Все игры
Обсуждения
Сортировать: по обновлениям | по дате | по рейтингу Отображать записи: Полный текст | Заголовки
Юлай Валей, 13-01-2014 20:07 (ссылка)

Урал Батыр







Метки: Урал Батыр, сесен, Урал, Батыр

Юлай Валей, 22-12-2013 19:38 (ссылка)

Кобайыр






Метки: Башкортостан, сэсэн, Яркояш

Юлай Валей, 03-12-2012 08:52 (ссылка)

В ночь лунного затмения

          Фильм поставлен по
одноимённой пьесе народного поэта Башкортостана Мустая Карима. События
фильма происходят в XVII веке. Драма из истории башкирского народа.
«Пьесу народного поэта Башкирии Мустая Карима „В ночь лунного
затмения“,по которой снят фильм, обычно называют трагедией, своеобразным
вариантом „Ромео и Джульетты“. Такое сравнение поверхностно.Отличие
заключается и в иных исторических условиях и в разности национальных
культур и духовных корнях.



Юлай Валей, 02-11-2012 16:37 (ссылка)

Сваха

Метки: Башкортостан

Юлай Валей, 19-10-2012 21:32 (ссылка)

Будущее за трезвыми Семьями-Нациями!!!!!




Метки: сэсэн, Башкортостан, Яркояш

Юлай Валей, 05-10-2012 22:10 (ссылка)

Сэсэн

Розалия Султангареева: Пение сэсэна — это плетение нитей между нациями


В репертуаре сказительницы — редко исполняемые народные песни, колыбельные, обрядовые и религиозные напевы


В характере и жизни Розалии Султангареевой счастливо сочетаются
творческое начало и строгий аналитический ум ученого. Хотя при первой же
встрече с красивой, эффектной женщиной возникает ощущение, что ее
стихия — это сцена, бархатные крылья занавеса, манящий зыбкий свет
софитов. Тем не менее Розалия Асфандияровна — главный научный сотрудник
института истории, языка и литературы (ИИЯЛ) Уфимского научного центра
Российской академии наук, доктор филологических наук, кавалер ордена
Салавата Юлаева, автор более 250 научных трудов. Философ Николай
Кузанский считал: «У человека есть два крыла, которые помогают ему
воспарить в высший мир, — воображение и логика». Пока в науке работают
такие люди, она всегда будет на высоте.


 

— Сейчас многие активно стали интересоваться своими
родословными. У вас она, несомненно, любопытная. Если можно, расскажите
немного о своей семье.



— По традиции должно быть известно двенадцать поколений рода. Мы
ведем свою историю от XVII века, от Казакбая. Он был вождем и тарханом —
землевладельцем. Упомяну Аюпа Каюпова, который в 1814 году получил
дворянский титул и крест святой Анны 3-й степени за победу в
Отечественной войне 1812 года. Мои папа Асфандияр Мухамадиярович и мама
Джамиля Аюповна — учителя. Бабушка по линии отца наизусть знала Коран,
причем прекрасно разбиралась в том, по какому случаю читать то или иное
избранное место из Священной книги. Она была необычайно сильной в
интеллектуальном и физическом плане женщиной: проводила на войну мужа и
троих сыновей. И вымолила всех у Бога: они вернулись домой.


— Учась в педуниверситете, вы еще и занимались в пяти кружках. Так сильна была тяга к творчеству?


— Я просто занималась тем, что любила. Мама моя, с длинными
черными косами до колен, чернобровая, замечательно пела и после рождения
пяти детей оставалась такой же стройной, статной. У нас был большой
дом, куда заглядывало множество гостей. Они сидели часами: пригубят
медовуху — и поют песню, пригубят — и поют. О чем только не пели: о
земле, о людях, что на ней работают, о космосе. Так и проявлялась
настоящая культура застолья.


— Создается впечатление, что столь востребованное
сейчас фольклорное направление в искусстве не совсем понятно его
исполнителям по сути. Как бы вы определили понятие фольклора и
охарактеризовали расплодившиеся псевдонародные коллективы?



— Это не искусство, это эксперимент с целью выделиться, удивить,
оглушить. Недавно у меня состоялся разговор с молодым человеком по
поводу исполнения песни «Алпамша». Он убеждал меня очень горячо: «Вот
Азат Аиткулов сыграет — люди хлопают. Через несколько номеров мы играем
то же — знаете, как хлопают!» Я считаю такое искусство обманом разума.
Но эту подделку прекрасно отличают от настоящего искусства слушатели:
«Мы хлопали, даже визжали, — рассказывала мне одна девочка-школьница, — а
вышли — и на душе пустота». Такое искусство лживо. Нести в своем
творчестве этот обман — значит понести наказание впоследствии.


Если же говорить научным языком, еще в 1985 году в Париже на
конференции ЮНЕСКО определили, что фольклор — это песни, предания,
танцы, эпос, исторические хроники, родословные, рукоделие, архитектура,
обряды, традиции.


— Почему вы не остались в ансамбле Файзи Гаскарова?
Вы танцевали там четыре года и, мне кажется, стали бы настоящей звездой
коллектива.



— Как это нередко бывает с людьми творческими, а значит,
эмоциональными, наряду с Файзи Гаскаровым, убежденным, что мое место на
сцене, поручавшим мне сольные партии, находились люди, которые считали,
что я бездарь. Балансирование между признанием и неприязнью нередко дает
силы для того, чтобы жить и творить дальше.


А по поводу танцев у меня был серьезный разговор с отцом. На то,
чтобы я продолжала ими заниматься, он своего благословения не давал.
Старшее поколение танцы, пение искусством, тем более работой, не
считало: для них это была жизнь, часть души человека. Мы же были так
воспитаны: раз не было благословения, значит, и разговаривать не о чем.
Наверное, мне это пошло только на пользу: склад ума у меня все-таки
научный.


Я люблю все, чем занимаюсь, и потому счастлива. Не всем дано
умение собрать по кусочкам, по осколочкам сокровища народного
творчества. А время уходит. Чтобы слепить из этих осколочков целое —
нужно много знать самой и уметь задавать вопросы. Помню, еду из одной
деревни в другую, а водитель говорит: «Я ведь вызвался вас подвезти.
Интересно стало: неужели есть еще такие, как вы, собиратели и те, кто
еще помнит о старых временах, обрядах, традициях». Оставшиеся с древних
времен поверхностные знания еще помнятся: например, нельзя на
подоконнике при полной луне оставлять острые предметы. Но есть знания,
запрятанные в народной памяти так глубоко, уже на подсознательном
уровне, что добыть их — все равно, что жемчужину из глубин достать.


Пожилого человека нужно уметь разговорить. В той поездке я
интересные заклички записала: дождя, солнца, радуги. Если конец радуги
падает на воду — снова дождь будет, если на сухую землю — семь дней без
дождя. А если пробежишь под радугой — превратишься в красивого юношу или
девушку. Как мы еще детьми под эту радугу торопились — полем, по
слякоти! Нельзя кричать у воды: вода очень хорошо все слышит. Когда я
слышу возле Аслыкуля бессвязные вопли пьяных, мне кажется, что они
просто убивают это прекрасное место. Нельзя пить воду после заката —
вода спит. Просто так не искупаешься, нужно бросить в воду лист
кувшинки: «Возьми ее, не меня, возьми листок, а мне дай здоровья». Это
похоже на язычество, но я считаю, язычество — это термин не научный, а
политический. С точки зрения любых конфессий земля, вода — это творение
божье. А все творения Всевышнего мы должны ценить, благодарить за них. В
20 — 30-е годы к такому образу мышления приклеили ярлык «язычество»,
чтобы обезличить, обезбожить.


— Одной из обнаруженных вами жемчужин была легенда
«Гали-батыр», которую сравнивают с преданиями древнегреческой мифологии.
Как вам удалось ее найти?



— Я ее привезла из Хайбуллинского района. Ее и «Кугат-батыра». По
легендам, это был батыр-великан, имевший двух дочерей. Спасая от
недругов, он спрятал их на высокой горе. Но батыра ранили, не смог он
уберечь дочерей от врагов, спрыгнули они с горы. Рассказывают, что нашли
его останки: кость бедра — длиной в два метра. И Гали-батыр тоже был
героем-исполином. О нем еще не все песни и легенды собраны.
Единственное, что известно, так это что враги убегали от одного его
взгляда. Великаны — не выдумка. Взять Пермский, Гайнинский, Бардымский
районы. У них есть понятие «угумнар» — длинные. В Татышлинском,
Аскинском районах есть погребения, в которых покоятся великаны. В
сказках все правда: в них история и душа вместе идут.


— Говорят, вы — единственная в республике сэсэния. У
нас утеряна школа обучения сэсэнов, или женщинам нельзя исполнять
кубаиры, баиты?



— Может быть, нескромно так говорить, но так меня называют по
мастерству пения. Школы нет, но сэсэны есть, и необыкновенно
талантливые, особенно в Абзелиловском и Хайбуллинском районах, например,
такие как Асма Усманова.


А школа, к сожалению, пущена на самотек. У нас есть все
возможности открыть кафедру сольной импровизации. Но чьим-то планам это
не отвечает. Хотя молодежь, которой я преподаю основы импровизации,
получает истинное удовольствие. Это гимнастика ума и языка. Есть такое
мнение: если ты сэсэн — значит, бунтарь. Надо куда-то звать, что-то
рушить, против кого-то выступать. Но обязанности сэсэна — быть врачом,
целителем, преподавателем, политиком, нести посредством красоты языка
истину народу. Это искусство — плетение нитей между нациями, которые
сейчас рвутся. Исполняя кубаиры, я хожу по лезвию ножа, говоря правду,
которую, может быть, не скажет, кроме сэсэна, никто.


