Все игры
Обсуждения
Сортировать: по обновлениям | по дате | по рейтингу Отображать записи: Полный текст | Заголовки

neveshta konande matn ba hrf hAye fArsi dar servis hAye mail.ru

Bismillahi rrax,mani rrax,im  SalAm `aleykum bar hama. MovZuye bax,s,e mA emruz mushkelAte dar servis hAye Mail.ru servis hAye mail.ru pour az mushkelAte ziyAd hastand. Eki az in moshkelAt - in ast, ke dar servis hAye mail.ru  va dar barnAme mail-agent vAred konande matn ba xarf hAye fArsi va arabi nemishavad. Dar hamaye sAyt hAye interneti jahAn in emkAn dArad, va mA mitavAnim ba zabAne mAdari dar imail hAye digar payAmhA bferestad. Va dar shabaka hAye ectemAyi mitavAnim ba fArsi va `arabi har che binevisad. Va dar shabakahAye digar hich mushkel nadAre. Mail ru ham shabakaye ectemAyi beynalmlali ast. Az in cherA mA nemitavAnim dar in sAit zabAne mAdari estefAde mikonad? CherA dar injA hameh faqaT ba zabAne rusi, va hich chi barAye melathAye digar (ghayr az ros hA) nadArad? Va sistem hAye puli - Pul.mail.ru (dengi.mail.ru) - in ham fqaT barAye Rusia, va mas,alan man nemitavAnam az keshvare mA akounte dengi-mail.ru va mail agent rA shArj konad. ya`ni shArje poli in akounthA faqaT dar Rusia misheh - az keshvar hAye digar shArje poli mail-ru Agint nemishavad. Va dar servise custocuye mair ru (search mail ru) faqaT kalemahA ba x,arfhAye rusi va engelisi peydA mishe. Mage in shabakaye ectemAyi beynalmelali? Naaa! Sharm bar mail-ru! Man Sad bAr ba modiriat mail-ru paiAmha ersAl kardam amA AnhA tA hanuz barAye rasidagi in mushkelAt rA hich che anjAm nadAdaand. Ey hamvatanAne `aziz va barAdarAne dini az hamaye keshvarhAye jahAn agar shomA ham in mushkelAt dArid - ba mudiriate sAyte mail.ru binevisid. ( ba rusi iA engelisi piAm benevis) InshAAllah mA ba in hadaf dastiAbi mishavim. Ba omide XUDA, ke hamisha va hamejA hamrAhe mAst 

Метки: zbAne `arabi va fArsi dar mail r

день языка и традиций Иранского народа

УВАЖАЕМЫЕ ДРУЗЬЯ 21-го МАРТА В 10-ть ЧАСОВ НА ПЛОЩАДИ ОРДАБАСЫ В ПАРКЕ НЕЗОВИСИМОСТИ СОСТОИТЬСЯ ПРАЗДНИК ПОСВЕЩЕННЫЙ ДНЮ ЯЗЫКА И ТРАДИЦИЙ ИРАНСКОГО НАРОДА, ВСЕХ ЖЕЛАЮЩИХ ПРОСИМ, С УВАЖЕНИЯМ ИРАНСКИЙ КУЛЬТУРННЫЙ ЦЕНТ ПО ГОРО ШЫМКЕНТ

Без заголовка






Без заголовка

Без заголовка

Культура Ирана.

Традиции Ирана. Кухня Ирана
Религиозность - особая культурная черта Ирана, так как она проникает во все аспекты жизни. Ислам - вера в одного Бога, и люди обязаны служить ему в соответствии с Кораном. В арабском языке "ислам" означает подчинение, а "мусульманин" - тот, кто подчиняется воле Бога. Наиболее заметные проявления шиизма в Иране это скромная одежда и посещение мечетей. Государственный язык Ирана - фарси, персидский язык из индоевропейской группы. Кроме того, здесь говорят на нескольких региональных языках, таких как: азарский, курдский, арабский, и лори (на котором говорят лоры); и на множестве языков 26 провинций Ирана: гилаки, балучи, туркменском и др. После принятия Ислама в персидский язык вошел арабский алфавит. Но не существует стандартных способов транслитерации фарси на английский.

Большинство иранских форм искусства зародились до арабского завоевания и достигли своего пика во время исламской эры, хотя искусство редко обходится без религиозного влияния. Персидские ковры - неотъемлемая часть культуры Ирана и зарождение этого вида искусства приходится на пятое столетие до н.э. Самая мелодичная музыка в Иране - музыка национальных меньшинств: туркменов, азаров, курдов и лоров. Персидская поэзия возникла в 9 веке н.э. и медленно развивалась от эпических поэм до нерифмованных двустиший, которые составляют основную часть поэтической сокровищницы Ирана. Персидская живопись развилась в период династии Сельджуков, но до 16 века была практически забыта, а затем трансформировалась в каллиграфию. Кроме того персы производили металлические изделия, стекло, деревянные изделия. Сейчас в Иране снимаются великолепные фильмы. Мохсен Махмальбаф автор фильма Gabbeh наиболее критикуемый и почитаемый иранский режиссер.

