История хип-хоп танца
История хип-хоп танца

История хип-хопа зарождалась в конце 60-х годов 20-го века и продолжает
развиваться по сей день. То, что началось более 30 лет назад, вылилось в
собственное движение и культуру. Хип-хоп культура возникла в Нью-Йорке среди
негритянских и латинских гетто. Уличная культура существовала испокон веков во
всех странах. Но в США, где есть гетто, она имела особую изолированность от
общества. И вот она выплеснулась на улицы белых кварталов, а затем в массы -
шоу-бизнес, дискотеки, кино и т.д.
Хип-хоп культура была международно признана с 70-х гг. Главными ее
составляющими являются рэп (МС’ing - эмсиинг), брэйк-дэнс, граффити, уличные
виды спортивных игр. А начиналось все так. Несмотря на то, что хип-хоп как образ
жизни зародился давно в самых разных уголках Северной Америки, истинной родиной
считается Южный Бронкс - черное гетто Нью-Йорка, один из беднейших кварталов. Но
слова хип-хоп тогда еще не было, его придумал несколько лет спустя легендарный
DJ (диджей) Африка Бамбаатаа, когда повзрослевшая культура уже нуждалась в общем
названии.
В Южный Бронкс в 1967 году приехал из Ямайки Clive Campbell, получивший
прозвище Кул Херк (Kool Herc). Он считается одним из основателей хип-хопа. Кул
Херк стал тем, что позднее получило название «ди-джей». Он привнес с собой
ямайский стиль, где главное было в ведущей роли ди-джея. На Ямайке DJ был
«хозяином» музыкальной системы, вокруг которой складывалась молодежная жизнь. Он
сам устраивал вечеринки, произносил в микрофон интересные речи-маевки. Вскоре
его стали называть МС (“master of ceremony” - «эм-си» мастер церемонии) - он
подбирал пластинки, проигрывал, анонсировал их. А когда ди-джей стал помимо
анонсирования произносить под музыку ритмические тексты, это стало называться
словом «рэп». Кул Херк не проигрывал поп-хиты, он предпочитал более жесткий
черный фанк типа Джеймса Брауна, соул и ритм-энд-блюз (R’n’B). Влияние Кул Херка
с подобными вечеринками распространялось и вскоре он, Grandmaster Flash, Afrika
Bambaataa и Grandmaster Caz начали играть на вечеринках по всему Бронксу, а
также в Бруклине, Манхэттэне. Вскоре Кул Херк для удобства танцоров начинает
повторять инструментальные перерывы - так называемые брэйки - между куплетами,
во время которых на танцпол выходили танцоры и показывали свое мастерство. Кул
Херк отметил энтузиазм танцоров к таким брэйкам и придумал термин “B-Boy” (би-бой),
“Break boys” - для тех, кто движется в манере брэйка, а сам танец получил
название breakdancing style (breaking). «Эм-си» стало синонимом рэпа уже тогда,
когда рэпперами сделались не только ди-джеи, а и исполнители, умеющие двигаться
в специальной хипхоповской манере. В конце 60-х брэйк существовал в виде двух
самостоятельных танцев - нью-йоркского акробатического стиля, который у нас
называется нижним брэйком, и лос-анжелесской пантомимы (верхний брэйк). Именно
акробатический стиль брэйкинга первоначально крутили би-бои в брэйках. Популярен
он стал после того, как в 1969 Джеймс Браун написал фанк-хит «The Good Foot» и
исполнил на сцене элементы этого танца. Этот стиль положил начало танцевальным
соревнованиям. В конце 70-х произошло расширение влияния и географии хип-хопа,
сначала в Нью-Йорке. В районах Harlem, Bronx, Queens начали выступать диджеи и
брэйкерские группы. Начались «сражения» между диджеями, соревнования танцоров.
Различные уличные шайки танцоров стали известными как брэйкинг-команды, которые
практиковались, выступали вместе, развивали свое мастерство.
Все это привело к положительным последствиям - снизилась агрессивность
разборок между уличными группировками, отрицательная энергия реализовывалась в
другой мирной форме. Хип-хоп культура представляла политически мотивированную
альтернативу преступлениям, насилию. Хип-хоп-танцевальные сражения удерживали
детей и молодежь Нью-Йорка от наркотиков, алкоголя и уличного насилия, так как
занятие брэйк-дэнсом требовало здорового образа жизни. Хип-хоп оздоровил
обстановку в криминальных кварталах Нью-Йорка. Музыка и танец по истине являются
универсальным средством для преодоления барьеров между людьми! Бамбаатаа даже
заявлял, что когда они создавали хип-хоп культуру, то создавали ее, думая и
надеясь, что эта новая идея будет стоять рядом с понятиями мир, любовь,
братство, дружба, единство, чтобы люди могли уйти от того негатива, который
заполнял улицы. И несмотря на то, что негативные вещи все еще случались, хип-хоп
культура, прогрессируя, играет большую роль в разрешении конфликтов, а также все
больше укрепляет свое положительное влияние.
Бамбаатаа сформировал свою собственную брэйкерскую команду под названием
Zulu Nation, которая в конечном итоге выросла в организацию и включала в себя
рэпперов, ди-джеев, граффити-художников, танцоров. Zulu Nation наряду с другими
командами способствовала популяризации брэйк-дэнсинга. Бамбаатаа включал в
хип-хоп культуру 5 элементов: MC’инг(“Rapping” - рэп), Ди-джеинг, Граффити
(Writing), Танцы (Breaking, Up-Rocking, Popping, Locking) и знания. Последний
пункт по его ощущению означает, что существует недостаток знаний о хип-хоп
культуре.
