Валера Воинов,
21-06-2010 16:26
(ссылка)
Автобиография Г. К. Отса
Георг Карлович Отс родился в Петрограде 21 марта 1920 года.
Эстонский певец (баритон), народный артист СССР (1960). С 1954 г. пел на сцене театра оперы и балета "Эстония". Выступал на эстраде, на радио, в опереттах, снимался в кино.
... Сколько ни слушаешь Отса — тебя никогда не оставляет ощущение, что он не исполняет, а поведывает слушателю свои мысли. Кажется, певец общается не с огромным залом, а только с тобой — к тебе обращены его «слова». И что бы ни пел — героические или эпические, лирические или шуточные арии, песни, романсы — они становятся душевными излияниями, — так умеет артист сопережить то, что пережил их создатель...
... Но, удивительное дело, сколько бы мы ни говорили о заслугах Георга Отса в области музыкально- сценического искусства, пожалуй, несправедливым было бы назвать этого артиста оперным певцом. Трудно взвесить, где его завоевания выше, на театральных подмостках или на концертной эстраде.
Конечно, Георг Отс — солист театра оперы и балета «Эстония» — прочно связан со сценой. Он, можно сказать, потомственный солист, ибо театральная жизнь у него началась еще в младенческом возрасте, когда его малышом приводили в оперу слушать отца, известного тенора Карла Отса, и он всегда переживал все перипетии судьбы оперных героев. А потом, в 10—12 лет, — участие в спектаклях (пел в хоре мальчиков в «Кармен» и «Пиковой даме»), потом, в 1944 году, еще учась в музыкальном училище, — уже взрослая, сознательная жизнь, сначала в качестве артиста хора, и меньше, чем через два года, — солиста. С тех пор пропеты едва ли не все баритональные партии репертуара театра «Эстония».
И все же Отса не назовешь оперным певцом: разве меньше заслуга Георга Отса — камерного певца, одного из лучших исполнителей и одного из активнейших пропагандистов советских песен. Пожалуй, именно на этом поприще он завоевал самую широкую популярность. Его гастроли по Советскому Союзу, его выступления в лучших концертных залах страны и в маленьких клубах, в селах и городах Эстонии, его выступления по радио, телевизионные передачи с его участием, записи на пластинках, на пленках, наконец, концертные поездки артиста за рубеж, участие его в «Пражской весне», выступления в Швеции, Финляндии, ГДР и т. д., — вот когда с искусством Г. Отса познакомились миллионы и миллионы.
И характерно, подобно тому, как в театре интересы певца просто не знают границ (характерный штрих: он даже участвовал в балетном спектакле «Калевипоэг» в эпизодической партии Солнца, как объясняют, для того, чтобы приобрести пластичность и выразительность движений!), так и на концертной эстраде круг его «привязанностей» необычайно широк. Наверно, если бы будущему биографу понадобилось в характеристике творческой индивидуальности этого артиста определить, что ему было ближе, что больше удавалось, он бы не смог это проследить: слишком уж обширен и разнопланов репертуар Георга Отса ...
... За плечами у певца многолетняя концертная деятельность. Многолетняя, так как начало ее относится еще к военным годам, когда он, командир взвода противотанковой артиллерии, переезжал с одного пункта назначения в другой, под баян распевал в солдатской теплушке грустные и шуточные песни своего народа. Тогда и услышал его организатор Эстонского государственного ансамбля Прийт Пильдрос, тогда он и Каарел Ирд и решили, по Существу, карьеру будущего Народного артиста Союза ССР ...
... Кстати говоря, широта интересов — она, видно, в характере Отса. В детские и юношеские годы его в равной мере привлекал и театр, и спорт, и рисование; и кораблестроение. Будучи уже известным певцом, артист пробовал свои силы в кино, и пробовал небезуспешно: за участие в фильме «Свет в Коорди» он удостоен Государственной премии; миллионы зрителей высоко оценили его игру в фильме- спектакле «Мистер Икс» (по «Принцессе цирка»). Отс снимался также в одной из главных ролей в фильме «Случайная встреча» ...
... «Поет Отс»,— объявляет радио. И миллионы слушателей приникают к репродукторам, затихают в молчании, наслаждаясь мягким, нежным, льющимся голосом певца.
В 1968 году Георг Отс был удостоен Государственной премии СССР. В 1975 - премии Советской Эстонии.
Снимался в фильмах "Свет в Корриди", "Возвращенная музыка", "Случайная встреча", "Мистер Икс", "Когда песня не кончается".
Умер певец в Таллине 5 сентября 1975 года.

... Сколько ни слушаешь Отса — тебя никогда не оставляет ощущение, что он не исполняет, а поведывает слушателю свои мысли. Кажется, певец общается не с огромным залом, а только с тобой — к тебе обращены его «слова». И что бы ни пел — героические или эпические, лирические или шуточные арии, песни, романсы — они становятся душевными излияниями, — так умеет артист сопережить то, что пережил их создатель...