Иранская кухня одна из самых вкусных в мире. Основными ингредиентами считаются рис, хлеб, свежие овощи, фрукты и травы. Мясо, обычно ягнятина или баранина, режется на маленькие куски и готовится в небольшом количестве жира, но оно редко доминирует на столе. Но к сожалению, путешественникам редко удается попробовать истинную иранскую кухню, так как в большинстве местных ресторанчиков, вам предложат два-три вида шашлыков или рис с овощами. Так что для истинных гурманов лучше попытаться попасть в гости к местным жителям или посетить ресторан в отеле высокого уровня. Чай - национальный напиток Ирана, здесь его пьют крепким и горячим. Но везде в Иране вы сможете купить всевозможные виды фруктовых соков, молочные коктейли и йогурты. Алкоголь в Иране запрещен религией, хотя его разрешается пить в религиозных целях, в мечетях и немусульманам, имеющим специальное разрешение.


ИРАН

Культура Ирана
Судя по традиционным хозяйственным занятиям и культурно-бытовой специфи¬ке большей части народов Ирана, и прежде всего самих персов, здесь сохранился лиственно-культурный тип пашенных земледельцев и скотоводов засушливой зоны. На территории страны также пред¬ставлен хозяйственно-культурный тип ко¬чевых и полукочевых скотоводов с его равнинным (бахтиары, кашкайцы, арабы) и горным (часть курдов и луров) подтипами.
Традиционное пахотное орудие иран¬ских земледельцев — деревянная соха с железным сошником, в которую впря¬гают быков или ослов. Для боронования служит доска с железными зубьями, для уборки урожая — короткий железный серп. На поливных землях, значительная часть которых обводнена подземными ка¬налами — кяризами, важным орудием труда служит также железная лопата для выкапывания оросительных канавок. Распространенное средство передвиже¬ния— двухколесная арба; в деревнях чаще используется вьючный транспорт. В скотоводческом хозяйстве кочевников и полукочевников материальное снаря¬жение в основном ограничивается лопа¬той для рытья колодцев, арканом, уздечкой, седлом.
Жилища в разных природно-климати¬ческих зонах Ирана имеют различный облик. Наиболее типичны для персидских деревень глинобитные дома с каркасом из деревянных столбов и горизонтальными балками, на которых держится плоская земляная крыша. Окон в этом жилище нет: свет проникает через двери или не¬большие отверстия в крыше или стенах. Вокруг дома расположены хозяйствен¬ные постройки. Другой, также распро¬страненный тип дома — глинобитное или сырцовое сооружение с куполообразной крышей, состоящее из нескольких ком¬нат, окружающих небольшой внутренний дворик. На юге крестьянские дома обычно построены из камня или тростни¬ка. Напротив, в сырых и лесистых при¬каспийских провинциях севера гилянцы и мазандеранцы строят деревянные дома с остроконечными, крытыми соломой или черепицей крышами, на высоком фунда¬менте или даже на сваях для предохране¬ния от влаги.
Внутреннее убранство большинства крестьянских жилищ состоит из циновок, на которых спят, прикрываясь зимой шерстяным ковриком или одеялом из ове¬чьей шерсти, защищающим от скорпио¬нов и фаланг. Для приготовления пищи и обогрева служит курси — жаровня с рас¬каленными углями. В холодное время года ее устанавливают под квадратным столиком, накрытым большим одеялом, которым семья во время трапезы и ночью укрывает ноги.
Жилища иранских горцев, например курдов, построены из нетесаного камня или сырцового кирпича. Земляная или соломенная крыша опирается на деревян¬ные столбы с потолочными балками. Окном и одновременно дымоходом служит отверстие в центре крыши. Внутри комнаты напротив входа расположены нары, куда на день складывают постель¬ные принадлежности. Спят на полу, подле круглого, обложенного кирпичом очага, который считается священным местом: на очаг нельзя плевать, бросать грязь, чтобы не осквернить огонь. Сын, отделяющий свое хозяйство, зажигает в первый раз свой очаг огнем, взятым из родительского дома. Дочь, выходя замуж, прощается с отцовским очагом, обходя вокруг него. Эти традиции связаны с доисламскимизороастрийскими верованиями.
Кочевые жилища бахтиаров, кашкайцев, арабов и других сохранивших подвижный образ жизни скотоводческих народов Ирана представляют собой па¬латки, крытые полотнищами из черной (у привилегированных членов кашкайских племен иногда белой или цветной) козьей шерсти.Полотнища натянуты на расстав¬ленные в несколько рядов деревянные жерди; чем богаче кочевник, тем больше рядов жердей и соответственно больше величина шатра. Шатры полукочевников внизу часто прикрыты изнутри циновка¬ми, а снаружи — невысокими камен¬ными стенками. Циновка или кусок ткани делят шатер на мужскую и женскую поло¬вины или же на три части, из которых средняя служит загоном для молодняка скота. Внутреннее убранство жилищ ря¬довых скотоводов в основном ограничи¬вается постельными принадлежностями и посудой.
В небольших городах многие жилые здания сохранили традиционный облик. К каждому дому примыкает дворик с небольшим бассейном. Под домом есть подвальное помещение (аб-амбар), где в жаркие летние дни семья спасается от зноя. Дом окружен открытой террасой, на которую выходит несколько дверей из внутренних помещений. Для обогрева в старых домах используется традиционное курси. Своеобразную особенность жи¬лищ жарких южных районов Ирана пред¬ставляют бадгиры— вертикальные тру¬бы, выведенные над плоскими крышами и снабженные боковыми отверстиями, которые обеспечивают вентиляцию по¬мещения.
У состоятельного населения в старых городских домах сохраняется деление на две части: бирун — внешние («муж¬ские») комнаты и эндерун — внутренние покои, предназначенные для женщин и детей, куда вход посторонним мужчинам запрещен. Внутреннее убранство таких домов составляют ковры, мягкая низ¬кая мебель, множество декоративных стеклянных предметов: зеркала, лампы, вазочки и др.