Лос-анжелесская пантомима, называемая «boogie», шла от негритянской
традиции. Знаменитый «ticking» - ломаная пляска, в которой танцора заклинивает в
разных положениях, - имеет африканские корни. «Waiving», в котором тело движется
свободными волнами, возник, как ритмический припев к тикингу. В 1969 танцор Дон
Кэмпбэл создал «кэмпбэллоккинг» как попсовый вариант народного танца. Вскоре его
название трансформировалось в «locking». В 1973-77 Lockotron Jon и Shabadoo
вводили “locking” и “popping” в Нью-Йорке. Это была первая реальная форма
хип-хоп танца. В 1978 хип-хоп танец продолжает развиваться со стилями “popping”
и “the robot”.
B-boy команды Breakmachine, Uprock, а также мотор-команды “Rock Steady Crew,
Dynamic Rockers, Floormasters Incredible Breakers и Magnificent Force
развивались, улучшали свое мастерство и выходили на сцену. В дискотечный брэйк
лос-анжелесский буги пришел в виде стиля «робот».
Ветеран хип-хопа и ведущий би-бой с 70-х годов ХХ века - Richard Colon по
прозвищу “Crazy Legs”. Его брэйк-дэнс группа “Rock Steady Crew” - одна из самых
громких, мотор, вытянувший новую культуру хип-хопа из мрака начала 80-х. Брэйк и
рэп стали синонимами хип-хопа, к которому относится также и граффити, как один
из факторов, способствовавший популяризации хип-хопа.. На слэнге человек,
занимающийся граффити, называется «tag». Поначалу уличные художники
разрисовывали стены зданий, вагоны метро красками-спреем. Постепенно наиболее
интересные картинки перекочевали в арт-галереи. Став модным, хип-хоп вышел за
пределы США и охватил на какой-то период часть белой молодежи. Интерес белой
молодежи к хип-хопу как в Америке, так и в других странах, начался скорее всего
с брэйк-дэнса, где не нужно было знания языка, потому что язык движений
универсален. А этот диковинный способ двигаться вызвал колоссальный интерес в
середине 80-х, после выхода двух кинофильмов «Breakin» и «Beat Street». Белые
молодые люди стали проникаться идеями брэйка и рэпа. В молодежной среде многих
стран возникла яркая вспышка интереса к брэйк-дэнсу и рэпу. Во второй половине
80-х увлечение перешло в более спокойное русло.
В середине 80-х рэп выходит за рамки хип-хоп культуры в мэйнстрим американской
музыкальной индустрии, белые музыканты начали воспринимать и охватывать новый
стиль. Некоторые поп-группы стали в какой-то степени пропагандистами хип-хопа,
увидев там нечто интересное и новое. Возникало творческое сотрудничество, что
способствовало расширению международной известности хип-хопа. В это время
история хип-хопа продолжает развиваться быстрым темпом. В 1986 рэп достиг
вершины десятки чарта Billboard с композицией Beastie Boys “(You Gotta) Fight
for Your Right (To Party!)” и композицией Run-DMC и Aerosmith “Walk This Way”.
Run-DMC, известные соединением рок-музыки с их рэпом, стали одной из первых
рэп-групп, регулярно показываемой по MTV.
В 90-х наблюдается вторая волна интереса к хип-хопу, особенно к рэпу. Брэйк
оказался сложным для масс молодых людей и стал уделом небольшой группы молодежи.
В 90-х рэп становится все более эклектическим, демонстрируя безграничную
способность брать сэмплы из любой музыкальной формы. Некоторые рэп-исполнители
заимствовали из джаза, используя сэмплы, также как и живую музыку. По мере того,
как рэп становился все более возрастающей частью американского мэйнстрима в
музыке в 90-х, политический рэп становился менее заметным, в то время как
гангстерский рэп, представленный Geto Boys, Snoop Doggy Dogg, и Tupac Shakur,
становился более популярным. С середины 1980-х рэп музыка сильно повлияла на
черную и белую культуры в Северной Америке. Многое из слэнга хип-хоп культуры,
становилось обычной частью словаря существенной части молодых людей различного
этнического происхождения. Сторонники гангстерского рэпа аргументировали, что не
имеет значения, кто слушает музыку, рэперы оправданы тем, что они точно
отображают жизнь в бедных районах Америки.
Хип-хоп танец может быть разделен на два основных типа: old school (старая
школа хип-хопа) и new style (новая школа хип-хопа). Старая школа (old school)
включает в себя popping, locking, breakdance. Popping в свою очередь делится на
boоgaloo, electric boоgaloo, tetris, waiving, robot, egypcian, pop corn. Стиль
“locking” cтал сценическим стандартом для многих черных певцов и такие звезды
MTV как Janet Jackson и ее танцоры, а также многие другие движутся именно в этом
стиле.
В 90-х произошло появление новой формы хип-хопа, который соединяет движения
из стилей старой школы: поппинг, локкинг, брэйкдэнсинг (но больше
концентрируется на работе ног, в противовес акробатическому стилю), а также из
многих других стилей. Позже люди начали определять этот стиль как новую школу
(new school). Постепенно, проникая в поп-культуру, впитывая в себя все новые
элементы и стили, трансформируясь, хип-хоп становится ведущим танцевальным
направлением и выделяется в отдельное направление - hip-hop new style. Сейчас в
видеоклипах знаменитых звезд хип-хоп и R’n’B музыки, мы видим танцоров,
двигающихся в стиле new style hip-hop. Хип-хоп как танцевальное направление
является настолько популярным, что он проник в нашу жизнь повсеместно - в шоу,
клипы, школы и центры танцев, фитнес-клубы, кино, театр и т.д.
Спустя более, чем 30 лет с момента вспышки и развития хип-хопа нет никаких
признаков спада этой культуры. И смотря вперед, можно с точностью сказать, что
будущее этой культуры светлое, так как много страниц в истории хип-хопа еще не
написаны.