... Но, удивительное дело, сколько бы мы ни говорили о заслугах Георга Отса в области музыкально- сценического искусства, пожалуй, несправедливым было бы назвать этого артиста оперным певцом. Трудно взвесить, где его завоевания выше, на театральных подмостках или на концертной эстраде.
Конечно, Георг Отс — солист театра оперы и балета «Эстония» — прочно связан со сценой. Он, можно сказать, потомственный солист, ибо театральная жизнь у него началась еще в младенческом возрасте, когда его малышом приводили в оперу слушать отца, известного тенора Карла Отса, и он всегда переживал все перипетии судьбы оперных героев. А потом, в 10—12 лет, — участие в спектаклях (пел в хоре мальчиков в «Кармен» и «Пиковой даме»), потом, в 1944 году, еще учась в музыкальном училище, — уже взрослая, сознательная жизнь, сначала в качестве артиста хора, и меньше, чем через два года, — солиста. С тех пор пропеты едва ли не все баритональные партии репертуара театра «Эстония».

И характерно, подобно тому, как в театре интересы певца просто не знают границ (характерный штрих: он даже участвовал в балетном спектакле «Калевипоэг» в эпизодической партии Солнца, как объясняют, для того, чтобы приобрести пластичность и выразительность движений!), так и на концертной эстраде круг его «привязанностей» необычайно широк. Наверно, если бы будущему биографу понадобилось в характеристике творческой индивидуальности этого артиста определить, что ему было ближе, что больше удавалось, он бы не смог это проследить: слишком уж обширен и разнопланов репертуар Георга Отса ...

... Кстати говоря, широта интересов — она, видно, в характере Отса. В детские и юношеские годы его в равной мере привлекал и театр, и спорт, и рисование; и кораблестроение. Будучи уже известным певцом, артист пробовал свои силы в кино, и пробовал небезуспешно: за участие в фильме «Свет в Коорди» он удостоен Государственной премии; миллионы зрителей высоко оценили его игру в фильме- спектакле «Мистер Икс» (по «Принцессе цирка»). Отс снимался также в одной из главных ролей в фильме «Случайная встреча» ...
... «Поет Отс»,— объявляет радио. И миллионы слушателей приникают к репродукторам, затихают в молчании, наслаждаясь мягким, нежным, льющимся голосом певца.
М. Игнатьева - Журнал "Театр" N1 1964г.
В 1968 году Георг Отс был удостоен Государственной премии СССР. В 1975 - премии Советской Эстонии.
Снимался в фильмах "Свет в Корриди", "Возвращенная музыка", "Случайная встреча", "Мистер Икс", "Когда песня не кончается".
Умер певец в Таллине 5 сентября 1975 года.
Метки: музыка
Валера Воинов,
27-04-2010 17:08
(ссылка)
Автобиография Ю. А. Гуляева
Юрий Александрович Гуляев родился 9 сентября 1930 года в Тюмени.
Учился в музыкальной школе. В седьмом классе отец подарил ему гармонь-двухрядку, под которую Юра начал петь весь репертуар С.Лемешева, услышанный по радио и с пластинок. В 1949 г. по окончании школы Юрий поступил в Свердловский медицинский институт, но, быстро осознав ошибку в выборе профессии, перешёл в консерваторию на вокальный факультет. До четвертого курса Гуляев пел тенором и только позже открылся его прекрасный бархатный баритон. На пятом курсе (1953) Гуляев был приглашен в Свердловский театр оперы и балета. Карьера оперного певца продолжалась в Донецком (1955 - 1960) и Киевском оперных театрах (1960-1975), а с 1975 г. и до конца жизни Гуляев был солистом Большого театра. В его репертуаре партии Фигаро, Онегина, Мизгиря и др.
Концертная деятельность Гуляева развивалась параллельно оперной. Ещё со времени учебы в консерватории, в первые послевоенные голодные годы многие студенты подрабатывали в концертах. Гуляев в сопровождении баяна пел арии, песни, романсы. Эстрада принесла ему широкую популярность. Покорял его бархатный, теплый и богатый по тембру баритон, привлекало открытое красивое лицо, обаятельная улыбка. В его репертуаре народные песни ("Вдоль по улице метелица метет", "Дывлюсь я на небо"), русские романсы ("Средь шумного бала", "Не лукавьте", "Не пробуждай воспоминаний"), зарубежная классика (Шуман, Григ) и, конечно, современная песня, которой он отдавал много сил. Работа на эстраде привлекала его прямым общением со зрителем и возникающим от этой сопричастности чувством гражданина, которое он с предельной искренностью и страстностью реализовывал в песне.
