Все игры
Обсуждения
Сортировать: по обновлениям | по дате | по рейтингу Отображать записи: Полный текст | Заголовки

15 октября - День Памяти татарского народа

В столице Татарстана Казани 15 октября (пятница) 2010 года пройдет
21-ый День памяти защитников Казани, павших при взятии города – 458-ая годовщина завоевания Казани войсками тирана Ивана Грозного. Организаторами мероприятия являются Всемирный форум татарской молодежи и движение нового поколения "Узебез" ("Мы сами") и Всетатарский общественный центр - ВТОЦ имени Марата Мулюкова. Это день преклонения перед мужеством и стойкостью всех, кто героически защищал нашу землю и принял мученическую смерть, защищая Казань в 1552 году. 
Проведение Дня Памяти - это не пиар-акция. В этот день немногочисленные патриоты нашего народа воздают дань уважения своим славным предкам, создавшим процветающее цивилизованное татарское государство. Каждый уважающий себя татарин и татарка, должны помнить свою историю, важные события прошлого, в том числе героическую защиту своего независимого государства и его столицы – города Казани. В последние годы по проведению Дня Памяти взяли инициативу в свои руки студенты. В будущем татарская молодёжь полностью должна взять инициативу в свои руки и смелее принимать участие в политической жизни. Тогда молодые люди поймут, что их участие важно и необходимо. В этот день мы становимся ближе и сплоченней, еще четче понимаем, как много общего у разных поколений жителей Татарстана. Этот день – источник жизненной и нравственной силы нашего народа. И эта сила помогает нам идти вперед и побеждать трудности. 
Не секрет, в последние годы российские правоохранительные органы препятствуют организации и проведению Дня Памяти. Неужели сейчас нам надо оказаться на краю пропасти, чтобы вспомнить свою историю и осознать ее важность? Взглянем на трагические даты других народов: 
1. 21 мая - День Памяти и скорби, посвященный Дню памяти жертв Кавказской войны (1763-1864 гг.) – Адыгея, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия. 
2. 22 декабря - День национального траура в Мексике связан с годовщиной расстрела испанцами революционера Х. Морелоса и его соратников (1810-1815). 
3. 31 марта - День национального траура в истории Азербайджана. В марте-апреле 1918 года в Азербайджане армяне совершили геноцид против азербайджанцев в Баку, Шамахе, Губе, Мугане, Лянкяране, где армянами были убиты свыше 50 тысяч азербайджанцев. 
4. 4 июля – Холокост, День Памяти геноцида еврейского народа в годы второй мировой войны.
5. 6 и 9 августа - Дни Памяти жертвам бомбежки в Хиросиме и Нагасаки. В августе 1945 года США провели атомную бомбардировку двух японских городов.
6. 23 февраля - День геноцида вайнахских народов. В конце февраля 1944 года началась массовая депортация чеченцев и ингушей эта дата считается Днем национального траура вайнахских народов. 
7. 18 мая - день траура крымскотатарского народа. 18 мая 1944 года по незаконным обвинениям органами власти СССР началась депортация коренного населения Крыма – крымских татар с их исторической Родины.
8. 16 марта - День национального траура курдов в память жертв 1988 года. В этот день иракские войска подвергли химической атаке курдский город Халабаджа. Погибло 5 тысяч человек. 
9. 20 декабря - День национального траура в Панаме. В 1989 году США напали на столицу страны. 
10. 12 июля - День траура по боснийским мусульманам, расстрелянных в 1995 году. Резню в Сребренице сербами считают самым кровавым преступлением в Европе со времен Второй мировой войны. 
11. 11 сентября - день Траура по жертвам в Нью-Йорке. Погибло около 3 тысяч человек. 
12. 12 апреля - День национального траура, в память о жертвах авиакатастрофы борта номер один Польши, которая произошла в Смоленской области. 
Вспоминая трагические дни, все народы скорбят по погибшим в результате воруженных конфликтов и геноцида народов. Учитывая все вышеописанное и беря во внимание мировой опыт, у нас татар День Памяти должен быть днем всеобщего траура и в календаре должен официально отражаться как День Памяти. 
Вот уже 20 лет татарская интеллигенция и лидеры национальных общественных организаций добиваются от властей Татарстана воздвижения монументального комплекса нашим предкам, павших смертью шахидов при взятии Казани в 1552 году, на площади под мечетью Кул Шариф. От ответа архиважного для всего татарского народа решения вопроса о сооружении памятника власти воздерживаются.  
Кто же должен увековечить память воинов? В то же время в московском Кремле придумали и организовали пиар-акцию, так называемую «Куликовскую битву». Твердя, что это битва, является "переломным моментом в русской истории" тем самым, унижая тюркские народы и нас казанских татар. Сегодня множество дискуссий ведется учеными историками вокруг места битвы. Известно, что нет никаких археологических подтверждений: ни захоронений, ни оружия. Есть историки, утверждающие, что «Куликовская битва» происходила, чуть ли не в Москве. Мы замечаем в данном празднике известных правительственных чиновников, политических деятелей и православных религиозных служителей.
 А в Татарстане на национальном дне траура не видно президента, министров, депутатов, директоров предприятий, ректоров институтов, директоров школ и имамов мечетей республики? 
Мы обращаемся к главам администраций, директорам предприятий и бизнесменам, призываем оказать всяческое содействие, тем, кто желает поехать в Казань на День Памяти.  
Также приглашаем принять активное участие в мероприятиях на Дне Памяти не только татар, но и русских, башкир, чувашей, мари, мордву, удмуртов и других, т.к. события 1552 года имели прямое отношение ко всем этим народам. Основные мероприятия в этот день проводятся в Казани. Сбор и начало траурного митинга на площади Свободы в 10.00 часов утра, после окончание митинга пройдёт шествие от площади Свободы до Кремля. Будет совершен молебен вновь воссозданной мечети республики - Кул Шариф в честь наших предков, отдавших свои жизни, защищая свою Родину. Кул-Шариф лично с оружием в руках сражался с войсками Ивана Грозного во время штурма Казани, пока не пал смертью героя и его отряд сражался до тех пор, пока не погибли все до единого. Этот факт является примером гордости для нас и одним из самых важных уроков духовного учителя мусульман.