В то же время в городах Ирана уже немало многоквартирных домов, а в бога¬тых кварталах — особняков современно¬го типа, лишенных традиционной вну¬тренней планировки и обставленных на европейский лад. Это по преимуществу жилища интеллигенции, европеизиро¬ванной верхушки общества.
Что касается традиционной одежды персов, то теперь ее носят большей частью в сельской местности и главным образом в отдаленных районах страны. Жители городов, в особенности предста¬вители зажиточных слоев населения, ин¬теллигенция, почти полностью перешли на европейскую одежду. Головным убором помимо вошедшей в обиход европейской фуражки в сельских местностях служит шерстяная тюбетейка. На ногах широкие слои населения носят дешевые белые парусиновые туфли — гиве, на подошвы которых часто идет резина автопокрышек. Широко рас пространен обычай окрашивать волосы и ногти хной.
Традиционная одежда мужчин и женщин других национальностей довольно значительно отличается от одежды персов. Курды носят рубаху, шаровары, без¬рукавку и кафтан, подпоясанный длин¬ным (часто до 30 м) шерстяным или хлопчатобумажным поясом. Головным убо¬ром служат войлочные или фетровые колпаки, обмотанные яркими шелковы¬ми или шерстяными платками с бахро¬мой. На ноги надевают шерстяные носки и кожаные постолы, или сапоги. Одежда курдских женщин в разных племенах различается по своему цвету. Это ситце¬вые или сатиновые шаровары, рубахи, шерстяные или бархатные безрукавки, обшитые спереди перламутровыми пуго¬вицами, кофты, многочисленные юбки в сборку, поверх которых надевают перед¬ники. На ногах носят шерстяные с чер¬ным или цветным орнаментом носки и кожаные туфли. Головной убор очень сложен по устройству: полусферической формы, обтянутый ярким, разноцветным сукном и шелковыми платками, укра¬шенный в несколько рядов монетами. Очень распространены украшения: на¬лобные, ушные, шейные, нагрудные, ручные, поясные, ножные. Монеты, пер¬ламутровые пуговицы, бусы, бисер — обязательные элементы этих украшений.
В одежде женщин из менее состоятельных слоев европейские элементы еще совме¬щаются с национальными. В городах, особенно в религиозных центрах — Куме и Мешхеде, — женщины носят отменен¬ное еще в 1920-х годах черное или цветное покрывало — чадур, закрывающее фи¬гуру с головы до пят. Такое покрывало менее состоятельные женщины носят также в Тегеране, Исфахане и других городах: для них оно служит прикрытием домашней одежды. Одежда персиянок глухих провинциальных районов состоит из пестрого жилета и кофты, надеваемых поверх рубахи, я также узких длинных штанов (шальвар). Традиционная одежда персов-мужчин состоит из короткой белой рубахи, широких черных штанов, безрукавки и кафтана с широким поясом. Часть рабочих и ремесленников, даже в столице, и сейчас носят рубахи, безру¬кавки и штаны национального покроя. Головным убором помимо вошедшей в В одежде белуджей преобладают бе¬лый и в меньшей степени черный цвета. Мужчины носят широкие шаровары, по¬верх них — длинные (ниже колен) рубахи и жилеты, на голове — ярко-голу¬бые чалмы. Одежда женщин состоит из черных или темно-красных ситцевых шаровар, таких же, как у мужчин, рубах и нескольких юбок (состоятельные женщины надевают пять и больше юбок).
У азербайджанцев старинная одежда сейчас редко встречается даже в деревушках. Это — рубахи, широкие штаны, куртки, бараньи шапки у мужчин и ко¬роткие кофты, широкие юбки, платки у женщин, а также самодельная кожа¬ная обувь.
У гилянцев мужская одежда в основном сходна с одеждой персов, женская существенно отличается. Женщины носят белую рубаху и короткую до колен широкую юбочку в мелкую сетку из легкой цветной ткани, поверх которой надевается темная кофта с длин¬ными рукавами и вырезом на шее. Ниж¬няя часть кофты, доходящей до бедер, несколько расширена, имеет разрезы и, как и юбочка, обшита по нижнему краю волосками ткани другого цвета. Голов¬ным убором обычно служит сложенный по диагонали и завязанный под подбородок платок. Традиционной обуви у гилянских женщин не существует: в прошлом они всегда предпочитали ходить босиком.
Основная пища большей части населе¬ния — лепешки (лаваш), кислое молоко (мает), брынза, овощи, фрукты, чай. У средних и высших слоев населения в ходу котлеты из мяса и зелени, шашлык, мясной суп, маринованные овощи, фруктовые соки со льдом (шербет). Спиртные напитки в Иране употребляют мало. Одно из самых любимых праздничных блюд— плов, который готовят разными способами и с различными приправами; две его основные разновидности — пилау (рис варится вместе с приправами) и чилау (приправы подаются отдельно). Широко распространено курение каль¬яна.
В современном семейном быту персов и других народов страны стали редки такие явления, как многоженство или запрещенные законом временные браки (сигэ), но ранние браки еще имеют место, особенно в деревне. Для подавляющего большинства населения правилом является единобрачие, но законодатель¬но провозглашенное равноправие жен¬щины еще не вошло в быт: даже в горо¬дах оно не всегда осуществляется на деле. Среди основной массы населения семейные отношения сохраняют весьма консервативный, патриархальный харак¬тер: практически еще сильна власть мужа над женой и власть родителей над детьми.
Исключение составляют гилянцы, у ко¬торых сохранились значительные остат¬ки матриархата. Гилянка — хозяйка дома, в ее ведении находятся не только продукты, но и деньги, она занимает независимое положение в семье, уча¬ствует в общественной жизни наравне с мужчиной и свободно общается с посто¬ронними как на улице, так и дома. Но на ней лежат и самые тяжелые земледель¬ческие работы, в частности рисоводство, а также шелководство. Интересна и дру¬гая традиционная особенность разделе¬ния труда у гилянцев: девушки пасут скот, мужчины же доят коров.