Гуляев много работал над каждой песней, широко опираясь на опыт старшего поколения (в частности, своего кумира Лемешева). Но традицию использовал творчески, создавая свой уникальный мир песни. На Украине Гуляев сотрудничал с композитором И.Шамо, а с 1966 г. началась творческая дружба певца с А.Пахмутовой, цикл которой на стихи Н.Добронравова "Созвездие Гагарина" стал для Гуляева истинным "созвездием", а песня цикла "Знаете, каким он парнем был" навсегда стала визитной карточкой певца, как и песни "Русское поле", "На безымянной высоте".
Целый цикл произведений написал для него М.Таривердиев. Исполнял Гуляев песни Т.Хренникова, Г.Свиридова, Д.Шостаковича, Д.Кабалевского. Требовательный к себе, тактичный с другими, Гуляев тонко чувствовал разницу, работая с оркестром под упр. Ю.Силантьева, с Государственным русским народным оркестром им. Н.Осипова или под аккомпанемент рояля (многие годы его бессменным аккомпаниатором была Р.Трохман).
Гуляев и сам написал несколько десятков песен, наиболее известны "Воспоминания о полевом оркестре", "Желаю Вам" на стихи Р.Рождественского и цикл песен на стихи С.Есенина ("Под окошком месяц", "Дорогая, сядем рядом").
Певец много гастролировал в США, Канаде, Франции, Японии, Бельгии, на Кубе.
Он лауреат VII Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Вене (1959) и Государственной премии СССР (1975), Народный артист СССР (1968).
Юрий Александрович рано ушел из жизни (24.04.1986). В память о нем создан фестиваль-конкурс молодых оперных певцов им. Юрия Гуляева, обретший статус государственного.
Учился в музыкальной школе. В седьмом классе отец подарил ему гармонь-двухрядку, под которую Юра начал петь весь репертуар С.Лемешева, услышанный по радио и с пластинок. В 1949 г. по окончании школы Юрий поступил в Свердловский медицинский институт, но, быстро осознав ошибку в выборе профессии, перешёл в консерваторию на вокальный факультет. До четвертого курса Гуляев пел тенором и только позже открылся его прекрасный бархатный баритон. На пятом курсе (1953) Гуляев был приглашен в Свердловский театр оперы и балета. Карьера оперного певца продолжалась в Донецком (1955 - 1960) и Киевском оперных театрах (1960-1975), а с 1975 г. и до конца жизни Гуляев был солистом Большого театра. В его репертуаре партии Фигаро, Онегина, Мизгиря и др.
Концертная деятельность Гуляева развивалась параллельно оперной. Ещё со времени учебы в консерватории, в первые послевоенные голодные годы многие студенты подрабатывали в концертах. Гуляев в сопровождении баяна пел арии, песни, романсы. Эстрада принесла ему широкую популярность. Покорял его бархатный, теплый и богатый по тембру баритон, привлекало открытое красивое лицо, обаятельная улыбка. В его репертуаре народные песни ("Вдоль по улице метелица метет", "Дывлюсь я на небо"), русские романсы ("Средь шумного бала", "Не лукавьте", "Не пробуждай воспоминаний"), зарубежная классика (Шуман, Григ) и, конечно, современная песня, которой он отдавал много сил. Работа на эстраде привлекала его прямым общением со зрителем и возникающим от этой сопричастности чувством гражданина, которое он с предельной искренностью и страстностью реализовывал в песне.
Гуляев много работал над каждой песней, широко опираясь на опыт старшего поколения (в частности, своего кумира Лемешева). Но традицию использовал творчески, создавая свой уникальный мир песни. На Украине Гуляев сотрудничал с композитором И.Шамо, а с 1966 г. началась творческая дружба певца с А.Пахмутовой, цикл которой на стихи Н.Добронравова "Созвездие Гагарина" стал для Гуляева истинным "созвездием", а песня цикла "Знаете, каким он парнем был" навсегда стала визитной карточкой певца, как и песни "Русское поле", "На безымянной высоте".
Целый цикл произведений написал для него М.Таривердиев. Исполнял Гуляев песни Т.Хренникова, Г.Свиридова, Д.Шостаковича, Д.Кабалевского. Требовательный к себе, тактичный с другими, Гуляев тонко чувствовал разницу, работая с оркестром под упр. Ю.Силантьева, с Государственным русским народным оркестром им. Н.Осипова или под аккомпанемент рояля (многие годы его бессменным аккомпаниатором была Р.Трохман).
Гуляев и сам написал несколько десятков песен, наиболее известны "Воспоминания о полевом оркестре", "Желаю Вам" на стихи Р.Рождественского и цикл песен на стихи С.Есенина ("Под окошком месяц", "Дорогая, сядем рядом").
Певец много гастролировал в США, Канаде, Франции, Японии, Бельгии, на Кубе.
Он лауреат VII Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Вене (1959) и Государственной премии СССР (1975), Народный артист СССР (1968).
Юрий Александрович рано ушел из жизни (24.04.1986). В память о нем создан фестиваль-конкурс молодых оперных певцов им. Юрия Гуляева, обретший статус государственного.