Мое глубокое убеждение в том, что сейчас, когда все говорят о
духовном кризисе, забытые народные обряды — «юла» — способны спасти
человечество. К чему придумывать велосипед? Люди давно знают этот
механизм самореализации, самозащиты, воспроизводства. Слово «закон»
произошло от древнефарсийского «сакон» — «порядок», «гармония». А «юла» —
от древнеэтрусского слова, обозначающего нечто бесконечно вращающееся,
неменяющееся — золотой диск — юла, на которой были записаны заповеди для
правителя: «Не воруй, не лги». Сказано это было 25 тысяч лет назад.


Опубликовано: 23.08.12 (11:10)

Республика Башкортостан

Источник: http://www.resbash.ru/stat/2/2354

Так держать!



От всей души
поздравляю команду Кунашакского района по джиу – джитсу, которая в упорной
борьбе на  открытом Первенстве г.
Екатеринбурга 20 мая 2012 года, принесла в копилку Челябинской сборной три
бронзовые медали. Это ребята из села Усть – Багаряк, Гафаров Ришат, Саляхова
Наталья и Ильясов Тимур. Особо надо отметить их тренера Исхакова Расула, который
сам выступая на Всероссийском турнире « Мужество»  20 мая 2012 года в г. Екатеринбурге принес
Челябинской сборной по джиу - джитсу золотую медаль. В результате среди 15
выступавших российских команд, Челябинская область заняла первое место.
Отличный результат!


  Я рад, что мои земляки занимаются таким
интересным и зрелищным видом спорта! Желаю всем ребятам из Усть – Багаряка дальнейших
спортивных успехов, не бросать и продолжать заниматься Боевыми Искусствами,
благодаря им и в Кунашакском районе будут когда то чемпионы и мастера Боевых Искусств!
Удачи вам!



Юлай Валей, 03-05-2012 21:24 (ссылка)

Башкорт Курае!!!!!


Юлай Валей, 15-04-2012 13:48 (ссылка)

Ньюсология


Юлай Валей, 04-04-2012 17:12 (ссылка)

Ремесла моего народа.



Юлай Валей, 04-04-2012 11:34 (ссылка)

Бог шельму метит (репортаж из зала заседания суда)

19 марта сего года состоялось очередное
судебное заседание по так называемому делу Фанзиля Ахметшина. Сегодня
этого человека знают не только в родном Башкортостане: он стал
достаточно известной личностью и в медиапространстве всей России. В этой
связи стоит упомянуть, что совсем недавно тележурналист Максим Шевченко
в одной из передач федерального телевидения упомянул его как одного из
россиян, подвергнувшегося незаконному преследованию со стороны ФСБ.

  Напоминаю небезучастным к судьбе
российских политзаключенных соотечественникам, что заместитель
председателя Исполкома МСОО «Всемирный курултай (конгресс) башкир»
Фанзиль Ахметшин был обвинен УФСБ по Республике Башкортостан в
приобретении, незаконном хранении и контрабанде наркотического вещества
во время его заграничной поездки по реализации гуманитарной
благотворительной акции в помощь голодающим детям Сомали. Не будучи
уверенными в исходе сфабрикованного дела, новоявленные
чекисты-провокаторы не преминули также использовать крапленую карту
экстремизма в отношении давно ими избранной жертвы, якобы уличенной в
проповедовании идей ваххабизма в дни религиозного праздника Мусабака в
Баймакском районе летом 2011 года.

После неизбежного в таких случаях
предисловия вернемся к тому, как началось рассмотрение уголовного дела
по существу в Уфимском районном суде РБ. У Фанзиля Ахметшина, человека
открытого и поистине общественного, много друзей и доброжелателей.
Сообразуясь с принципами гражданской чести и общественной
справедливости, они приходят в день суда к зданию местного правосудия,
выражая искреннюю солидарность с тем, кто попал в жернова
государственной машины уничтожения человеческого достоинства в человеке,
не захотев быть ее бессловесным рабом. И на этот раз таких людей в
предбаннике здания Уфимского районного суда набралось немало.

Но не тут то было. Постовые объявили,
что места в открытом судебном заседании будут только для родственников
подсудимого. Что, ОНИ испугались, что аварийное здание суда не вынесет
тяжести чувств и переживаний, а то и неприязни к организаторам и
реализаторам бессовестного судилища? С грехом пополам в зал заседаний
удалось пройти пятерым из желающих присутствовать на этом процессе. И
что же мы обнаружили в достаточно вместительном зале? Секрет полишинеля
был до абсурдного прост: оказывается, 10 практикантов юрфака
университета именно в этот день и именно на данное заседание были
направлены для получения показательного урока башкирской юриспруденции
во всей ее красе. Как же примитивны и откровенно наглы методы судебной
практики, применяемые ради попрания конституционного принципа открытости
судебного процесса в отдельно взятой судебной инстанции, именуемой
Уфимским районным судом! Впрочем, забегая вперед, скажу о том, что
данные несмышленыши, впервые вступающие в поле правосудия, действительно
получили весьма показательный урок фальсификации обвинительного
заключения от имени государства Российского.

Что же случилось сногсшибательного на
данном заседании, что еще долго будет сниться государственному
обвинителю, заместителю прокурора Кировского района г. Уфы Марату
Насырову как кошмарный сон? Давайте, расскажу по порядку.

В начале судебного заседания, как это
принято в соответствии с УПК РФ, рассматривались ходатайства сторон. Ф.
Ахметшин и его адвокаты попытались оспорить чрезмерно жесткое с их точки
зрения меру пресечения, ходатайствуя о замене заключения под стражей
домашним арестом, так как подсудимый не представляет опасности для
общества. Но судья Гульнара Насырова отклонила данное ходатайство:
преступления, в совершении которых подозревается подсудимый, тяжкие, и
он должен находиться под арестом. То, что за Ф. Ахметшина заступились
очень уважаемые в обществе люди, и он имеет прекрасные характеристики со
всех мест его жизни и деятельности, у него на иждивении 3 детей, а
младшей дочери всего несколько месяцев, и то, что общественность
республики не считает его способным к совершению инкриминируемых ему
преступлений и никогда не поверит в это – не было принято в расчет
федеральным судьей Насыровой. И не спрашивайте – а судьи кто, это в
данном случае вопрос не уместный. Ведь если даже нам давно известно, что
друг познается в беде, мы еще не созрели до ответа на вопрос о том, где
познается судья, выращенный в российской правовой глухомани.

Впрочем, прошу у читателя этого
незатейливого судебного репортажа прощения: в волнительном ожидании
описания кульминации собственного рассказа о происходящем 19 марта в
здании Уфимского районного суда по делу Ф. Ахметшина, я буквально
трепещу от невозможности передать в полной мере те чувства, которые было
суждено пережить всем участникам этого процесса.

Как говорится, критический момент
процесса подкрался и ошеломил всех нежданно-негаданно. Итак, после
завершения всех процессуальных моментов, наступил момент истины
по-прокурорски: государственный обвинитель М. Насыров, ни на миг не
отвлекаясь от текста обвинительного заключения, достаточно внятно и
последовательно огласил суть обвинительного заключения в отношении
подсудимого. Суть обвинения проста и незамысловата: подозреваемый в
совершении инкриминируемых преступлений, находясь с 23 декабря по 28
декабря 2011 года (обратите внимание на дату, уважаемые господа!) в
Турции, приобрел у неустановленных лиц наркотическое вещество, а затем с
целью умышленного провоза сего запрещенного и не заявленного в
таможенной декларации вещества приобрел билет на самолет турецкой
авиакомпании рейсом 00446 по маршруту «Стамбул – Уфа» и прибыл 29
декабря около 8.00 часов утра в аэропорт г. Уфы, где и был задержан
бдительными сотрудниками отряда пограничного контроля при пересечении
таможенной границы. Обратите еще раз внимание, господа и товарищи:
нахождение Фанзиля Ахметшина за границей в декабре месяце,
зафиксированное в обвинительном заключении, являющимся юридическим
документом, повторяется несколько раз. Но увольте, господа,
подозреваемый в таком тяжком преступлении Ф. Ахметшин еще 29 ноября 2011
года был задержан и в дальнейшем содержался под арестом в СИЗО г. Уфы!

В своей предыдущей статье «Не судимы
будете» я писал о некоем мистическом наваждении, которое наблюдалось у
обитателей УФСБ по РБ, под влиянием которого ими и было сфабриковано
дело о незаконном приобретении, хранении и контрабанде Ф. Ахметшином
опия весом 1,411 г. Как тут без мистики – человек, никогда не
употреблявший и не промышлявший подобными веществами, более того,
проявивший себя настойчивым борцом с употреблением алкоголя и
наркотиков, в один миг стал «обладателем» сего губительного вещества
безо всякой на то мотивации. Похоже на то, что те, кто сшивал дело на
Ахметшина, действительно согласились стать жертвами потусторонних
нечистых сил. Что тут огород городить, точно бес попутал. Как же иначе:
ведь по версии УФСБ и прокуратуры, находящийся в заключении в Уфе с 29
ноября 2011 года Ф. Ахметшин мистическим образом смог пройти через стены
уфимского централа, сесть в самолет, долететь до Турции, купить наркоту
и благополучно вернуться в ожидающие его арестантские покои. Это вам не
узник замка ИФ, а еще покруче!