Характерная черта общественного быта Ирана, как, впрочем, и многих дру¬гих южных стран, — тяга населения к общественным местам, площадям, ули¬цам, базарам. Иранцы любят оживление, сутолоку, громкие разговоры, торг на базарах иногда только ради развлечения. На улицах, в лавках, в чайхане говорят о житейских делах, обмениваются мнени¬ями. Роль своеобразного клуба для мелкобуржуазных слоев общества играют бани, где за чаем, курением кальяна и разговором люди проводят немало вре¬мени.
Среди многочисленных народных праздников наиболее важный и популяр¬ный— Новый год (Ноуруз), справля¬емый в течение пяти дней. Он приходится на первое число месяца фарвардина, что соответствует весеннему равноденствию 21 марта, когда наступает весна и уста¬навливается благодатная погода.
К Ноурузу начинают готовиться зара¬нее, во всех домах производят уборку, готовят праздничную пищу, люди побогаче приобретают новую одежду. Суще¬ствует поговорка: «После праздника ста¬рая одежда пригодна лишь для того, чтобы висеть на краю минарета». Новому году предшествует всеобщее оживление, ощущаемое особенно на базарах, улицах, в общественных местах. В последнюю среду старого года во дворах, на улицах раскладывают костры, прыгают через них, гадают. В вечер накануне Ноуруза устраивают фейерверк. В первый день праздника все члены семьи обычно нахо¬дятся дома, во второй день посещают родителей, живущих отдельно, в последу¬ющие дни ходят в гости к знакомым и принимают гостей у себя. По всей стране проводятся народные гулянья, устраива¬ются загородные прогулки и пикники на лоне природы; малосостоятельные жите¬ли организуют пикники на улицах и в скверах городов. Каждая семья отмечает Новый год особым праздничным столом, носящим название хафт син, что означает «семь с». На столе должны обязательно находиться семь предметов, персидские названия которых начинаются на букву «с» (яблоки, чеснок, уксус, проросшее на тарелке зерно и др.). Принято готовить плов с овощами.
Иранцы любят зрелища. Из действу¬ющих театральных коллективов страны лучший — при Тегеранском университе¬те, выезжающий на гастроли и в другие крупные города. Пьесы нравоучительно¬го и комедийного характера часто передаются по иранскому телевидению. Раз¬личные виды народного театра (куколь¬ный театр, театр марионеток) и музыкальные комедии, столь популярные ра¬нее в народе, официально не признаются и не поощряются. В Тегеране есть несколько небольших частных театров, однако они ставят слабые в художествен¬ном отношении, бессодержательные пье¬сы. Начинает развиваться национальный балет.
В 1967 г. в Иране был открыт музы¬кальный театр им. Рудаки, при котором создан государственный симфонический оркестр под управлением дирижера Хешмата Санджари. Это первое в Иране современное театральное помещение, но оно предназначено в основном для кон¬цертных исполнений симфонического оркестра и коллективов зарубежных артистов, приглашаемых на гастроли в страну. Оперная и балетная труппы театра пока еще не набрали силу. В те¬атре им. Рудаки ежегодно в октябре про¬водится фестиваль искусств, цель кото¬рого ознакомить иранский народ с куль¬турным наследием прошлого, а также с современным искусством. Однако про¬стой народ не в состоянии посещать театральные представления из-за высо¬кой стоимости билетов.
Кинопромышленность начала разви¬ваться лишь после второй мировой вой¬ны. Иранские киностудии выпускают значительное количество национальных фильмов; некоторые из них, например «Мазендеранскийтигр», получили премии на международных фестивалях. Но общий уровень киноискусства невысок, так как занимательность сюжета и пре¬красная игра артистов не могут компен¬сировать неактуальности тематики боль¬шинства сценариев. Однако появляются на экранах и фильмы, в которых ставятся социальные проблемы. В иранских кино¬театрах демонстрируется огромное коли¬чество дублированных иностранных ки¬нофильмов, среди которых немало бо¬евиков, пропагандирующих пресловутый американский образ жизни.
Иранцы очень любят поэзию. Многие, даже неграмотные люди, знают наизусть стихи или изречения персидских класси¬ков.
Персидская литература, давшая чело¬вечеству в период своего расцвета, в X—XIV вв., таких гигантов художествен¬ного слова, как Фирдоуси, ОмарХаям, Хафиз, Саади, в последующее время, вплоть до середины XIX в., переживала упадок. Характерными чертами персид¬ской литературы этого периода стали избитые литературные штампы, цвети¬стость и вычурность языка, погоня за сложностью формы. В XX в. с ростом национально-освободительного движе¬ния и развертыванием борьбы за консти¬туцию на смену придворной поэзии, любовной лирике (газели) и хвалебным одам (касиды) пришла гражданская по¬эзия. В 1920-х годах развернулась деятель¬ность таких замечательных поэтов, как Ираджмирза, Малек-ош-ШоараБахар, Фаррохи Йязди (погиб в тюрьме), Мир-заде Эшки (убит реакционерами) и др. Тогда же появились первые социально-бытовые романы: «Страшный Тегеран» Мошфега Каземи, «Мрачная жизнь труженика» Ходаде, «Были и небылицы» Джамалзаде. В 30-х годах в персидскую литературу пришел мастер короткого сатирического рассказаСадек Хедаят. Он вместе с Бозоргом Аляви, Фарзадом и Минови создал литературную группу «Четверка», распавшуюся в результате репрессий во второй половине 1930-х годов. В 1940-е и 50-е годы расцвело творчество прозаиков Бехазина, Эхсана Табари, Абдолхосейна Нушина, литературоведа и писателя Нателя Ханляри, ученого и литератора СайдаНафиси, Садека Чубака. Али Афраште, поэтессы Жале, поэта Cайе и др. Однако позднее некоторые из иях (Аляви, Табари) должны были эми¬грировать. В 1920-е годы получил извест¬ность основатель нового направления в поэзии (свободный стих, подчинение ритма и рифмы содержанию) Нима-Юшидж.
