Все игры
Фотографии

72-й гвардейский Полоцкий орде

В географических энциклопедиях и справочниках об Амдерме пишется примерно следующее: поселок городского типа, расположен на Югорском полуострове (побережье Карского моря), на северной оконечности отрогов Полярного Урала, хребет Пай-Хой. До ближайшей железнодорожной станции Воркута - 350 км, до Нарьян-Мара - 490 км. Амдерма для страны,много значила в советские времена - Любой школьник тех лет на вопрос учителя чеканил, что Амдерма - это главный форпост северных рубежей СССРЛегенда о возникновении поселка и его названия гласит, что когда-то, в стародавние времена, охотник-ненец добрался до побережья Карского моря и увидел на камнях огромное лежбище моржей. Воскликнув: "Амдерма!", что на одном из ненецких наречий так и означает - "лежбище моржей", он привел сюда своих сородичей, которые поставили чумы. Так на берегу сурового северного моря возникло стойбище, на месте которого в двадцатом веке вырос поселок. Амдерма вошла в историю и в связи со знаменитой экспедицией на Северный полюс в 1937 году под руководством Отто Шмидта. Как повествуют документы того времени, на обратном пути самолеты полярника совершили посадку в Амдерме, чтобы сменить лыжи на колеса. Но поскольку снег в июне на аэродроме почти растаял, жители поселка на санках и грузовиках возили его на посадочную полосу из оврагов. Полоса была расширена, удлинена и укреплена, и самолеты благополучно приземлились. Но настоящий расцвет пришел в Амдерму, когда в конце 50-х годов прошлого столетия на северном побережье был построен военный аэродром. О том, какие машины тут базировались, и какие задачи выполнялись здесь военными, печать повествует скупо. Но даже при минимуме информации и воображения картины рисуются ошеломляющие. Разрушить такую мощь - это надо было постараться. В августе 1955 года СССР приступил к серийному производству суперсовременных по тем меркам истребителей МиГ-19. В строевые части машины стали поступать уже в следующем, 1956-м, году. МиГ-19 защищали воздушные рубежи страны вдоль ее южных и северных границ, в том числе были размещены и в Амдерме В 1979 году в СССР на вооружение был принят истребитель-перехватчик МиГ-31, аналогов которому в мире не существует до сих пор. Чего стоит одно только обозначение этой машины по классификации НАТО - Foxhound ("Гончая"). МиГ-31 и сегодня - практически единственная машина, способная перехватывать и уничтожать крылатые ракеты, летящие на предельно малых высотах. МиГ-31 стал, кстати, первым в мире истребителем, перелетевшим Северный полюс. Еще из военной истории Амдер-мы: дислоцированный здесь 72-й ГИАП (гвардейский истребительный авиаполк) получил истребители 4-го поколения МиГ-31 в декабре 1986 года. А 27 мая 1987 года одна из эскадрилий заступила на свое первое боевое дежурство. В тот же день экипажу МиГ-31 "пришлось осуществить боевое воздействие на самолет-разведчик SR-71 и вытеснить его далеко в нейтральные воды". В 1966 году в СССР начались сначала исследования, а затем - в 1969 году - разработка нового авиационного комплекса радиолокационного дозора и наведения (АКРДН). Для размещения аппаратуры задействовали один из серийных отечественных самолетов -Ил-76. Весь комплекс - самолет плюс АКРДН, получивший название А-50, был официально принят на вооружение в 1985 году. По мнению военспецов, А-50 значительно превосходит американский аналог по уровню выделения целей на фоне мешающих отражений от земной поверхности. Исходно А-50 состояли именно в составе разведывательного авиаполка 6-й воздушной армии Балтийского военного округа на авиабазе в Амдерме.