История хип-хопа зарождалась в конце 60-х годов 20-го века и продолжает
развиваться по сей день. То, что началось более 30 лет назад, вылилось в
собственное движение и культуру. Хип-хоп культура возникла в Нью-Йорке среди
негритянских и латинских гетто. Уличная культура существовала испокон веков во
всех странах. Но в США, где есть гетто, она имела особую изолированность от
общества. И вот она выплеснулась на улицы белых кварталов, а затем в массы -
шоу-бизнес, дискотеки, кино и т.д.
Хип-хоп культура была международно признана с 70-х гг. Главными ее
составляющими являются рэп (МС’ing - эмсиинг), брэйк-дэнс, граффити, уличные
виды спортивных игр. А начиналось все так. Несмотря на то, что хип-хоп как образ
жизни зародился давно в самых разных уголках Северной Америки, истинной родиной
считается Южный Бронкс - черное гетто Нью-Йорка, один из беднейших кварталов. Но
слова хип-хоп тогда еще не было, его придумал несколько лет спустя легендарный
DJ (диджей) Африка Бамбаатаа, когда повзрослевшая культура уже нуждалась в общем
названии.
В Южный Бронкс в 1967 году приехал из Ямайки Clive Campbell, получивший
прозвище Кул Херк (Kool Herc). Он считается одним из основателей хип-хопа. Кул
Херк стал тем, что позднее получило название «ди-джей». Он привнес с собой
ямайский стиль, где главное было в ведущей роли ди-джея. На Ямайке DJ был
«хозяином» музыкальной системы, вокруг которой складывалась молодежная жизнь. Он
сам устраивал вечеринки, произносил в микрофон интересные речи-маевки. Вскоре
его стали называть МС (“master of ceremony” - «эм-си» мастер церемонии) - он
подбирал пластинки, проигрывал, анонсировал их. А когда ди-джей стал помимо
анонсирования произносить под музыку ритмические тексты, это стало называться
словом «рэп». Кул Херк не проигрывал поп-хиты, он предпочитал более жесткий
черный фанк типа Джеймса Брауна, соул и ритм-энд-блюз (R’n’B). Влияние Кул Херка
с подобными вечеринками распространялось и вскоре он, Grandmaster Flash, Afrika
Bambaataa и Grandmaster Caz начали играть на вечеринках по всему Бронксу, а
также в Бруклине, Манхэттэне. Вскоре Кул Херк для удобства танцоров начинает
повторять инструментальные перерывы - так называемые брэйки - между куплетами,
во время которых на танцпол выходили танцоры и показывали свое мастерство. Кул
Херк отметил энтузиазм танцоров к таким брэйкам и придумал термин “B-Boy” (би-бой),
“Break boys” - для тех, кто движется в манере брэйка, а сам танец получил
название breakdancing style (breaking). «Эм-си» стало синонимом рэпа уже тогда,
когда рэпперами сделались не только ди-джеи, а и исполнители, умеющие двигаться
в специальной хипхоповской манере. В конце 60-х брэйк существовал в виде двух
самостоятельных танцев - нью-йоркского акробатического стиля, который у нас
называется нижним брэйком, и лос-анжелесской пантомимы (верхний брэйк). Именно
акробатический стиль брэйкинга первоначально крутили би-бои в брэйках. Популярен
он стал после того, как в 1969 Джеймс Браун написал фанк-хит «The Good Foot» и
исполнил на сцене элементы этого танца. Этот стиль положил начало танцевальным
соревнованиям. В конце 70-х произошло расширение влияния и географии хип-хопа,
сначала в Нью-Йорке. В районах Harlem, Bronx, Queens начали выступать диджеи и
брэйкерские группы. Начались «сражения» между диджеями, соревнования танцоров.
Различные уличные шайки танцоров стали известными как брэйкинг-команды, которые
практиковались, выступали вместе, развивали свое мастерство.
Все это привело к положительным последствиям - снизилась агрессивность
разборок между уличными группировками, отрицательная энергия реализовывалась в
другой мирной форме. Хип-хоп культура представляла политически мотивированную
альтернативу преступлениям, насилию. Хип-хоп-танцевальные сражения удерживали
детей и молодежь Нью-Йорка от наркотиков, алкоголя и уличного насилия, так как
занятие брэйк-дэнсом требовало здорового образа жизни. Хип-хоп оздоровил
обстановку в криминальных кварталах Нью-Йорка. Музыка и танец по истине являются
универсальным средством для преодоления барьеров между людьми! Бамбаатаа даже
заявлял, что когда они создавали хип-хоп культуру, то создавали ее, думая и
надеясь, что эта новая идея будет стоять рядом с понятиями мир, любовь,
братство, дружба, единство, чтобы люди могли уйти от того негатива, который
заполнял улицы. И несмотря на то, что негативные вещи все еще случались, хип-хоп
культура, прогрессируя, играет большую роль в разрешении конфликтов, а также все
больше укрепляет свое положительное влияние.
Бамбаатаа сформировал свою собственную брэйкерскую команду под названием
Zulu Nation, которая в конечном итоге выросла в организацию и включала в себя
рэпперов, ди-джеев, граффити-художников, танцоров. Zulu Nation наряду с другими
командами способствовала популяризации брэйк-дэнсинга. Бамбаатаа включал в
хип-хоп культуру 5 элементов: MC’инг(“Rapping” - рэп), Ди-джеинг, Граффити
(Writing), Танцы (Breaking, Up-Rocking, Popping, Locking) и знания. Последний
пункт по его ощущению означает, что существует недостаток знаний о хип-хоп
культуре.