Метки: музыка
Валера Воинов,
27-04-2010 16:46
(ссылка)
Автобиография М. Бернеса
Марк Наумович Бернес (Нейман) родился 21 (8) сентября 1911 года в Нежине в семье старьёвщика.
В 17 лет ушёл из дома, желая стать актёром. Поступил в харьковский музыкальный театр "Миссури" Н.Н.Синельникова (там же начинали К.Шульженко и И.Дунаевский) статистом, удачно дебютировал на сцене.
В 1929 г. окончил театральные курсы в Харькове и приехал в Москву, был статистом в Малом, Большом и Экспериментальном театрах, актёром в театрах Корша и Революции.
В 1934 г. артист был замечен, став обладателем премии "За лучшие качественные показатели работы". В 1935 г. Марк познакомился с Н.Ф.Погодиным и стал его секретарём.
в 1936 г. состоялась первая роль в кино ("Заключённые"), а в 1938 г., благодаря роли Кости Жигулёва в фильме "Человек с ружьём", состоялось широкое признание Бернеса и как актёра, и как певца, спевшего с экрана "Тучи над городом встали". Ещё большую популярность принесла роль Аркадия Дзюбина в кинофильме "Два бойца" (1943) и песни из него "Тёмная ночь" и "Шаланды".
Первый публичный концерт певца Бернеса состоялся 30 декабря 1943 года в Свердловске. С 1950 г. Бернс, продолжая сниматься в кино (всего блее 50 ролей), отдал предпочтение исполнению песен с эстрады, на радио и в студиях грамзаписи.
В 1956 г. Бернес познакомился с К.Ваншенкиным и И.Гофф, в 1957 г. — с Э.Колмановским, в содружестве с которыми появилось много известных песен. Причём Бернес становился полноправным соавтором этих песен и не только благодаря проникновенному исполнению, но и рождению их замысла именно у самого певца. Известно не менее 40 песен, которые Марку Бернесу по его заказам сочинили известные поэты и композиторы, при этом им выдвигались самые высокие требования. Так к полюбившемуся Бернесу стихотворению "Я люблю тебя, жизнь" по его просьбе предложили свою музыку 12 композиторов, но все вварианты были отвергнуты. Вторую попытку предпринял только Э.Колмановский и она была принята певцом, а затем и миллионами слушателей.
Последней песней, созданной по заказу Бернеса, как и его последней вообще, стали "Журавли", пластинка с записью которой была издана после смерти певца.
Марк Бернес - Лауреат Государственной премии СССР (1951), Народный артист РСФСР (1965).
Умер Марк Наумович в субботу 17 августа 1969 года. В понедельник должен был быть подписан указ о присвоении ему звания Народного артиста СССР, но посмертно это звание не давали.
В 17 лет ушёл из дома, желая стать актёром. Поступил в харьковский музыкальный театр "Миссури" Н.Н.Синельникова (там же начинали К.Шульженко и И.Дунаевский) статистом, удачно дебютировал на сцене.
В 1929 г. окончил театральные курсы в Харькове и приехал в Москву, был статистом в Малом, Большом и Экспериментальном театрах, актёром в театрах Корша и Революции.
В 1934 г. артист был замечен, став обладателем премии "За лучшие качественные показатели работы". В 1935 г. Марк познакомился с Н.Ф.Погодиным и стал его секретарём.
в 1936 г. состоялась первая роль в кино ("Заключённые"), а в 1938 г., благодаря роли Кости Жигулёва в фильме "Человек с ружьём", состоялось широкое признание Бернеса и как актёра, и как певца, спевшего с экрана "Тучи над городом встали". Ещё большую популярность принесла роль Аркадия Дзюбина в кинофильме "Два бойца" (1943) и песни из него "Тёмная ночь" и "Шаланды".
Первый публичный концерт певца Бернеса состоялся 30 декабря 1943 года в Свердловске. С 1950 г. Бернс, продолжая сниматься в кино (всего блее 50 ролей), отдал предпочтение исполнению песен с эстрады, на радио и в студиях грамзаписи.
В 1956 г. Бернес познакомился с К.Ваншенкиным и И.Гофф, в 1957 г. — с Э.Колмановским, в содружестве с которыми появилось много известных песен. Причём Бернес становился полноправным соавтором этих песен и не только благодаря проникновенному исполнению, но и рождению их замысла именно у самого певца. Известно не менее 40 песен, которые Марку Бернесу по его заказам сочинили известные поэты и композиторы, при этом им выдвигались самые высокие требования. Так к полюбившемуся Бернесу стихотворению "Я люблю тебя, жизнь" по его просьбе предложили свою музыку 12 композиторов, но все вварианты были отвергнуты. Вторую попытку предпринял только Э.Колмановский и она была принята певцом, а затем и миллионами слушателей.
Последней песней, созданной по заказу Бернеса, как и его последней вообще, стали "Журавли", пластинка с записью которой была издана после смерти певца.
Марк Бернес - Лауреат Государственной премии СССР (1951), Народный артист РСФСР (1965).