Настоящее обращение – приглашение принято на еженедельном общегородском собрании НЧО ТОЦ. 

Председатель собрания, 
председатель НЧО ТОЦ Рафис Кашапов. 
Секретарь собрания Фагим Валиев.

Обращение к татарам Москвы МТСС: Татары Москвы!


Обращение к татарам Москвы МТСС: Татары Москвы!

Вступайте в автономии, записывайтесь в РЕЕСТР

( http://mtss.ru/imza3/ob0501... ), сбор подписей под которым открылся в Интернете по адресу: http://mtss.ru/imza3/ Также на заседании Инициативной группы было принято решение о проведении общего собрания граждан, желающих вступить в автономии.





настроение: Боевое

Rinat Ринат, 09-02-2010 07:39 (ссылка)

Без заголовка


23 февраля в ДК имени ГАЗА на пр.Стачек у метро Кировский завод", супер-татарский концерт народного артиста Республики Татарстан - Габделфата Сафина. Билеты продаются в кассе дк. Организатор: Татарское общество  "Татарстан"

Заявление о предоставлении политического убежища за рубежом


Заявление о предоставлении политического убежища за рубежом.

Я, Байрамова Фаузия Аухадиевна, председатель Милли Меджлиса татарского народа, председатель татарской партии национальной независимости «Иттифак», писательница, автор тридцати художественных, исторических и публицистических книг, кандидат исторических наук, обвиняюсь в совершении преступления по статье 282 часть 1 Уголовного Кодекса РФ – в возбуждении ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства. В свои 60 лет я опять стою перед российским судом, может меня ждет российская тюрьма. Россия для нерусских народов, в том числе, и для татар всегда была тюрьмой народов. И до меня тысячи славных сыновей и дочерей татарского народа в течение четырех веков сгнили в русских тюрьмах только за то, что они боролись за независимость своего народа, за восстановления татарского государства, за сохранения языка и религии. Мой народ прошел все ужасы потери государства, насильственного крещения, насильственной русификации. В годы сталинских репрессий и отечественной войны 90 процентов татарской интеллигенции, национальной буржуазии, духовенства были уничтожены. С приходом к власти Путина гонения на татарский народ усилилась, у нас отняли право на родной язык, право на религию, право на свою историю, право на свободные выборы, право на самоопределение – на свое государство. В данный момент в Татарстане сотни мусульман - татары осуждены на долгие тюремные сроки за несовершенные преступления, начались судебные процессы над активистами татарского национального движения. Сейчас на очереди я – лидер татарского национально-освободительного движения. Прокуратурой города Набережные Челны Республики Татарстан 12 ноября 2009 года мне вручено обвинительное заключение, где я называюсь государственным преступником: «Байрамова Ф.А., сознавая общественную опасность своих действий, предвидя наступление общественно-опасных последствий и желая этого, совершила преступление против основ конституционного строя и безопасности государства – действия, направленные на возбуждение ненависти и вражды, а также унижение достоинства группы лиц по признакам национальности, отношения к религии, совершенные публично», - говорится в «Обвинительном заключении».Поводом для такого прокурорского заключения являлись обращение Милли Меджлиса татарского народа о признании государственного суверенитета Республики Татарстан и резолюция расширенной сессии Милли Меджлиса по Декларации о государственном суверенитете Татарстана, принятые 20 декабря 2008 года и распространение их по интернету, хотя у меня для этого нет своего сайта. Следует также отметить, что Милли Меджлис татарского народа – законно зарегистрированная общественная организация по Закону об общественных объединениях РФ, на своих заседаниях она может принимать любые обращения и свободно может их распространять. Однако ФСБ и прокуратура республики сочли по другому и с помощью своих платных «экспертов» нашли в этих обращениях признаки преступления, и открыли по этому поводу уголовное дело. Сейчас дело передано в суд. Надо отметить, что это дело с самого начало велось очень грубо, с явными нарушениями, с использованием сомнительных доказательств, очень тенденциозно и предвзято по отношению ко мне. Стало известно, что еще до заседания Милли Меджлиса, 9 декабря 2008 года по решению суда к моему домашнему телефону было подключено подслушивающее устройство, 4 января 2009 в моей квартире произвели многочасовой тотальный обыск, изъяли системный блок моего рабочего компьютера, с моим электронным архивом, 20 мая этого года, когда я еще была только свидетелем по этому делу, меня задержали в аэропорту Бигишево работники ФСБ по возвращения из отдыха из Турции, произвели публичный тотальный обыск, отняли сотовый телефон и насильно посадив меня в машину ФСБ, увезли в прокуратуру города Наб.Челны, где меня объявили подозреваемой по этому делу и мерой пресечения была избрана подписка о невыезде. Такие нарушения и издевательств по отношению ко мне продолжались во времена всех допросов в прокуратуре г. Набережные Челны. 29 мая в прокуратуре у меня случился сердечный приступ, после чего вызвали машину «Скорой помощи», врачи потом поставили мне диагноз «ишемическую болезнь сердца». После моего вынужденного ухода из прокуратуры следователь Рустем Галимуллин объявил меня «обвиняемой» по этому делу без меня и в отсутствии моего адвоката, тем самым нарушив закон.12 октября 2009 года, когда я сердечным приступом лежала в городском больнице № 5 Набережных Челнов, бригада оперативников в составе следователя прокуратуры, ФСБ, переводчика, понятых нагрянули в больницу, тем самым прервали мое лечение. Я вынуждена была уйти из больницы. По поводу прекращения этой политической вакханалии и надуманного, ложного уголовного обвинения я неоднократно обращалась Президенту Татарстана М.Ш.Шаймиеву и Прокурору РТ К.Ф. Амирову, но бесполезно. Тогда я поняла, чьим политическим заказом является это дело. Мне скоро исполнится 60 лет, я дочь инвалида отечественной войны и репрессированного, имею сорокалетний стаж в служении своему народу. Я – филолог по образованию, многие годы работала в республиканских газетах и журналах корреспондентом, в книжном издательстве редактором, член Союза писателей СССР с 1986 года, лауреат премии имени Гаяза Исхаки и Хади Атласи, также в 2000 году Кэмбриджским университетом, Международным Биографическим Центром, «За выдающейся вклад в области просвещения» я включена в Международную биографическую энциклопедию «200 выдающихся ученых XX века” и награждена дипломом Международного Биографического Центра. Я – историк, в 2006 году защитила кандидатскую диссертацию на тему “Роль М.