Лос-анжелесская пантомима, называемая «boogie», шла от негритянской
традиции. Знаменитый «ticking» - ломаная пляска, в которой танцора заклинивает в
разных положениях, - имеет африканские корни. «Waiving», в котором тело движется
свободными волнами, возник, как ритмический припев к тикингу. В 1969 танцор Дон
Кэмпбэл создал «кэмпбэллоккинг» как попсовый вариант народного танца. Вскоре его
название трансформировалось в «locking». В 1973-77 Lockotron Jon и Shabadoo
вводили “locking” и “popping” в Нью-Йорке. Это была первая реальная форма
хип-хоп танца. В 1978 хип-хоп танец продолжает развиваться со стилями “popping”
и “the robot”.
B-boy команды Breakmachine, Uprock, а также мотор-команды “Rock Steady Crew,
Dynamic Rockers, Floormasters Incredible Breakers и Magnificent Force
развивались, улучшали свое мастерство и выходили на сцену. В дискотечный брэйк
лос-анжелесский буги пришел в виде стиля «робот».
Ветеран хип-хопа и ведущий би-бой с 70-х годов ХХ века - Richard Colon по
прозвищу “Crazy Legs”. Его брэйк-дэнс группа “Rock Steady Crew” - одна из самых
громких, мотор, вытянувший новую культуру хип-хопа из мрака начала 80-х. Брэйк и
рэп стали синонимами хип-хопа, к которому относится также и граффити, как один
из факторов, способствовавший популяризации хип-хопа.. На слэнге человек,
занимающийся граффити, называется «tag». Поначалу уличные художники
разрисовывали стены зданий, вагоны метро красками-спреем. Постепенно наиболее
интересные картинки перекочевали в арт-галереи. Став модным, хип-хоп вышел за
пределы США и охватил на какой-то период часть белой молодежи. Интерес белой
молодежи к хип-хопу как в Америке, так и в других странах, начался скорее всего
с брэйк-дэнса, где не нужно было знания языка, потому что язык движений
универсален. А этот диковинный способ двигаться вызвал колоссальный интерес в
середине 80-х, после выхода двух кинофильмов «Breakin» и «Beat Street». Белые
молодые люди стали проникаться идеями брэйка и рэпа. В молодежной среде многих
стран возникла яркая вспышка интереса к брэйк-дэнсу и рэпу. Во второй половине
80-х увлечение перешло в более спокойное русло.
В середине 80-х рэп выходит за рамки хип-хоп культуры в мэйнстрим американской
музыкальной индустрии, белые музыканты начали воспринимать и охватывать новый
стиль. Некоторые поп-группы стали в какой-то степени пропагандистами хип-хопа,
увидев там нечто интересное и новое. Возникало творческое сотрудничество, что
способствовало расширению международной известности хип-хопа. В это время
история хип-хопа продолжает развиваться быстрым темпом. В 1986 рэп достиг
вершины десятки чарта Billboard с композицией Beastie Boys “(You Gotta) Fight
for Your Right (To Party!)” и композицией Run-DMC и Aerosmith “Walk This Way”.
Run-DMC, известные соединением рок-музыки с их рэпом, стали одной из первых
рэп-групп, регулярно показываемой по MTV.

В 90-х наблюдается вторая волна интереса к хип-хопу, особенно к рэпу. Брэйк
оказался сложным для масс молодых людей и стал уделом небольшой группы молодежи.
В 90-х рэп становится все более эклектическим, демонстрируя безграничную
способность брать сэмплы из любой музыкальной формы. Некоторые рэп-исполнители
заимствовали из джаза, используя сэмплы, также как и живую музыку. По мере того,
как рэп становился все более возрастающей частью американского мэйнстрима в
музыке в 90-х, политический рэп становился менее заметным, в то время как
гангстерский рэп, представленный Geto Boys, Snoop Doggy Dogg, и Tupac Shakur,
становился более популярным. С середины 1980-х рэп музыка сильно повлияла на
черную и белую культуры в Северной Америке. Многое из слэнга хип-хоп культуры,
становилось обычной частью словаря существенной части молодых людей различного
этнического происхождения. Сторонники гангстерского рэпа аргументировали, что не
имеет значения, кто слушает музыку, рэперы оправданы тем, что они точно
отображают жизнь в бедных районах Америки.
Хип-хоп танец может быть разделен на два основных типа: old school (старая
школа хип-хопа) и new style (новая школа хип-хопа). Старая школа (old school)
включает в себя popping, locking, breakdance. Popping в свою очередь делится на
boоgaloo, electric boоgaloo, tetris, waiving, robot, egypcian, pop corn. Стиль
“locking” cтал сценическим стандартом для многих черных певцов и такие звезды
MTV как Janet Jackson и ее танцоры, а также многие другие движутся именно в этом
стиле.
В 90-х произошло появление новой формы хип-хопа, который соединяет движения
из стилей старой школы: поппинг, локкинг, брэйкдэнсинг (но больше
концентрируется на работе ног, в противовес акробатическому стилю), а также из
многих других стилей. Позже люди начали определять этот стиль как новую школу
(new school). Постепенно, проникая в поп-культуру, впитывая в себя все новые
элементы и стили, трансформируясь, хип-хоп становится ведущим танцевальным
направлением и выделяется в отдельное направление - hip-hop new style. Сейчас в
видеоклипах знаменитых звезд хип-хоп и R’n’B музыки, мы видим танцоров,
двигающихся в стиле new style hip-hop. Хип-хоп как танцевальное направление
является настолько популярным, что он проник в нашу жизнь повсеместно - в шоу,
клипы, школы и центры танцев, фитнес-клубы, кино, театр и т.д.