Умер Марк Наумович в субботу 17 августа 1969 года. В понедельник должен был быть подписан указ о присвоении ему звания Народного артиста СССР, но посмертно это звание не давали.
Метки: музыка
Валера Воинов,
25-04-2010 15:20
(ссылка)
Автобиография Кола Бельды
Самый знаменитый якутский певец, популярнейший артист эстрады 50-80-х годов,
исполнитель песен «Увезу тебя я в тундру» и «Якутянка». Снялся в комедии
Г.Александрова «Русский сувенир» в роли студента-«шамана».
Кола Бельды родился в маленьком селе Муха Нанайского района Хабаровского края в
семье охотника. Его детство было голодным. Рано осиротев, Кола пережил нервное
потрясение и стал заикаться.
Он рос и воспитывался в школе-интернате, откуда во время Великой Отечественной
войны сбежал на фронт, приписав себе два лишних года, стал юнгой Тихоокеанского
флота. Участвовал в боевых действиях за освобождение Кореи. Выступал в ансамбле
песни и пляски Тихоокеанского флота. Закончив экстерном музыкальное училище,
Бельды продолжил службу мотористом-дизелистом на тральщике Тихоокеанского флота.
После службы на флоте Кола поступил в Саратовскую консерваторию. Учёбу совмещал
с работой на станкостроительном заводе, в Саратовском драматическом театре.
Некоторое время работал в ансамбле песни и пляски Воронежского военного округа,
затем в Калининской и Хабаровской филармониях, а с 1959 года – во Всероссийском
концертно-гастрольном объединении, впоследствии реорганизованном в Москонцерт, в
качестве солиста-вокалиста до 1990 года.
Творческий путь Бельды интересен и удачлив. В 1957 году он с блеском становится
лауреатом Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Москве. Молодое дарование
заметили многие деятели культуры (М.Кольцов, С.Михалков, М.Пляцковский и др.).
Обратила внимание и министр культуры Е.Фурцева. Талантливого артиста пригласили
работать в Москву. И уже в 1960 году Кола Бельды становится лауреатом
Всероссийского конкурса артистов эстрады.
Более 30 лет Кола Бельды гастролировал по стране и за рубежом, выступил в 46
странах мира, став в Европе, например, таким же узнаваемым и популярным, как в
СССР. Об этом свидетельствуют многочисленные интервью журналистов газет,
журналов, передачи на радио и телевидении, отзывы слушателей и зрителей о его
неповторимом голосе, своеобразной манере исполнения и личном обаянии.
В 1973 году Кола Бельды стал лауреатом международного конкурса вокалистов в
Сопоте (Польша). Он был первым из советских певцов, удостоенных столь высокого
звания на международной арене. Итогом творческой деятельности певца стали 7
виниловых дисков, многочисленные аудиокассеты, видеоклипы, несколько фильмов о
жизни и творчестве Кола Бельды.
В 1990 году актёр оставил благополучие и стабильность московской жизни с её
привилегиями для избранных и решил поселиться ближе к земле своих предков
нанайцев в Хабаровске. Женился. В начале 1991 года у него родилась дочь Елена,
единственная и любимая им безумно.
Кола Бельды скоропостижно умер от инфаркта миокарда через два года на руках у
жены и ребёнка. Похоронен актёр в Хабаровске. После смерти Кола его супруга,
врач детской поликлиники, организовала общественный фонд «Кола Бельды» -
общественную некоммерческую организацию.
Заслуженный артист Российской Федерации (1985).
Заслуженный артист Якутской (Саха) республики.
исполнитель песен «Увезу тебя я в тундру» и «Якутянка». Снялся в комедии
Г.Александрова «Русский сувенир» в роли студента-«шамана».
Кола Бельды родился в маленьком селе Муха Нанайского района Хабаровского края в
семье охотника. Его детство было голодным. Рано осиротев, Кола пережил нервное
потрясение и стал заикаться.
Он рос и воспитывался в школе-интернате, откуда во время Великой Отечественной
войны сбежал на фронт, приписав себе два лишних года, стал юнгой Тихоокеанского
флота. Участвовал в боевых действиях за освобождение Кореи. Выступал в ансамбле
песни и пляски Тихоокеанского флота. Закончив экстерном музыкальное училище,
Бельды продолжил службу мотористом-дизелистом на тральщике Тихоокеанского флота.
После службы на флоте Кола поступил в Саратовскую консерваторию. Учёбу совмещал
с работой на станкостроительном заводе, в Саратовском драматическом театре.
Некоторое время работал в ансамбле песни и пляски Воронежского военного округа,
затем в Калининской и Хабаровской филармониях, а с 1959 года – во Всероссийском
концертно-гастрольном объединении, впоследствии реорганизованном в Москонцерт, в
качестве солиста-вокалиста до 1990 года.