Изобразительное искусство Ирана имеет многовековую историю. Памятни¬ки, сохранившиеся со времен Ахемени¬дов. свидетельствуют о том, что свыше 2 тыс. лет назад в стране существовали величественные дворцы с обширными многоколонными залами, украшенными рельефными изображениями бытовых, военных и охотничьих сцен. Наиболее вольно о высокой культуре Древнего Ирана свидетельствуют исторические па¬мятники его древней столицы — Пересполя.
Средневековая архитектура достигла совершенства в сооружении мавзолеев, период — XII—XIII вв. Изделия иранских мастеров, собранные в музеях всего мира, до сих пор восхищают посетителей своей тонкостью, совершенной красотой, ха¬рактерным колоритом.
Исторические памятники в Иране объявлены национальным достоянием и находятся под охраной государства. В археологическом и этнографическом музе¬ях, в музеях декоративного и народного искусства, а также в Голестанском дворце собраны ценнейшие предметы старины.
В настоящее время усилиями прави¬тельства восстанавливается характерный для средневековья высокий уровень прикладного изобразительного искусства. При Министерстве культуры и искусства созданы мастерские и цеха по изготовле¬нию серебряных и эмалевых предметов, миниатюр, художественной керамики, мозаики, инкрустации,златоткачеству и особенно ковроделию, до сих пор оста¬ющемуся важнейшей отраслью ремесленного производства многих народов Ира¬на. Некоторые современные архитекто¬ры Ирана пытаются сочетать в новых постройках мечетей, минаретов, отделанных богато орнаментированными изразцами. Высо¬кого мастерства достигла живопись, глав¬ным образом миниатюра и стенная рос¬пись. Образцы росписи, расцвет которой приходится на позднесефевидский пе¬риод, сохранились на памятниках Исфа¬хана (стены дворцов Али-Гапу и Чехель-Сотун). Миниатюра на бытовых предме¬тах (зеркалах, шкатулках и др.) нередко сочеталась с инкрустацией из кости, меди и дерева. Как и миниатюра, знаменитоеперсидское ковроделие достигло своего расцвета в XVI в. Расцвет иранской ке¬рамики приходится на более ранний западный стиль с элементами древнеиранского зодчества.
Развитие экономики и сдвиги в обще¬ственной жизни, происходящие в Иране в последнее десятилетие, привели к опреде¬ленному прогрессу в области просвеще¬ния, науки, здравоохранения, спорта.
Для борьбы с неграмотностью создан так называемый корпус просвещения. Молодые люди, призванные на военную службу и зачисленные в этот корпус, направляются на два года преподавателями в сельские школы. Они учат не только детей, но и взрослых. Для распро¬странения навыков гигиены и санитарии в сельской местности и оказания крестья¬нам медицинской помощи создан подоб¬ный же корпус здравоохранения.
В стране значительно выросло число населения, умеющего читать и писать. Если в 1956 г., по данным ЮНЕСКО, население Ирана было неграмотно на 85—90% (среди сельского населения гра¬мотных было менее 4%, в том числе среди женщин — около 1%), то в 1968 г. негра¬мотность снизилась до 70%. В 1974 г., по иранским данным, неграмотное насе¬ление моложе 50 лет уже составило не¬многим менее 50%.
В середине 20 века в Тегеране и в других крупных городах созданы новые высшие учебные заведения (государ¬ственные и частные), проведена пере¬стройка системы высшего образования с ориентацией на подготовку технических кадров для развивающейся промышлен¬ности и сельского хозяйства. При этом была сокращена подготовка специали¬стов в области гуманитарных наук. Орга¬низованы центры профессионального и технического образования.
Возрастает количество студентов в вы¬сших учебных заведениях. В 1971/72 г. в более чем 35 университетах, институтах и колледжах обучалось 84 тыс. человек, в 1976/77 г. — 150 тыс., а к концу 70-х гг. намечено довести число обучающихся в университетах и институтах до 180 тыс. человек. Свыше 50 тыс. юношей и деву¬шек получают высшее образование за границей.
В 1974 г. в Иране введено бесплатное обучение в средней и высшей школе. По утвержденному проекту закончившие курс обучения должны отработать на предприятиях и в учреждениях государ¬ственного или частного сектора один год за каждый год обучения в полной средней школе и два года — за каждый год обуче¬ния в высшем учебном заведении. В слу¬чае отказа учащиеся оплачивают расходы по их обучению. Эти правила распростра¬няются и на иранских студентов, послан¬ных для продолжения образования за границу.
Медицинское обслуживание в Иране в настоящее время далеко не удовлетворяет потребности страны, но и в этой области произошли довольно значительные сдвиги.
В стране полностью ликвидированы заболевания трахомой, которая раньше была бичом населения южных городов и деревень, большие успехи достигнуты в борьбе с туберкулезом, венерическими болезнями, проказой. В результате борьбы с детскими эпидемическими заболеваниями детская смертность значительно снизилась.
В 1970-х гг. общее количество врачей по стране по сравнению с 1960 г. увеличи¬лось приблизительно вдвое. Однако и этого количества врачей недостаточно Несмотря на значительное число построенных в последнее время больниц, в стране все еще не хватает больничных коек.
Заметное развитие в Иране получил массовый спорт. За последние годы построено большое количество стадионов в столице и в провинциальных городах Излюбленными видами спорта являются футбол, тяжелая атлетика, борьба, а также волейбол и фехтование. Во время народных праздников часто устраиваются спортивные состязания. Традиционных видом спорта является борьба.