Спустя более, чем 30 лет с момента вспышки и развития хип-хопа нет никаких
признаков спада этой культуры. И смотря вперед, можно с точностью сказать, что
будущее этой культуры светлое, так как много страниц в истории хип-хопа еще не
написаны.
История происхождения рэпа!
История происхождения рэпа! 19:15
В середине 70-х гг. в США распространились дискотеки. Здесь парила
музыка диско. Ориентированная на так называемый средний класс, она
идеально подходила для отдыха в конце рабочей недели. Танцевальный
ритм, незатейливые мелодии и простые тексты обеспечили диско
коммерческий успех. Пластинки продавались огромными тиражами, сотнями
открывались ночные клубы (подчас довольно дорогие).
Однако
некоторым слоям населения такой отдых был не по карману. И поэтому
вполне закономерно, что появилась новая танцевальная музыка, доступная
всем – независимо от материального положения. Постепенно она завоевала
свою аудиторию. Назвали эту музыку «рэп». Родина рэпа – бедный район
Нью-Йорка – Южный Бронкс. Именно здесь в начале 70-х гг.,
преимущественно в латино-американских и афро-американских кварталах,
возникло явление, которое позднее стали именовать культурой хип-хоп.
Термины «рэп» и «хип-хоп» часто употребляют как синонимы, что не совсем
верно. Хип-хоп (hip hop) включает в себя настенные росписи – граффити
(um. Graffity – «нацарапанные»), уникальный по своей пластичности танец
брейк-данс (break dance), манеру спортивно одеваться и, наконец,
музыкальное направление рэп (rap).
Ключевая фигура в истории
рэпа – Кул Ди-Джей Херк (Kool DJ Herc). Этот диск-жокей ямайского
происхождения появился в Южном Бронксе в 1967 г. Именно он одним из
первых начал использовать лупинг (looping, от loop – «петля») –
циклическое воспроизведение определенного звукового фрагмента или
сэмпла (sample – “образец”). В качестве сэмплов Херк использовал брейки
(break – «разрыв», «перерыв», «передышка») – места в музыкальной
композиции, где основные инструменты временно умолкают и слышны только
басы и ударные или одни ударные. Из-под рук диск-жокея выходил сплошной
ритм, под который было удобно танцевать брейк-данс, чем с удовольствием
и пользовались слушатели.
«Крестным отцом» рэпа считают
Грэндмастера Флэша (Grandmaster Flash, настоящие имя и фамилия Джозеф
Сэддлер, Joseph Saddler, родился в 1958 г.). Он перенял технику Херка и
усовершенствовал ее. Флэп ставил рядом с собой два проигрывателя с
одинаковой записью и попеременно включал их. Пока нужный отрывок
воспроизводился с первой пластинки, диск-жокей имел достаточно времени,
чтобы отыскать начало данного фрагмента на второй. Кроме того, во время
воспроизведения первого диска Флэш производил различные манипуляции со
вторым и добивался очень интересных звуковых эффектов. Данная техника
получила название скрэтчинг (scratching, от scratch – «царапать»,
«скрести»). В 1976 г. Грэндмастер Флэш решил, что ему не помешает
напарник-вокалист. (Вокал в рэпе под стать музыке – не пение, а быстрый
ритмичный речитатив.) Опыт удался, и в результате Грэндмастер
сформировал собственную групп «Фьюриос Файв» ( The Furious Five –
«Неистовая пятерка»). Вскоре вышел ее первый сингл «Суперрэпинг» (Super
Rappin’). Начало новому направлению было положено.
Рэп
действительно доступен каждому. Для его исполнения не обязательно
использовать дорогостоящие музыкальные инструменты – достаточно двух
проигрывателей, чужой музыки для сэмплов, умения рифмовать строчки и
немного фантазии. Вскоре появилось огромное количество молодежных
групп, исполнявших свою музыку и под открытым небом, и в клубах. Тексты
в основном были посвящены тяготам жизни в бедных кварталах больших
городов.
В 1979 г. Группа «Шугархилл Гэнг» (The Sugarhill Gang
– «Банда с Сахарного холма») выпустила сингл «Восторг рэпера» (Rapper’s
Delight). Пластинка разошлась двухмиллионным тиражом в США и заняла
почетные места в хит-парадах многих стран. С нее начался переход рэпа с
улиц и дискотек в студии звукозаписи.
В 1980 г. лучшим
диск-жокеем Нью-Йорка был признан Африка Бамбаатаа (Afrika Bambaataa,
настоящие имя и фамилия Кевин Донован, Kevin Donovan, родился в 1960
г.) Через два года вышли его первые синглы «Сенсация джаззи» (Jazzy
Sensation) и «Планета Рок» (Planet Rock). В этих и последующих
студийных работах Бамбаатаа заложил основы многих танцевальных течений
конца 80-х гг.
Рэп-индустрия набирала обороты. Брейк-данс
вошел в моду в Европе. Граффити можно было встретить не только в США,
Германии или Италии, но и в Японии. Хип-хоп стал частью массовой
културы. Во многом это произошло благодаря американскому продюсеру
Расселу Симмонзу (Russell Simmons). Начиная с 1983 г. он вывел в свет
таких исполнителей, как Эл Эл Кул Джей (L L Cool J), группы «Бисти
Бойз» (The Beastie Boys), «Ран Ди-Эм-Си» (Run DMC), «Паблик Энеми»
(Public Enemy) и др.