Х.Худякова в исследовании истории и культуры народов Среднего Поволжья”, в данный момент работаю над докторской диссертацией. В 1990-1995 годах я была депутатом Верховного Совета Татарстана, была идейным вдохновителем независимости Республики Татарстан, голосовала за Декларацию государственного суверенитета РТ в 1990 году, за новую Конституцию РТ в 1992 году, также участвовала в организации и проведении референдума в Татарстане в 1992 году за независимость республики, где 61,4 % народа ответила положительно. В мае 1991 года, когда независимость Татарстана была под угрозой, я на площади Свободы города Казани объявила политическую голодовку, после 14 дней голодовки и под нажимом народа Верховный Совет Татарстана вынужден был отменить официальные выборы президента РФ на территории республики. С 1988 года я стояла у истоков татарского национального движения за независимость, в 1989-1990 года была избрана сопредседателем Татарского общественного центра, в 1991 году избрана председателем татарской партии национальной независимости “Иттифак”, в 1994-1997 годах была председателем Милли Меджлиса татарского народа, в 2002 и 2007 годах избрана членом исполнительного комитета Всемирного конгресса татар, в декабре 2008 года вновь избрана председателем Милли Меджлиса татарского народа. Я также являюсь одним из лидеров всемирного тюрского движения, по национальным вопросам участвовала во многих международных конференциях и форумах, в том числе в Америке в 1992 году, в Германии в 1990 году, в Турции, в Дании, в Бельгии, в Голландии, в Азербайджане, в Украине, в Татарстане, в России и в других странах. За последние 20 лет моя жизнь и политическая деятельность постоянно преследовалось со стороны спецорганов, распространялась клевета, были сорваны мои предвыборные мероприятия, были попытки покушения. Так, в январе 1994 года взорвали дом, где я живу, были жертвы, я и моя семья чудом остались живы. В августе 1999 года на трассе Уфа-Казань взорвали машину, где находились руководители татарского национального движения, в том числе и я. Все мы получили тяжелые увечья. В декабре 2008 года на трассе Ульяновск-Казань машина, где находилась я, попала в страшную аварию, предположительно устроенная спецслужбами, от машины ничего не осталось, сами чудом остались живы. Летом 1994 года Милли Меджлис судили за то, что он принимал кануны /законы/ для татарского народа, решением суда запретив такое. В 1996 году с решением суда в Казани партию “Иттифак” и Милли Меджлис выселили из помещения, не предоставив другое, таким образом, оставив на улице. В мае 1998 года газету “Алтын Урда”- печатный орган партии “Иттифак” закрыли решением суда за критические материалы в адрес президента Татарстана. В свои 60 лет я опять стою перед российским судом, может меня ждет российская тюрьма. Россия для нерусских народов, в том числе, и для татар всегда была тюрьмой народов. И до меня тысячи славных сыновей и дочерей татарского народа в течение четырех веков сгнили в русских тюрьмах только за то, что они боролись за независимость своего народа, за восстановления татарского государства, за сохранения языка и религии. Мой народ прошел все ужасы потери государства, насильственного крещения, насильственной русификации. В годы сталинских репрессий и отечественной войны 90 процентов татарской интеллигенции, национальной буржуазии, духовенства были уничтожены. С приходом к власти Путина гонения на татарский народ усилилась, у нас отняли право на родной язык, право на религию, право на свою историю, право на свободные выборы, право на самоопределение – на свое государство. В данный момент в Татарстане сотни мусульман - татары осуждены на долгие тюремные сроки за несовершенные преступления, начались судебные процессы над активистами татарского национального движения. Сейчас на очереди я – лидер татарского национально-освободительного движения. Да, я была и остаюсь убежденным сторонником независимости Татарстана и татарского народа, ибо я не вижу будущего своего народа в составе Российской империи. В этой стране татар ждет полная русификация и исчезновение с исторической арены. Мы, татары, никогда не согласимся этим и будем бороться за освобождение своего народа от Российской империи. Мы хотим восстановить свою государственность без кровопролития, демократическим путем, основываясь на международно-правовых нормах и процедурах. В прошлом году Россия сама признала независимость Абхазии и Южной Осетии, демократический мир признал независимость Косово, мы, татары, тоже заслуживаем такого признания со стороны мирового сообщества. Но Россия пойдет на все, чтобы это не случилось, и в первую очередь уничтожит тех, кто борется за освобождение татарского народа от имперского гнета. В связи с тем, что моей жизни угрожает серьезная опасность со стороны российских спецслужб, что я вот уже 20 лет подвергнута преследованиям и гонениям, что меня собираются судить по политическому заказу, за мою активную общественно-политическую деятельность по защите прав и свобод своего народа, я посчитала своим долгом сообщить это всей общественности. Я решила просить политическое убежище за рубежом. Я отказываюсь от страны, которая собирается меня судить, которая собирается посадить меня в тюрьму в 60 лет только за то, что я борюсь за права своего народа. Я не хочу жить в стране, где нет свободы, где нет демократии, где разврат и коррупция, где нарушаются права человека и права нации. Я хочу жить и продолжать свою борьбу за освобождение татарского народа не в российской тюрьме, а в свободной, демократической, справедливой стране, к счастью, в мире таких стран много.
Фаузия Байрамова, Председатель Милли Меджлиса татарского народа, Председатель татарской партии национальной независимости “Иттифак”, писательница, кандидат исторических наук.
http://tatar-centr.blogspot...