Свадебные традиции Ирана. Иранская свадьба

Свадебные традиции Ирана. Иранская свадьба

Иран – исламская страна, по этой причине, все обычаи, в частности и свадебные, полностью взаимосвязаны с религией. Нынешний Иран кардинально поменял взгляды на выбор невесты, свадебную церемонии и брак, хотя из прошлого тоже кое-что осталось.
• В былые времена родители жениха подыскивали невесту, но сейчас иранцы сами находят себе вторую половинку, не получая разрешения родителей.
Современные свадебные традиции Ирана.
• В Иране мужчина может официально иметь до четырех жен. Но, при этом он должен материально обеспечить их всех, не выделяя ни одну из них, ни в сексуальном, ни в психологическом плане. Хотя, сейчас лишь только богатые иранцы могут себе этого позволить.

• Для того чтобы жениться на второй жене, супруг должен получить разрешения первой жены. Если она не даст разрешения, то муж может жениться во второй раз, лишь только в том случае, если он докажет что супруга не может исполнять свои супружеские обязанности по состоянию здоровья.
Иранская свадьба
• Добрачная связь и наличие любовниц по иранским традициям строго запрещены. Они уголовно преследуются.

• В стране широко распространен «временный брак», который составляется на некоторый срок, официально оформляется, и впоследствии может быть расторгнут или продлен. Такой брак может заключаться с девушкой- мусульманкой, которая ранее не состояла в браке, и только с позволения её отца.

• Муж, у которого жена не может рожать детей, получает право на такой временный брак, а дети от этого брака получают алименты от отца и являются наследниками его имущества по закону.

• Кроме того, временный брак можно заключить в том случае, если муж вынужден уехать в командировку, а жена не желает с ним ехать. В данном случае мужчина может выбрать себе супругу на время командировки, которая, естественно, не возражает против этого.

• В Иране оба вида ( постоянный и временный) брака равны перед законом.

• Жених должен быть независимым от родителей, иметь свой дом и работу.

• По традиции, до свадьбы жених делает невесте «магрие» (дорогой подарок): квартиру или золото или дом.

• Со своей стороны невеста и её родители покупают самое необходимое для будущих молодоженов: текстиль, мебель и холодильник. При этом состав и размер приданого оговаривается сторонами до свадьбы.

• До свадьбы молодожены должны сдать анализы крови, для того чтобы полностью исключить риск появления ребенка с врожденными пороками. В противном случае брак не буден заключен.

• Обычно браки заключается в раннем возрасте -20-21 годах, так как Ислам приветствует ранние браки.

• Обязательным условием вступления в брак для девушки считается её девственность. Так как в противном случае брак может быть признан недействительным.

• До свадьбы жених может видеть только лицо и руки своей будущей жены.


Свадьба
в Иране осуществляется как в религиозном, так и в административном порядке., т.е. проходит и государственную регистрацию

• При этом обычно в дом или ресторан приглашаются нотариус и священник.

• Иранские свадьбы отличаются многочисленностью гостей. На свадьбе могут присутствовать приблизительно 200-300 гостей.

• В последнее время иранские свадьбы устраиваются скромно, так как новобрачные желают тратить деньги на интересные вояжи и свадебные путешествия.

• В Иране процент разводов очень низкий.



Персидская свадьба, Иранская свадьба...

