Вход
Фотографии

Катер-памятник Морякам Балтики

Катер-памятник Героическим Морякам Торпедных Катеров Балтики расположен на территории Выставочного Комплекса “ЛенЭкспо” на Васильевском Острове г.Санкт-Петербурга. Надпись на постаменте гласит: “1941-45. Героическим Морякам Торпедных Катеров Балтики”, а прикреплённая рядом табличка поясняет: “Катер-памятник героическим морякам торпедных катеров КрасноЗнамённого Балтийского Флота. Моряки торпедных катеров активно участвовали в обороне и снятии блокады Ленинграда, в годы Великой Отечественной Войны 1941-1945 годах, на дальних и ближних подступах к городу (на полуострове Ханко, Моонзундских Островах, Выборгском Заливе, южной части Балтики). Торпедные катера КрасноЗнамённого Балтийского Флота за годы войны потопили 119 и повредили 36 кораблей и судов противника, выставили более 2000 мин, участвовали в 12-ти десантных операциях. Бригада торпедных катеров КрасноЗнамённого Балтийского Флота награждена орденами “Красного Знамени” и “Нахимова” 1-ой Степени. Одному из дивизионов бригады присвоено звание “Гвардейского”. Одиннадцать катеров удостоено звания “Героя Советского Союза”, многие награждены орденами и медалями”. На постаменте установлен, восстановленный на судостроительном заводе, торпедный катер проекта 123К (это более поздняя, уже послевоенная, версия проекта 123-бис (“Комсомолец”). Это настоящий торпедный катер, с которого сняли все навигационные системы, оставив торпедные аппараты и стрелковое вооружение. По официальной версии, именно на таком торпедном катере, только более ранней серии 123-бис, во время Второй Мировой Войны командовал лейтенант Алексей Иванович Афанасьев, который прославился тем, что в первом же бою (и на ещё более раннем торпедном катере 123-го проекта) в Рижском Заливе в 1941 году потопил крупный вражеский транспорт, на борту которого находились войска и важные грузы. А уже в 1942 году за образцовое выполнение боевых задач ему присвоили звание Героя Советского Союза. На территории Выставочного Комплекса “ЛенЭкспо” на Васильевском Острове г.Санкт-Петербурга памятник был установлен в 1973 году по проекту архитектора А.Г.Травникова. Торпедный катер стоит на гранитном постаменте, высоко приподняв нос, как будто он на полной скорости уходит в Финский Залив. И это не художественная задумка автора: во время движения катер развивал огромную скорость и его передняя часть высоко поднималась над водой. Торпедные катера проекта 123-бис (более поздние версии – проекты М-123-бис и 123К) строились с 1943 по 1955 годы сначала в г.Тюмени, а позднее – на Феодосийском Судостроительном Заводе №831 (г.Феодосия). Всего было построено 120 шт. проекта 123-бис, 50 шт. проекта М-123-бис и 205 шт. проекта 123К. Экипаж составлял 7 человек. ХАРАКТЕРИСТИКИ (проекты 123-бис/М-123-бис/123К): Длина и ширина: 18,7х3,4/18,7х3,4/19,3х3,6 метра. Средняя осанка: 0,75/0,76/0,80 метра. Водоизмещение (минимальное-максимальное): 19,2-20,5/20,0-21,5/21,1-22,5 тонн. Двигатели: два авиационных бензиновых фирмы “Packard” мощностью 1200 л.с. каждый (скорость до 48,1 узла) на проекте 123-бис или два дизельных М-50 мощностью 1000 л.с. каждый (скорость до 50-ти узлов) на проектах М-123-бис и 123К. Вооружение составляли два 450-мм торпедных аппарата ТТКА-45 на проектах 123-бис и М-123-бис или два 450-мм торпедных аппарата ТТКА-45-52 на проекте 123К; два спаренных крупнокалиберных (калибр 12,7 мм) пулемёта УК-2 (на проекте 123-бис), два спаренных крупнокалиберных (калибр 12,7 мм) пулемёта 2УК-Т (на проекте М-123-бис) или один спаренный крупнокалиберный (калибр 14,5 мм) пулемёт 2М-5 (на проекте 123К) и 6-ть глубинных бомб БМ-1 (только на проекте 123-бис). Торпедный катер проекта 123К разрабатывался в ЦКБ-19 (главный конструктор Вадим Михайлович Бурлаков) и стал последним этапом модернизации проекта 123-бис. Работы были закончены в 1950 году. Управление катером вынесли из ходовой рубки на мостик, ликвидировали броневую защиту. Одним из вариантов проекта предусматривалась установка двух радиолокационных станций опознавания и обнаружения за счёт снимаемой пулемётной установки. Завод-строитель серии – Феодосийский Судостроительный Завод №831 (г.Феодосия) построил два головных катера в соответствии с вариантами вооружения: “А” - без радиолокационного вооружения и “З” - с ажурной мачтой для размещения совмещенного антенного поста радиолокационной станции “Зарница” и станции опознавания “Факел-М”. Во время испытаний первоначально установленные спаренные крупнокалиберные пулемёты калибра 12,7-мм заменили на 14,5-мм. Оба головных катера вошли в строй 31 ноября 1951 года и на испытаниях катер “А” достиг проектной скорости 50 узлов, а катер “З” – только 49 узлов, что было объяснено некачественным изготовлением корпуса. В серийную же постройку был принял катер варианта “З” при условии доведении его скорости до 50 узлов. Строительство торпедных катеров проекта 123К велось Феодосийским Судостроительным Заводом №831 (г.Феодосия) с 1950 по 1955 годы и всего было выпущено 205 таких катеров.

Другие альбомы