Творческий путь Бельды интересен и удачлив. В 1957 году он с блеском становится
лауреатом Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Москве. Молодое дарование
заметили многие деятели культуры (М.Кольцов, С.Михалков, М.Пляцковский и др.).
Обратила внимание и министр культуры Е.Фурцева. Талантливого артиста пригласили
работать в Москву. И уже в 1960 году Кола Бельды становится лауреатом
Всероссийского конкурса артистов эстрады.
Более 30 лет Кола Бельды гастролировал по стране и за рубежом, выступил в 46
странах мира, став в Европе, например, таким же узнаваемым и популярным, как в
СССР. Об этом свидетельствуют многочисленные интервью журналистов газет,
журналов, передачи на радио и телевидении, отзывы слушателей и зрителей о его
неповторимом голосе, своеобразной манере исполнения и личном обаянии.
В 1973 году Кола Бельды стал лауреатом международного конкурса вокалистов в
Сопоте (Польша). Он был первым из советских певцов, удостоенных столь высокого
звания на международной арене. Итогом творческой деятельности певца стали 7
виниловых дисков, многочисленные аудиокассеты, видеоклипы, несколько фильмов о
жизни и творчестве Кола Бельды.
В 1990 году актёр оставил благополучие и стабильность московской жизни с её
привилегиями для избранных и решил поселиться ближе к земле своих предков
нанайцев в Хабаровске. Женился. В начале 1991 года у него родилась дочь Елена,
единственная и любимая им безумно.
Кола Бельды скоропостижно умер от инфаркта миокарда через два года на руках у
жены и ребёнка. Похоронен актёр в Хабаровске. После смерти Кола его супруга,
врач детской поликлиники, организовала общественный фонд «Кола Бельды» -
общественную некоммерческую организацию.
Заслуженный артист Российской Федерации (1985).
Заслуженный артист Якутской (Саха) республики.
Метки: музыка
Валера Воинов,
25-04-2010 20:58
(ссылка)
Автобиография Л. О. Утёсова
Эстрадный певец, актер театра и кино Утесов Леонид Осипович (настоящее имя Лазарь Иосифович Вайсбейн) родился 9 марта 1895 года в Одессе.
Учился в Одессе в коммерческом училище Файга, откуда в 1909 году был отчислен за плохую успеваемость и низкую дисциплину. После непродолжительной работы в бродячем цирке (в качестве гимнаста) вернулся в Одессу, где учился играть на скрипке. В 1912 году устроился в Кременчугский театр миниатюр; тогда же взял сценический псевдоним Утесов. Начиная с 1913 года играл в одесской труппе К.Г. Розанова (Большой и Малый Ришельевские театры), Херсонском театре миниатюр, передвижном театре миниатюр «Мозаика» (1914 г.).
В 1917 году занял 1-е место на конкурсе куплетистов в Гомеле и в том же году организовал в Москве небольшой оркестр, с которым выступал в саду «Эрмитаж».
В 1919 году состоялся кинематографический дебют Утесова — в роли адвоката Зарудного в фильме «Лейтенант Шмидт — борец за свободу». В 1921-28 годах играл в таких театрах, как Театр революционной сатиры (Москва), Театр музыкальной комедии, Палас-театр, Свободный театр (Ленинград), «Маринэ» (г.Рига). В 1925 году снялся в двух фильмах Б. Светлова — «Карьера Спирьки Шпандыря» и «Чужие».
В 1928 году после поездки в Париж, где впервые услышал профессиональный джаз, собрал музыкантов и стал готовить джазовую программу. 8 марта 1929 года на сцене Малого оперного театра (г.Ленинград) дебютировал театрализованный джаз Леонида Утесова с программой «Теа-джаз». Это был совершенно новый для эстрады того периода жанр. Утесов совмещал дирижирование с конферансом, танцами, пением, игрой на скрипке, чтением стихов. Разыгрывались разнообразные сценки между музыкантами и дирижером. Все выступление было режиссерски объединено, начиная со знакомства с публикой и кончая прощальной песней "Пока", для трансляции которой использовались киноэкран и репродукторы, установленные на фасаде концертного здания. Предтечей этой программы можно считать спектакль Утесова «От трагедии до трапеции» (первая половина 20-х годов), в котором он проявил себя как синтетический актер: на протяжении шестичасового сценического действия из революционера Федора Раскольникова он превращался в царя Менелая из оперетты «Прекрасная Елена», в дивертисменте играл соло на гитаре, появлялся в облике скрипача, пел, аккомпанируя себе на гитаре, танцевал в паре с балериной и завершал представление упражнениями на трапеции.