Адвокаты Ф. Ахметшина, обнаружив
абсурдность и абсолютную несостоятельность предъявляемого ему обвинения в
части незаконного приобретения, хранения и контрабанды наркотического
вещества, предприняли попытку добиться смягчения меры пресечения по
отношению к нему и отмены обвинения по соответствующим статьям УК РФ. Но
судья Г. Насырова, похоже, с точки зрения жанра мистической драмы, тоже
попала под чары невидимых простым гражданам грозных сил: она раз за
разом принимала решения об отказе удовлетворять ходатайства защиты.
Действительно, от ее тихого и несколько усталого голоса веяло какой-то
жутковатой обыденностью, и мне почуялось в ее речи ледяное дыхание давно
проклятого 1937 года. Разве это не жуть: судья в качестве юридического
основания содержания в заключении человека, являющегося активным и
результативно действующим борцом за здоровый образ жизни, стремящегося
оградить молодежь от пагубного воздействия алкоголя, табакокурения и
наркотиков, приводит необходимость сохранения здоровья населения, его
благополучия и нравственности. Разве эти слова, произнесенные в
присутствии десятка студентов юрфака, не звучат кощунственно? Разве это
не является скрытом призывом не заниматься благотворительностью ради
жизни чужих детей, влачащих жалкое существование и тысячами умирающих от
голода в далекой Африке? Разве не в этом заключается скрытое
лоббирование и защита интересов тех, кто обогащается на алкогольной,
табачной и наркотической зависимости наших же граждан?

Знаете, господа, мне как
профессиональному психологу, было дюже интересно наблюдать за
персонажами этой судебно-мистической драмы. Ниже речь поведу именно об
этом.

Прокурор М. Насыров, как говорится,
пойманный с поличным, сидел весь багровый от неожиданно обнаруженной
ФСБ-шной бяки в обвинительном заключении. На его бледном челе выступил
предательский холодный пот, и рука прокурорская автоматически потянулась
за оказавшимся пред замутненным взором государевого слуги клочком
бумаги, которым он стал вытирать пот со лба… Он в эту минуту мне,
бывшему учителю, напомнил школьного лоботряса, не выучившего заданный
вчера урок. Мне даже в какой-то мере стало жалко этого незадачливого
исполнителя чужой воли. Судья же внешне сохраняла спокойствие, но по
тому, как она удивленно вскинула голову, и как внезапно блеснул
беспокойством ее взгляд, можно было заметить охватившее ее волнение.

Государственному обвинителю М. Насырову
все же необходимо было пояснить тот абсурд, что имел место быть в
обвинительном заключении, и он сослался на опечатку в тексте. Ничего
себе опечаточка, которая повторена аж несколько раз! Не замедливший
выступить Фанзиль Ахметшин в своем искреннем и возмущенном слове обвинил
самих обвинителей в фальсификации не только доказательств
инкриминированного ему преступления, которых на самом деле нет и быть не
может, но и всего затеянного с больной головы уголовного дела. Как
точно и метко прозвучали его резкие слова о том, что речь идет не об
отдельной опечатке, так как на самом деле большой прокурорско-фсбшной
опечаткой является все это уголовное дело. Он говорил и о том, что
именно вот подобным способом шьются дела, в результате которого сотни и
тысячи безвинных российских граждан оказываются в местах не столь
отдаленных. В этих словах я еще раз почувствовал несгибаемую волю
человека, которого наши же сограждане, но наделенные властными
полномочиями, очень хотели бы превратить безвольного и жалкого
рабоподобного существа.

Странно, конечно, как сонм
задействованных силовиков не увидел этого ляпа. Впрочем, многие из них
вершат свои дела в темных, скрытых от человеческого глаза углах, и во
мраке беззакония они легко теряют способность видеть то, что дела-то
сшиты белыми нитками.

Напоследок еще несколько заметок по
поводу судебного процесса, свидетелем которого я явился. В обвинительном
заключении, по крайней мере, в озвученной его части, вообще не
содержится ни единого слова о действительных целях и мотивах поездки Ф.
Ахметшина в Кению через Турцию, о благотворительной акции «Дети Сомали».
Вот ведь как: если об этом не говорить, значит, ничего подобного не
было! А что же было по версии обвинения? Представьте себе, что Ф.
Ахметшин отправился в Турцию, чтобы незаконно приобрести у неких
неустановленных лиц опий весом 1,411 г. Спрашивается, если ему было
невмоготу, то почему он не приобрел это дьявольское зелье у наших
местных наркоторговцев, которых доблестные силы ФСБ, МВД и
Госнаркоконтроля, вместе взятые, никак не могут переловить по сей день?
Может, не слишком сильно хотят? Право, не знаю.

Во время очередного перерыва судебного
заседания 19 марта я высказал сидящим в зале свою достаточно
оригинальную версию позорного провала государственного обвинения по делу
Ахметшина. Не кажется ли вам, господа, что рукой тех, кто шил сие
позорное сфальсифицированное дело, водила высшая сила, затмив их разум,
застлав мутной пеленой их глаза, заставив их черным по белому написать
несусветную чушь? Не побоятся ли они после такого позора кары Божьей,
ведь она неизбежна и необратима? Поверьте, я достаточно много чего знаю в
сфере психологии и философии человека, и о законах не юридических
осведомлена уже достаточно большая часть людей. В ответ мне один из
участников напомнил древнюю народную поговорку: «Бог шельму метит». Это
тоже чистая правда. А суд еще далеко не завершен, и очередное заседание
состоится 23 марта.

Кто из нас не любил детских сказок: они
добрые, и в них добро всегда одерживает верх над злом. В связи с этим
мне вспоминается сказка о добром докторе Айболите, вышедшая из-под пера
великого Корнея Чуковского. Да, и в реальности, в том числе российской,
не перевелись еще Айболиты, у которых всегда начинает болеть душа при
известии о страданиях детей, что подвигает их на дальние и опасные
поездки хоть в Азию, хоть в Африку. Так вот о чем я хотел бы
предупредить неугомонных Айболитов: остерегайтесь злых Бармалеев, они
живут не только в далекой жаркой Африке, но и рядышком с нами, и в
родной Уфе они тоже водятся. Но в одном я уверен – не одолеть им никогда
тех, в чьих душах навсегда поселилась любовь к Всевышнему и людям, им
сотворенным.

Валиахмет Бадретдинов, 

общественный деятель, публицист

ссылка: http://bashkorttar.ru/?p=2818#comments

Юлай Валей, 26-03-2012 21:59 (ссылка)

Потомки САЛАВАТА отступать не умеют!


Юлай Валей, 19-03-2012 09:47 (ссылка)

Наш САЛАВАТ!


Юлай Валей, 10-03-2012 05:06 (ссылка)

Древний Башкортостан УФА




Юлай Валей, 08-03-2012 20:23 (ссылка)

ВНИМАНИЕ РОЗЫСК !!!!!

Разыскивается муфтий Ринат Раев

     Аргаяшским районным судом Челябинской области вынесено постановление о
принудительном приводе Раева Рината Афраимовича, 26 июня 1966 года
рождения, ректора Российского Исламского Университета ЦДУМ России в
городе Уфа, председателя регионального управления мусульман Челябинской и
Курганской областей, образование высшее - окончил Троицкий ветеринарный
институт.


Постановление о приводе было вынесено после того, как муфтий дважды
проигнорировал официальное приглашение в суд для дачи показаний в
качестве свидетеля. В настоящее время судебные приставы сообщают, что не
могут его найти...


С 2006 года Ринат Раев совместно со своими сотрудниками Маратом
Сабировым и Василем Мингазовым занялись предупреждением руководства
Челябинской области и районов о наличии «ваххабитов», экстремистов. С
2008 года к запугиванию властей угрозой экстремизма, в том числе и
терроризма, был подключен Роман Силантьев, представленный всем как
«известный исламовед»...


Что касается рассматриваемого уголовного дела, то первоначально
Вильдар Якупов обвинялся в том, что в марте 2006 года прибыл в деревню
Аязгулово Аргаяшского района Челябинской области, после чего организовал
для местных жителей курсы по изучению основ ислама и арабского языка, с
принятием зачетов. В рамках указанных занятий неоднократно указывал
обучаемым лицам, о необходимости и возможности свержения христианства и
развития Королевства Саудовской Аравии (КСА), а так же передал
военнослужащему по контракту И.С. Ягафарову литературу и диски, которые
некие специалисты признали разжигающими вражду.


Первыми следственными действиями после возбуждения уголовного дела
были допросы членов администрации РДУМ Челябинской области, которые
стали сообщать шокирующие следствие сведения о деятельности Вильдара
Якупова, но со слов лиц, имен которых они не называли, а следствие не
пыталось это выяснить.


В частности, Ринат Раев на предварительном следствии рассказывал, что
Вильдар Якупов в Королевстве Саудовская Аравия изучал ислам в
искаженной форме - ваххабизм, а самого Вильдара Якупова можно назвать
ваххабитом. Муфтий подробно описал следователю ваххабизм, назвав его
разрушительной силой, основная цель ваххабитов, со слов муфтия - захват
государственной власти и уничтожение людей, не верящих в Аллаха.
Конкретно про Вильдара Якупова муфтий сказал, что его цель - охватить
массовость прихожан для дальнейших переворотов в структуре
государственной власти. Его идеология - убивать людей, которые не верят в
Аллаха. Муфтий даже назвал рациональный довод, подтверждающий его слова
- Вильдар Якупов входит в духовное управление, цель которого разделить
мусульман и путем их дальнейшего духовного подчинения управлять
государственной властью.


В судебном заседании все допрошенные священнослужители, подчиненные
Ринату Раеву, под разными предлогами отказались от своих первоначальных
показаий. Один из свидетелей прямо заявил, что раньше он смотрел на это
дело «через призму духовного управления». Другой заявил, что не понимает
значение слова «экстремизм», которым оперировал в ходе допроса
следователем.


Что касается следственных действий, направленных на установление
события преступления, то только после возбуждения уголовного дела и
необходимости предоставления уже конкретных доказательств, а не слухов
из муфтията, правоохранительные органы стали осознавать тупиковость
сложившейся ситуации.


К этому моменту представители администрации РДУМ по Челябинской
области так же стали скрываться от следствия и не реагировали на
многочисленные вызовы следователем. Попытки следователя обеспечить их
явку на допрос через сотрудников Центра по противодействию экстремизму
ГУВД по Челябинской области и ФСБ ни к чему не привели.