настроение: Боевое

Юлай Гайса, 19-06-2009 16:51 (ссылка)

Фильм "Машина времени"

Фильм "Машина времени" создал английский технический пророк Герберт Уэллс (англичане и немцы ненавидят евреев).

Родные башкиры и татары сплочайтесь, соединяйтесь, объединяйтесь, создавайте традиционные и политические союзы и содружества.

Иначе в 2020 году мы (мусульмане, башкиры, татары и весь мир) потеряем Башкортостан навсегда. Территория Башкортостана будущее развитие Татарстана, иначе башкиры первыми пойдут на завтрак евреям, башкиры выбирайте!!!

России и русских никогда небыло, Москву основал Долгорукий (еврей, два корня в слове), а евреи никогда ничего не делали просто так, Россия и русские всего лишь прикрытие от всего мира, от Ислама и Евросоюза.

В фильме "Машина времени" говорится о евреях - интеллектуальная, управляющая раса ("избранный народ") под землей, о христианах - физическая, силовая раса (крест, тело), так же под землей, а также об остальном населении над землей, которое предусмотрено евреями как пища, принцип евреев, мы произошли от животного мира, значит нужно чем-то себе подобным питаться, все это сейчас творится в мире, только в зачатке!!!

Евреи выбрали себя сами («избранный народ»), решили остаться в живых в эволюционной цепочке питания, а с виду белые и пушистые, потому что умеют себя преподнести, у них хороший опыт самоподношения фараону!

Метки: Фильм Машина Времени

Мы молчим (или к чему мы идем?!)

Мы молчим…

 

В ушедшем в Лету 2008 году последняя неделя сентября началась с печального события – в Казани был разрушен Дом Тукая – номера «Булгар», где поэт прожил 7 лет…   Почему то в прессе, говоря об этом доме, упоминают только Тукая. А он связан с именами Фатыха Амирхана, Шарифа Камала, Галиаскара Камала и многими-многими другими, которые собирались в этом доме на литературные вечера, посиделки, просто бывали у Тукая, а некоторые и жили. Тем более, тяжелей утрата… 

Несмотря на непрезентабельный вид, который имел этот дом уже несколько лет, включая и помпезное время празднования Тысячелетия города, мы почему-то были спокойны за Дом Тукая. Накануне того печального дня в телеэфире и в печати прошли сюжеты о том, что дом частично будет сохранен, по крайне мере, фасад.  Удовлетворенный этой вестью, япоместил материал об этом в свою подборку "ForWeekend" – эту рассылку о новостях и важнейших событиях татарской жизни я еженедельно рассылаю в более чем 450 адресатов по всему миру. Не успело сообщение дойти до моих адресатов, а дом уже разрушили. Разрушили, лицемерно оцепив здание двухметровым забором и закрыв от народа какой-то зеленой сеткой. Говорят, Туфан Миннуллин и другие актеры Камаловского театра, что находится напротив, пытались проникнуть на стройку, чтобы остановить варварство, но их не пустили откуда-то взявшиеся работники какой-то службы безопасности... 

 

Потеря Дома Тукая – это укор всем нам. Его разрушили при нашем полном  равнодушии.