Персидская свадьба
Иранская свадебная церемония, несмотря на некоторые региональные отличия, возвращается к древней зороастрийской традиции. Хотя общее представление о браке значительно изменилось благодаря исламским обычаям, фактически подготовка к свадьбе и сама церемония остаются более или менее такими же, как в авестийскую эпоху.
Для иранцев свадьба – событие, которое надлежит праздновать торжественно в присутствии большого количества людей.
В прошлом все браки устраивали родители или старшие члены семьи. Сегодня такое все ещё встречается, обычно в сельских районах. Но, несмотря на то, что современные пары в делах любви обходятся без помощников, когда молодые решают для себя пожениться, позволение родителей с обеих сторон очень важно.
Родители жениха или близкие родственники берут на себя инициативу необходимых формальностей; спросить семью невесты о согласии на союз. Они направляются в дом невесты с цветами, конфетами, золотыми монетами, драгоценностями и просят её руки. Как только разрешение получено, объявляют о браке. В старые времена музыканты били в барабаны, тем самым оповещали жителей города или деревни о предстоящей свадьбе. Процессию, которая собиралась во время свадебной церемонии называли собранием для царственной невесты, невесту нарекали арус (белая). Белый – символ невинности, чистоты, верности.
Мужчины, разодетые в праздничные костюмы, несли подарки на головах в больших декорированных плоских вместилищах в дом невесты. Зеркало и канделябры, свечи, сладости, семена кардамона, розовую воду, хну, ткани, молитвенную циновку (джаманаз). Обряд все ещё можно наблюдать в деревнях.
Во время щедрого ужина, молодых объявляют помолвленными. Они обмениваются кольцами, золотыми, но без драгоценных камней. Дорогое обручальное кольцо, украшенное роскошными камнями, родители жениха посылают в дом невесты с женщинами, родственницами жениха.
С финансовой стороной дела разбираются, прежде чем отцы семейств заключат контракт. Понятно, что состоятельные семьи решают вопрос быстро, а вот семьи с небольшими средствами могут тянуть переговоры, о том, что должно быть заплачено по соглашению.
Семья жениха оплачивает все расходы на свадьбу, и чем выше социальное положение невесты, тем богаче должны быть банкеты и подарки, в особенности драгоценности. Хорошая иранская свадьба обходится приблизительно в сто тысяч долларов. Не каждый может позволить себе такую роскошь и последнее время правительство спонсирует массовые свадьбы. Можно вспомнить, что массовое бракосочетание имело место в далеком прошлом страны, Александр Македонский заставил своих высших военачальников жениться на персидских аристократках в Сузах.
«Свадьба праздновалась в соответствии с персидским обычаем. Для женихов расставили стулья, и после возлияний входили и садились невесты, каждая со своим женихом. Женихи привлекали их к себе и целовали; пример такой церемонии подал царь, дабы все бракосочетания происходили одновременно». Так писал римский историк Арриан во втором столетии н.э. Приданое за невест было заплачено из казны Македонского.
В 19 веке предсвадебные приготовления занимали много времени. Парам не разрешалось видеть друг друга до самой брачной ночи. Жених приходил в дом невесты неофициально часто, в надежде, что может хотя бы краешком из-за дверей или занавески он сможет взглянуть на свою будущую супругу. Переговоры с семьей жениха длись долго. Неспешно беседовали, пили чай или секэнджебин (сладкий напиток из сахара и уксуса), курили кальян.
Как только приходили к обоюдному согласию, наступало время для обряда «шеерне кхорэн» (поедание сладостей), который соблюдается и поныне. Через несколько дней невеста получала обручальное кольцо и платок, в ценной сумке (богхчех), вместе с набат (кристаллизованный сахар). Родственницы с обеих сторон шли к невесте и одна из них, со стороны жениха передавала невесте кольцо и покрывала её платком. Всё происходило под музыку и пение, но музыканты были исключительно женского пола.
Приглашенным на свадьбу мужчинам могли обратиться на словах, женщин приглашали персонально; родственницы или служанки будущей невесты отправлялись к ним в дом, приносили сладкие угощения, ногл (маленькие миндальные конфеты), семена кардамона, завернутые в шелковый платок и перевязанные атласным шнурком на небольшой стеклянной тарелке. Дамы ели сладости и выражали радость по поводу предстоящего события.
За три дня до свадьбы невесте удаляли волосы во всех возможных местах, на лице, на теле. Ритуал знаменовал переход от девичества к женственности. Процедуру выполняли с помощью специальных ниток, помещая их так, что волос был вырван вместе с корнем. Незамужние женщины не могли позволить себе даже выщипывать брови. Сегодня источник конфликта в том, что многие родители с традиционным укладом против того, чтобы девушки-подростки брили ноги, для которых - это вполне обычное дело и, прямо сказать, часть современной культуры. В то время как для родителей означает, что их дочь стала женщиной без мужа.
День перед свадьбой – банный. Невесту массажировали, тщательно удаляли омертвевшую кожу, втирали ароматические масла. Утром перед свадьбой ей делали макияж.
Свадьба проходит в два этапа, между которыми в прошлом, когда невеста была слишком молода, могли миновать годы. В современное время обычно всё происходит в один день.
Первая часть церемонии, правовая, называется агхд – узел. Согласовываются все денежные вопросы, установленный ранее выкуп за невесту (мэхр), гарантирующий ей безбедную жизнь, пункты, касающиеся многобрачия, прав женщины во время возможного развода и т.п. Все детали, конечно, оговорены раньше.
Вторая часть – празднования и банкеты, которые могут длиться от трех до семи дней.
У невесты и жениха, по крайней мере, хотя бы один свидетель. Обычно взрослые и женатые мужчины из родственников. Священник (мула) или другой мужчина, наделенный властью, исполняет юридическую часть церемонии. В религиозных семьях, мужчины остаются в смежной с невестой комнате, и будут говорить с ней, не видя её, или же лицо невесты закрыто.
Сначала спрашивают жениха о желании заключить брак. Когда спрашивают невесту, девушка должна выдержать паузу. К ней обращаются три раза, прежде чем она ответит. Заставлять жениха ждать означает показать то, что это он ищет жену, а не наоборот.
В богатых семьях, мать или сестра жениха передают невесте золотую монету или драгоценность, поощряя молодую сказать да. Как только она промолвит долгожданное «да», прочитаны стихи из священной книги, подписаны документы – начинается символическая торговля за невесту. Молодые обмениваются обручальными кольцами. Вслед за тем невесту буквально закидывают подарками, на которые муж в будущем не имеет никаких прав.
Обряд совершается в украшенной цветами комнате. Невеста и жених сидят перед накрытой и заставленной определенными предметами (софрех агхд) на полу «скатертью», под декоративным шелковым покрывалом, обращенные лицом к восходу солнца. «Скатерть» представляет кусок роскошной ткани, которую передают от матери к дочери. Всё происходит в течение дневного времени, в зороастрийской религии ночь отдана во власть враждебных сил зла, тьмы, смерти, их главы Ангро - Майнью. Жених входит первый в комнату, возле невесты он справа. Правая сторона – почтение, уважение со стороны будущей жены.
Перед ними две конусообразные горки кристаллизованного сахара, символизирующие сладкую совместную жизнь, в другом случае может быть покрывало над головой, сшитое из двух половинок. Когда-то церемониальные пояса (кошти) жениха и невесты привязывали или сшивали вместе. Сегодня над головой жениха держат поднос, на котором два кусочка ткани, сшитые вместе, игла, семь цветных нитей, ножницы, сырое яйцо, гранат, яблоко, высушенный майоран, белые конфеты и всё прикрыто зеленым платком. Игла и нити намекают на то, что если свекровь будет говорить неприятные вещи невестке, то ей следует зашить рот.
Вещи, которые находятся перед новобрачными, означают важные ценности и пожелания.
• Зеркало олицетворяет чистоту брака. Как только невеста снимает вуаль, первое, что видит жених в зеркале – отражение своей будущей жены.
• Свечи с двух сторон зеркала – свет и огонь, значимые элементы в персидских ритуалах, символизируют ясность будущего брака.
• Живая рыба в аквариуме - жизнь.
• Испеченный по особому рецепту плоский хлеб с корицей – процветание после торжества.
• Поднос с семью разными специями – оберег против злых сил и сглаза, колдовства и пр.
• Корзины с миндалем, грецкими орехами, фундуком, яйцами – изобилие.
• Корзина с гранатами и яблоками – радостное будущее. Гранаты – небесный фрукт, а яблоки посвящены божественному человеческому созданию.
• Красные розы с шипами – прекрасный, но временами причиняющий боль союз.
• Чашка меда подсластит будущую жизнь. После того, как пару поженят, каждый из них должен опустить мизинец в мед и накормить другого.
• Чашка с водой из экстракта роз, специальных персидских роз, наполнят благоуханием воздух.
Чашки с монетами – процветание и богатство.
• Хлеб, сыр фета, свежие травы – счастье и дружба. После церемонии их делят между собой гости.
• Жаровня с горящими углями, опрыснутыми душистой рутой, которую используют во многих зороастрийских ритуалах, обрядах очистки.
• И, конечно, Святая Книга «Авеста», как божье благословение. Некоторые пары предпочитают поэзию Омара Хайяма или сборник стихов Хафиза.
Веселье, песни, хлопанье руками сопровождает церемонию. Молодых осыпают монетами, рисом, цветами, сладкими леденцами, когда они выходят из комнаты.