Итогом расследования явилось обвинение Вильдара Якупова в том, что он
в начале, а так же в середине марта 2009 года (точное время следствием
не установлено) передал военнослужащему И.С. Ягафарову книгу, включенную
в список экстремистских материалов и экстремистскую аудиозапись; весной
2009 года (точное время следствием не установлено) передал
военнослужащему Р.Г. Байтурину книгу. В качестве доказательств были
положены противоречивые и никем не подтвержденные показания двух
военнослужащих - И.С. Ягафарова и Р.Г. Байтурина, а так же заключение
эксперта ФСБ Светланы Мочаловой. Две оправдывающие экспертизы и
многочисленные показания свидетелей следствием проигнорированы.


Обвинения, с которых начиналось дело, в том, что Вильдар Якупов в
рамках проводимых им занятий неоднократно указывал обучаемым лицам, о
необходимости и возможности свержения христианства и развития
Королевства Саудовской Аравии (КСА), ввозе из КСА религиозной
литературы, хранении более «пятисот единиц экстремистской литературы» из
окончательного обвинения полностью исключены.


У кого есть какая-либо информация о месте нахождения Рината
Раева просим сообщить в службу судебных приставов по Челябинской области
либо защитнику Вильдара Якупова адвокату Рустему Валиуллину по телефону
7 912 856 27 87, электронный адрес: postmaster@lawfulstate.ru 




Автор: Валиуллин Рустем


источник: http://golosislama.ru/news.php?id=6381

Юлай Валей, 07-03-2012 17:33 (ссылка)

Родословие Башкир


















Юлай Валей, 23-01-2012 20:17 (ссылка)

Башкортостан готовится

Башкортостан готовится к празднованию 200-летия победы России в Отечественной войне 1812 года


Источник: www.bashklip.ru


  В правительстве Башкортостана прошло
заседание организационного комитета по подготовке и проведению
празднования 200-летия победы России в Отечественной войне 1812 года.

Согласно Указу Президента России, нынешний год проходит под знаком
200-летия победы России в Отечественной войне 1812 года. Наш регион
вложил немалую лепту в достижение победы — двадцать восемь конных полков
башкир и уфимский пехотный полк участвовали в боевых операциях.

Как сообщили в пресс-службе Правительства республики, в ходе заседания
было отмечено, что в начале июня в Уфе пройдет Международная
научно-практическая конференция, посвященная 200-летию победы России в
Отечественной войне. К этой же дате будут приурочены открытие диорамы
«Башкиры в Отечественной войне 1812 года» и проведение
военно-исторической реконструкции.

В августе представители Башкортостана примут участие во Всероссийском
военно-историческом фестивале «День Бородина» близ города Можайска
Московской области. А в октябре – в международных военно-исторических
праздниках в честь победы над армией Наполеона в городе Лейпциге
Федеративной Республики Германия.

В течение года будут подводиться итоги творческих конкурсов, которые
выявят лучшие произведения деятелей искусств, посвященные победе.
Завершит юбилейный год установка памятника воинам — участникам
Отечественной войны 1812 года в Парке Победы Уфы – именно в декабре 1812
года армия Наполеона была выдворена за границы России и Отечественная
война перешла в Заграничный поход русской армии.

Алим Фаизов

Источник: www.bashklip.ru

Юлай Валей, 20-12-2011 21:45 (ссылка)

Нас стало меньше

По окончательным итогам Всероссийской переписи 2010 года численность  башкир составила 1 584 554, вместо 1 673 389 в 2002 году, т.е. сократилась на 5,3%! В самой РБ численность башкир тоже упала с 1 221 302 до 1 172 287. Сравним с другими народами: численность чеченцев увеличилась на 5,3%, лезгинов на 15%, кумыков вообще на 20%. Что скажите?






















Юлай Валей, 18-01-2012 23:59 (ссылка)

КАДИМ АРАЛБАЙ

КАДИМ АРАЛБАЙ


КОВЫЛИ
 
Родной земли седые ковыли – 
Встревоженное белое движение, 
Какое вы таите притяженье,   
Когда из черной бездны корабли 
Спускаются на белое волненье, 
И космонавту первое явление – 
Волна седая молодой земли!
 
Моя земля, ковер твой серебрист, 
Как он сверкает радостным узором! 
В своей любви перед цветами чист – 
Люблю ковыль, пьянен его простором!
Ковыль, ковыль!
Земли любовь и песнь,
Ты как легенда, древнее сказанье.
Но почему я молодею здесь,
Средь этого седого колыханья?
 
Колюч и нежен, бел и серебрист, 
Ты не поляжешь под смертельным ветром. 
В своей любви перед народом чист – 
Сравню народ свой с ковылем бессмертным!
 
Земля моя, ты вечно молода. 
Как я спешил к тебе после разлуки! 
И детство мое, вскидывая руки, 
Бежит навстречу мне через года. . .
 
Седой ковыль колышется во сне. . .
Все впереди: и беды, и печали.
И я стою у юности в начале,
И юность нескончаема во мне,
Как ветер волн ковыльных нескончаем!

Перевод Дима Даминова


КОРАБЛИКИ

Бежит мой сын по берегу реки, 
Бумажные кораблики пуская.    
Прошу я время:
– Сына сбереги,
Чтоб обошла его 
Судьба пустая.
   
Я тоже те кораблики пускал 
По ручейкам и половодью детства, 
И вот с надеждой сыну передал 
Флотилию бумажную в наследство.
Уже прошли те розовые дни, 
Когда бежал я к речке окрылённо, 
И не вернутся никогда они, 
Как детство 
Не вернется обновление.
 
Гляжу, не на какой-нибудь мели, 
А там,
Где пенится река большая, 
Уже мой сын пускает корабли, 
Во мне воспоминанья воскрешая.
А воды в берегах – волна к волне –
Клокочут и неистово бушуют. . .
Я помню,
Провожая в жизнь большую,
Когда-то мама говорила мне:
«Иди, мой сын, по жизни. Чем смелей
И чем настойчивей,
тем легче будет.
Ты паруса натягивай сильней.
Коль вышел,
Как корабль,
В море буден!
Безбрежно твое море,
до поры
Оно спокойно берега ласкает,
И волны в тихой радости игры
К ногам твоим
Лениво подступают.
Все впереди:
И шторм, и ветер злой;
Не трать впустую даденные силы,
Ведь беззаботность, нега и покой –
Удел не жизни нашей,
А могилы.
Глубокий омут будет зазывать,  
И будет звать загадкою болото,
Но помни ты, о чем сказала мать:
«Вниз не пади с высокого полета».
Иди вперед,
Без страха спорь с волной
И помни:
Твоя молодость не вечна.
Не забывай,
Под солнцем и луной
Жизнь,
Как вода речная,
Быстротечна. . .»
Вот так,
Когда из дому уходил,
Меня в дорогу
Мать благословила.
И вот в пути меня остановила
Река, где я кораблики водил.
 
Стою в раздумье 
И сутулю плечи, 
Гляжу, как сын 
Пускает корабли. 
– Держи, мой мальчик, паруса покрепче, 
По ветру времени разбег держи!
 
В суровом море жизни 
Не всегда я 
С тобою рядом буду, 
Как оплот. 
Так пусть же, 
Волны преодолевая, 
Корабль твой 
Нацеленно плывет!
    Перевод Александра Филиппова

БАШКИРСКИЙ ЯЗЫК
 
С древнейших и загадочных времен 
Скрепил язык мой семьдесят племен. 
Над колыбелью слаще меда пел 
И с кличем грозным слал ты тучи стрел.
 
Он выкован в горниле страшных битв,  
Нашептан тысячью куплетами молитв. 
В горах, речными струнами звенит. 
Taмгою предков высечен в гранит.
 
Известен был башкирский на весь мир.   
В Париже праздновал победный пир. 
Рукою палачей казнен не раз язык – 
Воскрес опять из пепла наших книг.
 
Потоком, бурным все преграды смел. 
Звучишь на улицах, ты городов и сел. 
Отныне он свободен и велик – 
Башкирский государственный язык!
 
В тебе младенцев первый в жизни крик. 
Ты аксакал, что истины достиг. 
Ты на Урале и в степи возник – 
Живи в веках, башкирский мой язык!
                                    
 Перевод Фарита Ахмадиева


БЕЛАЯ ЮРТА
(отрывок из поэмы)
 
. . .Башкортостан – край белых юрт заветный, 
Земля моя, ты всей стране видна. 
Душа народа, словно терем светлый, 
Открыта людям, добрых чувств полна. 
Народ мой, на пути многострадальном, 
На пепелищах, выжженных дотла, 
Ты, проходя сквозь бури испытаний, 
Вновь возрождал юрт белых купола.
 
От вознесенных к небу гор Урала 
Башкир воспринял духа высоту, 
Из века в век отстаивал он право 
На счастье – сокровенную мечту. 
 
Мой современник! Образ юрты белой 
Для нас с тобой как символ чистоты. 
Лишь бы его мы уберечь сумели 
От пошлости, мещанства, суеты!. . 
Башкортостан – край белых юрт свободный, 
Счастливый дом наш – не мечта, не сон. 
В огне и крови, в муках перерожденный, 
Сияешь ты, народом возведен!. . 

      Перевод Анатолия Майорова

Юлай Валей, 27-12-2011 14:09 (ссылка)

Байки о блондинках.

Суеверная блондинка читает гороскоп...
Суеверная блондинка читает гороскоп:

«День в целом очень неблагоприятный, ваших близких ожидают серьёзные неприятности на работе…»

Она в ужасе звонит мужу:

- Срочно приезжай домой!

- Но, дорогая, сегодня мы сдаём проект, начальник рассердится…

- А я тебе говорю, приезжай, потом всё объясню!