Ощущение, которое мы испытали при этом, и точный диагноз нынешнего состояния нашего народа лучше всего определил мой друг, профессор КГУ Искандер Гилязов в статье «Мы верим» в газете «Звезда Поволжья» (в другой газете эту статью просто не напечатали бы):

«Вообще для меня это событие стало шоком, хотя по-настоящему я уже устал удивляться этому  безграничному равнодушию, с которым мы воспринимаем происходящее в сфере нашей культуры или просвещения», -  пишет Искандер Аязович. «И разрушение здания гостиницы «Булгар» - это просто весьма яркая иллюстрация нашего душевного состояния, состояния нашей совести, и, в конце концов, самочувствия нации. И самочувствие это, к сожалению, явно очень и очень тревожное и болезненное…»

«Здание бывшей гостиницы «Булгар» сейчас в руинах. И ничто не будет напоминать о том, что когда-то на этом месте были номера, в которых жил и творил великий татарский поэт. Как будто наша совесть лежит в руинах, как будто что-то оборвалось в наших зачерствевших душах… Мы, оказывается, способны и на такое...

Больно и обидно особенно за то, что в данном случае эту дикость позволили себе мы сами, и все было сделано не по какой-то указке Москвы. Мы сами в этом виноваты.»

«Что будет с нами, если мы так будем продолжать? О нас вытерли ноги, мы сами себя высекли, и если призадуматься и проанализировать, то стали настоящим посмешищем для всего мира». («Звезда Поволжья», № 38 (440) от 2-8 октября 2008 г.)

Полностью согласен с профессором Гилязовым и вместе с ним уверен, что кардинальная причина нашей серьезной болезни – в нашем молчании. Ибо – мы молчим. И в  этот раз Татарский мир, которым мы очень гордимся, промолчал. То ли просто не знал о разрушающемся Доме Тукая, то ли дейстивительно всерьез болен.    

Мне до сих пор удивительно, почему не слышен голос неистового Разака Абузярова, профессора из Уральска, спасшего  от забвения Красную мечеть и Дом Мутыгуллиных, в котором сейчас Музей Тукая, остоявшего от разрушения историческую Татарскую слободу в Уральске (Яике). Мы всегда удивлялись Вашей энергии, Разак Абдурахманович, когда Вы пробивали в высоких кабинетах очередной форум, посвященный Тукаю. Вас же слушают в этих кабинетах, Вас уважает Президент республики. Почему же Вы промолчали в этот  раз?

 Где вы, Татарский ученый мир – мы многих Вас - заслуженных и почитаемых - видели на IВсемирном форуме татарских ученых - не только физиков и математиков, но и филологов, историков, докторов архитектуры? Ваше веское слово было бы весьма кстати!  

Но мы молчим.

 

Мы молчим, когда наши судьбы за нас решают другие, в каких-то неведомых высоких кабинетах

Мы молчим, когда на наших глазах кардинально меняют облик города, разрушают татарскую Казань.

К нам в Исполком Всемирного конгресса татар часто заходит архитектор Дамир Алтынбаев, которого в республике считают чудаковатым из-за своего напористого  проталкивания  идеи постройки в Казани Исторического бульвара, Алтай-юрта и других прекрасных проектов (идейным вхохновителем проекта и его главным архитектором является доктор архитектуры Сайяр Айдаров).  Как-то с нескрываемой тревогой Дамир рассказал, что в город приглашены 35 архитекторов из мировых архитектурных мастерских, которые должны нам спроектировать Город Универсиады. Проектные работы на правом берегу Казанки уже начались – прошедшей осенью земснаряды начали возводить намывные острова, на которых планируют поставить небоскребы в 35-50 этажей – что-то наподобие Дубая или Манхэттена. Словом, нам подарят Американский город.

Как не разделить тревожные опасения Дамира! Мало того, что острова уменьшают водную гладь прекрасной акватории Казанки, которой нет у многих других "столичных" городов, так я уверен, что не будет у нас ни Манхэттена, ни Дубая – будет только  плохая пародия на них.  А самое главное – нужен ли нам этот западный город? Казань и берега реки Казанки как-раз и привлекают своим неповторимым русско-татарским колоритом. Но мы молчим... Хотя у нас и не спросили!

Сегодня уже и левый берег уже потерял прежний неповторимый облик городов побережья южной Франции. Мало того, что в ходе подготовки к 1000-летию города под предлогом ветхости уничтожили сотни добротных зданий XYIII-XXвеков, так еще поставили комплекс "Суворовский", отвоевав землю у Суворовского училища. Она стала вызывающей доминантой в этой части города – во-первых, она выше башни Сююмбике, что уже является вызовом, ибо  нарушает сложившуюся традицию высотности застройки исторческой части города (не выше Сююмбеки). Традиция  до середины 2000-х годов свято соблюдалась, исключением были лишь продавленные советским руководством Казани университетские "высотки", уродующие исторический центр. А, во-вторых, почему "Суворовский"? Почему, допустим,  не "Кремлевский" (Кремль недалеко и очертания здания чем-то напоминают кремлевские башни).  А лучше бы "Толстовский" (Лев Николаевич жил всего в двух шагах от этого здания) или "Пушкинский" (посещая Казань в 1833 году, Пушкин наверняка заглядывал с Фуксом сюда в "Русскую Швейцарию", обозревая с высокого берега путь, которым двигался когда-то Пугачев из своей ставки в деревнеСухая река к Кремлю). Можно было назвать «Родионовским» в память Родионовского института благородных девиц, на чьих землях как раз и сидит этот элитарный комплекс.  Ну, а главное: чем сия историческая личность вошла в историю города? Что, Суворов бывал в Казани? Наоборот, с именем Суворова у татар всегда всплывают невеселые исторические аналогии – Александр Васильевич тысячами гноил служилых татар во имя непонятных народу  захватнических войн царской России в чуждых странах и землях...