Официальные праздники и выходные дни в Иране

Официальные праздники и выходные дни в Иране
декабрь-февраль - Ид аль-Ада (Эйд аль-Адха, праздник жертвоприношения).
январь-февраль - Исламский Новый Год.
начало февраля - Страдания имама Джафара Садека.
февраль-апрель - Ашура.
11 февраля - День Победы Исламской Революции 1979 г.
18 февраля - День рождение имама Реза.
19 марта - День Национализации нефтяных промыслов.
27 марта - Эйд Гадир-Хом (день наречения Мухаммедом своего преемника имама Али).
конец марта - начало апреля - Ноуруз (Навруз, Иранский Новый Год) и Сизда-бе-Бедар.
1 апреля - День Исламской Республики.
17 апреля - Ташуа.
апрель-май - Арбаин (Страдания имама Хусейна).
4 июня - Годовщина смерти имама Хомени.
5 июня - День Восстания против Шаха.
16 июня - Маулид (День рождения Пророка).
4 июля - День смерти Пророка.
август-октябрь - День рождения имама Али.
сентябрь-ноябрь - День рождения имама Махди.
сентябрь-декабрь - Страдания Имама Али.
октябрь - Лейлат аль-Мейраж (Восхождение Пророка).
октябрь-ноябрь - Ид аль-Фитр (Эйд аль-Фитр, окончание Рамадана).
ноябрь - Страдания имама Джафара Садека.
декабрь-февраль - День рождения имама Резы.
Иранский календарь базируется на зодиакальных событиях и традиционном исламском лунном календаре, поэтому даты многих событий приблизительные. Эйд аль-Фитр и Эйд аль-Адха могут длится от 2-х до 10-ти дней в зависимости от района страны. Официальный выходной день в стране - пятница, в этот день не работают большинство учреждений и магазинов (также не функционируют в дни национальных и религиозных праздников).


В этой группе, возможно, есть записи, доступные только её участникам.
Чтобы их читать, Вам нужно вступить в группу