Блондинка кладёт трубку и продолжает чтение:

«…В семье возможны скандалы, ссоры, грозящие разводом и потерей доверия друг к другу…»

Она закрывает гороскоп и думает: «Сейчас муж приедет, надо уйти из дома,
чтобы избежать скандала». Блондинка выходит из дома, садится в машину и
едет за город. Муж звонит ей на мобилу:

- Ты что, пошутить решила?! Ты поняла, что сделала, дура? Меня увольняют с работы из-за прогула! Я подаю на развод!

Муж бросает трубку. Блондинка сквозь слёзы продолжает чтение гороскопа:

«…Возможны автомобильные аварии, потеря контроля при управлении транспортными средствами…»

Зачитавшись, она не замечает поворота и срывается в пропасть. В полёте думает:

«Ну надо же, всё сбылось!!!»

Обращается ученый к Богу и говорит...
Обращается учёный к Богу и говорит:

— Поздравь нас, Бог, ты нам больше не нужен. Мы, учёные, наконец
изобрели способ создать жизнь из ничего. Иначе говоря, мы теперь можем
сделать то, что ты сделал вначале.

— О, вот как? Это интересно…

— Да, мы можем взять грязь и слепить из неё подобие тебя, а потом вдохнуть в неё жизнь, и таким образом создать человека.

— Здорово, а ну-ка, покажите!

— Смотри! — Учёный нагнулся и начал сгребать землю под ногами в кучку.

— Эй, минуточку! — прервал его Бог. — Ты сначала сам свою землю создай!

Во всех углах аквариума бурлит жизнь...
Во всех углах аквариума бурлит жизнь: в одном рыбы делят червячка, в
другом дерётся несколько забияк, где-то пара строит гнездо для икры, и
лишь в укромном месте идет спор между двумя рыбками:

— Ну, допустим, Бога нет, — говорит один из спорщиков, — А кто же тогда воду в аквариуме меняет?».

Американский президент и Генсек СССР устроили соревнования по бегу...
Американский президент и Генсек СССР устроили между собой
соревнования по бегу. Спортивный американец естественно прибежал первым,
Генсек вторым. «Независимые и объективные» СМИ дают информацию:

В США: «Наш президент занял первое место, Генсек СССР прибежал последним.»

В СССР: «Президент США прибыл предпоследним, а наш Генсек занял почётное второе место.»

Клетка. В ней 5 обезьян.
Клетка. В ней 5 обезьян. К потолку подвязана связка бананов. Под
ними лестница. Проголодавшись, одна из обезьян подошла к лестнице с
явными намерениями достать банан. Как только она дотронулась до
лестницы, вы открываете кран и со шланга поливаете ВСЕХ обезьян очень
холодной водой. Проходит немного времени, и другая обезьяна пытается
полакомится бананом. Те же действия с вашей стороны. Отключите воду.

Третья обезьяна, одурев от голода пытается достать банан, но остальные хватают её, не желая холодного душа.

А теперь, уберите одну обезьяну из клетки и замените её новой обезьяной.
Она сразу же, заметив бананы, пытается их достать. К своему ужасу, она
увидела злые морды остальных обезьян атакующих её. После третьей попытки
она поняла, что достать банан ей не удастся. Теперь уберите из клетки
еще одну из первоначальных пяти обезьян и запустите туда новенькую.

Как только она попыталась достать банан, все обезьяны дружно атаковали
ее, причем и та, которую заменили первой (да ещё с энтузиазмом).

И так, постепенно заменяя всех обезьян, вы придёте к ситуации, когда в
клетке окажутся 5 обезьян, которых водой вообще не поливали, но которые
не позволят никому достать банан. Почему?

Потому что тут так заведено…

Продам ВАЗ 21112

Продам ВАЗ 21112. год выпуска декабрь 2006, эксплуатация с 2007 Г. один хозяин не крашеная, не битая, чистый салон, в подарок летняя резина на хромированных дисках. сигнализация с обратной связью и автозапуском. магнитола пионер. 6 колонок DLS. Цена 210000 тыс.руб ТОРГ УМЕСТЕН

Юлай Валей, 15-12-2011 22:33 (ссылка)

Знаете ли вы, с какого вы рода племени?

БАШКИРСКИЕ ПЛЕМЕНА, РОДЫ, РОДОВЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ в 18-19 вв.



ЮГО-ВОСТОЧНЫЕ БАШКИРЫ

I ПЛЕМЯ ЮРМАТЫ

1. РОД кармыш
Родовые
подразделения: аиткул, аккубяк, абыз, бикзян, ибрай, кудаш, кусяр,
кара-туяк, кабырга, калмак, килмыш, мокша, саде, саз, сиксянтояк,
тунгатар, саркай, этэмэс.
2. РОД мишар-юрматы
Родовые подразделения: бакай, макар, сункэ.
3. РОД ногай-юрматы
Родовые подразделения: арлар, юаннар, йэйен, мугаш.
4. РОД тальтим
Родовые
подразделения: азнай, аит, аю, башкир, бишкадак, бурзян, габзалил,
даут, ильсектимер, ишмурат, елембет, кайнау, калмак, каныкай, кара,
кармыш, касым, кузгун, кызылбаш, кырау, минзеля, мышы, уметбай, усен,
саран, турдакын, хусаин, халабаш, шакир, шэкзр, айткул, юлдашбай,
юрматы, ярылкап, яугильде.
5. РОД татигас
Родовые подразделения: айтуган, алатубэ, калмак, кортлас, мерэтэк, сурэ, сэлеш, сэтэй, табылды, тейелдэк.
6. РОД юрматы
Родовые
подразделения: айбаш, аю, аюсы, бикей, биккининдар, бишэйлэ, азнабай,
бускун, бурзян, бэпкэ, илсегул, ирале, исянбирде, юмак, кэзэ, казаккул,
калмак, карабильгау, кара, карга, кашкаймак, кудаш, кузгун, култай,
кусяпэй, кудей, куян, кэсим, майрык, мустафа, муллакай, муса, салдый,
серек, сибек, сувашай, сэтэй, табын, таз, турна, тубай, тызым, уракай,
узбек, шалавар, шурале, шымтыр, юлдаш, юлый, юрматы, якшембэт.

II ПЛЕМЯ БУРЗЯН

1. РОД баюлы-бурзян
Родовые
подразделения: аю, айхай, атайсал, баюлы, бэрсэ, бурэй, исамбакта,
каир, калмак, кара, карый , кузгун, керпе, кэйкэнэ, кэшвар, майтамак,
мишар, мускэ, мэсекай, сангыт, сэкэй, тангор, тау, турна, туркмен, тума.

2. РОД бурзян
Родовые подразделения: айгулак, айхай, апанды,
атайсал, байсары, баюлы, бикзян, бишул, буян, бурзян, букэн, бэгэнэш,
бэзмэн, бакир, бэллэ, бепей, бэшэр, валиулла, гайса, гумер, даут,
зайхан, игэу, илкэй, ишбулат, иштэкэ, ишэй, йылан, йылыш, яналы, кустур,
куселяр, кудышкултык, кэгэн, казах, кадыргул, кайепкул, калмак,
калтырса, кама, канкыс, карабай, карагай, каранай, каратай, каратун
кыпсак, катай, кузгун, кукай, кулдавлет, куру юл аю, кузян, куян,
кызылбаш, кыпсак, кэзэ, кэкере, мазан, мишар, муксин, мунаш, мурадым,
мураткул, муратша, миндегул, навруз, нурале, уйряк, усэн, пэпэч, рэмэй,
сирвай, сирмеш, суксур, сулсэ, султан, сыскан, чуваш, сэнкем, сарт,
сарыш, таз, таиш, тамъян, тартай, татар, татлыбай, тавабил, тавыктар,
телекей, тимекэй, туркмен, тубал, туйбай, тукай, туктагул, тума, халит,
худайгул, хузит, сарт, саискан, суун кыпсак, шагырбай, шекэрэ, шугем,
ырсай, урусбай, эндэшмэс, эткусту, юкэ, юлдаш, юлый, юрматы, юшем,
ябалак, ялтыр, яналы, янылар, ярат, яузар.
3. РОД мунаш
Родовые
подразделения: ай-урмэстэр, аргынбай, бесэй, биян, губайдулла, етикэй,
иткул, казах, кадыргул, калмак, каракалпак, кукай, кухамыш, куян,
муктэрге, урлук, саркылдак, сукты-таяк, чувашбай, чингиз, сэмэтэй,
татар, таулы, тау, ташбаш, хабтан, самар, эткусту, яйкар.
4. РОД ногай-бурзян
Родовые
подразделения: баим, бурэ, габдряш, казах, калмак, кузян, кусюк,
киргиз, кыл, мунаш, серэкэй, сэкэнэй, татар, таулы, эптерэш, кызыл
ногай.
5. РОД ямаш
Родовые подразделения: башмак, жалбай, казах,
калмак, кинзябулат, курт, кырдар, кыуык, ушэй, черемис, ситрык, сэтэй,
тартай, татар, таулы, тупитэр, шугильды, шэмэк, ямаш.
6. РОД янсары, жанса
Родовые
подразделения: ай-урмэстэр, асыл, баиш, бирдегул, калмак, карагуш,
кара-табан, кыдрай, урлук, самар, чингиз, чуваш, татар, тавабил, таулы,
таук.