«Ран Ди-Эм-Си» по праву считаются
«королями рэпа» 80-х гг. Дебютный альбом группы появился в 1984 г. и
сразу заработал «золото». Затем были концертные туры, киносъемки,
участие в престижных фестивалях. Но настоящая известность пришла к
музыкантам после выхода сингла «Иди туда» (Walk This Way, 1986 г.),
записанного совместно с группой «Аэросмит». Альбом «Ад поднимается»
(Raising’ Hell, 1987 г.) был распродан в США в количестве трех
миллионов экземпляров. Он стал первым «платиновым» рэп-альбомом и
первым диском, занявшим верхние позиции в хит-парадах рок-музыки. «Ран
Ди-Эм-Си» оказались и первой рэп-группой, показанной по кабельному
музыкальному телевидению Эм-ти-ви (MTV); музыкантов сфотографировали
для обложки престижного журнала «Биллборд» (Billboard).
Еще
одна знаковая фигура на рэп-сцене – Эм Си Хэммер (MC Hammer, настоящие
имя и фамилия Стэнли Керк Баррелл, Stanley Kerk Burrell, родился в 1962
г.). Выросший в глубоко религиозной семье, он в действительности не
изведал той «уличной жизни», о которой пел. Однако Хэммер был
талантливым певцом и не менее одаренным танцором. Его второй диск
«Пожалуйста, Хэммер, не причиняй им вреда» (Please, Hammer Don’t Hurt
‘Em, 1990 г.) разошелся десятимиллионным тиражом и оказался наиболее
раскупаемым альбомом в истории рэпа. А песня с этой пластинки – «Это
нельзя потрогать» (U Can’t Touch This) – завоевала премию «Грэмми» в
двух номинациях. Эм Си Хэммер доказал, что рэп может быть по-настоящему
коммерчески успешным.
В противовес коммерческому рэпу в начале
90-х гг. появился гангста-рэп (gangsta rap – «гангстерский рэп»). Для
этого течения характерно более агрессивное звучание и обилие
ненормативной лексики в текстах, которые в основном посвящены
криминальной тематике и нередко автобиографичны. Возникновение данного
течения в первую очередь связано с группой «H.B.A.» (N.W.A.). Она сразу
привлекла внимание не только слушателей, но и правоохранительных
органов. Песни, главной темой которых был секс, насилие и преступный
образ жизни, оказались предметом официального расследования. Вскоре
после своего образования группа распалась из-за финансовых
недоразумений с менеджером.
В 90-х гг. рэп-музыку начали
классифицировать по региональному признаку. Появились термины
ист-коуст-рэп (East Coast rep – «рэп Восточного побережья») и
уэст-коуст-рэп (West Coast rap – «рэп Западного побережья»). Если в
80-х гг. тон всему рэп-движению задавал Нью-Йорк, то к началу 90-х гг.
музыканты Лос-Анджелеса отказались от следования образцам Восточного
побережья. Пока восточные рэперы оттачивали речевое мастерство,
западные обратились к экспериментам с музыкой. В результате возник
особый стиль Западного побережья, в котором важны и музыка, и текст. К
середине 90-х гг. центр рэп-движения переместился в Калифорнию.
Программный альбом для рэп-сцены Западного побережья – диск «Хроника»
(The Chronic) бывшего участника группы “H.B.A.” Доктора Дри (Dr. Dre,
настоящие имя и фамилия Андре Янг, Andre Young, родился в 1965 г.),
выпущенный в 1992 г. Изобретенный Дри новый стиль, который музыкант
назвал джи-фанк (G-funk), пришелся по душе и слушателям, и исполнителям
рэпа. Медленные ритмы, глубокие басовые линии, «фанковые» гитары и
дополнительный женский вокал – отличительные черты этого стиля.
Появилось множество последователей джи-фанка, большинство которых
издавались на собственной звукозаписывающей фирме Доктора Дри «Дэт Роу»
(Death Row Records). Самому Доктору Дри роль продюсера понравилась, и
он с удовольствием помогал начинающим исполнителям. Именно Дри обязаны
своим успехом Снуп Доги Дог (Snoop Doggy Dog), Уоррен Джи (Warren G),
Тупак Шакур и др.
После смерти Тупака Шакура Доктор Дри
объявил, что гангстерский рэп исчерпал себя, и покинул «Дэт Роу». Дри
продолжает различные новые начинания. Один из его последних подопечных
– Эминем – самый заметный исполнитель на сегодняшней рэп-сцене.
На Восточном побережье большую роль в развитии рэп-движения играет Пафф
Дэдди (Puff Daddy, настоящие имя и фамилия Шон Кумбз, Sean Combs,
родился в 1970 г.) – владелец фирмы звукозаписи «Бэд Бой Энтертейнмент»
(Bad Boy Entertainment). Главным музыкантом этой фирмы, да и всего
нью-йоркского рэпа в целом, был Ноториус Би Ай Джи (Notorious B.I.G.,
настоящие имя и фамилия Кристофер Уоллис, Christopher Wallce,
1972-1996). Но он был убит через шесть месяцев после Шакура при схожих
обстоятельствах. Второй альбом Би Ай Джи, выпущенный уже после его
смерти, стал шестикратно «платиновым».
На Восточном побережье
работают и много независимых музыкантов, которые не сотрудничают с «Бэд
Бой Энтертейнмент». Особенно интересна группа «Фьюджиз» (The Fugees).
Музыку, которую исполняет этот коллектив, критики не случайно окрестили
«рэп-эклектикой». Она представляет собой смесь рэпа с джазом, рэггеем и
др.
Рэп стал не только голосом нескольких поколений городской
молодежи, но и колыбелью современной клубной культуры. Именно на
рэп-вечеринках зародилась техника игры, которая сейчас повсеместно
используется в танцевальных клубах; именно на таких вечеринках начал
формироваться образ современного диск-жокея. Можно без преувеличения
сказать, что культура хип-хоп дала толчок развитию всей электронной
танцевальной музыки 90-х гг. В начале нового твсячелетия рэп переживает
очередной подъем и, вероятно, в будущем подарит своим поклонникам еще
немало интересных исполнителей.
