Все игры
Фотографии

ХОХЛОМА

В Нижегородской области есть два места, где хохломским узором владеют: в Семине – сельце, что на реке Узоле стоит, и в Семенове – городке, что в свое время собрал художников в артели. Семино и Семенов… Улавливаете сходство? В селе парней с именем Семен просто Семами кликали, а в городе уже Семенами. Видать, в этих местах Семены мастеровыми людьми были, раз память такую о себе оставили. Знатоки хохломы делят ее на «деревенскую» и «городскую». Объяснять не надо, где какая? Приглядитесь внимательнее, разница есть? В том и ценность. Некогда хохлома еще «горянщиной» звалась. А это от того, что крашеную посуду в печках и горнах сушили. На базар везли «белье», посуду некрашеную, и «горянщину», к которой красильщики руку приложили. «Горянщина» хоть и дороговата была, но покупатель ее предпочитал. Кому не хочется в доме красоту видеть. Со временем «горянщина» всему миру известна стала. Так во второй половине 19 столетия искусно выточенные и расписанные блюда и чаши, поставцы и кондейки появляются на рынках Западной Европы, Средней Азии, Персии, Индии. Летопись сохранила такой факт: в 1884 году около 100 000 больших и малых чаш крашенной деревянной посуды было отправлено в Париж, Лондон, Амстердам и Ниццу. В начале 20 века хохломскими изделиями постоянно любуются посетители Лейпцигской ярмарки. Их заказывают и увозят в Америку, Австралию и даже Африку. Хохлому золотой называют, и мы от этого отступать не будем. А золото с икон пришло. Среди тех, кто «хохлому писал», были и беглые иконописцы, укрывшиеся от гонений в лесах по Керженцу да Узоле, что текут на Севере Нижегородской области. Старых икон не сохранилось. Многие разорители по этой земле прошли, пожгли их, но старые люди говаривали, что мастера те иконы олифой покрывали и в печах жарили и оттого они золотистыми становились. «В росписях хохломы почти нет жанровых сценок: все свое искусство художники направили на изображение растительных форм, или так называемого травного орнамента, связанного с традициями живописи Древней Руси. Гибкие, волнистые стебли с листьями, ягодками и цветами обегают стенки сосуда, украшают его внутреннюю поверхность, придавая предмету неповторимо нарядный облик. На одних вещах стебли цветков вытягиваются вверх на других – завиваются или бегут по кругу». Если бы так; как в серьезной искусствоведческой книге написано, то все просто: мастера одну траку да цветочки писали. Тогда откуда же на огненных чашах взялась жар-птица? Или ромбы-пряники и солнца-розетки? Почему вдруг ковши на утиц да лебедушек похожи? «Фантазия художников», - скажете. Не совсем так. В формах и росписи хохломской посуды сокрыты символы Руси еще «Языческой», времен когда наши Предки чтили своих Богов. Вон ведь куда корни идут. А их все обрубить старались как чужеродные. Даже краски хохломы древносью дышат. Иной нынешний заказчик в толк не возьмет: что же мастера на краски скупяться? Киноварь, золото, чернь… Он, потрясая денежками, требует, чтоб и голубая лазурь проблеснула, и травка зеленью пошла, и контур чтоб белильцем оттенялся. В его понятии, может, это и красиво, только от хохломы здесь ничего не остается. Один мудрый журналист, путешествуя по приузольским селам в тридцатом году прошлого века, написал: «Включение в хохломскую палитру дополнительных цветов ( желтый, зеленый, синий, коричневый ) отнюдь не делает хохломскую вещь более богатой: это скорее делает ее менее целостной, менее выразительной, хоть и более цветистой. Нет, классические хохломские вещи – это яростная борьба двух цветов: красного и черного. Красное и черное – жизнь и смерть, радость и печаль, пламя и уголь, свет и тьма – два цвета, ввергнутые в ритмический, полет орнамента. Красное и черное, киноварь и сажа, теза и антитеза – их извечное извечное противоборство умягчено в орнамент золотом, третьим колористическим элементом. Золото примиряет и связует два цвета». Есть в хохломской росписи загадки и тайны, иначе не привлекала бы она к себе. Одна красота - пуста.Попробуем мы в нашем путешествии к этим тайнам прикоснуться. А уж коль ценности мы привыкли золотом мерить, то постараемся понять, в чем же золото хохломы. В путешествии нашем мы откроем для себя один мир, который для нас исчез. Это мир дерева. Нашим предкам мир этот был космосом, вселенной, его почитали и берегли. Мы увидим, что хохлома – часть этого мира.