Но мы молчим.

 

Главное, чем возмущен Дамир Алтынбаев – это тем, что наши казанские "отцы города" совершенно игнорируют своих, местных архитекторов, все больше и больше привлекая к проектированию и строительству западных, в лучшем случае российских (питерских) архитекторов и скульпторов...

Не их ли имеет ввиду Дамир,когда говорит о неведомых силах, которые всячески создают препоны в реализациипроектов "Исторического бульвара", "Хартии Земли" "Араиса", "Алтай юрта" и многих других. Еще год назад Дамир был воодушевленный – на уровне Академии наук Татарстана и Правительства Татарстана проект был поддержан. Мы также радовались вместе с ним– наконец-то мы подарим нашим детям и внукам настоящий тюрко-татарский, евразийский город.  Дамир неистово отстаивал идею Набережной Президента (от Кремля до НКЦ "Казань"), Площади Республики (перед театром Г.Камала), площади Конгресса (перед НКЦ "Казань"). При этом Дамир убеждал – нужно создавать символы и образы, которые глубоко войдут в память народа и станут стержневыми понятиями исторического сознания татар. Не дай бог, ликвидируют Республику Татарстан, упразднят пост Президента, распустят Всемирный конгресс татар, но останется в Казани Площадь Республики, Президентская Набережная, Площадь Конресса, и наши внуки обязательно будут помнить, что когда у татар была своя Республика, был Президент, был Конгресс татар. Образы, которые вошли в сознание через топонимику, останутся довлеющими в исторической памяти. Как довлеет образ Сююмбики, которая через сохраненную башню ее имени веками будет напоминать татарам о событиях 1552 года. Ну, а пока кто-то – сознательно или нет, но  очень хитро – вводит в нашу память другие довлеющие символы – "Суворовский"...

А мы молчим...    

 

Где, например, признанный в Татарстане известный татарский художник и скульптор из Казахстана Камиль Муллашев? Лет пять назад у себя в мастерской в Алмате он показывал мне прекрасный эскиз памятника Сююмбике на Ярмарочной площади в Казани. Легендарная ханбике, устремленная вперед в раскошном одеянии, высится на 40-метровом постаменте на самой высокой части площади, за пъедесталом полукругом расположена  стена с барельефами 1000 выдающих татар и тюрков, начиная с Чингиз-хана, Кул-Гали и Мухамедъяра и кончая Гаспринским, Гаязом Исхаки и Минтимером Шаймиевым. Кстати, Камиль где-то в 90-х годах привозил в Казань этот эскиз и показывал Минтимеру Шариповичу. Проект Шаймиеву понравился, но тогда было очередное сложное противостояние  с Москвой, и, чтобы "не дразнить гусей", Минтимер Шарипрович предложил Муллашеву поставить памятник ... в Набережных Челнах. Но в Челнах Камиль памятник ставить не стал, он его видел только на Площади Тысячелетия в Казани и больше нигде -  так и уехал в Казахстан. Сейчас, обласканный Президентом Нурсултаном Назарбаевым, Камиль  живет в Астане, реализует прекрасные проекты в Казахстане, но идею с памятником Сююмбике уже не поднимает... А как бы этот памятник вписался в Исторический бульвар Сайяра Айдарова-Дамира Алтынбаева!  

Сегодня проект «Исторического бульвара», охватывавший все набережные Казани, Булака и Кабана, и который  казался уже удачно похороненным,  по словам Дамира, потихоньку реанимируют, и на бывшей Федосеевской под Кремлем напротив строящегося Дворца земледелия будет воплощен первый проект - комплекс «Хартии Земли». За проект заступились сегодня люди, кому неравнодушна татарская Казань – Фарид Мухаметшин, Разиль Валеев, Марат Ахметов,  Ахмет Мазгаров, Ринат Закиров. Значит, есть еще шанс отодвинуть от Казанки суррогатный Американский город…     

Справедливости ради надо сказать, что проект намывных островов, по данным прессы, якобы перенесен на Волгу в район Займище – воды Казанки просто-напросто размыли первый намывной остров возле Издательства, унеся «под воду» 260 миллионов народных денег. Так ли это на самом деле?  Но борьба за Исторический бульвар продолжается, хотя мы и молчим в сторонке… 

 

У Дамира Алтынбаева мне нравилась еще одна прекрасная идея: поставить на Президентской набережной (все-таки хочется верить, что она будет!!!) памятники всем национальным героям тюркских народов. При этом, прекрасно понимая, что у города на это средств нет, Дамир предлагал через наши национальные общины, входившие в АНКО (ныне – Ассамблея народов Татарстана) или в прямых контактах с руководством зарубежных стран выйти на Президентов  тюркских государств с предложением поставить памятники в Казани: Азербайджан – Низами, Казахстан – Абаю, Узбекистан – Навои, Кыргызстан – Айтматову, Турция - Ататюрку и т.п. Думаю, что, появись в Казани хотя бы эти памятники, примеру могли последовать и Украина (Тарас Шевченко), Беларусь (Якуб Колас), Таджикистан (Садреддин Айни)  и многие другие. Нам, татарам, кстати, катастрофически не хватает в Казани памятника Исмаилу Гаспаралы.