В середине 70-х гг. в США распространились дискотеки. Здесь парила
музыка диско. Ориентированная на так называемый средний класс, она
идеально подходила для отдыха в конце рабочей недели. Танцевальный
ритм, незатейливые мелодии и простые тексты обеспечили диско
коммерческий успех. Пластинки продавались огромными тиражами, сотнями
открывались ночные клубы (подчас довольно дорогие).
Однако
некоторым слоям населения такой отдых был не по карману. И поэтому
вполне закономерно, что появилась новая танцевальная музыка, доступная
всем – независимо от материального положения. Постепенно она завоевала
свою аудиторию. Назвали эту музыку «рэп». Родина рэпа – бедный район
Нью-Йорка – Южный Бронкс. Именно здесь в начале 70-х гг.,
преимущественно в латино-американских и афро-американских кварталах,
возникло явление, которое позднее стали именовать культурой хип-хоп.
Термины «рэп» и «хип-хоп» часто употребляют как синонимы, что не совсем
верно. Хип-хоп (hip hop) включает в себя настенные росписи – граффити
(um. Graffity – «нацарапанные»), уникальный по своей пластичности танец
брейк-данс (break dance), манеру спортивно одеваться и, наконец,
музыкальное направление рэп (rap).
Ключевая фигура в истории
рэпа – Кул Ди-Джей Херк (Kool DJ Herc). Этот диск-жокей ямайского
происхождения появился в Южном Бронксе в 1967 г. Именно он одним из
первых начал использовать лупинг (looping, от loop – «петля») –
циклическое воспроизведение определенного звукового фрагмента или
сэмпла (sample – “образец”). В качестве сэмплов Херк использовал брейки
(break – «разрыв», «перерыв», «передышка») – места в музыкальной
композиции, где основные инструменты временно умолкают и слышны только
басы и ударные или одни ударные. Из-под рук диск-жокея выходил сплошной
ритм, под который было удобно танцевать брейк-данс, чем с удовольствием
и пользовались слушатели.
«Крестным отцом» рэпа считают
Грэндмастера Флэша (Grandmaster Flash, настоящие имя и фамилия Джозеф
Сэддлер, Joseph Saddler, родился в 1958 г.). Он перенял технику Херка и
усовершенствовал ее. Флэп ставил рядом с собой два проигрывателя с
одинаковой записью и попеременно включал их. Пока нужный отрывок
воспроизводился с первой пластинки, диск-жокей имел достаточно времени,
чтобы отыскать начало данного фрагмента на второй. Кроме того, во время
воспроизведения первого диска Флэш производил различные манипуляции со
вторым и добивался очень интересных звуковых эффектов. Данная техника
получила название скрэтчинг (scratching, от scratch – «царапать»,
«скрести»). В 1976 г. Грэндмастер Флэш решил, что ему не помешает
напарник-вокалист. (Вокал в рэпе под стать музыке – не пение, а быстрый
ритмичный речитатив.) Опыт удался, и в результате Грэндмастер
сформировал собственную групп «Фьюриос Файв» ( The Furious Five –
«Неистовая пятерка»). Вскоре вышел ее первый сингл «Суперрэпинг» (Super
Rappin’). Начало новому направлению было положено.
Рэп
действительно доступен каждому. Для его исполнения не обязательно
использовать дорогостоящие музыкальные инструменты – достаточно двух
проигрывателей, чужой музыки для сэмплов, умения рифмовать строчки и
немного фантазии. Вскоре появилось огромное количество молодежных
групп, исполнявших свою музыку и под открытым небом, и в клубах. Тексты
в основном были посвящены тяготам жизни в бедных кварталах больших
городов.
В 1979 г. Группа «Шугархилл Гэнг» (The Sugarhill Gang
– «Банда с Сахарного холма») выпустила сингл «Восторг рэпера» (Rapper’s
Delight). Пластинка разошлась двухмиллионным тиражом в США и заняла
почетные места в хит-парадах многих стран. С нее начался переход рэпа с
улиц и дискотек в студии звукозаписи.
В 1980 г. лучшим
диск-жокеем Нью-Йорка был признан Африка Бамбаатаа (Afrika Bambaataa,
настоящие имя и фамилия Кевин Донован, Kevin Donovan, родился в 1960
г.) Через два года вышли его первые синглы «Сенсация джаззи» (Jazzy
Sensation) и «Планета Рок» (Planet Rock). В этих и последующих
студийных работах Бамбаатаа заложил основы многих танцевальных течений
конца 80-х гг.
Рэп-индустрия набирала обороты. Брейк-данс
вошел в моду в Европе. Граффити можно было встретить не только в США,
Германии или Италии, но и в Японии. Хип-хоп стал частью массовой
културы. Во многом это произошло благодаря американскому продюсеру
Расселу Симмонзу (Russell Simmons). Начиная с 1983 г. он вывел в свет
таких исполнителей, как Эл Эл Кул Джей (L L Cool J), группы «Бисти
Бойз» (The Beastie Boys), «Ран Ди-Эм-Си» (Run DMC), «Паблик Энеми»
(Public Enemy) и др.
«Ран Ди-Эм-Си» по праву считаются
«королями рэпа» 80-х гг. Дебютный альбом группы появился в 1984 г. и
сразу заработал «золото». Затем были концертные туры, киносъемки,
участие в престижных фестивалях. Но настоящая известность пришла к
музыкантам после выхода сингла «Иди туда» (Walk This Way, 1986 г.),
записанного совместно с группой «Аэросмит». Альбом «Ад поднимается»
(Raising’ Hell, 1987 г.) был распродан в США в количестве трех
миллионов экземпляров. Он стал первым «платиновым» рэп-альбомом и
первым диском, занявшим верхние позиции в хит-парадах рок-музыки. «Ран
Ди-Эм-Си» оказались и первой рэп-группой, показанной по кабельному
музыкальному телевидению Эм-ти-ви (MTV); музыкантов сфотографировали
для обложки престижного журнала «Биллборд» (Billboard).