III ПЛЕМЯ УСЕРГАН, МУЙТЕН

1. РОД аю
Родовые подразделения: аю, юмагужа, казах, кадыр, куян, кунгэй, кыл-кара, майки, нагман, сураш, тэтэнбэт, утэгэн, юныс.
2. РОД бишей, бишуй
Родовые
подразделения: байсура, бэдэн, ибрай, ибанай, ишбулды, юмакай, ягафар,
казах, кыл-кара, найман, ногай, сарагул, тажик, турумтай, тэлькэ,
туркмен, хасан, ыласын, эйтэмбэт.
3. РОД буре
Родовые подразделения: аргын, буребай, ибанай, казах, майрык.
4. РОД сураш
Родовые
подразделения: абдулла, байтал, буйлыккан, иман, юмакай, калмак,
каралар, куян, кыпсак, кэрэкэй, мурзагале, мышы, сукмар, туркмен, ур,
усмак.
5. РОД усерган
Родовые подразделения: аю, кызыр аю,
акрын, алабай, апал, апанды, аргын казах, акхак, байиш, бакабаш, бишэй,
бурай, бурзян, бускун, букэнбаш, буре, ишембай, ишэй, юванай, елкыбай,
жансары, яшелхурпа, кабык, казах, казанлар, калмак, каракалпак,
каратабан, каратамак, каратун кыпсак, каташ, каукылдак, култай, кураиш,
куру юл аю, кутукай, кунак, купай, кураныс, курмас, кубаляк-тиляу,
курек, кучербай, кэпэк, кэрсен, ккэвяк, лаурьян, мустафа, музкэлдэк,
мышыя, мамбэт, назар, улу кэпэс, услубаш, экэ, эркенбай, ушэ, сарба,
сиртмеш, сугэтэ, сулмэк, сутэр, сувайкыуак, пэсэй, тазлар, таз, тартай,
татар, тавай, таулы, тэлкэ, туман куз, торна, туркмен, уюра, ураз,
усерган, хангильде, хаискан, суун кыпсак, хуур, шаик, шаяхмет, шапак,
шешей, шурале, элбэй, эмин, юлдашбай, ябас, ярат.
6. РОД шишей
Родовые подразделения: яухар, капкак, карасабак, катыкурут, кыпсак, мулюк, масекэй, тавай, шумэн, абил.

IV ПЛЕМЯ ТАНГАУР, ТУНГАУР, ДУНГАУР

1. РОД тунгаур
Родовые
подразделения: актай, апанды, апты-рак, арат, аслай, ахлай, байрака,
бесэй, бизмэн, бикчентай, бикэтиш, бикатин, буркуткус, букэт, буре,
бэрэшэн, тархан, думбэй, дунгаур, загит, игэу, имес, исембай, юуан
куныс, юшкы, яшкэ, кабан, казах, калмак, камгак, карабейек, кашкар,
кряшен, килмешэк, кузян,куйун, кумука, куршэк, кукмис, кугэун, кусэн,
кубоу, мурзагилды, мышаяк, максют, ныртыш, упей, юшэ, саер, суксыр,
сукмор, сыскан, чуваш, татар, турна, тюйгэс, травой, тункай, тапый,
тырма, тэзекай, хаким, сюиш, шемпетэй, юртыш, этэмэс, юрмыш, юрмый,
ярат.

V ПЛЕМЯ ТАМЬЯН

1. РОД башай
2. РОД куян
3. РОД мулют
4. РОД мясагут
5. РОД тамьян
Родовые
подразделения: абзан, аю, ак суйыр, актабан, алюрзан, аалкым, батман,
баур, башмак, бейалэй, бешкэк, бураш, буттук,бугэз, бейэн, бурзян,
бубыр, букый, бэбэлэш, бэпэнэ, думэй, сукты тюйгэс, ишэй, казах, казан,
кайгул, кара, кара балтыр, карга, каракалпак, кара-табан, кара-тумыртка,
кулуш, алама кулуш, кузян, куршэк, кухэп, куян, киргиз, кырк тамга,
малай, мукас, мурадым, мугюз, мышы, сартакнай, сирэусе, супелдэк, сыбар
тумыртка, таз, тамьян, тартай, татар, таулы, тимяс, типтяр, туяк,
туктубай, тюрэй, тузгалта, туп, тэвэш, унгэс, угуз, сарт, сарбай, хуна,
халбер, шагман, шакман, шагыр, шамбы, шегрэй, шзкэр.

VI ПЛЕМЯ КЫПСАК

1. РОД ак-кыпсак, сары-кыпсак, туркмен кыпсак
Родовые подразделения: азнабай, алабай, калмак, катай, катыкулак, кусмэ, куук, чуваш.
2. РОД бушман-суун-кыпсак
Родовые
подразделения: аккуль, аккырман, бесэй, бурус туркмен, буре камгак,
бысаксыз казак, исенкилде, калмак, кара бака, кирей, кушай, куксэ,
мункэ, таз, таир, туркмен, тукэт, тангаур, хаискан, сарыбай, сары бака,
су-ун, ширмеш, сирмеш, шэпшэ.
3. РОД гэрэй-кыпсак
Родовые
подразделения: арсланбек, асылбек, вахан, кабыкканат, кэстэй, мукай,
мурсэй, нигмат, тау, тизэ, туйгун, тюйзе, умрэш, шаухияк.
4. РОД джетеуру
5. РОД кара-кыпсак, карый-кыпсак
Родовые
подразделения: ай хай, аю, аккуз, атджитар, ахмадис, бюйэн, бире,
булэкэй, думбэй, жилдэр, зеке, казах, каир, калмак, кара, карый,
каракурсак, касау, катырмак, киизкурсак, керпе, кузгун, кузян, куюн,
кукся, кунэсек, кэйкэнэ, майрык, майтуш, мукшы, мэсекэй, усканыш,
сапкын, цыган, сирмеш, суракай, саитбаттал, сэкэй, таз, тангыр, татар,
тау, таулы, тимер, типтяр, тэлкэ, турна, туркмен, тулебай, тума, угуз,
сабаш, хаискан, сарт, суир, суун, эркетбаш, акрэндар.
6. РОД карагай-кыпсак
Родовые
подразделения: абдулмэмбэт, аитбай, аалтынбай, базан, баймаклы,
байназар, бизмэн, бугмаш, бусык, бэзмэн, игэу, имес, ангримес, исянгале,
казах, казаяк, калмак, калтай, карга, кирей, кузян, кушек, кызыл
кэпэстэр, мере, моратша, мюгюз, мухамедьяр, мряс, месягут, мэгэдей,
набиулла, экэ, сискэзек, сирмеш, суркулдак, сукмар, сугем, чингиз,
сэкэш, сэрмэ, татар, тау, таулы, тюкун, тюлебай, хармак, сатыбалы, хуна,
сырлыбай, шаухияк, шербай, шарафетдин.
7. РОД кыпсак
Родовые
подразделения: абан, абдразак, айса, айсуак, алаганат, атайсал,
байназар, баюлы, басыр, бизэу салбар, бурзян, габзалил, тунгаур,
дуван-сакал, ирпай, искеляр, юмран, йыуан куныс, калмак, калтырса,
канкыс, карагай, каратун кыпсак, карьяу, кузгун, кулман, коро юл аю,
курпес, кусэй, кидрас, кыпсак, кэзэ, мазан, мурадым, мураткул, муслим,
мэмбэт, навруз, бэпэй, ногай, сатучин, сирвай, суксыр, саит, сэнкем,
тарбаган, татар, туркмен, травай, туйбай, уклы-карагай, халавар, сипаш,
хувыр, сынрян, суун кыпсак. суер, шареп, эткусюк, алип, юрматы,
якши-гул, янылар, ярат.
8. РОД сэнкем-кыпсак
Родовые
подразделения: бака, бешкэк, бэрэс, ирлян, калмак, кара, карга, кара
сарык, куюн, куртлук, куян, кызыл, мантый, мишар, мыштый, сугэ, сугэн,
сукрэ, сура, сыбар табан, чуваш, татар, туркмен, тургай, траш,тэкшэн,
тэкэй, угуз, урус, сарыш, элэкэу, эскэрнэк, этэс.
9. РОД сарыш-кыпсак
СЕВЕРО-ВОСТОЧНЫЕ БАШКИРЫ

I ПЛЕМЯ АЙ, АЙЛЕ

1. РОД каратавлы, табынмазар
Родовые подразделения: бускак, бурес, кара, караикмак, кесерткэн, сирмеш, табынмазар, таз, эпте.
2. РОД туркмен
Родовые подразделения: киргиз, сутыш, турнамурун, энжек.
3. РОД тырнаклы
Родовые подразделения: бурес, кумый, кукюргек, узун бармак, рахмункул, тикэнэй, юламан.
4. РОД сарт-айле
Родовые
подразделения: абделхаир, акимбэт, аккуш, актыяк, алыстар, арый, баиш,
бикмеш, биктимер, бухар, букей, баубэк, бэшмэк, зэнгир, казах, калмак,
каракалпак, карагул, каракусюк, кашкалак, кисебай, кумер, кувакан,
кызылбаш, кэнтэй, махтар, миндебай, мужырым, мурза, малек, себен, сумес,
чуваш, таз, таулы, тэкеш, тэнкэй, урта аймак, сыргылтык, суир, рыскул,
абдэл, алекэн, этимгэн, эткусюк.
5. РОД ай, айле
Родовые
подразделения: акимбэт, алтмышкулак, аскар, аскильде, башкурт, бидергэн,
ишале, бускур, бухар, бурангул, исмагил, казах, казангул, калмах,
кулуй, кумый, кусюк, кузай, кудей, кумер, куалды башкорты, куян,
кызылбаш, кыйка, киргиз, мишар, мустафа, мужырым, мэликэй, манже,
сальют, сутек, чуваш, сэпрэ, сэрмэ, табын, таз, татар, типтяр, турна,
тугыз, тугызак, тукул, урал тукулы, узбек, сарт, сэргэлдык, этимгэн,
этимгэн айле, эткусюк, эжэк, ай, айзар, яманай.