В первые годы работы Утесова с джазом проявилось его пристрастие к так называемому блатному фольклору. Еще в 1929 году в спектакле Ленинградского театра сатиры «Республика на колесах» прозвучала песня "С одесского кичмана", которую вскоре объявили «манифестом блатной романтики» и запретили. В программу «Теа-джаз» были включены песни Лимончики, Гоп со смыком. Блатной фольклор в исполнении Утесова приобрел ироническую интонацию, снимавшую воровскую романтику. В своих выступлениях он часто использовал популярные мелодии с новыми текстами. В начале 30-х годов поэт-песенник В. Лебедев-Кумач по просьбе Утесова написал новые тексты для песен Подруженьки и Мурка, вошедшие в репертуар певца как Джаз-болельщик и У окошка. Вторая программа оркестра «Джаз на повороте» (1930 год) состояла из оркестровых фантазий на темы народных песен и четырех рапсодий, написанных И. О. Дунаевским, — Русской, Украинской, Еврейской и Советской. По-новому зазвучали популярные мелодии Во субботу день ненастный, Виют витры и др. В дальнейшем Утесов часто включал в свои программы джазовые интерпретации мелодий народов СССР, объясняя это так: «Если у американского джаза негритянский фольклор, то почему у нас не может быть грузинского, армянского или украинского?».
В 1933 году в репертуаре коллектива появляется пьеса «Музыкальный магазин» (авторы Н. Р. Эрдман, В. З. Масс), представляющая собой ряд небольших комических эпизодов, происходящих в музыкальном магазине в течение рабочего дня. В одной из сцен оркестр пародировал механизированный, бездушный джаз, исполняя переложенные Дунаевским в ритме фокстрота арию индийского гостя из «Садко» Н. А. Римского-Корсакова, «Сердце красавицы» из «Риголетто» Дж. Верди и некоторые темы из «Евгения Онегина» П. И. Чайковского. Успех джазовой интерпретации классических произведений во многом определил содержание следую щей программы оркестра — «Кармен и другие», в которой комически обыгрываемые эпизоды известной оперы сопровождались оджазированной музыкой Ж. Бизе.
В 1934 году на экраны кинотеатров вышел фильм Г. Александрова «Веселые ребята», в котором снимался весь оркестр Утесова. Общее настроение картины определили песни Дунаевского на стихи Лебедева-Кумача: "Сердце, тебе не хочется покоя" и "Марш веселых ребят" в исполнении Леонида Утесова. Песни обрели большую популярность. Проходивший в Лондоне конгресс мира и дружбы с СССР (1937 год) заканчивался под "Марш веселых ребят".
С 1936 года в выступлениях оркестра принимает участие Эдит Утесова (дочь певца), актриса театра им. Вахтангова.
В 1937 году джаз-оркестр Утесова представил программу в двух отделениях «Песни моей Родины». В первую часть вошли песни о гражданской войне ("Тачанка", "Полюшко"), вторую составили лирические и комедийные песни. Программа шла несколько лет, вплоть до начала Великой Отечественной войны. В 1938 году Утесов в качестве художественного руководителя выпустил спектакль «Два корабля», в котором прозвучали песни "Варяг", "Раскинулось море широко", "Моряки", "Краснофлотский марш", "Баллада о неизвестном моряке". В 1939 году написал свою первую книгу «Записки актера». Играл роль директора кардиологического санатория «Спасибо, сердце» в спектакле-водевиле «Много шума из тишины», где исполнил песни "Тайна", "Му-му", сразу ставшие популярными. В том же году играл, пел и дирижировал оркестром в киноконцерте «Пароход», который по праву считается прообразом современных видеоклипов.
Объявление о начале войны застает Утесова во время репетиции новой программы «Напевая, шутя и играя» в московском «Эрмитаже». Желая поддержать солдат, оркестр в короткий срок создает первую военную программу «Бей врага!», в которой наряду с уже известными песнями звучат новые произведения: "И не раз и не два мы врага учили", "Партизан Морозко", "Привет морскому ветру". За первый год войны оркестр дал свыше 200 концертов на заводах, кораблях, в действующей армии на Калининском фронте, постоянно включая в программу новые песни: "Жди меня", "В землянке", "Темная ночь", "Одессит Мишка", сатирические антифашистские частушки "Гадам нет пощады!". В июне 1942 года Леониду Утесову было присвоено звание заслуженного артиста РСФСР. Вторая программа военных лет «Напевая, шутя и играя» явилась откликом на начало серьезных успехов Советской армии. В нее были включены песни: "Прощание", "Пароход", "Десять дочерей", "Два друга". В 1944 году оркестр представил новую джаз-фантазию «Салют», в которой прозвучали отрывки из симфонических произведений, свыше двадцати старых и новых песен, лирические и сатирические интермедии. 9 мая 1945 года при огромном стечении народа Утесов выступил с оркестром на открытой эстраде на площади Свердлова в Москве.
