятелей искусств, композиторов, поэтов! Состояние особой приподнятости, значимости происходящего передалось и музыкантам оркестра имени Осипова, которые выдвинули меня на соискание Ленинской премии и ради этого концерта отложили вылет на ответственные гастроли в ФРГ.
Долго и тщательно готовилась к выступлению. По сути, это был мой творческий отчет за все годы служения искусства. Соответственно подбирался репертуар. В первом отделении прозвучали старинные русские народные песни, во втором – современные советские. Чтобы не отвлекаться, пыталась не смотреть на кого либо в зале – уж больно много знакомых в партере: в напряженном ожидании на меня устремлены сотни глаз, добрых и желающих успеха в этом главном моем творческом испытании.
И все же волнение первых двух-трех номеров дало себя знать. Старался не подавать виду, но тоже волновался даже такой опытный маэстро, как Дубровский. После третьей песни – это была широкая, распевная «Вниз по Волге-реке» - я повернулась к дирижеру, взяла его за руку, подчеркивая сопричастность оркестра к моему успеху. Как сейчас помню, пальцы у Дубровского немного дрожали.
Отзвучала последняя песня, обозначенная в программе. Публика сгрудилась у барьера сцены. Я спела еще несколько песен…. Не знаю почему – то ли от отхватившего меня возбуждения, то ли от желания доставить радость пришедшим «поболеть» за меня многочисленным друзьям, - только почувствовала я в себе такой прилив сил, что готова была петь еще по крайней мере целое отделение.
Так прошел тот день, который останется у меня навсегда в памяти.
Утром солистка улетела на гастроли в Краснодар, а оркестр в поездку по Германии.
Через три месяца пришло сообщение, что Людмиле Георгиевне Зыкиной присуждены Ленинская премия.

Впервые в истории государства Российского высшая награда Родины, которая в советское время ценилась артистами больше чем Нобелевская премия, была присуждена исполнительнице русских песен!
Л.Г.Зыкина так писала об этом: - Я благодарила партию и правительство за такую оценку моего труда, за внимание к песне, а сама думала о том, как начинала свой путь к Песне, как простой девчонкой из Черемушек стояла перед конкурсной комиссией хора им. Пятницкого. Вспоминала, как пришла на эстраду, как требовали от меня администраторы обязательно завлекаюшей частушки или шлягерной советской песни, как пришлось утверждать свой «жанр», как в сборных концертах приходилось вызвать на творческое соревнование псевдонародных исполнителей. И вот русская песня, восхищающая весь мир, впервые получила столь высокую награду Родины…
Особенно дороги для Людмилы Георгиевны были строки из газеты «Известия»:Ленинская премия певицы Зыкиной знаменует официальное признание и торжество ее исполнительской манеры и стиля».
В 1972 году снова длительные гастроли по Америке и Канаде с оркестром им.Осипова солистка поехала как Лауреат Ленинской премии, Народная артистка РСФСР…
За 80 дней солистка выступила в 70 концертах, проехала более 20.000 км!...
Интересно рассказывала Людмила Зыкина о том, как это было:
«Поездка складывалась непросто. Оркестр имени Осипова в Америке был мало известен. Репертуар от Чайковского до современных авторов – казался американцам более чем странным.
Некоторые критики в начале гастролей утверждали, будто исполнение классики на осиповских балалайках и домрах – кощунство… Но после первых же концертов тон высказываний изменился.
«Триумф «Балалайки» - очевиден, заявила устраивавшая гастроли компания «Колумбия». Газеты писали, что русские песни «преодолели языковой барьер…»
В Канаде смогла попасть на концерт Эллы Фидцжеральд, на приеме в советском посольстве встретилась в Ваном Клиберном…

И в последующие годы солистка продолжала много и плодотворно сотрудничать с оркестром им. Осипова. Но она чувствовала, что ей необходим больший размах. Она задумала создать коллектив, с которым бы смогла самостоятельно пропагандировать русскую песню по всему миру, в основу которого будет положено исполнение русских песен...
К тому времени у нее была слава, имя, огромный опыт работы с оркестром имени Осипова, поддержка в правительстве… Она уже стала Великой и неповторимой Зыкиной, гордостью России!
Тогда-то и появился коллектив, ее дитя, которое выросло в Государственный республиканский русский народный Ансамбль «Россия».
Начался новый этап в творчестве Людмилы Георгиевны Зыкиной…
Владимир Ионченков,
28-06-2009 11:05
(ссылка)
От Лигиты... Л.Серебренников, В.Готовцева и квартет "Моск.б-ка"
Владимир Ионченков,
26-02-2009 17:45
(ссылка)
Миг исключения... ПРЕМЬЕРА!!! А.Шулятьева и Московская балалайка
Владимир Ионченков,
26-02-2009 17:44
(ссылка)
От Павла Иванова. Владимир и его друзья в Норвегии.2008 г.
Владимир Ионченков,
26-02-2009 17:41
(ссылка)
ЛУЧШЕ НЕТУ ТОГО ЦВЕТУ. К"Мос.б-ка",Л.Серебренников и В.Готовцева
Владимир Ионченков,
26-02-2009 17:39
(ссылка)
Я Вас любил.Нар.артист СССР Артур Эйзен в сопр.кв. Мос.балалайка
Владимир Ионченков,
24-02-2009 10:41
(ссылка)
От Silvia Silvia Первый снег... Норвегия...Фото В.И. 2008 г.
В этой группе, возможно, есть записи, доступные только её участникам.
Чтобы их читать, Вам нужно вступить в группу
Чтобы их читать, Вам нужно вступить в группу