 

Положительные «фишки» этого проекта не только очевидны, но и важны с точки зрения как геополитики, так и нравственных начал: во-первых, Казань в глазах тюркских, восточных и западных народов  утверждается как часть и  неизменная северная столица огромного тюркского мира. Этот проект вновь подчеркивает всему миру толерантность и открытость нашего народа, неоторванность от мировой тюркской культуры. Во-вторых, представителям национальных общин народов СНГ в нашем городе  будет куда прийти и кому поклониться в дни своих государственных и общенациональных праздников,  привести своих гостей-соотечественников. В-третьих, поставив эти памятники у себя, мы приобретаем моральное право поставить в этих странах памятники Тукаю, Джалилю и другим выдающимся татарам. Ну, а в-четвертых, каков бы был огромен воспитательный эффект воздействия на молодежь! Подумайте, многие ли из нас  сегодня знают и читают восточную поэзию, книги наших тюркских соседей? Здесь же, увидев монументальные скульптуры выдающихся тюрков, наши дети и внуки спрашивали бы, теребили бы нас: «Кто эти люди? Почему им поставили памятник?» Тогда и мы вынуждены были бы искать ответы на их вопросы, невольно входя во многом неведомый нашему современнику  прекрасный мир  тюркской, восточной культуры.   

Но наши зарубежные диаспоры в Казани молчат, молчим и мы. Хотя есть и отдельные примеры для подражания. Так, генеральный директор НПО «Полимер» Элман Гасанов (Набережные Челны) как-то лично говорил мне: «Дайте разрешение поставить памятник Низами в Казани – я отолью его на свои деньги». Думаю, что такие энтузиасты-бизнесмены есть и у других народов в нашей республике. 

 В последнем проекте «Исторического бульвара» Казани его авторы почему-то отнесли Аллею Дружбы народов на Кировскую дамбу (Набережная Дружбы народов), заменив памятники национальным героям тюркских государств 34 ротондами по числу национально-культурных обществ, входящих в Ассамблею народов Татарстана. А жаль, первоначальный проект памятников на Президентской набережной был бы гораздо предпочтительнее.

Но мы молчим.

 

Нам смелее нужно привлекать в Казань архитекторов из стран СНГ.  Посмотрите, какими красивыми городами стали нынешний Ташкент, Ашхабад, Баку, Астана! Неповторимыми восточными городами! Бывая в любом уголке Баку, ни на минуту не забываешь, что ты в Азербайджане. Современная Астана  - ультрасовременный город, но, находясь здесь, понимаешь, что это именно казахская столица, а не какого-либо другого государства… Самое главное, эта архитектура нам совсем не чужда, ибо на генном уровне мы все равно – тюрки. «Да, скифы - мы, да, азиаты – мы» с далекого, прекрасного Востока. Но у нас  Национальную библиотеку проектирует голландец, Зоопарк – англичане, реконструкцию Старо-Татарской слободы - испанец, проект намывных островов создают американцы. А где наши?

 

А наши татары…

        Более 20 лет (с 1939 по 1962 год) главным архитектором Ташкента являлся крупнейший зодчий и теоретик архитектуры, наш соотечественник Мидхат Булатов. Ему принадлежат проекты застройки улицы Навои и площади Бешагач, парка «Комсомольское озеро», уникальной гостиницы «Ташкент» и стадиона «Пахтакор» в Ташкенте, исторического музея в Самарканде, нового центра Бухары. Построеные еще в советское время, эти проекты и сегодня поражают нас своим восточным изяществом и столичной изысканностью, великолепно передают дух Востока и входят, несомненно, в сокровищницу мировой архитектуры и зодчества.  В Казани, кстати, есть улица Мидхата Булатова, но знают ли современные жители микрорайона «Солнечный город», в честь кого названа эта улица? Не уверен. 

       А он творил до 97 лет и очень хотел оставить след на своей исторической родине, в Казани. Предназначенные для нашего города его проекты гостиниц, Детского парка на берегу Волги, Памятника воинам-защитникам Казани  1552 года, безусловно, достойно украсили бы наш город. Но ему не дали это сделать руководители Казани ни в советское, ни в нынешнее время…

     

       В 2008 году в Ташкенте прошла выставка «Известный и неизвестный  Чингиз Ахмаров» о выдающемся татарском живописце, художнике-монументалисте, педагоге, народном художнике Узбекистана и Татарстана, почти неизвестном у нас в Казани.

        В Ташкенте его росписи украшают Музей прикладных искусств, институты искусствознания и востоковедения, фрески запечатлены на станции метро «Алишер Навои» в Ташкенте,  украшают станцию «Киевская» московского метрополитена, санаторий «Узбекистан» в Кисловодске, самаркандский ресторан «Юлдуз» и Дворец культуры имени Авиценны в Бухаре. В Татарстане в 1955 году зодчий выполнил настенные  росписи в театре оперы и балета имени Мусы Джалиля в Казани.  И больше ничего в Татарстане – не дали.

         У нас «Пирамиду», памятники нашим героям проектируют москвичи, питерцы, - наверно, талантливые зодчие, но не «свои». «Своих» приглашают в других города. Как, например, молодого архитектора Марата Максудова (ученика Мидхата Булатова), которому муфтий Равиль  Гайнутдин «доверил» проектирование новой московской Соборной мечети. Марат является одним из авторов очень удачного монумента Ибрагим-хану, поставленного в Елабуге к 1000-летию города. Но в Казани ему работы не нашлось.  Он не очень ко двору  нашим казанским архитекторам, ибо имеет свое особое мнение. Марат, например,  очень аргументированно  оппонировал проект памятника защитникам города, предложенного Ниязом Хазиахметовым(этим М.Максудов запомнился многим казанцам). И еще много лет отстаивает идею создания Музея татарской эмиграции и Дома соотечественника в Казани.