К 800-летию Москвы (1947 год) утесовский коллектив подготовил оркестровую фантазию «Москва», в финале которой впервые исполнялась песня Дунаевского Дорогие мои москвичи! В 1952 году появилась программа «Музыка толстых», центральное место в которой занимала сатира на международные темы. 25-летие коллектива (1954 год) было отмечено эстрадным спектаклем «Серебряная свадьба», в котором среди прочих Утесов исполнил одно из последних произведений Дунаевского "Я песне отдал все сполна". Песня вошла в фильм «Веселые звезды» (экранизация эстрадного концерта). В марте 1960 году в Московском театре эстрады была представлена программа «Тридцать лет спустя». В ней, наряду с обычным репертуаром, оркестр исполнил сложные классические произведения — марш С. С. Прокофьева из оперы «Любовь к трем апельсинам» и пьесу К. Дебюсси Reverie. Отличие от западного, якобы чисто танцевального джаза, подчеркивалось пародийным номером «Эволюция западного танца».
В 1965 году Леониду Утесову было присвоено звание народного артиста СССР. Он стал первым артистом эстрады, удостоенным этого звания. 9 октября 1966 года на концерте в ЦДСА артист почувствовал себя плохо. Через некоторое время он решил покинуть сцену. В оставшиеся 16 лет жизни Утесов написал еще одну книгу «Спасибо, сердце!», руководил оркестром, много снимался на телевидении, но практически не выходил на сцену. В декабре 1981 года состоялось последнее выступление Утесова.
Музыкальные критики часто обвиняли Утесова в отсутствии певческого голоса. Леонид Осипович неизменно отвечал: «Пусть так! Я пою не голосом — я пою сердцем!»
Умер Леонид Осипович Утесов (Лазарь Иосифович Вайсбейн) 9 марта 1982 года в Москве

В 1917 году занял 1-е место на конкурсе куплетистов в Гомеле и в том же году организовал в Москве небольшой оркестр, с которым выступал в саду «Эрмитаж».
В 1919 году состоялся кинематографический дебют Утесова — в роли адвоката Зарудного в фильме «Лейтенант Шмидт — борец за свободу». В 1921-28 годах играл в таких театрах, как Театр революционной сатиры (Москва), Театр музыкальной комедии, Палас-театр, Свободный театр (Ленинград), «Маринэ» (г.Рига). В 1925 году снялся в двух фильмах Б. Светлова — «Карьера Спирьки Шпандыря» и «Чужие».

В первые годы работы Утесова с джазом проявилось его пристрастие к так называемому блатному фольклору. Еще в 1929 году в спектакле Ленинградского театра сатиры «Республика на колесах» прозвучала песня "С одесского кичмана", которую вскоре объявили «манифестом блатной романтики» и запретили. В программу «Теа-джаз» были включены песни Лимончики, Гоп со смыком. Блатной фольклор в исполнении Утесова приобрел ироническую интонацию, снимавшую воровскую романтику. В своих выступлениях он часто использовал популярные мелодии с новыми текстами. В начале 30-х годов поэт-песенник В. Лебедев-Кумач по просьбе Утесова написал новые тексты для песен Подруженьки и Мурка, вошедшие в репертуар певца как Джаз-болельщик и У окошка. Вторая программа оркестра «Джаз на повороте» (1930 год) состояла из оркестровых фантазий на темы народных песен и четырех рапсодий, написанных И. О. Дунаевским, — Русской, Украинской, Еврейской и Советской. По-новому зазвучали популярные мелодии Во субботу день ненастный, Виют витры и др. В дальнейшем Утесов часто включал в свои программы джазовые интерпретации мелодий народов СССР, объясняя это так: «Если у американского джаза негритянский фольклор, то почему у нас не может быть грузинского, армянского или украинского?».


С 1936 года в выступлениях оркестра принимает участие Эдит Утесова (дочь певца), актриса театра им. Вахтангова.
В 1937 году джаз-оркестр Утесова представил программу в двух отделениях «Песни моей Родины». В первую часть вошли песни о гражданской войне ("Тачанка", "Полюшко"), вторую составили лирические и комедийные песни. Программа шла несколько лет, вплоть до начала Великой Отечественной войны. В 1938 году Утесов в качестве художественного руководителя выпустил спектакль «Два корабля», в котором прозвучали песни "Варяг", "Раскинулось море широко", "Моряки", "Краснофлотский марш", "Баллада о неизвестном моряке". В 1939 году написал свою первую книгу «Записки актера». Играл роль директора кардиологического санатория «Спасибо, сердце» в спектакле-водевиле «Много шума из тишины», где исполнил песни "Тайна", "Му-му", сразу ставшие популярными. В том же году играл, пел и дирижировал оркестром в киноконцерте «Пароход», который по праву считается прообразом современных видеоклипов.



Музыкальные критики часто обвиняли Утесова в отсутствии певческого голоса. Леонид Осипович неизменно отвечал: «Пусть так! Я пою не голосом — я пою сердцем!»
Умер Леонид Осипович Утесов (Лазарь Иосифович Вайсбейн) 9 марта 1982 года в Москве
Метки: музыка
В этой группе, возможно, есть записи, доступные только её участникам.
Чтобы их читать, Вам нужно вступить в группу
Чтобы их читать, Вам нужно вступить в группу