II ПЛЕМЯ КУДЕЙ

1. РОД булэкэй-кудей, булэк-куде
Родовые подразделения: аю, дэу, дэу кудей, кудей, ногай, сураш, сыскан, шайтан, алибай, арлян.
2. РОД кыр-кудей
Родовые подразделения: таулы, эткусюк.
3. РОД туркмен-кудей
Родовые подразделения: кулуш, майтюба, сэлеш, таз, таулы, туркмен, тукай, ювэй.
4. РОД урман-кудей
Родовые подразделения: искеляр, казаяк, типтяр, урман, аптельман, янылар.
5. РОД шайтан-кудей
Родовые подразделения: бурес, калмак, касай, кесерткэн, киргиз, сэркэм, табулды, тугыз, хайбулла, шайтандар, элекэ.

III ПЛЕМЯ МУРЗАЛАР, УЛЭШТЭ

Родовые
подразделения: аксуваш, балтагул, баркылдак, бишей, бурес, ятимдэр,
казак, кузгун, кутлусура, кутлу, кырзы, мангул, миндияр, сипай, сулпы,
сырзы, таз, тавир, таулы, тунгатар, шайтан.

IV ПЛЕМЯ ДУВАН

1. РОД акбай
Родовые
подразделения: азамат, басыр, биксурэ, бэсем, ишмурат, кулсыкай,
кылысбай, мурза, нигматулла, рахматулла, черемис, саим, шаим, сэкитэ,
сэлимкул, хисмат, шарип, алимгужа.
2. РОД дуван
Родовые
подразделения: бикжэн, биксура, калмаккул, кахир, кулсыкай, мюйат,
сулпы, табын, табынды, умэртэй, фаиз, хисмэт, хайрзаман, шарип, ыласын,
яныбай, яуыш.

V ПЛЕМЯ КОШСЫ

Родовые подразделения: акай,
бурангул, гузаир, кадыр, калмак, кулсыкай, кусякбирде, муслим, мэтэй,
черемис, султан, сэкетэ, тэлкэ, тугыз, умэртэй, сабанак, сарт.

VI ПЛЕМЯ СЫЗГЫ, СЫСКЫ

Родовые подразделения: аит, афридон, гулемисэр, калмак, куруч, тимер, мэстер, сарга, тажи, абеш, эжмэк, эсэт, эфсэгит.

VII ПЛЕМЯ УПЕЙ

Родовые подразделения: абулхаир, бесэй, гасаба, килмешэк, мавлекай, таракан, тарсык, ахмадий, ямаш, яхыя.

VIII ПЛЕМЯ КАТАЙ

а) в горнолесной Башкирии

1. РОД идель-катай
2. РОД инзер-катай
Родовые подразделения: ассы, бэймиш, бэпкэй, дархан, дэвэр, калмак, мэмишан, урюк, табан, туркмен, сары.
3. РОД кузгун-катай
Родовые
подразделения: аю, алакурт, буртэн, илан, юанбиляк, калмак, катахаба,
куян, кэшен, мюшкэт, сель, сылбыр, сарык, харыста, шукэй.

б) в северо-восточной Башкирии

1. РОД бала-катай
Родовые
подразделения: алтынбай, бурсык, ингеш, юсуп, казан, каип, калмак,
калмаккул, кама, карабай, кулсыкай, куян, маскара, мэзит, сытый, чуваш,
телэкэй, увак, салкын, хорнай, юлдаш, яныбай.
2. РОД улу-катай, кара-катай

в) в Зауралье

1. РОД бала-катай
Родовые
подразделения: азгым, барын, вактар, игелек, иштэк, казах, казан,
калмак, кулсыкай, мюстюк, супай, сытый, телэкэй , тургай, сары, экрен.
2. РОД улу-катай, кара-катай
Родовые подразделения: аю, гадельша, калмак, кулумбет.
3. РОД ялан-катай
Родовые подразделения: бухар, буиш, бурансы, казах, казанбай, калмак, мишар, татар, тубалды, тугызак, тукал, хаккул.

г) в Западной Башкирии

Родовые
подразделения: биксагыл, бала-катай, буби, бэйтэк, бэшэр, юмран,
казанлар, калмак, кара-катай, катай, кусан, кек карын, кекюргэк, муртай,
сабыр, сарт, сэде, табын, татар, тирмянгул, тума, шырау, ябалак, ярык
сувэтэ.

IX ПЛЕМЯ САЛЬЮТ, САЛЬЮХУТ, САЛЬЮГУТ

Родовые подразделения: бурэ, енде, иркебай, кенембай, кушым, кыттытаяр, сабыр.

X ПЛЕМЯ СЫНРЯН

Родовые подразделения: аю-сынрян, кидрас, сынрян.

XI ПЛЕМЯ ТЕРСЯК

Родовые подразделения: бутук терсяк, сыскан.

XII ПЛЕМЯ БИКАТИН, МЭКАТИН

XIII ПЛЕМЯ КАЛМАК

Родовые
подразделения: буран, бурангарак, кара-калмак, карашкак, катай, кашка,
кулак, кужак, кускильде, симкэ, турэле, аюка-калмак.

XIV ГРУППА БАШКИРСКИЕ КАЗАКИ

Родовые подразделения: акбай, аккаин, бурак, калмак, катай, куйун, кулай, кулумбай, курэн, цыган, салим.

XV ПЛЕМЯ ТАБЫН

а) в восточной Башкирии

1. РОД барын
Родовые
подразделения: бурус, бэрэкэн, бутис, дэрджимэн, давлетбай, казах,
калмак, караелкэ, кара угез, кулуй, кузян, куйсары, кустанай, кызылбаш,
киргиз, карим, кэсэк, мишар, мустафа, урюк, сукур, субей, сутек, сыскан,
табын, туктагул, тулуптар, туркмен, тунгатар, тэкэ, тупэй, ун, хаискан,
сапаш, сарт, хупэис, сызгы, шуран, айле.
2. РОД кара-табын
Родовые
подразделения: бидергэн, беркут, бурангул, бутис, бэжэкэй, иль-аймагы,
илек-аймагы, калмак, кара табын, мэликэй, узунлар, субэй, сумэт, таз,
тастар, тугузак, туктубай, сигизэк, исмаил, айле, абсалям.
3. РОД кубэлэк
Родовые подразделения: баим, ювашбай, карагай, муса, субэй, суваш, сандыр, тукус, утэй, сарт.
4. РОД теляу
Родовые подразделения: казах, каип, кызылбаш-катай, кыпсак, мэскэу, тук, тубал, сары, хэнэк.

б) в центральной Башкирии

1. РОД дуван-табын
Родовые
подразделения: асан, бутнай, казан-татар, калмак, каскын, кутрас,
култай, мукай, мураш, усэн, чингиз, таз, тюкун, шэлте.
2. РОД юмран-табын
Родовые подразделения: кюнтуган, мэшэй, тукум, хаискан, ямгырсы.
3. РОД кесе-табын
Родовые
подразделения: бесэй, бешкэк, биктэш, казан-татар, калмак, кансуяр,
кахас, куртлукай, киргиз, кырккузяк, монгол, манкы, мишэр, мулаш, мэмэк,
сирмеш, сувашбердэй, таз, тайгын, туркмен, суюндук, шылты, шареп,
элтзшле.
4. РОД кальсер-табын
Родовые подразделения: аккуз, бире, юныс, кускилде, кыйгас, сукай, туркмен, тырнак, уранкай, ябалак.
5. РОД сарт-табын
Родовые подразделения: тзкэн, сарт-табын.
6. РОД бишул-табын
Родовые
подразделения: баюлы, беркут, иске-бишул, ян-бишул, кама, канкыс,
карга, кинзягул-бишул, миркит, сяглаян-бишул, таулы, хаискан,
суюндук-бишул, суяргул-бишул, абубакир.
7. РОД бишул-унгар-табын, бишаул-унгар-табын
Родовые подразделения: акир, арыкбай, бутэй, ян-бишул, калман, кюнтуган, машай, уран, сяглаян-бишул, хаискан, ямгурсы.
8. РОД кумрук-табын
Родовые
подразделения: абдулла, абзак, баркылдак, башмак, бизмен, бирзекэй,
бишкалак, имел, кама, катай, килмухамет, мэркей, тувал, шурас.
9. РОД бадрак-табын, будэрэк-табын
Родовые подразделения: алабай, гырышкы, ишкинэ, ярембэт-бадрак, сирмеш, хэшэм, азекэй.

в) в Зауралье

1. РОД барын-табын
Родовые
подразделения: акунчук, алакай, бурангул, илек-аймагы, имел, исянгул,
казах, калмак, катай, суваш, таз, татар, таук, турна, исмаил, юлыш.
2. РОД кара-табын, табын
Родовые
подразделения: абдразак, айса, байдан, байназар, габзалил, дуван-сакал,
исэнбэт, юмран, калмак, ильяс, калматай, канлы, карьяу, катай, кулман,
курпэс, кыпсак, мазан, мин, муслим, мукшы, мукшы-каскын, райман,
рамазан, салдый, суваш, сувашай, саде, саит, санкем, табын, татар,
туркмен, туктар, тэнес, шареп, алип, юлдаш, юлый, яик, якшимбет,
якшигул, яналы.

XVI ПЛЕМЯ КУВАКАН

1. РОД елан-кувакан
2. РОД кыркуле-кувакан
Родовые подразделения: мукой, айле.
3. РОД сатка-кувакан
4. РОД сагит-кувакан
5. РОД тау-кувакан
6. РОД тубэляс-кувакан, тубалас-кувакан
Родовые
подразделения: актамак-кувакан, калмак, какаш-мукэш, кудей, киргиз,
монгол, эрэстэн, сюмэй, сюмэй гундар, тэштэк, узбек.