Еще
одна знаковая фигура на рэп-сцене – Эм Си Хэммер (MC Hammer, настоящие
имя и фамилия Стэнли Керк Баррелл, Stanley Kerk Burrell, родился в 1962
г.). Выросший в глубоко религиозной семье, он в действительности не
изведал той «уличной жизни», о которой пел. Однако Хэммер был
талантливым певцом и не менее одаренным танцором. Его второй диск
«Пожалуйста, Хэммер, не причиняй им вреда» (Please, Hammer Don’t Hurt
‘Em, 1990 г.) разошелся десятимиллионным тиражом и оказался наиболее
раскупаемым альбомом в истории рэпа. А песня с этой пластинки – «Это
нельзя потрогать» (U Can’t Touch This) – завоевала премию «Грэмми» в
двух номинациях. Эм Си Хэммер доказал, что рэп может быть по-настоящему
коммерчески успешным.
В противовес коммерческому рэпу в начале
90-х гг. появился гангста-рэп (gangsta rap – «гангстерский рэп»). Для
этого течения характерно более агрессивное звучание и обилие
ненормативной лексики в текстах, которые в основном посвящены
криминальной тематике и нередко автобиографичны. Возникновение данного
течения в первую очередь связано с группой «H.B.A.» (N.W.A.). Она сразу
привлекла внимание не только слушателей, но и правоохранительных
органов. Песни, главной темой которых был секс, насилие и преступный
образ жизни, оказались предметом официального расследования. Вскоре
после своего образования группа распалась из-за финансовых
недоразумений с менеджером.
В 90-х гг. рэп-музыку начали
классифицировать по региональному признаку. Появились термины
ист-коуст-рэп (East Coast rep – «рэп Восточного побережья») и
уэст-коуст-рэп (West Coast rap – «рэп Западного побережья»). Если в
80-х гг. тон всему рэп-движению задавал Нью-Йорк, то к началу 90-х гг.
музыканты Лос-Анджелеса отказались от следования образцам Восточного
побережья. Пока восточные рэперы оттачивали речевое мастерство,
западные обратились к экспериментам с музыкой. В результате возник
особый стиль Западного побережья, в котором важны и музыка, и текст. К
середине 90-х гг. центр рэп-движения переместился в Калифорнию.
Программный альбом для рэп-сцены Западного побережья – диск «Хроника»
(The Chronic) бывшего участника группы “H.B.A.” Доктора Дри (Dr. Dre,
настоящие имя и фамилия Андре Янг, Andre Young, родился в 1965 г.),
выпущенный в 1992 г. Изобретенный Дри новый стиль, который музыкант
назвал джи-фанк (G-funk), пришелся по душе и слушателям, и исполнителям
рэпа. Медленные ритмы, глубокие басовые линии, «фанковые» гитары и
дополнительный женский вокал – отличительные черты этого стиля.
Появилось множество последователей джи-фанка, большинство которых
издавались на собственной звукозаписывающей фирме Доктора Дри «Дэт Роу»
(Death Row Records). Самому Доктору Дри роль продюсера понравилась, и
он с удовольствием помогал начинающим исполнителям. Именно Дри обязаны
своим успехом Снуп Доги Дог (Snoop Doggy Dog), Уоррен Джи (Warren G),
Тупак Шакур и др.
После смерти Тупака Шакура Доктор Дри
объявил, что гангстерский рэп исчерпал себя, и покинул «Дэт Роу». Дри
продолжает различные новые начинания. Один из его последних подопечных
– Эминем – самый заметный исполнитель на сегодняшней рэп-сцене.
На Восточном побережье большую роль в развитии рэп-движения играет Пафф
Дэдди (Puff Daddy, настоящие имя и фамилия Шон Кумбз, Sean Combs,
родился в 1970 г.) – владелец фирмы звукозаписи «Бэд Бой Энтертейнмент»
(Bad Boy Entertainment). Главным музыкантом этой фирмы, да и всего
нью-йоркского рэпа в целом, был Ноториус Би Ай Джи (Notorious B.I.G.,
настоящие имя и фамилия Кристофер Уоллис, Christopher Wallce,
1972-1996). Но он был убит через шесть месяцев после Шакура при схожих
обстоятельствах. Второй альбом Би Ай Джи, выпущенный уже после его
смерти, стал шестикратно «платиновым».
На Восточном побережье
работают и много независимых музыкантов, которые не сотрудничают с «Бэд
Бой Энтертейнмент». Особенно интересна группа «Фьюджиз» (The Fugees).
Музыку, которую исполняет этот коллектив, критики не случайно окрестили
«рэп-эклектикой». Она представляет собой смесь рэпа с джазом, рэггеем и
др.
Рэп стал не только голосом нескольких поколений городской
молодежи, но и колыбелью современной клубной культуры. Именно на
рэп-вечеринках зародилась техника игры, которая сейчас повсеместно
используется в танцевальных клубах; именно на таких вечеринках начал
формироваться образ современного диск-жокея. Можно без преувеличения
сказать, что культура хип-хоп дала толчок развитию всей электронной
танцевальной музыки 90-х гг. В начале нового твсячелетия рэп переживает
очередной подъем и, вероятно, в будущем подарит своим поклонникам еще
немало интересных исполнителей.
настроение: Веселое
хочется: жить
слушаю: рэп
В этой группе, возможно, есть записи, доступные только её участникам.
Чтобы их читать, Вам нужно вступить в группу
Чтобы их читать, Вам нужно вступить в группу