 

        Многие в Казани знают Ильдара Ханова, по крайней мере, слышали о его Храме всех религий в Аракчино. Больше его знают (или уже знали) в Набережных Челнах, в городе, который приобрел свой неповторимый облик, свою «фишку», благодаря монументам и скульптурам Ильдара Мансавеевича. Но в 70-х его в Челнах не понимали, относились даже враждебно: отдельные «деятели» заваливали приемную первого секретаря горкома партии Раиса Беляева и местный КГБ десятками жалоб на Ильдара, обвиняя его в космополитизме. По-разному относятся профессиональные собратья к Ханову и в Казани – считают чудаковатым, странным, недолюбливают, а народ справедливо считает его творение одним из Чудес России. А Ильдар  не слышит голоса возмущённых и перешептывающихся. Он строит – изо дня в день, из месяца в месяц, из года в год – вот уже 15 лет – свой Вселенский храм. «Я не боюсь смерти, - говорит Ильдар. - Останется людям мой Храм».   Ему не помогает ни Президент, ни мэрия, ни Министерство культуры. Вселенский храм – детище народа. Ильдар строит его на истинно народные деньги. Даже Кул-Шариф не сравнится со Вселенским храмом по масштабу внесенных в него народом денег и средств. И поэтому Ильдар прав: Храм всех религий – это возведенный российским народом ему самому вечный памятник.

        И, хотя кипят немалые страсти вокруг творения Ильдара, татарский народ, в основном, к нему равнодушен. Ни «да» в поддержку Ильдара, ни – «нет». Лучше – промолчать…

 

        Мы можем еще влиять на то, каким будет наш город завтра, каким мы его оставим будущим поколениям. Мы в ответе за то, чтобы оставить нашим внукам евразийский город. Пока только туристы и наши татарские эмигранты спрашивают у нас: «А где же татарская Казань? Что же вы наделали, уничтожив Старотарскую слободу? Вы же искусственно вырвали из сердца города ее интеллигентность, переселив всю старую интеллигенцию – опору духовности - «по ветхости» на окраины города!». Завтра об этом спросят нас уже все.

        Но мы молчим.         

        Мы часто сетуем на городскую власть о том, что она-де не спрашивает у нас, когда хотят переносить памятники, убирать трамвай из центра города. А я думаю: а нужно ли спрашивать? Все равно промолчим. Промолчали по Дому  Тукая. Республиканские коммунисты промолчали, когда в двух шагах от их рескома сняли со здания, где жил будущий вождь мирового пролетариата Володя Ульянов, мемориальную доску, а потом и вовсе сожгли этот дом. Жители Кировского района промолчали, когда на их глазах закрыли, а потом и сожгли единственный в районе Дворец культуры. Он им сегодня просто не нужен. Сегодня еще стоят (власть  пока не тронула) полуразрушенные гостиница «Казань» и Дом Фукса, не решена окончательно судьба  (сносить или реставрировать!) Дома печати на Баумана, связанного с именем Мусы Джалиля, Кави Наджми и др. Пока эти дома стоят, но надолго ли при нашем молчании? Ни одного голоса в печати, не говоря уж о более активных формах выражения своего мнения… Молчим все – и татары, и русские, и казанцы, и татары России и СНГ.

         

 И вновь по этому поводу хочу процитировать Искандера Гилязова.

«Наша интеллигенция живет в каком-то искусственном мире. Так ведь удобней! Мы любим жить удобно, комфортно. Мы закрываем глаза на сегодняшнее положение татарского народа, не можем (или не хотим?) взглянуть глубинным, планетарным взглядом и на наше будущее – мы заняты другими «важными» проблемами, нам хватает и своих личных забот. По моему мнению, сегодня татарский народ стоит перед какой-то чертой. Если мы сообща, забыв о своих раздорах и распрях, всерьез не задумаемся о судьбе нации, ее будущем – наша перспектива весьма проблемна. Нас ждет инкыйраз – исчезновение» (И.Гилязов. Герой или предатель. – «Ватаным Татарстан», № 6-7, 16 января 2009  г.).

Причина нашей болезни – в нашем молчании и равнодушии. И тысячу раз прав Искандер Аязович – так удобней жить! Мы молчим…

 

        Хочу закончить свою статью, навеянную тревожными размышлениями о будущем своего города, своего народа, тем, с чего начал – о Доме Тукая. В конце прошлого года министр культуры Татарстана публично пообещала, что вместо снесенных номеров «Булгар» будет возведено такое же здание по старым снимкам.  Мол, стены были настолько «червивы», а фундамент настолько прогнил, что снос – это был единственный выход, чтобы как-то выйти из положения. В любом случае, историческое здание мы потеряли, а вместо него будет похожий, но «новодел». Как-то это грустно и очень обидно…

 

                                                                             Рустэм Гайнетдинов,

                                                                               кандидат исторических наук

Без заголовка

А ведь здесь собраны татары со всего света. Например Казахстан. Ура:


Без заголовка

Да это мы: Мы - сила, мы - вера, мы - будем всегда .
Одною семьёю - жить вместе да - да!!!

В этой группе, возможно, есть записи, доступные только её участникам.
Чтобы их читать, Вам нужно вступить в группу