XVII ПЛЕМЯ СЫРЗЫ

Родовые подразделения: курман, кырктар, урюк, абел.
ЮГО-ЗАПАДНЫЕ БАШКИРЫ

I ПЛЕМЯ МИН

1. РОД иль-куль-мин, илькей-мин
Родовые подразделения: азнай, бузан, илсекэй-мин, кункас, нугай, чуваш, юламан.
2. РОД азнай-илъ-куль-мин, азнай-мин
Родовые
подразделения: алдар, бузан, иштэкэ, ямбулат, ямат, калмак, каратай,
кузян, кучукбай, кусярбай, ногай, сирвай, сумар, суваш, таук, тэйлэгян,
тубэ, сарт, шакай, аюб, юламан, янгыл.
3. РОД илсекэй-иль-куль-мин, илсекэй-мин
4. РОД кункас-илъ-кулъ-мин, кункас-мин
Родовые
подразделения: бикташ, бурзян, бакир, илкэй, иштэкэ, калмак, каратай,
курманай, кушылды, кускэй, киргиз, муса, ногай, черемис, суваш, сэпэрэй,
тамьян, тау, тимекэй, тукай, ырсай, юламан, юлдаш, ябалак.
5. РОД куль-иль-мин
Родовые подразделения: байдыкай, сирмеш, серембэт, урсай, сарыбай, ябалак.
6. РОД кубоу-мин
Родовые подразделения: асылы-кубоу, бартал, батырша, бурнак, киргиз, мишар, мурза, сафар, таз, тау, тулак, туак.
7. РОД кырк-уйле-мин
Родовые
подразделения: алтый, асылкай, байдыкай, байрыкай, балгажи, бэйтэк,
бэшэр, калмак, катай, купай, кузян, купэй, кюк-карын, кюк-юргэк, кусан,
куян, кыйка, кындыр, киргиз, муртай, мурсэкэй, сабыр, сарт, серембэт,
сирмеш, суваш, сэпрэ, сэрмэ, татар, теляк, турна, тума, урсай, сарт,
суергул, шырау, шарип, эжекэй, юлбарс, ябалак, ярык сувэтэ.
8. РОД мин, минляр
Родовые подразделения: калмак, калматай, канлы, кыпсак, мин, мукшы, каскын мукшы, сураш, суваш, тэнес, юлдаш.
9. РОД миркит-мин
Родовые подразделения: баим, кара, кинзекей, таз.
10. РОД уршак-мин
Родовые подразделения: ваклар, куян, мурзай, сирмеш, сумсыра, шэлтэй.
11. РОД сарат-мин, сарылы-мин
12. РОД сыбы-мин, субый-мин
Родовые
подразделения: дистан-сыбы-мин, биккинэ, ишмухамет, кутуш, мырзай,
сымсыра, типтяр, шылтрак, янгарыс, яик-сыбы-мин, аккай, аккылай, аккул,
балтас, биян, булат, зуфар, кузян, майлы, ногай, рамаш, самбай,
сурайман, сэпяш, саубан, сусар, туркмен, тугыз.

ИРГИЗ-КАМЕЛИКСКИЕ БАШКИРЫ В САМАРСКОЙ И САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТЯХ

1. РОД бишул
Родовые
подразделения: бишул, искеляр, ишэй, катай, кыпсак, мунаш, мурадым,
мураткул, муратша, сирвай, садэ, табын, туркмен, туйбай, абузар, янылар.

2. РОД садэ, сазе
Родовые подразделения: апанды, бишей, бурзян,
тангаур, юан куныс, калтырсак, каратун-кыпсак, катай, куру юл аю,
кыпсак, кэзэ, мышы, суксыр, сазэ, табын, травой, хангильде, суун кыпсак,
ярат.
СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЕ БАШКИРЫ

I ПЛЕМЯ БУЛЯР

1. РОД кадыр
Родовые подразделения: гасаба, типтяр.
2. РОД мышыга

II ПЛЕМЯ БАЙЛАР, БАЙЛЯР

1. РОД байлар, байляр
Родовые
подразделения: байсабу, байсыбы, буби, дэрбэш, казанлар, катай, курман,
ногай, ушэр-еней, салагуш-байлар, салагуш-еней, сальман, сураш-байлар,
татар, типтяр-байлар, туркмен, тукбирде, турай, ырыс, атяс-байлар.
2. РОД калмаш
3. РОД салагуш
4. РОД сураш

III ПЛЕМЯ ЮРМИ, ЮРМЫЙ

Родовые подразделения: гасаба, исай-гасаба, казан кешесе, казаннар, типтяр, урман-юрмый, аптелмэн, ясашный, казан кешесе.

IV ПЛЕМЯ ИРЭКТЕ

Родовые
подразделения: алпаут, батыкай, башкурт, бухар, даут, давек, ишэле,
кадырбай, казанбай, казан халкы, кугэн, сюрмэт, суюрмэт, тимрэш, типтяр,
тунгэкле, яппар.

V ПЛЕМЯ ЕНЕЙ

1. РОД бугазы
2. РОД камбар
Родовые
подразделения: аккуз, ар, ахун, дуэрэннэр, еней башкурты, еней типтяре,
масекей, мари, суракай, таулы, сураш, чураш, ырыкай.
3. РОД тугыз

VI ПЛЕМЯ ГЭРЭ

1. РОД илъ-гэрэ, идель-гэрэ
Родовые подразделения: ак тубэтэй, зайнулла, муйтэн, мутин, муксин, махмут, тояк, хасан.
2. РОД урман-гэрэ
Родовые
подразделения: алдар, байгилде, балтач, балткы, башкурт, габидулла,
даят, казанкешесе, канкилде, кильделяр, кулмамет, култами, кушык гэрэ,
тауш, ташбулат, типтяр, туйкеш, тукбирде, хайдар, шадырбай, янбуса.

VII ПЛЕМЯ КИРГИЗ

1. РОД кадыкай-киргиз
Родовые
подразделения: аккуш, арзаматовлар, бикбалта, бурхан, казанлар,
келькабыз, куккуш, кучум, киргиз, мансур, сирмеш, савле, туат,
шурэле-типтяр.
2. РОД тэнкэй-киргиз

VIII ПЛЕМЯ ЕЛАН

1. РОД идель-елан
2. РОД кыр-елан
Родовые подразделения: буляк, искендер, исламгул, кара-кыпсак, куян, тэзэй.
3. РОД эске-елан
Родовые подразделения: бадрак, елан, кугэрсен, якут.

IX ПЛЕМЯ ЕЛЬДЯК, ЕЛЬДЯТ

1. РОД буре-ельдяк
2. РОД кыр-ельдяк
3. РОД уфа-ельдяк

X ПЛЕМЯ КАНЛЫ, КАНГЛЫ

1. РОД актау-канглы, акты-канлы
Родовые подразделения: бурангул, бахтияр, яркей, мулэкэш, мэлэкэс, султан, хамит.
2. РОД идэль-канглы
Родовые
подразделения: башкурт тюбэге, гумеровлар, иске-гумер башкурты, ишмай,
карача-елга башкурты, кулбай, курман, мишар, типтяр башкорты, эрсэкэй.
3. РОД кыр-канглы, сындаш-канглы
Родовые подразделения: башмак, киже, кудей, кузян, кувакан, кукар, сирмеш, сагызак, хайыскан.
4. РОД юрэктау-канглы, юракты-канглы
Родовые подразделения: иштекэй, карим.

XI ПЛЕМЯ ДУВАНЕЙ, ДУВАН

1. РОД елкысы

XII ПЛЕМЯ КАРШИН

1. РОД карга-каршин
2. РОД кадряй-каршин
3. РОД сатлыган-каршин, акбаш-каршин
Родовые подразделения: карга, мишар, мюштек, персиан, черемис.

XIII ПЛЕМЯ ТАЗ

XIV ПЛЕМЯ УВАНЫШ, МАВЫШ

СЕВЕРНЫЕ БАШКИРЫ

I ПЛЕМЯ УРАН

1. РОД урман-ураны
Родовые подразделения: албуре, ар, аржак, булгаир, ишэй аймагы, турна, шудек, шэрэкэй.

II ПЛЕМЯ ГАЙНА, ТАРХАН

1. РОД бисер-гайна
2. РОД мул-гайна
Родовые
подразделения: ар, бай, бисер, истяк, ишбулатовлар, казанбаевлар,
кускар, кыпсак, кариевлар, максэй, мишар, мурашевлар, мамэт, нукшы,
сабировлар, сакай, сарашбаш, сирмеш, субхангуловлар, сыбар джиен,
таймас, таразовлар, таубаш, тимгановлар, тургай, усай, шабай, эскэре
джиен, айзуак, эрэмэс.
3. РОД тул-гайна
4. РОД тур-гайна

III ПЛЕМЯ ТАНЫП

1. РОД казанчи
2. РОД кайпан
Родовые подразделения: кудаш, кэлтэу, салдау, шэрдэк, юда.
3. РОД кара-танып, кыр-танып
Родовые подразделения: карга, кумуч, тартай, тэйлэган, аптел, этэс.
4. РОД су-танып, сул-танып
Родовые подразделения: алый, арыкбай, балтач, илекей, яулыбай, кальмурза, мэнди, суманай, тюнсура.

IV ПЛЕМЯ СУНАРСЫ, СУУН, УН

1. РОД байки
Родовые подразделения: акбуляк, алый, арыкбай, балтай, гумеровлар, кулмурза, мансуровлар, муслимовлар, мэнди, суманай, шамекэй.
2. РОД кыр-ун
Родовые подразделения: буляковлар, нурай, сайрак.
3. РОД су-ун
4. РОД ун

IV ПЛЕМЯ БАЛЫКСЫ

Родовые подразделения: атналы, калмак, кулсыкай, сыскан, тюлькэ, тюркэй.

Сканирование, html-версия © А.В. Горохов
Отсканировано с книги "Башкирско-руский словарь", издательство © "ДИГОРА", "Русский язык", Москва

Юлай Валей, 14-11-2011 13:50 (ссылка)

Об энерговампиризме.


В этой группе, возможно, есть записи, доступные только её участникам.
Чтобы их читать, Вам нужно вступить в группу